Призвание патриарха Авраама: «который есть отец всем нам» (Рим. 4,16) «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». Беседа 1-я Протоиерей Олег Стеняев О том, почему Бог выбирает именно Авраама, легко ли Аврааму было покинуть родину, уйти из дома отца своего, и про Евангелие, содержащееся в обетовании, данном Богом Аврааму, рассказывает в первой беседе нового цикла портала «Православие.ру» «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» протоиерей Олег Стеняев . Иванов А. А. Авраам просит у Бога знамения. Кон. 1840-х — 1850-е годы «Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия. И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог» (Чин Православного венчания). В книге Песнь песней говорится: Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6-7), и я бы назвал курс бесед, который мы с вами будем проходить, так: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов» . То есть в течение некоторого времени мы будем искать Жениха-Христа, идя по следам Его овец — ветхозаветных патриархов, поселившись «подле шатров пастушеских». Книга Бытия с 12-й по 50-ю главу — это история одной семьи, семейная сага С другой стороны, изложенное в Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу — это именно история одной семьи, настоящая семейная сага. И мы будем проводить эти беседы с акцентом на семейные обстоятельства жизни верующих мужчин и женщин. Итак, мы читаем Книгу Бытия, 12-ю главу с 1-го стиха: «И сказал Господь Авраму 1 : пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12, 1-2).

http://pravoslavie.ru/98709.html

Беседа первая В книге Песнь песней говорится: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» ( Песн.1:6–7 ), и я бы назвал курс, который мы с вами будем проходить: «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». То есть в течение некоторого времени мы будем искать Жениха – Христа, идя по следам Его овец – ветхозаветных патриархов, поселившись «подле шатров пастушеских». Конечно, мы будем говорить о грехопадении, мы будем говорить об Аврааме, Исааке и Иакове, об Иосифе Прекрасном. Но порядок подачи материала будет несколько неожиданным. Например, первая тема, с которой мы начнем, – это тема праведного Авраама 1 , хотя нам придется говорить и о Ное, и о других персонажах книги Бытия. Мне кажется, что такая форма общения оживит наш диалог 2 . С другой стороны, изложенное в Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу – это именно история одной семьи, настоящая семейная сага. Итак, мы читаем Книгу Бытия, 12-ю главу с 1-го стиха: « И сказал Господь Авраму 3 : пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение » ( Быт. 12:1–2 ). Вот здесь все непонятно. Кто такой Аврам? Почему Бог выбирает именно этого человека? Здесь непонятно в целом, почему Господь дает предпочтение одним людям и не дает предпочтения другим? Например, в Новом Завете сказано, что от чрева матери, когда дети еще не родились, Господь одного возненавидел, а другого возлюбил 4 . Все, что касается Божественного избранничества, – это очень сложная тема. Сказано: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим. 8:30 ). «Нам остается разрешить еще тот вопрос, каким образом кого Он призвал, тех и оправдал, раз, согласно сказанному выше, много званных, а мало избранных. Но мне кажется, существует некое различие призваний, в соответствии с тем, что мы изложили в предыдущей главе, потому что все, конечно, призваны, однако не все призваны по Его изволению. Ибо те, кто призывается по благому намерению и благой воле, которую они проявляют по отношению к Богу, суть те, о которых сказано, что они призваны по Его изволению, и именно они, будучи призваны, бывают оправданы» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Очень высоко оценивают и понимают Священство святые отцы Церкви. Свт. Иоанн Златоуст указывает: Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо; потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, ещё облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения» 767 . Таинство Брака Таинство Брака имеет божественное установление. Сам Бог совершил и освятил первый брак людей ещё в раю, когда сотворил мужчину и женщину: Благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). Однако после грехопадения повредились все сферы жизни человека, в том числе и семейная жизнь, поэтому после пришествия в мир Спасителя необходимо было возродить и духовный смысл и благодатную силу брака, чтобы семейная жизнь служила не только биологическому выживанию, но и духовному совершенствованию людей. В таинстве Брака супругам подаётся благодать, освящающая их совместную семейную жизнь, и благословение на рождение и воспитание детей. Христос становится участником такого семейного союза, и семья делается малой Церковью. Действие благодати Божией, подаваемой в таинстве Брака, состоит в том, что в то время, когда священник благословляет супругов, Сам Господь невидимо сочетает их, благословляет, освящает и утверждает их союз во образ Своего единства с Церковью. Даруемая при этом благодать содействует хранению единодушия и любви мужа и жены, помогает им в жизни истинно христианской, способствует благословенному рождению детей – будущих чад Церкви и их богоугодному воспитанию. Брак есть школа любви и спасения для всех членов семьи. Благодать освящает и одухотворяет брачный союз двух лиц постольку, поскольку свят и духовен союз Христа с Церковью. Отсюда следует и нерасторжимость семейного союза, поскольку нерасторжим союз Христа с Церковью. Христос пребывает с Церковью вовеки, поэтому что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Архив И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31, 18 Древнееврейское право имеет богооткровенный источник. Когда потомки Авраама вышли из египетского плена, им предстояло начать новую жизнь под Божественным водительством, которое имело великую цель: дать не только избранному народу, но и всему миру Спасителя. Тогда на горе Синай Господь через пророка Моисея дал законы, которые определяли отношения каждого еврея к Богу, своему Творцу и Промыслителю, и между собой во всех областях жизни: нравственной, юридической, общественной, семейной. Законы даны были единожды на весь период Завета — до исполнения времен. Никто не мог их изменить или дополнить. Никакого “законотворчества” не было в Израиле. Бог все творит премудро. Мысль эту св. Давид выразил в двух псалмах: 103-й воспевает совершенство творения природы и животного мира: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея” (Пс. 103, 24), а псалом 102-й говорит о премудрости закона, данного Богом людям: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его Творяй милостыни Господь, и судьбу [суд] всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я [их]” (Пс. 102, 1, 6–7, 17). Талмуд возник из потребности применить данные однажды законы к усложняющимся областям личной, семейной и общественной жизни народа. Большинство трактатов Талмуда содержат толкования на различные места Пятикнижия Моисея. Возникли эти многочисленные проблемы по причине несовершенства людей, а не законодательных установлений. Греховная жизнь, исказившая религиозное и нравственное сознание, привела к трудностям в применении простых и ясных законов. От поврежденности грехом происходят ошибки и неправды человеческого суда. Напротив, “боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие” (Сир. 33, 18).

