Скачать epub pdf «Когда вы соберетесь после предания земле моего бренного тела, отслужите литию сядьте вокруг стола, и пусть старший из вас, о. Владимир Смирнов, прочтет вам мое последнее слово, и пусть оно будет моей исповедью и задачей для вас... Завещаю вам, моим духовным чадам, всегда иметь перед своим духовным взором этот Златоустовский огонь, – он всегда поможет удержаться, или, если упал, – подняться на соответствующую вашим силам Христову высоту. Бойтесь только обращать в нечто привычное и будничное, прозаичное и земное Святое Евангелие и переданное нам служение ангелов . Пусть Златоустовский огонь будет вашим идеалом, вашим небом; имейте всегда перед вашим духовным взором Лествицу Иаковля. Будьте ближе, как позволят вам это ваши силы, к Неопалимой Купине... Вспомните вот о такой любви: «Господи, если за мои грехи Ты пошлешь меня в геенну, и там я не перестану любить Тебя». Эти слова, кажется, святителя Димитрия Ростовского ... Всегда имейте в сознании Божественный Огонь, сошедший на землю, Божию Любовь , посетившую нас; животворящий Крест, возрождающий души наши. Пусть всегда перед вами будет знамение нашего удела на земле, нашей судьбы, уготованного нам наследия милостию Божией, – Божия Матерь. Она и есть Неопалимая Купина, к которой Господь судил нам приближаться...» Это – выдержка из завещания протоиерея Иоанна Потапова, духовного отца протоиерея московского храма Илии Обыденного Владимира Ивановича Смирнова (1903–1981), со дня рождения которого в 2003 году исполняется 100 лет и о котором пойдет речь в нашей статье. …Небольшой храмик в честь пророка Илии стоит в самом центре Москвы, почти теряясь среди окружающих домов. В 1960 – 1970-х годах сразу при входе в храм вас встречал его многолетний верный страж Виталий Сергеевич – высокий пожилой мужчина (ныне покойный), помогавший клирошанам протиснуться сквозь толпу народа. Со стены взирал Спаситель, проникновенно написанный во весь рост священномучеником Серафимом (Чичаговым) . По праздникам и воскресным дням справа за свещным ящиком можно было видеть старосту Макара Никифоровича Гончарова. Купив у него свечку, проходили к солее основного храма – к чудотворному образу Богоматери «Нечаянная радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Крупнейший технический вуз России – Московский Государственный технический университет (до недавних пор – МВТУ имени Баумана), был основан в 1830 году по инициативе Марии Федоровны, второй супруги императора Павла I, как ремесленное училище «для подготовки искусных мастеров». С 1868 года он стал именоваться Императорским Московским техническим училищем (ИМТУ). К началу ХХ века ИМТУ превратилось в весьма солидное высшее учебное заведение, пользовавшееся широкой известностью как в России, так и за ее пределами. Его основу составляли два отделения – механическое и химическое, однако из регулярно выпускавшихся с 1906 года «Обзоров» ИМТУ узнаем, что общее число преподававшихся здесь обязательных и общеобразовательных дисциплин достигало весьма значительной цифры: например, 165 – в 1908/09 учебном году, а в следующем – 174. Вот этим 174-м, то есть последним в списке, и упомянуто в «Обзоре» 1908–1909 годов, причем единственный раз, богословие, бывшее, судя по всему, предметом едва ли не факультативным. Тем не менее Училище располагало собственным храмом, освященным 29 июня 1832 года в честь празднуемых 4 августа (по новому стилю) святых Жен-мироносиц и равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Федоровны. Храм находился в самом центре основного здания на верхнем, третьем этаже, его абсида (наружная полуциркульная алтарная часть) выходила на реку Яузу и на расположенный за ней тенистый парк. Вот фрагменты описи, составленной в сентябре 1918 года: «Церковная зала разделяется на три части белыми колоннами, облицованными под мрамор. Церковь освещается сверху из купола четырехугольной формы, сложенного из стекольных рам, и двумя окнами в восточной ее стене. Алтарь полукруглой формы, над престолом устроен каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Алтарь освещается тремя окнами с 3 сторон (среднее окно заделано временно досками). На престоле святой антиминс, освященный преосвященным Трифоном в 1905 году. Над горним местом – круглая икона (3 аршина) Иисуса Христа