Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Боскин в реставрационной мастерской Сергей Михайлович (27.06.1907, Сергиевский посад Дмитровского у., Московской губ.- 19.01.1992, г. Сергиев Посад), протодиак. Род. в семье художника-передвижника М. В. Боскина, посвятившего много картин ТСЛ и ее насельникам, в 1918-1920 гг. входившего в комиссию по охране памятников искусства и старины ТСЛ. После закрытия лавры (1919) Б. часто посещал Гефсиманский скит , Зосимову пуст. (Владимирской епархии). По благословению последнего перед закрытием мон-ря наместника ТСЛ сщмч. архим. Кронида (Любимова) Б. в течение 2,5 лет вместе с Серафимом Голубцовым читал келейное правило у прп. Алексия (Соловьёва). Впосл. Б. женился на А. Н. Беневоленской, дочери сщмч. Николая Беневоленского , племянника прп. Алексия. В нояб. 1956 г., когда началось уничтожение Всехсвятского Кокуевского кладбища, на к-ром был первоначально похоронен прп. Алексий, именно Б. удалось перевезти останки старца в семейное захоронение Беневоленских на Северном кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад). С 1924 г. Б. занимался в художественных студиях, работал декоратором в местном драмтеатре, помогал отцу в росписи кустарных художественных изделий. В 1930 г., после смерти отца, Б. оставил занятия живописью. В 1934 г. поступил в художественную мастерскую Г. Э. Бострема, к-рому некий старец схиархим. Агафангел дал благословение: «Не будь белой вороной... пиши Ленина... а когда откроется лавра, будешь заниматься реставрацией церковной живописи». В 1936 г. Б. был принят в Загорское товарищество художников, в последующие годы работал в Загорске и Москве. В 1941-1945 гг. служил в трудармии на Дальн. Востоке. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Вернувшись в Загорск, Б. вместе с Бостремом в февр.

http://pravenc.ru/text/153239.html

Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон возглавит Ярославскую и Ростовскую епархию 27 июля, 2011. Редакция " Правмира " 27 июля. ПРАВМИР. На проходящем в Киеве заседании Священного Синода принято решение Преосвященным Ярославским и Ростовским быть архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеимону. Архиепископ Ростовский Пантелеимон (Долганов) Родился 12 сентября 1941 г. в пос. Рудня Волгоградской области в семье рабочего. В 1959 году окончил среднюю школу, затем — судостроительное училище в Волгограде по специальности сборщик-корпусник. С 1961 по 1964 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1965 году поступил в Московскую духовную семинарию, затем — в академию, которую окончил в 1973 году со степенью кандидата богословия за сочинение на кафедре патрологии на тему «Духовный образ святого апостола Павла по творениям святителя Иоанна Златоуста». 26 декабря 1969 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Платоном (Лобанковым; впоследствии епископ Воронежский и Липецкий; †1975) пострижен в монашество с наречением имени Пантелеимон — в честь святого великомученика Пантелеимона. 14 января 1970 г. архиепископом Сергием (Голубцовым, †1982) рукоположен во иеродиакона, а 2 апреля 1972 г. Святейшим Патриархом Пименом — во иеромонаха. С 1971 по 1976 год был келейником Святейшего Патриарха Пимена. В 1974 году возведен в сан игумена. В 1976 году назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в 1982 году — начальником Миссии с возведением в сан архимандрита. 1 августа 1986 г. Святейшим Патриархом Пименом назначен наместником Московского Данилова монастыря. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 12 мая 1987 г. архимандриту Пантелеимону, наместнику Московского Данилова монастыря, определено быть епископом Архангельским и Мурманским. В субботу 16 мая 1987 г. в Белом зале Московской Патриархии наречение архимандрита Пантелеимона во епископа Архангельского и Мурманского совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Одесский и Херсонский Сергий, Минский и Белорусский Филарет, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Сурожский Антоний, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Иов, Воронежский и Липецкий Мефодий, епископы Кировский и Слободской Хрисанф, Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-rostovskij...

