Симеона не устраивает отдельное словоупотребление К. (вместо «постизати» величество Бога следовало бы говорить «размышляти», вместо «преизволение» - «самовластие»). Симеон отмечает не совсем корректные формулировки: у К. Божество «разделяется» на три Ипостаси, а Оно «несть разделно». В ответ на утверждения К. о том, что «раздельно свойство Ипостасей», Симеон писал: «Сие не право, Божество несть разделно, но обозествуется». Комментируя слова К. о том, что Священные книги приписывают Богу «уды телесныя», Симеон отмечает: «То не право, ибо множицею пишется, яко Бог дух есть». Он критикует взгляды К. на человека. К. пишет, что Бог поставил человека «царем и властителем над всеми добрами видимыми и невидимыми во обоих вещех». Рецензент возражает: человек может быть лишь «причастником» или «общником добр небесных», но никак не властителем. К. утверждал, что человек бессмертен, равен ангелу и является «ангелом во плоти». Симеон на это ответил: «Сие не право, ибо вси есмы смертни и еще не достигохом содружества ангелскаго». Критику Симеона вызвало и утверждение К. о том, что «ангелское естество огневидное и пламеноносное». Симеон говорит: «Сие не право, ибо огонь и пламень суть вещь стихийная, ангелы же суть духи». Симеон не согласен с утверждением К., что видимый мир был сотворен после падения сатаны. Он отметил слова К. о том, что если раньше Рим был гнездом всяческих пороков, то, после того как Христос в лице ап. Петра пришел в Рим, вера Рима «как солнце на увесь свет сияет». Симеон отметил: «Се веру римскую блажит». Рецензент также обратил внимание на неверное употребление отдельных географических названий из ВЗ, на некоторые противоречия (в разных местах К. дает различающуюся топографию загробного мира), не согласился с толкованием отдельных мест Свящ. Писания (К. усматривает в 3 вратах в Откровении Иоанна Богослова символику Св. Троицы). Как и прп. Иов, Симеон отметил, что у К. святые в конце времен будут прославлены без тела. Рецензент заключает, что «сочинение же велми недоброе».

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет. Монашеская жизнь Наконец, при содействии Божьем, Симеон принял окончательное решение отречься от суетной светской жизни и вступить в ряды монашеского братства. Поступив в Студийский монастырь, он встретил здесь своего духовного отца, давнего наставника, Симеона Благоговейного . Питая к нему неподдельное, искреннее уважение, Симеон с ревностью исполнял все его требования. Между тем, многие монахи отнеслись к столь сильной привязанности Симеонасвоему духовному отцу) неоднозначно. Им казалось, что такая привязанность слишком чрезмерна, что его послушание духовному отцу противоречит общему правилу подчинения игумену. Симеон, искренне полагая, что духовника даровал ему Бог, не желал ослаблять послушания, и в результате неудовольствия братий был вынужден покинуть обитель. Его новым пристанищем стал небольшой монастырь святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного (продолжавшего подвизаться в Студийском монастыре). В новой обители Симеон вскоре принял монашеский постриг. Искренняя вера, ревность и добродетельность преподобного не остались незамеченными братиями и начальством монастыря, и уже вскоре Симеон удостоился возведения в иерейское достоинство, а спустя три года был возведён в сан игумена. Симеону был тогда тридцать один год. Игуменство Ко времени избрания Симеона на должность игумена обитель св. Маманта пребывала в плачевном состоянии: существенная часть зданий представляла собой полуразрушенные постройки; духовно-нравственный уровень немногочисленных монахов, страдавших от отсутствия надлежащего руководства, оставлял желать лучшего. Возглавив обитель, преподобный бросил все свои силы и на восстановление её внешнего благообразия, и на преобразование внутренней жизни. На этом поприще он проявил себя как хороший организатор, чуткий, отзывчивый наставник и отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