благословляющего (пожертвована преподавателем Училища [Гарским?]) и три запрестольных образа (размером 32х35 см) на тумбах: Воскресение Христово, Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. На Престоле – святая Дарохранительница в виде пятиглавого храма» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Предисловие Суровые испытания, выпавшие после Революции на долю Русской Православной Церкви, не обошли стороной и преподавателей духовных учебных заведений. Более того, они, в основном, первыми и подверглись притеснениям разного рода, поскольку пришедшие к власти атеисты обрушили первый удар, хотя и в смягченной форме (в виде разных постановлений) в отношении духовных семинарий и академий, сначала – в снятии их с госбюджета, затем – в ограничении перечня преподаваемых предметов только чисто церковными, ограничениями возрастного и образовательного цензов и т.п. Но вскоре, уже в 1918– 1919 гг. последовало физическое вытеснение этих учебных заведений из их законных помещений разными военными и государственными учреждениями. Так, Московская Духовная Академия была вытеснена прибывшими из Петрограда Высшими офицерскими электротехническими курсами, которые потом были преобразованы в Высшую Военную Электротехническую Академию и электрокурсы при ней. В результате, Духовная Академия вынуждена была прекратить занятия в Сергиевом Посаде весной 1919 года и перебраться в Москву, где с трудом нашла несколько помещений в разных местах города и где в трудных финансовых и политических условиях просуществовала несколько лет, сначала – при ректоре протоиерее Анатолии Петровиче Орлове до 8 апреля 1922 года, когда он был арестован, затем – при ректоре протоиерее Владимире Николаевиче Страхове. Правда, неизвестно, когда она закрылась, вероятно в 1925–26 годах, но м.б. и позже. В составе этой Академии были и курсы, которые организовал в Высокопетровском монастыре его наместник – еп. Варфоломей (Ремов) . Многие преподаватели Академии остались не у дел и вынуждены были устраиваться в светские учреждения. Жившие в Посаде профессоры во главе с Глаголевым, организовавшим Институт Народного Образования, вошли туда, но продержались там недолго. Многие ушли на приходы, приняв священный сан. Репрессии вскоре обрушились и на них. Первые репрессии, хотя и кратковременные, весной 1919 года, испытали проректор Академии архимандрит Иларион и бывший ее ректор митрополит Арсений Новгородский. Летом того же года был арестован бывший доцент Академии активный церковный правозащитник Николай Дмитриевич Кузнецов и предстал на публичном судебном процессе в конце года, зимой 1919/20 года был издан приказ об аресте э.о.ординарного профессора архимандрита Варфоломея (Ремова) , благочинного академического храма и профессора Ивана Васильевича Попова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Среди церковных песнопений Всенощного бдения часто звучит «Хвалите имя Господне» Г. Я. Извекова. Мне оно запомнилось еще и как первая вещь, слышанная в исполнении хора Виктора Степановича Комарова в Елоховском соборе в далеком 1947 году. Храм, по-видимому, не отапливался. Стоя вместе с мамой в тумане от дыхания множества людей, я едва мог различить силуэты певчих. Это песнопение до сих пор представляется мне одним из лучших «Хвалите». В начале 1990-х годов стало известно, что автор был расстрелян в 1937 году на печально известном Бутовском полигоне. И вот только теперь на основе следственного дела 1 и ряда других источников 2 появилась возможность более-менее полно воссоздать основные вехи его жизни. Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника Якова Федоровича Извекова 3 , в 1894 году окончил Калужскую Духовную семинарию и был единственным выпускником этой семинарии, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую Духовную академию, куда после успешной сдачи приемных поверочных испытаний его зачислили на казенную стипендию. Выбрал он для изучения историческую (а не литературную) группу предметов, из древних языков – греческий, из новых – немецкий. Весьма обширное (650 страниц) курсовое сочинение Извекова на тему «Учительное Евангелие Никифора Каллиста» получило высокую оценку маститых рецензентов – профессоров Дроздова и Певницкого. Оба признали автора достойным степени кандидата богословия, и вскоре Совет Академии рекомендовал его Учебному Комитету Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых предметов (кроме латыни) – в духовных училищах 4 . Однако в 1899 году мы видим Георгия Яковлевича в Праге – псаломщиком посольской церкви. В 1902 году 5 он женился на Софье Беляевой (1880–1964) – старшей дочери ректора (1899–1909) Вифанской семинарии Андрея Андреевича Беляева 6 . 