Монастырские коты: 28 ФОТО За год в монастырь подбрасывают до 700 кошек! 30 ноября, 2015 За год в монастырь подбрасывают до 700 кошек! Ко Всемирному Дню домашних животных мы подготовили для вас подборку котиков. Да не простых, а монастырских! Монастырские коты и кошки практически ничем не отличаются от своих «мирских» сородичей. Например, точно так же любят гулять сами по себе. Фото: Игорь (Palestinian) Маснык//rasfokus.ru © Татьяна Белякова/photosight.ru Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Фото: Юрий Бобков/club.foto.ru Или посидеть на крыше, наслаждаясь тишиной Соловецкие острова. Фото: Виктория Демчук/geniusplace.ru Если прискучит в монастырских стенах, можно и отлучиться из обители. Благо, благословения на это не требуется. Фото: photohost.ru Но если ты не единственный кот в монастыре, лучше гулять поближе к трапезной. Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Фото: vilgun.livejournal.com А то ведь конкуренция… Фото: iona.kiev.ua «Ох, уже эти мне паломнички!» — сказал бы кот Матроскин. Фото: ruskompas.ru Но, что поделать, монастырю без паломников никак. Приходится терпеть. Фото: fotki.yandex.ru То ли дело — монахи! «Сначала мы думали, что это кот этого монаха, уж больно дружно они обнимались, но как оказалось, это просто какой то бродячий кот», — пишет паломник в блоге о посещении Оптиной пустыни. Фото: fotolife-me.livejournal.com Коты и монахи — лучшие друзья. Свято-Успенская Макарьевская пустынь. Фото: протодиакон Сергий Шалберов Фото: anndrop/orthphoto.net Фото: Виктория Славянка/animal-store.ru Фото: stihi.ru Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь. Иеромонах Афанасий и кот Тимофей — любимец братии. Фото:Ольга Голубцова/belomornews.ru Фото: ok.ru Настоятельница одесского Свято-Михайловского монастыря игуменья Серафима и ее кот Персик. Фото: odessa.kp.ua Кто сказал, что монастырские коты не умеют читать и не интересуются историей обители? Фото: Алена и Андрей/fotokto.ru Они даже послушания нести могут. Покараулить свечную лавку, например. Фото: Татьяна Анатольевна Белова/rasfokus.ru

http://pravmir.ru/28-foto-monastyirskih-...

Сегодня мы расскажем об одной обычной — и необычной! — семье, несколько членов которой особо проявили себя на поприще служения Церкви и церковной науки. Протоиерей Николай Голубцов (слева) с братом Алексеем В среде старшего поколения прихожан московских храмов хорошо известно имя священника Николая Голубцова, незаурядного и мудрого пастыря, служившего в 1950-60-х годах в храме Ризоположения на Донской улице. Верными чадами Церкви были и его родные братья и сестры: архиепископ Новгородский Сергий, протоиерей Серафим, монахиня Сергия и другие. Все они были воспитаны в замечательной, богатой научными и духовными интересами семье профессора Александра Петровича Голубцова и его жены Ольги Сергеевны. Как в тяжелую предреволюционную эпоху супруги смогли воспитать в своих детях высокую внутреннюю культуру, готовность к исповедничеству и сплоченность между собой? Среди тридцати преподавателей, составлявших цвет Московской Духовной Академии в начале ХХ века, особым авторитетом пользовался профессор церковной археологии и литургики Александр Петрович Голубцов, человек редких душевных качеств и разносторонней образованности. Он был сыном бедного сельского священника, окончил Костромскую духовную семинарию и, проявив большое усердие к занятиям, получил возможность обучаться за казенный счет в Московской Духовной Академии, находящейся в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Александр был успешным студентом, особенно увлеченным историческими предметами. Работам юноши давали высокую оценку, предсказывая автору научную карьеру. Но не только печатными трудами суждено ему было послужить Богу. На третьем курсе у Александра появилась невеста – Ольга Сергеевна Смирнова. Она была дочерью ректора Академии, девушкой с незаурядными философскими и общественными взглядами. В ее дневнике можно было встретить выдержки из Добролюбова и Достоевского, отзывы о Чернышевском и цитаты из Франклина. «Труд физический, умственный и нравственный — вот что должно наполнять мою жизнь,— пишет она о своих исканиях,— труд не цель жизни, а дорога, путь, который меня приведет к цели, к исполнению моего назначения».

