Икона иконопочитателей Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. По сути, это икона об иконе, рассказывающая о завершении периода иконоборчества. Почему же здесь изображена огромная икона Богородицы и три маленьких — Спасителя? 3 марта, 2011 Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. По сути, это икона об иконе, рассказывающая о завершении периода иконоборчества. Почему же здесь изображена огромная икона Богородицы и три маленьких — Спасителя? Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. По сути, это икона об иконе, рассказывающая о завершении периода иконоборчества. Камнем преткновения в VIII — IX веках был вопрос об изобразимости Христа. Почему же здесь изображена огромная икона Богородицы и три маленьких — Спасителя? Любопытно и множество фигур, стоящих в два ряда, учитывая, что некоторые из этих людей не только не стали святыми, но, скорее, наоборот. Иконография Торжества Православия сложилась к XIV - XV векам. Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и почитания икон, -- это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне, в Британском музее О чем молилась святая Феодора? В середине IX века закончился период иконоборчества. Полтора века длился страшный спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами. Споры перерастали в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Этот драматический период церковной истории завершился событием, которое мы называем Торжеством Православия и вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. О нем и рассказывает икона. В центре иконографической композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах. «В Византии особенно почитали икону Богородицы “Одигитрию”, — говорит Юрий Земцов, иконописец, преподаватель кафедры теологии ТулГУ, кандидат философских наук. — Она считалась покровительницей Византийского государства. Ей воздавались почести, с заступничеством Пресвятой Богородицы связывали воинские победы. Если в период иконоборчества, говоря об иконе, имели в виду в первую очередь икону Христа, то к XIV веке, когда складывается иконография Торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Богородицы, именно ее вспоминали в первую очередь. Престол, на котором помещена икона Богородицы, является знаком того, что икона — это литургический образ, она включена в Литургию. Например, Седьмой Вселенский собор (787 год) постановил почитать икону наряду с Крестом и Евангелием, а они помещаются на Престоле».

http://pravmir.ru/ikona-ikonopochitatele...

Разделы портала «Азбука веры» Икона (от греч. εκν (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы , Иисуса Христа , Божией Матери , Ангельских Сил, святых , а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину. Седьмой Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконопочитании: «…Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному». Божественная благодать , действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, поэтому так благоговейно, так почтительно мы относимся к этим изображениям. Некоторые иконы имеют особые названия: Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией. Что общего и что отличного между иконой и картиной? Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства. Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.

http://azbyka.ru/ikona

Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон Владимир Немыченков С освящением икон дела обстоят одновременно и просто, и сложно. С одной стороны, в Требнике есть чин освящения разных икон, и он применяется в церковной практике. С другой – не первое столетие не прекращаются споры о его ненужности, избыточности и чужеродном (инославном) происхождении. При этом одни утверждают, что чин освящения абсолютно необходим и без него образ – не настоящая икона. А другие возражают, что икона и без чина свята по своему содержанию – изображенному на ней подобию (образу) святого лица и надписанию его имени. Частным, но важным аспектом проблемы является отношение к репродукциям икон в издательской продукции (на обложках книг, журналов, календарей и т.п.), на «православных сувенирах» и других обыденных предметах. От защитников профанного использования священных изображений нередко можно услышать аргумент, что такие изображения не освящены, а значит это не сакральные образы, а просто картинки, иллюстрации, репродукции, которым там и место. Нет, мол, никакого богохульства или кощунства в том, что картонные упаковки «церковных свечей» с иконами Богородицы, Спасителя и святых угодников лежат, где не подобает, и после использования содержимого попадают в мусор или в огонь. Такой подход означает, что не только репродукция или любая техническая копия иконы, но и настоящая писанная икона без церковного чина освящения не является моленным священным образом, которому полагается почитательное поклонение, а, следовательно, по отношению к ней допустимо пренебрежительное или неуважительное отношение. Как же на самом деле об освящении икон учит Православная Церковь? Седьмой Вселенский Собор и русская практика XVII века Сразу скажем, что отрицание святости иконы вне (без) чина его церковного освящения противоречит учению Седьмого Вселенского Собора. Может показаться парадоксальным, но об освящающей икону молитве первыми заговорили иконоборцы, а не православные

