Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 312-313 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 313 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 313-314 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 303 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 304-305 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 305 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 305 Часть 2 Одним из главнейших обоснований общепринятого взгляда на Голгофскую жертву является обыкновенно сближение Голгофской жертвы с ветхозаветными жертвами. И поэтому естественно, что наш автор старается ослабить доказательное значение этого сближения. Общепринятое у богословов католических и протестантских понятие о ветхозаветных иудейских жертвах, а равно и жертвах языческих, ему представляется совершенно необоснованным. Именно, " эти богословы утверждают, будто иудеи и язычники взирали на убиение жертвенного животного, как на казнь невинного существа взамен подлежащего казни грешного человека или народа " [ 1 ]. По уверению нашего автора, " обосновать этого взгляда на жертву невозможно ни на одном изречении или событии Ветхого Завета, хотя узаконения о жертвах... наполняют собой чуть не половину книг Моисея, особенно книги Левит и Числ. " Убиваемое животное, — говорит он, — вовсе не понималось как казненное, а как угощение, почему к нему прилагались мука, елей и соль. " Были жертвы за грех, но здесь заклание животного было тем же сопровождающим все священнодействия условием, как и при жертве мирной, а были и жертвы совершенно бескровные из различных печений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

48 Главные труды М.М. Тареева : Основы христианства. Система религиозной мысли, т. 1. Христос. Уничижение Христа, 2-е изд. Сергиев Посад, 1908; т. 2. Евангелие. Вера и жизнь по Евангелию, 2-е изд. Сергиев Посад, 1908; т. 3. Христианское мировоззрение, 3-е изд. Сергиев Посад, 1908; т. 4. Христианская свобода, 2-е изд. Сергиев Посад, 1908; От смерти к жизни. Живые души, вып. 1. Сергиев Посад, 1907; Христианская философия, ч. 1. Новое богословие. Сергиев Посад, 1917. 50 Оксиморон – сочетание слов с прямо противоположным значением, один из видов парадокса. – А.Н. 53 Известен большинству по его книге «Жизнь Иисуса». Профессор П.С. Казанский в своей переписке с архиепископом костромским Платоном замечал: «Говорят, некоторые из неверия пришли к христианству, прочитав книгу Ренана, говоря: если Иисус Христос был действительно такой человек, каким изображает его Ренан, то он был Бог» (Беляев A.A. Профессор МДА П.С. Казанский и его переписка с архиепископом костромским Платоном, вып. 1. Сергиев Посад, 1910, с. 303).Любопытно, что эта мысль пришла мне в голову еще в гимназии, когда я впервые прочел «Жизнь Иисуса», ничего не зная о письмах Казанского. Позднее мне приходилось слышать, что книга Ренана – своеобразное «евангелие от Фомы», который сомневается, но крепко любит и еще не удостоился вложить персты свои в язвы и раны Спасителя. Когда в 1943 г. в обстановке тяжкого и скудного жития своего в бывшем Гефсиманском скиту я снова перечитал эту книгу (27.3.43 г.– А.Н.), мои чувства вылились в следующее стихотворение: Когда-то в древности далекой, Пылая жертвенным огнем, Учил Христос. Тот миг высокий Давно исчез. И вот о нем Благовествует ясно, просто Для современного ума Ренан – тринадцатый апостол, Неверный, любящий Фома. Странная судьба этой книги! До 1917 г. у нас ее преследовала церковная и правительственная цензура. Ни в гимназических, ни, тем более, в семинарских библиотеках получить ее было нельзя. Нет ее и теперь в наших библиотеках: тогда боялись, что она поколеблет веру, теперь же опасаются, что она может насаждать веру и возбуждать интерес к религии!

