Разделы портала «Азбука веры» Часто встречаюсь с утверждением, что Земле 7000 лет или около того. Ссылаются на Седьмой Вселенский Собор и Отцов Церкви. Действительно ли это так, и был ли по этому поводу consensus patrum? 5 Ответов Церковь живет по Библейскому летоисчисленю, по которому от сотворения мира прошло 7530 лет. Церковь вполне доверяет Библии, все её тексты богодухновенны. Вопрос о летоисчислении не влияет на спасение человека, потому особых разбирательств об этом не было, кроме установления дня Пасхи. Точный год творения мира или человека нам неизвестен. Все имеющиеся вычисления построены на ошибочном допущении о полноте библейских родословий до Великого потопа. Так как этот вопрос не относится к догматической области, то он и не может определяться с помощью согласия отцов. Вселенские соборы никогда не провозглашали вероучительную значимость определенного летоисчисления, они лишь следовали календарю, принятому в империи. Как интересно. Оказывается, Гайслер лучше знает Священное Писание, чем святые отцы древней Церкви, которые приняли нынешнюю хронологию. А как же свидетельства Вселенских и прочих соборов и святых отцов? Будем считать их якоже не бывшими? http://hexameron.cerkov.ru/#_ftn1 Вопрос о (не)полноте родословных — это не предмет веры, это то, что можно проверить и в чем можно убедиться самому. И версия о том, что родословия не имеют пропусков — проблематична, так что тут нужно разбирать по сути, а не закрываться от вопросов авторитетом. Точное количество лет от сотворения мира не указано в самом тексте Библии, оно может быть выведено путем допущений. То, что святые отцы и соборы следовали определенной хронологии, не обязывает нас безоговорочно принимать это. Потому что безоговорочно принимаются в Церкви только предметы Откровения — догматические и нравственные истины. Вот вопрос об эволюции, это уже то, что посягает на Откровение, а хронология — нет. Например, до сих пор в церковной традиции считается, что сейчас идёт 2022 г. от Р. Х. Хотя ещё в древности было установлено, что прп. Дионисий Малый совершил ошибку в вычислениях, просчитавшись на несколько лет.

http://azbyka.ru/vopros/dejstvitelno-li-...

Восьмой Вселенский. Как не превратить Собор в пародию?.. Что такое происходит, из-за чего Собор нельзя отложить еще как минимум на год? 13 июня, 2016 Что такое происходит, из-за чего Собор нельзя отложить еще как минимум на год? Каждый день появляется неожиданная новая информация по запланированному на 18 — 27 июня этого года Всеправославному Собору. И сейчас уже не очевидно, состоится ли он в назначенное время. А, может быть, в назначенное время и не нужно? Размышляет Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик РАХ, директор Научного Центра восточнохристианской культуры, зав. отделом Института мировой культуры МГУ. Алексей Лидов. Фото Анны Гальпериной Готовящийся Собор неслучайно многие называют Восьмым Вселенским. Напомню, что Седьмой Вселенский собор состоялся в конце VIII beka, в 787 году, то есть почти 13 веков назад. И один этот факт говорит о том, что речь идет о событии историческом, имеющим огромное значение. Но может ли в принципе иметь место Восьмой Вселенский собор, если в нем не будут участвовать несколько важнейших православных Церквей? Мы знаем, что от участия в Соборе уже категорически отказался Антиохийский Патриархат, отказалась Болгарская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь. У целого ряда поместных Православных Церквей — множество вопросов. И многие вполне не двусмысленно предлагают отложить Собор и доработать вопросы, которые вызывают споры и разночтения. Насколько я понимаю, на данный момент это и позиция Русской Православной Церкви, от которой, мы должны отдавать в этом отчет, зависит многое. Очевидно, что если Русская Православная Церковь откажется принять участие в Соборе, то можно сказать, что Вселенского или Всеправославного собора не будет. А если и будет, то он станет некой пародией, что само по себе гораздо хуже, чем отсутствие любого собора. То есть, провалить этот колоссальный проект через неучастие в нем важнейших Православных Церквей — гораздо хуже, чем если бы процесс его организации вообще не начинался. Поэтому предложение отложить Собор и объявить то, что должно произойти на острове Крит буквально через неделю, новым предсоборным совещанием для обсуждения накопившихся вопросов и острых проблем мне представляется самым правильным и компромиссным решением. Да, в этом компромиссном решении будут ущемлены некоторые личные амбиции и пострадают отдельные, скажем осторожно, политические проекты некоторых иерархов мирового православия. Но, здесь просто надо понять цену, понять, что эти амбиции и степень ущерба, который может быть нанесен, совершенно несоизмеримы.

http://pravmir.ru/vosmoy-vselensky-kak-n...

