3. Монахи заполонили и весь остальной Египет, особенно покинутые при разных войнах крепости и города. К этим новым героям христианства начались паломничества со всех концов Империи. Из Египта монашество распространилось в другие страны. В Палестине отшельник Иларион , язычник по происхождению, ввел египетскую организацию монашества. Около него, близ Газы, собралось несколько тысяч любителей пустынножительства. Южнее Иерусалима в Иудейской пустыне начинал свой путь уже известный нам Епифаний, впоследствии епископ Кипрский. Излюбленным местом монахов стала также гора Синай , где позже был основан монастырь св. Екатерины . Следует отметить и международный характер палестинского монашества, где было много общин как греческих и сирийских, так и армянских и латинских, а чуть позже и грузинских. К северу от Ливана и до Армении распространены были пустынножители подвижники-одиночки, прибегавшие к самым крайним формам аскетизма. Они носили вериги, питались только травами, приковывали себя цепями к скалам. Чуть позже там развилось столпничество. Самым известным столпником стал преп. Симеон (356–459) . Столпники пользовались крайним почитанием как простого народа, так и интеллектуалов. К св. Симеону Столпнику, например, за советом ходили даже императоры. И св. Иоанн Златоуст , и блж. Иероним в свое время ходили к этим отшельникам на выучку, чтобы узнать на опыте их формы аскезы. Иоанн Златоуст нажил так себе тяжелый гастрит, от которого потом страдал всю жизнь. Конечно, в раннем монашеском движении наметились и определенные проблемы, главная из которых некоторый «индивидуалистический» характер движения и его неуправляемость. Насколько монахи вписывались в церковную организацию? Насколько они зависели от епископов? Св. Афанасий в своем «Житии св. Антония» многократно подчеркивал приверженность святого Православию и то, что он постоянно находился в евхаристическом общении со своим законным епископом. Другие возникающие вопросы носили более экзистенциальный характер. Добивался ли монах лишь своего собственного спасения? Были ли у монашеского движения социальные цели? Ударение на преобладание социальных целей аскетического движения было главной чертой организационной деятельности св. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Сирии и Месопотамии все располагало и влекло душу к подвигам Господа ради, к уединению и безмолвию. В горах, покрытых и на вершинах, и по склонам непроходимыми лесами, находилось бесчисленное множество пещер, ущелий и самых диких мест. На юге и юго-востоке на необозримое пространство расстилались песчаные пустыни – притон диких зверей. В Месопотамии – колыбель человечества: там явились первые люди, и был Эдем, жил Ной, второй родоначальник человеческого рода. Сирия и страны Евфрата и Тигра, можно сказать, искрещены благовестническими стопами Св. Апостолов; целые сонмы христианских мучеников напоили эти страны своею священною кровью. Там с каждым почти местом связаны священные предания; в каждом почти городе находятся дорогие для христианина предметы. Ниневия и Вавилон, Тарс и Едесса, Тир и Сидов, Илиополь и Дамаск, Евфрат и Тигр, Ливан и Антиливан способны настроить к самому возвышенному размышлению о путях Божиих в нашем земном мире, к восторженному созерцанию судеб Всевышнего в человечестве. В Едессе верующие поклонялись нерукотворенному образу Христа Спасителя; в Апамее лобызали часть животворящего креста Господня. Неудивительно по всему этому, если в Сирии и Месопотамии явились христианские подвижники почти в то же время, как явились они в Египте, Палестине и на Синае. Первые подвижники сирийские неизвестны; но уже в половине IV века сделались известны и стали славны в Сирии пустынник Маркиан, коего Св. Иоанн Златоуст называет великим, Симеон Ветхий, основавший две обители на Аманских горах, Павел, устроивший несколько общежительных обителей в Келесирии. В Месопотамии же Аон, иначе Евгений, ученик Антония Великого , первый положил начало подвижничеству, основав обитель иноков в Фадане – в том месте, где патриарх Иаков, отвалив камень от колодезя, напоил овец Рахили; а в обширной Евфратской пустыне первый поселился и стал о Господе подвизаться отшельник Иулиан, освятив ее своими духовными подвигами. Вслед за первыми подвижниками устремились на путь подвижничества всякого звания, состояния и пола люди, искавшие убежища от суеты житейской в обителях, жаждавшие спасения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К крайним формам аскетизма, возникшим в Сирии, можно отнести столпничество, связанное с именем самого знаменитого подвижника раннего сирийского отшельничества