Дамаскин, Семенов-Руднев Дамаскин , Семенов-Руднев, еп. Нижегородский (ум. 1795 г.), один из талантливых деятелей эпохи Екатерины II, из числа немногочисленных в то время иерархов-великороссов, постепенно вытеснивших дотоле сильных малороссов. Сам Д. любил отмечать, что он родом «из великороссиян». Родился в январе 1737 г. в пределах Московской еп. (теперь Тульской), где отец его был сельским священником; детские годы провел в среде, где царила скромная простота и старинное благочестие. Оба эти качества остались и на всю жизнь преосв. неизменными. «Обучась словесной грамоте у отца своего», некоторое время «заправлялся» в Крутицкой семинарии, а отсюда был переведен в Моск. славяно-греко-латинскую академию, где застал Петра Левшина, впоследствии митропол. Платона, с которым у него установились самые близкие отношения, а также впоследствии митроп. Новгор. и С.-Петербургского Гавриила Петрова. В академии Д. пробыл до 1761 г. и вышел из нее 24 лет в числе лучших учеников. По окончании курса поступил в Крутицкую семинарию преподавателем риторики, поэтики и греч. языка ( С. Смирнов , Ист. Моск. акад. стр. 181), и некоторое время управлял семинарией. В июле 1765 г., когда из семинаристов выбирались лучшие воспитаники для отправления за границу, Д. подал прошение в Св. Синод, в котором «всепокорнейше просил с отправляющимися учениками и инспекторами и его, нижайшего, отправить по милостивейшему, вашего святейшества, усмотрению», дополнив через несколько времени свое прошение, для большей убедительности, указанием на то, что, помимо обязательных в академии наук, он по собственному почину занимался изучением греческого и еврейского языков. Ему было тогда уже 30 лет. Будучи заграницей – в Геттингене – в качестве инспектора отправленных туда 4 студентов, Д. не терял времени даром, а усиленно занимался, так что заслужил особо похвальные отзывы со стороны профессоров. «Муж, учением и честными правами наших превосходящий Дим. Семенов (коего обхождением и дружеством я весьма доволен) число моих учеников умножать изволил..., особливо о том неусыпное прилагал старание, через что истинное христианское благочестие ясно представляется», доносил о нем один из профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.А. Половцов Козодавлев, Осип Петрович Козодавлев , Осип Петрович – сенатор, министр внутренних дел и член Российской Академии, род. 29 марта 1754 г., ум. 24 июня 1819 г. Принадлежал к старинному дворянскому роду Новгородской губернии, ведущему свое начало от германского выходца Koss-von-Dahlen; фамилия Козодавлевых упоминается еще при ц. Борисе Годунове в числе псковских новиков, верстанных при этом государе жалованьем и поместными окладами. Отец О. П. Козодавлева служил в Конногвардейском полку; мать была рожденная Петрова-Соловая. Восьмилетним ребенком О. П. Козодавлев был произведен в пажи и с этого времени (1762 г.) числился уже на службе. В 1769 был отправлен для довершения образования за границу, в Лейпцигский университет, где слушал лекции на философском и юридическом факультетах у профессоров Гоммеля (каноническое право), Платнера (философия), Геллерта (словесные науки) и др. По возвращении из Лейпцига в 1774 г., он начал свою действительную службу, поступив в Сенат протоколистом; в 1777 г. был сделан сенатским экзекутором, а в 1780 г. советником С.-Петербургской гражданской палаты. Более видная деятельность его начинается с 1783 г., когда он был назначен советником при директоре Академии наук, княгине Е. Р. Дашковой: указом о назначении княгини повелевалось «для управления дел экономических по С.