http://pravoslavie.ru/37848.html

Любовь. Несуетность. Благородство К 15-летию со дня преставления лаврского архимандрита Сергия (Петина; † 17.12.2008) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Сергии      В памяти братии Троице-Сергиевой лавры, да и не только, отец Сергий занимает совершенно особое место. Батюшка явил удивительный пример того, как можно просто своей жизнью, своей любовью и благоговением перед Богом просвещать, приводить к вере и преображать человеческие души. Архимандрит Сергий (в миру Виктор Петрович Петин) родился 27 мая 1935 года в городе Щурово Коломенского района Московской области. По окончании пяти классов школы выучился на слесаря и с 1951 по 1956 год работал на заводе станкостроения в Голутвине. В 1956 году горячее желание послужить Богу привело его в лавру. В своем прошении отцу наместнику на принятие в число братии обители юный Виктор написал: «Прошу Вашего благословения на мое поступление в число братии в лавру преподобного Сергия, так как мое искреннее желание удостоиться иноческой жизни побуждает меня оставить мир… Молю Бога и преподобного Сергия, чтобы они вложили в сердце Ваше искреннее сочувствие и помощь к моей просьбе».      В лавре Виктор нес послушание пономаря и просфорника. 28 февраля 1958 года наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) он был пострижен в монашество в Трапезном храме обители, а 25 мая того же года епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым) рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе лавры. Когда у него случился инсульт и одна сторона тела стала плохо работать, он все равно старался посещать богослужения каждый день С 1958 года отец Сергий нес в лавре послушание помощника ризничего, затем ризничего, а также послушание в рухольной. С 1961 по 1969 год обучался в Московской духовной семинарии и академии. 28 марта 1964 года епископом Саратовским Варфоломеем (Гондаровским) был рукоположен во иеромонаха, 25 апреля 1970 года ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) возведен в сан игумена, а в 1974 году к празднику Святой Пасхи Патриархом Пименом возведен в сан архимандрита. С 28 января по 10 марта 1982 года отец Сергий нес послушание служащего священника Преображенского храма Афонского подворья в Переделкино. После этого он вернулся в лавру, чтобы уже больше никогда с ней не расставаться.

http://pravoslavie.ru/157800.html

Вспоминая московских пастырей Беседа с профессором Алексеем Светозарским Профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Светозарский стоял у истоков создания Сретенской духовной семинарии, в которой преподает историю Русской Православной Церкви. С читателями интернет-портала «Православие.Ru» он делится воспоминаниями о московской церковной жизни 1970–1980-х годов. – Алексей Константинович, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о московской церковной жизни в 1970–1980-е годы – времени вашего детства и юности. – Когда я учился в средней школе, я ходил в храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, в районе станции метро «Новослободская» – он был ближайшим к нашему дому. Помню: приходишь в храм и видишь людское море, и что-то издалека доносится. Люди, конечно, напряженно вслушивались, особенно во время проповеди, потому что источников информации в те годы было очень мало. Под сводами этого храма собирались жители не только всех ближайших к нему районов: станции метро «Новослободская», Палихи и Бутырки, района Савеловского вокзала, – но и дальних: Бескудникова, Дегунина, даже Ховрина. Потому что храмы, которые были на окраинах, все маленькие, это бывшие усадебные или сельские очень небольшие церковки, и было их немного. Это церкви во Владыкине, Алтуфьеве, храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине, в районе станции метро «Речной вокзал». Они всегда были переполнены, а потому Пименовская церковь – достаточно просторная и вместительная – очень многих к себе привлекала. Передо мной встают яркие картины из прошлого. Например, общая исповедь в Великий четверг. Люди стоят рядами, батюшка читает молитвы и говорит слово, присущее этому случаю. Потом идут к батюшке, он покрывает головы епитрахилью и читает разрешительные молитвы, попутно что-то разъясняя, если у человека какие-то глубокие проблемы. Но меня, прежде всего, зачаровывала служба. Я помню богослужение в Великий четверг при таком переполненном храме, что руки невозможно было поднять. Рождество, пасхальные службы… Тогда служил сонм совершенно замечательных наших священников. Настоятелем был протоиерей Димитрий Акинфиев, ныне покойный. Служили отец Владимир Диваков, отец Василий Бланковский, отец Владимир Еремин. Служили ныне покойный протодиакон Сергий Громов, покойный протодиакон Сергий Голубцов – он еще был церковным краеведом, бытописателем и историком, у него своеобразные и очень интересные труды. Вот тот состав, который я застал. Мы радовались всем батюшкам, радовались тому, что они есть, что они с нами общаются, говорят проповеди. Как-то особенно к этому храму я прилепился, хотя в студенческие годы посещал разные храмы.

