А вот ветвь родная, отсекаемая гордостью: «а сыны царства, – говорит Господь, – извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ). Почему? Потому что свои не приняли Его. Почему дикая ветвь прививается? Потому что «тем, которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). 5. Ободрись же сердцем своим, род человеческий; дохни дыханием жизни и блаженной свободы. Что слышишь ты, и что обещается тебе? «Дал власть». Какую власть? Может быть, ту, коей гордятся люди, власть жизни и смерти, права приговоров над виновными и невинными? «Дал, – сказано, – власть быть чадами Божиими». Были они раньше не чадами и стали чадами, потому что Тот, чрез Кого делаются люди детьми Божиими, будучи Сыном Божиим, стал Сыном Человеческим, и сыны человеческие становятся детьми Божиими. Нисходит Он до того, чем не был. Возвел тебя в то, чем ты не был. Ободрись! Великое обещано тебе и от Великого обещано. Невероятным кажется и как бы невозможным, чтобы сыны человеческие становились сынами Божиими. Но более невозможное случилось, когда Сын Божий сделался Сыном Человеческим. Ободрись же, человек, удали неверие от сердца твоего. Случилось уже более невероятное, чем то, что обещано тебе. Дивишься ты, что человек будет иметь жизнь вечную; дивишься, что он может достигнуть ее. Но дивись скорее тому, что Бог за тебя снисходит до смерти. Зачем сомневаешься в обещании, получивши такое ручательство? Смотри, как он (евангелист) поддерживает тебя, как подкрепляет обещание Божие. «Тем, – говорит, – которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими». По какому рождению? Не по обычному, не по ветхому, тленному или плотскому. «Которые, – говорится далее, – ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ). Дивишься?! Не веришь?! Но вот «Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин.1:14 )... Вот что означает, братия, «жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). Приблизимся к ней! Пусть возносится с нами Тот, Который, как жертва, принесен был за нас. Пусть с вечерней жертвой прежняя жизнь проходит и является, как бы с рассветом, новая. Читать далее Источник: Проповеди блаженного Августина : (Доб. к кн.: " Блаженный Августин, как проповедник " )/Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О. Августин : Я думаю, что обращение к ветхозаветным чтениям в период Великого Поста ставит нас перед осознанием того, что в течение года слово Божие перестало быть замечаемо. Вся Библия наполнена Его присутствием, раскрываемым в прочтении с верой и терпением. Восточной христианской традиции в целом чужд дуализм противопоставления Ветхозаветных Писаний Новозаветным.   Приближение славы О. Иосиф : Священное Писание цело и неделимо, но в своей структуре оно исторично и динамично. Тайна Божьего домостроительства раскрывается человеку поэтапно, временными отрезками. Вот почему и постный путь напоминает нам об этом воспитательном процессе. И начинается он с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где чм с    еловек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается, ищет одеться в одежду добродетели. О. Августин : Завершение Великого Поста – в неделе Страданий Христовых. Христос восходит на Крест по злобе тех, кто не мог Ему простить. В таинственном приобщении Его делу раскрывается для нас и мира обетование реальности возвращения славы, обетованного вхождения в мир царства, приготовляемый для нас Искупителем. Грех – потерянная слава – преодолевается победой Его воскресения. «И сделает Господь Саваоф на горе сей трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25, 6-8). Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 4 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/1612962

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; 12. таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 72 . 13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. 14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; 15. но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 73 . 16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами 74 ! 17. Приветствие моею рукою Павловою, чт0 служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь 75 . 48 Учение Апостола об антихристе – очень обстоятельное; поэтому исследователи отрицательного направления находят его необычайным для Апостола, от чего выводят заключение, что и послание само не подлинно. Но учение это не новое. «Оно раскрыто Самим Господом Иисусом Христом и проповедано другими Апостолами, но только не столь подробно (см. Ин. 2:18, 22 ; 2Ин. 1:7 . Апок. 12:13 ). Апостол Павел, так сказать, поставлен был в необходимость более подробно раскрыть это таинственное учение, чтобы поставить Солунян в точную известность о нем и тем избавить их от излишних тревог и странных недоумений, не дававших им покоя. Баур и подобные находят, что это учение Апостола явилось под влиянием законов о гонении христиан от императора Нерона. Но введение в историю раскрытия христианского учения языческих влияний совершенно неуместно, ибо в христианстве все имело свой исход от Бога и раскрывалось по своему особому ходу, независимо от таких нечестивцев, каким был Нерон, о котором св. Иоанн Златоуст замечает, что он был прообразом антихриста, ибо не так ясно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как будет антихрист, и в злобе уступал антихристу» (см. «О безбожии и антихристе», соч. А. Беляева , стр. 483. Сергиев посад, 1898 г.). 