Это были его последние слова. Земно я ему поклонилась, снова просила его меня за все, за все простить. Поблагодарила его за его бесчисленные ко мне милости, ласки, труды. Поцеловала его руку и промолвила: «Что я без вас буду делать! Поручите меня Царице Небесной!» Старец с такой лаской, с таким участием на меня посмотрел, силился что-то сказать, но уже не мог. Грустно посмотрел на меня, а я стояла у икон вся в слезах, хотелось помолиться в эту важную минуту, через короткий срок повернула свою голову по направлению к старцу и вижу: он, родной, с трудом повернул свою голову ко мне и посмотрел на меня с такой грустью. Я стала около его кровати на колени – он поднял свою левую руку (правая лежала неподвижно на одеяле, она была сведена ревматизмом) и, видимо, хотел ее положить на мою голову, но по слабости не мог ее поднять выше. Тогда я помогла ему это сделать, и несколько минут она лежала на моей голове. Последнее старческое благословение. Долго я его чувствовала. Передавал ли старец меня Царице Небесной в это время? О, боюсь, что эта моя просьба была грешна, дерзка... Вечная память родному бесценному старцу иеромонаху Алексию! Молитесь вы за меня, как вы обещали, молю вас об этом... Так заканчиваются воспоминания о старце иеросхимонахе Алексии его духовной дочери А. Г. Лепель. С помощью Божией, с большим интересом и с глубокой благодарностью к автору мы их переписали, ничего не прибавляя своего, но лишь иногда, в очень редких случаях, приводя в хронологический порядок. Перед тем как перейти к описанию кончины старца и его погребения, мы снова раскроем воспоминания другой его духовной дочери, Елены Мажаровой, уже частью нами переписанные сюда, и закончим их. ВОСПОМИНАНИЯ ЕЛЕНЫ МАЖАРОВОЙ О СТАРЦЕ ОТЦЕ АЛЕКСИИ. ПОЕЗДКА В СЕРГИЕВ ПОСАД В августе 1925 г. поехала я вместе с моим духовным отцом и еще одной духовной сестрой в Сергиев Посад, к старцу отцу Алексию. Тогда мой духовник впервые ехал к старцу, внутренняя духовная связь с которым через духовных детей установилась уже давно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Августина, как и для Амвросия, теоретическое познание вместе с практическою деятельностью. Здесь Августин различает понятия scientia (знание) и sapientia (мудрость), причем практическая деятельность (actio) относится им к области scientia, а созерцание (contemplatio) входит в состав sapientiä ab aeternorum contemplatione (созерцания вечных вещей) отличается actio, состоящее в умелом пользовании temporaiibus rebus (временными вещами) и ilia sapientiae, haec scientia deputatur (той мудростью оценивается это знание). Actio или scientia образуют собою начальную и подготовительную ступень в процессе нравственной деятельности, состоящую в удалении от зла и в стремлении к осуществлению блага. Образующее же содержание sapientiae contemplatio трактуется как конечная цель деятельности (actionum omnium finis) и вместе как награда за веру (merces est fidei), которая предварительно очищает наши сердца для созерцания. Объектом этого созерцания является Бог, Высшее Благо (Summum Вопит) в собственном смысле. Общение с этим Summum Bonum в акте познания и созерцания у Августина, как и у Амвросия, не связывается со стоической апатией: должно отбросить и гнушаться, говорит Августин, stoicorum illaajcaöeia». Адамов И. Указ. соч., с. 684. (В этой цитате мы сочли нужным перевести некоторые латинские слова и выражения на русский язык). 360 См. английский перевод его толкования на Пс. 131:24 в кн.: Augustinian Synthesis. Arranged by Ε . Przywara. Introduction by CGMartindale. London, 1936, p. 364. 361 Садовский Д. Блаженный Августин, как проповедник. Историко-гомилитическое исследование. Сергиев Посад, 1913, с. 218—219. 362 Ряд ценных наблюдений по этому вопросу содержится в кн.: Price R. Augustine. Glasgow, 1996, p. 61—74. 363 См.: Проповеди блаженнаго Августина. Перевод с латинского языка на русский протоиерея Дмитрия Садовского. Сергиев Посад, 1913, с. 114—119. 364 См. подборку текстов из творений Августина по этому вопросу в кн.: Bayer Cb. Saint Augustin. Paris, 1932, p. 178—186. 365 Именно она стала «источником греховного разлада между духовной и телесной жизнью человека».