http://pravoslavie.ru/46005.html

игумен Андроник (Трубачёв) (07.11.1952–05.04.2021) Богословие О прп. Сергии Радонежском Об о. Павле Флоренском Проповеди Церковное искусство Аудиокниги игумен Андроник (Трубачёв) Игумен, преподаватель русской патрологии в Московской духовной семинарии и экзегетики Священного Писания в Московской духовной академии. Биография В миру Трубачёв Александр Сергеевич, родился 7 ноября 1952 года в городе Москве. Отец - диакон Сергий Трубачёв, церковный композитор, дед по отцу - священномученик протоиерей Зосима Трубачёв, дед по матери - священномученик священник Павел Флоренский. В 1970 году окончил среднюю школу. В 1975 году окончил Московский государственный историко-архивный институт, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». По выпуске работал в Государственном архиве Московской области. С 1975 по 1976 годы служил в армии. В 1980 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1984 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре основного богословия " Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского "  (Томск, 1998). В 1976-1990 годах работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор в 1978-1983 годах и руководитель в 1983-1990 годах издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 годах и с 1993 года преподаватель Московских духовных школ. С 1990 года - доцент. Преподавал в Московской духовной семинарии нравственное богословие, Священное Писание Новый Завет, патрологию; в Московской духовной академии - пастырское богословие, Священное Писание Нового Завета. Его духовные наставники - владыка Сергий (Голубцов), архимандрит Кирилл (Павлов). В 1980 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 19 марта 1981 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Андроника Московского,

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Arhiva De ziua actului festiv al Seminarului teologic din Kursk a avut loc semnarea acordului trilateral cu semnariile din Belgorod i din Tula 13 decembrie 2019 13:39 10 декабря 2019 года в концертно-творческом центре «Звездный» в Курске состоялся актовый день Курской духовной семинарии, приуроченный к празднику иконы Курской-Коренной Божией Матери «Знамение». Перед началом празднования была совершена Божественная литургия в Знаменском кафедральном соборе города Курска. Богослужение возглавил митрополит Курский и Рыльский Герман . Его Высокопреосвященству сослужили  епископ Железногорский и Льговский Вениамин , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий . На праздничное богослужение также прибыли благочинные церковных округов, наместники монастырей и настоятели храмов. Во время Литургии митрополит Герман совершил хиротонию выпускника Курской духовной семинарии, клирика Знаменского кафедрального собора диакона Павла Лобарева в сан пресвитера. Глава Курской митрополии также благословил студентов-первокурсников семинарии на ношение подрясников. Вечером того же дня состоялся актовый день Курской духовной семинарии. В праздничном собрании приняли участие митрополит Герман, преподаватели, студенты и выпускники духовной школы, а также высокие гости — губернатор Курской области Роман Старовойт, мэр Курска Виктор Карамышев, председатель областной Думы Николай Жеребилов, председатель Городского собрания Алла Чертова, главный прокурор области Алексей Цуканов и др. Перед началом церемонии ректор Курской семинарии архимандрит Симеон (Томачинский) рассказал губернатору Курской области Р.В. Старовойту о жизни семинарии, ознакомил с работами студентов иконописного отделения, представленными в фойе дома культуры «Звездный», и поделился планами на будущее. Ведущими актового дня стали студенты пастырского и иконописного отделений Курской семинарии Роман Мамедов и Татьяна Голубцова. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Курский Герман. Во внимание ко многолетним трудам в Курской духовной семинарии и в связи с юбилейными датами глава митрополии вручил сотрудникам семинарии епархиальные награды. Медали преподобного Феодосия Печерского I степени удостоен протоиерей Роман Братчик, медали преподобного Феодосия Печерского II степени — диакон Сергий Железняк, секретарь Ученого совета семинарии, заведующий кафедрой исторических дисциплин Ю.В. Озеров, преподаватель семинарии М.С. Тарасова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5547583...