49 Здесь весьма ясно открывается принадлежность этого послания святому Апостолу Павлу. Но известно, что сильные враги нападают на самые сильные пункты. Так делают противники сего богодухновенного апостольского послания. Они говорят, что это послание явилось прежде первого, ибо предостережение о знаках подлинности уместнее в первом. Но здесь ясно указывается, что этому посланию предшествовало первое (2:15). Что же касается до указанного Апостолом признака подлинности, то он указан для отличия его и других его посланий от ложных, которые, вероятно, начали уже являться в его время. Подробнее о сем можно прочесть в исследовании Ф. Титова на стран. 50–60, где, между прочим, изложено, как везде и во всем втором послании отображается дальнейший ход нравственно-религиозной жизни Солунян. Так например, о чем в первом послании Апостол делает предостережение (4: 10–11), о том во втором послании (3:11) он говорит уже обличительно (о тунеядстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение подобных гонений на христиан — у нас или где-либо еще? Такого масштаба гонения возможны лишь при участии государства, зачастую их начало непредсказуемо, за исключением того, что уже названо Христом. Важно то, что Господь предупредил нас, как следует себя вести в период наступивших гонений. Мы же можем говорить лишь о достойном христианина образе жизни, когда гонения есть и когда они отсутствуют. В условиях отсутствия гонений человек созидает свою душу и созидает еще что-то в окружающем мире. Он строит, по слову апостола Павла, на основаниях, состоящих из разных материалов — из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1 Кор. 2: 12). В отсутствие гонений человек может заниматься широкой благотворительностью, просвещением, миссионерской деятельностью. Но когда наступает период гонений, он вынужден заниматься лишь главным — созиданием своей души в кругу единомысленных ему христиан. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, из двенадцати лет своего первосвятительского служения почти все двенадцать лет провел в ссылке и заточении, но сам лично ничего от этого не потерял. Вместе с апостолом он учит нас: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 2: 16–18). Беседовала Мария Хорькова Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6195122

Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:1-7). Какие глубокие слова! Но они не так просты для понимания. Апостолы не просто призывают почитать власть и подчиняться ей, они четко обозначают задачи самой власти: наказывать преступников, поощрять делающих добро и через все это — служить Богу как высшему принципу Истины и Блага. Говорили они, заметим, вовсе не о боголюбивых православных царях, а о довольно мало симпатизировавших христианам римских правителях середины I века — вроде Тиберия и Нерона. Но и они в их глазах — «слуги Божьи», ибо олицетворяют принцип порядка и единоначалия, пронизывающий весь космос. Но и подчиняться апостолы призывают не слепо и не по-рабски, но «как свободные» и «по совести» (буквально: «сознательно», δι τν συνεδησιν). При этом они предостерегают от того, чтобы «употреблять свободу для прикрытия зла». В переводе на язык нашего времени это означает, на мой взгляд, примерно следующее. Власть как принцип управления человеческим обществом — полезна и благотворна, и разрушать ее — греховно и безумно. Но не надо путать власть с властителями, которые могут и не отвечать высокому предназначению. В этом случае они неизбежно понесут наказание от Бога, ибо своим недостойным служением оскорбляют именно Его. А если злой правитель вдобавок начинает преследовать Церковь — покорность ему преступна, ибо это означало бы духовное порабощение. Но даже в этом случае сопротивление богомерзким приказам не сопровождается ни «протестными движениями», ни дискредитацией и неуважением к власти. И история показала, как христиане умеют противостоять самым жестоким политическим системам и побеждать своей смиренной верностью Богу самых горделивых земных владык. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6168257

