РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 1 (14) Священномученик Георгий Архангельский Священномученик Георгий родился в 1872 году в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Федора Архангельского. После окончания духовного училища он поступил в семинарию, проучился в ней один год, а затем стал служить псаломщиком в храме. В 1908 году Георгий Федорович был рукоположен в сан диакона, а в 1917м – в сан священника; служил до самого ареста в храмах Наро-Фоминского района. В 1935 году он служил в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево; незадолго до своего ареста он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Руднево. Вокруг этого храма собралась небольшая община монахинь из закрытой Зосимовой пустыни. Монахини помогали отцу Георгию в храме, а также пели на клиросе. В 1937 году председатель сельсовета в Рудневе по требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД составил об отце Георгии справку, где написал, что священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимова пустынь и является их руководителем. Все монахини, проживающие в окрестных селах, каждый воскресный день посещают церковь, а также бывают на квартире священника. Пение монахинь в церкви отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского заключается в том, чтобы привлечь как можно больше верующих в храм. 4 сентября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен в Наро-Фоминскую тюрьму, где его жестоко избивали, принуждая к тому, чтобы он оговорил себя. Были вызваны лжесвидетели – священник и псаломщик, которые подписали показания, нужные следователям. – Довольны ли вы тем, что вокруг вас собирались монашки? – спросил следователь отца Георгия. – Да, доволен, так как я заинтересован в этом, потому что они помогают мне в церкви, например, поют в церкви, благодаря чему больше людей ходит в храм. – Дайте следствию показания об антисоветской деятельности этой группы монашек! – потребовал следователь.

http://fond.ru/kalendar/977/georgiy/

Руднево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм выстроен предположительно в начале XVIII века, хотя в немногих источниках (П.И.Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. 1895) указана дата – 1755 год. Первоначальная часть представляла собой центрический восьмилепестковый в плане объем. Вероятно, на 1755 год приходится постройка колокольни, северного придела и трапезной. Заказчиком этой реконструкции значится владелец села полковник Иван Степанович Игнатьев, владевший также усадьбой Исаково в соседнем Веневском уезде. В Исакове по его заказу были построены Знаменская церковь и главный усадебный дом в стиле барокко, сохранившиеся до наших дней. Вторую серьезную перестройку храм в Рудневе претерпел в конце XIX века, когда была пристроена апсида и расширена трапезная с устройством боковых приделов. В итоге в храме помимо главного Никольского престола возникло три придела – Иоанна Златоуста (видимо, старый северный придел, построенный И.С. Игнатьевым в честь своего святого), Сергия Радонежского и Всех Святых. Наибольший интерес представляет первоначальный объем церкви, относящийся к петровской эпохе. Памятников этого времени и такого уровня в провинции осталось очень мало. В интерьере хорошо сохранилось изысканное лепное убранство, видимо, современное первому этапу строительства. Центрическое пространство декорировано пилястрами с роскошными цветочными капителями, арками, карнизами и т.д. Все говорит о воздействии европейских образцов, а может и о работе иностранцев. Снаружи детали удивляет оригинальность ордерных деталей из белого камня - профилей, капителей, роскошных карнизов. Вместо вырезанных растительных капителей здесь оригинальные многослойные профили. Храм принадлежит к группе построенных на рубеже XVII-XVIII веков в вотчинах родовитой знати центрических церквей (в этом случае - октаконх с восемью лепестками), сочетающих в своем облике черты пышного нарышкинского стиля (т.н. московского барокко) с европейскими композиционными схемами и классическим ордером.

