1. Библия. Новый завет. Вашингтон: Русское Библейское Общество, 1955. 2. Добротолюбие. Джорданвилль: изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1963. 3. Абрамов Ф. Рассказы. Сов. писатель, 1984. 4. А. Н. Смерти нет./Сергиевские листки. Льеж: изд-во Христианская жизнь, 1963. 5. Архиепископ Антоний. Что мы можем знать о загробной жизни души человека./Русское возрождение. No 24. Нью-Йорк. 1953. 6. Булгаков С. Жизнь за гробом. Париж: изд-во Церкви Пресвятой Богородицы, 1935. 7. Булгаков С. Невеста агнца. Париж, 1945. 8. Грефф Ж. Ж. Жизнь после смерти./Надежда, вып. 3. 9. Ершов Г. Г. Критика в атеистической литературе религиозного учения о бессмертии./Академия наук СССР. Л.: Наука, 1967. 10. Жуковский В. А. Собр. соч. Л.: Сов. писатель, 1956. 11. Зайцев А. Письмо солдата. Самиздат. 12. Зандер Л. А. Бог и мир. Париж: ИМКА-Пресс, 1948. 13. Заречняк Г. Н. И. Пирогов. Человек, врач, мыслитель./Русское возрождение. 1988. No 44. 14. Икскуль К. Невероятное для многих, но истинное происшествие./Православная жизнь. 1976. No 7. 15. Иннокентий Святитель. О смерти и грехе. Мюнхен: изд-во Обители Иова Почаевского, 1957. 16. Лодыженский М. Свет незримый. Петроград, 1915. 17. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, Душа и Тело. Изд-во Жизнь с Богом, 1978. 18. Матта эль Мессии. Смерть, где твое жало?/Вестник РХД. No 144. Париж, 1985. 19. Медведева Л. Прииде кротость на ны./Знамя. 1988. No 8. 20. Порш Т. Жало смерти./Русское возрождение. 1988. No 44. 21. Потапов В. Исследования о клинической смерти./Русское возрождение. 1988. No 44. 22. Рогожин П. И. Существует ли загробная жизнь. Сан-Франциско, 1968. 23. Солженицын А. И. Раковый корпус. Собр. соч. Т. 2. Изд-во Посев,   1969.   24. Трубецкой Е. Смысл жизни. Берлин: изд-во Лев, 1922. 25. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. Джорданвилль: изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1982. 26. Епископ Феофан Затворник. Письма./Надежда, 1985-1986. 27. Откровенные рассказы странника. Париж: ИМКА-Пресс, 1948.   НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ   1 Green Celia. Out of body experiences. Ballentine books. N. Y 1975.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

232 . Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Paris, YMCA-Press, 1933, (473 с). К читателю. Введение. Диалектика идеи Богочеловечества в святоотеческую эпоху (с. 7–111). 1. Проблема христологии. Аполлинарий Младший, епископ Лаодикийский (с. 9– 30). II. Антиномия двуединства в христологии (с. 31–67). III. Халкидонский синтез (с. 68–94). IV. Догмат о двух волях во Христе (с. 94–111). Глава 1. София Божественная (с. 112–140). 1. Тварный дух. 2. Божеский дух. 3. Божественный мир. 4. Божественная София. Глава 2. София тварная (с. 141–179). 1. Творение мира. 2. Вечность и время. 3. Человек. 4. Образ и подобие. Глава 3. Боговоплощение (с. 180–239). 1. Бог и мир. 2. Основание Боговоплощения. 3. Богочеловечество. 4. Две природы во Христе: София Божественная и София тварная. Глава 4. Эммануил и Богочеловек (с. 240–350). 1. Уничижение Господа (кенозис). 2. Соединение естеств (общение свойств и богомужнее действо). 3. Богочеловеческое самосознание Христа. Глава 5. Дело Христово (с. 351–468). 1. Пророческое служение Христово. 2. Первосвященническое служение Христа. 3. Царское служение Христово. 233 . Агнец Божий. Автореферат. – Путь, 1933, 41, с. 101 – 105. 234 . У кладезя Иаковля (Ио.4:23). О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах. – Сб. статей: Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Paris, YMCA-Press, 1933, с. 9–32. 235 . By Jacob " s Well ( John IV, 23 ). (On the Actual Unity of the Divided Church in Faith, Prayer and Sacraments.) – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1933. 22, p. 7–17. 236 . Душа социализма. – Новый град, 1932, 1, с. 49–58; 3, с. 33–45; 1933, 7, с. 35–43. 237 . На путях догмы. (После семи Вселенских Соборов.) Актовая речь в Православном Богословском институте в Париже в 1932 г. – Путь, 1933, 37, с. 3–15. 238 . Угль пламенеющий. (День преп. Серафима Саровского .) – Сергиевские листки, 1933, 1 (63), с. 3–7. 239 . The Eucharist and the Social Problems of Modern Society. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1933, 23, p. 10–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

