При храме должна быть постоянная библиотека или при церковной школе. Но для нее требуются средства, и в селах, особенно в тех приходах, которые состоят из нескольких приписных деревень, необходимо обзавестись летучими библиотеками. Народ теперь интересуется событиями, жаждет объяснения всего того, что говорят и пишут в газетах, а потому устройство читален и библиотек составляет потребность времени. Но у нас никогда нет денег, в России – библиотеки же стоят дорого. Поэтому надо до времени изобрести возможность снабдить села и деревни таким чтением, которое составляет потребность времени. Возможно это при помощи летучих библиотек. Оне должны состоять из листков, брошюр и книжек, которые бы отвечали на все современные и духовные запросы народа. В каждой библиотечке можно иметь от 30 до 40 номеров, и число таких библиотечек неодинакового содержания должно соответствовать числу отдельных частей прихода. Так как в каждой деревне должен быть избран член миссионерского кружка или приходского совета, то следует ему и препоручить библиотечку. Он будет раздавать для чтения листки и брошюры в своем селе или деревне и собирать их. По прошествии известного срока, который священник определит, но не менее месяца, члены, держащие у себя библиотечки, должны меняться ими, передавая в определенном порядке их друг другу, чтобы все эти библиотечки разного содержания обошли весь приход. Возвращаясь наконец к священнику, каждая библиотечка должна быть им осмотрена, изорванные и замаранные листки и книжки заменены новыми, и вообще составлена вновь, чтобы она соответствовала цели и назначению. Дабы приобрести такие листки и брошюры, не требуется больших средств. Можно выписывать на церковные деньги. За листками и брошюрами следует обращаться самим священникам или чрез благочинных в Троице-Сергиевскую, Киевскую и Почаевскую Лавры, в Московскую синодальную типографию, в редакцию «Правда и знание» – Петроград, Екатерининский канал, кв. 5 к редактору-протоиерею П.НЛевашеву, в книгоиздательство «Верность» – Москва, Лихов переулок, епархиальный дом, в склад отдела распространения духовно-нравственных книг при Обществе любителей духовного просвещения – Москва, Петровка; г) выставить на ограде храма, на колокольне или на самом храме снаружи рамы со стеклами, в которых прикреплять для чтения народу листки более важные, большие листы с напечатанными воззваниями или разъяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

282 . Радость разлучения. – Сергиевские листки, 1936, 101, с. 2–6. 283 . Die Heiligenverehrung in der Orthodoxen Kirche des Ostens. – Eine heilige Kirche, Sonderheft (Die Heiligenverehrung der Christlichen Kirchen), 1936, Nr. 10/12, S. 300–305 (fragment). 284 . The Wisdom of God. A Brief Summary of Sophiology. New York, The PaisleyPress et London, Williams and Norgate, 1937. 285 . Догма и догматика. – В сб. статей: Живое предание. Православие в современности. Paris. YMCA-Press, 1937, с. 9–24. 286 . Die Christliche Anthropologie. Kirche, Staat und Mensch. Russisch-orthodoxe Studien und Forschungen des üekumenischen Rates für Praktisches Christentum. Genf, 1937, S. 2Û9–255. 287 . The Ministry and Sacraments. Report of the Theological Commission appointed by the Continuation Commilee of the Faith and Order Movement under the Chairmanship of Rt. Rev. A. C. Headlam, Bishop of Gloucester. Edited by the Rev. R. Dunkerley. London, SCM-Press, 1937, p. 95–123. 288 . Жребий Пушкина. – Новый град, 1937, 12, с. 19–47. 289 . Сила Церкви. – Вестник (Орган церковно-общественной жизни), 1937, 1/2, с. 38; 1938, 1, с. 3–8. 290 . The Veneration of the Virgin and the Edinburgh Conference. – Sobornost, 1937, 12, p. 28–29. 291 . Животе, како умираеши? – Сергиевские листки, 1937, 103, с. 2–5. 292 . Радость церковная. Слова и поучения. Париж, изд. Братства имени преп. Сергия и объединения «Православное дело», 1938. (Содержит 29 слов и поучений). 293 . The Orthodox Church. Trans, by Ε. С. Cram. Edited by D. H. Lowzie. – London. The Centenary Press, 1938, 8. 294 . Лик Пушкина. (Речь на торжественном заседании Богословского института в Париже 28 февраля 1937 г.). – Petseri, изд. «Путь жизни», 1938, 8, с. 3–29. 295 . A Brief Statement of the Place of the Virgin Mary in the Thought and Worship of the Orthodox Church. Presented to Section IV of the Edinburgh Conference. – Sobornost, 1937, 12, p. 29–31, and The Eastern Churches Quarterly Review, 1938, vol. 3, 2, p. 109–111. 