-Петербургской академии наук и прочих, касающихся до наблюдения порядка, определить в помощь директору Академии Наук двух советников шестого класса»; одним из этих советников и был Козодавлев. Будучи советником Академии, Козодавлев заведывал изданием «Собеседника любителей российского слова» и нового полного собрания сочинений Ломоносова. Основой при издании сочинений Ломоносова Козодавлеву служило, как кажется, издание этого писателя, сделанное в 1778 г. архимандритом Димитрием Семеновым-Рудневым; в Козодавлевском издании встречаются, однако, некоторые не напечатанные раньше произведения Ломоносова и, главное, здесь впервые обнародованы многие из его писем. Почти одновременно с назначением в советники Академии, Козодавлев был избран и членом Российской Академии, только что учрежденной в том же 1783 г.; деятельность его здесь выразилась в участии в составлении словаря русского языка: на долю его выпала буква «С», и он представил собранные им слова, начинающиеся с этой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Приведенный сведения о времени написания и издания рассматриваемых трактатов лежат в основе внешних свидетельств, имеющих значение для решения вопроса о подлинности их. При ближайшем рассмотрении этого вопроса оказывается, что ее для всех указанных трактатов есть ясные и точные данные для решения его. Только о подлинности трактата об происхождении Св. Духа мы имеем ясные свидетельства от издателя его Семенова-Руднева. В предисловии к готскому изданию этого трактата (озаглавленному словами: „lectori benevolo“) издатель говорит, что он всеми силами старался о том, чтобы „этот ученый труд вышел неповреждённым (integrum), чистим (purum) и не запятнанным никакими чуждыми ему недостаткам». «Я всеми силами старался“, говорит издатель, „о том, чтобы то, что некогда автор написал своею рукою (quod olim sua manu auctor scripsisset), предать печати с величайшею точностью. С такою тщательностью выполнил это, что даже те места, в которых он язвит иномыслящих более жестоко, чем может допустить наш более образованный и более изящный век, не только не уничтожил, но даже не смягчил, не изменив ни одного слова (vocula una alteraque aut resecata, aut inspersa)“. Таким образом, издатель имел под руками собственноручные записи 7 Феофана по данному трактату и старался напечатать со всевозможною точностью) этот труд, который, по суду его современников, стоял выше 8 всех других частей Феофановой системы. Изменения, допущенные издателем в трактате, по его собственному указанию (сделанному в предисловии), суть только следующие: 1) он исправлял отеческие места, приведенные Феофаном по старым изданиям отеческих творений, по новым, более верным изданиям оных 9 ; 2) написал 16-ю главу трактата, которая Феофаном была только „надписана“ (inscriptum erat), но не изложена (non pertractatuin) 10 ; 3) продолжил (continuare) историю спора, „написанную автором в значительной частя (magnam partem), но не доведенную до конца (nondum perfecta)» 11 ; 4) снабдил трактат примечаниями (notulae) 12 и 5) присоединил хронологический указатель (index chronologicus) авторов, писавших об исхождении Св. Духа как в пользу нашего понимания, так и в пользу понимания латинян 13 . – Из сказанного следует, что относительно трактата об

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века 21 ноября 2023 г. 16:18 В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3:14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , имевший духовную радость общения с М.Е. Губониным. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 10, 2023 ,  PDF-bepcuя ).  Михаил Ефимович Губонин, внучатый племянник известного русского предпринимателя, строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семеновича Губонина, крупного знатока мехового дела, родился 24 июня (7 июля) 1907 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. Ефим Семенович был прихожанином церкви преподобного Сергия Радонежского при Троицком Патриаршем подворье, где в 1917-1922 годах находилась резиденция Патриарха Тихона. На духовное становление Михаила Ефимовича значительное влияние оказал епископ Коломенский Петр (Руднев; †11.03.1937), погибший позднее на Соловках. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы. Столь же душеполезными были отношения Михаила Ефимовича с епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; †10.11.1937), расстрелянным в 1937 году. Церковная позиция епископов Петра и Тихона оказала духовное воздействие на Михаила Ефимовича и его ближайших друзей — иеромонаха Иеронима (Захарова; †14.12.1966), будущего архиепископа Ростовского, Алексея Сергеевича Беляева 1 и Николая Педашенко 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/6078991.ht...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

