Мы рассказали об опыте Неплюева как об интересной попытке христианизации русской общественности на лоне православия, как о практическом разрешении вопроса о православно-христианской общественности. Самому же Н. Н. Неплюеву как искреннему и самоотверженному христианскому работнику в лоне Православной Церкви, да будет вечная благодарная память. Все вышеизложенное написано нами на основании личного знакомства с Н. Н. Неплюевым и непосредственного участия в его работе. Во второй половине XIX века широкую издательскую деятельность предприняла Троице-Сергиевская Лавра в лице своего энергичного казначея, архимандрита Никона, в миллионах экземпляров распространившего по всей России свои знаменитые " Троицкие листки " и более крупные издания. Его примеру в менее широких масштабах следовали другие издательства, например, фирма Тузова, редакция " Русского паломника " , редакция " Душеполезного чтения " , редакция " Кормчего " и т.д. Обращала на себя внимание издательская деятельность (научно-богословская) Михаила Александровича Новосела и его друзей. Журналы " Русский паломник " , " Кормчий " , " Душеполезное чтение " , академические журналы, харьковский журнал " Вера и разум " , " Отдых христианина " и проч. имели свой круг читателей. Но вся эта литературно-просветительная работа русских монастырей, духовных академий и семинарий, отдельных лиц и частных фирм была лишь проявлением частной инициативы, и это было, конечно, очень ценно, но это не был авторитетный голос Всероссийской Церкви, в ее соборном обнаружении. Всероссийская Церковь как единое целое себя не проявляла и не имела возможности себя проявить за отсутствием церковных соборов, а потому не могла с достаточным авторитетом, силой и успехом влиять на русскую общественную жизнь и бороться с темными явлениями и течениями русской церковной, общественной жизни. А таковых было у нас немало и в жизни, и в литературе, и в зрелищах. Русская Церковь как бы боялась, робела, не решалась подняться во весь свой рост и заговорить от имени всего русского верующего народа и его вековых церковных традиций по заветам и преданию святых апостолов и мучеников, Святых Вселенских Соборов и русского церковного прошлого, хотя Синод как приемник Святейшего Патриарха Всероссийского и имел на это полное и бесспорное право; имел власть авторитетно осудить все темные стороны и явления русской церковной и общественной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1473...

Не входя в подробный анализ отмеченных суждений, нужно сказать, что в них так ясно сказывается свобода и широта мысли, мужественность и прямота суждения, не связанные никакими усложнениями, что остается только приветствовать эту свежую и здоровую струю. И. Никаноров Извещение от Православно – Миссионерского Книгоиздательства Православно-Миссионерское Книгоиздательство извещает всех своих сотрудников, подписчиков и читателей, что оно переходит на Сергиевское Подворье, в Париж, куда и надлежит обращаться с 1 мая 1931 г. по всем делам сотрудничества, распространения и выписки книг, а также возврата подписных листов сбора пожертвований на миссионерское дело – по адресу: Ieromonah Ioann. Institut Orthodoxe. 93, rue de Crimée. Paris (19). France. Список изданий Π. M. К. изданных в г. Белая Церковь , Королевства Югославии (1928–1931 гг.) 1 . Из Дневника о. Иоанна Кронштадтского . 2 . 200 Глав преп. Иоанна Лествичника . 3 . «Пламень вещей», преп. Исаака Сирина . 4 . Акафист к Причащению св. Христовых Таин. 5 . Святоотеческое толкование на Евангелие. Вып. 1. 6 . Православно-Осведомительный и Православно-Миссионерский Листки. 7 . «Моя Первая Священ. История». Дет. Церк. Библ. 8 . Заповеди Божьи в разс. Вып. I. Дет. Церк. Библ. 9 . Заповеди Божьи в разс. Вып. II. Дет. Церк. Библ. 10 . Сборник для сознательного участия мирянина в богослужении. 11 . Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о целях христианской жизни. 12 . Видения Св. Ермы. 13 . О Предопределении. Святителя Илии Минятия . 14 . «Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах» – о. В. Ш. (из личн. воспом.). 15 . « Церковь и Мир» (очерки). Иеромонах Иоанн. 16 . О Св. Причащении. Святителя Илии Минятия . 17 . Исповедь (два примера исповеди). 18 . Об Исповеди. Из поучений Свят. Илии Минятия . 19 . Поклонение Св. Христовым Тайнам. Св. Дмитрия Ростовского . 20 . «Слово в мире». Сборник, посвященный русскому первопечатнику диакону Иоанну Федорову. 21 . Ежедневная молитва старца Парфения (2 издания). 22 . Краткий Словарь Церк.