260 . Успенский Ф.И. История византийской империи. В 3-х тт. Т.1. М., 1996; т.2. М., 1997; т.3. М., 1997. 261 . Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. 262 . Успенский Ф.И. Синодик в неделю Православия: Сводный текст с приложениями. Одесса., 1893. 263 . Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. 264 . Феодор, архим. ( А.М. Бухарев ). О духовных потребностях жизни. М., 1991. 265 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Репринт. изд.: М., 1996. 266 . Философская Энциклопедия. Тт.1–5, М., 1960–1970. 267 . Флоренский П.А. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечева //«Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева . М., 1997, сс.583–602. 268 . Флоренский П.А., [Сочинения]. T.I(Kh. 1–2): Столп и утверждение истины; Т. II: У водоразделов мысли. М., 1990. 269 . Флоринский Т. Византия и Южные славяне во второй половине XIV в. Вып. I-II, СПб., 1882. 270 . Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Репринт. изд.: М., 1992. 271 . Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-ro века. Репринт. изд.: М., 1992. 272 . Флоровский Г.В. Отцы первых веков. Кировоград, 1993. 273 . Флоровский Г., прот. Святой Григорий Палама и традиция Отцов//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. (9/10), с.107 – 116. 274 . Флоровский Г.В. Тайна Фаворского Света.//Сергиевские листки, (89), Париж, 1935. 275 . Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета IX-XV вв. М., 1978. 276 . Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М., 1994. 277 . Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия.//Богословские труды, сб. 33, М., 1997, сс. 233 – 245. 278 . Хоружий С.С., Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. 279 . Хоружий С.С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы.//Страницы. 1997, сс.48–61 280 . Хоружий С.С. После перерыва. Пути российской философии. СПб., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

26 ноября (9 декабря) 1917 г. Протокол 1917 года ноября 26 дня. Объединенное собрание приходских советов г. Павлограда Екатеринославской епархии под председательством гражданина Ивана Игнатьевича Рыбникова имели суждение по вопросу о захвате синодальных типографий и других церковных типографий враждебными св. Православной вере и Церкви силами и постановили: Приветствуя Всероссийский Священный Поместный Собор, заседающий в настоящее время в г. Москве, и сыновне склоняясь перед его мужественным служением св. Церкви и несчастной Родине, раздираемой безначалием, смутами и междоусобицей, почтительнейше просить Священный Собор: а) немедленно потребовать именем Православного русского народа возврата как синодальных типографий, так и типографий Киево-Печерской, Троице-Сергиевской и Почаевской лавр, как принадлежащих всецело Русской Православной Церкви, т. е. всему православному народу, приносящему на церковные нужды и учреждения свои лепты не для того, чтобы враждебные святой вере элементы, опираясь на грубую физическую силу, захватывали в свою пользу церковно-народное достояние. Святая Церковь имеет свои великие задачи, осуществление коих без печатного слова в настоящее время не только затруднительно, но и почти невозможно. Без своих типографий Церковь нема и безответна. Поэтому необходимо, чтобы Всероссийский Собор немедленно потребовал в свое безраздельное распоряжение синодальные и другие церковные типографии с привлечением к ответственности пред законом захватчиков; б) необходимо, чтобы Всероссийский Собор немедленно по возвращении типографий приступил к организации в самом широком виде книгоиздательства, причем весьма желательно, чтобы для распространения среди народа были издаваемы в популярном изложении как листки, так и газета по самой доступной цене; в) заведывание всеми церковными типографиями необходимо сосредоточить в руках Всероссийского Церковного Собора и того специального органа, которому будет предоставлено это заведывание самим Собором; г) соболезнуя о том, что состав Св. Синода, призванный к власти единолично бывшим обер-прокурором Синода Львовым, не в состоянии был оградить церковные типографии от захвата, желательно, чтобы Всероссийский Церковный Собор избрал заново состав Св. Синода, который, опираясь на авторитет избравшего его Собора, был бы в состоянии более энергично отстаивать интересы св. Церкви. Такое