Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов. Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог? Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых. Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют. Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

http://moral.ru/vi-soborov/

Очерк жизни св. Феодора Студита Св. Феодор, сын высокородных и сановитых родителей (отец его заведовал сбором царских податей), воспитан был в добром наказании христианском, научился всей премудрости Еллинской, явился ритором прекрасным, и философом изрядным, и вместе с тем богословом просвещенным. Когда при Константине Копрониме, особенно усилились гонения иконоборческие, родители его, оставив мip, прияли иноческое житие; а св. Феодор оставался в Константинополе, заканчивать свое образование. После Копронима царил сын его Лев, также еретик, а после него супруга его Ирина с сыном своим Константином. Ирина хранила православие, как и сын ее; и со св. Патриархом Тарасием собрала собор св. отцов, вселенский седьмой, на коем осуждена и проклята иконоборческая ересь. На сем соборе был Платон, дядя Преп. Феодора по матери, который, по окончании собора, взял с собою в пустынь св. Феодора, и братьев его Иосифа и Евфимия, решившихся принять иночество, и поселился с ними в Саккудионе, прекрасном месте, возвышенном, окруженном лесом и богатом водою. Место было уединенно, и вход туда пролегал одной тропою. Оно полюбилось им, и они устроили там монастырь и Церковь святую во имя св. Иоанна Богослова. К ним стали собираться братия, и монашеская жизнь пошла добрым порядком, под руководством мудрого Платона. Св. Феодор, всех превосходивший образованием и дарованиями, по пострижении паче всех преуспевал и в подвижничестве, измождая плоть свою пощениями, бдениями и трудами по монастырю, самыми низкими и тяжелыми: ибо рубил дрова, носил воду, копал землю в саду и огороде и унаваживал ее, обучая себя смирению. Наипаче же заботился он о благоустроении нрава благочестного и Богу любезного. Для того законом имел каждый день исповедовать старцу своему Платону все помышления и движения сердца, и одобренное усовершать старался, а не одобренное исправлять. Каждый также день определял он некое время на богомыслие и умную молитву, да един единому предстоя Богу умом невозмущенным, тайное некое приносит Ему служение. Любил он прочитывать Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, и творения св. отцов, особенно св. Василия Великого , и из него, его правила и уставы иноческого жития, которые чтил так высоко, и так почитал необходимыми, что того, кто не исполняет их, монахом не признавал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Период первый – от начала церкви до отпадения от нее Западной церкви А) Источники церковного права 2. Первоисточник церковного права В религиозном обществе, которое основано по воле Божией и силою Божией, которое составляет духовное тело возглавляемое Сыном Божиим и одушевляемое Духом Святым, первоисточником права может быть только воля Божия. Относительно заповедей, данных непосредственно Сыном Божиим, это понятно само собой. Но и апостолы постановляя решения по церковным вопросам, усвояли их не себе одним, но прежде всего Духу Святому. Изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ). Точно также и соборы постановляли свои правила в сознании божественной помощи. Седьмой вселенский Собор замечает о предшествовавших ему соборах: все они от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили (VII. I.). Св. Григорий Неокесарийский , излагая свои правила, прибавляет, что они могут применяться, доколе что-либо изволят постановить купно сошедшеся Св. отцы, и прежде их Дух Святой (пр. 8). Таким образом церковное право в существенных своих нормах имеет своим основанием волю Божью. Исторически же эта воля провозвещена сначала непосредственно Самим Основателем церкви Господом нашим Иисусом Христом, а потом посредством представителей церковной власти, уполномоченных от Него продолжать дело созидания церкви и управления ею, – апостолов и пастырей церкви. 3. Заповеди Господни Господе наш Иисус Христос , своим благовестием и крестною смертью положивший краеугольный камень Церкви, возвестил своим ученикам в главных основах учение о том, что такое Церковь , каково должно быте в ней устройство, как в ней следует жить. К таким основным положениям, преподанным Господом, относятся положения: 1) о том, что Церковь Христова по своей задаче и внутренней природе существенно отлична от политических обществ. Царство мое не от мира сего. ( Ин.18:36 . Лк.17:20,21 ); о вселенском характере церкви: шедше научите вся языки ( Мф.28:19,20 . Мк.16:15,16 . Лк.24:47 . Ин.20:23 ). 3) о власти церковной и ее полномочиях ( Мк.3:14–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Разделы портала «Азбука веры» Недавно стал свидетелем спора христиан по поводу того, следует ли отказаться от поста в среду и пятницу на протяжении всего пасхального периода или только в течение одной недели сразу после Пасхи. Сторонник отмены постов утверждал, что это более древний обычай, и поэтому существующая церковная норма является нововведением. Знаю, что люди точно так же спорят по поводу рождественского поста, поскольку 40-дневый пост перед Рождеством стал нормой в церковной традиции очень поздно по православным стандартам, в середине XII века. Изначально нужно было соблюдать лишь одну неделю строгого поста. Но я даже не стану вдаваться в детали развития практики постов и праздников Церкви. Нам важно знать только, что развитие это было всегда. Традиция есть то, что развивается и изменяется во времени. Мнение о том, что более поздняя практика является нововведением, всего лишь характеризует особенное понимание (скорее — недопонимание) многих христиан о том, что же традицией является. Они так рассуждают, как будто существует точный момент в истории, через который можно провести разделительную линию между традицией Церкви и нововведениями. Проблема в том, что никто не знает, где находится эта точка разделения. Православные часто думают, что чем старше обычай, тем лучше, хотя причины такого подхода неясны. Кто может сказать, насколько глубоко следует погрузиться в историю, чтобы отделить нововведение от традиции? Но это ведь важный вопрос. Насколько древним должен быть обычай, чтобы считаться частью традиции Церкви? Неужели седьмой вселенский собор менее традиционный, чем первый просто на основании того, что он проходил позже? Богословие св. Григория Паламы , жившего в XIV веке, менее православное, чем богословие св. Максима Исповедника , жившего в VII веке? Да конечно же, любой христианин скажет, что это не так! Так откуда же берется это увлечение древностью? Естественно, не существует никакой точки раздела для церковной традиции, потому что Святой Дух пребывает в Церкви сейчас не меньше, чем в начале. Заявление о том, что более поздние обычаи являются инновациями, равносильно утверждению, что Святой Дух как бы ограничен рамками времени и пребывает только в глубокой древности. Изменения последнего века — такая же часть традиции, как и развитие церковной практики в IV веке.

