был викарием Московской епархии. 1000 Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18). 1001 Об Иоанникии Горском см.: Никанор. 1. С. 44–60; Савва. 2. С. 529. Об Иоанникии Рудневе см. § 9, прим. 460. В эпоху Победоносцева архиепископ Ионафан Руднев (1819–1906) был редким исключением: он оставался в Ярославской епархии с 1877 по 1903 г. 1002 Много замечаний на этот счет можно найти в воспоминаниях Никанора и Саввы. 1003 Об Арсении Мацеевиче см.: Попов (1912); об Арсении Верещагине и Симоне Лагове см. выше. 1004 О Гаврииле Петрове см.: Титлинов (1916), особенно гл. 2 (Тверь), 7 (об оздоровлении монастырской жизни), 8 (Петербург). Литературу о Платоне Левшине см. в библиогр. к § 8 и в кн.: Розанов. 2. 1. С. 10 и след.; см. также ниже § 19. 1005 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 4 и след.; Шпачинский (1907); Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1876–1877; Орловский П. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском, в: ТКДА. 1908. 2. 1006 Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 148. С. 89 (имеется в виду, вероятно, епископ Арсений Москвин (1841–1846), известный своей строгостью). 1007 Сборник. 113. 1. С. 141–142. 1008 О Моисее: Никанор. 1. С. 21 и след.; Сборник. 113. 1. С. 169; об Ионе — там же. С. 75; РБС. Ибак—Ключарев (1897). С. 316; о Евгении: Сборник. 113. 1. С. 143–145. 1009 Ряд решений Филарета по вопросам епархиального управления с начала 70–х гг. публиковался в «Душеполезном чтении»; см. также: Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии, в: Прибавления. 1883. 2; прочую литературу см. в РБС. Н. П. Гиляров–Платонов дает следующую оценку Филарету как епископу: «С именем митрополита Филарета соединяется понятие о целом периоде церковной истории… Он не был представителем эпохи; он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Батюшка прочел надо мной разрешительную молитву и отпустил меня. Начало его слов меня успокоило. Я поняла, что Вышний Владыка защитит старца, но конец я не разобрала хорошо и потому недоумевала, куда же батюшка скроется. Ни в Оптину не поедет и в Шамордине не останется; уж не в затвор ли? И эта мысль меня ужаснула. В Рудневе – Шамординской даче старец всё что-то устраивал; и я подумала, уж не туда ли? От смерти же батюшкиной я была далека. Эта мысль тогда мне и в голову не приходила. Настал Успенский пост, и я опять попала к старцу на исповедь. Кончив ее, я сказала: «Батюшка! А ведь слухи-то о приезде владыки не прекращаются; я ужасно боюсь за вас». Но батюшка встал и, повернув меня к двери, слегка ударил по затылку и сказал: «Пойди ты!.. Я только и думаю, как бы мне остаться одному». «Батюшка! – спросила старца еще одна монахиня, – говорят владыка сюда едет; что вы ему скажете?» «Я скажу, – тихо ответил батюшка, – я скажу, ищите прежде воли Божией». Вскоре засим приехал к старцу близкий к нему духовный его сын, настоятель Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря, игумен Феодосий с таким же опасением. «А знаете ли, батюшка, – сказал он, – что вас ожидает?» Грустно старец поник головой. Ясно провидя духом козни исконного невидимого врага рода человеческого, теперь с особенным ожесточением вооружавшегося против него за его неисчисленные добродеяния людям, он сказал: «Да, отец Феодосий, весь ад восстал на меня». Этот отец игумен прежде не раз испрашивал у старца благословение уволиться от настоятельской должности на покой. Старец на это отвечал: «Нам с тобой, отец Феодосий, тогда будет покой, когда пропоют над нами со святыми упокой; да и хорошо если, еще удостоимся». А в другой раз на ту же просьбу отца игумена батюшка сказал утвердительно в шутливом тоне: «Живи там, где живешь (т.е. в Троицком монастыре), пока не прогонят». Потом прибавил: «А Оптиной пустыни все-таки тебе не миновать». Оба эти предсказания старца, уже после кончины его, исполнились в точности. Так сложились обстоятельства, что отцу игумену пришлось отказаться от занимаемой им должности и поместиться в Оптинском скиту, где он живет и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

