Еще одна идея " идея " , широко распространенная в протестантских сферах - это присутствие и определяющее действие эсхатона (в данном случае Духа Святого) не только в Церкви, но и во всей мировой жизни во всех ее проявлениях. - Идея, совершенно " забывшая " о свободе человека и его возможности поступать не только по воле Бога, но и вопреки ее. И выводы, проистекающие отсюда, свидетельствует об этом. Все сильнее звучат голоса о сотериологической равноценности всех религий и фактическом отрицании Христа как Бога и Спасителя, о необходимости церковного признания прямых отступлений от христианской морали, об одобрении многих явлений антикультуры и т.д. См. гл. Духовная жизнь. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1914. С. 78-79. 2. Антихрист Тема конца истории - изначальна в христианстве. Но, к сожалению, в процессе истории радостное ожидание второго пришествия Христа все более подменяется ожиданием явления антихриста. На Руси вопрос конца мира иногда становился проблемой государственного значения. Например, в XV веке пасхалия (вычисления дня празднования Пасхи) заканчивалась 1492 годом, который по вере того времени соответствовал 7000 лет от сотворения мира и исчерпывал его бытие. Столь же напряженным было ожидание конца и в 1666 году по причине наличия трех шестерок в этой дате. Естественно, не было особых проблем и с кандидатами в звание " антихриста " . Эта тема в настоящее время для некоторых, неутвержденных в вере, приобрела болезненный характер. Поэтому полезно сделать небольшой обзор признаков конца. Из наиболее значимых и находящих себе достаточные подтверждения в Священном Писании и Предании можно привести следующие: " Восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба… в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится " (Лк. 21:10-11,25). Некоторые из этих явлений всегда были на нашей планете, однако здесь речь идет об их катастрофическом умножении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Но как бороться? Самым лучшим способом издревле считалось – лишать противников слова, а – еще вернее – жизни. Когда в Иерусалимском синедрионе думали о применении этих методов к апостолам, Гамалиил, обратившись к членам синедриона, сказал: «мужи израильские, подумайте сами с собой о людях сих, что нам с ними делать. Ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его: берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян.5:35–39 ). Во имя уважения к чужой свободе свободные мыслители должны признать право на существование за православной философией. А затем во всей силе остается дилемма: человек может узнать истину от Бога или никогда не узнает ее. Свободные философы не могут быть в истине: и ограниченность их разума и безграничность материала подлежащего исследованию для установления истины безусловно лишают их возможности приблизиться к ней. Говоря словами древнего софиста, приходится утверждать, что познание истины невозможно и «по сложности предмета и по краткости человеческой жизни». Но Духовная Академия не претендует на то, что она нашла истину и овладела ею исключительно при помощи собственных сил. Нет; она утверждает иное. Она говорит, что печать божественности лежит на одном религиозном учении – учении христианском, именующим себя богооткровенным. Не вчерашнее это учение. Скоро уже будет две тысячи лет, как оно исповедуется на земле. В нем черпали бодрость, силы, утешение и счастье многие и многие миллионы людей. Пред этим учением преклоняется Академия и ему хочет служить и служит академическая философия. Тем, которые хотят уничтожения этой философии и уничтожения православных академий, словами Гамалиила мы скажем: «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». С. Глаголев 11 Июля 1914 г. 1 Сам Плотин в учении о религии пользовался некоторыми мифами для своей системы, но у него этих мифов немного и толкование их совершенно своеобразно: видно он пользовался ими из уважения к преданию, а не как истиной. 2 Плутарх афинский или большой (ум. после 430 г.) не должен быть смешиваем с Плутархом Херонейским (жил в I веке по Р.Х.). Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии : Сб. ст., принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации : В 2 ч./Ч. 1. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915. - 586 с./Глаголев С.С. Философия и свобода. 152-200 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