Они отрицают взгляд древних на человека, Но они не понимают этого взгляда. Они думают, что люди прошлых веков ставили человека безмерно высоко. Это – не так. Вот, что читаем мы в 143 псалме: „Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень“ ( Пс.143:3–4 ). В этих словах утверждается, что человек есть ничтожество, но что, хотя он и ничтожество – он служит предметом божественного попечения. Если мы от Библии обратимся к языческим суждениям о человеке, то встретимся ещё с менее высокой оценкой венца создания. Вот – стихотворение, приписываемое Конфуцию – Перед вселенной – ничто человек! Он – песчинка на дне океана: Перед вечностью – миг его век. Это – дым перед лицом урагана… —37— …Исчезает всё в мире навек Вместе с жизнью, и только порой Холмик сорной покрытый травой Нам напомнит, что жил человек. Если мы от языческого мира и Ветхого Завета обратимся к завету новому, то там встретим такие слова; „что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты унизил его перед Ангелами; славой и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих. Всё покорил под ноги его“ ( Евр.2:6–8 ). Слова взяты из Ветхого Завета, но им дано, так сказать, новозаветное освещение. По религиозным представлениям человек двойственен – и ничтожен и велик: ничтожен сам по себе („прах ты и в прах возвратишься“. Быт.3:19 ) и велик при помощи Божией – обращающийся к Богу он поставляется над делами рук Божиих. Трудно понять, что такое есть в знаниях современного человека, что должно поколебать такой взгляд на человека. Говорят о низком происхождении человека. Этот вопрос автор настоящего рассуждения трактовал в своей работе „О происхождении человека“ (Сергиев посад. 1912). Говорят о низком положении человека, утверждая, что на бесчисленных мирах вселенной обитают существа, стоящие в культурном отношении неизмеримо выше человека. Разбор и оценка этого утверждения будет предметом настоящего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смерть его в этом смысле неблаговременно, и мы скорбим за него и за себя. В данном случае оправдывается изречение, приведенное в одной из бесед Господа Иисуса Христа: один сеет, а другой жнет. Я послал вас – говорил Хри­стос ученикам – жать то, над чем вы не трудились, другие трудились, а вы вошли в труд их ( Ин.4:37–38 ). С юбилейным торжеством Академии неразрывно сое­диняется подведение итогов её деятельности, определение обильности возращенных за столетие плодов. И вот те, кто долее я, быть может, с большим усердием се­яли на ниве духовной, не имеют утешения видеть ре­зультатов своих трудов и открытой оценки их деятель­ности; радость же трудившихся короткое время и положив­ших менее труда будет совершенною ( Ин.15:11 ): труды предшественников будут как бы усвоены их преемни­ками. На первый взгляд, здесь кроется какая то роковая несправедливость, замечается несоответствие труда и воз­награждения. Но такое предположение справедливо только по отношению к обычным трудам земледельцев. По за­мечанию Златоуста на приведенное место из беседы Го­спода, «в делах чувственных, если бы случилось, что один посеял, а другой пожал, то оба они вместе не стали бы радоваться; но сеявший скорбел бы, что трудил­ся для других, а радовался бы только жнущий». 1134 А Го­сподь в той же беседе сказал: жнущий получает награду —607— и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут (ст. 36). Будем веро­вать, что и почивший, как сеятель для жизни вечной, сподобится радости собирающего плод; так как верим, что не для всего, сделанного на земле, настает конец со смертью человека, или вернее – ничто не остается без по­следствий для вечности. «Сеятелями были пророки, но они сами не жали, а апостолы; однако не лишены за это ра­дости и награды за труды» – рассуждает св. Иоанн Злато­уст в своем толковании беседы Господа. И по св. Ки­риллу Алекс., Господь «утверждает, что апостолы вошли в труды святых пророков, не позволяя пренебрегать сла­вою предшественников, а напротив того – убеждая почи­тать их, как предваривших трудом и временем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ученые защитники Пятикнижия, будучи не в силах устранить возражения путем обыкновенных историко-географических разъяснений, указывают на какую-то мало понятную идеальную точку зрения, в которой, будто бы, находят примирение все географические несообразности 1148 . Однако, это идеальное словоупотребление нисколько не вытесняет объективно-географического, и в каждом данном случае невозможно определить, почему именно свящ. писатель руководился одним, а не другим. Рассмотрение всех мест, где употребляется в подлиннике рассматриваемое выражение, до очевидности ясно показывает, что беэвер, в собственном и строгом его смысле, нельзя передать словами: «по ту сторону, по сю сторону, за, при» и под. В каждом данном случае оно приблизительно может быть заменено каким-нибудь одним из них, но только приблизительно. Беэвер – слово сложное и составлено из двух частей: предлога бе – в, на и существительного эвер, которое употребляется и отдельно и означает: 1) всякую береговую полосу, лежащую при море, реке, озере; 