http://azbyka.ru/tradicii-i-novovvedeniy...

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 1 Седьмой Вселенский собор. Икона XVII в. В наше время, когда все большее внимание уделяется вопросу о границах Церкви, раскрытию этой темы может способствовать знакомство с работами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, поскольку именно учение о Церкви занимает центральное место в богословии архиепископа Илариона, а вопрос о границах Церкви является одной из составляющих его экклезиологии. Согласно экклезиологическим воззрениям священномученика Илариона, существенные свойства Церкви есть выражение различных сторон единой церковной жизни, жизни тела Христова, возрастающего в совершенстве действием Святого Духа, и так же едины, как церковная жизнь. Каждое из существенных свойств Церкви выражается каким-либо образом во всех других и все – в каждом. Единство это выводится из учения святых отцов и учителей Церкви.       «Церковь составляет народ, объединенный священником» . «Апостолы предали епископам Церковь только одну» (с. 376), и эта «единая, кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников» (с. 392), а средоточие епископата – «соборное единение и единомыслие епископов» (св. Киприан) (с. 407). «Апостолы по всем концам земли основали Церкви, и все эти Церкви составляют единую Вселенскую Церковь… Единение же со всеми Церквами и есть признак принадлежности к истинной Вселенской Церкви. Поэтому кафолична и всякая Поместная Церковь» (блж. Августин) (с. 500). В Церкви кафолической «объединяются люди в единстве веры», преданной от апостолов (Климент Александрийский) (с. 248, 249). «Епископ не только хранитель вероучения, но и хранитель святости Церкви» (Каллист, папа Римский) (с. 322). «Апостольское учение… лежало в основе церковных понятий о святости Церкви» (с. 360). «Церковь едина и святость ее – в таинствах» (с. 493) и есть «святость всей совокупности освящающих средств Церкви» (с. 543). Этими и подобными выражениями владыка Иларион показывает взаимосвязанность существенных свойств Церкви, исследуя, конечно же, и каждое из них в отдельности.

