Соборы (собрания) епископов собирались для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать 31 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Соборы (собрания) епископов — пастырей и учителей Церкви собирались, по примеру святых апостолов, для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать. Так, святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев. Так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой. Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев). Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры — краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется на Божественной Литургии. Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. 31 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Соборы (собрания) епископов — пастырей и учителей Церкви собирались, по примеру святых апостолов, для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать. Так святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев, так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой. Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев). Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры. Символ веры есть краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется на Божественной Литургии. Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Скачать epub pdf 39. Празднование Иверской иконы Божией Матери и святых отцов 7 Вселенского Собора. О почитании икон «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая " " 160 . Почитание и особое чествование Иверской иконы Божией Матери в Православной Церкви обычно происходит рядом с памятью отцов 7 Вселенского Собора. Ближайшее воскресение до дня чествования иконы Иверской Божьей Матери посвящается памяти этих отцов. Они прославляются потому, что утвердили в Православной Церкви иконопочитание и закрепили его за все времена соборным определением. Остановим своё благочестивое внимание сначала на деятельность этого собора и на значение икон в нашей религиозной жизни. Всего в Православной Церкви было семь Вселенских соборов. Последний из них, седьмой, происходил в 787 году и был созван в защиту иконопочитания. В те времена иконы, по распоряжению императора Льва Исаврянина, запрещались. По мнению этого императора и его приверженцев, чтить иконы – значило идолопоклонствовать. Он хотел привлечь к христианству мусульман, не признающих икон, и поэтому особенно старался об уничтожении их. И вот, по его распоряжению, стали иконы изымать из храмов и домов и уничтожать. Это вызвало возмущение большинства христиан, привыкших благоговейно относиться к иконам. Началась борьба за святые иконы. Много потрудился в защиту икон святой Иоанн Дамаскин . Иконоборцы составили свой иконоборческий собор в 754 году. Но торжество их было непродолжительным. Императрица Ирина с патриархом Тарасием созвали в 787 году Вселенский Собор и утвердили иконопочитание. Почему мы, братия и сестры, вместе с Отцами этого собора чтим святые иконы? Потому что они нам живо напоминают тех святых, которые на них изображены. Наша мысль при взгляде на иконы на «первообразное» восходит, как говорили Отцы 7 Вселенского Собора, т. е. обращается от внешнего, видимого на иконе образа – на первообраз, на тот невидимый духовный лик, чьё изображение дано на иконе. Так, когда мы смотрим на иконописный лик, скажем, святителя Николая или преподобного Сергия, то духовно вспоминаем этих угодников, сущих на небесах, и к ним устремляем свой молитвенный взор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

СОБРАНИЕ ТРЕТИЕ В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в седьмой день майских ид, первого индикта, заседали в судебной палате почтеннейшие епископы сего царствующего города 81 : Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима, Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии, Домин 82 , святейший патриарх великого города Феополя 83 , Стефан, благоговейнейший епископ рафийский, Георгий, благоговейнейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании. Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „на бывшем вчера собрании ваша святость положила собраться вашему святому собору ныне; и мы представляем о сем на благоусмотрение». Святой собор сказал: „для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал: „считая обязанностию священников – положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией, мы исповедуем пред всеми, что содержим и проповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах; им мы следуем всецело и во всем и приемлем их; приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