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

10 Протоиерей С. Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912, стр. 59. 11 В некоторых жизнеописаниях датой рождения старца Амвросия указывается 21 ноября. Сам же старец рассказывает, что в семье не запомнили день его рождения; в памяти его родителей осталось лишь только то, что в этот день был большой праздник. 59 У него то усиливался катар желудка и кишок, то открывалась рвота, то ощущалась нервная болезнь, то простуда с лихорадочным ознобом. К тому же стали появляться геморроидальные страдания, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели точно мертвый. (Жизнеописание. Цит. соч., ч. I, стр. 48). 71 Иеросхимонах Амвросий. Письма к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908, п. 176. стр. 152. 76 О внешней обстановке старца Амвросия подробно говорится в “Жизнеописании”. Цит. соч., ч. I, стр. 74–77. 105 Казанская Амвросиевская женская пустынь и ее основатель оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Изд. пустыни, 1908, стр. 78. 151 Е. В. Л. Н. Толстой и Оптина пустынь. Душеполезное чтение, 1911, январь, стр. 23. Об этом также сообщается в книге Е. В. Николаева “По Калужской земле”. Изд. “Искусство”, М., 1968, стр. 20. 214 Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, ч. I, 2-е изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни с дополнениями. Сергиев Посад, 1908. 215 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск I, изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Сергиев Посад, 1908. Вып. II, Сергиев Посад, 1909. Так как в работе будут делаться сноски исключительно на сборники писем иеросхимонаха Амвросия, то для удобства имя автора повторяться не будет. 519 В тексте использованы изречения старца Амвросия, извлеченные из следующих: источников: Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим, выпуск II, Сергиев Посад, 1908, стр. 17. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, часть I, Сергиев Посад, 1908, стр. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Комиссией, а затем музеем и его сотрудниками были изданы 2 путеводителя по Лавре (Троице-Сергиева лавра». Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Сергиев Посад, 1919; Свирин А. Н. Сергиевский историко-художественный музей. Б Троицкая лавра. М.-Л., 1925), 9 описей, 2 каталога к выставкам (Н.М. Щекотов. О древнерусской книге (К выставке «Древнерусская книга» Сергиевского историко-художественного музея). Сергиев Посад, 1921; «Искусство XIV-XV веков» с предисловием Ю. А. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1924), отдельные статьи и исследования, альбомы (Вас. И. Соколов . Троицкие силуэты гравюры. Сергиев Посад, 1918; Вл. И. Соколов. Уголки Сергеева Посада. Литографии. М., 1922; К. Ф. Юон. Сергиев Посад. Рисунки. Б. м., 1923), карта Сергиевского уезда (Сергиев Посад, 1928). Ю. А. Олсуфьевым совместно с С. Н. Дурылиным и священником П. А. Флоренским были подготовлены к печати важнейшие источники по истории Лавры: Синодик XVI в., Опись 1642 г., Вкладная книга 1673 г. С начала 1924 г. Центральная межведомственная комиссия при Наркомпросе по проведению в жизнь постановления СНК от 19 апреля 1923 г. о специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей совместно с Сергиевской межведомственной комиссией (куда входили и представители Комиссии по охране Лавры) начала изучать положение Сергиевского музея. На заседании Центральной межведомственной комиссии 1 декабря 1924 г. было принято постановление передать музейному отделу Главнауки: «а) все владения б Троице-Сергиевской лавры в пределах стен с полосой земли, шириной 7–10 сажень вдоль восточной стены с бульваром и находящимися на ней постройками; б) Пафнутьев сад со всеми строениями, на нем находящимися, за исключением: участка у южной стены, где расположены канализационные сооружения, погреба, оранжерея, корпус с типографией и столярной мастерской и электрическая станция; в) огород у Уточкиной башни, за исключением водокачки. Вопрос о Гефсиманском ските и Вифании подлежит разрешению в порядке 155 ст Зем Код , а об объявлении участка «Каробухи» заповедником входят в компетенцию Отдела охраны природы» 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