http://pravoslavie.ru/33271.html

Скачать epub pdf Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского Память 8 марта В те дни, когда Церковь была смущаема ересью иконоборства 1773 , пришел из Восточных стран в Царьград благочестивой муж Феофилакт и стал близок к светилу церковному, святому Тарасию – тогда еще мирянину и сенатору, главному в царских палатах правителю тайных дел. По смерти царя – иконоборца Константина Копронима 1774 , воцарился сын его Лев 1775 с матерью Ириною; патриарх Павел, прозванный милостивым, по доброй воле оставил престол свой, вместо же его на патриаршество возведен был святой Тарасий, который собрал седьмой Вселенский собор и проклял ересь иконоборства 1776 . Тогда блаженной Феофилакт и вместе с ним Михаил Синадский, оставили мир, приняли иночество и были посланы святейшим Тарасием в монастырь, построенный на берегу Черного моря: там подвизаясь в трудах иноческих, преуспели они в добродетелях и получили к Богу в молитвах своих дерзновение. Было время жатвенное, и стоял сильной зной, люди изнемогали от великой жажды. Святые помолились Богу, и сосуд медный сухой стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Так творит Господь волю боящихся его и внимает молитвам их! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему в пустыне, когда Бог извел воду из камня для жаждущего Израиля ( Исх.17:6 ) и другому, когда для Самсона, умиравшего от жажды, сухие кости ослиной челюсти стали источником живой воды ( Суд.15:19 ). Когда преподобные отцы Феофилакт и Михаил просияли, как звезды светом, добродетельным житием своим, святейший патриарх Тарасий нашел их достойными высокого архиерейского сана и, посвятив обоих, Михаила послал в Синад, а блаженного Феофилакта поставил епископом в Никомидии. Какие заботы о словесном Христовом стаде показал святой Феофилакт в Никомидии, какое попечение о нищих, сиротах и вдовицах, – о том свидетельствовали созданные им божественные храмы, больницы, странноприимные дома и неисчетная, ежедневно творимая им, милостыня. Он сам служил больным, слепым, хромым и немощным; обходя богадельни и городские площади с сосудом тёплой воды, он своими руками омывал и очищал встречавшихся прокаженных, ничем не гнушаясь при служении им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание Предисловие Введение. Происхождение и развитие иерархии общин Глава первая I. Вопрос о церковных округах в ученой литературе II. История и характеристика римского провинциального управления на востоке империи III. Императорский культ и его организация IV. Этнографическое деление восточной половины Римской империи I. Провинция Азия II. Провинция Вышния-Понт III. Провинция Галатия IV. Провинция Ликия и Памфилия V. Провинция Каппадокия VI. Провинция Киликия VII. Провинция Кипр VIII. Провинция Сирия IX. Провинция Палестина X. Провинция Месопотамия XI. Провинция Аравия XII. Египет XIII. Провинция Крит-Кирена V. Образование церковных округов на почве этнографического деления Римской империи VI. Обзор церковных округов в первые три века христианства I. Провинция Палестина II. Провинция Сирия III. Провинция Кипр IV. Провинция Месопотамия V. Провинция Аравия VI. Египет VII. Провинция Киликия VIII. Провинция Каппадакия IX. Провинция Вифиния-Понт X. Провинция Галатия XI. Провинция Ликия-Памфилия XII. Провинция Азия XIII. Провинция Крит-Киренаика VII. Борьба церкви с императорским культом Глава вторая. Соборы I. Исторический очерк развития епископской должности II. Соборы для избрания епископа III. Происхождение регулярных соборов IV. Христианские соборы II и III веков V. Устройство соборов VI. Делопроизводство собора Глава третья. Митрополиты в первые три века христианства I. Развитие власти митрополитов II. Римский епископ III. Александрийский епископ IV. Развитие митрополичей власти в Антиохии и на востоке Глава четвертая. Институт митрополитов по канонам никейского собора 325 г. I. Новое провинциальное деление Римской империи и административные реформы Диоклетиана II. Никейский собор и церковно-провинциальное устройство Восточно-Римской империи III. Канон шестой никейского собора 325 года IV. Канон седьмой первого вселенского никейского собора     Предисловие Цель этой работы чисто научная. С этой точки зрения появление ее не нуждается в оправдании. Несмотря на обилие источников в русской науке церковного права доселе не существовало сочинения, посвященного истории развития церковно-правительственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Вселенские Соборы 542. Дворкин А. Л. Корни христианства: (Из материалов к учебному курсу «История Церкви»)//АиО. 1996. 1(8). С. 208–223. 543. Заболотский Н. А. Богословское и экклезиологическое значение Вселенских и Поместных Соборов в Древней Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 244–254. См. также 2377. I Вселенский Собор в Никее 544. Воронов Л. , прот. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского Собора» 325 г.//БТ. 1973. Сб. 11. С. 90–111. 545. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): I Вселенский Собор в Никее; Арианские споры//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 379–408. См. также 2215, 2386. III и IV Вселенские Соборы 546. Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси. Послание... преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и верным чадам Русской Православной Церкви [по поводу 1500-летия IV Вселенского Собора, 11 окт. 1951 г.]//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 3–5. 547. Бозовитис С. Антихалкидониты: Великое искушение/Пер. с греч.: свящ. О. Давыденков //БСб. 1999. 3. С. 42–58. 548. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): III Вселенский Собор; Разбойничий собор; Халкидонский собор//АиО. 1996. 4(11). С. 240–275. 549. Из церковной жизни//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 41–42. О Послании патр. Алексия I по поводу IV Вселенского Собора; обзор материалов «Гласника Сербской Православной Церкви» (1951, 1–3); о кн. А. И. Георгиевского «Чинопоследование Божественной литургии». 550. Соменок Г., прот. Халкидонский орос (IV Вселенского Собора) в свете решений VII Вселенского Собора//ТКДА. 1999. Вып. 2. С. 216–260. См. также 1996, 2006, 2387. Последующие Соборы 551. Асмус В. В., прот. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 63–75. 552. Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): Эпоха императора Юстиниана и V Вселенский Собор//АиО. 1997. 1(12). С. 342–372.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впервые историческая церковь была превращена в мечеть в 1331 г., после завоевания малоазийской части Византийской империи турками-османами. 20 июля. ПРАВМИР. Церковь Святой Софии в Никее (современный Изник, Турция), где в 787 г. проходил Седьмой Вселенский собор, начала функционировать как мечеть, для которой уже назначен муфтий, сообщает Седмица.ru со ссылкой на агентство «Ромфея». Впервые историческая церковь была превращена в мечеть в 1331 г., после завоевания малоазийской части Византийской империи турками-османами. В 1922 г. церковь сгорела и долгое время пребывала в руинах. Затем она была восстановлена и была обращена в музей. Как уже сообщалось , недавно турецкие власти приняли решение упразднить музей в церкви Святой Софии и передать ее исламской общине в качестве мечети. Начало исламских молитвенных собраний в древней христианской святыне совпадает с началом периода поста Рамадана, в который вступают мусульмане. Во время правления римского императора св. Константина Великого, в 325 г., в Никее проходил Первый Вселенский Собор. На Соборе был принят т.н. Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий догмат о Пресвятой Троице, и была осуждена арианская ересь. Также на Соборе было определено время празднования Пасхи Христовой, общее для всех христиан. Церковь Святой Софии в Никее была построена по приказу византийского императора св. Юстиниана I b VI в. Именно в ней в 787 г. проходил Седьмой Вселенский (или Второй Никейский) Собор, на котором была осуждена иконоборческая ересь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/cerkov-svyatoj-sofii-v...