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Н. Булгакова и обращенными к тем «удивительным и, по–видимому, неистребимым «русским мальчикам», которые там, в России, в советском безвоздушии, взяли на себя героический подвиг восстановления русской духовной традиции, возвращения в подлинную Россию»: «Ибо я тоже был «русским мальчиком», только эмигрантским. И это значит — тоже, хотя и по–другому, чужим окружавшей меня действительности, тоже обреченным искать своего: того, чем можно было бы подлинно жить, чему можно было бы по–настоящему отдать себя, в чем можно было бы найти себя. Что дал мне тогда о. Сергий? Дал тот огонь, от которого только и может возгореться другой огонь. Дал почувствовать, что только тут, в этом прикосновении к Божественному свету, к его исканию и созерцанию — единственное подлинное назначение человека, та «почесть горнего звания», к которой он призван и предназначен. Окрылил своим горением и полетом, своей верой и радостью. Приобщил меня к чему–то самому лучшему и чистому в духовной сущности России. И я уверен, что то же самое дает он и тем, кто открывает его сейчас…» — Прот. Александр Шмеман. Три образа//Вестник РСХД. 1971. 101–102. С. 11–12. — Прим. сост. 6 Из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: монолог Чацкого, действие 1, явление 7; восходит к стихотворению Г. Р. Державина «Арфа». — Прим. сост. 7 А. С. Пушкин (отрывок 1830 г.). — Прим. сост. 8 Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о целях духовной жизни см.: О цели христианской жизни. Беседы преп. Серафима Саровского с А. Н. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. То же см.: С. Нилус. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911, репринт — 1992. Гл. VII. 9 Ел. Августин. Исповедь. Кн. I. Гл. 1. — Прим. сост. 10 А. А. Блок. «Голос из хора» (1910—1914). — Прим. сост. 11 Л. Фейербах: «Человек есть то, что он ест». — Цитата из книги «Наука о природе и революция» («Die Naturwissenschaft und die Revolution», 1850); стала широко известна благодаря В. С. Соловьеву, который приводит эту строку в своем «Кризисе западной философии». 12 См.: Энгельс Ф. Анти–Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

704 Св. Василий Великий . Творения. Ч. 1. М., 1891. С. 242. Беседа на псалом 33. См. также: его же. Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 217. Беседа 13, побудительная к принятию св. крещения [подробное раскрытие сей мысли]. 709 Подробно об этом см.: его же. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 226. Но «главные» здесь указываются не для новоначальных, а в общем строю добродетелей, и поэтому я их, как не имеющих ближайшей практической ценности, здесь и не называю. В своей же книге я выбрал другой порядок: у меня «главные» добродетели те, с которых необходимо начинать всякому желающему спастись. 714 Мф. 5, 44, 46–47 . В этом месте Господом Иисусом Христом резко отделены друг от друга добродетели естественные и сверхъестественные. Те, которые мы сами можем своею силою исполнять, и те, которые могут быть совершены только при Его помощи и благодати и никак иначе. 719 Какое прекрасное объяснение наличия инстинкта у животных, вместо тех слабых потуг на этот счет, которые мы видим у Дарвина, Вундта, Спенсера и других. 720 Примеры, подобные этому и другим, приводимым св. Василием Великим в доказательство привязанности, геройского самопожертвования и великой смышлености собак, в многочисленном количестве собраны в книге: Деркачев И. Знаменитые собаки. М., 1880. С политипажами в тексте. 721 Ср.: «Основы» Отдел III. Гл. 12. § 1. Необходимость молитвы. О созерцании Сократа, подвижничестве его см.: св. Василий Великий . Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 322 и след. К юношам, о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. 722 «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 5. Тщеславие. Разговор Платона с Диогеном. Здесь же приводятся свидетельства отцов о тщеславии. 723 Благотворительности у язычников не было (такой, какая раскрывается нам в житиях христиан); во время чумы христиане удивляли язычников . 725  То, что страсти, если их подавлять и не давать им проявляться наружу, в жестах и языке, ослабляются и уменьшаются, заметил и Ницше (Собрание сочинений. Т. 7. СПб.: Изд. М. Клюкина, 1911. С. 157. Веселая наука), который вообще отрицал нравственную ценность любой добродетели. Необходимость подавления страстей он признавал только потому, что видел в них нечто вульгарное, грубое, мещанское.