4 февраля 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения 7 , около 1905 года – сын Ростислав 8 и в 1908-м или 1909-м году – сын Игорь, погибший на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Храм преподобного Пимена интересен как своей историей, так и архитектурой, великолепной росписью и мраморным иконостасом. Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое. Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф. Шехтель. С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее, и в недавнее время отделанные под мрамор большие деревянные киоты с иконами Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Казанская». Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» – Альфа и Омега. Иконостас состоит из двух ярусов. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина, под арками первого яруса – второй ряд полукруглых икон праздничного чина. Солея выложена плитами белого мрамора. Подходящему ближе к иконостасу постепенно открывается величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках (см. цветную вкладку в «ЖМП», 1981, композиции В. М. Васнецова, известной по киевскому Владимирскому собору под названием «Богоматерь Запрестольная». Образ Богоматери, простирающийся до барабана купола, является центром композиции из живописных изображений пророков, помещенных между окнами барабана, и четырех великих пророков – Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля – на противоположной, западной стене подкупольного пространства. Вся живопись храма выполнена в васнецовском стиле и отчасти в манере, близкой к стилю М. В. Нестерова; живопись исполнена под влиянием росписей киевского собора. В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах (соприкасающихся с землей или с миром «дольним») помещены изображения «святых Божиих человеков», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Здесь мы видим преподобных Антония и Феодосия Печерских , святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Митрополитов Алексия и Петра, мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, преподобных Сергия Радонежского и Саввы Звенигородского, святых Тихона Задонского и Димитрия Ростовского и многих других святых, чтимых в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf 3. Общие сведения о научном наследии А.П. Голубцова Предисловие Как говорилось выше, А.П. Голубцов на последних курсах специализировался по русской церковной истории, по каковой дисциплине и было написано им кандидатское сочинение, переработанное вскоре в магистерское на тему «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны», заслужившее наивысшую оценку у В. Ключевского и Е. Голубинского . В связи с этой работой и вообще с интересом к русской церковной истории и, в частности, к личности Преподобного Сергия профессором было написано несколько небольших работ. Вынужденный, однако, занять по окончании обучения вакантную кафедру «Церковной археологи и литургики» Александр Петрович основную долю своего времени стал уделять этой новой для него дисциплине, особенно по завершении своего магистерского сочинения. Предмет Церковной Археологии, выделенный в 1844 году из кафедры Общей Церковной Истории и к которому по Уставу 1869 года была присоединена еще и «Литургика», долгое время, чуть ли не сорок лет, влачил в Академии довольно жалкое существование. До 1868 года здесь перебывало шесть довольно «кратковременных» преподавателей 46 , из которых ни один не воспринимал церковную археологию как предмет для исследования, как науку, и не написал в этой области ни одной, насколько известно, статьи. Иван Данилович Мансветов , занимавший эту кафедру с 1868 года целых 17 лет, предметом довольно тщательного и плодотворного изучения (как, впрочем, и А.