630 Лужецкий Ферапонтов монастырь в г. Можайске – ближайший монастырь к Спасо-Бородинской обители. 631 РГАДА. Ф. 1355, оп. 1, д. 1452. Экономические примечания к межеванию земель Вяземского уезда. 745 «Беломир». 632 Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 2. С. 266, 268, 272. В данной родословной Анна Михайловна названа по фамилии Петровой, а вместо хорошо известных нам дочерей Елизаветы и Надежды приведены Татьяна (род. 10.01.1825) и Ольга (род. 26.01.1826), что является, безусловно, ошибкой: Надежда, родившаяся в 1812 году, была младшей; да и мать в конце 1820-х годов уже умерла. 634 РГАДА. Ф. 1192, оп. 5, д. 254 (1885 г.); оп. 5, д. 261 (1886 г.); оп. 4, д. 8 (1887 г.). Послужные списки монашествующих Спасо-Бородинского монастыря Московской епархии. 635 По описи церковного имущества, составленной 7 марта 1922 года, числилось: церковь холодная, летняя, каменная с колокольней; храм теплый, зимний, каменный, алтарь которого деревянный; часовня-склеп каменный; две избы- сторожки деревянные; на колокольне четыре колокола в 17, 5, 3, 1 пудов. [Вяземский филиал ГАСО. Ф. 596, Отдел управления Вяземского уездного исполкома, св. 4, оп. 2, д. 53, л. 78]. Сообщил настоятель Казанского храма в селе Хмелита Вяземского благочиния иеромонах Даниил (Сычев). 636 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 747, д. 1072 (1826, 1830, 1831 гг.), 1096 (1827 г.), 1116 (1828 г.), 1140 (1829 г.), 1198 (1832 г.), 1219 (1833 г.), 1352 (1839 г.), 1374 (1840 г.), 1396(1841 г.). Исповедальные росписи храма в селе Рудневе. 639 Письма митрополита Филарета к настоятельнице Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни игумении Вере//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1876. Август. Ч. 3. Раздел «Материалы для истории Русской Церкви ». С. 116. 641 ОПИ ГИМ. Ф. 331, д. 1, л. 18 и 22. Письма архимандрита Антония (Медведева) к архимандриту Паисию (Соколову). Архимандрит Паисий (Соколов) был переведен настоятелем в Лужецкий Ферапонтов монастырь из Давидовой пустыни в 1854 году, а в 1859 году переведен в Покровский монастырь. Возможно, что архимандрит Антоний передавал «вспоможение» монахине Зосиме и ранее 1854 года, и позднее 1859 года, но через других настоятелей Лужецкого монастыря, о чем у нас нет сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). В Богородске Сергей Извеков в 1925 году одним из лучших учеников заканчивает школу. В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг. В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Один из старцев пустыни благословил будущему патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Приехав в Москву к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Сергей Извеков оказывается в Сретенской обители, где его друг, будущий церковный историк Михаил Губонин, знакомит его с настоятелем монастыря епископом Борисом (Рукиным). Епископ Борис летом-осенью 1925 года совершал достаточно много монашеских постригов, намереваясь пополнить состав братии молодыми монахами. Сергей Извеков произвел хорошее впечатление на епископа Бориса своим регентским мастерством и остался в Сретенской обители. Здесь, 4 декабря 1925 года, от руки епископа Бориса он принимает иноческий постриг с именем Платон. Молодой инок Платон не захотел остаться в братии монастыря, когда вскоре после ареста митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, да и монашеская жизнь в Сретенской обители после ухода в раскол ее настоятеля сходила на нет. Знание богослужебного устава и церковного пения всегда отличали служение будущего патриарха. Он прекрасно руководил церковными хорами. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого), возглавлявшего Сретенский монастырь в 1923 году, епископ Даниил (Троицкий) попросил инока Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях, который находился недалеко от монастыря на Сретенке. В 1926 году инок Платон руководил хором в храме во имя Флора и Лавра у Мясницких ворот, возле Центрального почтамта, а затем в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке. В том же году инок Платон становится регентом правого хора храма святителя Пимена в Новых Воротниках. Прослужил здесь будущий патриарх до 1932 года. Настоятелем храма в годы служения в нем будущего патриарха был протоиерей Николай Бажанов, который и пригласил юного регента в свой храм.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Очень рано при помощи опытных наставников овладев регентским и певческим искусствами, Сергей Извеков пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и руководил хором, исполнял также иподиаконские обязанности при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Уже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовно-назидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” — архиепископа Херсонского Иннокентия», — вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх Пимен. Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В этом стремлении его не останавливало то, что Церковь переживала период гонения, что религиозные верования были объявлены пережитками. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там». Первые годы иноческого пути В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М.Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии. 4 декабря 1925 года Сергий Извеков принял от руки епископа Бориса постриг в рясофор с именем Платон. В это время ему было всего лишь пятнадцать лет. В Сретенском монастыре инок Платон пробыл очень недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, так что сам раскол в народе получил название Борисовщины. Видимо поэтому инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого) епископ Даниил (Троицкий) пригласил Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях. Затем инок Платон руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке, храме преподобного Пимена в Новых Воротниках (в Сущеве).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