14 мая 2009 г. 16:17 14 мая 2009 года в филиале Государственного исторического музея в Новодевичьем монастыре (Новодевичий проезд, д. 1, палаты Софьи) состоится открытие выставки «Торжество Православие». Открытие выставки возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . «Торжество Православия» так звучит название древнего церковного богослужения. Празднование было установлено в IX в. в Византии в память окончательной победы над врагами Православия иконоборцами и впервые совершено в Софийском соборе Константинополя 19 февраля 843 года. На выставке представлена монументальная икона «Седьмой Вселенский собор», написанная Симоном Ушаковым в 1670-х годах. Она является единственным, хорошо известным памятником русской иконописи, подробно излагающим историю деяний двух Соборов 787 и 842 годов и даже изображающей первое богослужение, ставшее известным под названием Торжество Православия. Исторический аспект этого богослужения позволяет обратиться к теме прославления русских святых и чтимых икон, появившихся в России до конца XVII века. Отдельный чин святости в России составляют «благоверные князья». В их почитании особенно выделяется и подчеркивается общественное и воинское служение в деле защиты русской земли. В экспозиции представлены такие иконы, как «Святой князь Александр Невский в житии» XVI века, «Святые князья Борис и Глеб» и «Святой царевич Димитрий». Естественным дополнением иконам служат стихарь малинового бархата с изображением князя Владимира и фелонь черного бархата с изображением на оплечье святого князя Бориса и апостола Андрея Первозванного. Среди святых русских мирян особого внимания заслуживают юродивые. В монументальных иконах представлена тема аскетического христианского служения  в образах юродивого «Св. Иоанна Устюжского» и столпника «Св. Никиты Переяславского», дополненная иконами с изображениями юродивых, мучеников и столпников, а также веригами как одним из распространенных способов получения аскетического опыта. Великие подвижники Русского Севера представлены рядом крупных житийных икон, а также подробной иконографией преподобного Сергия Радонежского в иконах XVII начала XVIII веков. Экспозиция дополнена небольшой инсталляцией, посвященной Новодевичьему монастырю. В ней собраны: облачение монахини Новодевичьего монастыря (начало XX в.); икона «Прп. Елена Девочкина, игумении Домникеи и послушницы Феофании» (XIX-XX вв.), работы живописной мастерской НДМ; синодик Новодевичьего монастыря (1710 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/638345.htm...

Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

Москва. Церковь Седьмого Вселенского Собора близ Новодевичьего монастыря. Седьмовселенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1525 г. Василий III поставил деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 17-век, из камня. 1722 г. - придел Николая Чудотворца. В 1812 г. взорвана французами, июнь 1813 г. - начато строительство. В 1818 г. освящен Предтеченский престол, 27 августа 1833 г. освящен главный придел. 25 сентября 1812 года Новодевичий монастырь посетил Наполеон. По его приказу была взорвана находившаяся с восточной стороны от монастыря церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (позднее в память об этом храме на новом месте будет выстроена церковь Святых Отец Седьмого Вселенского Собора, уничтоженная в 1930-х гг.). Окончательно разобрана в 1935 г. После 1947 г. на ее месте поставлен 9-этажный дом с двухзальным кинотеатром " Спорт " , парикмахерской и магазином. Посвящение главного престола церкви делегатам этого собора выглядит несколько странным в Москве, т.к. седьмой Вселенский Собор ничем особенно не выделялся из рада других. Но это посвящение объясняется тем, что в день поминовения собора - 11 октября 1812 г. - французские войска были вынуждены уйти из Москвы. Перед тем по приказу Наполеона разрушили древнюю церковь св. Иоанна Предтечи, стоявшую у самых стен Новодевичьего монастыря. Староста церкви, владелец большой текстильной фабрики поблизости, Семен Афанасьевич Милюков, решивший совершить богоугодное дело, пожертвовал 163 тысячи на восстановление старинной церкви. " Церковь прихода моего, известная как древностию лет, так и царским построением, к величайшему ныне прискорбию, в бытность неприятеля в столице, вся до основания минами разрушена; таковое разрушение или груда камней пред глазами пронзает сердца наши до слез " , - писал он в своем прошении. Однако преосвященный Августин, глава московской церковной администрации, рассудил иначе: церковь не восстанавливать, а построить новую, большую и в современном стиле, а престол освятить в память знаменательного события - освобождения Москвы от " двунадесяти языков " наполеоновской армии.

http://sobory.ru/article/?object=33593

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, родился в Дамаске. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом. Он стал его духовным сыном и отдался ему в послушание. Праведники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга «Лимонарь» или «Луг духовный», которую высоко оценил Седьмой Вселенский Собор. Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой Патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн скончался († 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия. В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609 – 633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой МодестЖитие.. Святитель Модест, а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634 – 644).

http://pravbiblioteka.ru/book/omiliya-pr...

