Вот здесь Иаков как бы идет навстречу Лавану. Лаван говорит: «что ты хочешь»? Только останься! Только паси и стереги моих овец! И теперь Иаков должен предложить свои условия. Иаков говорит: « Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой] » ( Быт. 30:32 ). Смотрите, он просит себе в награду только дефективных животных, с пятнами и с крапинами. И это очень странно! Но в Новом Завете, мы находим и нечто подобное: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» ( Рим. 5:6 ). «Желая полнее показать добродетели любви, о которой апостол сказал, что она разлита в сердцах наших через Духа Святого, он объяснил, каким образом мы должны это понимать, и научил нас, что Христос умер не за благочестивых, но за нечестивых. Ведь мы были нечестивыми, пока не обратились к Богу, и Христос, конечно, принял за нас смерть прежде, нежели мы уверовали. Без сомнения, Он не сделал бы, если бы не имел к нам чрезвычайную и изобильнейшую любовь. Эту любовь имеет к нам как Сам Господь наш Иисус Христос, умирающий за нечестивых, так и Бог Отец, отдающий Единородного Своего Сына ради их искупления». 349 Оказывается, что все то, что считается дефектным, порченым и нечестивым, и вызывает любовь Божию, когда Он ее, Свою любовь «к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). О мире людей, можно с библейскою достоверностью сказать: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» ( Ис. 1:6 ). Когда однажды на радио «Радонеж» я произносил проповедь на Евангелие от Матфея о том, как в доме апостола Петра была исцелена его теща. То я сказал, что теще апостола Петра очень повезло, у нее был хороший зять, который привел в дом Иисуса Христа, исцелившего эту тещу, и она стала здоровой. Вскоре в эфире, раздался вопрос: «Всем чудесам Христа верю, но чтобы тещу… Не понимаю!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

СЛОЖИВ (СЛОЖА) РУКИ сидеть Бездействовать, лениться, отдыхать, не выполнив необходимую работу. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» ( Притч.6:9–11 , см. также 24:33). «Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою» ( Еккл.4:5 ). Смертный грех СМЕРТНЫЙ ГРЕХ совершить: ГРЕХ Тяжкое деяние, направленное против человечности, преступление, крайне безнравственный поступок; под смертными грехами подразумеваются и конкретные пороки, представление о которых сложилось под влиянием церковной догматики: зависть, скупость, блудодеяние, обжорство, гордость, уныние, гнев (семь смертных грехов). Закон Моисеев содержит совокупность законодательных установлений древнего Израиля: предписания религиозного и гражданского права подробно изложены в Пятикнижии Моисеевом, а Книги Левит и Второзаконие почти полностью посвящены им. Правила, регулирующие религиозную, социальную, экономическую, семейную жизнь израильтян, предусматривают и наказания их нарушителям, соответственные тяжести преступления. За некоторые из преступлений полагалась смерть. Поскольку все правовые нормы опирались на религиозные установления, то отступление от них всегда было грехом. Смерти предавались за умышленное убийство, избиение матери или отца, похищение и продажа в рабство одноплеменника ( Исх.21:12–17 ); ворожба, скотоложество ( Исх.22:18–19 ); жертвоприношения идолам ( Лев.20:1–5, 27 , см. также Исх.22:20 ); обращение к волшебникам с целью вызвать умерших ( Лев.20:6 ); прелюбодеяние ( Лев.20:10–16 ). Неискупимым грехом всегда оставалось «согрешение против Господа». В Н.З. понятие смертного греха переосмысливается. В Послании галатам апостол Павел пишет: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:16–25 ). Совратить(ся) (сбиться)) с пути

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63). Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63). Когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне (Иез. 2, 2). В человека, имевшего душу, и дух вошел извне. То же говорят и апостолы: Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям (Деян. 18, 5). Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим (Деян. 20, 22). Действием Божиим возможна даже передача духа одного человека другому. Опочил дух Илии на Елисее (4 Цар. 2, 15). Возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них (Чис. 11, 7). Что скажем о духе животных? Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетическое чувство свойственны и животным. Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила — любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

     О несомненности духовного воздействия извне на дух человеческий свидетельствует Сам Иисус Христос и пророк Иезекииль: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6,63). Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6,63). Когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне (Иез. 2, 2).      В человека, имевшего душу, и дух вошел извне. То же говорят и апостолы: Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям (Деян. 18,5). Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим (Деян. 20,22).      Действием Божиим возможна даже передача духа одного человека другому. Опочил дух Илии на Елисее (4 Цар. 2, 15). Возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них (Чис. II, 7).      Что скажем о духе животных?      Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а такяар эстетического чувства свойственны и животным.       Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.      Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила - любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными.      Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.      Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