Разделы портала «Азбука веры» Олег Стеняев, протоиерей Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787-го года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас... Проповедь в Неделю 12ю по Пятидесятнице. О богатом юноше Сегодняшнее Евангелие за Божественной литургией, Евангелие от Матфея девятнадцатая глава, с шестнадцатого стиха и ниже. Здесь мы находим следующее повествование: " И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? " Проповедь в День первоверховных апостолов Петра и Павла Сегодняшний день Святая церковь вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. Это были очень разные люди. Что мы знаем об апостоле Петре? Он был по профессии рыбак, галилейский рыбак, который имел семью. Слово в День Святой Троицы Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Слово в День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия Сей день Святая Церковь вспоминает равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Сии столпы веры нашей даровали нам славянскую азбуку, которая объединяет разные славянские народы и племена. Великими трудами и усилиями они добились того, чтобы эти буквы вошли в нашу жизнь. Проповедь в Неделю о расслабленном Сегодняшнее Новозаветное чтение за Божественной Литургией в Евангелии и Апостоле рассказывают о двух чудесных исцелениях людей и об одном исцелении из мертвых. Сегодня мы читаем из Деяний святых апостолов девятую главу с тридцать второго стиха и ниже.

http://azbyka.ru/propovedi/1/oleg-stenya...

Молитва с инославными – когда жизнь сложнее правил Мир стал слишком тесным. Нам никуда не спрятаться друг от друга 12 апреля, 2016 Мир стал слишком тесным. Нам никуда не спрятаться друг от друга Оживление православно-католических отношений обострило и дискуссии вокруг темы совместных молитв с инославными. На эту тему рассуждает архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко) Существует апостольское правило номер сорок пять: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям Церкви, да будет извержен». Исходя из этого правила, как мы должны ответить на поставленный вопрос? Правильно – никак. Потому что это правило говорит только о епископах и клириках – это им запрещено молиться с еретиками. А как же мирянам – мирянам можно? Для этого есть апостольское правило номер десять: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен». Другими словами, если вы помолились вместе с человеком, отлученным от причастия , вас тоже должны отлучить от Чаши. А за что отлучают людей от причастия? Согласно апостольским правилам, вы должны быть отлучены, если, например, обедаете в кафе или столовой (правило 54), или вы молились за литургией, но не причастились (правило 8), или ушли со службы, не дождавшись конца (правило 9), или молились вместе со священником, запрещенным в служении (правило 10), или вы досадили «царю или князю не по правде» (правило 84) – это уж истолкуйте сами. Что это вы так загрустили? Ведь это – авторитетные правила. Им две тысячи лет. Их составили апостолы. Надеюсь, у вас не появилось желание поправить апостолов? Вы же не будете их оспаривать или уточнять, прояснять подлинный смысл древнего текста? Постойте, а за прошедшие тысячелетия никто не пробовал что-то в них поменять? Было такое. Например, Первый Вселенский собор вопреки 37-му апостольскому правилу, предписывавшему дважды собираться епископам на собор в четко определенные даты, своим пятым правилом установил совсем другую датировку, а Шестой Вселенский собор не только изменил эту сакральную датировку, но и повелел собираться только единожды в год (правило 8), уточнив: «по причине набегов варваров». После этого Седьмой Вселенский собор, отменяя это решение, призвал возвратиться к апостольской практике.