105 «Древнеславянское Евангелие, Евангелие от Марка по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI–XVI вв.». Сергиев Посад, 1894; «Древне-славянский Апостол. Послания св. ап. Павла по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти одной рукописи Апостола XII–XVI вв.». Вып. 1-й. «Послание к Римлянам». Сергиев Посад. 1892; Вып. 2-й. «Послание к Коринфянам с разночтениями из пятидесяти семи рукописей Апостола, XII–XVI вв.». Сергиев Посад. 1906; Вып. 3-й, 4-й и 5-й. «Послания к Коринфянам к Галатам и к Ефесянам... с разночтениями из пятидесяти шести рукописей Апостола XII–XVI вв.». Сергиев Посад. 1908. Вып. 2–5 – издание Отделения русского языка и словесности Императорский Академии Наук. 106 Заглавия мы приводим по основным спискам редакций в нашем издании. Заглавия эти разнообразно варьируются в отдельных списках, что указывается в нашем издании в разночтениях. Для послания к Римлянам имеются разночтения: к римлно павлова епистоли, къ римлномъ епистоли апла павла. Это – заглавия в списках Апостола по посланиям. В списках же Апостола-апракосах обычно сокращено: аплъ къ ри. – аплъ къ коре. – аплъ къ галато. – аплъ къ – аплъ къ ефе посла. Многочисленные вариации заглавий в списках-апракосах 1-й и 2-й редакций указаны в разночтениях в нашем издании. 107 Вариантами называем такие разночтения славянских списков, которые имеют себе основание в разночтениях списков греческих. Как в греческих списках Св. Писания наблюдаются многочисленные варианты, состоящие 1) в замене одних слов и выражений другими, 2) в опущениях и прибавлениях и 3) в перестановке слов, так и в славянских списках наблюдаются те же явления (варианты), именно: 1) замена славянских слов другими соответственно тем или иным греческим чтениям, 2) опущения и прибавления согласно с греческими списками и 3) различное словорасположение опять по тем или иным греческим спискам. Перевод, собственно, не имеет в виду разных греческих чтений и касается тех случаев, когда одно и то же греческое слово, выражение, форма передаются по-славянски различно – в различных списках. Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации: В 2 ч. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915./Ч. 1. – 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Эта публикация была столь заметным явлением в духовной литературе, что «Беседу», по праву, причислили к жемчужинам богословской мысли, украшающим отечественное предание. Вошла «Беседа» составной частью и в знаменитое творение Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом» (Царское Село, 1905), посвящённое молитвенным подвигам монашествующих Саровской и Дивеевской обителей. С живым интересом читались современниками писателя и другие его книги: «Сила Божия и немощь человеческая» (Сергиев Посад, 1908), «Святыня под спудом» (Сергиев Посад, 1911), «На берегу Божьей реки. Записки православного» (Сергиев Посад, 1916) и «Близ есть, при дверех» (Сергиев Посад, 1917). Ныне все книги С.А.Нилуса переизданы» 343 .   «Преодолевшими символизм» назвал их Жирмунский— акмеистов, к которым воспылал такою неприязнью Блок. И понятно: они утверждали совершенно противоположный принцип мировосприятия и отображения бытия в творчестве. Георгий Иванов вспоминал: «После 1905 года вкусы русской «передовой» публики начали меняться. Всевозможные «дерзания» её утомили. После громов первых лет символизма хотелось простоты, лёгкости, обыкновенного человеческого голоса» 344 . Таким голосом и заговорили акмеисты. Появление акмеизма связывается в истории литературы с созданием в Петербурге «Цеха поэтов» (1911—1914), в который входили Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Адамович, Г.Иванов и др. Н.С.Гумилёв, один из вождей акмеизма, утверждал (в статье «Наследие символизма и акмеизм», 1913): «Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. И то, что символические произведения уже почти не появляются, а если и появляются, то крайне слабые даже с точки зрения символизма, и то, что всё чаще и чаще раздаются голоса в пользу пересмотра ещё так недавно бесспорных ценностей и репутаций, и то, что появились футуристы, эгофутуристы и прочие гиены, всегда следующие за львом. На смену символизма идёт новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова «акме»— высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между объектом и субъектом, чем то было в символизме. В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Подбор этих имён не произволен. Каждое из них— краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле— тело и его радости, мудрую физиологичность, Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающейся в самой себе, хотя знающей всё,— и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие, Теофиль Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента— вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело называющих себя акмеистами» 345 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