Источниками доходов попечительства являлись отчисления из Комиссии духовных уч-щ, кружечные сборы в церквах и др. пожертвования, штрафные деньги, взимаемые с духовенства епархии. В епархии также действовали приходские попечительства, состоявшие из местных священнослужителей, волостных старшин и прихожан. Эти попечительства являлись совещательными органами по делам управления приходом, в частности решали вопросы о перечислении денег на благотворительность. В 1864 г. по благословению еп. Нектария (Надеждина) был учрежден епархиальный пенсионный комитет для изыскания средств на пенсии и пособия престарелым и больным священнослужителям, а также вдовам и сиротам из духовного сословия. В следующем году комитет выработал проект устава эмеритальной кассы духовенства Н. и А. е. В 1875 г., при еп. Иоанникии (Рудневе), образована комиссия для решения вопроса об учреждении эмеритальной кассы духовенства епархии. В том же году по инициативе архиерея в Н. Новгороде при епархиальном жен. уч-ще был открыт детский приют. Его задачей являлась подготовка детей-сирот из духовного сословия к поступлению в духовные учебные заведения. Приют предназначался для воспитания 50 сирот (25 мальчиков и 25 девочек), из к-рых 10 содержались на проценты с капитала, пожертвованного еп. Иоанникием. Важную роль в деле церковной благотворительности со 2-й пол. XIX в. играли церковные братства. В 1869 г. в городецком в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужском монастыре было открыто братство во имя блгв. кн. Александра Невского. Согласно уставу, оно организовывало помощь церковноприходскому Александро-Невскому уч-щу, открытому в том же мон-ре преимущественно для бедных и сирот, учредило в мон-ре больницу и богадельню. В 1888 г. братство содержало здание уч-ща, 2 учителей, 19 учеников, 2 стипендиатов в Нижегородской губернской мужской гимназии, б-ку, больницу с аптекой, миссионерское отделение братства Св. Креста, хор. В 1870 г. в Н. Новгороде при Покровской ц. и Нижегородской губернской гимназии было учреждено братство во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Драгоценным для отца Вениамина подарком от владыки Филарета был пояс, который святитель подарил ему за две недели до своей кончины 19 ноября 1867 года. При митрополите Московском Иннокентии (Попове-Вениаминове) архимандрит Вениамин удостоился получить 3 апреля 1871 года корону на орден святой Анны 2-й степени; 12 апреля 1875 года сопричислен к ордену святого Владимира 4-й степени. 26 мая 1876 года за неутомимые труды по братству святой Марии отцу Вениамину всемилостивейше пожалован государыней императрицей золотой наперсный крест. Архимандрит Вениамин 20 июля 1878 года был сопричислен к ордену святого Владимира 3-й степени. В этом же году ему разрешено принять и носить пожалованный Сербским князем Миланом Обреновичем Командорский крест 3-й степени. В 1879 году он получил знак Красного Креста. Согласно постановлению Главного управления Общества попечения о раненных и больных воинов от 23 августа 1880 года, архимандрит Вениамин получил еще и другой знак Красного Креста. Кроме того, отец Вениамин имел большую серебряную медаль в память священного коронования их императорских величеств и золотую медаль в память освящения храма Христа Спасителя. НАМЕСТНИК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ (1859–1884) Должность наместника в Чудовом монастыре отец Вениамин исполнял в течение 25 лет и 4 месяцев, при четырех митрополитах Московских: Филарете (Дроздове), Иннокентии (Попове-Вениаминове), Макарии (Булгакове) и Иоанникии (Рудневе) – с 16 августа 1859 года, когда последовало назначение его членом Московской духовной консистории. По должности Чудовского наместника отец Вениамин имел многократные случаи встречать в Чудовом монастыре государя императора и других высочайших особ. В записной книжке отца Вениамина, найденной в его бумагах, значится: «19 ноября 1879 года подносил я государю императору Александру Николаевичу икону святителя Алексия, и государь, приняв икону, соизволил сказать: “Благодарствую”» . С поручением от владык митрополитов Филарета, Иннокентия и Макария отец Вениамин нередко бывал во дворце и потому давно уже лично был известен царской фамилии.

