69–96. 58 . Иларион (Алфеев) , иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. [Пер. с англ.]. М. 1998. 676. 2 СПб. 2001. изд.: Alfeyev Н. St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford 2000. XIII, 338. (Oxford Early Christian Studies). Turner J.//Sobornost. 2001. 23(1). 78–80. 59 . Иларион (Алфеев) , иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное богослужение//ЦиВ 1998. 1(4). 90–124. [Сокр. пер. главы из дисс., см. 6 .58]. 60 . Иларион (Алфеев) , иеромон. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов : сравнительный анализ учения о Боге//ЦиВ 1998. 2(5). 128–147. 61 . Каждан А. П. Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика X-XI вв. Симеона//BSI 1967. 28. 1–38. пер.: Kazhdan А. Observaciones preliminares sobre la concepción del mundo del mistico bizantino de los siglos X-XI Simeón (con dos apéndices)//Erytheia. 1996. 17. 73–139. 62 . Лесняк В. Г., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб. 1993. 191. [Библ. 189–190, 20 63 . Пантелеймон (Успенский), иером. Из записок путешественника по Афону. (К вопросу об изучении творений преп. Симеона Нового Богослова) [научный отчет]//БВ 1915. 1. 87–121. 64 . Свиридов И. Преп. Симеон Новый Богослов и современность. Экклезиологические заметки//Русская мысль. [Париж] 1998. 4223. 21. 65 . Семенов А. Ф. Сличение рукописей, содержащих гимны Симеона Богослова . Киев 1902. 48. [Текст рукописей на греч. яз.]. 66 . Симон, архим. Св. Симеон Новый Богослов //ЖМП 1966. 11. 54–60. 67 . Флоренский П. А. Радость навеки. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу Святому. Сергиев Посад 1907. же://Символ. 1989. 22. 199–203. 68 . Челышев П. В. Философия на рубеже тысячелетий (X-XI века). М. 2001. 131. [О Симеоне Н. Б. Готовится перераб. переизд. под загл. «Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека (Опыт философского исследования)».] 69 . Челышев П. В. Назад к истокам, или преподобный Симеон Новый Богослов об условиях богопознания и бессмертия//Вестник Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Атмосфера в монастыре постепенно накалялась. В патриаршество Сисинния I (995–998) некоторые монахи открыто выступили против игумена: когда он проповедовал во время утрени, они с громкими криками бросились к нему, готовые изгнать его из монастыря, но Симеон, по утверждению Никиты, стоял на месте, не поднимая рук и глядя на своих ненавистников с улыбкой и «светлым лицом». Вне себя от злобы, они выскочили из храма, сорвали запоры монастырских ворот и побежали через весь город к патриарху. Тот вызвал Симеона и, допросив, убедился в его невиновности. Он хотел изгнать непокорных, но Симеон умолял его вернуть их в обитель. После этого он оставался игуменом до тех пор, пока в 1005 (1013) не передал полномочия своему ученику Арсению. Симеон, вероятно, предполагал, что, уйдя в затвор, проведет остаток дней в безмолвии, но его ждали новые испытания. Бывший митрополит Никомидийский Стефан открыто возвысил против него голос и обвинил в том, что он чрезмерно почитает своего духовного отца, к тому времени давно уже почившего. Ежегодно в день памяти своего старца Симеон устраивал в обители торжественное богослужение, на котором присутствовало множество почитателей старца. Была также написана икона Симеона Благоговейного  и составлена служба ему. Стефан упрекал Симеона за то, что последний прославлял своего духовного отца прежде, чем тот был официально канонизирован. Никита Стифат описывает этот конфликт как столкновение законнического формализма с подлинной духовностью: для Симеона святость его духовного отца была вне сомнений, и он не нуждался в официальном ее подтверждении. Изгнанный из Константинополя, Симеон поселился при храме святой Марины близ Хрисополя, где основал небольшой монастырь. Вскоре его друзья в столице добились от патриарха Сергия II u om Синода полного его оправдания, и ему было предложено вернуться в прежнюю обитель или даже занять епископскую кафедру. Однако Симеон отверг эти предложения и провел оставшиеся годы жизни в монастыре святой Марины в окружении своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Временем, когда Симеон Полоцкий окончательно переехал на жительство в Москву, обыкновенно признается с 1664-й год; но есть основания полагать, что это случилось несколько ранее. Можно подумать, по крайней мере, что в июле месяце 1663 года, когда по доносу Романа Боборыкина возникло дело о клятве патриарха Никона на