переизбрание состава Св. Синода необходимо и в целях проведения в жизнь Синода идеи соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Троичность и Третья Unocmacь.II. Таксис, или порядок Ипостасей в Св. Троице. Глава 2. Исхождение Св. Духа (с. 93–187). I. Первая эпоха в учении об исхождении Св. Духа:δια uque. II. Вторая эпоха в учении об исхождении Св. Духа: греко-латинская полемика. Глава 3. О Духе Божием и Духе Святом (с. 187–207). Введение. I. Дух Божий и Св. Дух в Ветхом Завете. II. Дух Божий в Новом Завете. Глава 4. Двоица Слова и Духа (с. 209–251). I. В Божественной Софии. II. В тварной Софии. Глава 5. Откровение Духа Святого (с. 253–405). I. Кенозис Духа Святого в творении. II. Боговдохновение в Ветхом Завете. III. Боговдохновение во Христе. IV. Пятидесятница. V. Дары Пятидесятницы. Эпилог. Пролог к первому и второму томам трактата о Богочеловечестве «Отец» (с. 406–447). 271 . Утешитель. Автореферат. – Путь, 1936, 50, с. 66–69. 272 . Еще к вопросу о Софии, Премудрости Божией. (По поводу определения Архиерейского Собора в Карл овцах.) – Путь, 1936, 50. 273 . Rechenschaftsbericht... erstattet im Oktober 1935, an Metropoliten Evlogius. – Orient und Occident. 1936, 1, S. 1–27. 274 . Memorandum presented... to the Metropoliten Eulogius. Abstracts by A. F. D.-B. – The Christian East, 1936, vol. 16, 1/2, p. 48–49. 275 . La Religion orthodoxe. Опубликовано в «Grand Memento Encyclopédique». Paris, Larousse, 1936, t. 1, p. 467–469 et t. 1, p. 573–574. 276 . The Lamb of God. A review by the Author. – Theology (London), 1936, 136, p. 23–26. 277 . Проблема «условного бессмертия». (Из введения в эсхатологию). – Путь,. 1936, 52, с. 3–23; 1937, 53, с. 3–19. 278 . Freedom of Thought in the Orthodox Church. – Sobornost, 1936, 6, p. 4–8. 279 . Zur Frage nach der Weisheit Gottes. Thesen zum Vortrag über die Sophiology, vorgelegt auf der englisch-russischen Theologen Konferenz in Mirfield «The Society of Resurrection», am 28 April 1936. – Kyrios, 1936, Nr. 2, S. 93–101. 280 . Lasset ums Göttlicherweise freuen. – Eltheto, 1936, Nr. 7, S. 246–251. (См. 216) . 281 . О светлой печали. (В преддверии Великого поста.) – Сергиевские листки. 1936, 1/9 (99/100), с. 2–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В 1930 году Лавра лишилась и своих основных колоколов, сброшенных варварски с колокольни, среди них был и крупнейший из действовавших в России 65-тонный «Царь-колокол». Урон Лавре нанес и пожар, вспыхнувший в лавках на площади 31 июля и 2-го августа 1920 года, он захватил Святые ворота и Пятницкую башню. Закрытие Лавры вызвало возмущение народа и в ноябре 1919 года были проведены демонстрации протеста, а в Правительство были направлены обращения, в частности, профессором МДА Иваном Васильев. Поповым и Патриархом Тихоном. Для отвода глаз была назначена Комиссия под руководством юриста Мольвера, который в результате получил 5 лет тюрьмы за некоторую объективность при рассмотрении жалоб на самоуправство местной власти, содержавшееся в них. На четверть века в храмах Лавры водворилась «мерзость запустения». Но, видимо, не без воли Божией совершилось сие. Интересно в связи с этим видение монаха Зосимовой пустыни Симона Кожухова, о чем он сообщил Четверухиным. «13 июня 1920 г., возвратясь от всенощной в свою келью, – записал он, – я зажег керосиновый ночничек, присел к столу, отдохнул немного, потом начал просматривать листки Макария, б. Алтайского миссионера, чтобы выбрать что-либо подходящее для чтения в церкви; выбрав два листка, я призадумался; и вот при открытых глазах, устремив взор в простенок между окнами, я увидел дорогу, ведущую в Арсаки, и приблизительно там, где стоит рабочая изба, увидел я Св. ворота Лавры, и около них стоял сам Преподобный Сергий . Правою рукою он запирал на ключ Св. ворота, а левою махнув по направлению к нашей обители, сказал, как-будто обращаясь ко мне (я находился в шагах пяти Него): «Не хочу, чтобы народ шел в Лавру, я всех направляю в Зосимову пустынь». Обернувшись, я увидел в спину толпу, шедшую по дороге в нашу обитель. От лицезрения Преподобного и от слов его, я так растерялся, что не знал, что делать. Тем временем видение исчезло. Я пал ниц, и когда несколько пришел в себя, пропел акафист Преподобному. Видение было за несколько минут до полуночи. Совсем недолго спустя ворота Сергиевской Лавры заперлись не без воли ее Хозяина – Преподобного Сергия» (Четверухина Е.Л. Жизнеописание схимонаха Смоленской Зосимовой пустыни Моск. губ., Александровского уезда Симона (в мире С.Е. Кожухова) и Воспоминания об о.Симоне, М., 1938, м.п., 59+222 114, с.26–34). Часть II. Из жизни лавры после ее открытия в 1946 году

