Рамки личного бытия родителей становятся Уже, их жизнь делается " житием " в христианском смысле этого слова, т.е. подвигом. Вместе с тем с появлением детей открываются горизонты для широкого применения их жизненных сил. Дети требуют забот, доставляют огорчения, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. Дети побуждают родителей быть строже к самим себе, ответственнее — к своим обязанностям по отношению к родным, друзьям. Апостол Павел учит родителей-христиан: " И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем " (Еф. 6:4). " Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного " (1 Тим. 5:8). Воспитывая детей, родители воспитывают и самих себя, ибо присутствие детей часто удерживает от распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, направленных на то, чтобы упорядочить жизнь, удовлетворить материальные и духовные запросы и потребности членов семьи. Даже ради монашеского подвига родители не смеют оставлять детей без попечения. На основании апостольской заповеди Отцы Гангрского Собора в 376 году приняли 15 е правило, в котором сказано: " Аще кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них, да будет под клятвою " . В толковании на это правило Зонара писал: " И звери своих детей питают, и охраняют, и подвергаются опасностям за них. А если звери относятся так к своему порождению, то насколько более должны иметь попечение о своих детях и заботиться о них те, которые почтены разумом " . Отношения между мужем и женой, родителями и детьми составляют ядро семейных отношений. " Семья, — отмечает святой епископ Феофан Затворник, — это общество, в котором под одной главой (семья) устраивает свое внешнее благосостояние для внутреннего. Достигается оно согласованным отправлением различных дел " [ 1 ]. В подлинно христианской семье взаимоотношения родителей должны соответствовать идее христианского брачного союза и исключать все, что может оскорбить чувства детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Слышавшие ругательства, какие изрыгал он на Православие и на святого ревнителя православия и искоренителя раскола, видели теперь своими очами ужасную казнь, постигшую ругателя. Они должны были отсюда научиться и научить детей и внуков не только никогда не слушать льстивых и безумных речей староверов относительно веры, но и заграждать нечестивые уста изуверов, изрыгающие хулу на Православную Веру и Церковь («Душеполезное чтение», декабрь 1861 г.). 4) Еще казнь за кощунство. М. Ч., молодой человек, богатый имением, но пустой по уму и жалкий по непорядочному образу жизни, имел однако же притязания на человека образованного. Он имел также несчастную привычку глумиться над предметами священными и не отставал от кощунства, несмотря на предостережение людей благомыслящих и даже некоторых товарищей из своего круга. Сверх же того, чуждаясь женитьбы, хотя имел все способы вести порядочную семейную жизнь, он держал у себя наложницу, и когда желавшие обратить его к лучшему образу жизни представляли ему в настоящем свете его поведение и указывали на закон Божий и Божий суд за жизнь непотребную, он, по обычаю, обращал все в смех и говорил, что он «следует закону природы, нимало не противному разуму» и проч. Однажды, во время продолжительной ночной пирушки в его доме, подгулявшие товарищи нагло шутили над многим, перед чем люди благочестивые привыкли благоговеть. Хозяин был вожатаем на пути нечестия и, прощаясь с гостями, сказал им смеясь: «Теперь пора спать; не беспокойтесь, Бог не помешает моим удовольствиям. Темнота ночная покроет все. Прощайте, друзья». Жалкий слепец как бы вызывал на месть Бога, над величием Которого глумился. Он не знал, потому что, может быть, в детстве не слыхал, что на всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых (Притч. Сол. 15, 3), и что Бог не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. Посему никто, говорящий неправду, не утаится и не минет его обличающий суд. Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его (Премуд. Сол. 1, 6–9).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Рубрики Коллекции Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 3 мин., 04.04.2020 Поделиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу  об ограждении людей от вредоносного поветрия , а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не д о лжно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову:  Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно  (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне. В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже  врата ада  не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18).  Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем  (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас.  Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще  (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

http://foma.ru/patriarshee-poslanie-preo...

Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 3 апреля 2020 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия , а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не д о лжно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне. В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

http://patriarchia.ru/db/text/5616517.ht...

