В прошениях сестры оправдывали своего авву во всем, в чем он оказался виновным по следствию. При этом свидетельствовали, что старец «желает только явиться правым на Страшном всемирном суде Христовом, а в здешнем мире после тридцатилетней пустынной жизни тяжело совести его иметь какие хлопоты и судейские дела и желает лучше сам все терпеть, нежели причинять кому неприятность, и потому сам не вступается за себя», но сестрам позволил просить о Высочайшем благоволении на устроение их общинной жизни. Однако, по определению Святейшего Синода, 2 мая 1827 года состоявшемуся (и в третий день июля Высочайше утвержденному), был выслан указ об отказе в означенной просьбе. А преосвященному Филарету, митрополиту Московскому, предписано «сделать просительницам пастырское увещание, дабы они, оставя намерение устроить новое общежитие под ведением Верховского, расположили себя к монастырской жизни, если желают, по общим правилам» 408 . После смерти старца для его чад годы проходили в безвестном сиротстве. Но, по молитвам о. Зосимы, сестрам покровительствовал милосердный архипастырь, их поддерживал и утешал архимандрит Антоний, наместник Троицкой Лавры, не оставляли своей помощью и участием друзья и благодетели обители: Семен Лонгинович Лепешкин с супругой, царица грузинская, ее дочь царевна Тамара и сыновья-царевичи и дом купца Дмитрия Николаевича Самгина и проч. Только не исполнялись предсмертные слова старца, хотя и было некоторое извещение свыше: благочестивый диакон приходской церкви увидел во сне над пустынной обителью на облаках образ «Знамения» Богоматери в великом свете, причем лучи небесного света озаряли обитель, и, проснувшись, сказал себе: «Прославится место сие». В селе Рудневе до сих пор помнят этот рассказ и имя дьякона – Георгий Стефанович Смирнов, сын почившего священника, служившего в этом селе. Хлопоты о средствах на построение храма в пустыньке начались летом 1837 года. Летопись этих забот можно найти в письмах Марии Семеновны Бахметевой тех лет: «О церкви еще нет не только решения, но и просьбы не знают, кому подать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В заключительной части конференции участникам был показан фильм телекомпании «Образ», посвященный 30-летней годовщине возрождения НДС. Нижегородская духовная семинария, основанная в 1721 году, — одно из старейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Из трех учрежденных императором Петром I семинарий Нижегородская стала первой, где было положено начало регулярному духовному образованию в России. Ее первооснову составили открытые епископом Нижегородским и Алатырским Питиримом две грамматические школы — эллино-греческая и славяно-российская, а также приготовительная букварная и певческая школы. Их открытие состоялось в среду шестой недели Великого поста — 29 марта (11 апреля по новому стилю) 1721 года. С этого дня ведется отсчет истории семинарии. В 1745 году при духовной школе была возведена церковь в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Спустя три столетия, 11 апреля 2021 года в историческом здании Нижегородской духовной семинарии, являющемся сейчас одним из корпусов Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина, состоялось открытие выставки фотографий «300 лет под покровом Дамаскина», посвященной юбилею духовной школы. Наряду с грамматикой, пиитикой и риторикой здесь преподавалась философия, а богословие семинаристы осваивали в Московской духовной академии , куда их специально направляли. С 1772 года была введена должность ректора семинарии. Первым стал настоятель Печерского монастыря архимандрит Константин (Борковский). При епископе Дамаскине (Семенове-Рудневе) (1783-1794 гг.) нижегородская духовная школа переживала «золотое десятилетие». Выросло число учащихся, были открыты фундаментальная библиотека и богословский класс, введено преподавание истории и географии. В 1886 году Нижегородскую семинарию окончил будущий Патриарх Сергий (Страгородский). Другой ее выпускник — Петр Знаменский — за свое «Руководство к русской церковной истории» в 1871 году получил Макарьевскую премию. Учеными изысканиями прославился профессор Александр Катанский, убежденный сторонник исторического метода в богословии, славянофил, почетный член трех духовных академий: Санкт-Петербургской , Казанской и Московской. Среди выпускников НДС и Василий Вахтеров, автор знаменитого «Русского букваря».

http://patriarchia.ru/db/text/6065851.ht...