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чистой любви Матери Божией нет ничего произвольного, ни случайного, нет никакого пристрастия... Эта любовь вмещает и включает Крест, сраспростирается искупительной любви Сына... Ведь нельзя любить Христа воистину, если не последовать Ему в Его Крестной любви, если с Ним и в Нем не полюбить весь род человеческий... Любовь Богоматери в том достигает исполнения, что становится предстательством и покровом... Имя матери всегда знаменует любовь... Тем более имя Матери Света... «Много бо может моление матернее ко благосердию Владыки»... В таинстве Воплощения открывается Любовь Божественная, снисходящая и низводящая в мир мир и благоволение. Но открывается и любовь человеческая, отвечающая в смирении и согласии на Откровение Божие... Так, тайна Рождества есть слава любви... В этом и радость Рождественского Откровения. «Если бы кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов – мы чтим любовь» (слова св. Григория Богослова ). «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 )... В этом тайна Рождества. И пред этой тайной любви склоняемся мы в эти дни священных воспоминаний, ее торжествуем и песнословим. И вспоминаем не о том, что было, и прошло, и прешло, – но о том, что сбылось и настало... И настала радость во веки... Настало в человецех благоволение... И мы счисляем годы благодати... Тако бо возлюби Бог мир... Тайна Фаворского света Печатается по изданию: Сергиевские листки. 3 (89). 1935. С. 2–7. В истории духовной жизни есть свои приливы и отливы. И бывают эпохи и времена, когда как-то особенно изобилуют дарования, и не в меру подает их Бог, и явно носится бурное дыхание Духа. Так было в первые времена христианства, когда еще оставались в живых и блаженные самовидцы Слова. Так бывало не раз в истории пустынного и общежительного подвига. Так будет, веруем, и еще не раз... В XIV веке святая Гора Афонская переживает один из таких подъемов. То был некий новый опыт безмолвия и бдения духовного, и в нем вновь открылись дивные озарения нетленного света Фаворского...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Вообще, интересно знакомиться с разными источниками. Порою верно сулить о духовной жизни мешает наше невежество. Надо со смирением осознавать это, а то ведь многие с таким апломбом порицают то, о чем не имеют лаже приблизительных знаний. Кто еще, кроме митрополита Антония, живо и интересно говорил о молитве? Многие. Среди них епископ Николай (Велимирович), недавно причисленный к лику святых Сербской Православной Церковью . Его называли сербским Златоустом». Он много писал. Большинство его книг еще ждут своего переводчика, но некоторые его творения доступны русскому читателю. Еще в 30-х годах «Сергиевские листки» напечатали его письма. В 1932 г. он издал первый сборник писем и благословил перевести его на русский язык. Сам он знал русский язык, так как учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. На него обратил внимание митрополит Антоний (Вадковский) и выхлопотал ему стипендию для посещения святых мест России. Епископ Николай посетил все наиболее известные святые места и навсегда полюбил русский народ. Пришлось ему многое испытать: пройти первую мировую войну и немецкий концлагерь Дахау в годы второй мировой, побывал он и в изгнании в годы правления страной Тито. Скончался он в русском монастыре во имя святителя Тихона в Пенсильвании 18 марта 1956 года. Кончина владыки была блаженной: он умер, стоя на молитве. В 1920 г. о. Николай был поставлен епископом в Охрид, древний город в Македонии, лежащий близ одного из прекраснейших озер мира – Охридского. Здесь, в колыбели славянской письменности, казалось, еще не затихли отзвуки проповедей преподобных Кирилла и Мефодия. В этом благодатном месте были написаны владыкой Николаем его «Молитвы у озера». 109 Достаточно хотя бы бегло ознакомиться с ними, чтобы решить для себя: надо вдумчиво и не спеша вникнуть в них. Они до того не похожи на все, что мы слышим и читаем, что только удивляться можно, и все-таки – это молитвы. Настоящие, от души идущие, захватывающие ум и сердце, видящие землю и возносящиеся к Творцу. Вот для примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

