Скачать epub pdf III. Иван Александрович Голубцов 106 Его: о библиотеке Голубинского. 8.09.1887–04.11.1966 «депутат Красюковки» в 1917–1918 гг. и известный ученый–историк Старший сын профессора А.П.Голубцова , Иван Александрович, стал крупным ученым, который оставил заметный след в отечественной историографии и архивоведении. Его научная деятельность и творческий путь как крупного картографа, историка, архиво– и источниковеда широко известны специалистам и по достоинству ими оценены. И. А. Голубцов был не только известным московским историком по месту своей деятельности, но и одним из организаторов московских архивов и ряд его трудов имеет своим предметом историю Москвы и Московского государства. 107 Большинство статей о нем и, главным образом о его научных заслугах 108 появилось в 60–70 годах в связи с его кончиной. Однако эти публикации обошли стороной раннюю эпоху жизни и деятельности Ивана Александровича, падающую на трагические 1920–е и 1930–е годы. Коллеги–историки, работавшие вместе с ним в Институте Истории Академии Наук в 40–60–е годы, видели в нем всегда преданного делу исследователя, целиком погруженного в научные занятия, неизменно доброжелательного, умудренного жизнью светлого человека. Но только пристальное внимание к конкретным обстоятельствам формирования личности его как человека и историка, к обстоятельствам, ставшим известными автору этой статьи из ряда архивных источников, позволяют осветить неизвестный доселе тернистый, если не сказать более, путь, пройденный Иваном Александровичем в служении ближним, народу и Отечеству в целом, и понять истоки его мудрости, истинной российской интеллигентности и высочайшего профессионализма... Иван Александрович родился осенью 1887 г., когда его отец после годичного профессорского стипендиатства по окончании Академии только начинал читать свои лекции студентам Академии по церковной археологии – был «исправляющим должность доцента», т.е. младшим преподавателем. Родившийся первенец наречен Ваней при крещении, которое было совершено 13 сентября в Христорождественской церкви ее священником о. Михаилом Багрецовым при восприемниках – библиотекаре МДА – Евлампии Ив. Троицком (женатом на Софье Сергеевне Смирновой и бывшем с 1889 г. священником в Москве) и бабушке – Софье Мартыновне, супруге проф. прот. Сергея Константиновича Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf 3. Общие сведения о научном наследии А.П. Голубцова Предисловие Как говорилось выше, А.П. Голубцов на последних курсах специализировался по русской церковной истории, по каковой дисциплине и было написано им кандидатское сочинение, переработанное вскоре в магистерское на тему «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны», заслужившее наивысшую оценку у В. Ключевского и Е. Голубинского . В связи с этой работой и вообще с интересом к русской церковной истории и, в частности, к личности Преподобного Сергия профессором было написано несколько небольших работ. Вынужденный, однако, занять по окончании обучения вакантную кафедру «Церковной археологи и литургики» Александр Петрович основную долю своего времени стал уделять этой новой для него дисциплине, особенно по завершении своего магистерского сочинения. Предмет Церковной Археологии, выделенный в 1844 году из кафедры Общей Церковной Истории и к которому по Уставу 1869 года была присоединена еще и «Литургика», долгое время, чуть ли не сорок лет, влачил в Академии довольно жалкое существование. До 1868 года здесь перебывало шесть довольно «кратковременных» преподавателей 46 , из которых ни один не воспринимал церковную археологию как предмет для исследования, как науку, и не написал в этой области ни одной, насколько известно, статьи. Иван Данилович Мансветов , занимавший эту кафедру с 1868 года целых 17 лет, предметом довольно тщательного и плодотворного изучения (как, впрочем, и А.Л. Катанский ) избрал литургику, а церковной археологии посвящал лишь отдельные статьи и заметки довольно случайного, можно сказать, содержания, навеянные теми или иными наблюдениями или событиями, например, раскопками в Херсонесе, либо при знакомстве с тем или иным церковно–архитектурным комплексом. Преждевременно от чахотки скончавшийся в декабре 1885 года в возрасте всего 42 лет, он оставил кафедру без подготовленного воспреемника. Совет Академии предложил временно занять это место профессору А.П. Лебедеву , а первого выпускника 1886 года А.