1263 Прожив некоторое время вместе с братьями, он затем уединился в узкую пещеру на утесистом берегу Черм- ного моря. Через два года он избрал своим жилищем другой синайский монастырь, находившийся на самой вершине горы, на том месте, где Моисей видел славу Божью и принял от Господа возвещенные Им заповеди. Этот монастырь вследствие частых набегов на гору арабов находился в запустении. 1264 И Симеон прожил здесь самое непродолжительное время, а потом спустился к подножию Синая и уединился в одном пустынном месте. Между тем до синайских отцов дошел слух, что иноки, посланные ими на Запад за милостыней, скончались, оставив свои сборы в руках норманнского герцога Ричарда II. После предварительного совещания отцы постановили послать к Ричарду монаха Симеона, человека благочестивого и ученого, знавшего пять языков – египетский, сирийский, арабский, греческий и латинский. 1265 Иерусалимский патриарх Арсений снабдил Симеона грамотой, в которой выражалась просьба, чтобы ему помогали все, к кому бы и куда бы он ни пришел, так как он – святейший христианин и добродетельнейший подвижник. 1266 С этой рекомендацией Симеон дошел до Руана – местопребывания Ричарда, но последнего не застал в живых. Он не мог и узнать, у кого после смерти герцога хранились собранные для Синайского монастыря деньги. Это сильно его опечалило. Он поселился в Руане, устроил близ него монастырь св. Екатерины, в котором и скончался около 1035 г. 1267 Но, конечно, и при преемниках Хакима бывали случаи грабежа монастырей и насилия над монахами... В житиях св. Христодула († 1093) рассказывается, что этот подвижник после поклонения святым местам в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и на Фаворе поселился около 1045 г. в одном монастыре в при-Иорданской пустыне, но через несколько лет вынужден был бежать отсюда, так как агаряне делали частые набеги на пустыню, грабили и разоряли монастыри, монахов или убивали, или брали в плен. Во время одного набега они напали и на тот монастырь, где подвизался св. Христодул, и поступили с ним по своему обыкновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Великий авва, видя его наглость, предварил иноков своей лавры и настоятелей других обителей, чтобы не сообщались с лжепатриархом, а сам удалился с некоторыми подвижниками, в числе коих был преподобный Герасим, в глубину пустыни Иорданской, где оставался до тех пор, пока мятежники не были усмирены военною силою. Феодосий бежал тайно из Иерусалима. Когда св. Ювеналий по низложении лжепатриарха Феодосия возвратился в Иерусалим и стал приводить в порядок расстроенную Иерусалимскую церковь , императрица Евдокия колебалась и не знала, какого исповедания ей держаться. Получив от папы Римского Льва Великого письмо, в котором святой отец изъяснял то, что было искажено дурным переводом письма его к св. Флавиану, и тронувшись сильно известием о пленении дочери ее, супруги императора Западного, и внучат, отведенных в плен в Карфаген 179 , Евдокия решилась искать общения с Православною Церковью . Но прежде она хотела узнать мысли знаменитейших пустынников. Св. Симеон Столпник 180 , к которому она прежде всего послала за советом, отвечал ей: «Знай, что демон, позавидовав богатству твоих добродетелей, восхотел искусить тебя, и орудием послужил ему нечестивый Феодосий, наполнивший душу твою смятением; но бодрствуй: вера твоя не оскудела. Изумляюсь, однако, – велел прибавить знаменитый пустынник, – зачем, будучи у потока, ищешь ты столь далеко струи; близ тебя божественный Евфимий; следуй его советам, и спасешься». Евдокия не замедлила исполнить спасительный совет великого подвижника; но зная, что Евфимий не входит ни в какой город, она велела построить недалеко от его лавры башню, чтобы там с ним беседовать. Преподобный Евфимий согласился на просьбу – видеться и беседовать с ним в устроенной ею башне, и когда святой старец прибыл туда, императрица бросилась к ногам его и сказала: «Теперь ясно я вижу, что Сам