К-польского Патриархата), издавали офиц. ж. «Церковный вестник Западноевропейской епархии» (П., 1927-1940, 1946-1959; с 1947 «Церковный вестник Западноевропейского православного Русского экзархата»), богословский ж. «Православная мысль» Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского (П., 1928-1957, 1971), духовно-просветительные «Сергиевские листки» (Мёдон, 1928-1939), «Духовные беседы» (Мёдон, 1944-1947), «Христианская жизнь» (Льеж, 1946-1957), «Вечное» (Аньер, 1948-1992). Приходы Московской Патриархии за рубежом выпускали ж. «Православие» (П., 1933), а затем «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (П., 1947-1989), к-рый сочетал функции официального и научно-богословского. В образованных после Второй мировой войны зарубежных епархиях МП издавались также епархиальные журналы, вначале на рус., а позже на местных национальных языках: «Голос Православия» Германской епархии (Берлин, 1952-1954; с 1961 «Stimme der Orthodoxie»), «Голос православия» Чешской епархии (Прага, 1950-1955; далее «Hlas Pravoslavi» - орган Правосл. Церкви в Чехословакии) и др. Существовали также издания без четкой юрисдикционной принадлежности, их основной задачей было поддержание культурных и религ. контактов в рус. зарубежье. Среди них выделялись «Духовный мир студенчества» (Прага, 1923-1925), «Вестник Русского христианского движения» , первоначально орган Русского студенческого христианского движения (П., 1925-1939, 1945-.), искусствоведческий ж. «Наследие» (Саутбери (США), 1968-1969). В религиозно-философских изданиях «София» (Берлин, 1923) и «Путь» (П., 1925-1940), выходивших под ред. Н. А. Бердяева , «Новый град» (П., 1931-1939) и др. авторы обсуждали текущие события на Западе и в СССР, пытались осмыслить причины российской катастрофы, найти место правосл. ценностей в совр. мире. Особое место занимали журналы, к-рые готовились в «религиозном подполье» в СССР, но окончательно оформлялись за рубежом, напр. «Беседа» (П., 1983-1991). Лит.: Троицкий С. В. «Журналы духовные»//ПБЭ.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Мы почти не касались этой необъятной литературы, но содержание ее разнообразно и богато, как можно судить и потому, что, за отсутствием в России организованного богословского издательства, столь благотворно избавляющего на Западе всех авторов от всяких хлопот по выпуску и распространению книг, много капитальных работ (напр., даже богословских диссертаций на ученые степени магистра и доктора) первоначально печатались именно на страницах духовных журналов и потом выходили отдельными оттисками " . Надлежит упомянуть еще " Православное Обозрение " , издававшееся в Москве в 1860-1891 годы, под редакцией свящ. Н. Сергиевского; характер его преимущественно публицистический; он обсуждал проекты церковных реформ, нужды Церкви, явления общественной жизни. В нем печатались сочинения А.М. Иванцова-Платонова. Хорошо было поставлено осведомление о церковной жизни на Западе и об иностранной богословской литературе. В Москве с 1893 г. издавался миссионерским обществом " Православный Благовестник " , в С.-Петербурге с 1881 г. — " Православный Палестинский Сборник " . Издание предпринято было В.Н. Хитрово, с 3-го выпуска оно перешло в ведение Палестинского общества. В С. Петербурге в 1912-13 гг. издан был издательством П.П. Сойкина " Полный православный богословский энциклопедический словарь " (в двух томах). Важно отметить весьма полезный, богатый многими данными, труд С.В. Булгакова " Настольная книга для священно церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) " . Последнее — третье — издание, исправленное и дополненное, вышло в 1913 г., имея 1773 стр. В. Косолаповым составлен обстоятельный: " Месяцеслов Православной Кафолической Церкви " . Глубоковским не отмечена огромная просветительная деятельность Лавр: Троицко-Серггевой, в особенности при участии архим. Никона (Рождественского), впоследствии архиеп. вологодского и Почаевской, при участии архим. Виталия (Максименко), впоследствии архиепископа североамериканского, издававших листки для народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010