Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой! Что это значит? Мы как-то говорили об этом, почему говорится: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх. 3:6 )? Почему три раза? Конечно, это указание на триединство Бога, но, с другой стороны, это свидетельство о том, что опыт богообщения у каждого из нас неповторим! И опыт богообщения Авраама – совершенно самостоятелен. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим и уникален опыт богообщения каждого из нас, если мы только трудимся над своим сердцем, разбирая его греховные завалы ( Мф. 15, 19 ). И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака – это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет. « И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода » ( Быт. 26:20 ). А им не нужна вода – у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать все, в том числе и Церковь ! Они стремятся все держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования. « И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле » ( Быт. 26:19–22 ). Слово «Есек» – означает «тяжба», «раздор»; Слово «Ситна» – означает «препятствие»; Слово «Реховоф» – означает «пространное место», «свободное место». То есть когда мы прекратим споры и вражду («Есек»), мы устраним и другие препятствия, стоящие на нашем пути («Ситна») и обретем свободу («Реховоф») от власти их, язычников и безбожников, над нами! Сказано: «Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» ( Притч. 5:16 ). И еще: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

6) Каин, убийца брата своего, делается изгнанником всея земли: народ, убийца Иисуса, становится пришельцем всех народов. 7) Убийце Авеля оставляется жизнь, но с знамением осуждения и наказания: Израиль, распявший Иисуса, сохраняет свое бытие, но токмо для того, чтобы носить кровь Его на себе и на чадах своих» . Богопросвещенный законодатель Израиля пророк Моисей причислил совершившего убийство к тем, кто подлежат проклятиям, которые по завоевании обетованной земли должны произнести представители 6 колен (Рувима, Гада, Асира и др.) на горе Гевал: “Проклят, кто тайно убивает ближнего своего Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную” (Вт. 27, 24–25). Первое проклятие относится к тем, кто совершает это тяжкое преступление наедине, желая, по-видимому, избежать правосудия. Но косвенно это можно отнести и к тем, кто, злоупотребляя своим положением, прикрываясь законом, предает человека смерти. Так поступили члены синедриона, добившись у Пилата казни ненавистного им Проповедника. Второе проклятие (“кто берет подкуп...”) полностью исполнилось на Иуде-предателе. Через св. пророка Захарию (Зах. 11, 12–13) Господь открыл сумму “подкупа” (тридцать сребренников), которую взял за предательство соучастник убийства Христа. В отличие от законов любого языческого государства древности, еврейское право было не просто кодексом статей, запрещающих и наказывающих, но единой системой заповедей, предписаний и наказаний, охватывающих все стороны жизни: религиозной, нравственной, уголовной, общественной и семейной. Законы учитывали не только внешнее действие, но и духовно-нравственное состояние, определяющее причины и мотивы проступка. Уже первому убийце Каину Господь, зная его помышления, сказал: “отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним” (Быт. 4, 6–7). Некоторые святые отцы при изъяснении этого стиха указывают на присутствие в Каине злой склонности: у дверей сердца находился грех.

http://pravoslavie.ru/2994.html

4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)» . В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27). Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим.

http://pravoslavie.ru/28265.html

Миниатюра из Евангелия 1059 г. (Dionys. 587m. Fol. 38v) Свт. Иоанн Златоуст называет брак «союзом жизни» ( Ioan. Chrysost. Encom. ad Maxim. 3) и говорит о том, что есть «две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие» (Hom. in illud: Propter fornicat. 3). Основа целомудрия в браке - отсутствие власти над своим телом у каждого из супругов и забота о нем как о достоянии другого (1 Кор 7. 4-6). Четко определив социальное главенство мужа над женой в семье, НЗ впервые показывает духовное равенство между мужем и женой как основу правильных отношений в семье и ставит на первое место в семейном союзе духовное сотрудничество: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр 3. 1-2). Жизнь супругов в христ. браке должна подтверждать слова ап. Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6. 19). При этом тело как таковое не является самодовлеющим предметом забот христианина, потому что оно может оказаться причиной помрачения его душевных и духовных дарований: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин 6. 63); «упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (1 Тим 4. 7-8; ср.: Рим 7. 18, 23, 25; 8. 5, 8). Поэтому забота о теле, физическое воспитание, состоит в том, чтобы тело не сделалось помехой на пути преумножения данных от Бога талантов («попечения о плоти не превращайте в похоти» - Рим 13. 14). Эта забота исключает понимание любых качеств и свойств тела как чего-то самого по себе драгоценного. Как таковые красота, сила, ловкость для христианина не представляют особой ценности ( Basil. Magn. Hom. 22. 2), поскольку сам по себе культ тела не может служить целям В. х. Вместе с тем христианин обязан уметь владеть своим телом как совершенным инструментом, к-рым Бог наделил человека ради его блага и за состояние к-рого (как Божия творения) он ответствен перед Богом, а также перед ближними, поскольку если у человека здоровое тело, то и ему самому, и другим нужно меньше заботиться о нем.