П. Голубцова оставить проф. стипендиатом для подготовки к лекциям по вакантной кафедре, несмотря на то, что Голубцов специализировался по русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Известно, что жестокая засуха 1921 года вызвала сильнейший голод в 34 губерниях России, который привел к смерти около миллиона человек. Летом того же года был организован «Всероссийский комитет помощи голодающим» (ПОМГОЛ) во главе со Святейшим Патриархом Тихоном (в результате переговоров с ним большевиков через посредничество А. М. Горького) 2 . Однако большевистский ЦК имел свои цели. 27 августа ПОМГОЛ декретом ВЦИК был распущен, деньги, им собранные, были конфискованы. Вместо него при ВЦИКе была создана «Центральная Комиссия помощи голодающим», обратившаяся в декабре 1921 г. к Патриарху Тихону с призывом о пожертвованиях. 19 февраля 1922 г. Патриарх издал новое воззвание к приходам и пастве – жертвовать любые драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления 3 . Однако после резких выпадов в правительственных газетах в адрес Церковного священноначалия, 23 февраля ВЦИК издал декрет «Об изъятии церковных ценностей» 4 . Появление его вызвало новое послание Патриарха от 28 февраля, в котором говорилось, что декрет от 23 февраля, призывавший изымать из храмов все ценности, как и (само изъятие священных сосудов (хотя бы и через добровольное пожертвование), является святотатственным актом. Архиепископ Никандр (Феноменов) 5 , назначенный – после смерти митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) (умер 18 января 1922 г.) – патриархом Тихоном на Крутицкую кафедру (вероятно это произошло в начале февраля) провел с благочинными г. Москвы два собрания – 27 февраля и 7 марта. На втором из них было зачитано и обращение («воззвание») Патриарха (от 28 февраля), затем распечатанное – с целью оповещения прихожан и переданное благочинным – для раздачи по одному экземпляру на приход. Во многих храмах это вызвало приходские собрания, на которых принимались резолюции с требованием замены церковных сосудов эквивалентными по весу драгоценными украшениями, либо вообще отмены этого декрета. Между тем по всей стране началась кампания по изъятию церковных ценностей, она вызвала возмущение верующих, переходившее иногда в столкновения с членами комиссий по изъятию, оканчивавшиеся арестами и расстрелами верующих подоспевавшими на помощь комиссиям красноармейцами. Всей стране стало известно кровопролитие в Шуе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Устав Троице-Сергиевой Лавры 1. Основания монашества 1 . Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства. 2 . Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства. 3 . Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство и послушание. 4 . Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). 201 . 5 . Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания : «...Могий вместити, да вместит» ( Мф.19:12 ). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» ( 1Кор.7:32 ). 6 . Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания : «...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф.16:24 ); «...аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» ( Мф.20:26 ); «Им же и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛУБЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Николай Голубцов Голубцов Николай Александрович ( 1900 - 1963 ), протоиерей Детство Родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде . Происходил из известной семьи Голубцовых, чей славный род дал немало священнослужителей, учёных и просто замечательных христиан. Его отец, Александр Петрович Голубцов , был профессором литургики и церковной археологии Московской духовной академии . Жена Александра Петровича, Ольга Сергеевна Голубцова (1867-1920), также происходила из священнического сословия, она была дочерью ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергия Смирнова . Ольга Сергеевна была глубоко верующей христианкой, хорошо знала Св. Писание, многое из него помнила наизусть, и воспитывала детей в вере и благочестии. Все силы она отдавала семье, но при этом находила время и для дел милосердия и благотворительного служения. Скончалась она, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии во время Гражданской войны. Ольга Сергеевна была духовной дочерью иеросхимонаха Алексия (Соловьева) из Зосимовой пустыни , часто ездила к нему и брала с собой детей, приучая их