П.В. Безобразов Великой Княгине Марии Николаевне от 18 апреля 1861 г. 249 Благоверная Государыня! С той поры, когда седьмой вселенский собор благословил и освятил естественную любовь человека к изящным искусствам, православно-кафолическая церковь неизменно и свято чтит эти искусства, представляющие нам эмблемы и идеалы истины, красоты, добра и святости и поддерживающие в нас веру в красоты мира горнего, и не только чтит их, но и усвояет и даже празднует память святых художников, тектона Иосифа, иконописцев Лазаря и Алипия и тех праведных зодчих, которые поныне свято почивают в Киево-Печерской лавре. Изящные искусства, чтимые и усвоенные этой церковью, имеют свою историю, т. е. свое начало и развитие, свой упадок и возрождение, свои школы и неизменные принципы, свои уцелевшие памятники и своих писателей. Вы поручили мне изложить эту историю и особенно описать уцелевшие на Афоне древние памятники священно-изящных искусств и сверить с греческим подлинником представленный вам кем-то русский перевод сочинения иеромонаха Дионисия Аграфиота о церковной живописи. Я исполнил ваше поручение и представил вам опыт обозрения священного зодчества и церковной и книжной живописи на Востоке и в особенности на святой горе Афонской, в котором выяснены руководившие православных художников принципы и идеи, но, сознавая неполноту и несовершенство сего опыта, лично просил у вас позволения переверить и дополнить его на Востоке, который суждено было мне посетить в третий раз. Ваша любовь к совершенству поняла мое недовольство тем, что не совершенно; и вы дали мне просимое дозволение. Восток задержал меня на три года. В течение сего времени я долго жил в монастырях афонских, совершил путешествие по Фессалии и в тамошние Метеорские и Оссо-Олимпийские обители, провел несколько месяцев в Иерусалиме и в окрестностях его, в третий раз ездил в Египет и везде тут внимательно, подробно и отчетливо рассмотрел и описал все уцелевшие памятники всех священных искусств, распознал школы церковной живописи, именно, сиропалестинскую, византийскую, грузинскую, критскую, эпиро-фессалийскую, солунскую, сербо-болгарскую и румынскую, и их отличительные пошибы иконописания, собрал несколько подлинных и довольно много срисованных образчиков священной живописи, начиная с VI века и, распределяя их по сказанным школам, извлек из древних лучших синаксарей заметки о наружном виде Спасителя, Богоматери и многих святых, дабы церковная живопись у нас имела историческую достоверность, начертил планы и фасады замечательных храмов и сделал рисунки и чертежи разных принадлежностей их, а вышеупомянутое сочинение Дионисия Ареопагита вновь перевел с греческого подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Послание Патриарха Тарасия Константинопольского к Папе Римскому Адриану Святой Тарасий, происходя из знатного рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и Константина Порфиродного созвать седьмой Вселенский Собор в 787 г. Святитель был выдающимся администратором и, вместе с тем, большим нищелюбивым благотворителем. Он почил в глубокой старости в 806 г. Помещаемое в канонических сборниках послание его было издано непосредственно после 7 Всел. Собора и присоединено к Соборным определениям. Святейшему и блаженнейшему брату и сослужителю, господину Адриану, папе древнего Рима, Тарасий, милостью Божиею, епископ Константинополя, нового Рима, о Господе радоваться . Многочастно и многообразно, от евангелистов, от Апостолов и Отцов, научаемся несребролюбивый нрав иметь при посвящении в священство и не взимать сребра или злата при поставлении всякого священного мужа, как покажем в приложенных при сем выписках из Божественных изречений Писания и учений Отцов. Ибо возлагающие руки суть служители Духа, а не продаятели Духа. Приемлющих даром благодать Духа – даром преподавать оную заимствующим от них обязали принявшие эту свободу от слова Господня. Если же кто обличен будет, как купивший златом, – такового объявляют изверженным от священного чина. Поскольку, хотя он и получил священство по имени, однако слово не согласуется с делом. Никто же может Богу работать и мамоне, как из Евангелия научаемся ( Мф. 6:24 ). И поскольку мы слышим Бога, вопиющего чрез Пророка; священницы, говорите к сердцу Иерусалима ( Ис. 40:2 ), и паки угрожающего и говорящего: Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, – то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. ( Иез.33:6 ), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших Церквей, дабы со дерзновением, словами Божественного Апостола, могли мы сказать: мы чисты от крови ( Деян. 20:26 ) преступающих повеленное правилами, и, особенно, рукоположивших или рукоположенных за взятку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010