http://pravenc.ru/text/155352.html

«В землю мою» ( Быт. 24:4 ) – означает Харран, где Аврам долго и проживал. «На родину мою» ( Быт. 24:4 ) – означает в Ур Халдейский. И тут же строгий запрет: «берегись, не возвращай сына моего туда» ( Быт. 24:6 ). Само слово: «берегись» ( Быт. 24:6 ), на иврите: хишшамер, при ударении на предпоследний слог напоминает: шемира, то есть, «охрана». А при ударении на последний слог, получаем: хишшамер, то есть: «трепещи». То есть «оберегай Исаака, чтобы он не вернулся в Месопотамию, охраняй его от такого решения и трепещи над ним, да не будет такого!» И причина этого очевидна для Авраама: «Праотец, зная развращение жителей Ханаана, зная и то, какое великое благо – иметь единонравную с мужем супругу, с клятвой заповедует рабу привести жену Исааку из родственного ему племени. Не удерживало его при этом ни расстояние мест, ни другие неудобства; но, зная необходимость этого дела, он прилагает о нем все старание и посылает раба. Праотец так поступает по своей заботливости о добродетели душевной и по отвращению к порокам местных жителей» 240 . «Праотец дал рабу точное наставление и связал его клятвой. Посмотрим теперь на благомыслие этого домочадца, как поревновал он боголюбию своего господина. Увидев, что праведник заповедует ему с такой силой, он говорит праотцу: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Если встретится, говорит он, какое-либо препятствие в этом деле, то, чтобы мне не преступить твоего повеления, я спрашиваю тебя, что мне должно наблюдать в таком случае, и угодно ли тебе, чтобы Исаак сам пошел туда и, взяв там жену, опять возвратился оттуда, если жена не согласится идти со мной, как ты заповедал? Что же праведник? Он не соглашается на это и говорит: берегись, не возвращай сына моего туда ( Быт. 24:6 ). Да тебе и не будет в том нужды, говорит он, потому что Тот, Кто дал мне обетование и обещал до такого множества распространить его семя [Исаака], – Тот и в этом деле благопоспешит тебе» 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа девятая Итак, мы с вами сегодня продолжаем наши беседы по Книге Бытия. « Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной » ( Быт. 23:1 ). В самом начале 23-й главы 225 говорится о ее смерти. Но в действительности в этом есть глубокий смысл. Ведь по-настоящему жизнь любого человека раскрывается в его детях, в его потомках. И то, что «Житие» Сарры обозначено в тот момент, когда она умирает, и потом рассказывается о ее потомках – это значит, что рассказывается о том влиянии, которое она оказала на своих детей, на свой род. Ее влияние было, прежде всего, и на Исаака, и в дальнейшем – на все продолжающееся его потомство. Сарра в ветхозаветном понимании – это как бы праматерь, и все последующие поколения евреев – ее дети. Сама ветхозаветная традиция, относит к Сарре, и следующие слова: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» ( Иез.17:24 ). Слова: «И узнают все дерева полевые» ( Иез.17:24 ) относятся ко всем народам которые прославили Сарру в день рождения ею Исаака; Слова: «Я, Господь, высокое дерево понижаю» ( Иез.17:24 ) относятся к дому Авимелеху, когда он посягал на Сарру и Господь вступился за нее; Слова: «зеленеющее дерево иссушаю» ( Иез.17:24 ) – это о женах Авимелеха; Слова: «а сухое дерево делаю цветущим» ( Иез.17:24 ) – это о 90-ей Сарре, родившей в старости своей Исаака. Но Сарра является примером и для христиан. Как мы с вами уже читали в Новом Завете: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1Пет. 3:6 ). «Петр увещевает женщин подражать святым и более всего Сарре, убеждая их так же подчиняться своим мужьям, как та Аврааму, и говорит, что они становятся ее детьми через то, что делают добрые дела. Подобно тому как тот, кто делает дела Авраама и имеет его веру, становится его чадом, так же и делающие добрые дела по вере имеет своею матерью Сарру» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Дайте мне в собственность место для гроба между вами» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 16-я Протоиерей Олег Стеняев      Следующий раздел Книги Бытия, в ветхозаветной традиции и в данном фрагменте (23, 1), называется «Житие Сарры». И казалось бы, что здесь и должен начаться рассказ о ее жизни. Но! Говорится о ее смерти! Так как жизнь человека по-настоящему раскрывается и реализуется в его последующем потомстве, плотском или духовном; определяется и распознается в последней предсмертной характеристике… Благочестие человека раскрывается посмертно и в том, как относятся к его погребению и молятся за него после его смерти. И мы читаем: Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной (Быт. 23, 1). Конструкция данного стиха, в тексте оригинала, достаточно сложная: «И было жизни Сарры: сто лет и двадцать лет и семь лет – годы жизни Сарры». Возможно указание на то, что в сто лет она была свежа и подвижна, как в двадцать лет, а в двадцать лет чиста и непосредственна, как в семь лет. И то, что житие Сарры обозначено в тот момент, когда она умирает, и потом рассказывается о ее потомках – это значит, что рассказывается о том влиянии, которое она оказала на своих детей, на свой род. Ее влияние было, прежде всего, на Исаака, и в дальнейшем – на все продолжающиеся поколения. Сарра в понимании Ветхого Завета – это как бы праматерь, и все последующие поколения евреев – ее дети по плоти. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас… (Ис. 51, 2). Но Сарра является примером и для христиан и христианок – ее чад по духу. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3, 6). Святитель Дмитрий Ростовский писал о святой двоице: «Сия сопряженная плотию и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом (грязь, болото). В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого истинного Бога и веровали в Него, и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое, из Халдеи в Харрань, из Харрани в Ханаанские пределы, оттуда в Египет, а из Египта опять в Ханаанскую землю, дабы Его Божественное имя было известно среди неверных язычников и прославлялось Его величие» .