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

« И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре » ( Быт. 25:9 ). Здесь имя Исаака стоит перед именем Измаила, ведь Измаил пришел из Аравийской пустыни на похороны отца. И то, что имя Исаака стоит перед именем его старшего брата Измаила – это свидетельство того, что Измаил раскаялся и признал духовное первенство Исаака. Вот почему «добрая старость» – потому что дети в вере, внуки в вере. И пресыщенный днями, этот человек умирает. Авраам, этот «отец высей», «отец множества», как переводится его имя, восходит на высоту… Давайте вспомним, когда мы начинали этот цикл бесед, мы увидели Авраама, когда ему было 75 лет. И мы провели несколько бесед – это сто лет жизни этого удивительного человека. Мы, прежде всего, обращали внимание на семейные аспекты его жизни, потому что весь наш цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». В Библии Бог называет Себя: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» ( Исх. 3:6 ). Возникает вопрос: почему слово «Бог» здесь произносится перед каждым именем патриарха? Причина очевидна: опыт богообщения Авраама совершенно не сходен с опытом богообщения Исаака и Иакова, и наоборот. Опыт богообщения каждого верующего человека неповторим и самобытен – ваш и мой опыт. Но о наставниках в вере, а Авраам – отец всех верующих, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). И Сын Божий о блаженной участи, ожидающей верующих на Небесах, изрек: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). Спаси Вас Христос! 231 Патриарх Авраам понимает, что нельзя хоронить верующего человека вместе с язычниками. Это очень серьезная проблема современной России – отсутствие православных кладбищ. У нас есть в России мусульманские кладбища, и туда вы никого не похороните, если мулла не даст на это разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Примем и мы к сердцу сии св. слова и будем жить так, как бы мы всегда были пред очами наших архипастырей, пред очами великих святителей и отцов церкви, или лучше пред очами Божиими. Дай Бог, чтобы в небесном лике святителей и отцов сказано было и о нас: «Вот мы и дети, которых дал ты нам, Боже!» Аминь. 21. Беседа первая о семейной жизни Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам, сперва, о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а отсюда и семейная жизнь установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. «И сотвори Бог человека, – сказано в слове Божием, – по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю». ( Быт.1:27–28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, он сам благоволил быть с пречистою Материю своею и учениками на браке в Кане Галилейской, как то читается, если помните, в Св. Евангелии при венчании. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержден Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то обяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви» ( Еф.5:32 ). Заметьте, братие: «Тайна сия велика!» – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святой. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз в таинстве брака? Припомните слова апостола: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