царя и его семейство, Симеон уже находился в Москве. В числе лиц, посланных для расследования этого дела в Воскресенский монастырь, упоминается царский толмач Симеон, переводивший пред патриархом Никоном латинь Паисия Лигарида. Это и был, по-видимому, Симеон Полоцкий , в круг обязанностей которого в первые годы жизни в Москве входило, между прочим, и толмачество латини Паисия Лигарида. Таким образом, прибытие Симеона Полоцкого в Москву с вероятностию должно относить приблизительно ко второй половине 1663 года, с чем вполне согласуются и известия, сохранившиеся в рукописи самого Полоцкого. В предисловии к «Вертограду Многоцветному» Симеон торжественно заявляет, что при царе Алексее Михайловиче он «прежих в царствующих и богоспасаемом граде Москве чрез лет тринадесять» 106 . В стихотворном благодарении царю Федору Алексеевичу за создание новой келии он так же говорит, что при покойном родителе его он был «чрез лет тринадесять нескудно питаны» 107 . Царь Алексей Михайлович умер, как известно, 30 января 1676 года: в том и другом случае свидетельства эти указывают на 1663 год, как на начальный пункт жизни Симеона Полоцкого в Москве 108 . Лично известный государю, имевшему неоднократный случай оценить его таланты, Симеон был принят в Москве с очевидною благосклонностию. Вскоре по его приезде последовал особый указ государя, определивший место жительства его в Москве «в обители Всемилостивого Спаса, что за Иконным рядом» 109 , и все содержание его с самого начала отнесено было на счет двора 110 . Не трудно наперед угадать те общие начала, на которых Симеон Полоцкий основал первые шаги своей деятельности в Москве. Он был опытный дидаскаль и искусный стихотворец: таким мы видели его в Полоцке, таким же он являлся уже и в Москве, украшая здесь в лице учеников своих различные придворные торжества искусными произведениями своего стихотворства. Те немногие сведения, которые относятся к первому времени жизни Симеона Полоцкого в Москве, показывают, что первоначальная деятельность его здесь совершалась в этом, именно, направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В Священном Писании преп. Симеона особенно привлекают те, кто сподобился увидеть Господа. По этой причине он обращается к жизни ап. Павла, который встретил Христа на пути в Дамаск (Деян 9:3–5) и был восхищен на третье небо (2 Кор 12:2). Упоминает преп. Симеон и о том, как св. Стефан видел Христа (Деян 7:56). Но что для него важнее всего — это то, что подобные вещи могут произойти и с ним самим, в его собственной жизни: “Что это за новое чудо, которое и ныне происходит? Бог и ныне желает являться грешникам — Тот, Кто некогда взошел горе и воссел на Отчем престоле На небесах, и пребывает сокровенным, Ибо он скрылся от очей Божественных апостолов И после этого, как мы слышали, один лишь Стефан Видел разверзающиеся небеса и тогда сказал: «Вижу Сына, стоящего одесную славы Отца»… Но ныне — что означает это странное событие, Происходящее во мне?.. Я обрел Того Самого, Кого видел издали, Кого Стефан увидел в разверзающихся небесах И Кого потом Павел увидел и ослеп…” 131 Если в данном отрывке преп. Симеон рассматривает свой собственный опыт как равнозначный опыту, упоминающемуся в Библии, то в других местах он считает его даже более важным. Так в 51-м Гимне преп. Симеон перечисляет персонажей Ветхого и Нового Завета и утверждает, что его, преп. Симеона, собственный опыт куда более удивителен. Моисей видел Господа в облаке на горе Синай всего один раз, а преп. Симеон постоянно видит Его как несказанный свет. Ап. Павел был восхищен на третье небо один раз за четырнадцать лет до того, как он об этом написал, а преп. Симеон удостаивался экстаза созерцания многократно. Св. Стефан увидел Христа перед смертью, а преп. Симеон видел Его постоянно от юности на протяжении всей жизни. Енох и Илия были вознесены на небо и избежали смерти, а преп. Симеон уже “преодолел смерть” 132 . События Ветхого Завета прообразовали реальности Нового Завета, однако вся Библия — это только тень того, что может случиться с человеком в его мистическом опыте: “Илия был взят на огненной колеснице, И прежде него Енох…

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

