Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Господи, прости нас за потерю Твоего мира, и, по этой же причине, благодатной молитвы; прости, что впадаем в греховные страсти, которые терзают нашу душу, принося нам горесть утраты. Береги же, брат, раз возженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо когда пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать, и грех опять возобладает тобой. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо ты их не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя. Господи, мы тщательно не бережем воженный в нас огонь благодати, не остерегаемся пресыщения, позволяем себе дерзость. Господи, прости нас, ибо, делая это, мы возбраняем действовать в нас священному миру. Господи, мы любим земное, пристращаемся к вещам и людям, хотим найти правду и спокойствие здесь, на земле, услаждаемся греховными блудными помыслами, через что теряем надолго мир душевный. Прости нас, Господи, что допускаем в себе проявление греховного зловония. Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, непрестанно молитеся ( 1Фес. 5, 17 ) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердце ваше и помышления ваша во Христе Иисусе, и Бог любви и мира будет с вами (см.: Флп. 4, 7 ; 2Кор. 13, 11 ). Аминь. Господи, заповедь о непрестанной молитве не часто посещает наш ум, мы не удаляемся от худых и скверных дел, слов, помышлений и теряем мир Твой. Прости нас за это и помоги нам исправляться, держи нас, Боже, в единстве жизни с Тобою. 9. Возбуждение к подвигу

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Познав такое великое благо умной молитвы, уподобимся, братия, евангельскому купцу и взыщем сего доброго бисера – сердечного призывания имени Иисусова. Изучим искусство делания и хранения мысленного рая, и, подобно поселённым Богом в раю прародителям, начнем возделывать Царствие Божие в сердцах наших. Господи, нам еще недоступно благо сердечного призывания имени Иисусова, мы не изучаем искусства делания и хранения этого мысленного рая и не возделываем в наших сердцах Царства Божия. Господи, прости нас, что мы не ищем этого евангельского бисера и оставляем землю сердца своего невозделанной для сеяния в ней молитвы. Начало этого умного делания есть внимание, собранность мыслей в Боге. Святой Иоанн Лествичник так говорит об этом: сидя на высоте, наблюдай, если только умеешь, и тогда увидишь, как, когда и куда, сколько и какие тати приходят, чтобы войти и украсть твои грозди… Душа, утомившись, встает и молится, потом опять садится и мужественно принимается за прежнее делание (Святой Иоанн Лествичник , Слово 29 о умной молитве). Господи, начинать умное делание необходимо со внимания. Его суть – в собранности мыслей в Боге. А для этого нам необходимо наблюдать за собой, чтобы увидеть тех воров, которые крадут из нас плоды молитвенного делания. Господи, прости нас, мы не следим за вниманием, совершая свое молитвенное делание. Чтобы яснее познать значение внимания для умной молитвы, возьмем другое сравнение. Сердце человека подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходит свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущается просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому, как если выгорит масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада; так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, – делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает и молитва делается пред Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, нам следует помнить, что к душе, объятой любовью к Тебе, Богу нашему, не может приблизиться ни один нечистый помысел. Господи, прости нас, что не предаемся в волю Твою и всеми силами души не стремимся к Тебе единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу. Господи, умилосердись и пошли нам такую сильную любовь. Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к вещам первой необходимости, например, к одежде, сосудам и тому подобное, ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «От того-то и бывает, – говорит авва Моисей, – что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например, за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливостью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже прикасаться к ним не дозволяют. От чего можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом ( 1Кор. 13, 2–7 ) любви. Господи, нам следует сокрушать страсти искренним осознанием своей немощи, смирением, нищетой духовной. И непременно ими охватывать всю душу, простирать на все расположения, желания, мысли. Господи, прости нас, что не умеем эти качества души держать в рабочем состоянии и простирать их на все состояния души, желания, мысли. И в дополнение к этому нам необходимо побеждать в себе пристрастие к разным вещам, ибо они дают повод к нетерпеливости и погибели. Господи, прости нас: мы таковым пристрастием не в состоянии бываем достигнуть совершенной, описанной апостолом, любви. Прекрасный для достижения бесстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь, – говорит он, – впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не беспокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя, давай; если по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется какой-нибудь из них – не печалься. Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, душа каждого из нас Тебе дороже неба и земли и всей вселенной. Ты ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. Господи, прости, что мы не испытываем восторга от Твоего человеколюбия и от достоинства нашей человеческой души. Господи, прости, что нашу благородную, бесценную душу мы желаем поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить опьяненную в грязь. Нам же, о христиане, да будет един Христос – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселье, блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенные, в день же онь явиться имущие во откровении славы сынов Божиих! Господи, Ты для нас всё – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселие, блаженство, ныне сокровенные в тайне нашего сердца. Господи, прости: мы не созерцаем в тайне своего сердца этих качеств, которые Ты сообщаешь нам Твоим присутствием в нас. Господи, прости нас, что не ждем Твоей помощи в деле раскрытия этих качеств во вне, в нашем поведении, и не готовимся к откровению и для нас славы сынов Божиих. Он – наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопченное, презирают и как Маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нем и Он в нас и довлеет нам. Господи, мы не ценим Тебя, наше Сокровище, которое мы носим в скудельных сосудах нашей плоти. Прости нас, что мы часто смотрим на Тебя как на закопченное золото и как на Маргарит, драгоценный камень, валяющийся в грязи. Господи, помоги нам почувствовать, что мы в Тебе, и Ты в нас, и что этого чувства нам для жизни достаточно. Верите ли вы этому? Если верите, то отвратитесь от призрачных сокровищ, которыми, как какими-нибудь миражами, мир прельщает любителей своих, обратитесь ко Христу и у Него взыщите истинного сокровища. Господи, мы не испытываем своей веры и потому не отвращаемся от призрачных сокровищ, которыми, как каким-нибудь миражом, мир прельщает нас, прости нас. Мы относимся к людям, более любящим мир, и не обращаемся к Тебе, Христу и Богу, чтобы у Тебя найти истинное сокровище, прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, трудом молитвы у нас еще не соединены ум и сердце, и мир Твой еще не вошел в нашего внутреннего человека; мир, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Господи, прости, что не только всего этого не имеем, но и хорошенько не ищем. Если через умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, со всевозможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого, – тонок, почти незаметен для нас, грешных, и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не возненавидеть, ни уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову премудрого, печаль многих уби, и нет в ней пользы ( Сир. 30, 25 ). Господи, у нас нет хотя бы посильного желания через умную молитву искать мир Христов. Нет у нас и старания хранить этот дар Божий, когда Ты даруешь его нам. Господи, прости, что мы не замечаем, как он отступает от нас по нашим грехам: мы не избегаем гнева, ярости, осуждения других, все время желаем приобрести нечто из сущего, разрешаем себе ненавидеть и унижать других, не удаляем от себя уныние. Прости нас, Господи. Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушающие Его (см.: Мк. 8, 11 ). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался бы тьмой (см: Лк. 11, 35 ). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: Благодатию естé спасéни чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится ( Еф. 2, 8–9 ). Господи, мы не заостряем внимания на том, какого качества свет, который в нас – не тьма ли он? – и впадаем в самообман. Прости нас, Господи, что часто мы праведность приписываем себе, тогда как она от Тебя, нашего Бога, от Твоей благодати, а не от наших дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Взирайте на Христа очами веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! – и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, – и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.: Мф. 16, 25 ), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это – состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. Господи, прости нас, мы не взираем на Тебя очами веры и не взываем к Тебе: «Даждь нам сию воду, да не испытаем жажды во веки!» Господи, источи нам из ребра Своего Кровь и живую воду, чтобы утвердиться нам в вере, сделаться готовыми умереть за Тебя, за Твои заповеди, умереть радостно, в убеждении, что такая смерть принесет нам жизнь, даст возможность обладать Твоим неисчислимым богатством. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым; вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Господи, мы мало походим на тех, кто на все видимое взирает как на прах и дым. Господи, наша вера в Тебя еще не отгоняет от нас заботу о приятностях жизни, еще не помогает нам терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, покорно ожидая пока Ты благоволишь призреть на нас. Прости нас за это. Подражая Давиду, они говорят себе: Терпя, потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39,2 ), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, ожидаю помощи от Него, призрит на меня и явит мне милость Свою. Господи, прости, что терпя скорби, мы слабо уповаем на Тебя и на Твою помощь, колеблемся в ожидании её, и не готовимся принять милость Твою, изливающуюся на нас. Родные мои о Господе! Вы знаете, как восхваляет Христос таких терпеливо стремящихся к Нему: блажени, – говорит, – жаждущие, яко тии насытятся. Верю этому неложному обетованию Божию и надеюсь, что и вы будете утешены Им, ибо и вы ищете и жаждете Царствия и правды Его. Только бы не возроптать вам как-нибудь в жажде вашей и терпеливо ждать помощи Божией; посетила бы тогда это терпение ваше Божия Благодать, и настал бы тогда конец ваших очистительных странствований по пустыне и начало наследования земли обетованной, ибо это конец всех чаяний и стремлений человека, верх его совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, мы смиренно ожидаем, когда и в нашем сердце возгорится пламенная любовь к Тебе, нашему Богу, и мы испытаем готовность все с радостью потерпеть ради Тебя, нашего Возлюбленного. Но не горит еще в нашем сердце такая любовь к Тебе, сердце наше не тает под горящими лучами Твоей любви. Господи, прости нас. Мы замечаем обиды, потому что не сознаем себя ничтожеством в сравнении с всегда стоящим перед нашими глазами Божественным Страдальцем, понесшим на Кресте все наши немощи и скорби. Прости нас, что не ощущаем и не видим простирающуюся к нам силу благодати, исходящую от Креста Иисуса Христа распятого нашего ради спасения. Господи, прости, что событие крестной смерти Сына Божия не оказывает на нас своего благодатного воздействия и не используется нами в настоящем подвиге. Делатели виноградника Христова! Нам надлежит видеть в сердце своем спасительный рост (приращение) сокровища Божия, которое откроется нашему пониманию более ярким возгоранием в нем (в сердце) Любви Божественной, и захочется нам еще теснее прильнуть ко Господу своему и взойти от прежней силы в новую, большую. Вот награда за поношение! Вот бесконечное милосердие Божие к страдающему ради Него сердцу! Вот неописуемое и конца неимущее блаженство! Господи, мы призваны наблюдать приумножение Твоего богатства в нашем сердце, которое обычно сказывается в нас более ярким возгоранием в нас Твоей Божественной любви, более тесным единением с Тобой, Господом нашим, и вхождением в новую, большую силу по сравнению с прежней. И это воспринимается нами поощрительной наградой за благодушно перенесенное ради Тебя поношение. Господи, прости нас, что мы не наблюдаем за умножением Твоего богатства, Твоей Божественной Любви в нас; прости и за неумение переносить приходящие поношения как страдания ради Тебя. Делатели виноградника Христова! Знайте, что человек, приняв в себя это богатство, именуемое Любовью Божественной, сам как бы горит, отражает и распространяет вокруг тот свет, о котором сказал Господь: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный ( Ин. 8, 12 ). Сердце сокрушенное и смиренное заменяет ему все правила, и, идя во свете Божием, он приближается прямо к Богу, в простертые к людям объятия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

– Как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в нем положено, так тщеславие губит мзду добродетелей. – Воздержание тщеславного – дым, выходящий из печи: то и другое рассеивается в воздух. – Ветер заметает след человека, так и тщеславие заглаждает всякие добрые дела и ни во что обращает милостыню и молитву. – Когда надмевает тебя помысел и в сердце слышатся какие-либо славолюбивые доводы, – тогда отвечай им словами псалма: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже ( Пс. 69, 4 ). Сердце смиренномудренное есть сокровищница, отовсюду огражденная Благодатью Божиею, возграждение, идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкопывают, ни крадут ( Мф. 6, 20 ). Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви, так страх Божий – добродетельную душу. – Возделывай ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. – Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой. – Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая. Призыв грешников ко спасению Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы, почерпая от него с верой, мы прохладили души наши, грехами и страхом Суда Божия сокрушенные? Каждый, наверное, задавался целью отыскать его, многие, как та евангельская больная, истратили все свое имение, ища его среди людей, но не нашли, ибо нет против этих язв лекарств у людей. На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего – диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Так мы с Вами счастливцы на сей святой земле. Господь удостоил нас с Вами быть в вечном блаженстве нераздельными, еще приношу Вам великую благодарность за Ваши заботы обо мне, больном старике, и дорогие подарки, и гостинцы. Я Вам посылаю: подрясник, – носите его на доброе здоровье, также ряску, пару белья, грибов, сушеной малины, солоду для кваса, – пейте на доброе здоровье; просфору Вам, Домнушке, и Марии. Шлю благословение Божие – прощальное – Вам и прочим духовным чадам нашим: Домнушке, Марии, если возможно мат[ушке] Варваре, м[атушке] Иувеналии, Тихону Ивановичу, Ивану Михайловичу Горшкову, Анне Барановой 877 , мат[ушке] Вере, м[атушке] Ангелине и всем прочим знающим нас. О себе пишу Вам – здоровье мое по уклону [движется] к праотцам, к чему и готовлюсь. 29 мая сего года в среду в час ночи в тонком сновидении видел митрополита Владыку Кирилла в ряске[,] в клобуке, очень благодушным. Сказал мне: поедем. Подъехал один, сидя на тарантасе с впряженной парой коней величественных, и сказал мне[:] садись. И поехали мы с ним к озеру нашей пустыни Седмиезерной. И ехать нельзя по случаю разлива [реки], и я коней выпряг и пошел с ними к задним воротам. Открыта была только калитка, и мне пришлось с этими конями идти в калитку[,] и чуть меня они не затоптали. И прошел благополучно, и кони исчезли, и иду мимо номеров[,] где жили временно дачники, и вдруг подбегают две монашенки [-] мать Виталия 878 и мать Евдокия 879 , как они обе в ссылке Вл[адыке] Кириллу служили, и ведя меня под руки[,] запели – осьмаго гласа 8-ю песнь, Осмогласник «Мусикийским органом согласующим, и людем безчисленным поклоняющимся образу в Дейре» 880 ... Конец сновидения. 2-е сновидение в эту ночь 29 мая в 4-ре часа утра: видел Владыку Германа Ряшенцева 881 , Вы его знаете, он обнял меня[,] и я с ним прощался[,] и очень плакал[,] и сказал ему[:] больше мы с Вами, Владыка, не увидимся. Сон кончился. Пишу Вам эти сновидения[,] дорогой мой авва[,] [ибо] эти святители передали мне из загробной жизни великое утешение и надежду на будущее пребывание. Я считаю[,] после их посещения меня[,] грешного[,] особенным возрождением подкрепляющим меня в немощах моих, я считаю себя счастливцем, живу при такой тишине и благодушии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священноинок Дорофей, Российский подвижник, так учит о молитве Иисусовой: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердце не хранит (от греха), такой человек молится воздуху, а не Богу и напрасно он трудится, потому что Бог внимает уму и усердию сердца, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего, от души и ума, в сокрушении сердца со страхом Божиим, тогда умная молитва не допустит входить во внутренность сердца ни мечтанию, ни скверным помыслам. – Хочешь ли научиться деланию умной, сердечной молитвы, – продолжает угодник, – сначала должно тебе творить Иисусову молитву голосом, устно, вслух себе одному. Когда насытятся уста и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекратится и начинает она произноситься шепотом. Тогда умная и сердечная молитва сделается манием и будет самовластно и непрестанно действовать во всякое время, при всяком деле, на всяком месте, и сделается хвала Его во устах твоих, как хлеб небесный. Саровский старец отец Серафим советует: «Когда бы ты ни произносил имя Божие и молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душой. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Тогда Господь согреет сердце твое теплотой Благодати Своея и соединит тебя в един дух, тогда потечет эта молитва непрестанно и всегда будет с тобой, будет наслаждать и питать тебя, тогда исполнятся на тебе слова псалмопевца: чашу спасения прииму, когда имя Господне призову. «И тогда, когда ты стоишь во храме при богослужении, занимайся молитвою Иисусовой; она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и пению церковным и в то же время неприметным образом и постепенно обучишься умной молитве» (Наст. 6). «Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в суетный и пустой разговор, но и остерегайся осуждать разговаривающих и смеющихся» (Наст. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010