Господь посетил меня твоим присутствием». Но смиренный старец отвечал ей: «Дочь моя, отныне внимай себе; бедствия, твоим присным приключившиеся в Италии, посетили тебя за лесть Феодосиеву, которой ты предалась. Итак, оставь свое упорство, признавай наравне с тремя первыми Вселенскими Соборами и четвертый – Халкидонский и возвратись к общению епископа нашего Ювеналия». Благословив ее, Евфимий удалился; она же тотчас исполнила его совет, вступила в общение с патриархом и присоединилась к Православной Церкви. Высокой степени духовного совершенства и нравственной чистоты достиг преподобный Евфимий, близок к Господу и угоден Ему стал он. Призирая оком божественного благоволения на раба Своего, Господь наделил его разнообразными благодатными дарами, каковы: дар чудес, дар прозорливости, предведения будущего и др. И проявлял эти дары облагодатствованный Евфимий в разных случаях и при разных обстоятельствах. Некоторые опыты благодатных дарований мы уже видели. Представим еще несколько таких опытов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гораздо ниже, у входа в монастырь, стоит церковь Рождества Предтечи, современная Святому Шио, с четырьмя позднейшими приделами, неправильно к ней пристроенными, во имя Сорока мучеников, Св. Марины и Св. Георгия; четвертый неизвестен. Иконостас такой же, как в соборе, с фресками вместо икон, но имеет северную дверь. В нижнем его ярусе сохранились три весьма древние иконы, изваянные на камне: Распятие Господне, притча о смоковнице и Симеон Столпник, благословляющий с вершины столпа своего главу Сирийских отцов Иоанна. Иконы эти могут быть современны основателю, ибо они совершенно подобны той, которая еще сохранилась в обители Зедазенской. Четвертая икона Святой Троицы вынута была из иконостаса и поставлена при входе в церковь , на вратах убогой колокольни, которая сама едва держится от ветхости, как и самая церковь, если не подадут ей скорую помощь. В западной оконечности храма тесное отверстие, как в римских катакомбах, служит устьем той пещеры, куда добровольно заключил себя Святой подвижник Шио и отколе, по свидетельству Церкви Грузинской, чудным образом являлись его Святые мощи, ибо он был погребен на месте подвига. Шах-Аббас, взявший с собою Святыню эту, принужден был ее возвратить по странному видению и во свидетельство своего благоговения к преподобному устроил каменные двери в его пещеру, которыми и теперь в нее входят. Давно уже был открыт этот более удобный вход в гробовую келью, куда прежде нельзя было иначе спускаться, как по веревке. Благочестивый Католикос Николай, из Царевичей Кахетинских, бывший в дружественных сношениях с нашим Патриархом Иовом, соорудил пред входом в пещеру обширную трапезную церковь во имя Преподобного, которая вся была расписана; но теперь уже и это величественное здание приходит в ветхость, а в верхнем храме бывает только служба в день памяти Святого, 9 мая. Тогда ставят на его могилу свечу, которая сияет из глубины вертепа в знамение его светлых подвигов. С умилением взошел я в сию пещеру, которая так живо свидетельствовала о благодатной победе человека над тленным миром, и помолился над гробовой плитой земного Ангела Шио. Житие его полнее других нам сохранилось, ибо оно было описано преподобным Мартирием Греком, который сперва находился при Св. Иоанне послушнике, Патриархе Цареградском, а потом долгое время спасался в пустынной обители сего блаженного Аввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В одно время пришел к нему некоторый инок и сказал: «Не могу переносить трудностей отшельнической жизни, хочу оставить подвижничество и уйти из того места, где живу». Александр отвечал ему: «Удивляюсь, сын мой, что ты не думаешь вовсе о Царствии Небесном и о вечных мучениях. Если бы ты чаще размышлял об этом, то, верно, никогда бы не вздумал выйти из своей кельи» 222 . Преподобный Никон, настоятель лавры преподобного Герасима, жил в VI веке. Господь в видениях не раз открывал ему Свою