http://pravoslavie.ru/147643.html

Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора Баламанд, 3 июля 2016 г.    Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня 2016 года в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство " Ромфея " , сообщает Седмица.ru .      Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в " истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке " . Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий. Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что в конечном счете Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

http://pravoslavie.ru/94978.html

Современный римско-католический (и протестантский) Запад далеко отошел от учения Священного Писания и раннехристианского предания не только в художественном изображении Ангелов, но и в самом учении о духовных существах. Понимание этой ошибки для нас существенно, если мы хотим действительно понять подлинное христианское учение о посмертной судьбе души. Душа после смерти: Глава 1. Некоторые аспекты современных опытов Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень… вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28, 2-3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. 16, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. 24, 4); два Ангела в белом одеянии (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облеченных в белое. Иконографическая традиция явления Ангелов всегда на протяжении веков согласовывалась с этим: изображались только лишь такие блистающие юноши (часто с двумя крылами, которые, конечно, являются символическими и при явлении Ангелов обычно не видны). Седьмой Вселенский Собор в 787 году постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи. Западные купидоны Ренессанса и последующих периодов вдохновлены язычеством и не имеют ничего общего с настоящими Ангелами. И на самом деле, современный римско-католический (и протестантский) Запад далеко отошел от учения Священного Писания и раннехристианского предания не только в художественном изображении Ангелов, но и в самом учении о духовных существах. Понимание этой ошибки для нас существенно, если мы хотим действительно понять подлинное христианское учение о посмертной судьбе души. Один из великих Отцов недавнего прошлого, епископ Игнатий (Брянчанинов, † 1867), увидел эту ошибку и посвятил целый том собрания сочинений ее выявлению и изложению истинного Православного учения по этому вопросу (т. 3. Изд. Тузова, СПб., 1886). Критикуя взгляды образцовой римско-католической богословской работы XIX века (аббат Бержье «Богословский словарь»), епископ Игнатий отводит значительную часть тома (стр. 185-302) борьбе с современной мыслью, основанной на философии Декарта (XVII в.), что все вне царства материи просто принадлежит царству чистого духа. Такая мысль, в сущности, помещает бесконечного Бога на уровень различных конечных духов (Ангелов, бесов, душ умерших). Эта мысль особенно широко распространилась в наше время (хотя придерживающиеся ее и не видят всех ее последствий), и во многом объясняет заблуждения современного мира в отношении «духовных» вещей: большой интерес проявляется ко всему, находящемуся вне материального мира, и в то же время часто почти не проводится различие между Божественным, ангельским, бесовским и просто результатами необычных человеческих возможностей или воображения.