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Письмо члена правления православных церковных общин г. Сергиев Посад профессора И. В. Попова к члену правления П. Б. Мансурову 29 декабря 1919 г. «Глубокоуважаемый Павел Борисович, Отправившись в путь из Посада 20 декабря, я имею возможность двинуться из Москвы только завтра, 29-го декабря, да и то благодаря лишь любезности профессоров Смоленского университета, берущих меня в свой вагон. Без этого пришлось бы просидеть в Москве еще недели две. Восемь дней вынужденного пребывания в Москве я употребил на то, чтобы протолкнуть вперед дела по Лавре. И вот что в этом направлении мною сделано. Первым делом по приезде в Москву было навести справку о движении нашего заявления в бюро жалоб. Там встретили меня по-прежнему очень любезно, рассказали все о направлении дела, показали бумаги. Сначала бюро жалоб постановило назначить расследование на месте и для ревизии назначило своего главного юрисконсульта, не того, к которому я попал в первый раз, а совсем другого и гораздо более тонкого юриста. Очень жаль, что не с ним пришлось советоваться сначала. Но член большевистской коллегии, находящийся и при бюро, дал бумагам совсем другой ход, направив их опять в VIII отдел. И он был совершенно прав. Юрисконсульт Иванов посоветовал мне жаловаться на местную власть в надежде, что в Сергиев Посад будет послан из бюро запрос и что в ответ на него исполком выдаст VIII отдел, против которого потом и будет направлен протест бюро. А вышло не так: когда мысль о расследовании на месте была отвергнута, то член коллегии направил все бумаги в инстанцию, стоящую выше нашего Совдепа, в VIII отдел. Видно, судьбы своей и на коне не объедешь. В бумагах нашего «дела» я видел, во-первых, очень благоприятное для нас заключение главного юрисконсульта бюро, во-вторых, заключение по нашему первому заявлению в Совет народных комиссаров от 27 ноября Бонч-Бруевича. Последнее заключение занимает почти лист, переписанный на машинке, вполне для нас благоприятно, отчасти повторяет наши доводы, отчасти присоединяет к ним новые.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Мне кажется, что необходимо создать музей Радонежских новомучеников. Нужно помнить имена героев — и тех, кто защищал Родину с оружием в руках, и тех, кто совершал великий духовный подвиг, защищая сокровенную жизнь наших людей. В результате реализации согласованных мероприятий, предусмотренных концепцией развития города, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Сергиев Посад должны приобрести вид, соответствующий высокому статусу национального духовного центра России. Еще раз хочу сказать, что все подобные города в Западной Европе, несмотря на снижение уровня религиозности, приведены в идеальный порядок, и через соприкосновение с этими центрами туристы могут проникаться очень важными смыслами, которые были реализованы в истории этих государств. Думаю, то же самое должно быть сделано и в отношении Сергиева Посада». К собравшимся также обратился генеральный директор Государственной корпорации «Ростех», сопредседатель Совета Фонда по сохранению, воссозданию исторического облика и развитию г. Сергиева Посада Московской области С.В. Чемезов. Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомов выступил с сообщением «Об обсуждении концепции по сохранению, воссозданию исторического облика и развитию г. Сергиев Посад Московской области». Затем состоялось обсуждение изложенной концепции. В завершение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил собравшихся за работу: «Хотел бы поблагодарить всех за участие, за внимание к Сергиеву Посаду — духовному центру нашей Родины — и за доброжелательное отношение к программам, о которых сегодня шла речь. Дай Бог, чтобы общими усилиями мы реализовали намеченное. Надеемся, что Троице-Сергиева лавра будет и дальше укреплять дух нашего народа, ведь люди побеждают не столько силой оружия, сколько силой духа. Так было всегда, так остается и сейчас. Перед Родиной нашей стоят многие вопросы и проблемы, которые носят цивилизационный, а говоря языком Церкви, апокалиптический характер. От того, как мы их разрешим, зависит развитие всей человеческой цивилизации. Уверен, что Россия — на стороне света; именно поэтому так много у нас врагов. Но, как сказано в слове Божием, наша брань, то есть наша борьба, не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). Вот где самая главная борьба — за существование мира, за существование цивилизации, за существование человека. Россия сегодня на светлой стороне, и, конечно, огромная роль в этом во всем нашего Президента, человека, очень близко к сердцу воспринимающего и то измерение национальной жизни, о котором мы сегодня говорили. Поэтому благодарность Владимиру Владимировичу, благодарность Администрации Президента, представителям Правительства и всем тем, кто сегодня за этим столом размышлял совместно с нами о судьбе Сергиева Посада».