Кирилл Флоренский. Во дворе дома. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Кирилл Павлович Флоренский (1915–1982), сын о. Павла Флоренского, поступил в Московский заочный геологоразведочный институт (1932), работал в Биохмической лаборатории под руководством акад.В. И. Вернадского; был призван на фронт (1942), прошел путь от Сталинграда да Берлина. После войны защитил кандидатскую диссертацию по геохимии природных газов и организовал экспедицию по изучению Тунгусского метеорита (1958), по результатам которой выдвинул гипотезу, что его падение было столкновением Земли с кометой. Заведовал лабораторией сравнительной планетологии (считается ее основоположником) в Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР. Изучал грунт., доставленные с Луны; его именем назван кратер на обратной стороне Луны и минерал. Именно его усилиями и авторитетом была начата систематическая публикация в 1960-е гг. трудов о. Павла Флоренского, продолженная внуками — П. В. Флоренским, игуменом Андроником (Трубачевым), М. С. Трубачевой, Т. В. Флоренской и др. Мария и Ольга Флоренские. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Образцы: губки, корень, засушеный плод из коллекции П.А.Флоренского. 1910-1920-е Из личных вещей о.Павла Флоренского (саквояж). 1910-1920-е Аптекарсике весы и стеклянные пузырьки, которыми пользовался П.А.Флоренский. 1920-е Аптекарские весы и стеклянные пузырьки, которыми пользовался П.А.Флоренский. 1920-е Священник Павел Флоренский за работой над рукописью в центральной комнате дома. Рядом с ним Анна Михайловна Флоренская. Сергиев Посад, 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyashhennik-pavel-flo...

Петропавловская ул., д. Ивойлова. карандашом: «получ.1911. ІV. 21. штампы: Харьков Сергиев Посад 22.4.11 28 1911.X. 10. Дорогой Отец Павел Александрович! 61 Долго-долго собирался Вам писать. Особенно сильно было желание побеседовать с Вами летом – по прочтении Вашего «излияния души» – иначе, лучше я не умею назвать Вашу «Дружбу». Давно уже я не читал с таким душевным подъемом, порою даже умилением, и все рвался написать что-нибудь хорошее, задушевное об этом Вашем творении. Ведь как жаль, что такие вещи остаются под спудом, упрятанным в мало распространенные органы! Ведь там есть очень много животворного, целительного для изболевшихся, изнывших, изверившихся душ! – Но как-то не нашлось подходящих слов, соответствующей формы вспыхнувшему во мне настроению, а каникулы были у меня коротки. – Волна житейская подхватила и унесла мой порыв. А как бы хотелось дать ему исход! Вот и теперь лежит передо мной уже много дней Ваша «София» 62 с трогательной надписью и манит к себе, а настроения подходящего (ведь Ваши создания можно читать только с известным подъемом) нет: время и силы разбиваются каждый день по мелочам, но без остатка. Наконец мне стало тягостно не написать Вам, хотя несколько благодарственных слов за все доброе, пробужденное Вами во мне. Б м , и Вы найдете хоть несколько минут для меня и сообщите о себе весточку. Прошу передать Вашей супруге мой привет. Душевно расположенный к Вам А. Ветухов. на конв.:       Сергиев Посад. Московск. губ. Его Высокопреподобию Священнику о. Павлу Флоренскому Петропавловская, д. Ивойлова. От А. Ветухова (Харьков, Лермонтовская, 18) черными чернилами: «получ. 1911.X.14.» штампы: Харьков 11.10.11; Сергиев Посад 14.10.11 29 1912.11.27. Дорогой Отец Павел! Вчера окончательно освободился от обязанностей присяжного заседателя, – теперь могу кратко ответить на Ваше милое письмо. Сердиться на Вас за продолжительное молчание, разумеется, я и не подумал. Написав Вам раза два и не получая ответа, я почуял, что с Вами опять творится что-то неладное, как это было и перед принятием Вами священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Готовый к услугам А. Ветухов Адрес: Харьков, Лермонтовская 18, с. д. – Алексею Васильевичу Ветухову P.S. Если «заговоры» потребуются для Академии 5 – можно найти в кн. магазине «Нового Времени», куда сдал неск(олько) экз(емпляров) на комиссию по 4 р. А. В. на конверте:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому Петропавловская ул. д. Ивойлова штамп: Харьков. 6.11.08. черными чернилами (рукой П. Флоренского ): «получ. 1908.XI.8» 2 1908.XI.16. Многоуважаемый Павел Александрович! Ваши интересные работы получил и начал читать «Столп и утверждение Истины» 6 С нетерпением жду Вашего ответа на мое письмо, отправленное одновременно с книжкой «Заговоров». Меня крайне интересует тот материал о заговорах, с которым Вы обещали познакомить меня в своей открытке от 29 октября с. г. В данное время я пересматриваю весь свой материал для 3-й части и составляю общую характеристику, – род введения; какая-либо новая черта в материале может сыграть свою роль. Если не в труд, сообщите в самых кратких словах, где и когда записано то, о чем Вы упоминаете, и хотя 1 – 2 отрывка. Исполнением просьбы премного обяжете уважающего Вас А. Ветухова Харьков. Лермонтовская 18, с.д. на конверте:       Сергиевский Посад. Московской губ.             Его Высокородию Павлу Александровичу             г. Флоренскому             Петропавловская ул. д. Ивойлова. штампы:            Харьков. 17.11.08             Сергиев Посад. 19.11.08 черными чернилами (рукой П.Флоренского ): «получил. 1908.XI.18.» 3 1908.XI.30. Многоуважаемый Павел Александрович! Не гневайтесь и не судите меня строго за то, что так долго не собрался ответить на ваше последнее письмо, крайне интересное, душой сроднившее меня с Вами. Ваше стремление служить науке самоотверженно. исключительно по призванию, а не из-за выгод и личных соображений. меня очаровало. Быть может, это потому, что во мне немало дон-кихотства в понимании идеалов науки и её деятелей. Вот Вы меня называете «почтенным учёным», очень высоко цените мою учёную работу, а меж тем я, занимающийся научными вопросами свыше 15-ти лет, никакой учёной степени не имею. Я состою лишь учителем русского языка в Харьковском Коммерческом Училище, правда, по призванию, и всё ещё не уверен – колеблюсь – менять ли свою теперешнюю деятельность (в которой являюсь полезным и нужным для «малых сих») на учёную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