296 . The Incarnation and the Virgin Birth, – Sobornost, 1938, 14, p. 32–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Кишинёвское Христо-Рождественское епархиальное братство заботилось о поднятии и укреплении миссионерского дела в епархии. Для достижения этой цели совет братства имел трёх миссионеров: 2 противо-раскольнических и одного противо-сектантского, которые заблаговременно, за каждое полугодие вперёд, представляли совету братства расписания своих поездок и бесед, с обозначением предмета последних. Считая главным вспомогательным средством для ведения бесед с раскольниками и сектантами книги, брошюры, листки и периодические издания противо-сектантского и противо-раскольнического содержания, совет братства заботился о выборе и приобретении означенных пособий как для братской библиотеки, так и противо-сектантской при Ново-Нямецком монастыре. Для первой приобретено 2246 экз. книжек и брошюр, 7750 разных листков и 6 периодических изданий, а для второй выписано книг на 467 р. и приобретено образков и крестиков на 432 руб. Кроме того, он снабдил книгами единоверческой печати церковные библиотеки 7 пунктов, ходатайствовал о постройке единоверческой церкви в слободе Грубно, Хотин. у., и устройстве церковно-приходских школ в трёх пунктах с раскольническим населением. Братство св. Гурия в Казани до последнего времени обращало главное внимание на просвещение детей инородцев и магометан посредством школ, но воздействие на взрослых миссионерским путём не ставило своей задачей; вследствие чего деятельность его была односторонняя. Но, теперь, по инициативе архиеп. Арсения, на это братство возложены и прямые задачи миссионерства. Оно приняло на свой счёт устройство двух миссионерских библиотек: а) противо-раскольнической и противо-сектантской и б) противо-мусульманской и противо-языческой; 2) оказанием материальной поддержки новообращённым в православную веру, 3) даёт деньги на миссионерские курсы и 4) удовлетворяет другие миссионерские нужды. Костромское Феодоровско-Сергиевское епархиальное братство отпустило 1740 р. на содержание миссионеров и их помощников, содержало на свои средства одноклассную церковноприходскую школу, открытую в 1893 г. в центре заражённой расколом местности Макарьевского уезда селе Шадринске, открывало склады для продажи книг и брошюр религиозно-нравственного, противо-раскольнического и полемического содержания, рассылало означенные книги и брошюры бесплатно и возбудило вопрос о составлении руководственных правил об устройстве и противо-раскольнической миссии в Костромской епархии, рассмотрело проект этих правил, составленный епархиальным миссионер. свящ. Ивановым, и рассмотренный миссионерским съездом, бывшим в г. Кинешме 22 августа 1900 года, и поручило секретарю своего совета, преподавателю семинарии Юницкому, составить эти общие правила, инструкции миссионерам и священникам и программы их деятельности по предмету миссии. О миссионерской деятельности прочих епархиальных братств, скажем в другой раз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Началась преступная деятельность тех сумасбродных тайных обществ, которые, якобы ратуя за свободу личности и мнений, насаждали террор и обращались к убийству всякий раз, когда встречались с личностью и мнением, им противодействующими. Начались покушения на жизнь царя-освободителя: открылись позорнейшие страницы истории искони благочестивого, богобоязненного и христианнейшего народа. Гуманное правительство, не имея никакого желания пользоваться системой искоренения и устрашения, доверчиво и благородно обращалось к обществу с просьбой «с корнем вырвать позорящее русскую землю зло». Сам государь при поздравлениях его с двадцатипятилетнем юбилеем царствования говорил: «молитесь вместе со мной, и Господь выведет нас из того тягостного положения, в котором находимся». Во всех слоях русского общества, как позднее описывал тогдашнее настроение один профессор-публицист, сказывалось «смущение от нашего нравственного растления», год от года распространявшегося шире и шире и проникавшего в нашу русскую жизнь глубже и глубже. Серьёзные люди то и дело задавались вопросом, что это такое, и не был ли это «неудержимый уже процесс нашего исторического разложения»? Профессор-публицист считал полезным утешать русское общество историческими справками, доказывающими, что, «исторически-живучий русский народ не поддаётся разложению и справляется с недугом, каким угодно по его роду и силе», что «мы, русские, народ молодой и смелый, не можем поддаться охватившему нас разложению» 371 . И, как бы в утешение историку-профессору, можно было уже заметить, что