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Я знал понаслышке, что отец Георгий очень много занимается научной работой, он мне показывал свой кабинет, где все было подчинено строгому порядку и организовано так, чтобы рабочий процесс, конечно же, превалировал над всем остальным. Не вникал тогда, что это была за работа, но чувствовал исподволь, что объемы ее велики. И эти счастливые вечера, это общение с семьей Орехановых было просто подарком Божиим для моей маленькой семьи из трех человек. Мы с такой полнотой ощущали счастье близости настоящих друзей, любвеобильных, интересных, родных по духу, веселых и искрящихся добротой и приветливостью, что до сих пор вспоминаем наше общение с огромной радостью и благодарностью. Потом разошлись наши пути: пришлось оставить квартиру на «Водном» и перебраться в Сергиев Посад. И, конечно же, прекратилось такое близкое общение с Орехановыми. Помню, мы несколько раз к ним приезжали в гости, всегда были желанными собеседниками, ностальгировали по прошлому. Потом выросли дети, мы разъехались: наша семья переехала в Сергиев Посад, а Орехановы получили новую квартиру. Но память о прекрасных людях, о светлых и радостных днях нашего взаимного, отрадного и благодатного общения, осталась навсегда. Потом, за долгие годы работы на Радио, мы неоднократно встречались за круглым столом в нашей уютной студии – и помню, как отец Георгий, приходя к нам, каждый раз «возрастал в силе»: сначала иерей, потом доктор, потом профессор, и т.д. Его ценили и в духовном, и в научном сообществе, он по-прежнему много работал, в том числе, развенчивая мифы новейшей истории и созидая новую, правдивую и честную историю – о людях, времени и литературе. Забыл сказать (но это, по-видимому, уже лишнее), что мы обоюдно были настоящими любителями чтения: любили книги до самозабвения, делились прочитанным и обсуждали. Отец Георгий всегда с готовностью откликался на мои просьбы придти в эфир – как на запись, так и в прямой эфир для общения со слушателями Радио «Радонеж». Всегда адекватный, спокойный, вдумчивый и серьезный - но не сухой – тон его общения подкупал даже новых слушателей нашей радиостанции.

http://radonezh.ru/2020/01/22/drug-brat-...

-Галина Львовна болеет душой за «столицу русской игрушки» - Сергиев Посад, десятки лет отстаивает мысль о том, что русскую игрушку нельзя оторвать от общей истории России, как невозможно отделить русскую культуру от православной. Сергиев Посад как раз показывает это единство. И именно она в свое время вернула детям России Музей игрушки, который долго был на консервации,- поясняет Светлана Валерьевна. На мягком ковре в игровой зоне разместились колыбель и много-много плетеных корзинок с игрушками - чего тут только нет! И со всем этим можно играть, что ребята с удовольствием и делают в минуты отдыха. Сарафан-дефиле В «Светлице» изучают и стараются воссоздать традиционные костюмы, причем увидеть результаты можно не только на манекенах, но и на ребятах. Наряжаться любят и девчонки, и мальчишки. -Когда дети приходят на занятия, им хочется проникнуться этой атмосферой, и поэтому они каждый раз бегут переодеваться,- говорит Светлана Валерьевна.- Мы играем в старину. Долгое время принято было считать, что подростки ко всему народному относятся с пренебрежением, однако современные дети приходят к нам с удовольствием и говорят, что это здорово, хотят участвовать. Рядом с настольным ткацким станком - полки с тканями. Одна из принципиальных позиций преподавателя - не раздавать ученикам готовые комплекты материалов. Ребенок должен сам поразмышлять и выбрать, что ему хочется создать, подобрать нужные цвета. Светлана Валерьевна уверена, что если детей правильно обучать, то уже в семь-восемь лет они усваивают основы лоскутного шитья и домашнего ткачества и уже через год-два могут, например, самостоятельно ткать пояса и создавать практичные и стильные образцы прикладного творчества, сохраняющие старинные традиции, а значит, и отечественную культуру. -Такого творчества - спокойного, народного, традиционного - нашей современной молодежи очень не хватает,- говорит врио заместителя директора по воспитательной работе центра Яна Ульянченко.- То, что было красиво раньше, красиво и сейчас, и это вполне можно использовать.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/12/my_i...