к регулярной исповеди и продолжительным монастырским службам. После смерти матери семейство Голубцовых продолжало духовно окормляться у Алексия Зосимовского. Голубцовы жили в Сергиевом Посаде , на Красюковке, и поэтому дети с родителями часто бывали на службе в Троице-Сергиевой Лавре и в скитах - Черниговском-Гефсиманском , Вифанском и Параклите . Семья была глубоко церковной, и дети получили традиционное христианское воспитание. Николай был седьмым ребенком в семье, он рос любознательным, смышленым мальчиком. Его жажда активного познания мира нередко переливалась через край, за что ему нередко попадало от матери, любившей порядок в доме и довольно строго державшей детей. Обычно в наказание за проступки его ставили в угол. Но отец как-то особо любил Николая за его живой и пытливый ум, и порой защищал от праведного гнева матери, ограничиваясь устным внушением. Отцу, видимо, импонировало то, что Николай очень любил книги, которых в профессорском доме было много. Не все дети Голубцовых одинаково проявляли интерес к книгам, а у Николая, как писал его биограф и племянник, дьякон Сергий Голубцов, была «любознательность, проявляющаяся в запойном чтении книг». Начитанность позже очень пригодилась ему в его пастырском служении. Николаю было всего 11 лет, когда умер отец, но он сохранил о нем самые теплые воспоминания

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (ГОЛУБЦОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Сергий (Голубцов) Сергий (Голубцов) ( 1906 - 1982 ), архиепископ б. Казанский и Марийский , реставратор, иконописец В миру Голубцов Павел Александрович, родился 16 апреля 1906 года в Сергиевом Посаде , в семье Александра Петровича Голубцова (1860 - 1911), профессора Московской духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии. В семье Голубцовых было 12 детей. Четверо из них затем полностью посвятили себя служению Церкви (протоиереи Николай , Серафим , монахиня Сергия и архиепископ Сергий). Мать, Ольга Сергеевна Голубцова (1867 - 1920), была глубоко верующей христианкой, преданной воле Божией. Все силы она отдавала воспитанию своих детей, а скончалась, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии. В отрочестве на Павла большое влияние оказало знакомство с иеросхимонахом Алексием (Соловьевым) , о котором впоследствии он отзывался как о выдающемся благодатном старце. " Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова... От него всегда выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости. Отец Алексий был очень внимателен ко всем подробностям, интересовался всеми кажущимися " мелочами " . Происходило это, по-видимому, от его большой внутренней собранности и понимания, что всякая мелочь может таить в себе большее, чем мы думаем " . Иеросхимонах Алексий советовал своему духовному сыну " учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом " . Сестре Павла Н.А. Голубцовой, отец Алексий предсказывал, что ее брат будет епископом и прибавлял: " только бы он не возгордился " , о предсказании этом сестра рассказала владыке Сергию лишь в 70-е годы, когда он пребывал на покое.

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

Скачать epub pdf I. Александр Петрович Голубцов 20.11.1860 – 04/17.07.1911 Профессор Московской Духовной Академии 1. Происхождение Среди тридцати профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии в начале ХХ–го века особым уважением и авторитетом пользовался профессор Церковной Археологии и Литургики, активный член корпорации и академического Правления в свои последние годы Александр Петрович Голубцов , человек редких душевных качеств – по отзыву его знавших. Автор надеется, что читатель получит верное представление 2 об одном не только маститом профессоре и беззаветном труженике в области церковной науки в старой дореволюционной Академии, но и честном, добросовестном человеке, носителе высоких нравственных и научных принципов, заложенных и развитых в Академии Александром Васильевичем Горским, Петром Делицыным, Сергеем Константиновичем Смирновым, Василием Осиповичем Ключевским и другими выдающимися ее учеными. Он был сыном бедного сельского священника Ильинского погоста на речке Шаче 3 , что в Шарике в Галичском уезде Костромской губернии. – Петра Александровича Голубцова [Б1] 4 и его супруги Анны Елисеевны. О. Петр родился, видимо, в 1832 г. (т.