-Слав. слов, слышимых в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Никон ( Греве Алексей Иванович ; 6.2.1895, Батуми, Грузия – 12.6.1983, г. Статен-Айленд, Нью-Йорк, США), архиепископ. Из семьи дворянства, сын полковника. Окончил Тифлисский кадетский корпус и Павловское военное училище, офицер ЛейбГвардии Московского полка, участник 1-й мировой войны на западном фронте, а затем на Турецком, окончил войну в чине пол ковника, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Юге России, дважды ранен, эмигрировал в Бельгию (1920), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), основатель студенческого Братства прпп. Сергия и Никона (1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (29.11.1927), иеродиакон (4.12.1927), иеромонах (20.4.1928), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, редактор духовного журнала Братства прп. Сергия «Сергиевские Листки» (19281929), настоятель Св.-Николаевской русской церкви в Братиславе (15.6.19281.5.1935), игумен (1933), 3-й священник Св.– Александро-Невского собора в Париже (1.5.19351946), архимандрит (7.1.1936), член епархиального совета Русского Экзархата КП (19361946), законоучитель Русской гимназии в Париже (193530.5.1943), вр. и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Брюсселе (19401942), епископ Сергеевский, викарий митр. Евлогия (24.2.1946), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, управляющий приходами в Бельгии и настоятель Св.-Николаевской церкви в Брюсселе (15.3.19461.10.1946), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1947), епископ Филадельфийский и ректор Св.-Тихоновской Духовной семинарии в Суф-Канаане (19471957), вышел на покой по болезни (1957), епископ Торонтский и Канадский (19571959), архиепископ Токийский и Японский (19591963), архиепископ Бруклинский (19631878), помощник митр. Леонтия (Туркевича) и архивариус СевероАмериканской Русской Митрополии (19631965), настоятель храма Христа Спасителя в Манхэттене (19651978), получил временный отпуск вследствие болезни (1.5.1977), вышел на покой но старости (1.11.1978).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По примеру прежних лет, Московская академия и в минувшем учебном году стояла в живой связи с местным населением Сергиевского посада, уделяя часть своего внимания и труда на духовно-просветительную деятельность в его пользу, насколько позволяли это ее главные, научно-богословские занятия. Такого рода деятельность выразилась в богослужениях и воскресных беседах, совершавшихся в домовом академическом храме. Во все почти продолжение учебного года, с 30 сент. до недели Фоминой, божественная литургия совершалась в академическом храме ежедневно, причем в дни учебные она начиналась в 7 часов утра, чтобы участвующее в богослужении студенты к началу лекции были уже свободными. Особенною торжественностью и многолюдством отличалось, конечно, богослужение утрени и литургии в светлый день Воскресения Христова, совершавшееся о. ректором академии в сослуженной восьми иеромонахов и священников, и трёх диаконов. Евангелие па литургии читано было на языках: еврейском, греческом, латинском, славянском, русском, болгарском, сербском, французском, немецком, английском, японском и арабском. Вскоре после пасхи, а именно 1-го мая в неделю жён мироносиц, по обычаю, совершена была о. ректором соборная литургия на греческом языке, при чем часы пред литургией читал студент-араб П. Жузе, апостол и символ веры студент – араб Хабиб-Ханания, а евангелие студент-диакон грек о. Каллист. По воскресным дням, в 3 часа пополудни, во все продолжение года неизменно происходили внебогослужебные собеседования при общем пении всего, собиравшегося на них народа. В произнесении бесед более всех потрудился о. ректор академии (10 раз), главным помощником ему явился студент священник С. Никольский (7 раз), а затем беседовали по одному или по два раза в год еще девятнадцать студентов, из коих восемь имеющих священный сан. Предметом бесед до января 1894 г. служила история апостольская и церковная до эпохи вселенских соборов, а с января – история церкви с в. в очерках жизни и подвигов великих учителей и святителей и преподобных подвижников монашества. По окончании бесед народу раздавались Троицкие листки, а иногда мелкие брошюры или образки. Слушатели стекались всегда на беседы с большим усердием. Наименьшее количество их выразилось в цифре 230, а наибольшее – 1,400 чел. Средним числом на каждую беседу приходится 642 слушателя. Всего более беседы посещались в воскресные дни святой четыредесятницы, а общее число всех, бывших на беседах в продолжение учебного года выражается в почтенной цифре 23,757 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