Наряду с грамматикой, пиитикой и риторикой здесь преподавалась философия, а богословие семинаристы осваивали в Московской духовной академии, куда их специально направляли. С 1772 года была введена должность ректора семинарии. Первым стал настоятель Печерского монастыря архимандрит Константин (Борковский). При епископе Дамаскине (Семенове-Рудневе) (1783-1794) нижегородская духовная школа переживала «золотое десятилетие». Выросло число учащихся, были открыты фундаментальная библиотека и богословский класс, введено преподавание истории и географии. В 1886 году Нижегородскую семинарию окончил будущий Патриарх Сергий (Страгородский). Другой ее выпускник — Петр Знаменский — за свое «Руководство к русской церковной истории» в 1871 году получил Макарьевскую премию. Учеными изысканиями прославился профессор Александр Катанский, убежденный сторонник исторического метода в богословии, славянофил, почетный член трех духовных академий: Санкт-Петербургской, Казанской и Московской. Среди выпускников НДС и Василий Вахтеров, автор знаменитого «Русского букваря». В 1918 году духовная школа была закрыта. Новейшая история НДС началась в 1993 году. При возрождающемся Благовещенском монастыре по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) было открыто духовное училище. Ректором был назначен настоятель обители иеромонах Кирилл (Покровский) (ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский). Через два года оно было преобразовано в семинарию. В 1997 году состоялся первый выпуск студентов. В 1996 году в духовной школе открылся сектор заочного обучения. Выпускники НДС несут служение в разных точках России, духовная школа воспитала нескольких архипастырей. В частности, это епископы Алатырский и Порецкий Феодор (Белков), Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов), Выксунский и Павловский Варнава (Баранов), Череповецкий и Белозерский Игнатий (Суранов). Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), прибывший в епархию в 2003 году, взял духовную школу под свою деятельную опеку, приняв ректорские обязанности. Здания семинарии были капитально отремонтированы, введена семинарская форма одежды, учреждена ежемесячная стипендия, выросла заработная плата преподавателей и других сотрудников. Читать лекции были приглашены преподаватели из Московской духовной академии. В новом помещении библиотеки появилось современное книгохранилище, открылся компьютерный класс, полностью обновленный в 2020 году. Была построена новая трапезная, открылся величественный актовый зал, а также оборудованный по новейшим техническим стандартам зал заседаний Ученого совета.

http://patriarchia.ru/db/text/5825932.ht...

156 После отъезда о. Зосимы управляли женским Туринским монастырем старшие сестры поочередно, как предписано было в указе Св. Синода, и только через пять лет от основания женской обители стали управлять постоянные настоятельницы, избираемые епархиальным начальством. Имена первых двух настоятельниц – Александра, Рахиль (иноческое имя Наталии Васильевой) [Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. 9 –1 . С. 212]. 157 Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. Ч. IV. С. 38. Также: Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. 9–10. С. 216. 158 Ведомость о церкви Николаевского женского монастыря Тобольской епархии города Туринска за 1915 год. На поздних фотографиях храма видна около алтаря часовня во имя мч. Василиска. 159 Письмо Стефаниды Туголуковой к старцу Зосиме – из пачки писем учениц старца Зосимы, что были переданы зосимовскими монахинями после закрытия монастыря иеромонаху Агафону, в схиме схиархимандриту Игнатию (Лебедеву), и сохранены его духовной дочерью монахиней Игнатией (Петровской) – об этом см. в кн. монахини Игнатии «Старчество на Руси» (М., 1999. С. 105). Письма опубликованы в кн.: Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 468–470. 160 Мария Семеновна Бахметева купила имение в Верейском уезде в 1819 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 2]. 164 Из докладов Серегина А. Г., Шебан Н. К. и Верховской Л. А., прочитанных на научной конференции «От Москвы до Парижа» в Малоярославце 25 октября 1997 года. Материалы конференции опубликованы: 1998 г. Ч. 2. С. 3–23. 165 Село Руднево тогда насчитывало около 20 дворов. В селе была церковь с двумя престолами: Рождества Богородицы и Всех святых. Именно к этой церкви была приписана часовня в селении Рыжково (или Кузнецово). Настоятель Рудневского храма о. Стефан Смирнов сумел сохранить ценные ризничные предметы. Надо сказать, что в поисках продовольствия французы разграбили и сожгли более половины крестьянских домов в этом селе; в деревне Кузнецове были сожжены 12 из 14 изб. [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 744, д. 1575, л. 66–67. О последствиях французского нашествия в приходе Богородицерождественской церкви села Руднева]. Освящение церкви Рождества Богородицы в селе Рудневе после восстановления состоялось 15 апреля 1813 года. Не дожив до заслуженного награждения за отличное поведение во время Отечественной войны, настоятель храма о. Стефан Тимофеевич Смирнов скончался в августе того же 1813 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

