В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ). Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский , усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана. Упомянутый п. Тарасий кроме того уподобляет повинных в симонии «Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену серебра» 1 . К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне. I Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Введение В сонме знаменитых мужей, которые, подобно звездам, ярко сияли на благодатном небе церкви Христовой в тяжелые для нее времена, одно из первых мест по справедливости занимает преп. Феодор Студит . Это был муж необыкновенной духовной силы и неистощимой энергии. С первых же шагов своей практической деятельности он сумел привлечь к себе внимание современников и в продолжение нескольких десятков лет был едва-ли не самым влиятельным лицом в византийской церкви и во всей империи. Обладая светлым, глубоким умом, несокрушимой волей, проникнутый искренним благочестием и любовью к церкви Православной и своему нарду, преподобный Феодор воспользовался всеми качествами своей души для развития удивительно-широкой церковно-общественной и монастырской деятельности. Он застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г. г.), выступал, как церковный деятель, при Ирине (780–802 г. г.), проявлял необычайную энергию в защите православия в царствование императоров: Никифора (802–811 г. г.), Льва Армянина (313–820 г. г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г. г.) и окончил жизнь при последнем. Следовательно при нем состоялся Седьмой Вселенский собор, происходила борьба Ирины с Константином V за власть и деятельность первых иконоборцев. Преп. Феодор являлся выдающимся церковным деятелем. По словам Соколова, «он, можно сказать, был единственным борцом за православие и самым выдающимся защитником церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, устроителем монашеских нравов и убежденным вдохновителем общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов». 1 Преп. Феодор служил душой оппозиционной партии, боровшейся за свободу церкви от византийского деспотизма государственной власти, стоял во главе православных в борьбе за иконопочитание, нередко выступал, как учитель-моралист, ратовавший за точное соблюдение евангельских принципов и церковных правил; и, что удваивает наш интерес к нему в данном случае, это то, что он был самоотверженным организатором византийского монашества, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием политически-вольнодумного и светски-либерального иконоборчества, был противником идиоритического монастырского строя и ревностным сторонником общежития. Последнее он ввел в Студийском монастыре, который впоследствии сыграл большую роль в церковно-монастырской и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Пострижение в иночество преп. Феодора; жизнь и подвиги его в обители «Саккудион». Седьмой Вселенский Собор Биограф преп. Феодора Студита , монах Михаил, относит время пострижения его к первым годам царствования Ирины (с 780 г. после смерти Льва IV Хазара). В решении его посвятить себя иноческой жизни всецело сказалось влияние Платона. «Пребывая в Константинополе, дивный Платон расположил многих к презрению настоящих тленных благ, особенно же в собственной сестре и благочестивом племяннике Феодоре, которые еще прежде внутренне пламенели великою любовью к небесной жизни, возбудил большое стремление к лучшей монашеской жизни» 33 . Феодору в то время было около 22 лет. Душа юного монаха полна была внутреннего огня. Это воодушевление скоро отозвалось и на всех близких ему родных. «Этот Феодор, исполнившись ревности от увещаний преподобного, при содействии советов матери, внушал чрез нее спасительные и правые мысли отцу, и таким образом расположил и его с тремя братьями проникнуться подобною любовью к добродетели и, хотя последним, присоединиться к своим; ибо двоих родных братьев 34 с одною сестрою их он еще прежде уловил добрыми увещаниями матери» 35 . И так одна семья могла уже составить небольшой монастырь. Игуменство, конечно, должен быль взять на себя Платон. Он воодушевил новых иноков, он и в силах был продолжать руководительство ими в новой жизни. А старое братство на Олимпе? По видимому игумен Платон поручил иноков обители «в Символах» надежному руководительству какого либо из учеников своих и сам более не воспоминал о них. Он отдается всецело воспитанию новых подвижников, которых принял под свое руководство. Некогда сам Платон пред поступлением в монастырь продал все свое имущество и роздал деньги бедным. Так начал он подвижническую жизнь с исполнения заповеди о нестяжательности. Первые шаги новопостриженных иноков на поприще подвижническом были в этом же роде. «Когда таким образом они все согласились отречься от мира и посвятить себя Богу в апостольском виде, то поспешно продали все, относящееся к мирской жизни и потребное