10. Таким богатством изобиловал праведный Иов. Все погибло у него вдруг; ничего не осталось в доме, чем богат он был перед тем. Внезапно стал он нищим, во прахе, с головы до ног покрытый червями. Что больше этого несчастия? Но что больше и внутреннего блаженства Иова? Потерял он все, что дал ему Бог , но имел Самого, давшего все Бога. «Наг, – сказал он, – я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21 ). Конечно, он был беден? Конечно, ничего не имел. И если ничего не имел, то о каком сокровище возносились эти драгоценные хвалы Богу? После того, как уже было все отнято, Он оставил ему еще жену – искусительницу, оставил Еву. Но то был не Адам. И каким он оказался тогда? Как отвечал на злословие жены? «Ты говоришь, – сказал он ей, – как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). О, муж сгнивающий и невредимый! О, зловонный и прекрасный! О, изъязвленный и здравый! О, в пепле сидящий и на небе царствующий! Если любим мы его, будем ему подражать, а чтобы подражать, будем терпеть. И если в терпении станем ослабевать, будем молиться о помощи. Поможет борющемуся Тот, Кто допустил борьбу. Не так требует Бог от тебя борьбы, как толпа от гладиатора: кричит, но не умеет помочь; не так, как любитель зрелищ ожидает атлета, – приготовляет венок из цветов, но не знает, как поддержать силы атлета, когда он будет ослабевать, не знает, потому что человек он, а не Бог. И, может быть, сам он, пока смотрит, более страдает, нежели тот, кто борется. Бог же помогает слугам Своим, когда они взывают к Нему. Вот голос подвижника Его в псалме: «Когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня» ( Пс.93:18 ). Итак, не будем же лениться, братия мои – станем просить, искать, стучать. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:8 ). Читать далее Источник: Проповеди блаженного Августина : (Доб. к кн.: " Блаженный Августин, как проповедник " )/Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Исходя из многочисленных фактов ветхозаветной истории и приведенных евангельских примеров, не говоря уже о Священном Предании Церкви, можно с полной определенностью утверждать, что не все насильственные действия следует классифицировать как безусловно несправедливые, греховные. Возможно и справедливое насилие, но в том случае, когда в нем присутствует некий определенный элемент. Какое же применение силы к другому человеку можно и должно считать справедливым с христианской точки зрения?  По Евангелию, любовь – основной принцип праведной жизни и правильного, то есть справедливого, отношения к каждому человеку. Хорошо известны слова апостола Павла о любви: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.   Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.   Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине... (1 Кор. 13, 1-6). Один из святых, Исаак Сирин (VII в.), будучи спрошен. " И что такое сердце милующее? " , – отвечал: " Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может он вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились... Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим... " (Св. Исаак Сирин. Слово 48-е. – Сергиев Посад, 1911, с. 205-206, 207).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Необходимость дарования этого откровенного закона, таким образом, вызывается грехом человека. Почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине (ради) преступления», т.е. вследствие грехопадения ( Гал. 9:19 ). Но по существу Богооткровенный нравственный закон не есть что-то совершенно чуждое человеку. Этот закон в существе своем тот же самый закон, который неизгладимо написан в сердцах людей. Так, древние, ветхозаветные праведники-патриархи, говорит св. Ириней Лионский , имели сами в себе правду и силу закона, написанную в сердцах их и душах. Любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему. «Но когда эта правда и любовь к Богу пришли в забвение и исчезли в Египте, то Бог по великому благоволению Своему явил Себя людям посредством голоса... и предусмотрел человека посредством десятословия к Богообщению и к согласию с ближними (св. Ириней Лионский . Против ересей 4:16, 3). Тоже говорит св. Василий Великий относительно главной заповеди – заповеди любви. Он говорит: «Любовь к Богу, а также к ближним, не есть что-либо учением приобретенное... В нас вложено некоторое прирожденное стремление в себе самом заключающее побуждение к общению любви» . И оно – это стремление любви – заповедями Божиими только тщательно возделывается, благоразумно воспитывается в людях и при помощи благодати возводится до совершенства (св. Василий Великий . Творения. Часть 5-я. Сергиев Посад, 1892, стр. 89). Таким образом, требования откровенного нравственного закона так сродны и близки человеческому духу, что они составляют как бы требования самой нашей нравственной природы. Поэтому при даровании, например, ветхозаветного закона, Господь устами Моисея говорит: «Заповедь сия, которую Я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Но весьма близко к тебе слово сие, оно (не только), в устах твоих, (но) и в сердце твоем» ( Втор. 30:11–14 ). Что же такое откровенный нравственный закон? Под именем откровенного нравственного закона разумеется тот данный Богом закон, который был сообщен людям в разное время чрез избранных св. мужей-патриархов и пророков в Ветхом Завете и чрез Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его апостолов в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Этот стих поэтически перифразирует, в частности, следующие слова Спасителя из 14-ой и 15-ой глав Евангелия от Иоанна: «Я иду приготовить место вам... Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я. ... Не оставлю вас сирыми, приду к вам » ( Ин.14:2, 3, 18 ); «Я назвал вас друзьями , потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). «Чистая и честная уста» – имеется в виду, конечно, Сам Спаситель. «Воссиять» – сподобиться божественного озарения, благодати, святости, уподобления Богу настолько, что и других делать причастниками благодати. Это тоже отзвук творений св. Дионисия Ареопагита . Приведем для сравнения, например, такое место из его писаний: «Божественный свет... вечно распростерт для умственного взора и может быть воспринят им... Подражая этому, божественный иерарх щедро простирает на всех светообразные лучи своего божественного учительства, в высшей степени готовый богоподражательно просветить пришедшего, ... всегда пребывая в Боге, своим световодительством... сияя приходящим» (О церковной иерархии, гл. 2). Сказали чистые и досточестные уста: разлуки (у Меня) с вами не будет, о, друзья! Ибо Я, пребывая со Отцем на вышнем престоле, тем, которые желают воссиять (божественной светлостью), изолью от Духа неоскудевающую благодать. Тропарь 2. Пределы прешед, истиннейшее Слово тихообразно совершает сердца: дело бо скончав, возвесели други, дыханием бурным и огненными языки, подав Дух Христос, якоже обещася. Христос называется истиннейшим, точнейшим Словом Отца, как «образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), на основании слов Евангелия: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ); «Видевший Меня – видел Отца... Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:9, 10 ). Св. священномученик Ириней Лионский (2 век) разъясняет вышеприведенные слова из Евангелия от Матфея: «Всегда существуя со Отцом, Сын Отца... от начала всегда открывает Отца ангелам, архангелам, силам и всем, кому Он хочет открыться»; «Слово открывает Бога Отца в самом творении мира и в образовании человека» (Приводим по книге: А. Спасский. История догматических учений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. – С. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Мне кажется, нет единого правила, как и когда себя вести, поступать с врагами. Но если человек находится в правильном состоянии, он может верно решать – не умом, а сердцем. Меня этот вопрос тоже в свое время волновал: в молодости ездил в Сергиев Посад в электричке, а там хулиганы, богохульники, и было непонятно, что с ними делать. Я взял одного за шкирку, начал выкидывать, а он говорит: «Меня вчера один батюшка выкинул, а его сегодня в милицию посадили за хулиганство». Но я его все-таки выкинул, он хулил Церковь , Божию Матерь. А у отца Кирилла (Павлова) потом спросил: как к подобным вещам относиться? Выкидывать богохульников или делать вид, что я ничего не вижу, не слышу, отношусь ко всему спокойно? Отец Кирилл, мудрейший наш наставник в Троице-Сергиевой Лавре, сказал: «Если ты чувствуешь в себе силы, то вступайся, а не чувствуешь – читай Иисусову молитву, молись за этих людей». Действительно, не каждый способен открыто противостоять, рискнуть своей жизнью, своим достоинством. Но если искренне человек начинает молиться, то, бывает, все устраивается, успокаивается. Я бы даже так сказал: начинать надо с молитвы. Укрощение строптивого Царская добродетель кротости уподобляет христианина Учителю–Христу и позволяет вступить в наследование нетленных благ как здесь, на Земле, так и в Вечности. Как укротить самого себя к радости всех окружающих – об этом наша очередная беседа. Хвалу и клевету приемли равнодушно Главный пример кротости – Сам Господь Иисус Христос . Пророк Исаия говорит о Нем: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» ( Мф. 12:18–21 , Ис. 42:1–4 ). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Священном Писании : «Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, (...) возвещая о кротости Его, говорит: «...не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «...трости надломленной не переломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную». 80