а) 1) Указанная магистерская диссертация: «Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский (1737–1795); его жизнь и труды». Киев. 1894 г. 8°. XII, 294. (первонач. печат. в «Труд. Киев. Дух. Акад.» за 1893–1894 гг.). За сочинение это автору советом академии присуждена была Макарьевская премия (Журн. сов 1894 г., засед. 14 дек.). Поставив себе задачей изобразить жизнь и учено-литературную деятельность одного из просвещенных русских иерархов восемнадцатого столетия, Г. употребил все усилия к полному и всестороннему выполнению этой задачи. В его сочинении «поражает обилие доселе неизвестного и неизданного материала для биографии Дамаскина». Помимо работ в архивах Московской синодальной конторы и Московск. духовной академии, в Спб. синодальном, Орл. и Нижегор. дух. консисторий и нижегородской семинарии, в библиотеках Московск. духовн. акад. и Нижегородской духовной семинарии и пр., автор, чтобы добыть полные сведения, лично посещал те места, где жил и действовал Дамаскин, ездил в Гэттинген, имел переписку с разными лицами, кои могли сообщить ему какие-либо данные для уяснения его задачи. Нечего и говорить, что печатные источники и пособия для биографии Дамаскина не только все были собраны, но и тщательно проверены. Своей характеристике преосвященного деятеля автор, кроме того, старается дать возможно широкое историческое освещение. Сочинение снабжено историческими и библиографическими справками, в которых автор выясняет связь жизни и деятельности преосвященного Дамаскина не только с эпохою Екатерины II, но и с предшествовавшими ей состояниями русской науки и литературы. «Через это сочинение его получает больший интерес, давая немало данных к уяснению не только жизни и деятельности одного лица, но и того века, в котором пришлось действовать этому лицу». Написано сочинение языком точным, иногда «в ущерб даже плавности и красоте речи» (Из отзыв. проф. Н. Петрова и В. Певницкого ), – 2) «Свв. Кирилл и Мефодий, просветители славян» (Изд. «Народной библиотеки» Москва 1885 г. 1 и 2 изд.). – 3) Памятники древней письменности в русском переводе. Пособие при изучении истории русской словесности. Москва 1886 г. 8°. 4) Этимология русского языка для духовных училищ, с подробным орфографическим указателем. Орел. 1894 г. 8°. 114 стр. 5) Синтаксис русского языка для духовных училищ. Орел. 1894 г. 8°. 105 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Линдфорс , Федор Андреевич, генерал-майор; из дворян Лифляндской губернии, родился в 1764 году. Службу начал в 1777 году, поступив в лейб-гвардии Семеновский полк рядовым. Во время походов 1777–1778 гг. в Турцию получил чины: капрала, фурьера, подпрапорщика и выпущен был в армию 21 января 1781 г. в Нашебургский мушкетерский полк; в 1783 г. он был произведен в подпоручики, в 1787 г. в чине капитана принимал участие в штурме Очакова и в декабре того же года произведен был за отличие в секунд-майоры. Во время похода в Польшу (1792 г.) С.-Петербургского гренадерского Фридриха-Вильгельма III полка, когда последний должен был войти в состав корпуса под начальством генерал-поручика Меллина и занять г. Гродно с уездом, среди оставшихся боевых офицеров находился и Линдфорс, переведенный в этот полк в конце 1780-х годов. Он участвовал в различных сражениях с поляками, был произведен 28 ноября 1798 г. в подполковники, а 31 января 1800 г. – в чин полковника, находясь все время в составе своего полка, для которого с 1792 года начался едва ли не самый тяжелый период боевой жизни; по роковой случайности полк разбился на отдельные части, которые присоединены были к другим полкам под начальством незнакомых офицеров; само название полка как бы затерялась, он «растаял по частям». Только в 1800 году полковник барон Розен доносил в Военную Коллегию о том, что полковник Линдфорс собрал остатки батальонов Петербургских гренадер, вернувшихся частью из Голландии, частью из других мест и оставшихся в г. Ревеле; под начальством полковника Линдфорса эти остатки были приведены в г. Ревель и встречены здесь (2 августа) товарищами. 