Л. Катанский ) избрал литургику, а церковной археологии посвящал лишь отдельные статьи и заметки довольно случайного, можно сказать, содержания, навеянные теми или иными наблюдениями или событиями, например, раскопками в Херсонесе, либо при знакомстве с тем или иным церковно–архитектурным комплексом. Преждевременно от чахотки скончавшийся в декабре 1885 года в возрасте всего 42 лет, он оставил кафедру без подготовленного воспреемника. Совет Академии предложил временно занять это место профессору А.П. Лебедеву , а первого выпускника 1886 года А.П. Голубцова оставить проф. стипендиатом для подготовки к лекциям по вакантной кафедре, несмотря на то, что Голубцов специализировался по русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf III. Иван Александрович Голубцов 106 Его: о библиотеке Голубинского. 8.09.1887–04.11.1966 «депутат Красюковки» в 1917–1918 гг. и известный ученый–историк Старший сын профессора А.П.Голубцова , Иван Александрович, стал крупным ученым, который оставил заметный след в отечественной историографии и архивоведении. Его научная деятельность и творческий путь как крупного картографа, историка, архиво– и источниковеда широко известны специалистам и по достоинству ими оценены. И. А. Голубцов был не только известным московским историком по месту своей деятельности, но и одним из организаторов московских архивов и ряд его трудов имеет своим предметом историю Москвы и Московского государства. 107 Большинство статей о нем и, главным образом о его научных заслугах 108 появилось в 60–70 годах в связи с его кончиной. Однако эти публикации обошли стороной раннюю эпоху жизни и деятельности Ивана Александровича, падающую на трагические 1920–е и 1930–е годы. Коллеги–историки, работавшие вместе с ним в Институте Истории Академии Наук в 40–60–е годы, видели в нем всегда преданного делу исследователя, целиком погруженного в научные занятия, неизменно доброжелательного, умудренного жизнью светлого человека. Но только пристальное внимание к конкретным обстоятельствам формирования личности его как человека и историка, к обстоятельствам, ставшим известными автору этой статьи из ряда архивных источников, позволяют осветить неизвестный доселе тернистый, если не сказать более, путь, пройденный Иваном Александровичем в служении ближним, народу и Отечеству в целом, и понять истоки его мудрости, истинной российской интеллигентности и высочайшего профессионализма... Иван Александрович родился осенью 1887 г., когда его отец после годичного профессорского стипендиатства по окончании Академии только начинал читать свои лекции студентам Академии по церковной археологии – был «исправляющим должность доцента», т.е. младшим преподавателем. Родившийся первенец наречен Ваней при крещении, которое было совершено 13 сентября в Христорождественской церкви ее священником о. Михаилом Багрецовым при восприемниках – библиотекаре МДА – Евлампии Ив. Троицком (женатом на Софье Сергеевне Смирновой и бывшем с 1889 г. священником в Москве) и бабушке – Софье Мартыновне, супруге проф. прот. Сергея Константиновича Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf Известно, что жестокая засуха 1921 года вызвала сильнейший голод в 34 губерниях России, который привел к смерти около миллиона человек. Летом того же года был организован «Всероссийский комитет помощи голодающим» (ПОМГОЛ) во главе со Святейшим Патриархом Тихоном (в результате переговоров с ним большевиков через посредничество А. М. Горького) 2 . Однако большевистский ЦК имел свои цели. 27 августа ПОМГОЛ декретом ВЦИК был распущен, деньги, им собранные, были конфискованы. Вместо него при ВЦИКе была создана «Центральная Комиссия помощи голодающим», обратившаяся в декабре 1921 г. к Патриарху Тихону с призывом о пожертвованиях. 19 февраля 1922 г. Патриарх издал новое воззвание к приходам и пастве – жертвовать любые драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления 3 . Однако после резких выпадов в правительственных газетах в адрес Церковного священноначалия, 23 февраля ВЦИК издал декрет «Об изъятии церковных ценностей» 4 . Появление его вызвало новое послание Патриарха от 28 февраля, в котором говорилось, что декрет от 23 февраля, призывавший изымать из храмов все ценности, как и (само изъятие священных сосудов (хотя бы и через добровольное пожертвование), является святотатственным актом. Архиепископ Никандр (Феноменов) 5 , назначенный – после смерти митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) (умер 18 января 1922 г.) – патриархом Тихоном на Крутицкую кафедру (вероятно это произошло в начале февраля) провел с благочинными г. Москвы два собрания – 27 февраля и 7 марта. На втором из них было зачитано и обращение («воззвание») Патриарха (от 28 февраля), затем распечатанное – с целью оповещения прихожан и переданное благочинным – для раздачи по одному экземпляру на приход. Во многих храмах это вызвало приходские собрания, на которых принимались резолюции с требованием замены церковных сосудов эквивалентными по весу драгоценными украшениями, либо вообще отмены этого декрета. Между тем по всей стране началась кампания по изъятию церковных ценностей, она вызвала возмущение верующих, переходившее иногда в столкновения с членами комиссий по изъятию, оканчивавшиеся арестами и расстрелами верующих подоспевавшими на помощь комиссиям красноармейцами. Всей стране стало известно кровопролитие в Шуе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Статистика Голубцов Александр Петрович Александр Петрович Голубцов (20 ноября 1860, Ильинский погост Галичского уезда Костромской губернии — 4 июля (17 июля) 1911, Сергиев Посад) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Семья Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны. Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886. Дети: Иван (1887—1966) — доктор исторических наук; Мария (1888—1925); Сергей (1893—1930); Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии; Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977); Анна (1898—1943); Николай (1900—1963), священник. Алексей (1904—1978), инженер; Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский; Серафим (1908—1981), священник. Образование и учёные степени Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»). Доктор богословия (1907; тема диссертации: «Соборные чиновники и особенности службы по ним»). Преподаватель и учёный С 1887 — и. д. доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.

http://lib.cerkov.ru/authors/990

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 7.11.1952, Москва - 5 апр. 2021, Сергиев Посад, Моск. обл.), игум. Отец - диак. Сергий Трубачёв , церковный композитор, оба деда - священники: сщмч. прот. Зосима Трубачёв († 26 февр. 1938), свящ. Павел Флоренский († 8 дек. 1937). В 1975 г. А. С. Трубачёв окончил МГИАИ, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». В 1980 г. окончил МДС, в 1984 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по кафедре основного богословия «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского» (Томск, 1998). В 1976-1990 гг. работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор (1978-1983) и руководитель (1983-1990) издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 гг. и с 1993 г. преподаватель московских духовных школ (с 1990 доцент). А. преподавал в МДС нравственное богословие, Свящ. Писание НЗ, патрологию; в МДА - пастырское богословие, Свящ. Писание НЗ. Духовные наставники А.- архиеп. Сергий (Голубцов) , архим. Кирилл (Павлов) . В 1980 г. А. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. В 1981 г. принял монашество с именем А. в честь прп. Андроника Московского , рукоположен во иеродиакона. В 1982 г. рукоположен во иеромонаха, с 1986 г. игумен, в 1988 г. награжден крестом с украшениями. В 1990-1993 гг. наместник возрожденного в дек. 1989 г. Валаамского мон-ря . С 1993 г. А. состоит в братстве ТСЛ. С 1989 г. секретарь синодальной Богослужебной комиссии . Автор служб преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку , Пимену Московскому, Угрешскому, ряда тропарей и кондаков; проекта Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память 1000-летия Крещения Руси (Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988). А.- директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского (с 1993), основатель и директор Музея свящ. Павла Флоренского (с 1997, в Москве). Научные интересы: агиология (статьи в ЖМП и БТ, составление списков «Покров Пресвятой Богородицы над Россией» и «Святая Русь» в кн.: Макарий . История РЦ. Т. 1-9, многочисленные статьи в ПЭ), издание трудов свящ. Павла Флоренского и изучение его биографии.

http://pravenc.ru/text/115402.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010