599 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 674, д. 103. О пожертвовании от Верейского купца П. В. Стрепихеева. Сельцо Михайловское на речке Березанке находилось в 5 верстах на юго-запад от монастыря. На карте 1919 года там отмечен ручей Архангел, впадающий в речку Березовку. Много ранее, при генеральном межевании 1784 года, существовало сельцо Архангельское, но ручей назывался Рудней [РГАДА. Ф. 1354, оп. 248. Межевание Верейского уезда, дачи 231 и 229]. Межевание пустоши Михайловской монастырь возобновил в 1893 г. [ЦИАМ. Ф. 2–3, оп. 677, д. 168]. 600 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 678, д. 149. О пожертвовании тит. сов. Дмитрием Федоровичем Самариным в пользу Троице-Одигитриевского монастыря земли, доставшейся ему по наследству от брата Николая Федоровича Самарина. Николай и Дмитрий Федоровичи Самарины – братья известного славянофила Юрия Федоровича Самарина (1819–1876). Местоположение участка земли описано жертвователем Д. Ф. Самариным так: «Так как эта лесная дача смежна с землею Троице-Одигитриевского девичьего монастыря, тож Зосимова пустынь, и строения монастыря близко подходят к меже Рудневской дачи, то я желаю предоставить в дар монастырю из принадлежащей мне лесной дачи полосу земли вдоль монастырской межи. В этой полосе по составленному плану числится 38 десятин 720 кв. сажень». «Дача Самарина» значилась при селе Рудневе и состояла из ряда пустошей, в том числе – Сотниковой [ЦИАМ. Ф. 184, оп. 9, д. 319. Нотариальные данные о переходе земли от одного владельца к другому в Верейском уезде за 1835–1894 годы: л. 30 – с публичного торга к верейскому купцу П. В. Стрепихееву в 1888 году; л. 234об. – от майора Н. А. Рахманова к тит. сов. Н. Ф. Самарину в 1875 году]. Впоследствии возникла деревня Сотникова (она обозначена на карте 1919 года) в двух километрах на север от монастыря, существовавшая до середины XX столетия. В настоящее время деревня заброшена. 602 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 681, д. 345. О пожертвовании по духовному завещанию от Любови Николаевны Лепешкиной (бабки будущей игумении Афанасии Лепешкиной) в 1896 году. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 682, д. 402. О пожертвовании по духовному завещанию от Марии Афанасьевны Шапошниковой (тещи Дмитрия Семеновича Лепешкина) в 1898 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Во второй половине 18 в., особенно при митрополите Платоне и ректоре архимандрите Дамаскине (Семенове-Рудневе), в академии происходили важные перемены. Расширился круг преподаваемых наук, вводились церковная и гражданская история, церковное право, пасхалия, физика, медицина, новые языки. Составлялись конспекты по богословским предметам, авторы которых пытались выйти из плена схоластического формализма. В преподавании философии происходил поворот от Аристотеля к новейшим немецким мыслителям Вольфу и Лейбницу. Смягчались нравы, гуманнее становились отношения между ректором, преподавателями и студентами. В эти годы Московская академия опередила Киевскую своим научно-образовательным уровнем и становилась главным рассадником российского епископата. После реформы духовного образования в 1814 г. академия была преобразована в четырехгодичную высшую школу и переведена в стены древней обители Живоначальной Троицы. Пребывание в лавре, у гробницы с мощами преподобного Сергия, оказало благодатное воздействие на жизнь духовной школы. Лаврские святыни напоминали профессорам и студентам о неразрывном единстве православного богословия с живым духовным опытом, отвращали их от богословского рационализма и схоластики. В первые два года после реформы ректором академии был архимандрит Симеон (Крылов-Платонов), а с 1816 по 1819 г. – знаменитый впоследствии киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) , монах святой жизни. Сам он преподавал догматику и читал ее по-старинному на латинском языке. Слушатели его лекций говорили о необычайной сжатости, лаконизме и «математической точности» его изложения догматов. В то же время его лекции были исполнены живой проповеднической теплоты. Большое влияние на жизнь