на поле, покрытом колючей зеленью плевелов, то там, то здесь начинают появляться новые сеятели с запасом доброго семени и с твёрдым желанием беречь и лелеять посеянное, пока оно войдёт в силу. По разным местам России открывались братства с духовно-просветительными целями, иеромонах Никон в Троице-Сергиевой лавре начал издавать свои «Троицкие Листки» для религиозного просвещения народа, в Петербурге протоиерей Димитрий Никитин в Сергиевском соборе в безыскусственных внебогослужебных беседах начал объяснять народу заблуждения зародившегося в районе его прихода пашковства, а за ним начали подобную духовно-просветительную работу и другие петербургские пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Некоторые монастыри утопали в сытости и довольстве. Но для целей высоких часто не находилось денег. Наши духовные академики до последних дней влачили нищенское существование. И ни один из митрополитов не задумался над такого рода ненормальностью, что ординарный профессор Академии, иногда, как Болотов, Глубоковский, Катанский – европейская знаменитость, получал три тысячи рублей в год, без квартиры и квартирных, а псаломщик соседней с Академией столичной церкви имел почти четырехтысячный годовой доход и роскошную готовую квартиру; иеромонах Александро-Невской Лавры при готовом столе и квартире – свыше 2 тысяч руб. в год; сам же одинокий митрополит получал десятки тысяч. Экстраординарные профессора получали по 2 тысячи руб. в год, а доценты 1.200 р. с вычетом, квартир не полагалось. Таким образом, наши духовные профессора volens-nolens проходили обет нищеты. Академиям отпускались крохи на издание ученых сочинений, на приобретение книг и почти ничего не давалось на ученые командировки. Профессора академий были обескровливаемы нищетой, не оставлявшею их, если они не устраивались как-либо иначе, до самой смерти; безденежье обрезывало у Академий крылья для научного полета. То же надо сказать и о просветительной и благотворительной деятельности Церкви вообще, исходившей от инициативы Синода и епархиальных властей. При Синоде существовало издательство Училищного совета, в Троицко-Сергиевской и Киево-Печерской Лаврах, в Лавре Почаевской и еще кое-где издавались листки и брошюрки. Но всё это было слишком ничтожно в сравнении с тем, что должно было и что могло быть. В расходовании сумм на подобные высокие, огромного значения для Церкви, цели Св. Синод проявлял какую-то осторожность и как будто скупость, которые становились сугубо непонятными и странными при проявлявшейся им в других случаях огромной щедрости. Вспоминаю , такой случай. На повестке одного из синодальных заседаний 1916 г. стояло дело об изыскании средств на увеличение содержания трех Сибирских архиереев – Иркутского, Тобольского и Томского, слабее других обеспеченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

С этой задачей богословы русского Зарубежья справились блестяще. Именно благодаря их трудам западный мир узнал о Православии, о котором до того знал лишь понаслышке. Более того, именно оказавшись на Западе, представители «парижской школы» сумели преодолеть то, что Флоровский назвал «западным пленением» русского богословия. Это «пленение», начавшееся еще в XVII в., на протяжении почти трех столетий сковывало отечественную богословскую мысль, держало ее в узах латинской схоластики. Освободиться от него можно было только вернувшись к тому, что являлось подлинно православной традицией, к святоотеческим истокам русского богословия. И это тоже удалось сделать представителям «парижской школы " » С. 394]. По воспоминаниям проф. Н. М. Зернова, «с годами институт вырос в главный научный и духовный центр Русской Церкви и стал важнейшей точкой соприкосновения восточного православия и западного христианства» С. 241]. Первые годы жизни Богословского института в Париже были и трудными, и радостными 277 . В первый год были зачислены 10 студентов, в 1927/28 г. учились уже 50 слушателей С. 226]. Сегодня в Москве в качестве учебников издаются те самые курсы, которые в свое время были прочитаны в Париже нашими знаменитыми богословами. Созданный в 1933 г. «Швейцарский комитет для помощи Русской Церкви в эмиграции и ее юношеской работе» организовывал миссионерские поездки небольшого церковного хора Сергиевского подворья и лектора проф. Льва Зандера по Швейцарии, Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, Англии, Нидерландам. Встречи начинались с получасового доклада о сущности православия, затем выступал хор, причем исполнение церковных песнопений сопровождалось объяснением православного богослужения и обрядов. «Слушая вас, мы ощущаем бесконечное богатство православия. Вы сослужили огромную службу сближению наших Церквей» – так оценивал эти встречи архиеп. Кентерберийский Космо Ланг С. 282]. По разным адресам русского рассеяния рассылались «Сергиевские листки», издаваемые при институте по типу знаменитых в России троицких или почаевских изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Владос, 2001. Флоренская Т. А. Диалог в работе христианского психолога//Начала христианской психологии. М., 1995, с.194–204. Флоренская Т. А. Диалог в христианской терапии//Московский психотерапевтический журнал. 