волю, не раз через него делал те или другие распоряжения касательно подвижников. Так, Господь в сонном видении повелел Никону выйти и отворить монастырские врата для двух юношей-сириан, которые положили вступить в ту обитель, ворота которой будут отворены, и потом благословить и отпустить их на пустынные подвиги. Юноши эти были Симеон, принявший впоследствии юродство Христа ради, и Иоанн, сопостник его. Никон исполнил волю Божию 223 . Преподобный Никон отличался великою ревностию о спасении братий-подвижников и славился даром учить и назидать других. В жизнеописании св. Симеона юродивого и Иоанна есть несколько наставлений этого великого аввы. Он говорил так: хороши братия по плоти, но лучше братия по духу; хорошо иметь друзей в мире, но еще лучше приобретать друзей в святых угодниках; хорошо иметь заступников и ходатаев у царя или князя, но они не то, что ангелы, ходатайствующие о нас пред Богом; хорошо творить милостыню нищим Бога ради, но никакое приношение так Ему не приятно, как всецело предать Ему и тело и душу; сладко наслаждение сею жизнию, но оно не таково, как наслаждение райское; прекрасно богатство и все его любят, но оно не сравнится с теми благами, коих око не видело, о коих ухо не слышало и кои на сердце человеку не приходили (ср. 1Кор. 2:9 ); прекрасны юноши, цветущие здоровьем и красотою, но они ничто в сравнении с Краснейшим более всех сынов человеческих; добро сделаться воином царя земного, но маловременно и многобедно бывает оно: быть воином Царя Небесного значит торжествовать над всею сопротивною силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем он взял пальмовую палку и начал ходить по монастырскому двору; утомившись, садился на некоторое время, а потом, встав, опять ходил. Когда настал вечер, он говорил своему помыслу: «Странствующий по пустыне не хлебом питается, но травою, а ты по немощи своей съешь небольшой овощ». Сделавши так, он опять говорит помыслу: «Пустынник живет не под кровлею, а на открытом воздухе, и ты так сделай». После сего он ложился спать на дворе. Когда авва ходил таким образом по монастырю три дня, вечером вкушая немного цикория, а ночью ложась спать под открытым небом, он утомился. Тогда, укоряя помысл, возмущавший его, он обличил его так: «Если не можешь совершать дел пустынных, то сиди в своей келье, постоянно оплакивая свои грехи, и не вдавайся в обман. Око Божие везде видит дела человеческие; ничто не скрывается от него, и оно знает делающих добро». Сколь высоким уважением пользовался преподобный Геласий у современных славных подвижников, видно из того, что сам великий столпник Симеон назвал его Божиим человеком в ответе своем никопольскому жителю Вакату. Православная Церковь , совершая память св. Геласия в субботу Сырной недели, ублажает его наряду с преподобными и богоносными отцами, в подвиге просиявшими, и усвояет ему имя приснопамятного царя страстей 192 . Киновия преподобного Маркиана О ней известно только, что она находилась близ Вифлеема, на пути между этим городом и Фекоею, и основана была в половине V века иноком иерусалимской обители аввы Пассариона Маркианом 193 . Известно также, что в VI веке Маркианова киновия существовала, как это видно из того, что в нее заходил для отдыха на пути в Вифлеем преподобный Феодосий Великий, и нередко ощущался в ней недостаток хлеба 194 . Знаменит между палестинскими подвижниками основатель этой киновии преподобный Маркиан 195 . Преподобный Маркиан начало иноческой жизни полагал в Иерусалимской обители аввы Пассариона и вслед за настоятелем своим Елпидием увлекся на сторону евтихиан и вступил в общение с лжепатриархом Феодосием. Когда же Елпидий, убежденный Евфимием Великим в достоинстве и православии Халкидонского Собора, присоединился опять к православным, Маркиан удалился из Пассарионовой обители и около Вифлеема основал свою собственную киновию, продолжая действовать в пользу евтихиан вместе с Геронтием, настоятелем обителей блаженной Мелании Римлянки, и