–      историческое в житии является лишь фоном, на котором действует святой, и потому оно не имеет абсолютной ценности, как в специально исторических повествованиях; –      главная задача жития – передать дух святого, представить читателю духовный образ угодника Божия; для исполнения данной задачи агиограф может использовать необходимые литературные приемы. Нужно сказать, что агиографические принципы, выработанные и закрепленные на практике св. Симеоном Метафрастом , стали основой, на которой строилась и строится агиография до сего дня. Глава четвертая. Преп. Симеон Новый Богослов §1. Жизнеописание Преп. Симеон Новый Богослов родился предположительно в 949 году в малоазийском местечке Галате в Пафлагонии, в провинциальной дворянской семье. Высказывалось предположение, что его мирское имя было Георгий, а имя Симеон он получил в постриге. В возрасте около одиннадцати лет он был отдан для обучения в Константинополь. Получив там среднее образование, юноша устроился на государственную службу, а от высшего образования отказался. Преп. Симеон вел рассеянную столичную жизнь, но при этом душа его стремилась к чему-то большему. Пережив первый внутренний кризис, но вдохновившись чтением христианской литературы, он возжелал во что бы то ни стало найти «живого святого» и поступить под его духовное руководство. Окружающие восприняли такое желание преп. Симеона, как блажь и прелесть. Многие уверяли, что в «нынешнее время» святых людей попросту нет. Преп. Симеон нашел духовного наставника, какого искал. Им стал старец Симеон Благоговейный , простой монах, подвизавшийся в Студийской обители. Старец преподал ученику азы аскетической жизни и научил деланию непрестанной молитвы. Интересно отметить, что в качестве непрестанной молитвы старец Симеон дал преп. Симеону молитву мытаря: «Боже, милостив буди ми, грешному». По крайней мере, именно этой молитвой молился преподобный, когда сподобился первого явления нетварного Божественного света. Преп. Симеон был удостоен явления нетварного света, будучи мирянином, в то время как лишь единицы из великих подвижников сподобляются такого видения единожды в жизни и чаще непосредственно в момент кончины. Связано это с тем, что он воспринял аскетическую традицию от старца, обладавшего редким даром видения нетварной светоносной энергии Божества. Как известно, дарования Духа Святого различны. Соответственно, духовный наставник может передать своему ученику именно те дары, которыми владеет или, точнее говоря, наставник ведет ученика известным ему путем и велика вероятность, что ученик в итоге сподобится тех же даров, что и наставник.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Скачать epub pdf Февраль Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна 16-е февраля (3 февр. церк.кал.) Святой Симеон жил во время рождения Господа Иисуса Христа. Согласно евангелисту Луке Симеону было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Согласно преданию это обещание он получил еще за 270 лет до Рождества Христова. В то время Симеон состоял в числе 70-ти переводчиков (толковников), которые переводили священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птоломея Филадельфа. Симеон при переводе пророчества Исаии о рождении Еммануила (Мессии) от Девы ( Ис. 7:14 ) усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово “дева” на “жена”. В этот момент он и получил извещение от Духа Божия, чтобы он не смел искажать пророчества и что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества Исаии о рождении Мессии именно от Девы. Среди бедствий своего времени, при общем упадке веры и нравственности святой старец в течение долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества. Когда Божественный Младенец наконец родился и был принесен в храм, Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и что в Иерусалимском храме он увидит Младенца-Спасителя. Придя сюда, святой старец не только увидел обещанного Младенца и Его пречистую Деву-Матерь, но и удостоился взять Христа на свои руки. Тут в священном восторге праведный Симеон изрек те бессмертные слова, которые так часто слышны на вечерних богослужениях: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу (слову) Твоему с миром. Яко (потому что) видеста (увидели) очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей”. Здесь Симеон как бы выступил в качестве представителя ветхозаветного человечества, ожидавшего Спасителя, и, одновременно, стал проповедником новозаветной благодати. Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. По всей вероятности, он принадлежал к священникам, служившим при храме ( Лк. 2:23–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В другом месте, ссылаясь на Григория Богослова , Симеон говорит, что процесс обожения не имеет конца: Совершенствование беспредельно ( ατελς τελειτης), А это начало – опять же, предел. Каким же образом предел? – Как Григорий  Богослов сказал: «Озарение есть Предел всех вожделевающих, А Божественный свет – Упокоение от всякого созерцания» 1531 . Итак, и Григорий Богослов и Симеон Новый Бого­слов считают, что обожение есть прежде всего озарение Божественным светом и причастие ему: в этом заклю­чается предел всякого желания. Как уже было отмече­но, Симеон часто связывает две темы – Божественного света и обожения. «Через покаяние, – говорит он, – [люди] становятся сынами Твоего Божественного света; Ведь свет, конечно же, рождает свет: поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано, и бо­гами по благодати» 1532 . В другом месте Симеон обраща­ется к своим читателям: «Постарайтесь... возжечь ум­ственный светильник души, дабы вы сделались солнца­ми, светящими в мире... дабы вы стали, как боги» 1533 . Когда Божественный свет озаряет нас, мы становимся богоподобными и «богами, видящими Бога» 1534 . Ссыла­ясь на собственные видения света, Симеон говорит о том, как посредством их Бог совершенно обновил его, обессмертил и «сделал Христом» 1535 .Обожение через озарение Божественным светом бы­ло опытно пережито Симеоном: вот почему он постоян­но возвращается к этой теме. В Гимнах Симеон особен­но часто развивает тему обожения в автобиографиче­ском ключе. Мы ограничимся одним наиболее харак­терным текстом, а именно, Гимном 15-м. Этот текст представляет особый интерес: по силе воздействия и новизне изложения он уникален для всей византийской святоотеческой литературы. Симеон говорит здесь о полном преображении человеческого естества, включая тело и все его члены: Мы делаемся членами Христовыми 1536 , а Христос – нашими членами: И рука у меня, несчастнейшего, и нога – Христос. А рука Христова и нога Христова – это я, несчастный. Я двигаю рукой, и рука моя есть весь Христос, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Предлагая собственное объяснение Рим. 8:29–30 , – текста, который вызвал столько споров в западной тра­диции 1077 , – Симеон возражает против представления о том, будто одни люди предназначены ко спасению, а другие – к погибели. Хотя в целом такое представле­ние чуждо восточной богословской мысли, должно быть, во времена Симеона в Константинополе шла ка­кая-то полемика вокруг подобной мысли – либо среди богословов, либо, что вероятнее, среди простого народа. Об этом свидетельствует сам Симеон, когда сообщает, что «от многих» слышит: «Поскольку кого Бог предуз­нал, тех и предопределил, кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и прославил, что мне поль­зы полагать многие труды, если, хотя я и покажу обра­щение и покаяние, я не предузнан Богом и не предо­пределен ко спасению?..» 1078 На это Симеон дает исчер­пывающий ответ. Он утверждает, что все призваны Бо­гом к спасению через покаяние: О вы! Зачем размышляете не о спасающем вас, а о губящем и, избирая малопонятное из боговдохновенного Писания, похищаете это, извращаете и изъ­ясняете к собственной погибели?.. Не слышите ли ежедневно Спасителя, взывающего: «Живу Я, не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жил» ( Иез. 33:11 ). Не слышите ли Его говорящим: «По­кайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 )?.. Разве Он сказал или говорит одним: «Вы не кайтесь, потому что не приму вас», а другим, то есть предопределенным: «Вы кайтесь, потому что Я предузнал вас»? Отнюдь! Но каждый день на весь мир и в каждой церкви вопиет Он: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я ус­покою вас» ( Мф. 11:28 ) 1079 . Бог все знает – и прошлое и будущее, – продол­жает Симеон. Но, как земной царь, участвуя в качестве зрителя в соревнованиях по бегу, не является причиной победы или поражения бегунов, так и Бог не является причиной погибели людей. Бог дал нам свободную во­лю, а также и заповеди, которые мы призваны испол­нять;  и, хотя Бог всегда сражается вместе с нами, окончательная победа зависит от нашей воли и уси­лий 1080 . Заключая эти мысли, Симеон обращается к чита­телю: «Так вот, брат, и ты предузнан Богом, и предо­пределен, и избран, и прославлен, и оправдан, и к жизни вечной позван через веру во Христа и святое Кре­щение... Итак, трудись в добродетелях и храни заповеди Божии...» 1081 Это учение о всеобщем предопределении ко спасе­нию является развитием святоотеческого учения: по­добные же взгляды высказывал, в частности, Иоанн Златоуст 1082 . Спасение, считают Златоуст и Симеон, возможно только через посредство Христа и Его Церкви; все призваны и предопределены к нему, но в конечном итоге от нашей свободной воли зависит, принять ли этот призыв и последовать за Христом – или нет. 2. Церковная иерархия