1994, 4, с.194–195. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. М.: Школьная пресса, 2001 (отд. вып. журнала «Духовно-нравственное воспитание». 2001, 3). Флоренская Т. А. Мир твоего дома. М.: Школа-Пресс, 1999. Флоренская Т. А. Святоотеческое учение о страстях и психотерапия//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), с.104–113. Флоренский Павел свящ. Вопросы религиозного самопознания//Его же. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М., 1994, с.528–549 (Христианин. 1907, 1, с.205–210; 3, с.635–653; 10, с.436–439; отд. изд.: Сергиев Посад, 1907). Флоренский Павел свящ. Страх Божий. 1918//Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с.87–101. Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. М.: Вэб-Центр «Омега», 2004 (интернет-издание). Флоровский Георгий прот. Тайна Фаворского света//Его же. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002, с.772–778 (переизд.: Сергиевские листки. 1935, 3(89), с.2–7). Фома Аквинский. О единстве интеллекта, против аверроистов//Вестник Русского Христианского гуманитарного института. 2001, 4, с.235–259. Франк С. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. Франк С. Учение о переселении душ//Переселение душ. М., 1994, с.268–288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7–33). Хадзопулос А. Между ересью и православием : о значении бесстрастия в патристике//Путь Православия. 1993, 2, с.52–66. Халил И. Дж. Восточное православие и психотерапия. Пер. с англ.//Консонанс. 1998, 2, с.51–59. Халил И. Дж. Восточное православие и психотерапия//Журнал практического психолога. 1998, 6. Ходаковская О. В. Христианский взгляд на становление самоидентичности личности//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с.345–348.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А. В. Карташёв. Фотография. 20-е гг. ХХ в. А. В. Карташёв. Фотография. 20-е гг. ХХ в. По-разному понимали братское движение главы 2 крупнейших зарубежных рус. церковных структур. В РПЦЗ, к-рую возглавил митр. Антоний (Храповицкий), братское движение приняло преимущественно традиц. дореволюционные формы братской деятельности (издательской, благотворительной, просветительской). Др. тип представляли собой Б. п., подчиненные управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогию (Георгиевскому) , к-рый в 1931 г. перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. Они являлись преимущественно интеллектуальными клубами, где обсуждались богословские и церковно-общественные проблемы. Ярким примером правосл. союза 2-го типа было Парижское братство Св. Софии, созданное в авг. 1924 г. по инициативе А. В. Карташёва и прот. Сергия Булгакова , ставшего председателем союза. В братство также входили Н. О. Лосский , еп. Кассиан (Безобразов) , прот. В. Зеньковский, П. И. Новгородцев, А. В. Ельчанинов , Г. В. Флоровский , Г. П. Федотов , В. В. Вейдле , Б. И. Сове , в 30-х гг.- архим. Киприан (Керн) , Н. Н. Афанасьев . На заседаниях братства, проходивших преимущественно в Праге и Париже, обсуждались проблемы соотношения церковной и светской властей, монархического сознания в Православии, отношения к католичеству, «оцерковления жизни», положения Церкви в России, богословские аспекты софиологии. Братство Св. Софии было крупнейшим, но не единственным рус. правосл. союзом в Париже. Сначала там было создано братство св. Александра Невского (1921, основатель - П. Е. Ковалевский), также действовало Свято-Фотиевское братство, к-рым в 1925-1931 гг. руководил А. В. Ставровский и куда входили В. Н. Лосский , Л. А. Успенский и др. Братство учредило Богословский ин-т св. Дионисия. Члены братства остались в юрисдикции Московской Патриархии после перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата. Существовало также Парижское Сергиевское братство, основанное иером. Саввой (Струве) и издававшее «Сергиевские листки».