По примеру прежних лет, Московская академия и в минувшем учебном году стояла в живой связи с местным населением Сергиевского посада, уделяя часть своего внимания и труда на духовно-просветительную деятельность в его пользу, насколько позволяли это её главные, научно-богословские занятия. Такого рода деятельность выразилась в богослужениях и воскресных беседах, совершавшихся в домовом академическом храме. Во всё почти продолжение учебного года, с 30 сент. до недели Фоминой, божественная литургия совершалась в академическом храме ежедневно, причём в дни учебные она начиналась в 7 часов утра, чтобы участвующие в богослужении студенты к началу лекций были уже свободными. Особенною торжественностью и многолюдством отличалось, конечно, богослужение утрени и литургии в светлый день Воскресения Христова, совершавшееся о. ректором академии в сослужении восьми иеромонахов и священников, и трёх диаконов. Евангелие на литургии читано было на языках: еврейском, греческом, латинском, славянском, русском, болгарском, сербском, французском, немецком, английском, японском и арабском. – Вскоре после —457— пасхи, а именно 1-го мая в неделю жен мироносиц, по обычаю, совершена была о. ректором соборне литургия на греческом языке, причём часы пред литургией читал студент-араб П. Жузе, апостол и символ веры студент-араб Хабиб-Ханания, а евангелие студент-диакон грек о. Каллист. – По воскресным дням, в 3 часа пополудни, во всё продолжение года неизменно происходили вне-богослужебные собеседования при общем пении всего, собиравшегося на них народа. В произнесении бесед более всех потрудился о. ректор академии (10 раз), главным помощником ему явился студент священник С. Никольский (7 раз), а затем беседовали по одному или по два раза в год ещё девятнадцать студентов, из коих восемь имеющих священный сан Предметом бесед до января 1894 г. служила история апостольская и церковная до эпохи вселенских соборов, а с января – история церкви с IV-ro в. в очерках жизни и подвигов великих учителей и святителей и преподобных подвижников монашества. По окончании бесед народу раздавались Троицкие листки, а иногда мелкие брошюры или образки. Слушатели стекались всегда на беседы с большим усердием. Наименьшее количество их выразилось в цифре 230, а наибольшее – 1:400 чел. Средним числом на каждую беседу приходится 642 слушателя. Всего более беседы посещались в воскресные дни святой четыредесятницы, а общее число всех, бывших на беседах в продолжение учебного года выражается в почтенной цифре 23:757 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимые ему нападения и озлобления людьми злыми, которых самоволие всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных. Все это заменяет для нас розгу, когда мы погрешили в чем, или же узду, чтобы не позволяли себе грешить. А потому каждый, несправедливо поруганный, или обиженный кем, должен говорить с Давидом: «Господи, я не желаю платить за зло, мне сделанное, злом же противнику моему, не хочу мстить за себя!» И если враги наши ухищренными замыслами вооружаются против нас, нам не следует страшиться их. Праведники находятся у Бога в таком попечении, что они вполне безопасны, ибо Он сказал еще древним: ...касающийся вас касается зеницы ока Моего ( Зах. 2:8 ). (Из книги « Илиотропион », святителя Иоанна, митрополита Тобольского ) 730. Сам Господь хранит детей В житии великого подвижника Божия, преподобного Серафима Саровского , мы находим поразительный случай Промысла Божия, охраняющего младенцев. Прохору, так звали преподобного старца Серафима в миру, было всего семь лет; его благочестивая мать, во исполнение завещания своего покойного мужа, усердно занималась построением приходской Сергиевской церкви, сама следила за работами и для осмотра постройки нередко поднималась на самый верх здания. Раз она взяла с собой и семилетнего отрока Прохора на самый верх строившейся тогда колокольни. Занятая осмотром работ мать не заметила, как малютка отошел от нее, оступился и с высоты упал на землю. Пораженная ужасом мать сбежала с колокольни, воображая, что найдет сына своего разбитым до смерти; но какова же была ее радость, когда она увидела его целым и невредимым: дитя уже стояло на ногах! Нет нужды говорить, что все признали это спасение мальчика особенным чудом Божиим и прославили дивную силу Божию, охраняющую невинных детей в минуты смертной опасности. Кто благоговейно внимает путям Промысла Божия, тот нередко может видеть