http://pravoslavie.ru/33131.html

Здешний дом епископа очень непросторен; не один угол занимают канцелярия и писцы ее. Коротко сказать: похожего на рижский дом епископа мне не случалось еще нигде видеть, дров положить негде. Но обдумаю это дело и постараюсь сделать возможное. Об академистах мое такое мнение: один – в г. Феллин, другой в г. Пернов (если выведен будет Кукин), третий – в Дерпт, на место священника Тишинского, которому дано будет другое место, четвертый к барону Вольфу по его желаниям (о которых писано графу Николаю Александровичу) 35 , пятого на о. Эзель; по на мызу ли, или в город Аренсбург, об этом еще не могу сказать. Можно бы в Аренсбурге открыть другой штат, но едва ли не попрепятствует то, что в таком случае прихожанам далеко будет ходить в церковь . Впрочем, надобно еще осмотреться. Но, во всяком случае, для Эзеля, более чем для всякого другого места, необходим академист, хотя нынешний аренсбургский священник – человек очень смышленый (и тертый на немецких зубах), но самая отдаленность Эзеля от Риги требует того, чтоб это место укреплено было особенным образом против нападений. Таковы предположения настоящего времени. Но надобно сказать еще то, что здешние города, исключая Риги и Дерпта, не веселее мызных мест; даже последние имеют некоторые преимущества перед городскими, при одинаковой малолюдности они открывают свободу для деятельности пастырской, тогда как в городах эта свобода стесняется немцами, обитателями городов; на мызах священники окружены крестьянами, как детьми, а в городах наблюдают за каждым шагом глазами вражды. Потому убежден вполне, что не будет тяготиться тот, кто из академистов будет жить на мызе, а не в городе. Кажется, о Рудневе остается отложить попечение. Разделение приходов не только дело полезное, но совершенно необходимое. Там, где можно еще не делить прихода, хотя и полезно было бы разделить, разделение отлагается до будущего, лучшего времени. Если же делится теперь тот или другой приход, поверьте, заставляет крайняя нужда. Здесь нет ни сел, ни деревень, а есть только дворы, это даже и на таком пространстве, какова половина здешнего кирхшпиля, т. е. на пространстве 13 или 15 верст поперечника чрезвычайно затрудняет священника, когда у него есть 1000 душ. У лютеран – мало треб, не то – в православии. Если леность пасторов, не изволившая исправлять треб по мызам, имела невыгодные следствия для лютеранства, то и утомление православного священника, а иногда и совершенное бессилие, не могут не иметь подобных следствий для православия. Мне известна причина, почему неохотно соглашаются на разделение приходов, это нежелание делать неприятности землевладельцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Начальницей Шамординской обители назначена была монахиня Белёвского Крестовоздвиженского монастыря мать Евфросиния (Розова), верное чадо старца Амвросия, который и рекомендовал ее на это место. Часто посещая старца, во всем поступая сообразно его наставлениям, она записывала все его слова, сказанные ей. Отец Агапит приводит в Житии старца Амвросия лишь «малую часть» (как он оговаривается) этих записей, но это десять страниц убористого текста. Наставления старца кратки и метки и охватывают все стороны монашеской внутренней и внешней жизни. Ежегодное летнее посещение старцем Амвросием Шамордина было праздником для сестер общины. Ожидая его, после молебна они собирались у настоятельского корпуса... Когда старец подъезжал, они его окружали с возгласами: «Батюшка дорогой!.. Ангел наш!..». Он, улыбаясь, раскланивался на все стороны и шел в свою келию переодеться и отдохнуть. Потом он направлялся в храм, прикладывался