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот поэтому Иосиф и Мария в тот день принесли Младенца Иисуса в храм. Священники совершили положенный обряд. Святое Семейство уже направлялось к выходу из храма, и тут в гулких высоких галереях Иосиф и Мария увидели очень старого человека. Кто он? Священник? Или тоже прихожанин храма? Почему он направляется прямо к ним? Почему так просветлело вдруг его лицо? Зачем этот старец протягивает руки к Иисусу?.. Симеон! Это он взял на руки маленького Христа, поднял Его над собой, радостно засмеялся и одновременно — заплакал. Удивленные Иосиф и Мария слышат его слова: — Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко! Что это значит? Он дождался! Пришел срок, и сбывается Божественное пророчество! Произошло событие, ожидание которого удерживало мудреца на этом свете! И теперь Бог может отпустить его душу — больше Симеон ничем не связан с земной жизнью... Для старца это огромная радость! Он принял на руки Богомладенца — стал Богоприимцем! Но постойте, вот Симеон благословляет Марию, Иосифа и Иисуса и начинает ещё о чем-то говорить. Только слова его звучат уже тревожно. Что-то страшное предрекает он: — Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут, — говорит Симеон Марии, указывая на Младенца Иисуса. — А Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Что означают слова старца? Он предупреждает Марию, что Ребенок Её — необычный. Что пережить и Ей, и Иисусу придется многое. Мы говорим о чём-то, что тревожит, пугает, задевает нас: «Это ранит мне сердце...» или так: «Это ранило мою душу!» Именно это имел в виду Симеон, когда сказал «Тебе Самой оружие пройдет душу». В самом деле, через много лет Мария увидит, как Её Сына преследуют и бьют. Ей предстоит быть на Голгофе возле Креста, на котором казнят Её Сына, видеть Его смерть... Это ли не самое тяжёлое испытание для Матери? Но, — предупреждает Симеон, — предназначение у Неё и Её Сына — великое! Читайте также: Сретение Господне: коротко о празднике Пока Симеон произносил свои тревожные пророчества, ещё один человек приблизился к ним. Кто? Пожилая женщина. Она тоже кланяется маленькому Христу и... тут же спешит к выходу из храма.

http://foma.ru/sretenie-istorija-samoj-d...

Г. Татарский считает несомненным, что при учреждении школы при церкви Иоанна Богослова, Симеон принимал са­мое горячее участие, и ему принадлежала инициатива и общее направление этого дела (92 с.). Между тем, положительно известно, что инициатива этого дела и хлопоты принадлежали ктиторам этого храма. А о том, какое участие принимал в этом деле Симеон и даже принимал ли, ничего положительного неизвестно. Об участии его в этом деле можно только предполагать, но не полагать, как это делает г. Татарский. С какой развязностью г. Татарский выдает догадки за несомненные положения, об этом свидетельствует следующее соображение его о причине остановки дела о школе: оно «остановилось – очевидно, потому что руководивший им Симеон был в это время слишком занят исполнением различных поручений по делам собора» (93 с.). Спрашивается, откуда взялось это очевидно, когда и сам факт участия его в этом деле не обоснован твердо, и причина, почему оно остановилось, не известна. А не вернее ли предположить, что дело остановилось на подаче ктиторами челобитной царю, потому что ни царю, ни церковным властям было не до разбора челобитных по частным делам, особенно несрочным. Ведь это было в 1666 году, когда не одному Симеону было недосужно, когда все церковные, а отчасти и государственные деятели были заняты делом патриарха Никона . Далее, дело было об учреждении школы и по возобновлении его в 1668 г., не пришло к желанному концу, и школа не была учреждена. Почему? Всякий другой исследователь на месте г. Татарского сказал бы, что он не знает этого или сделал бы какую-нибудь догадку, не выдавая ее за положительную истину. Но г. Татарский прямо объявляет, что школа не открылась, потому что Симеон около этого времени сделан был воспитателем Феодора Алексеевича и потому ему было некогда. Эта мысль, не только, как положение, но и как догадка, никуда не годится. Разве учительская деятельность Симеона мешала ему заниматься разными делами? Симеон именно был из таких людей, которые берутся за многие дела. Если Симеон Полоцкий принимал, по мнению г. Татарского, горячее участие в деле учреждения этой школы, то совершенно невероятно, чтобы он отказался от ведения в ней дела по недосугу, когда дело учреждения школы было доведено до желанного результата. Но согласимся, что Симеон принимал деятельное участие в этом деле, все-таки это не может быть поставлено ему в заслугу, потому что школа не открылась и не открылась именно из-за Симеона, по соображениям самого г. Татарского. Будь на его месте другой деятель, быть может она была бы открыта. В чем же заслуга Си­меона, если даже стать на точку зрения г. Татарского?