подобные проявления Божией милости к детям, коих Ангелы хранители, по слову Самого Господа, всегда видят лице Отца Небесного и ограждают детей от опасности. Над юным Прохором сбылось слово Писания: «на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» ( Пс. 90:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподаватели института были авторами некоторых известных книг, через чтение которых формировались религиозные взгляды русских людей. Можно указать на некоторые книги, сохраняющие свою актуальность до наших дней и пользующиеся спросом среди читающей русской публики в современном Рабате. Это книги проф., прот. Георгия Флоровского " Пути русского богословия " , в библиотеке Воскресенского храма имеется раритетное парижское издание 1928 г. Среди наиболее известных его книг: " Восточные отцы ранней церкви " и " Византийские отцы церкви " . Книги другого автор Г. Федотова " Святые древней Руси " и " Жизнеописание митрополита Филиппа " , так же представлены в церковной библиотеке. По разным адресам русского рассеяния рассылались, издаваемые при институте Сергиевские листки. Это было дешевое, популярное, необходимое издание, по типу, знаменитых в России Троицких или Почаевских изданий. В Марокко их присылали в количестве 13 экземпляров. Таким образом, можно говорить, что Свято-Сергиевский институт в Париже в немалой степени способствовал сохранению религиозной жизни в чуждом национальном и конфессиональном окружении, восполняя недостаток, который испытывала диаспора в религиозной литературе. Другая известная церковная организация в диаспоре - РСХД (Русское Христианское Студенческое Движение) О его влиянии на русские общины в Северной Африке можно говорить исходя из того, что издания этой организации представлены на полках библиотеки. Касаясь анализа печатной продукции можно указать на ежемесячный " Вестник " . Он содержит в себе, в первую очередь статьи посвященные проблемам православного вероучения и богослужебной практики, отчеты о конференциях, молодежных встречах и летних лагерях, сообщения о других религиозных движениях, идеях и дискуссиях в европейских кругах. Эмигрантские церкви занимались большой благотворительной работой, причем сами условия существования, этих приходов были и есть более чем скромные. Многие приходы в России, и в таких слабо развитых странах, как, например, арабские страны африканского Магриба, получали посылки с литературой из Фонда помощи, образованного при церкви " Введения во храм Пресвятой Богородицы " в Париже. Разница в юрисдикционном положении не могла быть препятствием для проявления чувства взаимопомощи. Например, зарубежный приход в г. Лос-Анжелесе, известен своей активной просветительской деятельностью. Брошюры, издаваемые отцом Александром Милеант пополнили приходскую библиотеку в Марокко. Слова благодарности следует, так же отнести и греческому архимандриту Тимофею из монастыря параклит, направлявшему книжные посылки для русских прихожан в Марокко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Сергеенко Андрей Александрович (1902, Киев 17.12.1973, г. Александров Владимирск. обл.), митрофорный протоиерей. Сын служащего. Эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19251928), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (1еоргиевского), диакон (28.12.1928), священник (30.10.1928), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, приписан к храму Сергиевского подворья в Париже, редактор духовного журнала Братства прпп. Сергия и Никона «Сергиевские Листки» (19291939), помощник настоятеля церкви Св. Иоанна Воина в Медоне под Парижем (21.9.192928.8.1930), настоятель той же церкви (28.8.19301947), мобилизован санитаром во французскую армию (19391940), слушал лекции древнееврейского языка в Парижском католическом институте (19411943), протоиерей (7.1.1944), основатель и редактор духовного журнала «Духовные беседы» (19441947), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (1946), член епархиального совета Западно-Европейского Экзархата МП (10.10.19461948), основатель Св.