Глава 16 1–9. Суд Божий над народом иудейским. 10–13. Разъяснение причины гнева Божия. 24–21. Будущее спасение и предшествующее наказание народа. Иер.16:1–9 . В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу. Иер.16:2 .  не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Семейная жизнь могла бы принести утешение пророку, ненавидимому в обществе израильском, но он, по определению Божию, должен отказаться и от этого утешения. Иер.16:6 .  И умрут великие и малые на земле сей; и не будут по­гребены, и не будут оплаки­вать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. «Великие и малые» – т. е. знатные и простолюдины. – «Стричься» – точнее, с евр.: делать нарезы на теле (ср. Иер.41:5, 47:5 ) и потом остригать наголо голову ( Иер 47.5 ; Ис 22.12 ). То и другое было воспрещено законом Моисеевым ( Лев. 19.27 и сл.; Лев. 21.5 ), но тем не менее практиковалось у евреев. – Пророку запрещается принимать участие в сетовании той или другой семьи по случаю смерти какого-либо члена этой семьи. Это будет символом того, что скоро не будут оплакивать умерших и даже погребать их за невозможностью это сделать: придется иудеям, оставшимся в живых, думать только о себе. Иер.16:7 .  И не будут пре­ломлять для них хлеб в печали, в утеше­ние об умершем; и не подадут им чаши утеше­ния, чтобы пить по отце их и матери их. В осиротевшую семью, после похорон отца семейства, друзья присылали хлеб и вино, для подкрепления сил хоронивших умершего и в это время, конечно, не вкушавших пищи ( Притч 31.6 ). Иер.16:10 .  Когда ты пере­скажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: «за что изрек на нас Го­с­по­дь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех , которым согрешили мы пред Го­с­по­дом Богом нашим?» – Иер.16:11 .  тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Го­с­по­дь, и по­шли вослед иных богов, и служили им, и по­кло­нялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр.14:4 .  Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, Откр.14:5 .  и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. В похвалу и особенное достоинство совершенных ставится то, что они были строгими девственниками. В последние времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность – девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель или как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем. Они первенцы в смысле лучших и избраннейших, они совершенно свободны от лжи и вполне непорочны. Итак, эти 144 тысячи, стоящие вместе с Агнцем на горе Сионе, – суть избраннейшие и совершеннейшие христиане и преимущественно христиане последнего антихристианского времени. Их 144 тысячи, ибо взято число, выражавшее полноту всех избранных и совершенных христиан, которые достигали и будут достигать совершенства. Откр.14:6 .  И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; От неба, где происходило предшествующее явление, взор тайнозрителя с 6 ст. обращается к земле. Он видит другого таинственного Ангела, который был для него действительным Ангелом, одним из числа множества служителей Божественных бесплотных вестников Божественной воли. Он летит посреди неба для того, чтобы весь мир слышал возвещенное им, ибо это действительно имеет для него (мира) важное значение. В руках Ангела вечное Евангелие, т. е. некоторый свиток, книга ( Откр.10:2 ), заключающая в себе известное содержание. Вечным это Евангелие названо потому, что заключает в себе слово Божие, которое нетленно, живо и пребывает вовеки ( 1Пет 1:23–25 ). Евангелие Ангел держал как знак того, что он послан благовествовать всем живущим на земле без исключения и подразделения, не только грешникам и язычникам, но и праведникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И неслучайно на Руси был такой обычай: когда человек хотел постричься в монахи или быть рукоположенным в церкви, он сначала спрашивал у своих родителей. И если они благословляли, тогда он шел, и совершалось то, что он искал. Почему надо спрашивать благословение родителей? Потому что они лучше знают нас, чем мы сами. Они наблюдают нас на протяжении разных этапов нашего становления, они знают, какими мы были в младенческом возрасте, какими мы были в отроческом возрасте и так далее. И то, что Ревекка называется матерью обоих сыновей Исаака, это свидетельство того, что она хотя и участвовала в заговоре против Исава, как это могло выглядеть, но в действительности она не перестала быть и матерью этого человека. « Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских » ( Быт. 28:6 ). Вот здесь немного непонятно: «Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав» ( Быт. 28:6 ). Как можно увидеть сказанные слова? Можно увидеть действие. Надо заметить, что этот вопрос – не праздный. В Книге Исход в 20-й главе сказано, что люди, которые стояли у подножья Синайской горы: «Весь народ видел громы…» ( Исх. 20:18 ). Как можно видеть громы? Можно видеть молнии, а как можно видеть звук? В