к. когда он поступил в семинарию в 1850 году, ему было 18 лет), в семье священника Александра Петровича Голубцова , служившего в церкви села Успенье Нейское, что, очевидно, адекватно выражению, встречающемуся в архивных документах: «Соликамского духовного правления, Кологривского уезда села Нейского Успенской церкви». В свою очередь, выпускник Костромской семинарии 1826 года, занявший в списке самое последнее 56–е место (Петр в 1856 году занял все же 31–е место), Ал–др Петр. Голубцов [А1] в «списке учеников Высшего отделения семинарии, обучающихся по классу греческого языка», значился как «прилежания малого, успехов недостаточных». До семинарии он 4 года обучался в Солигаличском уездном духовном училище, куда поступил в июле 1816 года на свое содержание, а до этого он, видимо, один год обучался в приходском училище, куда поступил в 1815 году 31 мая. В 1816 году ему было 13 лет, следовательно он 1803 года рождения (а, м.б., 1802). Он значился сыном диакона села Нейского 5 Успенской церкви Петра Георгиева [А2];

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf VI. Протоиерей Серафим Голубцов 1/14.07.1908 – 22.05.1981 и митрополит Елевферий (Воронцов Вениамин, 1892 – 1959, 27.03), бывший священник Марфо–Мариинской обители 239 Серафим Александрович Голубцов – самый младший из детей профессора Александра Петровича Голубцова 240 . Из всех братьев прошел самую, пожалуй, тяжелую дорогу жизни. Отец его скончался, когда ему еще не было и трех лет. А года через полтора–два он сам чуть не утонул в весеннее половодье в протекавшей по соседству Корбухе. Швыряя в нее снежки, он потерял равновесие и опрокинулся в поток, который быстро его понес. Хорошо, что он был в шубке, которая держала его на плаву, и что другие малыши вовремя это заметили и подняли крик, а выбежавшая из дома старшая сестра Наташа смогла догнать его и вытащить из воды. Десятилетним мальчиком с братьями и матерью, спасаясь от голодной смерти, отправился он в Тамбовскую губернию в сентябре 1918 г. Уже там ему пришлось приобщаться к различному труду по дому и рукоделью. В марте 1920 года его мать, Ольга Сергеевна, обронила в одном из писем такую фразу: «Симушка выучился вязать на спицах и вяжет теперь себе варежки из той шерсти, которую мне прислали в посылке... сучит нитки на самопрялке, на которой постоянною прядет Авдотья...» в (ч. 3), с. 93]. В 1920 г. дети остались там круглыми сиротами, похоронив мать, умершую от оспы 10–го мая. Там же, в селе Чашино, он начал ходить в школу. Продолжил обучение в родном Сергиеве с осени 1920 года, когда они вернулись в свой дом на Красюковке, и окончил все 8 классов средней школы II ступени, в которую обратили бывшую гимназию. С младенческих лет приобщился он к церкви под влиянием матери и старшей сестры Наташи, бравших его в числе прочих младших детей к старцу Алексию в Зосимову пустынь. Позднее, когда после ее закрытия в 1923 году о. Алексий переехал в Сергиев, то Сима бывал у него в 1925–28 гг., постоянно по утрам, читая у старца утреннее монашеское правило, и затем бежал в школу, которую закончил, вероятно, в 1925–26 гг. Старший брат, Иван, настаивал на учебе в каком–либо институте, но о. Алексий говорил Симе, что если поступишь в институт, то потеряешь веру. Он же перед своей смертью говорил Симе: «Если тебе будет трудно, приходи ко мне на могилку, я тебе помогу». (И Серафим впоследствии, как он считал, получал помощь от старца.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

С. Девятова Скачать epub pdf Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963) Протоиерей Николай Александрович Голубцов родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде Московской губернии (ныне Московской обл.) в семье профессора Московской духовной Академии А. П. Голубцова (1860–1911). У Александра Петровича и Ольги Сергеевны было десять детей, Николай родился седьмым. Из воспоминаний протоиерея Николая Голубцова: «Родился я в 8 часов утра, когда звонили к обедне... Был я беспокойный ребёнок. Тяжёлый и крикливый. – сестра протоиерея Николая Мария скончалась в 1925 году от туберкулёза) нянчила меня и надрывалась со мной: и тяжело и не уйдёшь. До тех пор кричу, пока папа не придёт и не нахлопает. Тогда только смолкал... Хворал сравнительно мало. Серьёзных детских болезней у меня не было... Рано полюбил чтение, а потом на всю жизнь оно сделалось единственным развлечением... Учить меня начали, как и всех, 5–6 лет... Обычно со мной занималась мама. Учился я с охотой... Мне было 10 лет, когда умер папа... В этот