I. Будем стараться быть совершенными. Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5, 48). Он сказал также: «Если хочешь быть совершенным... следуй за Мною» (Мат. 19, 21). II. За Спасителем следуют те: 1. Кто любит молиться, постоянно посещает богослужения, любит слушать слово Божие и часто принимает Святые Таины. 2. Кто со вниманием относится к своим мыслям, словам и поступкам так, чтобы в них не было ничего противного воле Божией, кто осторожен в своем общении с людьми, чтобы не иметь побуждения к соблазну, греху, т. к. Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мат. 26, 41). 3. Кто сам себя преодолевает, отказывает себе в приятных вещах, которые не противоречили бы воле Божьей, кто сам себе отказывает в дозволенных вещах с тем, чтобы иметь силу преодолеть и недозволенное. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест и следуй за Мною» ( Лук. 9, 23 ). 4. Кто совершает свою ежедневную работу по-христиански и так, чтобы было угодно Богу, прилежно, добросовестно, стойко и с мыслью о том, чтобы его работа была угодна Богу. III. Нравственного успокоения на земле достигает также тот, кто из любви к Богу отказывается от своего имущества и семейной жизни и посвятит свою жизнь искренне и полностью только работе, молитве, чистоте и послушанию, как это исполняют благочестивые монахи в отшельничестве. Было много святых, раздавших из любви к Богу все свое имущество бедным или на нужды благотворения, на народные нужды и на украшение церквей, а сами жили в полной бедности по примеру Христа. Это не есть долг, но это доказывает страстное желание достигнуть полного нравственного совершенства по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мат. 19, 21). 6. Об обете 850. Какие есть обеты? Обеты следующие: 1. добровольная бедность, 2. добровольное отречение от семейной жизни и сохранение чистоты сердца,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В нашем переводе говорится, что неприятности начались «за женщину». Но правильнее этот текст надо понимать так, что именно «по молитвам Сарры». То есть когда Сарра оказалась у фараона или, как в этом случае, у Авимелеха, царя Герарского, она молилась, она обращалась к Богу, прося Его о защите. Кстати, как в случае с фараоном, так и в случае с царем Герарским, Сарра не объясняет, что она – жена, потому что есть договоренность с Авраамом называться сестрою ( Быт. 12:13 ). И она не раскрывает этот секрет своего мужа. То есть, если муж сочтет нужным, он скажет, подтвердит это. Таким образом, Сарра научает нас не выносить сор из избы. Если есть какая-то семейная тайна, может быть, элемент недоговоренности присутствует, хотя и опосредованно. Она молчит, но она общается с Богом, она молится. И Господь защищает эту удивительную женщину. Но есть и аллегорический смысл во всем этом: «Авраам, следовательно, не желает сейчас, чтобы добродетель называлась его женой. Ведь пока добродетель зовется его женой, она принадлежит только ему и не может быть разделена с кем-либо. И удобно и подобает быть так, чтобы добродетель души сохранялась внутри нас и была нашей личной до тех пор, пока не достигнем мы совершенства. А когда достигнем мы совершенства настолько, что сможем учить других, тогда не будем более прятать добродетель в глубине души как жену, а как сестру соединим с другими желающими ее. Для тех, кто относится к совершенным, божественное слово гласит: Скажи, что мудрость сестра твоя. Поэтому и Авраам сказал, что Сарра сестра его» 178 . И мы читаем далее: « И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа » ( Быт. 20:3 ). Во сне Бог является к этому человеку. Надо сказать, что наяву Господь общается только с особыми избранниками – даже не все пророки общались с Богом днем, что называется, «устами к устам» ( Чис. 12:8 ). О Моисее сказано: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях», а в основном пророки видели видения (см.: Чис. 12:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если для человека семья является высшей ценность, для него бытовые проблемы не играют решающей роли. В каждом времени есть свои плюсы и свои минусы. Во все времена были свои проблемы и трудности, но это не повод отказываться от семьи. Можно очень долго ждать идеальных условий для создания брака, пока не поймешь, что время ушло. Просто ценности у людей поменялись, для людей сейчас  важны: работа, карьера, деньги, достойный уровень жизни, который часто завышен. Много и людей довольно большого достатка, которые совсем не желают создавать семью. Большинство молодых людей репродуктивного возраста – двадцать-тридцить лет – не женаты и не хотят этого. Думают, что жениться надо лет в сорок, ни в чем себе не отказывая до этого возраста. Если раньше таких людей было 20–30 %, то сейчас – 70 %. У молодых людей обязательная установка: если достиг полового возраста, то должны быть определенные отношения. Внушается, что секс необходим для здоровья, а воздержанная жизнь может, наоборот, привести к болезням и психическим расстройствам. На самом деле, воздержание не может быть вредно. Даже многие современные сексопатологи пишут о безвредности воздержания при правильной настроенности на него человека. А миф о вреде воздержания придумали некоторые нечистоплотные люди, чтобы оправдать собственный «кобелизм». Человек в отличие от животных просто обязан научиться контролировать свои инстинкты, подчинять плоть духу, иначе очень сильно навредит себе и окружающим. Это умение необходимо как до брака, так и в семейной жизни. Беседовала Елена Вебенина Иеромонах Иов (Гумеров). «Блуд — духовная болезнь нашего времени» Внебрачные отношения являются блудом. Соединение мужчины с замужней женщиной или женщины с женатым мужчиной в Священном Писании считается прелюбодеянием. В Ветхом Завете в первой библейской книге (Бытие), описывающей самый древний период человеческой истории, говорится о блуде как о тяжком грехе и преступлении: « Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена » ( Быт. 38:24 ). Позже наказание за блуд и прелюбодеяние было закреплено в законе: « Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом » ( Лев. 19:29 ); « Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего,– да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка » ( Лев. 20:10 ); « Не прелюбодействуй  ( Втор. 5:18 );  Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. … Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это » ( Притч. 6:27-29, 32 ).