4. Метлик Игорь Витальевич, в. н. с. РАО, д. пед. н. «О мировоззренческом содержании образования в реформируемой школе». 5. Петракова Татьяна Ивановна, ректор Института экспертизы содержания образования, профессор, д. пед. н. «Духовно-нравственное воспитание в условиях реформируемой школы». 6. Десятников Владимир Александрович, Заслуженный деятель искусств РФ. «Реформирование школы или приватизация сознания (русские святыни в сознании современного школьника)». 7. Порохин Сергей Алексеевич, полковник запаса, член Союза писателей России, к. филос. н. «Современная школа и вопросы воспитания защитников Отечества (Великая Отечественная война и формирование исторического сознания)». 8. Окулова Татьяна Николаевна, ст. н. с. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, к. ист. н. «Традиции добра как критерий оценки школьного реформирования». 9. Морозова Татьяна Леонидовна, ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, к. ф. н. «Реформирование образования и проблемы становления личности школьника (национально-государственный аспект)». 10. Юницкая Елена Анатольевна, директор гимназии г. Красногорска, д. филос. н., Лауреат премии М. В. Ломоносова в области образования. «Реформы школы глазами учителя». 11. Стрелкова Ирина Ивановна, член Союза писателей России. «Реформы образования продолжаются». Наверх 1.6. Роль духовного образования в становлении российского общества Председатель : архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московской Духовной Академии и семинарии. Куратор : иеромонах Мелетий (Соколов), помощник ректора Московской Духовной Академии по общим вопросам, преподаватель Московской Духовной семинарии. Время проведения : 2 февраля, 10.00. Место проведения : большой актовый зал Московской Духовной Академии, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра. Проезд: от Ярославского вокзала электропоездом до станции Сергиев Посад (время в пути 1,5 часа) или от станции метро «ВДНХ» авт. 388 до г. Сергиев Посад (автобус приходит на железнодорожную станцию), далее пешком или любым городским автобусом до Центра.