день папа принёс большую кипу книг из Академии, что, очевидно, плохо повлияло на сердце. Никто: ни мы, ни родные – не верили в смерть папы... Всегда он следил за нашими успехами, здоровьем, поведением. Только потом я мог оценить эти заботы. Привычка к чистоплотности, опрятности, труду, аккуратности – всё это следствие папиных и маминых забот. Но главное, что заложил папа, – серьёзное отношение к труду, сострадательность к убогим, нищим, нуждающимся... Во всех трудных обстоятельствах жизни я мысленно привык спрашивать, как поступил бы папа или какой совет он бы дал в этом случае...». Следует отметить, что в детстве Николай прислуживал в алтаре храма Архангела Михаила в  Сергиевом Посаде. Ольга Сергеевна часто ездила за духовным советом к старцу Алексию в Зосимову пустынь, брала с собой и Николая с младшими детьми. Вскоре по молитвам старца озорной Николай превратился в заботливого помощника  матери. Он стремился везде помогать нуждающимся в помощи, дома выполнял любую работу, в гимназии помогал  отстающим ученикам. После окончания гимназии Николай служил в армии, в 1920 году поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, которую окончил в 1924 году. Двадцать пять лет Николай Александрович работал по специальности.  (Николай Александрович всю жизнь мечтал стать священником, но духовники старец Алексий Зосимовский , позже отец Сергий Успенский, когда он  в 20-е годы прислуживал алтаре,  удерживали его, говоря: «Сейчас ты в два счёта погибнешь, а придёт время, когда ты будешь нужен».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf VII. Протоиерей Николай Голубцов 12.10.1901 – 20.09.1963 Недолгий период возрождения церковной жизни, начавшийся в нашем Отечестве с сентября 1943 года, вскоре после окончания войны сменился новой волной репрессий, которые не миновали и храма в честь Рождества Христова в селе Измайлове (на востоке Москвы). В ноябре 1948 года были арестованы и сосланы (вторично) настоятель храма прот. Виктор Жуков и иеродиакон Порфирий (Бараев Прокопий, 1900–1972, 28.01) 284 , а в апреле 1950 года последовал арест с приговором к 7 годам концлагеря и священника Иоанна Крестьянкина , очевидно, за активную пастырскую деятельность. Прихожане тяжело переживали эти удары. Среди них был и живший поблизости Николай Александрович Голубцов, научный сотрудник Тимирязевской сельскохозяйственной библиотеки (при ВАСХНИЛе), готовившийся к принятию священного сана и с этой целью усердно проходивший практику в алтаре и на клиросе Измайловского Христорождественского храма в качестве пономаря и чтеца. Стремление к образованию и семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича еще в родительской семье – отцом и матерью, которым посвящено начало книги. Большую роль в духовном становлении детей, особенно младших, как мы упоминали, сыграла их мать Ольга Сергеевна, поскольку после внезапной смерти мужа в июле 1911 года вся тяжесть воспитания и заботы о семье легли на ее плечи. Большую поддержку оказал ей в этом и ее по материнской линии троюродный брат, известный старец Зосимовой пустыни о. Алексий (Соловьев , 1846–1928), к которому она ездила преимущественно со своими младшими детьми, включая и Николая. Николай, 7–-й ребенок в семье, рос резвым, шаловливым мальчиком, большим забиякой, хотя «отец был строг, случалось, и наказывал, обычно ставил в угол, – как вспоминала его дочь Наталия Александровна. – Придешь и видишь: один стоит в одном углу, другой – в другом, третий – в третьем. Полагалось стоять в углу, а потом просить прощение друг у друга. А Николай, такой был баловник, как у него кто–нибудь из ребят начинает просить прощение, он его еще языком оближет; опять крик: «Мама, Колька языком облизал!» Она шлепнет его и опять поставит в угол. Но папа больше всех малышей любил Николая. И поэтому тот проказил чаще других, зная, что отец будет за него... Если отец, приходя со службы, видел, что Коля стоит в углу, то брал его к себе в кабинет и часто укладывал его рядом с собой на диван, желая передохнуть. Но для шалуна это было еще большим наказанием, и, как только отец засыпал, он освобождался из этого плена... Но на улице Александр Петрович предпочитал идти без Николая, т.к. тот не оставлял в покое ни одной кошки или собаки, встречавшихся по дороге, к которым он подкрадывался сзади, чтобы дернуть за хвост, после чего они с визгом или лаем уносились прочь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010