Как сообщает турецкая пресса, призыв на молитву был спет муэдзином в прошлый четверг, в первый раз с момента основания турецкой республики в 1923 году. 11 ноября. ПРАВМИР. Софийский собор в Никее, в котором состоялся Седьмой Вселенский Собор в 787 г., турецкие власти вот-вот объявят мечетью, сообщает Aoiusa.org Как сообщает турецкая пресса, призыв на молитву был спет муэдзином в прошлый четверг, в первый раз с момента основания турецкой республики в 1923 году. Минарет был пристроен к церкви в эпоху Османской империи. В прошлом году она была восстановлена. С молитвой, произносимой в начале исламского праздника жертвоприношения в воскресенье утром, бывшая церковь будет готова для исламских религиозных церемоний. Решение Административного совета, компетентного органа, вызвало ожесточенные споры. Сельчук Mülayim, специалист по истории искусства, подчеркнул важность здания в истории христианства, и предупредил, что этот шаг вызовет протесты по всему миру. Торговая Палата критикует этот шаг как бессмысленный, так как небольшой город живет за счет туризма. Не менее спорным является вопрос о том, что долг Совета — объяснить, как бывшая церковь была превращена из музея в мечеть. В Святой Софии епископы Римской империи собрались в 787 году, чтобы разрешить византийские иконоборческие споры, а также утвердить почитание икон. Никея была также местом собрания Первого Вселенского Собора в 325 году. Дворец, где состоялся Совет, больше не существует. Собор Святой Софии был превращен в мечеть в 1331 году, когда мусульмане завоевали город. После пожара, он был восстановлен по проекту архитектора Мимара, позднее была уничтожена в битве Бурсу в турецкой войне за независимость в 1920 году. Руины были восстановлены в 2007 году и привлекали христианских религиозных туризм. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/iz-sofijskogo-sobora-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010