И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт.2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4-6)    Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31-32).    Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.    «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:22-23).    Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.    Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.    Семья есть основа Церкви Христовой.    Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19:11-12; 1 Кор.7:8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.). ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА    Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.    Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).    Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.    Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.    Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Человек, который не хочет жить по воле своего Творца, не желает быть рабом Божиим, отпадает от Источника Жизни и неизбежно становиться рабом греха, страстей, а через них и темных сил, враждующих против Бога. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим. 6:16 . Третьего не дано. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:20–23 ). Христианин, вверивший себя в руки Господа, получает от Него (по мере духовного совершенства) великие дарования. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин. 15:7 . Это доказано опытом святых. Какой путь христианской духовной жизни идеален – семейный, или монашеский? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Идеал христианской духовной жизни дан Спасителем. Господь не связывает его достижение с монашеством, которое возникло 2,5 века спустя. Он говорит только о безукоризненном исполнении Божественных заповедей. Святые апостолы первыми достигли христианского совершенства. Они не были монахами. Некоторые из них были людьми семейными. Природа духовной жизни едина. Святые отцы лишь указывают на монашество, как на путь, идя которым можно полнее раскрыть заложенные в человеке духовные возможности. Однако люди, имеющие решимость угождать Богу, всегда могли это сделать, живя и семейной жизнью. Преподобному Макарию Великому Бог сказал: «Ты не сравнялся добродетельною жизнью с двумя женщинами, которые живут вместе в ближайшем городе». Когда подвижник разыскал их, он спросил, как они живут. Женщины сказали, что они жены двух родных братьев. Живут вместе15 лет. За это время ни разу не ссорились и не сказали друг другу ни одного обидного слова. Избегают пустословия и праздности. Узнав жизнь этих женщин, св. Макарий сказал: «Поистине везде и всякому можно спастись, и Бог поможет, было бы только желание спасения». Как можно совместить веру в Бога как во Вседержителя и веру в нашу свободу и ответственность?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Брак заключается на земле и во времени, но его последствия имеют бесконечную перспективу. Во-первых, потому что человек – существо бессмертное, а во-вторых, потому что все, благословленное Богом, уже не может исчезнуть в небытии. Поэтому так строго звучат слова Господа о браке: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ). Богоугодный брак должен быть моногамным (ибо первозданная семья состояла из одного мужа и одной жены) и нерасторжимым (по образу вечного единства Христа и Церкви). «Разводиться, – учит свт. Иоанн Златоуст , – дело противное как природе, так и божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять» 784 . Если развод произошел, то дальнейшая жизнь бывших супругов должна проходить без повторных браков (см.: 1Кор. 7:11 ), и лишь в силу человеческой немощи, из соображений икономии 785 , допускаются разводы, ибо уединенная жизнь требует немалых сил и особого склада характера, а это удел немногих. Иногда в качестве возражения против вечной перспективы брака приводят цитату из Священного Писания: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк. 20:34–36 ). Здесь речь идёт о том, что в будущей жизни люди не будут создавать новых семей, но это совсем не значит, что их семейные отношения на земле не отразятся на их загробной участи. Несомненно, отразятся, но характер этих отношений изменится. Все события, имеющие духовно-нравственное значение, повлияют на будущую жизнь человека, тем более брак, хотя особенности этого воздействия и возможность сохранять семейное единство в будущем в Священном Предании Церкви не раскрываются. Вопросы: 1. В чем состоит духовный смысл и предназначение богоугодной семейной жизни? 2. В каком смысле семья является прообразом бытия Бога Троицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. ( 1Петр. 3.1–6 ) Итак, в семейной «малой церкви», где каждый член живёт согласно с волей Божьей, Царство Его уже присутствует и действует, в предчувствии своего полного завершения в Царствии Небесном, которому не будет конца. Глава седьмая. Болезнь, страдание, смерть Болезнь Болезнь и смерть присутствуют в мире как результат его падшести и греха. Болезнь есть дьявольские путы, а Христос пришёл, чтобы «упразднить дьявола» ( Евр. 2.14 ). В Иисусе Христе прощение грехов, исцеление тела, упразднение дьявола и воскрешение мёртвых являются одним и тем же спасительным действием.Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. ( Мф. 9.5–7 )…Слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне! ( Лк. 7.22–23 ) Человек, искупленный от греха и зла, избавляется от болезни и смерти. В Царстве Божьем больше не будет «болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная» (кондак погребальной службы). Когда же человек бывает болен, то становится жертвой дьявола и греха мира. Это не значит, что отдельные люди лично наказываются своими болезнями, но это означает, что там, где царит грех, процветает и болезнь. Православная Церковь учит, что все невинно страдающие от болезни, например, маленькие дети или люди с врождёнными умственными недостатками, несомненно будут спасены в Царствии Божьем. Если мы откроем Книгу Бытия, то увидим, что Бог не сказал человеку: «Согреши, и Я убью тебя», но, что если человек согрешит, то он «смертью умрёт» ( Быт. 2.17 ). Следовательно, когда человек грешит и разрушает сам себя злом, он приносит в мир болезни и страдания – себе и своим детям, и вся жизнь его делается западнёй, пока он не возвратится в прах, из которого сотворён и которым он является по своей природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Тогда навлекший на себя суд Божий, доселе бывший царственным, народ или, подобно Египту, продолжает быть, по выражению Св. Писания, народом умаленным, царством слабым, без властителей из своей земли; или, подобно Ассуру и Вавилону изглаждается с самым своим именем с лица земли: «...о тебе, Ассур, Господь определил, – говорит пророк Наум, – не будет более семени с твоим именем» ( Наум.1:14 ); «...прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» ( Соф.2:13 ); «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем» ( Ис.13:19–20 ). Но бывают иногда в народно-политической жизни такие эпохи, когда живущее поколение сильно развращается, и историческая жизнь народа вступает на путь разрушения в себе нравственного порядка, в народной, однако, массе остаются здоровые еще элементы, могущие при благоприятных условиях направить жизнь народа на путь добра и нравственного порядка, тогда Господь посещает народ сильным испытанием, отвергает Господь и оставляет род, по свидетельству Св. Писания, навлекший гнев Его, раскидывает под солнцем и луною злое племя ( Иер.7:29, 8:2–3 ). Будущность же народа с его племенем сохраняется в его добром семени ( Ис.6:13 ), ибо, и упавши, встают, говорит Господь, и, совратившись с дороги, возвращаются ( Иер.8:4 ). Такие же эпохи в жизни отдельных народов, в которых, по свидетельству Св. Писания, виноград их начинает быть «от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» ( Втор.32:32–33 ), т.е. такие эпохи, когда жизнь семейно-общественная неисцельно отравляется развращением нравов, отношения между людьми ожесточаются через господство злых волей; когда, по свидетельству Св. Писания; «из корня их змеиного начинает выходить аспид, а плодом их бывает летучий дракон» ( Ис.14:29 ), эпохи, когда будущие поколения народа имеют преемственно явиться во всеоружии злых волей; тогда «мера беззаконий народа исполняется», и Господь судит народ судом Содома и Гоморры, судом Аморреев: «в четвертом роде возвратятся они сюда , – говорит Господь Аврааму, – ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Пост может одухотворить и послужить к смирению, а может привести в самомнение и превозношение. Уединение полезно молящемуся и трезвящемуся, а при праздномыслии оно бесполезно и вредно при самомнении. Чтение может образовать ум, а может лишь изострить язык. Так же и брак может обучить любви, а может расслабить чувственностью, ожесточить суровой действительностью или привести к унынию от постоянных семейных проблем. Чтобы получить пользу от брака, надо сразу понять и принять изречение Господне о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Родительство опытно показывает, «в вере ли мы» ( 2Кор.13:5 ) и живет ли в нас Христос, Который есть »Любовь " ( 1Ин.4:8 ). Ведь отдавая себя воспитанию, помогая и сопереживая детской душе, родитель не условно, а вполне конкретно начинает «нести бремя другого», исполняя этим закон Христовой любви ( Гал.6:2 ). Он не на словах, а на деле начинает познавать любовь в том, что как Христос «положил за нас душу Свою, так и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Приходит и понимание очевиднейшей истины, что не может быть любви Божией у того, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). Все эти слова никого не касаются так близко, как собственных детей, ближе и родственней которых не бывает никого на свете. И если преп. Силуан суть любовного отношения к ближнему определил так, что «брат наш есть наша жизнь» 273 , то родители по праву могут говорить, что их жизнь – это их дети. И именно с ними и через них, а не через каких-то еще воображаемых ими ближних можно научиться христоподражательной любви. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для живущих в миру. Здравие души определяется семейным миром и беззаветной любовью ко всем членам семьи. Для того-то Господь и установил брак и устроил семейный быт, чтобы люди взаимно друг друга любили и привязывались друг к другу. И не случайно Господь запретил браки между родственниками, потому что они и так любят друг друга, будучи соединенными естественными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Этика ветхозаветной религии Благословение Авраама Сущность нравственного мировоззрения ветхозаветной религии резюмирована в десяти заповедях, данных израильскому народу Богом через Моисея. Итак, этика ветхозаветной религии прежде всего является теономной, т. е. основанной на религии. Нравственная жизнь человека необходима потому, что на это есть всеблагая воля Господня. Основа основ всей ветхозаветной морали – любовь к Богу; на этой основе возникает необходимость любви к ближнему. На любви к Богу и ближнему основываются все нравственные обязанности в отношении к Богу, ближнему и к самому себе. Хотя принцип любви, как мы увидим ниже, не имеет в ветхозаветной религии такого всеобъемлющего применения, какое дано ему в религии христианской, тем не менее сам принцип этот ясно и точно провозглашен. «Да будут слова сии (возлюбить Бога и ближних) в сердце твоем и в душе твоей» (Втор. 6, 6). Не ограничиваясь общим указанием на необходимость любви к Богу и ближним, ветхозаветная религия указывает и весьма конкретные ее виды и стремится провести начала любви в семейную и общественную жизнь народа. Так, например, внушается необходимость почитать родителей, запрещается нанесение вреда жизни близких, требуется чистота нравов, уважение к праву собственности, к доброму имени окружающих и т. п. Еще более частные виды проявления любви к ближним указываются в многочисленных правилах ветхозаветного законодательства, в которых предписывается уважение к старцам, заботливость о благе вдов и сирот, снисхождение к несостоятельным должникам, помощь бедным, человеколюбие к рабам, великодушие к врагам и пр. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч. 25, 21). Однако мораль ветхозаветной религии не заключала в себе полного выражения нравственной идеи во всей ее всеобъемлющей широте и глубине. В соответствии с главной целью этой подготовительной религии – воспитать и приготовить израильский народ к восприятию высшего христианского откровения – мораль ее внушала Израилю любовь друг к другу; всеобщее же применение принципа любви ко всем народам и ко всему человечеству в целом еще не было ее специальной задачей.

http://pravoslavie.ru/2501.html

2) в евр. языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч. языку, соотв. аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. под ее влиянием новозаветной языковой логики; 3) по ее собств. свидетельству, Библия является словом Божьим, переданным человеч. словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидетельства Библии обладают высшим авторитетом (см. ниже, III). В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ 1) во времена Ветхого Завета. По свидетельству ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в ⇒ «Книге Завета», должна передаваться из рода в род: а) «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор. 6:4–7 ). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье – живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего» ( Втор. 32:46.47 ); б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» ( Нав. 1:7.8 ). Теми же словами, которые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни ( Нав. 23:6 ). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и которое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу: прилепитесь к Господу, Богу вашему ( Нав. 22:5 ; Нав. 23:8 ; ср. Быт. 2:24 ; Мф. 19:5 ; 1Кор. 6 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Еф. 5:31 ; 4Цар. 18:6 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под «душевными» страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под «телесными» – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь. Пс.87:5 .  Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, Пс.87:6 .  между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. «Я сравнялся с нисходящими в могилу» – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе», которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения. Пс.87:7 .  Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Пс.87:8 .  Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]. Пс.87:9 .  Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Пс.87:10 .  Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев ( «ярость... и... волны») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями ( «удалил... знакомых»). Сношения со мною они считают осквернением ( «сделал меня отвратительным для них»), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы. Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме ( Пс. 37:6–9 ), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – «Око мое истомилось от горести» – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И еще в этой молитве упоминается «блудный сын», покинувший родной дом, вычеркнувший себя из жизни семьи и промотавший «на стране далече» полагавшуюся ему долю наследства. Обнищав и опустившись, возвращается он домой, понимая, что уже не вправе называться сыном, а может быть принят отцом только как наёмник. Но не так думает отец, для которого его сын всегда останется сыном, что бы с ним не случилось. Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк. 15, 20–24). Вот такие перемены. Один, надев перстень, из раба и узника становится правителем огромной и богатой страны, другой из бездомного и нищего свинопаса превращается в возлюбленного сына когда-то преданного им отца. И теперь, во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак. Но перстень означает не только честь, но и ответственность. Ветхозаветный Иосиф понимал, что если не оправдает доверие фараона, то с него снимут не перстень, а голову. И обрученные должны понимать: если придется им когда-нибудь снять надетые только что перстни, это будет самая горькая жизненная неудача, самый постыдный провал... Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и святой крест, произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма – начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь – непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем – куда? Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). И ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127-го псалма: Блажени вси боящиися Господа… (Пс. 127, 1). Страх Божий – радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется, нет ничего радостного. Благоговение перед Господом – залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь, и главное украшение любой семьи – дети. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! (Пс. 127, 2–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010