Романом, настоятелем собственной обители в Фекое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так ли умираем мы в свете?.. Это было 4 июля, в тот самый год (551-й), когда ее сын взошел на свой последний столп, причем она присутствовала в процессии, с крестом в руке и с благословениями Господа, на устах, за дарование ей сына, отличенного благодатью такой святости. Симеон, чрез особенное откровение ощутил самую минуту кончины своей матери и уведомил учеников, вознесших о ней молитвы. Чрез три дня тело Марфы было перенесено с большою торжественностью из места, где оно сперва было выставлено в Антиохии, в монастырь ее сына и положено в устроенную его иноками гробницу, с правой стороны его столпа. Но словам ее жизнеописателя, при могиле этой совершалось много чудес; через нисколько времени тело перенесли в нарочно выстроенную часовню, где чудеса продолжались в виду во множестве посещавшего часовню народа. VIII. Еще о Сирии и некоторых известнейших святых ее мужах Не возвращаясь к тому, что в начале нашей книги было приведено нами (из сказаний Созомена ), о первооснователе будто бы той пустыннической жизни, которая была наименована пастырскою 11 , в Сирии (в Месопотамии, которую Созомен смешивает собственно с Сирией); мы намерены сообщить еще нисколько общих известий об этих замечательных странах и, по крайней мере, упомянуть о тех прославленных Великих Отцах, которые здесь духовно образовались и примеру, учению и руководству которых были обязаны, как основавшиеся в этих местах обители мужские и женские, так и множество просиявших в них святых отшельников и отшельниц, сподобившихся не только дара высших добродетелей, но чудотворений и приятия мученической за Христа кончины. Подвижники эти были весьма известны уже со времени Константина (340 г.), особенно на землях Едессы и Амидии к стороне Гангальской горы. Св. Ефрем, (умер в 377 г.), воздавая высокие похвалы их добродетелям, духовному учению, и подвижничеству, говорит не о современных лишь, но и о великих предшественниках их. Их было немало также в Низивии и Карре близь Сигоронской горы. Множество легкомысленных последователей, вселялись тут, не приготовив себя долгим искусом и всеполным послушанием под рукою этих глубоко-опытных родителей, не стяжав ни добродетелей их, ни чистоты их намерений, ни их конечного самоотречения и веры, действуя по самомнению, вместо спасения, погибали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, не гордость и не фанатизм были побудительными причинами и началом столпнической жизни. Отчасти эти причины указаны в I-й главе. В дополнение к ним можно сказать еще следующее. Дух и направление монашества IV и V вв. способствовали появлению «столпничества». Ревность в умерщвлении плоти, как бы в замен мученичества, была необыкновенная. Старцы и настоятели подавали пример самоотвержения своим ученикам, ученики старались превзойти учителей. При таком аскетическом духе, при таком религиозном героизме пустынников, вполне можно было ожидать великих и необычайных подвижников. И вот среди пустынь, как цвет подвижничества, является «столпничество», засвидетельствованное современниками не как вымысел ума человеческого, а как дело божественное. Далее, вникая в состояние и дух христианства в IV и V вв. и следя за действиями св. столпников, можно усматривать особенную цель промысла Божия, воздвигавшего таких необычайных подвижников. Дух благочестия и ревности, отличавший первенствующих христиан, с VI-ro века видимо стал ослабевать. Религия христианская сделалась предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, волновавшие христиан, вооружавшие их друг против друга и подававшие язычникам случай к уничтожению веры христианской. По мере того, как в обществе разливалось нечестие, движимые Духом Божиим пустынники усугубляли свои подвиги и господствующему духу времени, обращенному к гибельным спорам и распрям о вере, противоставили истинный дух христианства. Но их жизнь была заметна