http://sobory.ru/article/?object=02368

На Соловках пройдет конференция, посвященная памяти жертв репрессий 1937-38 гг. 28 марта 2017 г. 11:27 5-9 июля 2017 года на Соловецких островах пройдет очередная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников лагерей». В этом году мероприятие посвящается памяти соловецких заключенных, расстрелянных в ходе репрессий 1937-38 годов. Организаторами конференции выступают Соловецкий музей-заповедник, Соловецкий монастырь , Совет при Президенте РФ по правам человека и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . На заседаниях будут представлены доклады, посвященные трагическим событиям 1937-38 годов и судьбам заключенных. Конференция откроется сообщением профессора ПСТГУ иерея Александра Мазырина «Сталинский террор и Русская Православная Церковь». Об архивных документах, касающихся расстрела соловецких узников, расскажет директор центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке А.Я. Разумов. Старший научный сотрудник Соловецкого музея О.В. Бочкарева сделает доклад по персоналиям расстрельных протоколов 1937-38 годов. Исследование, посвященное ленинградским медикам, погибшим в годы Большого террора в Соловецких лагерях, представит внештатный сотрудник Соловецкого музея М.В. Калатур. Старший научный сотрудник ПСТГУ Л.А. Головкова расскажет о соловецких узниках, расстрелянных на московских спецобъектах НКВД. Исследователь П.М. Леонов (Соловки) выступит с докладом о выдающемся режиссере и реформаторе украинского национального театра Лесе Курбасе. Участники конференции ознакомятся с новыми исследованиями о соловецких новомучениках: руководитель паломнической службы Соловецкого монастыря монахиня Никона (Осипенко) расскажет о священномученике архиепископе Петре (Рудневе), сотрудники Соловецкого музея-заповедника Н.А. Дудоладова А.П. Яковлева сделают доклад о епископе Онисиме (Пылаеве) и протоиерее Константине Богословском. Будут представлены доклады «Увековечивание памяти соловецких узников в церковном и музейном пространстве мемориального комплекса " Бутовский полигон " » директора Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» И.В. Гарькавого и «В поисках следов Соловецких лагерей. К истории научно-исследовательских экспедиций на Соловках» члена Совета при Президенте РФ по правам человека С.В. Кривенко.

http://patriarchia.ru/db/text/4843970.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сщмч. Василий Озерецковский. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. Сщмч. Василий Озерецковский. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. Иванович Озерецковский (31.12.1885, с. Лобаново Московского у. и губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из семьи священника. Обучался в Московской ДС, в мае 1904 г. по собственному прошению был уволен из 3 класса, служил псаломщиком в Покровском соборе в Москве и учителем в Зачатьевской церковноприходской школе. В 1908 г. переведен в Покровскую ц. в с. Локотня Звенигородского у. Московской губ., в 1915 г.- в храм Рождества Богородицы в с. Рудневе Верейского у. Московской губ. С 1919 г. служил в одном из храмов Наро-Фоминского у. Московской губ. В 1920 г. В. был рукоположен во диакона, в том же году - во священника к храму Смоленской иконы Божией Матери в с. Рыжкове близ с. Наро-Фоминского (ныне г. Наро-Фоминск). В 1921 г. переведен в храм ап. и евангелиста Иоанна Богослова в с. Ирининском Подольского у. Московской губ. С нач. 30-х гг. служил в ц. Рождества Богородицы в с. Иван-Теремец Михневского р-на Московской обл. 5 окт. 1937 г. В. был арестован и заключен в тюрьму г. Каширы по обвинению «в распространении контрреволюционной клеветы о руководителях ВКП(б) и советской власти и в активной обработке колхозников в религиозном духе». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 280. Л. 9 об.- 10 [послужной список за 1923 г.]; ЦГИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 41. Л. 110-111 об. [послужной список за 1921 г.]; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 20730. Лит.: Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М., 1997. С. 252; Дамаскин. Кн. 6. С. 234-235.