http://pravenc.ru/text/153359.html

— В студии я познакомился с отцом Алипием . Он тогда был еще Иваном Вороновым. Редкая православная фигура. Великая фигура! Художник от Бога. Во время войны я не знал, где он. Мы встретились с ним в Троицко-Сергиевской лавре, когда я подавал прошение о приеме в семинарию. Герасим, — сказал он, — брось ты свою семинарию, иди к нам, в монахи! Потом он стал наместником Псково-Печерской обители. Мое общение с ним продолжалось и тогда, когда я, еще учась в семинарии, получил от него предложение отреставрировать храм Сорока Мучеников рядом с обителью. Представляешь –храм, а рядом святая обитель! Как нам работалось! А все отец Алипий. Великий монах. Фронтовик. Савва Ямщиков о нем так сердечно говорил. Я все время работал, работал. Церкви расписывал. Кто поверит — стаж у меня рабочий 80 лет. «Господи, не введи меня в напасть». — Финская компания была. Меня не взяли. Когда повестку принесли, я явился, но почему-то меня не взяли. В сорок первом война началась, я устроился на работу — ящички делали для мин. А когда, наконец, призвали, в Москве были. Тогда солдат кормили очень хорошо — мясо, даже хлеб не доедали — бросали. По достижении призывного возраста Герасим пошел в армию. Пошел с радостью патриота, обязанного защищать православную родину. А тут началась Великая Отечественная. Он попал в пехоту. Раскаленного патриота отговаривали из-за его физического здоровья, но он так рвался на фронт, прогнать врага со своей земли! Взяли в учебный полк. Герасим оказался не только увлеченным учеником, но и увлекающим учителем, и его, прошедшего курс, оставили в полку воспитывать новичков. Так и гоняли его повсюду, где набирали новобранцев. На фронте, когда попадал, лепил, мазал, а то и помогал выпускать фронтовые рукописные листки. Неловко стреляя, ходил в атаку. Потом был автомобильный учебный полк. — Курсанты имели право даже танк водить. В Москве два месяца, а потом в Горький, уже служить. Был младшим сержантом. А потом перевели в Богородск. Холод, голод. Я командовал отделением. Больше всего были в Городце, — года два, наверное.

http://pravoslavie.ru/61670.html

214 . L " Orthodoxie et la vie économique. Stokholm, 1931, 3, p. 216–227. 215 . Вечность и время. (Слово на Новый год.) – Сергиевские листки, 1931, 1, с. 2–4. 216 . Веселимся Божественне! – Сергиевские листки, 1931, 4(42), с 2–5. 217 . Слово на Рождество Христово. 1930. – Сергиевские листки, 1931, 12 (50), с. 2–4. 218 . On primitive Christianity. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1931, 14, p. 20–26. 219 . Христианство перед современной социальной действительностью. (Речь в открытом собрании Религиозно-философской академии.) – Прилож. к журналу «Путь», 1932, 32, с. 27–31. 220 . О чудесах Евангельских. Paris, YMCA-Press. 1932. От составителя. 1. О чуде. 2. Чудеса Христовы. 3. О делах человеческих. 4. О Воскресении Христовом. 221 . The Church and Non-Orthodoxy. – American Church Monthly, 1931, vol. 30, 6, p. 411–423; 1932, vol. 31, 1, p. 13–16. 222 . Die Verwandlungslehre im Eucharistischen Dogma der Orthodoxen Kirche des Morgenlandes. – Internationale Kirchliche Zeitschrift, 1932, Nr. 3, S. 129–147. 223 . Judas Ischarioth der Verräter-Apostel. – Orient und Occident, 1932, Nr. 11, S. 8–24. (См. 205). 224 . Святый Грааль. (Опыт догматической экзегезы. Ио. XIX, 34). – Путь, 1932, 32, с 3–42. 225 а. О Царствии Божием. – Сергиевские листки, 1932, 5 (55), с. 2–4. 225 б. О почитании св. мощей. – Сергиевские листки, 1932, 6 (5), с. 10–13. 226 . L " orthodoxie. – Paris, Librairie Félix Alcan, 1932, N. 8, (Les Religions). (См. 338). 227 . The Church – Holy – «Soborny (Catholic)». – The American Church Monthly, 1932, vol. 32, 6, p. 414–431. 228 . On the Veneration of the Blessed Virgin. – Ashram Poona, Christa Seva Sangha Review, Special Women " s Number, 1932, 2, p. 31–35. 229 . The Work of the Holy Spirit in Worship. – The Christian East, 1932, vol. 13, 1, p. 30–42. 230 . The Doors of Repentance. – American Church Monthly, 1932, 3, p. 183–186. 231 . On the Sacrament of Penance in the Russian Orthodox Church. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1932, 18, p. 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010