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Тоже было и в других местах. Дело всюду кончалось компромиссом: иначе монашеству пришлось бы остаться на положении общин монтанистического типа. Но приятельства никогда не было. И автору при одном случае приходится заявить: «к клиру сирийские подвижники данного времени, если не было разделяющих причин догматического свойства, относились очень почтительно» (стр. 228). Это если характерно. Монашество V в. не верило иерархии и на разбойничий собор 449 г. Сирия посылает толпу в 1000 человек с Варсумой во главе, которая производите дебош и избиение иерархов. Но даже из тех примеров почтительности, которые приводит автор, можно делать «назидательные» заключения. «Трогательный рассказ передается в «Луче Духовном» о диаконе Мине, вышедшем из монастыря и сделавшемся мирянином. Проходя Селевкию, он увидел издали монастырь Симеона Столпника (Дивногорца). Он захотел увидеть великого Симеона. Когда он подходил к столбу, то Св. Симеон, узнав по откровению, что он был монахом и диаконом, призвал служителя и сказал принести ему ножницы. Когда он принес, то Симеон сказал: благословен Бог! Постриги его. Мина принял пострижение и авва Симеон велел ему сотворить молитву диаконскую, затем снова вернуться в Раифскую обитель, причем на смущение Мины ответил, что отцы примут его с радостию и что Бог простит ему грех , подтвердивши это знамением. Так и случилось в действительности. Мину отцы приняли с распростертыми объятьями и допустили его до священнослужения» (стр. 229). В русском переводе «Луга Духовного» обязательно разъясняется в примечании: «Св. Симеон совершил второе пострижение, так как своим падением диакон лишился благодати первого» 3 . Для меня совершенно ясно, что Симеон и монахи Раифского монастыря не ставили иерархию ни во что: иначе они не сделали бы того, что сделали. Диакон монах стал мирянином, т. е. перестал быть диаконом и монахом. Симеон вернул Мине и диаконство и монашество, т. е. совершил таинство, которое совершает только епископ, будучи только пресвитером. Монахи Раифского монастыря смотрят на это дело так же, как и Симеон, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/r...

Святитель Николай дважды явился Петру во сне, а в третий раз наяву, и уже не один, а вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Великий Симеон был дивен видением, благолепен образом, сиял небесным светом. Он был облечен в ефуд (льняную одежду) ветхозаконного священства, и златой жезл был в руке его. Петр, увидев представших ему святых, объят был страхом. Симеон сказал Петру: «Ты просишь брата Николая об освобождении тебя из уз и темницы?» Петр едва мог отворить уста, – таким объят был страхом: «Я», – отвечал он. Святой Симеон сказал: «Исполнишь ли обет твой вступить в монашество и провести земную жизнь добродетельно?» Петр отвечал: «Исполню, владыка мой, при помощи Божией». Симеон: «Если обещаешься поступить так, то выдь отсюда беспрепятственно и иди, куда хочешь». Петр показал ему свои ноги, окованные цепями. Святой Симеон прикоснулся к цепям златым жезлом, бывшим в руке его, и цепи растаяли, как тает воск от огня 224 . Петр встал и увидел, что тюрьма отворена. Он вышел из нее, последуя со святителем Николаем за святым Симеоном, и внезапно очутился за городом. Когда совершалось это, – пришла Петру мысль: то, что делается с ним, не есть ли только видение? Немедленно святой Симеон обратился к нему и сказал: «Зачем совершающуюся над тобою милость Божию ты полагаешь только видением? разве ты не видишь с достоверностию, где ты и кому последуешь?» – После этого святой Симеон, поручив Петра Святителю, соделался невидим. Петр шел вслед святого Николая. Рассвело. Святитель спросил Петра, взял ли он с собою пищи на путь. Петр отвечал: «Владыко! мне нечего было взять, потому что я не имел ничего». Святитель повелел Петру зайти в случившийся тут по близости сад. «Там встретишь, – сказал он ему, – человека, который даст тебе овощей, сколько тебе надо; взяв их, последуй мне». Петр, исполнив приказанное ему, шел за святителем Николаем, и в короткое время достиг пределов Греческой империи. Тогда Святитель сказал Петру: «Брат! ты уже в своем отечестве, и имеешь всю свободу исполнить обет твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010