http://pravmir.ru/molitva-s-inoslavnyimi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы VII Вселенского собора, свтт. - житие В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов. Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия. Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

http://pravicon.com/info-3116

В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю седьмой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 1 февраля 2016 г. 20:45 1 февраля 2016 года, в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по окончании праздничного богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась братская трапеза. Святейшего Владыку поздравили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел , Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . От лица представителей Поместных Православных Церквей с приветствием обратился митрополит Филиппопольский Нифон ( Антиохийский Патриархат ): «Ваше Святейшество! От всех нас, представителей Поместных Православных Церквей при Вашем Святом Престоле, примите сердечные поздравления с днем Вашей интронизации,  днем, который является значимым не только для истории Русской Церкви, но и для всего православного мира. Этот год промыслом Божиим — особый для Православной Церкви, которая высоко ценит Ваш весомый вклад в подготовку Всеправославного Собора, намеченного на ближайшее лето. Ваше незабываемое выступление в первый день подготовительного заседания Предстоятелей Церквей было молитвенным. … Освяти нас истиною Твоею (Ин. 17:17) — звучало лейтмотивом Вашего слова и задало определенный настрой, побуждающий присутствующих повторять про себя слова апостола: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16). Мы все принадлежим к великой православной вселенской семье, и ее единство — наиважнейшая задача, которую ныне стараются решить все Предстоятели, готовящие Всеправославный Собор. Эта подготовка должна консолидировать всю силу христианской мысли, дабы единым сердцем и едиными устами право славить Бога, следуя каноническому Преданию. Оттого мы с надеждой взираем на Вас как обладающего энциклопедическими знаниями и колоссальным опытом, зная, что с жезлом, который Вы получили, беря на себя бремя патриаршества, Вы обрели духовную помощь своих предшественников, стоящих на страже правды и защищающих истину ценой своей жизни. Ваша жизнь ныне — это служение правде и ответственность за путь церковного корабля.

http://patriarchia.ru/db/text/4363250.ht...

Решение Священного Синода Антиохийского Патриархата от 6 июня 2016 года 7 июня 2016 г. 14:55 Генеральный секретариат Священного Синода Патриархата Антиохийского и всего Востока 6 июня 2016 года, Баламанд Решение В ходе седьмой чрезвычайной сессии, которая продолжается с 25 мая 2016 года, сегодня, в понедельник 6 июня 2016 года под председательством Его Блаженства Патриарха Иоанна Χ с участием Преосвященных архиереев состоялось заседание Священного Синода, который имел суждение в отношении недавно высказанных Православными автокефальными Церквами позиций по вопросу о Святом и Великом Соборе Православной Церкви (далее «Великий Собор»). Синод также рассмотрел вопросы повестки дня с целью выработки окончательной соответствующей позиции Антиохийской Церкви в отношении Великого Собора. При этом было учтено сообщение Генерального секретариата Священного Синода Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года, в котором говорится о «немедленном создании по завершении Святого и Великого Собора двусторонней Комиссии с участием заинтересованных Церквей (Антиохийской и Иерусалимской) при координирующей роли Вселенского Патриархата», которая предпримет усилия по разрешению проблемы вторжения Иерусалимского Патриархата на каноническую церковную территорию Антиохии в Катаре. Изучив позиции Православных автокефальных Церквей, отцы Синода высказали следующие замечания: 1. Позиции некоторых Церквей в отношении вопросов, включенных в повестку дня Великого Собора, разнятся, а отдельные Церкви отвергают некоторые тексты в том виде, в каком они были направлены на Великий Собор. Эти позиции сформулированы на основе ясных официальных решений Священных Синодов их Поместных Церквей. 2. Отдельные Церкви высказали серьезные опасения в отношении некоторых организационных вопросов, касающихся Великого Собора, финансовых затрат и того, как реализуются соглашения, достигнутые на Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года. 3. В решении своего Священного Синода от 1 июня 2016 года Болгарская Церковь высказывает свои опасения и призывает Его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора на более поздний срок при продолжении подготовки к его проведению. В противном случае она не будет принимать в нем участия.

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое? 5 мин., 12.06.2016 В Воскресенье, на седьмой неделе после Пасхи , Церковь празднует память Отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее. Собор (то есть, по русски говоря, собрание) осудил ересь Ария и принял Никейский Символ Веры. Само это празднование затрагивает несколько понятий, с одной стороны, ключевых для нашей веры, с другой — малопонятных многим современным людям. Что такое Вселенский Собор? Первый Вселенский Собор обращался к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29). Обратим внимание на этот оборот — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире, как Он обещал ученикам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух. Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Символа Веры — с принятием законопроекта. Епископы, собравшиеся в Никее, не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.

http://foma.ru/sobor-eres-simvol-veryi-c...