До 350 тысяч паломников смогут приехать в Сергиев Посад на празднование 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского 14 июля, 2014. Новостная служба 16 июля состоится крестный ход от Покровского монастыря Хотьково Сергиево-Посадского района к Троице-Сергиевой лавре. 14 июля. ПРАВМИР. Около 350 тысяч человек, как ожидается, примут участие в праздновании 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского. В связи с мероприятиями в Сергиевом Посаде будет ограничено движение автотранспорта, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на Пресс-службу подмосковного управления ГИБДД. В частности, с 21:00 15 июля до 21:00 20 июля будет ограничен проезд в Сергиев Посад любого вида автотранспорта, кроме следующего по специальным пропускам, выданным жителям города, и для автотранспорта, задействованного для поддержания жизнеобеспечения. Организаторами обустроено пять перехватывающих парковок на въездах в город общей вместимостью 13,5 тысяч машиномест. Общее количество задействованных ежедневно автобусов — 72, и еще 10 в резерве. В центральной части города организована пешеходная зона. Для обеспечения безопасности дорожного движения планируется задействовать более 400 сотрудников Госавтоинспекции, более 150 служебных автомобилей, 30 эвакуаторов, 19 тягачей и 22 грузовика для выполнения функций блокирования. 16 июля состоится крестный ход от Покровского монастыря Хотьково Сергиево-Посадского района к Троице-Сергиевой лавре. Заявленное количество участников — около 15 тысяч человек. Общая протяженность маршрута — 14,5 км, время прохождения крестного хода — около 7 часов. Ранее сообщалось, что Сергиев Посад готов принять до ста тысяч паломников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2014 8 октября, 2018 16 апреля, 2015 12 декабря, 2014 10 декабря, 2014

http://pravmir.ru/do-350-tyisyach-palomn...

В Московской Духовной академии П. А. Флоренский занимался символической логикой, теорией познания, историей философского религиозного мировоззрения, археологией, еврейским языком, организовал философский кружок, в котором прочел ряд докладов. Курс Московской Духовной академии П. А. Флоренский окончил первым. Кандидатское сочинение П. А. Флоренского «О религиозной Истине» легло в основу магистерской диссертации «О Духовной Истине» (М., 1912), защищенной 19 мая 1914 года. 23 сентября 1908 года, после прочтения двух пробных лекций сентября– «Космологические антиномии Канта» (Сергиев Посад, 1909); «Общечеловеческие корни идеализма» (Сергиев Посад, 1909)]. П. А. Флоренский был утвержден исправляющим должность доцента Московской Духовной академии по кафедре истории философии (впоследствии названной им кафедрой истоки мировоззрений). За время преподавания в Московской Духовной академии (19081919) священник Павел Флоренский создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культа, кантовской проблематике, лишь некоторые разделы которых были опубликованы (Пределы гносеологии. Богословский вестник. 1913. Т. 1. С. 147174; Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1915; Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917). Оценивая вклад священника Павла Флоренского в изучение платонизма, один из лучших знатоков античной культуры А. Ф. Лосев , писал, что Флоренский «дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что когда-нибудь я читал о Платоне... Его имя должно быть названо наряду с теми пятью-шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания платонизма во всемирной истории философии вообще... Символически-магическая природа мифа, вот то подлинно новое, почти небывалое, что Флоренский вносит в мировую сокровищницу различных историко-философских учений, старающихся проникнуть в тайны платонизма. Замечу, кроме того, что взгляды Флоренского на Платона развивались вне всякой зависимости от каких бы то ни было учений о Платоне на Западе» (Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. С. 680).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