прп. Симеона Столпника (Старшего) (+459). Данное исследование посвящено изучению вопроса взаимоотношения первых столпников с византийским обществом и епископатом на примере жития Симеона Столпника и в связи с возможными причинами появления этих крайних форм аскетизма. Для сирийского монашества во второй пол. IV — V в. характерна ещё одна тенденция — полный или частичный отказ от физического труда. Некоторые исследователи считают, что такие необычные виды телесного подвига были ещё одной формы борьбы с плотскими страстями, возникшие ввиду отсутствия у этих монахов установки на занятие физическим трудом, которая, напротив, была у египетских иноков . Как уже было отмечено, для сирийского менталитета было характерно стремление вернуться в состояние первозданного Адама. Пребывая в нём, подвижник призван жить в постоянном общении с Богом в молитве, не заботясь о телесных потребностях и не трудясь «в поте лица» (Быт. 3:19), как падший Адам, лишённый богообщения. Физический труд воспринимается как излишний не по причине своей тяжести, а потому что он отвлекает от молитвы и является признаком падшего состояния человека, от которого подвижник стремится избавиться. Сирийские отшельники существовали в основном за счёт пожертвований жителей тех селений, рядом с которыми подвизались. По мнению Ф. Эсколана, столпники и затворники устраивали свои столпы и кельи недалеко от больших дорог и торговых путей с тем, чтобы иметь возможность пользоваться материальной поддержкой проходящих мимо мирян. После удаления из монастыря св. Симеон выбирает «пустынное место, неподалёку от которого расположились большие селения, а ближе всех селение, называемое Геласис, и там складывает себе из камней малое подножие…» . Уже в течение первых четырёх лет стояния к Симеону стекаются толпы народа. Сельскохозяйственные работы рассматриваются в анонимном правиле как подстрекательство к идолопоклонству. Правила монастыря Мар Бассос запрещали приём золота: монахи ждали пищи, «которую пошлет им Бог». Монашеская торговля также строго регулируется. Правила псевдо-Раббулы требуют, чтобы любая продажа или покупка, совершаемая монахом, строго контролировалась иерархией монастыря. Запрещена более крупная коммерческая деятельность, такая как продажа зерновых культур в пользу монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6172573

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть II Глава I. Предварительные сведения о св. столпниках и о «столпничестве». Название столпников ( στυλται, κιονται, columnares) в церкви христианской дано не многим пустынникам, подвизавшимся на столпах. К числу их относятся: 1) Св. Симеон, сирийский пустынник (1 Сент.), о котором, как о первом столпнике, повествует блаж. Феодорит: родиною св. Симеона было селение Сисаны Киликийской области; отца его звали Сусотиан, а мать – Марфа; относительно времени стояния его на столпе историки разногласят: некоторые говорят, что св. Симеон подвизался на столпе 47 лет, другие – 40, а иные – 80 лет; первые мнения не верны. Известно, что св. Симеон жил всего 103 года; на 12 году вступил в монастырь, а на 18-м постригся в монахи, и вскоре удалился на гору близ села Таланиссы; через 3 года потом взошел он на столп, на котором оставался до конца своей жизни, следовательно 80 лет, как говорится в книге «обед душевный» в 1-м слове, в нед. 2-ю по святом Духе, на л. 123. Неверность произошла, вероятно, от того, что первые сведения основаны на свидетельстве блаж. Феодорита и др. писателей, не Доживших до кончины св. Симеона, умершего в царствование Льва Великого в 459 г. 811 В прологе помещены: «слово от Лимониса о Мине диаконе, иже иде в мир, сверг иноческий образ, и паки от св. Симеона облечен в него, и спасеся», «чудо о пресвитере» и «чудо о друзем пресвитере» 812 . О подвигах св. Симеона повествуют его ученики: Антоний и Косьма 813 . 2) Св. Даниил (11 декабря) родом из Месопотамии, но не из села Вифара, – между Тигром и Евфратом, близ города Самосаты, как говорится в Четиих Минеях, а из Марафа, как сказано в патрологии Миня 814 ; родителей его звали Илия и Марфа; подробное житие св. Даниила находится у Симеона Метафраста . Хронологические показания и подробное раскрытие различных обстоятельств жизни св. Даниила столпника в метафрастовом сказании ведут к предположению, что оно заимствовано из современного источника, а может быть, из жития святого Даниила, известного по рукописям и составленного современником и отчасти очевидцем 815 . Святой Иоанн Дамаскин в 3-м слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Еводия Ассемани. Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова (первого столпника), восшел на столп в Анапле, что он возстал против царя Василиска, отвергнувшего указом Халкидонский (IV) собор 816 . Св. Даниил жил 80 л. и 3 мес. по сказанию св. Димитрия Ростовского . Год смерти его определяется различно: Вершинский (в своем месяцеслове) показывает 489 г., а Штадлер 490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ II ГЛАВА 3. В УРМИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД Д етали исторической биографии всегда интересны, − один факт может связать события неожиданным образом. Именно так было в 1917 году, когда прибывший из Персии миссионер увидел на далёкой российской окраине – в городе Верном Туркестанского края надгробную плиту с именем архиепископа Софонии (Сокольского) . Именно преосвященный Софония стоял у истоков русской духовной миссии среди персидских несториан. В городе Верном почтенный иерарх и духовный писатель подготовил к печати труд: «Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан…» Книга была хорошо известна в русской духовной миссии, штаб которой находился в персидском городе Урмия 87 . Деятельность этого русского учреждения протекала среди несториан-ассирийцев 88 , в конце XIX века принявших православие. В России предреволюционного десятилетия об этих древних христианах Востока и об Урмийской миссии много писалось и говорилось. Помимо Персии, заграничные духовные миссии существовали в Палестине, Японии, Корее, Северной Америке. Духовное ведомство России действовало здесь в согласии с дипломатическим и военным. Заграничные миссионеры находились в поле зрения Министерства иностранных дел, и по делам миссий шла регулярная переписка между министром иностранных дел и обер-прокурором Св. Синода. Миссионеры призваны были послужить и политическим интересам Российской империи, укрепляя её авторитет – духовный, нравственный, культурный. К истории появления Русской Духовной Миссии в Персии Епископ Пимен был прекрасно осведомлён о сложной, насыщенной событиями истории несторианской церкви, а существо богословских споров христианского Востока было предметом его научных занятий. Это была область его эрудиции, его церковно-исторического кругозора и одновременно прошлым народа, с которым он имел дело. Обратимся к картам древних царств и найдём интересующие нас названия. На земле Древней Ассирии, в Междуречье, появилось на свет и сложило свою историю сирийское христианство . Ассирийцы (сирийцы) приняли новую веру одними из первых от Мар-Аддая и Мар-Мари. Так по-сирийски звучали имена апостола от 70-ти Фаддея и его ученика Мария. Небольшое государство Осроэна, созданное в конце II века до н. э. потомками Древней Ассирии, стало первым в истории государством, в котором христианство было провозглашено официальной религией. Сирийское христианство первых веков дало миру сонм святых: пустынников и отшельников, мучеников и преподобных. Около четырёх десятков из них вошли в святцы Русской Православной Церкви, в их числе такие широко почитаемые, как свв. Исаак Сирин и Ефрем Сирин , Иаков Низибийский , Симеон Столпник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Cuмeoh Столпник, Дивногорец, Мл., прп. Описания иконы Симеон Столпник, Дивногорец, Мл., прп. - житие Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец (память 24 мая по старому стилю) Его следует отличать от преподобного Симеона Столпника (U 459 г.; память 1/15 сентября), подвизавшегося также в окрестностях Антиохии Сирийской. Родился святой в 512 г. в Антиохии Сирийской, быв испрошен матерью через молитву к св. Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. С младенчества отличался строгим постничеством. Уже в детстве преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет святой удалился на одну пустынную гору, а затем поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, близ Селевкии Сирийской, где взошел на столп. За строжайшие и вышеестественные подвиги поста и бдения он удостоился особой благодати Божией и дара исцеления недугов. На 22-м году жизни по откровению свыше перешел на Дивную гору, где основал монастырь. Достигнув высокой степени иноческого совершенства, подвижник сотворил множество чудес, прозревал тайное, удостоил[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Симеон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10111.jpg:   Размер: 454x1200, 0.54 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (118) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2900