(Доклад на богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском богословском институте 23 января 2003 г.) Седьмой Вселенский Собор. Икона XVIIb. Новодевичий монастырь. Пришедшим в мир Спасителем даровано человечеству множество великих благ, одно из которых заключается в том, что человеку вновь было открыто его истинное предназначение и достоинство. Бог, став человеком, показал людям, насколько ценен человек в очах Божиих. « В Воплощении Слова, — писал протоиерей Георгий Флоровский, - открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни » . Теперь каждому, кто хочет познать, каким должен быть человек, даровано во Христе «антропологическое» откровение о человеческом совершенстве. Но восприятие этого откровения возможно только лишь в контексте Священного Предания Православной Церкви. Предлагаемые вам рассуждения – это попытка приблизиться к восприятию этого откровения в соответствии с вероучительными определениями Вселенских соборов. Сразу необходимо заметить, что ни один Вселенский собор Православной Церкви не ставил в центре своего соборного рассмотрения вопросы о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Они освещалась в контексте иных богословских тем. Однако можно определенно утверждать, что каждый из семи Вселенских соборов приоткрыл перед нами нечто весьма важное в отношении человеческой природы Спасителя. Отцами I -ого Вселенского собора был составлен Символ веры, именуемый Никейским, в отличие от ныне используемого в православном богослужении Никео-Цареградского. Поскольку на этом соборе в центре внимания оказалось лжеучение Ария, то это отразилось и в тексте Никейского Символа веры, составленного отцами собора. В большей части Символа раскрывается православное учение Божественном достоинстве Господа нашего Иисуса Христа. О Его человеческом естестве и вообще о Боговоплощении сказано очень кратко: « ради нас человеков и ради нашего спасения низшедшаго, воплотившагося и вочеловечившагося, страдавшаго и воскресшаго в третий день, возшедшаго на небеса, и грядущего судить живых и мертвых » .

http://pravoslavie.ru/5870.html

В настоящее время все более актуальными становятся дискуссии о нормах представительства и процедуре принятия решений на ожидаемом Всеправославном соборе. Какое место должен занимать принцип консенсуса при принятии решений? Следует ли принимать во внимание взгляды меньшинства? Насколько определяющим должно считаться мнение большинства? Кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик, исследуя эти вопросы, обращается за ответами к истории Древней Церкви. Седьмой Вселенский собор. Икона XVII в. В настоящее время все более актуальными становятся дискуссии о нормах представительства и процедуре принятия решений на ожидаемом Всеправославном соборе. Насколько можно понять из ряда публикаций, некоторые Церкви склонны ограничить круг участников Собора лишь немногими архиереями (независимо от их численности в той или иной Поместной Церкви и от численности самой этой Церкви, ее верующих, ее общин), а все вопросы решать большинством голосов. На первый взгляд, подобная норма имеет определенные основания в практике Вселенских соборов, в особенности пятого. В свое время, действительно, и Александрийский, и Антиохийский Патриархаты имели множество епархий, приходов и, самое главное — верующих. Их голос зависел от реального положения вещей: прежде всего — от места главного города Патриархата в Византийской империи, его значения и численности населения Патриархата. Однако за прошедшие столетия мир сильно изменился. Условно говоря, «новые» Патриархаты в настоящее время составляют количественное большинство в Церкви. При всем уважении к Патриархатам старейшим, при всем почтении к традиционной солидарности грекоязычных Церквей, справедливо ли, если эти Патриархаты и архиепископии получат, по сути дела, мандат на принятие всех решений, и меньшинство (а общая численность верующих этих Церквей едва ли превышает двадцать миллионов человек) будет повелевать православным большинством в разрешении судьбоносных вопросов? Справедливо ли, если, например, Кипрская Церковь, в которой не более полумиллиона верующих, будет иметь такой же голос, как Русская Церковь, насчитывающая десятки миллионов православных христиан? Впрочем, после того, как перед осенним совещанием грекоязычных Церквей 2011 года было публично озвучено намерение отодвинуть Русскую Православную Церковь с пятого места в диптихах на девятое, удивляться нечему.

http://pravoslavie.ru/51693.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010