бывшему монаху-канонарху!..» Отмахнул портфелем, а он горечью на меня рычит: «Антелегентовы плевелы!.. из-за вас и прём в безбожники!..» И вот, выйдя на лаврскую площадь, вижу: ворота Лавры затворены, сидит красноармеец в своем шлыке, проходят в дверцу в железных вратах военные, и так, – и с портфелями. Там теперь, говорят, казармы и «антирелигиозный музей». Неподалеку от святых ворот толпится кучка, мужики с кнутьями, проходят горожане-посадские» 315 . Но эти картины соседствуют пока с картинами мирного посадского быта: «Потянуло в «заводь», в тихие улочки Посада. Тут было все по-прежнему. Бродил по безлюдным улочкам, в травке-шелковке, с домиками на пустырях, с пустынными садами без заборов. Я – человек уездный, люблю затишье. Выглянет в оконце чья-нибудь голова, поглядит испытующе-тревожно, проводит унылым взглядом. Покажется колокольня Лавры за садами. Увидал в садике цветы, – приятные георгины, астры, петунии... кто-то, под бузиной, в лонгшезе, в чесучовом пиджаке, читает толстую книгу, горячим вареньем пахнет, малиновым... Подумалось: «а хорошо здесь, тихо... читают книги.. живут... » 316 Постепенно бывшие стали заселять Сергиев Посад и окрестности. Примерно в 1923 г. перебрался в Посад кн. Владимир Сергеевич Трубецкой с женой Елизаветой Владимировной (урожд. Голициной). У них было 8 человек детей. 15 ноября 1926 г. М.М. Пришвин записал в дневнике: «Посетил княгиню Трубецкую – какая бедность, какое богатство: сколько детей!» 317 Постепенно заселяли Посад такие громкие фамилии, как Гончаровы, Голицыны, Дервизы, Дурново, Иловайские, Истомины, Лопухины, Мансуровы, Мордвиновы, Нарышкины, Родзянко, Смидовичи, Шаховские. Снимали дачи близ Посада Ильины, Раевские, Шереметевы. Мелькало тут и много других дворянских фамилий. Местами наибольшей концентрации «бывших» стали «аристократические кварталы» Посада: Красюковка, Огородная, Нижняя. В эти годы Сергиев Посад стал Сен-Жерменским предместьем Москвы. 30 апреля 1927 г. Пришвин записал в дневнике о Красюковке: «Во время революции на этой улице собралась прежняя знать, князья, графы, и постепенно дошли здесь до полной нищеты, получив от населения общее имя «графы».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому. Петропавловская ул., д. Ивойлова. От Ветухова. Харьков, Лермонтовская, 18. штамп: Харьков. 22.4.10. черными чернилами: «получ. 1910.04.24.» 20 1910.      VI.3. Дорогой Павел Александрович! Человек только предполагает, а Бог располагает. Буду проездом через Москву лишь во второй половине июня. Напишите, где будете в это время. Б м , удастся встретиться или съехаться. Раньше ответить не мог на Ваше письмо, т. к. только сейчас получил телеграмму, выяснившую вопрос. Весь Ваш А. Ветухов. Харьков. Лермонтовская, 18. на открытке:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому. Петропавловская, д. Ивойлова. штампы: Харьков. 4.6.10; Сергиев Посад 6.6.10. 21 1910.VI.5. Дорогой Павел Александрович! Сейчас получил от секретаря выставки пренеприятное извещение, что выставка переносится опять на осень с. г., чем уже совершенно я лишен удовольствия свидеться с Вами, т. к. осенью я ехать не могу. Быть может, Вам, дорогой, удастся пробраться в Харьков. Напишите в таком случае – когда, чтобы как-нибудь не разминуться, весь июнь и август буду в Харькове или окрестностях. На июль предполагаю уехать в Пятигорск. Ваш А. Ветухов. на открытке:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому Петропавловская ул., д. Ивойлова. Штампы: Харьков 6.6.10; Сергиев Посад 8.6.10. 22 1910.VII.24. Дорогой Павел Александрович! Пробыл две недели у брата, в глухом уездном городишке 48 – в аналогичных с Вами условиях жизни, и вполне ярко ощущаю Ваше настроение, прочитав сегодня, возвратившись, Ваше письмо. Да и насчет Вашего плана переустройства жизни скажу, что он мне не совсем незнаком: сходные гуманные облики мыслей бродили неоднократно и в моей голове. Мне все думается – б м , потому что уже стареть начинаю, – что в области истинной науки, чистого, возможно, беспримесного интереса к знанию в «науке для науки», при которой остальное приложится, не идет в последнее время вперед, скорее – вспять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010