«Если человек провинится со своей собственной матерью, то должно быть наказание; 117 если человек провинится со своей дочерью, то должно быть наказание.» 118 Еврейский же закон рассматривает все возможные случаи ( Лев. 18:6–18 ; Лев. 20:11–12:14 ) и начинается с общего запрещения: «Никто ни к какой родственнице по плоти не ложен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» ( Лев. 18:6 ). Для сравнения приведем лишь законы аналогичные рассмотренным выше. «Наготы отца твоего и матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее» ( Лев. 18:15 ). «Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее» ( Лев 18:15 ) и «Если кто ляжет с невесткой своею, то оба да будут преданы смерти, кровь их на них» ( Лев. 20:12 ). В рассмотренных постановлениях кровосмешение везде одинаково карается смертью, но в этом нельзя видеть заимствование. Понятие кровосмешения вырабатывалось постепенно, в процессе образования патриархальной семьи, со строгим брачным уставом; раз оно появилось, то появилась и соответствующая правовая норма, конечно, везде более или менее одинаковая, так как обычное право почти не знает других наказаний, кроме смерти и штрафа. Постараемся теперь вкратце обобщить наши выводы. Несмотря на наличие некоторых сходств, еврейские семейные законы в большинстве своем отличаются от древних законодательств, они менее развиты, затрагивают не все стороны семейных отношений, не содержат тонких юридических постановлений. Объясняется это отчасти и полукочевым образом жизни евреев. Ведь вавилонские законы Хаммурапи, приноровленные в большинстве случаев к городской оседлой жизни, получившей уже широкое развитие, также содержат некоторые постановления, характеризующие полукочевой образ жизни, что является уже пережитком того давнего времени, когда семитические предки вавилонян были такими же кочевниками, какими были и предки евреев. То, что законодатель имел в виду полукочевой образ жизни евреев, показывают Моисеевы законы социального характера, которые совпадают с законами древних вавилонян, хеттов именно в тех пунктах, которые характеризуют полукочевую жизнь, а именно, в законах о браке, семейной жизни, прелюбодеянии и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Это были Ангелы в образе людей, но они в своей троичности являлись иконой триединого Бога, и иконою Богочеловека, соединившего в Себе земное и небесное. По ходу общения иногда нам кажется, что Авраам общается с обыкновенными людьми, он хочет их накормить. А иногда мы уверены, что это диалог с Богом, и это точно так. Почему? Смотрите: « И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду » ( Быт. 18:6–7 ). вы обратили внимание, как он действует, этот больной человек? Во 2-м стихе мы уже прочитали: «Увидев, он побежал навстречу». Так надо служить Господу своему и путникам! В 6-ом стихе: «И поспешил Авраам в шатер к Сарре» – и тоже бегом! А мы-то, мы – какие мы все медлительные! Дальше в 7-ом стихе: « И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его » ( Быт. 18:7 ). Побежал, поспешил… Видите, как быстро он все делает, этот пожилой человек, а ему уже девяносто девять лет! Он сам как ангел – он выполняет все стремительно, все то, что ему, кажется, поручено от Господа! Странноприимство – это его служение в пустыне путникам, и он не просто так, он специально сидит у шатра и ждет, кто пройдет! И Авраам видит Господа в каждом человеке, которого встречает, потому что люди созданы по образу Божьему (см.: Быт. 1:27 ). Как мы увидим далее, он и племянника своего Лота научил этой заповеди странноприимства. «Но ведь как он продолжает, словно разговаривая с людьми: и принесут немного воды и омоют ноги ваши ( Быт. 18:4 ). Этим самым учит и тебя Авраам, отец и учитель народов, тому, как ты должен принимать гостей…» 148 . « И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели » ( Быт. 18:7–8 ). Пожилой человек бегал туда-сюда: сначала навстречу, поклонился до земли, потом побежал к жене, рассказал, что надо делать, потом побежал к стаду… – я не думаю, что все это находилось рядом! Потом он встал, наконец, под деревом, когда вот уже трое вкушают трапезу: принесено им и подано на стол масло, молоко, теленок нежный уже приготовлен и подан…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но здесь уместно и спросить: «Простите, а какие же народы и цари произошли от Авраама, если евреи упорно утверждают, что только они его потомки?» Именно в христианском формате сохранения веры Авраама народы произошли от него! Апостол Павел пишет: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» ( Рим. 9:6–8 ). Когда начиналась Первая мировая война, она тогда называлась в России «Вторая отечественная», в Генеральный штаб Российской армии вызвали владыку Антония Храповицкого и задали ему вопрос: «А что если во время военных действий мы не только Царьград освободим, но и святую Палестину присоединим к Российской империи, поедут ли русские крестьяне жить на Палестинской земле?» Владыка Антоний ничуть не смутился и ответил: «С радостью поедут! Ибо Авраам, Исаак и Иаков – это наши отцы по вере! Наши!» Потому что если рассуждать по плоти, как евреи рассуждают, то Измаил – первенец. А если говорить об обетовании, то обетование таково: «весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» ( Быт. 17:6 ) – не одна династия, а многие! Не один народ, но множество! «От Авраама происходят народы, то есть вера его передается народам и царям века (то есть века новозаветного, – О. С.), которые уверовали и покорились Господу Иисусу, Которому сказано: «цари принесут Тебе дары» ( Пс. 67:30 ). И это вполне справедливо, потому что из рода Авраама (то есть по духу, – О. С.) не только будут цари по достоинству, но также такие цари, которые не будут служить греху, и зло не победит их, потому что смерть не будет иметь над ними власти… Ему была дана земля в полное владение, чтобы он властвовал над телом и не был пленником плотских наслаждений, но чтобы плоть покорно несла должную службу уму. Образ Авраама, очевидно, обозначает тайну Церкви, которая благодаря наследию веры обладает всем миром. Хорошо он назван избранным отцом…, отцом благочестивого исповедания» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В то же время, по силе своих чаяний прихода в мир Спасителя, по своей готовности принять Господа и последовать за ним, Захария и Елисавета были уже людьми Нового Завета. Неслучайно именно они стали родителями святого пророка Иоанна, Крестителя Господа Иисуса Христа. Ведь такую милость Господь Бог дарует только людям в высшей степени благочестивым. О жизни Захарии и Елисаветы нам рассказывает Евангелие от Луки, которое, собственно, и начинается с истории этой пары. О том, кем были Захария и Елисавета, Евангелие говорит следующее: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета (Лк. 1: 5). Итак, мы видим, что Захария был священнослужителем в храме Божием. Елисавета была из рода Ааронова, который, как мы знаем, был братом пророка Моисея. Исходя из всего этого, союз Захарии и Елисаветы изначально предполагал безупречный образ жизни по Закону Божию. Соответственно, такие супружеские пары всегда имели особую милость и покровительство со стороны Бога. Об этом нам также говорит Священное Писание: Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1: 6). В этих словах Евангелия мы видим, что, действительно, с точки зрения благочестия, эта супружеская пара была идеалом, образцом семейного союза. В то же время Евангелие сообщает нам, что Елисавета была бесплодна и находилась уже в преклонных летах: У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных (Лк. 1: 7). Снова мы видим, как Господь, прежде чем даровать Своим праведникам детей, испытывает их веру и терпение. Об этом говорит и блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного. Оба были уже в летах преклонных и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождения в сердце (Пс. 83: 6) и имея жизнь как день, а не ночь, поступая благоприлично, как во свете (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