http://pravoslavie.ru/423.html

Магистерский диспут: [Рец. на: Мышцын В. Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894] Источник 12 мая в нашей академии имел место магистерский диспут. В качестве диспутанта выступил В. Н. Мышцын . Пред началом прений секретарем академии было прочтено следующее curriculum vitae магистранта. Диспутант В.Н. Мышцын , сын священника с. Волыни Рязанского уезда, родился в 1866 году, 21-го янв., окончил курс в семинарии в 1886, а в академии в 1890 г. Пробывши год профессорским стипендиатом при академии, в 1891 г. В. Н. определен был преподавателем греческого языка в Симбирскую семинарию, а в следующем 1892 году переведен в Рязанскую, где преподавал сначала св. Писание, потом греческий язык. В текущем году, по прочтении 11 марта двух пробных лекций, был назначен исправлять должность доцента по кафедре св. Писания В. Завета в здешней академии. Кроме представленного на соискание магистерской степени сочинения: «Учение Ап. Павла о законе дел и законе веры», г. Мышцыну принадлежат: помещенная в Чт. Общ. Люб. Дух. Просвещения за 1891 г. статья – «Связь антиномизма с учением Лютера» и напечатанный в академических протоколах отчет о занятиях его в качестве профессорского стипендиата. После произнесенной диспутантом речи 1 первым оппонентом выступил ординарный профессор по кафедр св. Пис. II. 3. М. Д. Муретов . «В своей речи, так начал оппонент, – вы отнесли свою диссертацию к области библейской теологии, метко сравнив последнюю с растением. Соглашаясь с вами, я желал бы сравнить вашу диссертацию с цветком на этом растении. Она представляет собою стройную систему, в которой все имеет свое определенное место и значение, рисуя учение ап. Павла в одном цельном образе. Ваши выводы и наблюдения прекрасно выясняют истинный смысл наиболее важных догматических терминов, вскрывая высоту и чистоту заключенных в них нравственных идей. Когда при чтении вашей диссертации я старался для диспута отыскать какие-либо недостатки и промахи в ее лицевой стороне, в раскрытии и систематизации понятий, то потерпел здесь полную неудачу. Но, подумал я, растение, с которым вы сравнили библейское богословие, должно иметь не только цветы, а и корни и почву, на которой растет оно. Этими корнями и почвою должен служить историко-филологический и археологический экзегес. Обратившись сюда за поисками возражений для диспута, я был хотя и счастливее, по весьма на немного. Дело в том, что корни, или историко-филологические изыскания у вас сокрыты от взоров читателя: вы сообщаете уже готовые выводы и сочетаете их в единый и стройный образ, не вскрывая той почвы, в которой коренятся эти выводы. Только кое-где эти корни обнажены от почвы, так что становятся доступны наблюдениям и проверке. Вот этими-то обнажениями я и воспользуюсь, насколько позволит мне время, для диспута.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ma...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Сергиев Посад готов принять до 100 тыс. паломников 04.07.2014 10:22 Версия для печати Красногорск, 4 июля. Организаторы торжественных мероприятий по случаю 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде ожидают на праздновании 16-19 июля порядка 50 тыс. гостей из других городов, но готовы принять вдвое больше, передает " Интерфакс-Религия " . Об этом сообщил глава Сергиево-Посадского района Сергей Пахомов. " Мы готовимся к тому, что одномоментно нам придется принять до 50 тысяч гостей. Вместе с тем в самом Сергиевом Посаде живет более 120 тысяч жителей, многие из которых тоже обязательно посетят это мероприятие. По прогнозам, в центральной части города может собраться до 100 тысяч человек - это будет считаться для нас работой в штатном режиме " , - сказал С.Пахомов на пресс-конференции в Доме правительства Московской области. Для паломников будут организованы два палаточных лагеря. Территория обработана от клещей, оборудована кухней, туалетами и душевыми. " Порядка 10 тысяч паломников, которые прибудут на торжественные празднования, будут размещены в палаточном лагере, в котором предусмотрена бесплатная еда. Остальные желающие смогут разместиться в соседнем лагере общей площадью 80 гектаров, который ориентировочно вместит 15-20 тысяч человек " , - сказал в свою очередь министр культуры Подмосковья Олег Рожнов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пасхальный фестиваль творчества детей-инвалидов пройдет в Сергиевом Посаде Сергиев Посад, 15 мая 2013 г. Участники – 22 творческих коллектива из детских домов, приютов, коррекционных школ, организаций инвалидов Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района, Твери, Костромы, Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кирова, Калуги, Владимира и др., сообщает Диакония.ru. Ставший уже традиционным фестиваль творчества детей-сирот с инвалидностью и детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, призван содействовать в преодолении общественной изоляции и изменении отношения к детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья, а также в формировании среды между детьми-сиротами с инвалидностью, детьми-инвалидами, живущими в семьях, и окружающими их сверстниками. В программе фестиваля - Гала-концерт, благотворительная ярмарка декоративно-прикладного искусства, круглый стол по обмену опытом среди добровольцев, работающих с детьми-инвалидами из разных регионов России. «Основные цели, которые мы ставили перед собой – предоставить возможность детям-инвалидам показать свои таланты и достижения, пообщаться в творческой обстановке со своими здоровыми сверстниками. Для всех детей-инвалидов - это шаг на пути к интеграции в общество. А все пришедшие на фестиваль будут поражены обилием творческих дарований наших ребят», – говорит один из организаторов фестиваля, руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева. В преддверии фестиваля специально организуется конкурс социального рисунка, компьютерной графики и фотографии «Дружба без барьеров», посвященный людям с ограниченными возможностями здоровья. Одна из основных задач конкурса - воспитание у детей и молодежи милосердия, сострадания и готовности помогать людям с инвалидностью. Итоги конкурса будут объявлены на фестивале, а лучшие работы украсят фойе ДК Гагарина в Сергиевом Посаде. 17 мая состоится отборочный тур фестиваля. Основные праздничные мероприятия пройдут 18 мая с 10.30 до 13.30 во Дворце культуры им. Гагарина (г. Сергиев Посад, просп. Красной Армии, 185): в 10.30 начнут работу благотворительная ярмарка, выставка рисунка, мастер-классы, в 11.30 состоится праздничный Гала-концерт.