при исправлении царских должностей, также и дом свой, и, вырученные от того деньги раздав бедным, даровали служившим в доме рабам свободную жизнь, уделив им еще части из имущества» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам После краткого обзора сочинений преп. Феодора мы решились изложить учение его о почитании и поклонении честным иконам. Это явилось совершенною необходимостью и в виду того упрека в неправомыслии, который сделан преп. Феодору историками: греческим Папарригопуло и нашим русским, профессором Киевской Духовной Академии, покойным теперь, Ф. А. Терновским . Оба они утверждали, что преп. Феодор переступил границы вероопределения отцов седьмого вселенского собора и впал в неправомыслие. Нам нужно сравнить учение преп. Феодора о поклонении честным иконам с учением о том же отцов Собора, чтобы убедиться в неправоте приговора названных историков. С другой же стороны требуется указать, что же нового привнес преп. Феодор в решение вопроса, волновавшего так долго Церковь ? На каких основаниях узаконил почитание икон Седьмой вселенский Собор? 262 а ) На основе Священного Писания . Отцы в начале четвертого заседания читали Исх. 25:1, 17 – 22 , Чис. 7– 89 ; пророка Иезекиля Иез. 44:1, 16 – 20 ; Посл. св. Ап. Павла к Евреям, Евр. 9– 5 . Вот и все те свидетельства от Свящ. Писаний, которыми, по-видимому, удовольствовались отцы Собора. Но к этим свидетельствам нужно присоединить и те немалочисленные, которые приводились в выдержках из творений святых отцов. б ) Свидетельства из Священного Предания, что представляет вторую основу, приводятся отцами в очень большом числе. Из них выяснилась древность почитания икон в Церкви христианской. Иконоборцами были с давних пор еретики. Чтение многочисленных свидетельств из творений святых отцов дало возможность отцам седьмого вселенского собора сказать, что иконопочитание «распространено со времен апостольской проповеди » и «предано не письменно». «Кафолическая Церковь совершенно последовательно поступила, приняв святые и честные иконы; она в этом случае согласна с учением святых отцов наших» 263 . в ) Третью основу для утверждения иконопочитания отцам седьмого вселенского Собора дает учение Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа и совершенном Им искуплении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава вторая ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. XVI, 22). Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. XXVIII, 2—3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. XVI, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. XXIV, 4); два Ангела в белом (Ин. XX, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид БЛИСТАЮЩИХ ЮНОШЕЙ, ОБЛЕЧЕННЫХ В БЕЛОЕ. Иконографическая традиция явления Ангелов всегда на протяжении веков согласовывалась с этим: изображались только лишь такие блистающие юноши (часто с двумя крыльями, которые, конечно, являются символическими и при явлении Ангелов обычно не видны). Седьмой Вселенский Собор в 787 г. постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи. Западные купидоны Ренессанса и последующих периодов вдохновлены язычеством и не имеют ничего общего с настоящими Ангелами. И на самом деле, современный римско-католический (и протестантский) Запад далеко отошел от учения Священного Писания и раннехристианского предания не только в художественном изображении Ангелов, но и в самом учении о духовных существах. Понимание этой ошибки для нас существенно, если мы хотим действительно понять подлинное христианское учение о посмертной судьбе души. Один из великих отцов недавнего прошлого, епископ Игнатий Брянчанинов (+ 1867), увидел эту ошибку и посвятил целый том собрания сочинений ее выявлению и изложению истинного православного учения по этому вопросу (т. 3. Изд. Тузова, СПб., 1886). Критикуя взгляды образцовой римско-католической богословской работы XIX века (аббат Бержье “Богословский словарь”), епископ Игнатий отводит значительную часть тома (стр. 185—302) борьбе с современной мыслью, основанной на философии Декарта (XVII в.), что все вне царства материи просто принадлежит царству чистого духа. Такая мысль, в сущности, помещает бесконечного Бога на уровень различных конечных духов (Ангелов, бесов, душ умерших). Эта мысль особенно широко распространилась в наше время (хотя придерживающиеся ее и не видят всех ее последствий), и во многом объясняет заблуждения современного мира в отношении “духовных” вещей: большой интерес проявляется ко всему, находящемуся вне материального мира, и в то же время часто почти не проводится различие между Божественным, ангельским, бесовским и просто результатами необычных человеческих возможностей или воображения.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