-Духовского скита в Мэниль-сен-Дени близ Рамбуйе (1947), редактор «Вестника Западно-Европейского Экзархата МП» (1947), участник Московского совещания глав православных церквей по случаю 500-летия автокефалии РПЦ (1948), окончательно вернулся в Россию (кон. 1948), преподаватель догматического, пастырского и нравственного богословия в Ленинградской Духовной семинарии и Ленинградской Духовной академии (19481958), настоятель в разных церквах Ивановской и Горьковской епархий (19581966), преподаватель истории западного христианства в Московской Духовной семинарии и Московской Духовной академии (1.9.196617.12.1973), защитил магистерскую дисертацию о старокатолических церквах (1969), профессор Московской Духовной семинарии и Московской Духовной академии по кафедре догматического и нравственного богословия (1969), служил в приходе г. Александрова под Москвой, митрофорный протоиерей, в последние годы жизни находился за штатом. Автор многих духовных и богословских статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Священномученик Григорий Сербаринов (1880–1938).//Церковный вестник. 2003. 8–9. С. 13–15; Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... (Письма к жене из заключения). Публикация В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 437; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Санкт-Петербургский мартиролог. С. 215–216. 217, 218, 222, 362, 365 Сергеев М. С. – представитель от прихода Екатерининского собора в Детском Селе. 222 Сергеева Екатерина Федоровна; (около 1906 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Сергеенко Андрей Александрович; (1902 – 17 декабря 1973). Окончил юридический факультет Пражского университета (1926) и Сергиевский Богословский институт в Париже (1931). С 1928 – священник. Настоятель церкви Иоанна Воина в Медоне. В 1942–1943 – слушатель Католического института, где изучал древнееврейский язык. Когда началась война, отец Андрей добровольно поступил в одну из санитарных частей французской армии, затем вернулся в Медон. Редактировал «Сергиевские листки», а в 1947 стал редактором первых номеров «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата». С 1945 издавал журнал «Духовные беседы». Член Экзаршего Совета, преподаватель литургики на пастырских курсах Экзархата. С 1948 в СССР. Преподаватель догматического, пастырского и нравственного богословия и древнееврейского языка в Ленинградской ДА. 1955 – кандидат богословия. С 1958 по 1966 отец Андрей был приходским священником в Иваново, Горьком и Александрове. В эти же годы он стал сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1966 преподавал в Московской Духовной семинарии, а затем и в Академии, где вел курсы нравственного и догматического богословия и историю западных исповеданий. Магистр богословия (1969, «Старокатоличество. История и основные положения», профессор, читал также лекции в аспирантуре при академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Троицкосавска (1900), затем учился два года на механическом факультете Томского технологического института, служил в контроле Томской железной дороги (1903), учитель церковноприходской школы с. Зарубежного (19031906), диакон (1906), священник (1906), рукоположение совершил еп. Забайкальский Мефодий в Чите, служил в Забайкальской епархии, настоятель церкви с. Доронинского (19061909), настоятель церкви с. Шергольдьтинского (19091910), совершил заграничное путешествие по странам Западной Европы и паломничество на Афон (1910), настоятель церкви с. Петухова Томской епархии (19101913), настоятель церкви с. Терешкинского (19131914), помощник настоятеля церкви г. Романовского Барнаульского уезда (19141916), вышел за штат с приписанием к Барнаульскому собору, секретарь Культурно-просветительного отдела Алтайских кооперативных союзов (19161918), уехал в Омск (1919), Сибирским временным правительством отправлен в командировку в Японию и США для ознакомления с постановкой народного образования, остановился в Токио, где служил священником в русской посольской церкви (19201921), переехал в Харбин (1922), законоучитель 1-й новогородней начальной школы в г. Харбин (19221925), состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился в Австралию, работал в типографии, а затем создал свою собственную типографию и издательский дом «Oriento» (1933), священник русской церкви в Сиднее (19251933), уволен за штат Архиерейским Синодом РЗЦ (октябрь 1933), редактор и издатель журналов « Церковь и Наука», «Путь эмигранта», «Австралазия», «Азия», «Миссионерские листки» и др., был принят в клир Экзархата митр. Евлогия (Георгиевского) с прикомандированием к церкви Парижского Сергиевского подворья сверх штата и оставлением в Австралии в качестве миссионера среди русского рассеяния (24.5.1939), формальносчитался членом духовенства Русского Экзархата КП до 1963, возведен в сан протоиерея архиеп. Георгием (Тарасовым) (14.9.1961), перешел в юрисдикцию Австралийской епархии РЗЦ (19.6.1963), приписан к причту Покровского храма в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010