http://pravoslavie.ru/61524.html

Для творчества священника Павла Флоренского свойственно, как отмечал и он сам, сочетание двух подходов: с одной стороны, – конкретные исследования, посвященные детальному, скрупулезному анализу предмета, которые кажутся второстепенными, например, описание эволюции олифы икон; с другой стороны, – внутренне основанное на этих исследованиях, следующее из них, философское обобщение. Такими конкретными работами явились созданные частично вместе с Ю. А. Олсуфьевым, в связи со службой в Комиссии, несколько «Описей», – фундаментальных исследований предметов древнерусского церковного искусства, в частности «Опись икон Троице-Сергиевой Лавры дο XVIII в. и наиболее типичных XVIII–XIX в.» (рукопись, 1920); «Опись лицевых изображений и орнамента книг Троице-Сергиевой Лавры» (рукопись, 1921); «Опись панагий Троице-Сергиевой Лавры» (Сергиев Посад, 1923); «Амвросий, Троицкий резчик XV в.» (Сергиев Посад, 1927). Эти работы не потеряли своего значения и теперь, о чем говорят многочисленные указания на них в исторической и историко-искусствоведческой литературе. Исследованиями обобщенного философского характера явилась серия трудов об иконах. Учитывая широту и разносторонность подхода отца Павла Флоренского к предмету исследований, можно понять, почему он рассматривал эту проблему в своих сочинениях с разных точек зрения. Эти работы, являясь обычно частями или главами более значительных трудов, представляли собой в то же время законченные произведения, которые публиковались самостоятельно. Наиболее ранней работой, посвященной анализу иконописи, является доклад «Моленные иконы преподобного Сергия», прочитанный в 1919 г. на заседании Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1969, 9). Следующий, но более значительный труд, – «Иконостас» (1922 г.), один из разделов обширной работы «Философия культа», над которой отец Павел Флоренский работал в самом начале 20-х годов. Почти одновременно с ним написана другая работа на близкую тему, – «Обратная перспектива» (1922 г.), глава труда «У водоразделов мысли», объявленная печатанием в издательстве «Поморье» (см. рекламный листок в книге Π. А. Флоренского «Мнимости в геометрии». «Поморье», M., 1922). Эта статья подготовлена к печати в 1922 г., но тогда не была опубликована и вышла в 1967 г. в Тарту (Труды по Знаковым системам, вып. III, Тарту, 1967). Позже, в 1924 ., отец Павел Флоренский говорил о методах изучения предметов изобразительного искусства на лекциях в Высших Художественных Мастерских (ВХУТЕМАС), где читал курс анализа перспективы. К этим работам тесно примыкает «Анализ пространственности в художественных произведениях» (1927 г.). Все эти статьи с разных точек рассматривают православные иконы. В них уже в 20-е годы поставлен и сформулирован ряд проблем, которым посвящено в последние несколько лет много публикаций и выступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Юродствуя, держала прямо в келье кошек и собак: Милку, Розку, Барбоску, выпроваживая их на улицу только в день Причастия. Из рук кормила огромного ворона. От животных в келье стоял тяжелый запах. Когда блаженную спросили, как она терпит этот запах, ответила: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Евфросиния Колюпановская. Иллюстрация из книги: Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад: 1911 / Как-то озорники кинули блаженной в окно пучок зажженной соломы. Она тушила пожар и получила сильные ожоги. Лежала больная, не в силах подняться с убогой постели. И тогда ворон спас жизнь хозяйке, принося ей в клюве ягоды и крошки пищи. Жила в монастырях, испытала гонения – не всегда подвиг блаженных понятен окружающим. В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц – помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой – и прожила в нем последние десять лет своей жизни. Особенно много молилась блаженная Евфросиния в безлюдном овраге возле Колюпаново, где собственными руками выкопала колодец Все окрестности Алексинского уезда помнят святые молитвы блаженной. Особенно много молилась в безлюдном овраге рядом с Колюпаново, где собственными руками выкопала колодец и умоляла Господа благословить его воду даром исцеления душ и телес страждущих. Тело блаженной погребли под полом трапезной деревянной Казанской церкви. Над могилой поставили гробницу с чугунной надгробной плитой. На плите по благословению митрополита Филарета (Дроздова) были выбиты слова: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». Блаженная Евфросиния на смертном одре. Иллюстрация из книги: Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад: 1911      Мощи блаженной Евфросинии сейчас почивают в храме, а паломники, поклонившись блаженной, обычно купаются в святом источнике, где и по сей день совершаются многочисленные исцеления.