Таким образом, не гордость и не фанатизм были побудительными причинами и началом столпнической жизни. Отчасти эти причины указаны в I-й главе. В дополнение к ним можно сказать еще следующее. Дух и направление монашества IV и V вв. способствовали появлению «столпничества». Ревность в умерщвлении плоти, как бы в замен мученичества, была необыкновенная. Старцы и настоятели подавали пример самоотвержения своим ученикам, ученики старались превзойти учителей. При таком аскетическом духе, при таком религиозном героизме пустынников, вполне можно было ожидать великих и необычайных подвижников. И вот среди пустынь, как цвет подвижничества, является «столпничество», засвидетельствованное современниками не как вымысел ума человеческого, а как дело божественное. Далее, вникая в состояние и дух христианства в IV и V вв. и следя за действиями св. столпников, можно усматривать особенную цель промысла Божия, воздвигавшего таких необычайных подвижников. Дух благочестия и ревности, отличавший первенствующих христиан, с VI-ro века видимо стал ослабевать. Религия христианская сделалась предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, волновавшие христиан, вооружавшие их друг против друга и подававшие язычникам случай к уничтожению веры христианской. По мере того, как в обществе разливалось нечестие, движимые Духом Божиим пустынники усугубляли свои подвиги и господствующему духу времени, обращенному к гибельным спорам и распрям о вере, противоставили истинный дух христианства. Но их жизнь была заметна и назидательна только для немногих. И вот, вызванный промыслом Божиим из среды сирийских пустынников св. Симеон восходит на столп «к созиданию себе и тех» 1144 . Новый и дивный образ жизни св. Симеона возбуждает всеобщее внимание к нему и удивление. Из отдаленных стран христиане и язычники идут к нему. Конечно, не все приходили к нему с набожным чувством; многие шли из одного любопытства, некоторые – даже с злым намерением поругаться над праведником. Но высокая святость столпника, благодать Божия, сиявшая в нем, его сила чудодейственная, простые речи и т. п. возбуждали благоговение и производили необыкновенное действие. Еретики отрицались от своих мудрований, язычники разбивали при столпе своих идолов, и все невольно умилялись, славя Бога. Дух благочестия, обитавший в св. Симеоне, переходил на всех окружавших его, так что закоренелые злодеи делались праведниками 1145 , подобно тому, как некогда приходившие к св. пророку Самуилу с намерением взять его, сами становились пророками 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Севир пресв., 27 июня. Севир , 30 дек. Секунд (вторый, благополучный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Селевкий , муч. палестинский, 16 февр. Селевк (колеблющий σαλυω, греч.), муч. гакатийский, 13 сент. Селиний (лунный, лунатик, греч.), муч. египетский, 5 июня. Сеннис , князь персидский, муч. римский, 30 июля. Серапион (от Сераписа, египетского Бога), муч. 13 июля. Серапион египтянин, 24 мая. Серапион или СераФ ион , муч. коринфский, 31 янв. и 10 мар. Серапион , муч. александрийский, 11 и 13 сент. Серапион , муч. римский, 18 авг. Серапион Синдонит, преп. египетский, 14 мая. Серапион , архиеп. новгородский, 16 мар. Серафима (пламенная или благородная, евр.), девица, муч. антиохийская, 29 июля. Сергий (древнее римское имя), муч. в Варвалиссе, 7 окт. Сергий отрок, в числе избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Сергий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта. Сергий радонежский препод., 25 сент. и 5 июля. Сергий пр. вологодский, 7 окт. Сергий и Герман валаамские, 28 июня и 11 сент. Сивеиф , муч. персидский, 28 марта. Сивел (у греков Совел или Солев, егип.), муч. египетский, 5 авг. Сигиц , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Сикст (у римлян Ксист выглаженный, греч.), папа римский, муч. 10 авг. Сила ( σιλας молчание, покой, евр. и лат. или лесной – Силван лат.), ап. из 70, 30 июля. Сила ( σλας хищник, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Силан (Фонтанная труба, лат. от греч. ιλλω или насмешник от σιλλανω), муч. петрогорийский, 4 июня. Силван (лесной, леший, лат.), муч. римский, 25 янв. Силван еписк., муч. емисский, 29 янв. Силван , еписк. газский, 4 мая. Силван , пресвитер газский, 14 окт. Силвестр (лесной, лат.), папа римский, 2 янв. Силуан (тоже лесной, лат. Силван), ап. из 70, с Силою и др., 30 июля. Силуан , муч. писидийский, 10 июля. Симеон (услышание, евр.) Богоприимец, 3 февр. Симеон , сродник Господень, ап. из 70, 27 апр. и 18 сент. Симеон Нигер, 4 янв. Симеон священномуч., еписк. персидский, 17 апр. Симеон , муч. персидский, 18 мая. Симеон Ветхий, пустынник сирийский, 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но, говоря