I. Будем стараться быть совершенными. Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5, 48). Он сказал также: «Если хочешь быть совершенным... следуй за Мною» (Мат. 19, 21). II. За Спасителем следуют те: 1. Кто любит молиться, постоянно посещает богослужения, любит слушать слово Божие и часто принимает Святые Таины. 2. Кто со вниманием относится к своим мыслям, словам и поступкам так, чтобы в них не было ничего противного воле Божией, кто осторожен в своем общении с людьми, чтобы не иметь побуждения к соблазну, греху, т. к. Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мат. 26, 41). 3. Кто сам себя преодолевает, отказывает себе в приятных вещах, которые не противоречили бы воле Божьей, кто сам себе отказывает в дозволенных вещах с тем, чтобы иметь силу преодолеть и недозволенное. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест и следуй за Мною» ( Лук. 9, 23 ). 4. Кто совершает свою ежедневную работу по-христиански и так, чтобы было угодно Богу, прилежно, добросовестно, стойко и с мыслью о том, чтобы его работа была угодна Богу. III. Нравственного успокоения на земле достигает также тот, кто из любви к Богу отказывается от своего имущества и семейной жизни и посвятит свою жизнь искренне и полностью только работе, молитве, чистоте и послушанию, как это исполняют благочестивые монахи в отшельничестве. Было много святых, раздавших из любви к Богу все свое имущество бедным или на нужды благотворения, на народные нужды и на украшение церквей, а сами жили в полной бедности по примеру Христа. Это не есть долг, но это доказывает страстное желание достигнуть полного нравственного совершенства по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мат. 19, 21). 6. Об обете 850. Какие есть обеты? Обеты следующие: 1. добровольная бедность, 2. добровольное отречение от семейной жизни и сохранение чистоты сердца,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Так еще раз утверждается параллелизм богатства материального и богатства духовного. При этом связующим звеном становится труд (физический и духовный), пользование правом на труд для реализации созидательной способности человека в оправдание своего подобия Богу. Глава 6. Право на собственность В Библии всё теснейшим образом переплетено друг с другом. Поэтому при рассмотрении семейного права мы неизбежно коснулись и вопросов, относящихся к праву на собственность, в частности, когда говорили о доме как символе семьи и его неприкосновенности. И впрямь: дом, жилище это ведь категории не только семейного права, но и имущественных отношений. Вопросов собственности мы не избежали и при рассмотрении права на труд. Как и остальные права, рассмотренные выше, право человека на собственность, на владение любым из Богом созданных реалий на земле, было зафиксировано уже при сотворении человека. Даже еще до его сотворения Бог привел в качестве одного из обоснований грядущего акта идею этого права: «Сотворим человека [...]; и да владычествуют они» ( Быт. 1:26 ). После же сотворения человеку было сообщено об этом праве уже императивно. Человеку было дано право владеть и всей фауной («Владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями) и над птицами небесными (и над всяким скотом)» Быт. 1:28 ), и всей флорой («Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево» Быт. 1:29 ); человеку была дана во владение вся земля: «Наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт. 1. 28 ). Ему было также поведано, что он обладатель и недр земных. Таково, повидимому, значение слов, приведенных в описании географии Едема: «И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс» ( Быт. 2:12 ). Как кажется, иной необходимости в упоминании золота и других драгоценностей земли в данном контексте нет. Все эти права были сообщены уже состоявшейся семье Адама и Евы и, конечно же, означали и передачу этих прав по наследству всему человечеству. Однако слова «владычествовать» и «обладать» в устах Господа означали, повидимому, лишь право обращаться со всеми этими источниками богатства по своему усмотрению, но в рамках хозяйственной деятельности, направленной на благоустройство своего дома и устроение своей жизни. Устраивать свою жизнь человек должен был сам. Адаму и Еве, чьим обиталищем была вся земля, был дан и дом Едемский сад; он был дан в пользование человеку, который мог вкушать блага этого домасада («от всякого дерева в саду ты будешь есть» Быт. 1:16 ) и который должен был заботиться о нем и преумножать его богатства («возделывать его и хранить его» Быт. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