http://pravoslavie.ru/81201.html

Е. Грачева: Владыка, Патриарх на заседании Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры заявил о том, что Сергиев Посад может получить статус русского Ватикана. Что это будет означать на практике, если это случится? Митрополит Иларион: На практике это будет означать, что, прежде всего, город приведут в порядок. Я много раз бывал в Сергиевом Посаде еще будучи студентом Московской духовной семинарии  , потом Московской духовной академии, а затем уже и в качестве преподавателя. И всякий раз я обращал внимание на то, что внутри Лавры чистота и порядок, все отремонтировано, в прекрасном состоянии, клумбы ухожены, люди все себя нормально чувствуют. Но как только ты выходишь за стены, особенно, если чуть-чуть отойти от Лавры, ты попадаешь в неухоженное, грязное место, где покосившиеся деревянные дома, неотремонтированные каменные здания, то есть город очень запущен. Конечно, сейчас город стал гораздо лучше, но до превращения в настоящий паломнический и туристический центр ему еще очень далеко. А между тем Сергиев Посад является жемчужиной нашей страны и жемчужиной Русской Церкви. И поток паломников и туристов был бы гораздо более значительным, если бы в городе были созданы соответствующая инфраструктура, соответствующие условия. Я хотел бы привести в пример одно село в Ярославской области. Село называется Вятское. Это была обычная русская деревня, которая находилась в достаточно плачевном состоянии. Там был и храм разрушен, и дома многие разрушены, и люди уезжали. И один бизнесмен, который впоследствии за это получил Государственную премию, взялся отреставрировать это село, но не просто отреставрировать, а восстановить его исторический облик. Он скупал дома один за другим, восстанавливал их исторический облик и потом продавал каким-то людям в частное пользование. Люди приезжали и охотно селились в этой деревне. Он восстановил храм. Он создал в этой деревне 10 музеев. Причем, музеи уникальные. Я посетил три из них. Например, один из них — музей механических музыкальных инструментов. В нем собраны всякие музыкальные шкатулки, граммофоны, старые инструменты. Инструментов очень много, и они все действующие. Каждый из этих инструментов можно послушать.

http://patriarchia.ru/db/text/5189594.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010