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

Пояснения: I. Будем стараться быть совершенными. Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Он сказал также: «Если хочешь быть совершенным... следуй за Мною» ( Мф.19:21 ). II. За Спасителем следуют те: 1) Кто любит молиться, постоянно посещает богослужения, любит слушать слово Божие и часто принимает Святые Таины. 2) Кто со вниманием относится к своим мыслям, словам и поступкам так, чтобы в них не было ничего противного воле Божией, кто осторожен в своем общении с людьми, чтобы не иметь побуждения к соблазну, греху, так как Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). 3) Кто сам себя преодолевает, отказывает себе в приятных вещах, которые не противоречили бы воле Божьей, кто сам себе отказывает в дозволенных вещах с тем, чтобы иметь силу преодолеть и недозволенное. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ). 4) Кто совершает свою ежедневную работу по-христиански и так, чтобы было угодно Богу, прилежно, добросовестно, стойко и с мыслью о том, чтобы его работа была угодна Богу. III. Нравственного успокоения на земле достигает также тот, кто из любви к Богу отказывается от своего имущества и семейной жизни и посвятит свою жизнь искренне и полностью только работе, молитве, чистоте и послушанию, как это исполняют благочестивые монахи в отшельничестве. Было много святых, раздавших из любви к Богу все свое имущество бедным или на нужды благотворения, на народные нужды и на украшение церквей, а сами жили в полной бедности по примеру Христа. Это не есть долг, но это доказывает страстное желание достигнуть полного нравственного совершенства по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ). 6. Об обетах 850. Какие есть обеты? Обеты следующие: 1) добровольная бедность; 2) добровольное отречение от семейной жизни и сохранение чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010