столько раз о Св. отцах Сирийских, не время ли сказать и о том, как и когда пришли они в страну сию, для которой были вторым источником спасения после Равноапостольной Нины? По сбивчивости Грузинского летосчисления или хроникона, который следует солнечным индиктам и возобновляется каждые 532 года, есть разность в целом столетии между историками Грузинскими и Греческими касательно пришествия Св. отцов. В летописи Кедрина сказано, что во время Императора Феодосия младшего Св. Симеон Столпник, как яркий светильник, поставленный на свещнике, разливал лучи свои повсюду: Иверы, Армяне и Персы, ежедневно приходившие, принимали от него Св. крещение. И в житии Св. Давида Гареджийского, одного из Сирийских отцов, столь же ясно указано на эпоху, ибо он посетил Иерусалим уже на исходе своего земного поприща, при Патриархе Илии, который, как известно по истории, скончался в один год с Императором Анастасием, в начале VI века; следственно пришествие Сирийских отцов в Грузию должно быть необходимо в течение V века. Не сохранились жития всех, а только более именитых: начальника и учителя их Иоанна Зедазнийского, Давида Пустынника Гареджийского, Шио Пещерника Мгвимского, так названного от своей пещеры, и Иессея, поставленного Епископом в город Цилкан. Но вот имена и других, которые свято сохранила Церковь Грузинская, празднуя некоторых отдельно и совершая им общую память седьмого мая: Св. Авив святительствовал в Некресах за Алазанью; Иосиф по эту сторону Алазани в Алаверди; Стефан Хирский и Зинон Икальтский основали свои обители в той же долине Кахетии, а Св. Антоний Марткобский, принесший с собой Чудотворный Образ Спаса, поселился ближе к Тифлису на горах. Вообще Св. отцы разделились таким образом, что шесть из них были в Кахетии и шесть в Карталинии, в числе коих, кроме упомянутых Иессея и Шио, еще четыре: Исидор Самтавийский, Фаддей Степанцминдский, Пирр Бретский и Михаил Улумбийский. Они так названы от места своего жительства; глава же отцов основался в Кахетии, на горе Зедазенской, с верным диаконом своим Илией. Трогательна повесть, как был он послан на божественную проповедь в Иверию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобная Ефросиния Суздальская (в миру Феодулия) родилась в 1212 году и была дочерью святого князя Михаила Черниговского. В детстве она увидела во сне Страшный суд: море огня и рай, и Пресвятая Богородица призывала ее разделять блаженство праведных, а Господь Вседержитель держал в деснице Своей книгу жизни. В другом видении ей был показан Печерский монастырь и иноки его, воспевающие славу Божию. И она задумалась над блаженством их, на земле уже ангелоподобных и в будущем наследников рая. Была помолвлена с суздальским князем Миной. Но жених скончался до ее прибытия в Суздаль. Княжна осталась в Суздальском монастыре в честь Положения ризы Богоматери, и там вскоре приняла постриг. Совсем юная инокиня ревностно стала исполнять правила монашеской жизни, во всем показывая добродетель и воздержанность. Подвижническая жизнь Ефросинии стала известна за пределами Суздаля, и многие приходили в обитель послушать ее наставления. Обладала даром чудотворения и прозорливости. В годы татаро-монгольского нашествия Суздаль был почти разрушен, но монастырь молитвами прп. Ефросинии уцелел. Скончалась святая в 1250 году. Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец родился в 512 году в Антиохии Сирийской, был испрошен матерью через молитву к св. Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. С младенчества отличался строгим постничеством. Уже в детстве преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет святой удалился на одну пустынную гору, а затем поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, близ Селевкии Сирийской, где взошел на столп. За строжайшие и вышеестественные подвиги поста и бдения он удостоился особой благодати Божией и дара исцеления недугов. На 22-м году жизни по откровению свыше перешел на Дивную гору, где основал монастырь. Достигнув высокой степени иноческого совершенства, подвижник сотворил множество чудес, прозревал тайное, удостоился видения Господа и беседы с Ним. Так, он предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение в ней, исцелял различные недуги и даже воскрешал мертвых; призыванием его имени освобождались плененные персами антиохийцы; по молитве преподобного в течение трех лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то, что ее брали в большом количестве для пропитания множества пришельцев. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 году.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010