академии в течение полувека оказывал митрополит Московский Филарет (Дроздов) . С 1819 по 1824 г. академию возглавлял архимандрит Кирилл (Богословский-Платонов) . Он первым в академии стал преподавать богословие по-русски. В своих лекциях он старался опираться на живой аскетический опыт Церкви. Архимандрит Кирилл был близок к ученикам старца Паисия (Величковского) . Он говорил: «Свойство Евангельского учения состоит в утешении сердец, поражаемых скорбью и ужасом правосудия небесного, при воззрении в глубину духовного своего состояния. Но как может тот постигнуть и другим изъяснить силу и утешение Евангельского учения, кто не испытал в себе крестной любви, чье сердце не проникнуто печалью по Боге, ведущей к спасению!».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Она получила наименование Славяно-греко-латинской Академии. Сами Лихуды преподавали в ней все науки на греческом языке. Академия должна была стать очагом православной учёности для России и всего христианского Востока. После удаления братьев Лихудов из Академии их место заняли иеромонах Карион (Истомин), Николай Семенов и Феодор Поликарпов. При Местоблюстителе Патриаршего Престола митрополите Стефане (Яворском) ректором Академии был назначен выходец из Малороссии архимандрит Палладий (Роговский), получивший образование на Западе. Учебные планы, методика преподавания, разделение на классы, весь строй академической жизни при нем перестраивались по киевскому образцу. Обучение стало вестись на латинском языке. Система преподавания приобрела латино-польский формальный и схоластический характер. Из ректоров Академии Петровской эпохи особенно знаменит архимандрит Феофилакт (Лопатинский), близкий по духу и взглядам Местоблюстителю. Он возглавлял Академию с 1706 по 1722 годы профессора и студенты Академии внесли решающий вклад в осуществление нового исправленного издания текста славянской Библии. В XVIII веке из стен Академии вышли выдающиеся церковные деятели, и среди них митрополиты Гавриил (Петров) и Платон (Левшин) . Академия была первой высшей школой в Москве, и пока на ее базе не был основан университет, она сама заменяла для русской науки университет. Многие из ее учеников посвятили себя впоследствии светским наукам. Из числа воспитанников Академии известно немало выдающихся деятелей русской культуры дипломат и поэт князь А.Д. Кантемир, выдающийся ученый М.В. Ломоносов, архитектор В.И. Баженов. Во второй половине XVIII века, особенно при митрополите Платоне, которого называли « Петром Могилой » Московской Академии, и ректоре архимандрите Дамаскине (Семенове-Рудневе) в Академии происходили важные перемены. Расширился круг преподаваемых наук, вводились церковная и гражданская история, церковное право, пасхалия, физика, медицина, новые языки. Составлялись конспекты по богословским предметам, более свободные от схоластического формализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Прямой и откровенный, он говорил иногда и строгим тоном пастыря». Знаменский упоминает еще об еп. Дамаскине (Семенове-Рудневе) и протоиерее киевского софийского собора (с 1785 года) Иоанне Леванде, ученике киевской академии (1736–1814). Известен был простотою слога и ясностью изложения мыслей архиеп. псковский Ириней (Клементьевский) . Св. Снод и епархиальные начальства для усиления церковной проповеди завели для ученого духовенства очередное оказывание проповедей в соборах и обязательное число проповедей в год. Для неученых священнослужителей Снод издал два сборника готовых проповедей на воскресные и праздничные дни (1775) и на каждый день года (1781). Архиеп. Филарет пишет: «Свят. Снод много заботился и о том, дабы для народного чтения были издаваемы сочинения, вполне назидательные, пища здравая, но отнюдь не испорченная чем-либо. В 1741 г. киевская лавра желала вновь издать Четьи- Минеи св. Димитрия и испрашивала дозволения на то у Св. Снода. Снод предписал 10 июля 1741 г. проверить книги по историческим памятникам и указам Снода, исправить выражения, составить указатель святых и представить о последствиях. Лавра медлила исполнить указ, частию по недостатку лиц способных, частию по недостатку способов к поверке. Между тем, черногорский митрополит Василий Петрович прислал в Снод просьбу ускорить издание Четьих-Миней, как очень полезных для церкви. Св. Снод поручил новгородскому ректору Иоасафу Миткевичу и петербургскому ректору Никодиму пересмотреть минеи и обязал их представлять каждый месяц свои замечания. В мае 1756 г. окончили они пересмотр шести месяцев, а к октябрю пересмотрели и другую половину. Св. Снод присовокупил от себя предисловие, с объяснением причин по коим совершено исправление трудов