к иконам и садился в кресло. Все сестры подходили к нему принять благословение. Следующие дни он посвящал осмотру келий, богадельни, сиротского приюта (где было уже около пятидесяти детей), мастерских и разных служб. В первый свой приезд при новой настоятельнице отец Амвросий пробыл в Шамордине с 19 по 28 июля. Примерно столько же в следующем году. А 2 июля 1890 года старец выехал из скита на шамординскую дачу Руднево. Незадолго перед тем он получил письмо от неизвестного человека о том, что некогда в Рудневе существовал целебный источник. И такой источник, засыпанный и ставший незаметным, старец там обнаружил и скоро его привели в порядок. Вода и даже глина из него оказались целительными. Из Руднева батюшка приехал в Шамордино. Когда собрался он возвращаться в Оптину, то почувствовал себя плохо, так, что пришлось отъезд отложить. В последующие дни – хотя он много исповедовал, даже ездил в Руднево, – как только назначал отъезд в скит, случалось сильное недомогание. Много раз срывался его отъезд. Когда настала осень и похолодало, стало очевидно, что отец Амвросий останется в Шамордине зимовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сожалению, 1918–1919 годы не оставили информации о жизни Зосимовой пустыни, впрочем, как и о большинстве монастырей. Единственный известный нам документ о Троице-Одигитриевском монастыре (тогда возглавляемом настоятельницей) за 1918 год, самый поздний из проходивших по Духовному ведомству, датирован 12 (25) сентября 1918 года. Он касается все тех же денежных средств на хлеб 690 . 9 сентября 1918 года пришел указ из Московской Духовной консистории «в[есьма (?)] срочно»: «Вследствие требования Юридического отдела Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, консистория предлагает благочинным монастырей Московской епархии доставить в консисторию в самом непродолжительном времени нижеследующие сведения: “Копию с описей имущества и прибылых вещей, составляемых по данным приходо-расходных экономических книг всех монастырей”» 691 . Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля ( Пс. 45:7 ). 397 РГАДА. Ф. 1192, оп. 4, 1883 г., д. 4, л. 62–63. Обозрение монастырей архимандритом Пименом. 400 Священником церкви Рождества Богородицы в селе Рудневе в те времена был Николай Георгиев, рукоположенный в сан священника в 1816 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 752, д. 4179, л. 5]; умер 5 декабря 1841 года и похоронен на приходском кладбище этого села [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 744, д. 2123, л. ЗЗоб.]. ЦИАМ. Ф. 203, оп. 747, д. 1072, 1096, 1116, 1140, 1198, 1219, 1241, 1262, 1282, 1309, 1330, 1352, 1374, 1396. Исповедальные росписи Рождественской церкви села Руднева за 1829–1841 годы. 401 Архимандрит Афанасий (Петриев) – настоятель Донского монастыря с 23 июня 1823 года (переведен из Богоявленского монастыря, которым управлял с 1821 г.), скончался 17 октября 1832 года [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877, стлб. 157, 178]. 402 Об обете безмолвия Анисии Конюховой сказано в письме м. Маргариты к м. Вере от мая месяца 1840 года. Письмо это – из пачки писем, что были переданы зосимовскими монахинями после закрытия монастыря иеромонаху Агафону, впоследствии схиархимандриту Игнатию (Лебедеву), и сохранены его духовной дочерью монахиней Игнатией (Петровской) . Об этих письмах см. в кн.: Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 105. О якобы постриге Анисии Конюховой в схиму см. кн. Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, 1995. С. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002   003     004    005    006    007