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Господь сказал Иоанну: " Подобает нам исполнити всякую правду " . Посему и дело Искупления — подвиг сострадающей любви,.. не должно быть нарушением и других законов жизни, то есть справедливости. И вот его рассматривали нередко с этой второстепенной, несущественной и привходящей точки зрения, но для сынов римской правовой культуры, а равно и для иудеев, почитавшейся за нечто весьма важное. Такое рассмотрение побочной стороны событий нисколько не затемняет ее действительного смысла, как дела сострадающей любви " [ 17 ]. Таким образом, понятию о Голгофской жертве высокопреосвященный автор дает переносное, чисто нравственное значение. Обычное же понимание Голгофской жертвы, как жертвы в собственном смысле слова, принесенной Спасителем нашим правосудию Божию за грехи всего человечества, он решительно отвергает. архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 296-297 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 297 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 292 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 293 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 296 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 293-294 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 312 архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Личным автотранспортом: Въезд в город Хотьково 16 июля будет закрыт с 08:00 и откроется после выхода Крестного хода из городской черты (не ранее 13:00). Для удобства паломников в городе Сергиев Посад будет действовать парковка, от которой будет организовано транспортное сообщение с ж/д станцией «Хотьково», где начнётся построение крестного хода. Транспортно-пересадочный узел «Глинково» (по Ярославскому шоссе, до поворота на д. Глинково, далее 0,8 км, до парковки перед въездом в населенный пункт Глинково), от ТПУ будет организовано транспортное сообщение до ж/д вокзала «Хотьково». Последний автобус, уходящий из ТПУ, будет отправлен (по заполняемости) в 12:00. Все паломники, оставившие машины на ТПУ «Глинково» , смогут вернуться из города Сергиева Посада 16 июля на автобусе от остановки «Парк культуры», ул. Ильинская, в 800 метрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ГОРОД СЕРГИЕВ ПОСАД 16-18 июля Общественным транспортом: Из Москвы: электропоездом с Ярославского вокзала города Москвы (согласно расписанию) до ж/д станции «Сергиев Посад». Далее - пешком до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1,1 км). Из Москвы: автобус 388 от метро «ВДНХ» до автовокзала города Сергиева Посада. Далее пешком до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1,1 км).      Личным автотранспортом: Въезд в город Сергиев Посад будет закрыт с 21:00 15 июля до 21:00 20 июля. Личный автотранспорт можно будет оставить на перехватывающих парковках, организованных в следующих Транспортно-пересадочных узлах (ТПУ): 1. ТПУ «Южный» (по Ярославскому шоссе в сторону г. Сергиев Посад, поселок Лакокраска, Московское шоссе, город Сергиев Посад), от ТПУ будет организовано транспортное сообщение с городом Сергиев Посад, до автовокзала. Далее пешком до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1,1 км.) 2. ТПУ «Углич» (путь следования от г. Ярославля, Новоугличское шоссе, город Сергиев Посад, напротив ул. Суздальская), от ТПУ будет организована транспортное сообщение в центр города Сергиева Посада, до остановки «Бульвар Кузнецова». Далее пешком до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1,3 км.)

http://pravoslavie.ru/71896.html

Каждый из разделов, в свою очередь, также весьма детализирован: глава о разделении времен содержит описание субботнего цикла, года субботнего и юбилейного, памятников допленных и послепленных и так далее. Подобную же направленность имели и научные работы выпускников МДА, разбиравших в вышеозначенных целях труды Иосифа Флавия (см.: Лебедев С. Иосиф Флавий как библейский археолог: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1909) и блж. Иеронима (см.: Авраменко Н. Блаженный Иероним как библейский археолог: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1909), изучавших Палестину по описаниям средневековых паломничеств (см.: Корнеевский А. Средневековые путешествия христиан на Восток и их значение для библейской археологии: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1913) и составлявших археологические комментарии к богослужебному календарю современных иудаистов (см.: Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1907). Примечательно, однако, что в начале XX в. и у учащихся МДА просыпается интерес к библейской археологии в подлинном значении этого термина и в своих работах они обращаются к данным египтологии (см.: Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1914) и ассириологии (см.: Никольский П. Ассиро-вавилонские памятники в их значении для библейской истории: Кандидатское сочинение/МДА. Сергиев Посад, 1905). Происходило это под влиянием проф. Д. Введенского , чья докторская работа (см.: Введенский Д. Патриарх Иосиф и Египет (опыт соглашения данных Библии и египтологии). Сергиев Посад, 1914) и по сей день является важным пособием по библейской археологии. Разрабатывал проф. Введенский и такую вечную тему библейской археологии, как история патриархов (см.: Введенский Д. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914), а также занимался больным в то время вопросом о панвавилонизме (см.: Введенский Д. Блуждающая гипотеза (к вопросу о «панвавилонизме»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010