Св. Димитрия. «Святитель Христов Димитрий, говорит предисловие, со всяким смиренномудрием признает свои в первой книге учиненные недосмотрения и погрешности и, исправив сам иные, другия, в книгах его обрестися могущия, отдает на рассмотрение и исправление церковное, зная, что всякие исторические правды одна другую превзыти могут достовернейшими доказательствами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Только тот, кто испытал несправедливые гонения, был всеми оставлен и не имел, где преклонить голову, может понять, какой благодарностью исполнились сердца старца и его учениц. Спустя несколько дней г-жа Бахметева возвратилась в Москву, оставив о. Зосиму с сестрами полными хозяевами в собственном доме и объявив, что она была бы рада, если б они навсегда остались жить у нее. Старец Зосима не сразу согласился на это предложение, сестер страшили непроходимые болота, покрытые лесом и кустарником, окружавшие место, которое Мария Семеновна жертвовала на устройство обители, и отдаление от Божиего храма. Ближайшая приходская церковь в селе Рудневе – на расстоянии четырех верст, весной и осенью дорога к ней становилась непроходимой. Поэтому с разрешения Московского митрополита, отечески расположенного к о. Зосиме и желавшего, чтобы он устроил обитель в его епархии, старец стал искать более удобного места. В течение августа ему пришлось ездить по епархии, взяв с собой Веру, Маргариту и молоденькую девушку Анну Костоусову. Оставшиеся в доме Бахметевой сестры с нетерпением ждали результата, томясь в разлуке, и писали добрые и преданные письма. Вот, например, отрывок из письма одной из них: «Мне представилось в мысли, что дело наше решится в том, что нас разлучать будут с вами. Божиею помощию и вашими святыми молитвами, я не хочу это думать. Мне кажется, вражие оно все приходит в мысли. Я только поплакала и подумала: Бог Сам действует в сердцах наших. Я этим несколько утешилась» 159 . Поиски старцем другого, лучшего места не увенчались успехом. Ему пришлось вернуться на мызу апостола Кодрата и принять предложение г-жи Бахметевой. Знаменательны обстоятельства, о которых рассказала благодетельница будущей обители старцу, когда выбор был сделан: «Старец Божий! Я не говорила тебе ничего, чтобы не остановить твоих исканий, но теперь скажу тебе мое мнение: нигде, кажется, нет вам места, кроме моей пустыни. Возьми все в соображение, и ты увидишь Промысл Божий, за столько лет готовивший вам сие место.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

—325— verhalt sich Kants Religion innerhalb d. Grenzen d blossen Vernuft“ zu d. Luther Kirchenlehre?» Определили: Благодарить жертвователей. XXI. Прошение преподавателя 2-го Орловского духовного училища Якова Горожанского: „Нуждаясь, для написания магистерской диссертации о Дамаскине Семенове-Рудневе, епископе Нижегородском (1737–1795), в пользовании нижеуказанною рукописью и четырьмя сочинениями из академической библиотеки и не имея возможности, по службе моей, приехать для этого в Академию, – покорнейше прошу Совет Академии о высылке мне рукописи (на месячный срок) и книг (на двухмесячный срок) в город Орел чрез Правление Орловского духовного училища: 1 . „Льва Алляция церковная история“, 169 акад. рукоп. 2 . Lionis Alatii. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua libri (по систематическому каталогу книг библиотеки М. Д. Акад. И. Н. Корсунского , т. II 5028. 3 . Joh. Georg. Walahii. Historia controversiae graecorum tatinorumque de processione Spiritus Sancti. Jenae. 1751. 8° (ibid. 4603). 4 . Платона (Левшина) митр. Московского. Письма к преосвященным Амвросию (Победову) и Августину (Виноградскому) . С примеч. С. К. Смирнова. М. 1890. 8° (ibid. т. I 2826). 5 . Dr. I. A. Dorner. Geschichte der protestantischen Theologiae München, 1867. 8° (Ibid. т. 5266)“. Определили: В высылке рукописи и книг просителю отказать и уведомить его, что заниматься ими он может в фундаментальной академической библиотеке; XXI. Прошения студентов III курса Академии: а) Александра Никольского : „В настоящее время переехала на жительство в Сергиевский посад моя мать. Находя для себя, по условиям моего здоровья, более удобным жить вместе с матерью на квартире, я покорнейше прошу Совет Академии разрешить мне это – (жить на квартире с матерью). Вместе с тем покорнейше прошу Совет Академии оставить за мною казенную стипендию, которою я до сих пор пользовался, так как своих средств к содержанию я совершенно не имею. Если же оставить за мною казенную стипендию, при условии моей жизни на квартире, – будет нельзя, то прошу обменить ее на полную частную стипендию“ и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007