Скачать epub pdf Небольшой храмик в честь пророка Божия Илии в самом центре древней столицы почти теряется среди окружающих его домов, а по соседству с великаном и красавцем – Храмом Христа Спасителя должен был казаться небольшой часовней. Но не в размерах действительное достоинство храмов, особенно в очах Божиих, ибо невольно всплывают слова Господа на восхищение одного из его учеников грандиозностью Иерусалимского храма: «...Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется камня на камне...» ( Мк. 13:2 ); и еще другое место: «И ты, Вифлеем, земле Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ мой, Израиля ( Мф.2:6 )». Так и храм Илии Обыденного, на месте некогда деревянного, построенного «об один – в один – день» в течение последней седьмины (70 лет) стал своего рода духовным Вифлеемом (Домом хлеба духовного), где алкавшие и жаждущие получали просимое, куда они устремлялись со своими скорбями и недоумениями, чтобы получить совет или утешение от своего пастыря. Уже сразу по входе в храм, миновав его верного стража, – Виталия Сергеевича 2 – высокого пожилого мужчину, почти полностью облысевшего, строгого и довольно приветливого к знакомым прихожанам, ныне, к сожалению, покойного, Вас встречал, да и сейчас встречает, как отец блудного сына из известной притчи, сам милосердный Спаситель, проникновенно написанный во весь рост священномучеником святителем Серафимом Чичаговым . Справа, за свещным ящиком, в 60–70 годы, восседал по праздникам и воскресным дням сам староста Макар Никифорович. Купив у него свечку, проходили и далее, к солее основного храма, к чудотворному образу Богоматери «Нечаянная Радость», – как Надежде всех взыскующих Ее помощи и утешения. За иконостасом, в алтаре, были наши предстатели пред Богом и молитвенники, которым можно было подойти на исповеди, либо на молебне, либо после службы. Назовем наиболее выдающихся по своей пастырской харизме за последние 70 лет: это настоятели – отец Виталий Лукашевич (погибший в Уссурийском крае в 1938 г.), отец Александр Толгский 3 , (скончался в 1962 году, после 26-летнего пастырского подвига), проведшие этот маленький церковный корабль в самые тяжелые годы; отец Николай Тихомиров (ум. 1987 г.) и сослужители: отец Александр Егоров (прослуживший в храме чуть ли не 50 лет (ум. 2000 г.), и отец Владимир Смирнов, скончавшийся в 1981 году, но кажется еще совсем недавно бывший с нами – со своими духовными детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Сергий (Голубцов), епископ Будущий архиепископ Сергий (в миру Павел Александрович Голубцов) родился 16 апреля 1906 г. в Сергиевом Посаде в семье профессора Московской духовной академии по кафедре церковной археологии и литургики А. П. Голубцова . В 1930 г. окончил этнологический факультет Московского государственного университета. Работал в Государственном историческом музее. 26 марта 1930 г. был арестован по доносу одного из сокурсников по университету за критическое высказывание по поводу сноса храмов в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Проживал в пос. Коноша Архангельской обл. Освобожден в 1933 г. Вернулся в Москву. Выполнял работы по оформлению художественных выставок в музеях Москвы. С 1940 г. работал в Государственном историческом музее как научный художник-реставратор. Павел Александрович Голубцов был участником сокрытия главы прп. Сергия Радонежского. После начала войны П. А. Голубцов перенес главу из Люберец к старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в с. Виноградово. Там она хранилась под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны. Летом 1945 г. Он перенес главу прп. Сергия на квартиру Е. П. Васильчиковой в Москве. С 1941 г. служил батальонным, затем полковым художником в звании сержанта. После окончания войны Павел Александрович вернулся в Москву. Осенью 1945 г. поступил на второй курс Православного богословского института, преобразованного затем в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1951 г. Одновременно вел реставрационные работы в Троицком соборе лавры, в Успенском храме Новодевичьего монастыря, в Елоховском соборе в Москве и в Покровском академическом храме. Удостоен степени кандидата богословия за сочинение на тему «Способы воплощения богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева». 2 апреля 1950 г. принял монашеский постриг. Рукоположен в иеродиакона, затем иеромонаха. Поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1951 г. преподавал церковную археологию и древнееврейский язык в Московской духовной академии. 16 марта 1954 г. утвержден в звании доцента. С 1954 г. архимандрит. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Временно управлял Новгородской епархией. С 1959 г. епископ Новгородский и Старорусский. Проводил большие работы по реставрации и живописи в Никольском соборе, церкви Апостола Филиппа в Новгороде и в Георгиевской церкви в Старой Руссе. С 1963 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. 1 октября 1964 г. избран почетным членом Московской духовной академии. С 1967 г. архиепископ Казанский и Марийский. В 1967 г. уволен по болезни на покой. Проживал в Троице-Сергиевой лавре, в 1971 г. Назначен руководителем братских духовников лавры. Написал свыше 500 икон, много времени и сил уделял постановке духовничества в лавре 617 . Скончался 16 июня 1982 г. 1. 15 июня 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010