Пока шла смертельная схватка за власть и саму жизнь, Болгарский царь Симеон претворял в действие свой план возмездия. В августе 913 г. он беспрепятственно подошел к византийской столице и окружил город валом от Влахерн до Золотых ворот. Но, простояв какое-то время, в очередной раз убедился, что Константинополя ему не взять: слишком уж неприступными казались стены города. Симеон отошел к Евдому и там стал лагерем, оповестив византийцев, что готов заключить с ними мирный договор на условиях венчания его на Болгарское царство Константинопольским патриархом и женитьбы его дочери на царевиче Константине Порфирородном. Симеон верно учел, что положение императорского тестя, василеопатра, при слабом регентском совете, открывало перед ним много возможностей. В случае смерти болезненного Константина VII Порфирородного Симеон Болгарский мог стать настоящим Римским императором. Но в любом случае, получив титул Болгарского царя, Симеон резко укрепил свой международный престиж. Поняв, что большего от византийцев получить не получится, болгарин вложил меч в ножны 312 . Как говорилось ранее, Симеон не был чужд тайных мыслей о том, чтобы самому занять Константинополь и, объединив Римскую империю со своей державой, стать наследником Византийских императоров. Римская империя по-прежнему сохраняла значение вселенской державы, где иностранец так же мог стать императором, как и природный римлянин. Имея дочь-императрицу, другом – патриарха Николая Мистика , который ради сохранения за ним права, как «вселенского архиерея», окормлять Болгарию, сильнейшую армию в мире, Симеон мог надежно устроить свою царскую власть. Венчание его патриархом являлось, по сути, реализацией первой части плана – официальным признанием Симеона боговенчанным христианским царем, после чего можно было заявить права и на пурпурную одежду 313 . Но, несмотря на все меры предосторожности со стороны царя болгар, византийцам удалось его обмануть. Все начиналось очень заманчиво: во Влахерны явился патриарх Николай Мистик вместе с Константином Порфирородным, и там начался пир с приглашением Симеона и двух его сыновей. Затем, сотворив молитву, Мистик должен был возложить на главу Болгарского царя венец, но вместо него голову Симеона покрыла архиерейская накидка – тот не заметил подмены. В конце концов болгары вернулись в свою страну, но мирный договор не был заключен, поскольку правительство патриарха Николая Мистика оказалось не столь сильным, как Симеон себе представлял 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, служа иеродиаконом, я потреблял Святые Дары. Мне сказали, что еще нужно причастить человека. Я прервал потребление Святых Даров и вышел на молебен. От духовника иеросхимонаха Симеона я получил замечание: «Начал потреблять Святые Дары – потреблять нужно без перерыва до конца потребления, что бы ни случилось». На слова, что нас считают отсталыми, отец Симеон ответил: «По какому пути? По пути к вечной погибели? Да, мы от них отстали». Когда нас теснили безбожники, старец пожелал: «Чем бы их Бог смирил!» И «когда рекут мир, тогда внезапно постигнет их пагуба». Отец Симеон ответил, что эти слова относятся не к нашим годам, когда вели речи о мире, а когда будет одно государство. Приезжала из г. Риги некая паломница Анна несколько раз, можно сказать – часто. Отец Симеон сказал: «А вот по моей кончине она ни разу не приедет в Псково-Печерский монастырь», что и было. По назначении на должность Наместника отец Алипий посетил отца Симеона. Отец Симеон посмотрел на отца Алипия и сказал: «Сердитый! Действуй, тебе ничего не будет!» Скончался иеросхимонах Симеон накануне праздника Крещения Господня; за ранней Литургией его помянули о здравии, а за поздней – громогласно о упокоении; по храму слышны были воздыхания. Перед кончиной, как рассказывала монахиня Александра, прошла в келью в черном одеянии Посетительница. Слышны были слова отца Симеона: «Матерь Божия, у меня тут болит и еще у меня тут болит...» Пожаловалась одна посетительница на свою подругу и обиделась, что она выдала ее тайну. Отец Симеон ответил: «Что же ты на нее обижаешься, когда ты сама не удержала свою тайну в себе». В 1947 году он приходил причащать не раз болящего схиархимандрита Лазаря (до схимы – архимандрит Феодосий). Отец Лазарь сидя, когда еще не пришел отец Симеон, рассказывает свои грехи. Приходит отец Симеон и говорит: «Ну что же его исповедовать, он грехи уже рассказал». Накрывает его епитрахилью, прощает и разрешает. Был я еще послушником, меня в Великом посту 1949 года Владыка Владимир назначил на пономарское послушание по всем храмам. Ни ризничего, ни уборщицы в храмах тогда не было. Едва выдержав Страстную и Светлую седмицы, я обратился к отцу Симеону с вопросом: как быть? Он ответил: «Проси у Владыки освобождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