При таких условиях семейной жизни, парализуется всякая энергия, всякая деятельность всякое стремление ко всему доброму, полезному и совершенному. Здесь не жизнь, а прозябание. В предохранение от такого разложения семейной жизни древние мудрецы давали такие наставления своим детям: «не внимай льстивой женщине» (5:2). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель» ( Сир.9:8–11 ). От таких аномалий только христианство может спасти, благодатно воздействуя на испорченные и злые сердца супругов и, еще более, не допуская такого выбора вступающих в брак не по евангельскому принципу. Без христианского таинства любви, брак, при указанных условиях, есть «цепь, связывающая двух ненавидящих друг друга колодников», по словам Толстого 157 . Современный тип жены, совершенно отвергнувшей христианский принцип брака, рисуется в другом виде. Она не грызет мужа, как злая жена, но убивает мужа своею открытою распущенностью, во имя принципа какой-то свободы не признающей никаких нравственных принципов, ни общечеловеческих устоев жизни. Она проповедует какое-то полное «равноправие» в браке на почве «половой» любви. И вот в какую форму, в какой тип современной женщины вырабатывается антихристианский принцип в браке на почве «половой» любви и совершенной свободы. Представляем картину с натуры: «Увы, мой друг говорит спокойно жена мужу, я вас больше не люблю, я полюбила Валерия. Он моложе, сильнее, красивее вас, – я хочу от него иметь детей. – А с этими-то детьми как же? возразил несчастный муж – С этими – как вам угодно, – вы отец. – Но это низость, говорит муж – Фу, какой вы отсталый! возражает жена неужели вы ничего не слыхали о половом подборе? Закон природы! Есть ли что священнее законов природы? – А закон Христа – Фи, опять вы с архаической моралью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Глава III Нравоучительные наставления к христианам вообще (1–17). Наставления к членам христианской семьи (18–25). Кол.3:1 .  Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом ( Кол.3:1–4 ). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека ( Кол.3:5–17 ). Христиане воскресли со Христом (см. Рим.6:4 и Еф 2:6 ) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. – «Одесную Бога» – см. Мк.16:19 . Кол.3:2 .  о горнем помышляйте, а не о земном. Христиане должны «помышлять», т. е. всем своим внутренним настроением быть привязаны к горнему миру. Но это не значит, что Ап. совершенно не признавал надобности заботиться и о земном: тут же, во второй половине главы, Ап. напр. научает верующих быть особо внимательными к обязанностям, налагаемым земной, именно семейной, жизнью, и вообще он не отрицал возможности для христианина пользоваться и наслаждаться благами земными (ср. 1Кор 6:12, 10:23 ). Только эти блага никак не должны в сердце христианина вытеснить главной заботы – о вечном, небесном. Кол.3:3 .  Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; Кол.3:4 .  когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная ( Рим 6:2 ). – «И жизнь» – т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще «сокрыта со Христом в Боге» или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром – и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе. Кол.3:5 .  Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, Кол.3:6 .  за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У нас всегда есть возможность быть святыми Протоиерей Владимир Воробьев о духовной и семейной жизни 10 декабря, 2016 Протоиерей Владимир Воробьев о духовной и семейной жизни Во все ли времена возможно быть святым, равночестны ли семья и монашество и является ли идеальной жизнью человека семейная жизнь, какой самый прямой путь к созданию семьи, как молиться и поститься студентам – на эти и другие вопросы о духовной жизни ответил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев во время встречи со студентами. Встречи с руководителями и преподавателями проходят в рамках интеграционного курса для студентов, поступивших в ПСТГУ. Духовная жизнь – это есть жизнь в Духе Святом – Вопросы о духовной жизни неисчерпаемы. В наше время духовной жизнью называют разные вещи. Некоторые называют «духовной жизнью» посещение театров, концертов или, например, танцев. Церковь не отрицает светскую культуру и допускает ее для мирян. Но духовная жизнь – это другое. В Священном Писании о духовной жизни говорится очень определенно: духовная жизнь – это есть жизнь в Духе Святом: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). То есть христианин, не имеющий Духа Христова, не может считать себя духовным, говорит Апостол Павел. Вы знаете, что в первом веке всех христиан называли святыми, именно потому, что они получили дар Святого Духа и старались жить, сохраняя благодать Святого Духа в своем сердце. Их святость проявлялась даже видимым образом: они часто имели благодатные дары. Жизнь первых христиан была устроена харизматически, то есть они жили по внушению свыше и ничего не делали, пока не ощущали волю Божию. Об этом ясно написано в Деяниях Апостолов, где говорится, что когда апостол Павел со спутниками пошел в такую-то страну, то Дух Святой не пошел с ними, они поняли, что это не угодно Богу. А когда они пошли в другую сторону и Дух Святой пошел с ними, тогда они продолжали свой путь: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6).