http://pravoslavie.ru/109964.html

Скачать epub pdf «Не мир пришел Я принести, но меч» Следующая часть наставления касается того, как вера в Иисуса может сказаться на взаимоотношениях человека с его близкими: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ). В Евангелии от Луки мы находим похожие слова: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лк. 12:51–53 ). Современный исследователь, автор одной из «революционных биографий» Иисуса, считает, что Иисус здесь восстает против «патриархального шовинизма», характерного для Средиземноморья Его времени. Стандартная семья включала пять членов: отца и мать, их сына с женой и незамужнюю дочь; все они жили под одной крышей. Линия разделения, отмечает исследователь, проходит между поколениями: Иисус обрушивается на семейный уклад, предполагающий власть старшего поколения над младшим, родителей над детьми. Его идеал – то Царство Божие, в котором нет места злоупотреблению властью. В этом толковании заслуживает внимания лишь один момент: если читать текст буквально, то линия разделения в самом деле проходит между поколениями. Иисус не говорит, что Он пришел разделить мужа с женой, брата с сестрой; Он не говорит, что муж, любящий жену больше, чем Его, или жена, любящая мужа больше, чем Его, недостойны Его. Но действительно ли слова Иисуса означают, что водораздел будет проходить только и исключительно между поколениями? Прежде всего мы должны отметить, что эти слова являются парафразой слов пророка Михея: Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его ( Мих.7:6 ). Именно в этом тексте сын противопоставлен отцу, дочь – матери, невестка – свекрови. Отсутствием в цитате упоминаний о других родственных связях можно объяснить отсутствие таковых и в речи Иисуса. Кроме того, мы можем вновь вспомнить слова Иисуса, обращенные к ученикам: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ). Здесь, помимо представителей старшего и младшего поколений, присутствуют представители одного поколения (братья, сестры, жена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ " Я сказал: " Вы боги " " (Ин.10:34; Пс.81:6) " Прежде создания мира мы задуманы, как полнота совершенства " (схиархимандрит Софроний). " Вникай в себя " (1Тим.4:16). Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью - всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под наиболее совершенной радостью? Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных, житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами? Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, радости научного постижения мироздания. Все эти радости законны, но они не совершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости. Как пишет царь и пророк Давид - " дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим " (Пс.89:10). А затем, в конце быстротекущей жизни всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих - царь Соломон пишет в конце своей жизни: " Суета сует, суета сует - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?.. " (Еккл.1:2-3). Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое - новозаветное время, - время царствования в мире Сына Божия - Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества - Иисуса Христа. Он " победил мир " (Ин.16:33) и " победил смерть " . Ему " дана всякая власть на небе и на земле " (Мф.28:18) и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины. В это новое Царство Он зовет всех, всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк.15:1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В) Образ Главы и тела: Ефес. 1:22–23 и др. Отец: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.» Г) Образ строящего здания: Ефес. 2:19–22 . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господне, на котором и вы устроитесь в жилище Божие Духом.» Д) Образ Дома, семьи: 1Тим. 3:15 . «...Если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.» – Евр. 3:6 , Христос – «Как Сын в доме Его; дом же Его – мы.» Сюда относятся также евангельские образы: рыболовного невода, засеянного поля, виноградника Божия. У Отцов Церкви часто встречается сравнение Церкви в мире с кораблем в море. Ап. Павел, сравнивая жизнь Церкви во Христе с браком, или отношениями мужа и жены, заключает свою мысль словами: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Жизнь Церкви в своем существе таинственна, течение ее жизни не вмещается вполне ни в какую «историю»; Церковь совершенно отлична от какого бы то ни было на земле организованного общества. Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение Христова Церковь получила свое бытие с пришествием на землю Сына Божия, когда пришла полнота времен, и с принесенным Им спасением мира. Начало бытия ее в полном виде и значении, с полнотой даров Духа Святого, Есть день Пятидесятницы после вознесения Господня. В этот день, после сошествия Святого Духа на апостолов, в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек, и далее Господь каждый день прилагал спасаемых к Церкви. От этого момента территория города Иерусалима, затем Палестины и потом всей Римской империи, и даже стран за ее пределами, стала покрываться христианскими общинами – церквами. Имя « церковь ,» неразлучное с каждой общиной христианской, даже домашней, семейной, указывало на единство этого частного с целым, с телом всей Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010