19 декабря 1802 г. Линдфорс был назначен командиром С.-Петербургского гренадерского полка, но не надолго; через месяц он был назначен шефом Тобольского мушкетерского полка. В 1805 г. (6 сентября) он был переведен, с производством в генерал-майоры, в Тенгинский мушкетерский, а через год (11 сентября 1806 г.) – в Якутский пехотный полк. С этими полками он участвовал в различных походах, в том числе в походе 1807 года в Пруссию, и награжден был за отличие орденом св. Анны 3-го класса. Отличительными чертами Линдфорса были любовь к подчиненным и мягкость характера, что, впрочем, послужило в 1810 г., во время пожара в г. Брест-Литовске, к отстранению его от службы по сентенции военного суда «за слабость»; впрочем, в конце того же года, 12 декабря, он был принят по-прежнему на службу и на следующий год, 17 января, назначен шефом Галицкого полка. В 1812 году Линдфорс участвовал в походе из Крыма на кораблях к Одессе, а оттуда через Молдавию (для присоединения к 3-й западной армии и в преследовании неприятеля), находясь в сражениях при м. Волковыске и при проходе через лес от м. Свислочи к с. Рудне. В 1813 г. Линдфоре участвовал в битве под Лейпцигом, где был тяжело ранен и скончался от ран 6 октября того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Дамаскин Семенов-Руднев (в миру Димитрий; 1737–1795 гг.) – епископ Нижегородский. По происхождению великороссиянин, сын сельского священника, Димитрий Семенов родился в последних числах января 1737 г., в пределах нынешней Тульской губернии. «Обучившись словесной грамоте у отца своего», он, в начале 1750 г., поступил в Крутицкую духовную семинарию, а в 1752 г. – в Московскую академию, где сделана была прибавка «Руднев» к его фамилии. В 1761 г. окончил курс и поступил учителем в Крутицкую семинарию, но в 1765 г. просил отправить его в Англию для изучения высших наук. Просьба его была уважена и Семенов-Руднев, в 1766–1772 гг., слушал лекции в Геттингенском университете, возвратился в Россию с прекрасными отзывами об успехах в науках и с горячим желанием работать на поприще науки и для пользы своих соотечественников и, в 1774 г., в декабре назначен был в Московскую академию учителем, а с 1775 г. – префектом и профессором философии. 8 сентября 1775 г., он постригся в монашество с именем Дамаскина, что открыло ему широкую дорогу к высшему положению в церковной иерархии. 24 мая 1778 г., Дамаскин определен был ректором Московской академии, а месяцем раньше возведен в сан архимандрита Богоявленского монастыря; 19 апреля 1779 г., назначен членом Московской синодальной конторы. В академии он улучшил метод преподавания и освободил академическую науку от уз схоластики; он сам толковал по воскресным дням свящ. писание в богословской аудитории, обучал студентов немецкому языку, увеличил академическую библиотеку лучшими сочинениями, ввел торжественные академические собрания и ученые диспуты; с 1780 г. архимандрит Дамаскин был цензором духовных книг и периодического московского журнала, участвовал он и в трудах Вольного Российского Собрания, учрежденного при московском университете. 5 мая 1782 г., архим. Дамаскин был назначен епископом Севским, викарием Московской епархии. 5 июля была его хиротония. Один год и два месяца был Дамаскин епископом Севским и в это короткое время успел упорядочить благочинническую отчетность, возвысить дело проповеди церковной, поднять церковное пение, возбудить в духовенстве любовь к просвещению и произвести некоторые улучшения в духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Барсуково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Здание церкви построено в 1788 г. из камня и кирпича на средства помещицы девицы Камер-юнкерши Татьяны Авраамовны Мещериной. Три престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в приделе с левой стороны - в честь Воздвижения Креста Господня, с правой - в честь иконы Казанской