В заключение всего, в качестве неопровержимого довода в пользу всех изложенных главных положений настоящего нашего исследования, приведем непреложные Слова верховного Главы Церкви Господа Иисуса Христа: «Поражу пастыря и разыдутся овцы стада»… «Аще соль обуяет, чим осолится?»… «Не вливают вина нова в мехи —627— ветхи, но вливают вино ново в мехи новы» Мф.26:31, 5:13, 17:17 ). Прилагая эти слова в отношении к предмету нашего исследования, мы получаем тот вывод, что в деле оживления приходской жизни предметом главных забот должна служить личность самого пастыря, который во многих отношениях должен быть поставлен в совершенно иные жизненные условия и отношения, необходимые для более широкого и плодотворного развития его истинно-пастырской деятельности. Священник Аполлинарий Рождественский Мая 12 дня 1908 г. г. Молога Ярославск. г. Коновалов Д.Г. Психология сектантского экстаза: [Речь перед защитой магист. дис. «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве». 2904 Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. Вып. 1]//Богословский вестник 1908. Т. 3. 12. С. 628–638 (3-я пагин.) —628— Мм. Гг.! Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, которому посвящена моя книга, подлежащая обсуждению в настоящем собрании, – по своей природе представляется мне не чем иным, как своеобразным душевным волнением, разрядом нервно-психического возбуждения, вызываемого искусственными религиозными упражнениями, подготовляемого суровым аскетическим режимом и обусловленного в значительной мере особенной психофизической организацией самих сектантов-экстатиков. I. В своем полном развитии экстатическое волнение сектантов слагается из трех моментов или периодов: приступа умиления, восторга и вдохновения. 1 . В религиозных собраниях сектантов, первые признаки наступления экстаза обнаруживаются в тот момент, когда присутствующие, поддаваясь возбуждающему действию экстазирующих средств – проповеди, чтению писания, молитве и особенно пению, – начинают волноваться, растрогиваются, невольно утрачивают самообладание, – словом, приходят в умиление. Самым заметным внешним выражением этого состояния являются слезы, обильные и неудержимые. «На беседках, – рассказывает Оренбургская хлыстовка, – сперва читают, потом поют стихи и поют так, что невольно плачешь, слезы катятся градом, делаешься словно пьяная… Я на что всегда держала при себе ум и не поддавалась, как другие, плачу, но и то приходила в умиление, делалась сама не своя на этих беседках».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Маниакальная радость напоминает сектантский экстаз особенно беспорядочностью движений и бредом. Не даром Гален определял экстаз, как «кратковременную манию»: κστασις στιν λιγοχρνιος μανα. В отмеченных параллельных случаях ненормальная радость возникает на почве повышенной нервной возбудимости, обусловленной отравлением или болезнью. Та же повышенная нервная возбудимость служит основой и сектантской экстатической радости. Это свойство давно подмечено за нашими сектантами. В сообщениях о них —638— постоянно упоминается о «специфической нервозности», «расшатанности, развинченности нервов», «нервности» и т. п. В образовании и поддержке этой нервозности сектантов участвуют сложные причины, – причины, вызывающие и вне сектантства неустойчивость нервной системы, напр. различного рода болезни, плохое питание, плохие гигиенические условия жизни и т. д. Не маловажную роль в этом случае у сектантов играет и их суровый аскетический режим, «сморение» или «осаживание плоти постом», как они выражаются. Посты сектантов это самопроизвольное изнурение себя настоящим голодом, и не удивительно, если экстазы сектантов-«постников» иногда совершенно напоминают картину «бреда от истощения». – Таков мой взгляд на природу сектантского религиозного экстаза. Он будет подробно развит мною во 2 и 3 выпуске моего исследования. Высказывая его в данный момент, я имел в виду создать возможно более благоприятные условия для предстоящей беседы по поводу моего описания физических явлений в картине сектантского экстаза. Я полагаю, что недостатки и возможные достоинства этого описания более рельефно выступят при сопоставлении с тем, что мной только что сказано о психических явлениях сектантского экстаза и его природе. Д. Коновалов Покровский А.И. Магистерский диспут И.Μ. Громогласова и Д.Г. Коновалова: [Громогласов И.Μ. Определения брака в Кормчей и значения их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908]//Богословский вестник 1908. Т. 3. 12. С. 639–652 (3-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010