ДЕЯНИЕ СЕДЬМОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, в седьмой день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, сошлись в святейшей церкви святой мученицы Евфимии славнейшие сановники, именно: знатнейший и славнейший патриций Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал, сошлись также: почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего архиепископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший епископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирской, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего Анастасия, епископа фессалоникского, и Фалассий, почтеннейший епископ кесарийский, и прочие преждесказанные почтеннейшие епископы, и прочий святой и вселенский собор, созванный, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святейшего алтаря, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «священнейший и благочестивейший государь наш, по просьбе святейших епископов Максима и Ювеналия, повелел нам рассудить о возбужденных между ними пунктах. И упомянутые святейшие мужи, сошедшись вместе, сделали друг с другом известное неписьменное постановление, которое и нам объявили; кажется, постановленное по (их) согласию справедливо. Итак мы сочли необходимым, чтобы каждый из них высказал это и пред святым собором, дабы угодное (им) утверждено было и (общим) приговором» 222 . Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирской, сказал: «мне и почтеннейшему епископу Ювеналию, по соглашению после большого спора, угодно, чтобы престол святого Петра великого города Антиохии имел две Финикии и Аравию, а престол иерусалимский имел три Палестины. И мы просим утвердить это письменно определением вашей знатности и святого собора».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Е.В.Холодов Содержание Введение Учение прп. Феодора Студита о священных образах Заключение Литература     План. Введение. Искусство сакральное и профанное. – Иконопочитание и иноноборчество. – Место прп. Феодора Студита в защите священных образов. Учение прп. Феодора Студита о священных образах. Сложность эпохи, на которую приходилось богословская деятельность прп. Феодора. – Догматико-полемические сочинения прп. Феодора против иконоборцев. – Культ икон на Православном Востоке VI – IX вв.: Краткий экскурс. – Первый опыт обоснования иконопочитания: Ипатий Ефесский. – Богословие чествования икон и житейское поклонение иконам. – Образ и первообраз: Какая связь? Прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин . – Седьмой Вселенский собор (787г.). – Иконопочитание во времена прп. Феодора и его участие в спорах с иконоборцами. – Учение прп. Феодора Студита об иконах. – Христологический принцип в учении об описуемости Христа по плоти. – Связь образа и первообраза: субъеткивно-объективный принцип. – Икона и сила воображения. – Принцип объективного представления субъективного. – Икона, как подражание и искусство. – Иконопочитание и Предание Церкви: Разбор и критика прп. Феодором некоторых «иконоборческих» высказываний др.-церковных писателей. – Философский характер учения прп. Феодора Студита об иконопочитании. – Прп. Феодор Студит и Псевдо- Дионисий Ареопагит . Заключение. Эпоха иконоборчества – сложная эпоха в истории христианства. – Благочестие не по разуму и не икономический метод борьбы с ним может привести болезням церковным. – Прп. Феодор Студит – столп Православия, который, сочетая икономичность со строгостью учения Церкви, в вопросе об иконах, является образцом пастыря и богослова. Литература. Введение Искусство сакральное и профанное. Прекрасный мир, восклицает свт. Григорий Богослов , «удивительный по прекрасным качествам каждой вещи», составленный с присущим лишь Божеству совершенством гармонии, где «одно к другому и все ко всему, состоит в прекрасном соотношении, служа к полноте единого мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера. В Предисловии к сборнику (по А. А. Романовой, в Послесловии) указано, что его составителем был Агафон , священник придельной ц. святых Гурия, Самона и Авива новгородского Софийского собора. Создание «К. в. м.» относится к рубежу 30-х и 40-х гг. XVI в. Сборник содержит: календарные таблицы, относящиеся к пасхальным расчетам; богословско-полемические статьи преимущественно кон. XV - нач. XVI в., связанные с эсхатологическими ожиданиями ок. 1491/92 (7000) г. и с составлением новой пасхалии. Календарная часть «К. в. м.» охватывает 8 тыс. лет. «Великим миротворным кругом» свящ. Агафон называет только таблицы; название связано с установленным для расчета дней празднования Пасхи 532-летним циклом Великого индиктиона, иначе - миротворного круга (относящегося к сотворению мира). В сборнике представлена таблица с циклом в 15 Великих индиктионов (7980 лет, до 2472 г. по Р. Х.), по прошествии к-рого совпадают начала круга Солнца (28 лет), круга Луны (19 лет) и круга индиктиона (15 лет). Текстовая часть является дополнением к таблицам. Изначально в нее входили Предисловие свящ. Агафона, «Изложение пасхалии» митр. Зосимы , «Начало пасхалии» Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) , 