http://pravmir.ru/u-nas-vsegda-est-vozmo...

« И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло » ( Быт. 3:4–5 ). А вот сейчас Библия очень подробно описывает нам, как грех входит в нашу жизнь: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи » ( Быт. 3:6 ). Первая похоть – это похоть чрева. Похоть – желание обладать чем-либо, считать своим. Это похоть накопительства. «И увидела жена, что древо хорошо для пищи» – это первая похоть, похоть чрева. А вот вторая: « и что оно приятно для глаз » ( Быт. 3:6 ) – похоть очей. Очень опасная похоть! Я в свое время, когда служил на Большой Ордынке, проводил опрос у своих прихожан: по каким улицам Москвы они стараются не ходить? Выяснилось, что они стараются не ходить по Тверской и по пешеходному Арбату. Потому что это были места бесконечных рекламных щитов и плакатов, тогда вся эта наружная рекламная вакханалия в Москве еще только начиналась, и там, на этих двух улицах, все было представлено в самом что ни на есть обнаженном и диком виде! Итак, первая похоть – чрева. Похоть очей – вторая. И третья: « и вожделенно, потому что дает знание » ( Быт. 3:6 ) – похоть лжеименного знания. Я обычно использую здесь слово, которое многие любят, но значения которого до конца не понимают. Это «похоть интеллигентности». Одного московского «интеллигента» я спросил: «А что такое интеллигентность?», и он мне ответил: «Интеллигент – это человек, который о чем-то знает всё, а об остальном – понемножку». Вот такое он дал определение интеллигентности. Итак, мы видим, как диавол входит в нашу жизнь: желание обладать, потом – похоть очей, потом – желание испытать, пережить лжеименное знание. Даже сексуальные отношения называются – «познал». Вы помните, в романе «Анна Каренина» описано, как Каренина изменила мужу, и Вронский стоит над ее телом с ощущением, что он ее убил и стоит над трупом. Он познал ее и познал ужас ее измены и сам. Давайте теперь обратим внимание на то, что мы читали выше. Когда змей беседовал с женою, он говорил с ней, имея в виду и Адама. Он говорил, например: «… но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши (он не сказал «твои глаза», – О. С.)), и вы будете, как боги» (см.: Быт. 3:5 ). Он не сказал: «Ты будешь, как бог». Дьявол хочет погубить именно семью! И когда к вам в дом стучат навязчивые незнакомцы и предлагают бесплатно изучать Библию , они говорят: «У вас же муж – пьяница! Может быть, он бросит пить! Дети перестанут болтаться непонятно где…»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см. правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество. Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной — тайной Божественной свободы и нашей свободы). У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6–9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни. Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило — Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя. Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как–то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения «более духовной» жизни. Правильнее его поставить так: «Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?» Один семьянин спросил духовного отца: «Как я могу, живя в миру, пребывать всегда в присутствии Божием?» Старец отвечал: «Делай все так, как если бы ты был со–работником Богу». Быть со–работником Божиим в деле создания христианской семьи и воспитания детей христианами — роль поистине грандиозная и святая. Христианская жизнь есть жизнь по подобию Единого в Трех Лицах Бога — жизнь вместе с другими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом. После грехопадения люди потеряли свою крепкую и близкую связь с Богом, духовно сломались, стали грешными и в результате этого оказались в плену у дьявола. Спаситель Своими Евангелием, Крестом и Воскресением разбил адовы врата, сломал крепость и силу врага человеческого рода и дал возможность всем творениям – детям Адама – через Иисуса Христа, как единственную дверь, ведущую на свободу, выйти в Жизнь. Все выходящие из рабства дьявола искуплены кровью Христовой, поэтому именно Он имеет власть давать людям жизнь вечную. Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (Ин. 6, 44). Эти люди, доверившие Своему Богу, получат жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Познание Бога на языке Библии означает далеко не только умственное знание, но органичное соединение с Богом, гораздо более глубокое, чем любящие муж и жена могут соединиться в совместной семейной жизни. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17, 4–5). Сын обращается к Отцу Небесному: Он исполнил то, что хотел Отец и на что Его послал. Учение, Крест и Воскресение прославляют Отца: во-первых, открывая Его любовь и мудрость; во-вторых, множество новых усыновленных через Крещение людей начинает прославлять Бога Отца своей святой жизнью. К Божественной славе в Царстве Небесном должен приобщиться Сын Девы Марии, Иисус, чтобы открыть путь к этой небесной славе и другим людям, которые пойдут за Ним. «Естество плоти еще не было прославлено, так как оно не сподоблялось еще нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: прославь Меня, то есть Мое человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи его в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой – имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Блаженный Феофилакт Болгарский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов ( Мф.19:11–12 ; 1Кор.7:8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.). ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств. Таинство священства есть установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями , к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: «их поставили пред апостолами, и сии (апостолы) помолившись возложили на них руки» ( Деян.6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Это было в те времена, когда священнослужителей было мало и они считались богатыми людьми. Многие девицы приезжали тогда в семинарию с напускным благочестием, а на самом деле – чтоб получить семинаристов себе в мужья. Эти девицы знали, что священник может жениться только один раз. На момент знакомства будущая жена была скромна, вежлива, ходила в платочке, часто посещала храм, настаивала на частой исповеди. Но как только они обвенчались, сняла платок и заявила: «У тебя своя жизнь, а у меня – своя. Я буду тебе верная жена, но не требуй от меня ничего больше». Жизнь этого священника стала мучением, духовной проблемой. И как важно для молодых людей вовремя разобраться в человеке, чтобы не сделать подобной ошибки. И каким великим благословением может быть брак, в котором христианин имеет православную жену – христианку. В книге Притчей Соломоновых сказано: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов ( Притч.31:10 ). Жемчуг в древности – очень дорогое украшение. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ( Притч.31:30 ). Об удачном браке Святая Церковь советует молиться святым Гурию, Самону и Авиву – покровителям семейного очага. Но если ваша судьба сложилась так, что ваш спутник или спутница жизни – неверующие или вы сами вступили в брак, будучи неверующим человеком, не считайте ситуацию потерянной. В Посланиях апостола Павла есть такие слова: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ). Следует всем нам внимательно вчитываться в слова Священного Писания, потому что это не есть некие отвлеченные свидетельства о духовных вершинах бытия, а практические советы, наставления, которые помогут обогатить нашу духовную жизнь. Мы нуждаемся в помощи, чтобы правильно видеть окружающее нас. То, что мы видим своими плотскими глазами, вовсе не соответствует тому, чем оно является на самом деле. Мы все видим в этом мире, как сквозь тусклое стекло, гадательно, и многое нам непонятно в жизни. И то, что сыны Божии стали входить к дочерям человеческим ( Быт.6:4 ), то есть сифиты стали соединяться с каинитами, было как раз незрячим состоянием души, проявлением духовной пустоты . Это было смешение чистых с нечистыми, верующих с неверующими, имеющее следствием разрушение у людей истинного представления о Боге. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Самая великая трагедия для человечества была бы в том, что люди, находясь в состоянии греха, оставались бы вечными. Сокращение жизни людей В сокращении жизни греховных людей следует видеть милость Божию, ибо, если бы они по-прежнему жили по восемьсот–девятьсот лет, то навлекли бы на себя осуждение, так как отведенное им время использовали бы не на духовное обогащение, а на умножение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010