Божьей Матери. Церковь полностью разрушена в 1930 гг. Храм, изображенный на фото Меньшикова, был воздвигнут в совсем в другом месте в честь Казанской иконы Божией Матери в 2012 году. Комментарии и обсуждение Священнослужители Церкви Спаса Нерукотворного образа в 19-20-х веках (Информация взята из «Ведомостей о церкви» Государственного архива Тульской области) 1834 год Священник: Иоанн Васильев Каменев, род. 1774 г., сын священника (служил с 26.09.1804 г). Дьякон: Гавриил Севастьянов Флоров, род.1803 г., сын священника Дьячок: Андрей Алексеев Ивановский, род. 1808 г., пономарский сын Пономарь: Иоасаф Алексеев, род. 1779 г., дьячковский сын. 1839 год Священник: Иоанн Васильев Каменев, род. 1774 г., сын священника (служил с 26.09.1804 г). Дьякон: Петр Семенов Руднев, род.1805 г., пономарский сын Дьячок: Андрей Алексеев Ивановский, род. 1808 г., пономарский сын Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона. 1859 год Священник: Павел Алексеев Озерецковский, род. 1824 г. в селе Раево, Чернского уезда Тульской губернии, дьячковский сын (с 22.09.1858 г). Дьячки: Алексей Петров Руднев, род. 1837 г., сын дьякона Василий Андреев Успенский, род. 1835 г., дьячковский сын Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона. 1860 год Священник: Павел Алексеев Озерецковский, род. 1824 г. в селе Раево, Чернского уезда Тульской губернии, дьячковский сын Дьячок: Иван Петров Руднев, род. 1840 г., сын дьякона Пономарь: Павел Николаев Преображенский, род. 1814 г., в селе Пятница Каширского уезда Тульской губернии, сын дьякона.

http://sobory.ru/article/?object=12012

Дамаскин Семенов-Руднев, Епископ сперва Севский, а потом Нижегородский, родился в Январе 1737 года, и в Мирянах именовался Димитрием; обучался в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии с Января 1750 по 1761 год; а по окончании круга наук определен был учителем Риторики и Греческого языка в Крутицкую Семинарию, которою, за небытностью Ректора и Префекта, и управлял по 1765 год. В 1766 году послан был в звании Инспектора с четырьмя студентами, избранными из Духовных Семинарий, в Геттингенский Университет, для усовершения их в знаниях, и сам обучался в оном Немецкому и Французскому языкам; а сверх того слушал лекции Герменевтики, Богословии Догматической и Нравоучительной, Церковной Истории, опытной Физики, Всеобщей и Европейской Истории, Статистики и чистой Математики. Там принят он был Товарищем и Корреспондентом Исторического Института, и на сие звание получил Диплом. Оттуда, возвратясь в Россию 1773 года в Феврале со студентами своими, по выдержании при Профессорах С.-Петербургской Академии Наук испытания, в присутствии Св. Синода, признан Профессором Философии и Словесных наук; а прочие студенты Магистрами. В сих званиях они утверждены тогда же и Именным Высочайшим Указом, с назначением Семенову по 600, а Магистрам по 400 рублей жалованья, и предоставлены в распоряжение Св. Синоду. По сему Магистры распределены были по Семинариям, а Семенов послан в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию Префектом и Философии Профессором. Он вступил в сии звания с Мая 1775 года, и того же года Сентября 8 дня пострижен в Монашество, а потом произведен во Иеромонаха; в 1778 году Апреля 15 посвящен во Архимандрита Богоявленского Монастыря и того же года в Июне пожалован Академии Ректором, Богословии учителем и Архимандритом Заиконоспасского Училищного Монастыря, а 19 Апреля 1779 года и Членом Конторы Св. Синода. Во все прохождение сих званий сверх соединенного с ними жалованья получал он и пенсион по 600 руб., назначенный ему еще в 1773 году. В Мае 1782 года позван он в Санкт-Петербург и Июля 5, при Высочайшем присутствии, в Сергиевой Пустыне хиротонисан во Епископа на Севскую Епархию, бывшую Викарною Московскою. Из оной в 1783 году Сентября 22 переведен в Нижегородскую, где пробыв 10 лет, по собственному прошению за болезнию уволен в 1794 году Января 12 с пенсионом на пребывание в Московском Покровском Монастыре и там в 1795 году Декабря 18 скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010