3 сказания «О скончании седьмой тысящи» прп. Иосифа Волоцкого , анонимные статьи «Исправление круга святыя Пасхи», «Вопрос, како тридневно воскрес Господь», «Собор Вселенский первый», хронологический трактат «Сказание известно, како считати пасхалия наусть». В одну из редакций «К. в. м.» включено Послание Д. М. Траханиота к Новгородскому архиеп. Геннадию. В сер. XVI в. в рус. книжности господствовала тенденция к объединению сочинений в комплексы. Большинство статей и таблиц, вошедших в «К. в. м.», были известны и ранее. Появление сборника обусловлено накопившимися к тому времени достижениями в области хронологии. Интерес к календарной проблематике в кон. XV в. был связан с ожиданием Второго пришествия в 7000 г. от сотворения мира и с завершением пасхалии. Несостоявшийся конец мироздания послужил причиной активизации пропаганды еретиков жидовствующих , многие из указанных сочинений стали ответом на нее. Со временем состав «К. в. м.» незначительно менялся за счет изменения количества статей или самостоятельного функционирования частей сборника: табличной, использовавшейся в практических целях, или текстовой - четьей.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Икона Андрея Рублева «Троица», догматика, история     Икона Андрея Рублева «Троица», догматика, история   В этой статье мы взяли на себя нелегкую задачу, объяснить, для тех, кто хочет купить икону , насколько важен символический язык изображения. Нужно говорить о совсем необычных вещах и важно объяснить это простым языком.  Начнем с того, что уже со времен Киево-Могилянской Академии изучение православной догматики в духовных школах было поставлено на рельсы схоластики. Это способствовало формированию законнического мышления и фарисейских стереотипов. На самом же деле правильно изучать догматику на основе подлинных древнегреческих текстов Святых Отцов.  Филологи согласятся с тем, что разница значений терминов и глубина мысли первоисточников и переводов - колоссальны. И мы хотим показать, к чему привела схоластика. Как известно, Седьмой Вселенский Собор утвердил равнозначность исповедания веры как словами, так и изображением, то есть иконой. Это были не просто высказывания. Так в Иконе мы получили универсальный язык для передачи основ догматики. Еще более интересным оказывается то, что язык иконы таинственен и сокрыт от тех, кто не достоин знать тайны нашей веры. То есть это язык сакральный. Наверное, одним из величайших достижений русского духа,  явялется икона Андрея Рублева «Троица». «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. По этому поводу написано огромное количество научных работ. И ни в одной из них вы не найдете детального разбора, а что собственно в этой иконе необычного и догматического?! Мы не стесняемся сказать, что полемика искусствоведов проходит мимо главного... Она, по сути дела, сводится к спорам о том, какой ангел - каким из Лиц Троицы является, анализу цветовой палитры и спорам о том, что было раньше на престоле, перед которым сидят ангелы. Но об этом ли думал автор иконы?     Давайте обратимся к иконе и взглянем на нее с исторической точки зрения.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=99...

Об иконопочитании «Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистаго“ ( Лев. 10: 10 ). «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над Крышкою посреди двух херувимов“ ( Исх. 25 : 18–22). 1) Что такое икона ? Икона 16 есть изображение истинного, действительно существующего Бога. 2) Что такое кумир? Кумир, иначе идол это – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17: 29 ), бога ложного, какого вовсе не существует, оттого «идол в мир – ничто“ ( 1Кор. 8: 4 ). Разница поэтому между иконой и идолом такая, как между днем и ночью: «Какая, говорит св. Апостол, совместимость храма Божия с идолами?“ ( 2Кор. 6: 15–16 ). 3) В чем состоит иконопочитание? Иконопочитание, как учит седьмой Вселенский Собор, состоит в том, что мы считаем икону не богом, а только изображением (портретом) и, почитая икону, мы кланяемся, т. е. воздаем честь, не дереву или краскам, а тому, кто изображен на ней: Богу, св. Ангелам, Пресвятой Богородице и св. угодникам, друзьям Божиим ( Лук. 12: 4 ), подобно тому, как снимая фуражку в присутствии портрета царского, мы отдаем этим честь не самому портрету, а тому, кто изображен на нем, т. е. самому Царю. 4) В чем состояло идолопоклонство? Идолопоклонство состояло в том, что люди а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской“ ( Исх. 32: 8–3 . Цар. 12: 28–30. Иса. 44: 17. Иер. 2: 27 ). б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая пред ними людей. «Оне (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали оне в доме Моем“ ( Иез. 23: 39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровию“ ( Псал. 105: 35–38 . Иер. 7: 31 . Иез. 16: 20–22. 20: 31 . Вт. 12: 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010