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Торжество любви и единства Что мы празднуем в первое воскресенье поста 21 марта, 2021 Что мы празднуем в первое воскресенье поста Каждый воскресный день Великого поста имеет свой смысл, посвящен святому или событию в жизни Церкви. Первое воскресенье поста называется Неделей Торжества Православия, о ней рассказывает протоиерей Алексий Уминский в книге «Удержать Пасху», которая недавно вышла в издательстве «Никея». Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества. Седьмой Вселенский Собор — последний из великих Соборов Церкви — утвердил догмат почитания святых икон. Тем не менее ересь иконоборчества продолжалась и позже, но в конечном итоге была окончательно побеждена. В память того, что Церковь восторжествовала над лжеучениями, над «злочестной злославных верой», как поется в стихире, был установлен этот праздник.  Мы знаем, что основа нашего исповедания выражается в Символе веры. Мы читаем его утром в молитвенном правиле, торжественно поем хором во время Божественной литургии. Но перед пением Символа веры возглашается: «Возлюбим друг друга!» Только после этого мы исповедуем Троицу Единосущную и Нераздельную.  Исповедание нашей веры и любовь, заповеданная Христом как самая главная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10: 27), — друг с другом сопряжены. Ведь исповедовать догматы веры, почитать святые иконы, следовать церковным канонам, присутствовать на богослужениях не имеет никакого смысла без исполнения заповеди любви. Сегодня в нашем современном церковном мире мы сталкиваемся с тем, что слово «православный» из прилагательного превращается в существительное. А «православный» — это только прилагательное к главному слову — «христианин». Но сейчас слово «православный» встало на первое место, и у нас появились разные «православные» — с разным православным мировоззрением, разным исповеданием своей жизни, взглядов, идеологий. Каких только «православных» мы сейчас не наблюдаем, есть «православные байкеры», «православные активисты», «православные хирурги, врачи», «православные миллионеры», кого только нет! Куда ни посмотри — обязательно кто-нибудь окажется «православным», но не с добавлением «христианин», а с чем-то другим, даже такие есть — православные коммунисты… 

http://pravmir.ru/torzhestvo-lyubvi-i-ed...

Чему нас учит икона? Что говорит современному человеку икона? Как отличить истинный образ от ложного? 12 сентября, 2012 Что говорит современному человеку икона? Как отличить истинный образ от ложного? Икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради сладости понимания нашего. Преп. Иоанн Дамаскин   В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках». Синайский Спас Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; св. отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере. Так св. Василий Великий пишет: «молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха». А св. Нил Синайский (IV в.) советует: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому». Конечно, в христианской среде отношение к священным изображениям было неоднозначным. Уже в IV в. ведется полемика об иконах, а в VIII в. она достигает  такого накала, что приводит к иконоборческому кризису. Сторону иконоборцев приняли императоры, и богословские дискуссии сменились жестокими репрессиями, длившимися без малого сто лет. Но Церковь отстояла икону как вид церковного искусства, зримо выражающего веру, а споры об иконах способствовали выработке богословами четкой позиции в этом вопросе. Седьмой Вселенский собор (787) принимает Догмат иконопочитания, а на Соборе 843 г. — был установлен праздник Торжества Православия, ибо икона есть утверждение самого принципа ортодоксии — веры в Боговоплощение, жизнь, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/chemu-nas-uchit-ikona/

Разделы портала «Азбука веры» Православные проповеди Сборник христианских проповедей Самое популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь»... Апостольские поучения Предлагаемый вниманию читателей сборник «Апостольские поучения» включает в себя проповеди, в которых отец Авраам обращается к толкованию посланий святых апостолов. В своих рассуждениях он опирается на экзегетические труды известного греческого богослова – профессора Панайотиса Трембеласа (1886–1977), собравшего комментарии святых отцов и богословов позднего времени на весь Новый Завет. Добро и зло в нашей жизни В предлагаемый читателю сборник (второй выпуск) вошли проповеди, интервью и беседы, датированные последним десятилетием ушедшего века. Часть из них прозвучала в радиоэфире или публиковалась ранее. Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787-го года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Риторика — это логика и рациональность Что же такое риторика? Некоторые об этой науке говорят так: во-первых, как научить человека врать и краснобайствовать; во-вторых, о риторике еще иногда говорят: есть в институтах такая наука об ораторском искусстве. Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас... Проповеди протоиерея Вячеслава Харинова Начиная с древних времен, люди и сообщества пытались продемонстрировать свое могущество, показать свое превосходство над природой, показать свою духовную и физическую мощь другим сообществам путем создания гигантских сооружений. Мы можем проследить это от мегалитов Древнего Мира, от Стоунхеджа… Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/page/6