§1. Жизнеописание Св. Симеон Метафраст родился в Константинополе в IX веке, вероятно, во второй его половине. Там же он получил высшее светское и богословское образование. В чине секретаря он выполнял важные дипломатические поручения при императорах Льве Философе и Константине VII. Благодаря его дипломатическим усилиям, в 904 году, город Солунь, взятый арабами, был спасен от разрушения. За заслуги, оказанные империи, св. Симеон Метафраст был награжден званием патриция, а потом получил сан магистра империи (самое высокое звание). Скончался св. Симеон Метафраст около 940 года, по другим данным около 976 года. Святость его открылась в том, что по кончине тело источало благоуханное миро. Память св. Симеона Метафраста празднуется 9/22 ноября. Греческими отцами он был причислен к лику блаженных, но в церковном календаре упоминается как преподобный. По современной агиографической классификации св. Симеон Метафраст точнее всего должен был бы именоваться праведным. Собственно в жизни Церкви св. Симеон Метафраст прославил себя трудами на ниве церковной письменности. §2. Сочинения Сочинения св. Симеона Метафраста носят прежде всего агиографический характер, а также гомилетический и богослужебный. По поручению императора св. Симеон Метафраст составил собрание житий святых. Количество собранных им житий 661. Из них 122 написаны самим св. Сименоном, а прочие им отредактированы. Под именем св. Симеона Метафраста или Симеона Логофета известны следующие сочинения. Гомилетические сочинения: «Плач Богоматери над гробом Спасителя», «Слово на Успение Богоматери», «Слово о жизни Богоматери», «Слово в Великую Субботу». Литургические сочинения: несколько молитвословий, в частности, молитвы до и после Причастия, «Канон на великий Пяток», «Канон преп. Марии Египетской». Сочинения смешанного и компилятивного характера: «Краткие мысли» (133 главы), извлечения нравственных мыслей из сочинений свят. Василия Великого и преп. Макария Великого . Существует предположение, что названные сочинения или часть из них (кроме агиографических) принадлежат другому Симеону, жившему не в X, а в XII веке. Дело в том, что и св. Симеон Метафраст и Симеон XII века носили титул Логофета.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 46//Указ. соч. Ч. 1. С. 600. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Указ. соч. С. 600–601. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 4: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 65–66. См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 41: 4–5//Указ. соч. Ч. 1. С. 488–489. Ср.: «Но что мыслит пр. Симеон под “достойным причащением”? Он повторяет это ещё раз в другом Послании: причастие только тогда достойно, если оно совершается с сознанием Бога, принимаемого в нем» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 111). См.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 41: 4-6//Указ. соч. Ч. 1. С. 489–491. Архиеп. Василий (Кривошеин) усматривает христологический аспект в этой мистагогии, именно, что «пр. Симеон настаивает на двойном характере причащения, чувственном и духовном, и говорит, что единственно сознательное причащение действительно и соответствует двум природам Христа» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 102). Напр.: «Хлеб сей для тех, которые не возвысились над чувственным, является простым хлебом...» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 41: 6//Указ. соч. Ч. 1. С. 490). Напр.: свет светит, но человек слеп; огонь греет, но ты остаёшься холодным; живая вода протекла по жёлобу души, не оставшись в ней (Там же. С. 491). Феофан Затворник, свт. О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 2010. С. 173, 177. Впрочем, далее святитель объясняет, что эти блага могут не быть в причастнике в совершенной степени, но всё же присутствовать хотя бы в начатках и терпеливый труд поможет им раскрыться во всей полноте. Критерием же наличия хотя бы этих начатков служит «забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение»; но вот уже отсутствие и этого, т. е. «нерадение и беспечность о спасении», есть «явный признак, что жизнь духа ещё не начата» (Там же. С. 177–178). Усердный и благоразумный подвижник, подлинно сподобившийся в таинствах благодати Святого Духа, уже более склонен к добру, нежели ко злу; последнее остаётся скорее в возможности.