А вы знаете, если дословно перевести с иврита слова: «и вот, Рахиль… идет с овцами» ( Быт. 29:6 ), как получится? «И вот овца идет с овцами». Дело в том, что имя «Рахиль», переводится как «овца». «Рахиль переводится как Божия овца, и весьма справедливо, что к ней прилагают образ Церкви из язычников. Ибо она есть овца Христова, которая ранее была смешана с прежними стадами и загнана во дворы Спасителя… И божественные ученики пасли Церковь Христову, то есть разумеемых под ней словесных овец; они стали ее рачителями и невестоводителями, представляя ее (то есть Церковь -Невесту, – О. С.) Богу чистой девой, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святой и непорочной» 327 . « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите » ( Быт. 29:7 ). Очень непонятные слова: «не время собирать скот; напойте овец» ( Быт. 29:7 )! Любая шероховатость в тексте, есть намек (ремез) на аллегорическое истолкование. Скот – это язычники. То есть он как бы себе говорит: не время еще обращать вот этих, из Харрана! Надо со своими овцами разобраться! Овец поить! Данный смысл (сод), перекликается с известными словами Христа: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). То есть, иными словами, он как бы говорит: придет время, и других, овец «не сего двора, и тех» ( Ин. 10:16 ) напоим словом Господним, и скот, и диких зверей… А смысл этих слов перекликается с призывом Христа-Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). И все обратятся в веру Святого Евангелия! Но сейчас – не время! Сейчас время другое совсем! Вот почему, казалось бы, такое противоречивое тут присутствует в его рассуждениях: «не время… напойте» ( Быт. 29:7 ). « И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего » ( Быт. 29:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Семья — малая Церковь      Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28). В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт. ) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся. Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви. Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6). 17 мая 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103549.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010