http://pravenc.ru/text/150591.html

Посещали о. Амвросия и другие писатели (кроме Алексея Толстого, который за 8 версты, из города Козельска приходил в Оптину Пустынь несколько раз пешком). Так приезжали, например Ф. М. Достоевский с Вл. С. Соловьевым. Считаем долгом восстановить здесь истину, относительно отзыва о. Амвросия о Вл. С. Соловьеве. Автор «Очерков жизни о. Амвросия» (1 ч. 94 стр.) пишет, что о В. С. Соловьеве старец сделал «неодобрительный отзыв», причем сослался на Январскую книгу Душ. Чт. за 1892 г. стр. 46; а там сказано, что «Соловьев не верит в будущую жизнь ». Очевидно, слова старца, если их и слышала госпожа N от самого о. Амвросия, то не поняла смысла их. Нам лично о. Амвросий сказал (по поводу полемики К. Н. Леонтьева с Соловьевым о сочинениях Данилевского): «спроси-ка Соловьева, как он думает о вечных мучениях?» В этих словах старца исключается всякое сомнение относительно веры Соловьева в будущую жизнь. Да это видно и из последних замечательных сочинений его, Соловьева: «Оправдание добра» и «Три разговора под липами». Близок к старцам Оптиной Пустыни был также Т. И. Филиппов. Он был духовным сыном о. Макария ; был в первый раз в Оптиной Пустыни 29 июля 1855 года 30 . Потом в Мае 1886 года приезжал из Петербурга (чрез Москву) вместе с К. Н. Леонтьевым и одним сотоварищем, и, наконец, в июле 1891 года. О последнем приезде извещали письмами послушника Е.: О. Амвросий, от 12 июля 1891 года....: «Я теперь нахожусь в Рудневе и ко мне в Руднево (близ Шамордина) приезжал Т. И. Филиппов и очень пожалел, что тебя нет в Оптине, куда он в тот же день и отправился». А Т. И. от 16 Января 1892 г. писал: «очень скорбел я, что в последнее мое посещение Оптиной Пустыни не застал в ней вас. За то успел дать последнее целование вскоре отшедшим от нас о. Амвросию и К. Н. Леонтьеву . Первого нашел я на хуторе близ Шамордина и получил от него напутств и е на защиту святых Божиих церквей, о мире и благостоянии коих возносятся ежедневно во всей России молитвы, и в тоже время на мир и благостояние их появляются дерзкие и преступные посягательства. Перед разлукою я попросил старца возложить на мою голову свою руку, что он и исполнил, промолвив: «да будет в этой голове всегда воля Божия».... (Эти письма приводятся здесь в опровержение утверждения Н. И. Субботина (Душ. Чт. Апр. 1900 г.), что будто бы Оптинские старцы прекратили всякие сношения с Филипповым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец почти тотчас же принял меня и сказал, что ехать за ним можно, только не в тот же день, так как он прежде всего поедет в Руднево (Шамординская дача); а по его отъезде чтобы я с детьми и одной барышней, поступавшей в монастырь, тотчас пошла в Козельск и отслужила бы там перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери путевой молебен о нём. Монахам же велел идти в собор служить также путевой молебен Казанской. Все мои вещи батюшка благословил отдать батюшке отцу Иосифу в скит, а нам с собой взять только необходимое. На мой вопрос: «Сколько, батюшка, там пробудете?» – он отвечал: «Думаю, дней десять – не больше, а там не знаю». В этот раз старец всё оставлял меня подле себя в келье и даже при мне принял одного мне знакомого, приехавшего к нему из Калуги, иеромонаха отца Л. Точно как будто, вспоминалось мне потом, батюшка задерживал меня с намерением, в последний раз занимаясь со мной в Оптиной и в этой дорогой мне хибарке, где я видела столько радости и утешения от него. И правда – это занятие старца со мной и утешение мне были в последний раз». «За два дня до выезда старца из скита сказали мне о том, – пишет бывшая в Шамордине его письмоводительница М. E. С., – потому что накануне я должна была ехать в Шамордино, чтобы приготовить для батюшки келью. С чем можно сравнить то радостное чувство, когда ожидался батюшка в Шамордино или на дачу, где я могла видеть его, дорогого, без всяких докладов и не на несколько минут, как в Оптиной, а так же, как и келейники, которым я всегда завидовала! Даже и прислуживать буду старцу, – какое это было для меня счастье! Особенно приятно было на даче, где первый вечер по приезде батюшка мог провести один и поотдохнуть. Впрочем, это не всегда удавалось. Батюшка наш нигде отдыха не имел. Большей частью случалось так: утром узнают, что старец едет часа в три пополудни, и спешат раньше его приехать в Шамордино или на дачу, где ожидают его приезда в надежде заняться с батюшкой, пока не набралось множество посетителей». Кстати, скажем о Рудневе несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006   007