2) вообще сторону, бок, слав. пол (оба пола). Поэтому эвер гайярден означает побережье, береговую линию; и так как у реки две стороны – правая и левая, то может обозначать безразлично и ту и другую; и каждый раз, при точных географических указаниях, непременно сопровождается ближайшим определением того, какую именно сторону писатель в известном случае разумеет. Напр., по Нав.1:15 , двум с половиною коленам Иисус говорит: владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам —136— за Иорданом к востоку солнца. В 9-й главе, стих 1: все цари, что на прибрежье Иордана, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря... 12,7: вот цари... земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы по эту сторону Иордана к западу, а в 1-м стихе: вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы... на побережье Иордана к востоку солнца. Пояснительные прибавления ясно показывают, что само по себе выражение беэвер гайярден имеет значение общее и неопределенное (слав.: от страны, от полу).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—138— Второзаконию, можно видеть из 14-го стиха 19-й главы: не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог Твой, дает тебе во владение. Слово положили точно соответствует букве подлинника, но по смыслу правильнее перевести: положат, потому что далее об уделе говорится: который наследуешь в буд. вр. (рус. неправильно: доставшемся) 1149 , и дает тебе (наст. в смысле буд.). Правда, и в словах: положили предки усматривают анахронизм, но в таком случае, нужно считать писателя Второзакония слишком неискусным и неумелым, если он сопоставляет две фразы, противоречащие одна другой: положили предки и в земле, которую Господь Бог Твой дает 1150 тебе; сообщая речи от лица Моисея и прикрываясь его именем, неизвестный автор, во всяком случае, имел настолько смысла, чтобы избежать прямо бросающихся в глаза несообразностей, и нет необходимости непременно возводить на него обвинения в противоречии самому себе, особенно, когда возможно подходящее объяснение, согласное с законами еврейского языка. И стих 12, на основании сказанного, можно передать так: «сыны Исавовы поселились вместо Хорреев, как сделает и Израиль с землею наследия своего, которую дает Иегова им». В этих словах Моисей выражает твердую уверенность в том, что Израиль, при помощи Божией, завладеет Ханааном. Сила речи сосредоточивается в глаголах: «сделает», «даст», поставленных поэтому в начале предложения. Такое понимание, будучи вполне правильным со стороны грамматической, дает возможность установить логическую связь мыслей во всей 2-й главе и сообщает надлежащее освещение и тем местам, которые признаются вставленными в позднейшее время. Когда сыны Израилевы приближались к пределам Едома, Господь говорит им через Моисея: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, —139— потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву (стт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иеромонах Серафим (Роуз) . Православное мировоззрение, или Царский путь. Журнал «Русский Паломник», 1, изд. «Валаамское общ. Америки», «Братство Германа Аляскинского». 1991 г. Серафим Роуз . Православие и религия грядущего. Платина, Калифорния, 1979 г. (перевод самиздат). «Православное чтение», 1991 г. Московск. Патриархия. Статья архиепископа Илариона Троицкого «Христианства нет без Церкви». Сергиев Посад, 1915 г. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений св. отца нашего Ефрема Сирианина, расположенные по порядку псалмов Давидовых. – Изд. Моск. Патриархии, Москва, 1979 г. 63 Какое лукавствие! Очень многие теперь ни на минуту не усомнились бы, что это явление действительно Ангелов Света: поднимать на молитву среди ночи, звать к Божественной службе?! – сколь бы многие теперь, не задумываясь, приняли такое призывание. 67 Но и в наши дни заметно умножившиеся явления духов в виде Ангелов или таинственных существ из космоса, которые иногда являются с крестами, «молятся» или поучают чему-либо как бы добродетельному и христианскому, совершающиеся чудеса или явно демонические фантастические фокусы, против которых оказываются бессильными молитвы и даже совершаемые священником молебны и освящения, – не подобное ли это вышеописанному попущение Божие действовать сатане «как только сам он хочет и может», так что ему уже «не страшно все то, что в других случаях для него грозно и убийственно»? Только это попущено уже не по высоте жизни нашей, а по причине глубочайшего внутреннего отступления от Бога, от Евангелия, от Православия. Та свобода, с которой демоны теперь обманывают, одурманивают людей, напоминает слово из Святого Писания о пришествии антихриста, что оно по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины... И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи... ( 2Фес. 2, 9–11 ). 70 Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010