и назидательна только для немногих. И вот, вызванный промыслом Божиим из среды сирийских пустынников св. Симеон восходит на столп «к созиданию себе и тех» 1144 . Новый и дивный образ жизни св. Симеона возбуждает всеобщее внимание к нему и удивление. Из отдаленных стран христиане и язычники идут к нему. Конечно, не все приходили к нему с набожным чувством; многие шли из одного любопытства, некоторые – даже с злым намерением поругаться над праведником. Но высокая святость столпника, благодать Божия, сиявшая в нем, его сила чудодейственная, простые речи и т. п. возбуждали благоговение и производили необыкновенное действие. Еретики отрицались от своих мудрований, язычники разбивали при столпе своих идолов, и все невольно умилялись, славя Бога. Дух благочестия, обитавший в св. Симеоне, переходил на всех окружавших его, так что закоренелые злодеи делались праведниками 1145 , подобно тому, как некогда приходившие к св. пророку Самуилу с намерением взять его, сами становились пророками 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. и. вышла из войны с Ираном крайне ослабленной и не смогла сдержать натиск нового противника - арабов-мусульман, вторгшихся в Сирию в 634 г. (см. ст. Арабские завоевания ). После поражения визант. армии в решающем сражении на р. Ярмук (авг. 636) Ираклий покинул Антиохию и отбыл в К-поль, сказав, по свидетельству хронистов: «Прощай, Сирия!» Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) III. Монашество. Важнейшей чертой духовной жизни ближневост. областей В. и. было монашеское движение, получившее особенное распространение в пустынных горах у Мёртвого м. и Иордана. С этими обителями в кон. IV в. была связана значительная часть жизни и творчества блж. Иеронима Стридонского , одного из тех лат. писателей, к-рые познакомили Зап. Европу с монашеской традицией Египта и Палестины. В округе Антиохии с кон. IV в. также известны колонии отшельников. Сир. монашество выработало один из наиболее суровых видов аскезы - столпничество, виднейшим представителем к-рого был прп. Симеон Столпник (V в.), уже при жизни считавшийся духовным покровителем и заступником Антиохии. Палестинские мон-ри достигли расцвета в кон. V-VI в. (см. Савва Освященный ), но в нач. VII в. сильно пострадали от персид. нашествия и вступили в полосу упадка. Выступая центрами образования и лит. деятельности, мон-ри Св. земли дали христ. миру плеяду церковных писателей, как прп. Иоанн Мосх , Иерусалимский Патриарх св. Софроний I (VII в.) и др. IV. Культура. В ближневост. областях В. и. греч. язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и лит-ры; лат. долгое время употреблялся в адм. сфере. Богослужение велось на греч. и сир., сир. был языком бытового общения для большинства населения. В В. Месопотамии существовала обширная лит-ра на сир. языке. Еще до визант. времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление араб. письменности.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В отношении этого автора, в науке существует целый ряд трудностей и предположений. Главная проблема – это т. н. ниловский вопрос: кому принадлежит целый ряд творений приписанный прп. Нилу Синайскому . В современной патрологии, за редким исключением (Фрадински – ИП), этот вопрос обычно решается следующим образом: 1) единственное сочинение, которое можно атрибутировать прп. Нилу Син., это «Сказания о избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова», 2) все другие приписаны Нилу Син., по недоразумению, и принадлежит на самом деле прп. Нилу Анкирскому (IV – V вв.), и 3) ряд других сочинений надписанных именем Нила Син./Анкирск., на самом деле принадлежит Евагрию Понтийскому и был приписан прп. Нилу в целях защитить сочинения Евагрия, после его осуждения на V Вселенском соборе, от их полного уничтожения. Что же касается сочинения «О восьми духах лукавых», то сейчас принято считать, что оно не принадлежит Нилу Син., а, скорее всего, принадлежит Евагрию, т.