действительности, как я уже говорил, есть несколько способов прочтения библейских текстов. И когда мы читаем библейский текст как книгу просто о людях, то многое становится непонятным. «Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет. 3:20 ). А тела что, потонули, что ли? Непонятно! Но в действительности, чтобы нам понять любой библейский текст, мы должны брать все уровни истолкования, какие можем для себя обнаружить. Тогда нам станет многое понятно. Исав увидел перемену, которая произошла в сознании слепого Исаака. И он увидел, что отец уже не относится так же хорошо, как раньше, отец определился, скажем так, с первенцем, поменял все местами. Раньше первенец был Исав. И мы знаем, что в истории Божьего домостроительства перемена первенства произошла и тогда, когда Бог забрал у израильского народа их первенство и передал христианам. Но Исав тоже был первенец своего отца. И чтобы Иакову завладеть условно незаслуженным первенством, ему надо было надеть на себя кожи, кожаные ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Конечно, невозможно представить, что он знал все 613 заповедей, это невозможно представить, но, по крайней мере, такое истолкование есть. И далее он говорит: « И есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими » ( Быт. 32:5 ). Вот здесь, когда он говорит «есть у меня волы и ослы» ( Быт. 32:5 ), этим самым он как бы, возможно, говорит: «Да, меня благословили росой свыше и туком земли, но на самом деле у меня только волы и ослы». Здесь он, может быть, как бы намекает Исаву, что надо разобраться: может быть, у него, у Исава, и осталось благословение? « И возвратились вестники – возвращаются «малахим» – мы не знаем, кто: ангелы или люди, потому что из текста это трудно определить – к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву » ( Быт. 32:6 ). Интересно, а зачем имя добавлять? Достаточно сказать: «Мы ходили к брату твоему». И так понятно, что у него один брат, у него же нет другого брата! Так зачем добавляется имя «Исав»? «Мы ходили к брату твоему» (запятая), да, он твой брат. Но он еще и раша Эйсав – «злодей Исав»! Он не только твой брат, он еще и злодей, разбойник! В противном случае слово «Исав» несет самостоятельную нагрузку. «… Он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек » ( Быт. 32:6 ). Зачем он ведет 400 человек? Представьте себе: вы возвращаетесь на родину с детьми, с чемоданами, и вам говорят, что ваш родной брат выехал с целой командой на грузовиках, все вооружены. Вы не можете понять, что происходит! « Иаков очень испугался » ( Быт. 32:7 ). Чего он испугался? Чтобы понять, чего он испугался, надо посмотреть 11-й стих этой главы: «Я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» ( Быт. 32:11 ). Вот чего он испугался, чтобы не убили его и матери с детьми». «Иаков очень испугался и смутился» ( Быт. 32:11 ). А что означает слово «смутился»? Придется защищаться, и возможно, патриарх Иаков будет убивать кого-то. И для него – это смущение: он религиозный человек, он не агрессивный человек, он даже внешне другой. Это Исав весь был покрыт шерстью, красное лицо воспаленное. Иаков – это мирный человек, это богослов, муж, который в шатрах сидел и изучал законы Бога, даже в шатрах Лавана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И святые отцы обращают на это внимание, они говорят: чтобы Сыну Божьему найти для нас благословение от Бога Отца, Ему потребовалось тоже облечься в кожу, Он стал Человеком, Он стал подобным нам! Святые Отцы обращают на это внимание: Он тоже облекся в человеческую плоть, чтобы взять на Себя все наши грехи, чтобы умереть на кресте, чтобы вознестись на небеса и ходатайствовать этим человеческим телом перед Престолом Всевышнего. Тайна Боговоплощения отчетливо видна, когда Иаков надевает на себя кожаные ризы, и тогда когда отправляется к язычникам в Месопотамию искать для себя невесту. Иаков очень часто символизирует Христа, об этом мы будем говорить и дальше. Но как поступает Исав? Ему уже видно, для него очевидно, что отец изменил к нему отношение. Исав пытается исправить ситуацию. Мы читаем: « Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его » ( Быт. 28:6–8 ). Опять «увидел» ( Быт. 28:6 )! То есть отец не решался выговаривать сыну, что называется, вслух! Это были святые люди, это были праведные люди, очень благочестивые! Он видел это, он чувствовал больше, чем слышал! И Исав, являясь сыном столь великого пророка, конечно, тоже был наделен духовными чувствованиями. Исав, по мнению некоторых истолкователей, был именно очень заботливый сын, несмотря на его дурные качества. А в Библии говорится, что если даже грешный человек почитает родителей, то только за это Бог благословит его. Читаем: «ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир. 3:14–16 ). То есть, сора с родителями, это сора и конфликт с Самим Богом!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот это – то, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010