Новости Константинополь: после Святой Софии мечетью может стать церковь Спасителя в Хоре 08.08.2020 15:57 Фото: Gryffindor - http://commons.wikimedia.org Стамбул, 8 августа, Cath.ch/Благовест-инфо. После того как решением турецкого президента-исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана константинопольский собор Святой Софии вновь был обращен в мечеть, ряд наблюдателей допускает, что следующим византийским храмом, в котором начнутся мусульманские богослужения, станет знаменитая церковь Христа Спасителя в бывшем монастыре Хора. Храм, построенный в XI и перестроенный в XIV веке, известен хорошо сохранившимися византийскими мозаиками и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На рубеже XV и XVI веков, после завоевания Константинополя османами, церковь была обращена в мечеть – турки назвали ее Карие-Джами – и оставалась таковой до середины ХХ века, когда она получила статус музея. После этого были раскрыты мозаики и фрески, замазанные штукатуркой в тот период, когда здесь была мечеть. Практически незамеченным во всем мире – за исключением России и Греции – осталось принятое в ноябре 2019 года решение госсовета Турции о передаче храма в ведение Диянета – управления по делам религии. Постановление 1945 года, согласно которому в Хоре был учрежден музей, было отменено. Таким образом, лишение музейного статуса церкви в Хоре стало прелюдией к обращению в мечеть Айя-Софии. Фото:  © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 3.0, http://commons.wikimedia.org Как считают эксперты, Эрдоган пошел на эти шаги, стремясь укрепить свои позиции внутри Турции, привлекая на свою сторону еще большее число исламистов. Как заявил недавно представитель турецкого МИДа Хами Аскёй, «Святая София и Карие-Джами принадлежат Турции, и любое решение относительно них является внутренним делом Турции». В свою очередь, глава МИДа Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что зарубежные страны не имеют права вмешиваться в судьбу Айя-Софии и Карие-Джами. За последние годы в Турции для мусульманских молитв после долгого перерыва вновь открылось несколько знаменитых византийских храмов. В 2011 году – Святая София в Никее (ныне Изник) – в ее стенах 787 году проходил Седьмой вселенский собор, а в 2013 – Святая София в Трапезунде (ныне Трабзон). Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Arhiva Episcopul Tihon de Podolisk a discutat împreun cu consulul general al Federaiei Ruse la Istambul despre posibilitatea dezvoltrii unui sistem de pelerinaje la locurile sfinte din Turcia 19 octombrie 2011 17:25 19 октября 2011 года паломническая группа Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископом Подольским Тихоном , посетила город Никею в Турции (современный Изник в семидесяти километрах от Стамбула), сообщает пресс-служба Финансово-хозяйственного управления. В Никее паломники побывали в храме Святой Софии, где проходил Седьмой Вселенский Собор. Купол был утрачен в результате пожара, но стены храмового здания хорошо сохранились. Сейчас здание накрыто временной крышей, внутри  действует музей, посвященный истории храма. 18 октября группа посещала православные  святыни в Стамбуле. Среди них — женский монастырь Божией Матери «Живоносный источник» в Валукли, храм Христа Спасителя в Хоре и церковь Богородицы во Влахерне, где некогда блаженному Андрею явилась Пресвятая Богородица, простершая над молящимися Свой пречистый Покров. В тот же день состоялась рабочая встреча епископа Подольского Тихона с генеральным консулом Российской Федерации в Стамбуле А.В. Ерховым. На встрече обсуждался широкий круг вопросов, связанных с развитием паломничества российских верующих к православным святыням, расположенным на территории Турции. Поздно вечером паломники посетили русский храм святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства России в Бююк-Дере близ Стамбула. Верующих встречал  вице-консул В.В. Солдатенков. Он выразил надежду, что визиты паломнических групп Русской Церкви станут регулярными. Паломники посетили также стамбульскую церковь святого великомученика Георгия Победоносца и поклонились хранящимся в ней святыням, среди которых —  почитаемая икона мученицы Матроны, имя которой во святом крещении получила блаженная Матрона Московская. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1652826...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010