http://bogoslov.ru/article/6172876

Светлов Алексей Владимирович (р. Б. Алексий) Светлов Владимир Павлович (протоиерей Владимир) Светлов Платон Александрович (протоиерей Платон) Свиньин Иларион Ферапонтович (р. Б. Иларион) Свиридов Петр Сергеевич (р. Б. Петр) Святин Леонид Викторович (митрополит Виктор) Северов Николай (протоиерей Николай) Селедков Григорий Андреевич (протоиерей Григорий) Селезнев Василий Георгиевич (иерей Василий) Селин Фирс Устинович (р. Б. Фирс) Семенов Василий Николаевич (р. Б. Василий) Семенова-Глебова Мария Михайловна (р. Ю. Мария) Семеновых (архимандрит Петр) Сементовский Сергей Иванович (р. Б. Сергий) Семерников (иеросхимонах Константин) Семов Алексей (протоиерей Алексий) Семов Иоанн Алексеевич (протодиакон Иоанн) Семовских Иван Иванович (р. Б. Иоанн) Серапинин Александр Васильевич (р. Б. Александр) Серапинин Василий Симеонович (протодиакон Василий) Серафим, архимандрит (Кузнецов Георгий Михайлович) Серафим, игумен (Бушуев Сергей Петрович) Серафим, игумен (фамилия не установлена) Серафим, иеромонах (Лысковец) Серафим, иеромонах (фамилия не установлена) Серафим, монах (Климовских Сергей) Серафим, схиигумен (Жигулин Иван Васильевич) Сергиевский Иоанн Васильевич (протоиерей Иоанн) Сергий, митрополит (Тихомиров Сергий Алексеевич) Сергий, святой мученик (Филиппов Чжан Сергий) Серебряков Михаил Алексеевич (р. Б. Михаил) Серышев Иннокентий Николаевич (протоиерей Иннокентий) Сесюнин (монах Пуплий) Сечко-Кушнеревский Николай Иванович (протоиерей Николай) Си Симеон (святой мученик Симеон) Сиворакша Митрофан Мефодиевич (протоиерей Митрофан) Сидельников Анатолий (диакон Анатолий) Силинский Георгий Евгеньевич (протоиерей Георгий) Симеон, архимандрит (Пономарев Варсонофий Стефанович) Симеон, епископ (Ду Феодор Семенович) Симеон, иеромонах (фамилия не установлена) Симеон, монах (фамилия не установлена) Симеон, святой мученик (Си Симеон) Симон, архиепископ (Виноградов Сергий) Симон, игумен (Горбоносов Сергей Иларионович) Симон, иеродиакон (фамилия не установлена) Симон, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита, в частности, указывает, что Симеон посто­янно читал «жития древних подвижников» 663 . Житий­ная литература была любимым чтением всех визан­тийцев; что же касается монахов, то они особенно прилежно изучали жития выдающихся преподобных. Как мы увидим далее, Симеон был знаком с этим ро­дом литературы: примерно пятнадцать раз он ссылает­ся в своих творениях на жития святых 664 . Никита говорит, что Симеон «приобрел знание апо­стольских канонов и преданий, и точное [знание] дог­матов ( την γνσιν των αποστολικν καννων και παραδσεων, και των δογμτων κρφειαν) " 665 . Из этого весьма расплывчатого утверждения трудно извлечь ка­кие-либо конкретные указания на источники. Тем не менее из него можно заключить, что Симеон был хотя бы в некоторой степени знаком с канонической, догма­тической и богословской литературой Восточной Церкви. Что касается канонической литературы, то в 18-м Огласительном Слове Симеон несколько раз ссы­лается на «апостольские каноны и правила» 666 , а в 27-м Огласительном Слове на «священные каноны» 667 . Архи­епископ Василий (Кривошеин) высказывает предполо­жение, что в 18-м Огласительном Слове Симеон говорит о так называемых «Апостольских Постановлени­ях» – собрании из 85 Правил, приписываемом апосто­лам, но, вероятно, составленном в IV веке 668 . Это впол­не вероятно, особенно если принять во внимание тот факт, что «Апостольские Постановления» составляли основное ядро канонического права в Византии. Одна­ко сочинения Симеона едва ли свидетельствуют о ка­ком-то особом интересе с его стороны к конкретным памятникам канонической литературы. Если говорить о богословской и догматической ли­тературе, то Симеон был, как кажется, знаком со мно­гими сочинениями в этой области. Он ссылается на богословскую классику IV века, особенно на Григория Богослова , который был его -любимым писателем (около тридцати цитат), а также на Иоанна Златоуста (около пятнадцати возможных цитат и аллюзий); Ва­силий Великий цитируется реже (три цитаты и не­сколько возможных аллюзий).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010