к., хотя в большинстве греч. рукописях этот трактат приписывается Нилу, в некоторых греч. и во всех сирийск. и эфиопск. (сирийская и эфиопская рукописная традиция имеет, в силу известных причин, более решающий аргумент при атрибуции) значится как творение Евагрия. Сидоров, 21; Исихазм, 182, 186 – 188; 200 – 201; 203 – 209. Таким образом, если сирийская, эфиопская и, частично греческая рукописная традиция считает автором трактата «О восьми духах лукавых» Евагрия, то мы становимся перед новой проблемой: как объяснить то, что о «Практике» Евагрий приводит одну схему восьми пороков, а в трактате «О восьми духах лукавствия» другую, отличную от той, которая приводится в «Практике»? С другой стороны, нет твердых оснований для отрицания того, что трактат «О восьми духах лукавых» не принадлежит Евагрию. Прп. Нилу Анкирскому он точно не принадлежит, по причинам вышеуказанным (сирийск. и эфиопск. атрибуция). Правда, на сирийском языке, сохранился трактат Нила Анкирского «О семи страстях», но он не имеет ничего общего с трактатом «О восьми духах лукавых».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Эдессы (VI в.) Павел Эдесский (VI в.) – см. Павел, еп. Каллиника Павел, апостол; см. также Апокалипсис Павла, Деяния Павла и Феклы, Мученичество св. Павла Палестинские мученики Палладий Панкратий, св. Панталеон с дружиной, св. Панталеон, свящ. Папа, католикос Селевкийский (317−329) Папа, свящ., монофизит Патрикий, монах Лавры св. Саввы Пафнутий Египтянин, св. Пахомий Великий Пекида (Map Пекида), первый еп. Арбелы Пелагия, св. Пероз, св. Пероз, шаханашах Перозад Персидские мученики Петр Александрийский , св. Петр, апостол – см. Мученичество св. Петра, Учение Петра Петр Ивир (VI в.) Петр Каллиникский, сир. патриарх (581−594) Петр Кнафей, патриарх Антиохийский Петр, ученик Савришо Плакида, св. Поликарп Маббугский (VI в.) Порфирий Пров, Тарах и Андроник, св. Протоника, св. Птолемей, Клавдий Публий Раббан Иов – см. Иов Перс Раббан Иосиф Раббан Йозадаг Раббан Хормизд, основатель монастыря Раббула, en. Эдесский Роман, монах Роман, св. Руфин – см. также Рай . Сабиниан, св. Сава, диакон в Ришайне Сава, 37 учитель яковитской школы Сава Гушнйаздад, св. Савришо I, 38 католикос Востока (596−604) Савришо II, католикос Востока (832−836) Савришо, еп. Лашома (VI в.) – см. Савришо I, католикос Савришо, еп. Нисибинский Савришо Старший (Map Савришо), основатель Бет-Куки (VI в.) Салах Ад-Дин (Саладин), султан Салиба ибн Йуханна (XIV в.) Самона (Шемона Барсамья), мученик Самуил, ученик Барсаумы мohoфuзuma(Vb.) Сара, св. Саргис – см. Сергий ас-Саффах – см. Абдаллах ас-Саффах Сахдона (Мартирий) из Халамуна (VII В.) Севириан Габальский, еп. – Vbb.) Севвр Антиохийский, патриарх (512−518, 538) Севвр Нисибинский Севир Севохт из Нисибина, еп. Кеннешре (667) Севир, монах из Эдессы, составитель катен Селевк и Стратоника, св. Селива бар Йоханнан – см. Салиба ибн Йуханна Семь спящих отроков, св. Сеннахирим – см. История Сенахирима Серапион Серапион Тмуитский Сергий I Телльский, сир. патриарх (сер. VI в.) Сергий Грамматик Сергий (Саргис) Ришайнский (VI в.) врач Сергий Столпник Сергий из Шиггара, игумен Сергий (Map Сергий), св. Сергий и Вакх, св. Сергий, игумен Сергий, друг Иоанна Телльского Силуан из Карду Сильвестр, папа Римский Симеон (Шемон), антипатриарх Востока (837-?) Симеон бар Саббаэ, 39 еп. Селевкии-Ктесифона, мученик (IV в.) Симеон, en. Бет-Аршама Симеон из Габбулы Симеон из Кефар-Авдина Симеон Кукайа 40 (VI в.) Симеон Месопотамский Симеон, митр. Рев-Ардашира (VII в.) Симеон Столпник Старший Симеон Столпник Младший (Фаумастург) Симеон Шанкелавайа (Шанкелабади) (XII – XIII в.) Симеон Эдесский Симеон, автор переработки соч. Бавая Старшего – см. Симеон из Габбулы Симеон, диакон, хронист (X в.) Симеон Монах Симеон Самосатский, ученик Ефрема Сирина Симон Кефа – см. «Вопросы Симона Кефы», Созомен, историк Сократ, историк Сорок мучеников Севастийских

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010