Иначе у некоторых возникает страсть к поиску и обличению «врагов веры» – прежде всего в самой Церкви. Подобные обличения нередко высказываются в адрес Священноначалия. Это свидетельствует об искажении церковного сознания, о непонимании богословского смысла епископского служения, о чем было сказано в одобренном Св. Синодом итоговом документе расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии 2001 года: «Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой – в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха… Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма – пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине – это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6;12-18).

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Мк.9:35 . И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, да будь из всех последним и всем слугою. Аше кто хощет старей (первым) быти, да будет всех меньший (из всех последним) и всем слуга. Подобные слова сказаны были Иисусом Христом Апостолам при другом случае, это – когда двое из ближайших к Нему Апостолов Иаков и Иоанн просили себе высших мест, а следовательно, и высших почестей в Его царстве, а прочие Апостолы негодовали на просителей за это. Тогда Господь еще предварил сии слова следующими: вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так. ( Мк.10:42–43 ). В тех и других словах Господь показал, какое основное правило членов Его царства, – это не то, что в обыкновенных земных царствах: там властвование и возвышение над другими, а тут смирение и самоотвержение. В Его духовном царстве, т. е. в Христианской Церкви, больший и первый должен быть из всех последним и всем слугою, т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только для высшего, но и для низшего себя. „Как в семье наибольший, становясь наибольшим, пишет еписк. Феофан, берет к сердцу заботу обо всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтобы всех успокоить, сделать так, чтобы всем было хорошо; так и в обществе христианском хотящий быть наибольшим, должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том кругу, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он избрал“. Мк.9:36 . И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: Мк.9:37 . кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. И взяв (приим) дитя, Иисус Христос поставил его среди них, Апостолов, т. е. для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный, частью вследствие сего, Богоносцем. Кто (иже аще) примет одно из таких детей (едино таковых отрочат) во имя Мое, тот принимает Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пророки описывали сие царство по подобию земных царств, а иудеи, вместо того, чтобы понимать это в духовном смысле, понимали в чувственном, земном. Кто больше? Апостолы считали уже наступившим это царство небесное или Мессии ( Мф.20:21 ), поэтому и спрашивали; так как и они не чужды были человеческих заблуждений до времени сошествия Св. Духа на них, – до обновления чрез Него. Лк.9:47 . Иисýс же ведый помышлéние сердéц их, приéм отрочá, постáви é у Себé и речé им: иже áще приимет сиé отрочá во имя Моé, Менé приéмлет: и иже áще Менé приéмлет, приéмлет послáвшаго Мя: иже бо мéнший éсть в вáс, сéй éсть велик. (Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.) Прием отроча (ваяв дитя), постави е (его) у Себе, по Марку, среди их, т. е. Апостолов. Поставил для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный частию вследствие сего Богоносцем. Кто (иже аще) примет отроча (дитя) сие во имя Мое, тот принимает Меня. Примет, т. е. будет с любовию обращаться с ним, помогать ему, в чем он нуждается. Дитя, т. е. не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобляющегося дитяти по его нравственным качествам: простосердечию, незлобию и смирению, – всякого истинного последователя Христова (Злат.). Во имя Мое, т. е. ради того, что он исповедует Мое имя, есть Мой ученик, а не по каким-либо другим причинам. Принимает Меня, т. е. делает доброе как бы Мне Самому: поскольку сие вы сделали одному из братий Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ), поясняется у ев. Матфея. Пославшаго Меня, т. е. Бога Отца, первое лицо Св. Троицы ( Ин.11:42 ). Меньший есть в вас, сей есть велик (кто из вас меньше всех, тот будет велик). Подобные слова сказаны были Иисусом Христом Апостолам при другом случае, это – когда двое из ближайших к Нему Апостолов – Иаков и Иоанн – просили себе высших мест, а следовательно и высших почестей в Его царстве, а прочие Апостолы негодовали на просителей за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Кто такой христианин? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. ( Ин. 13:35 ). Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. ( 3Ин. 1:12 ). Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. ( 1Кор. 10:17 ). Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела. Свщмч. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский († 107). Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258). Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять… Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют оному дела христианские: в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин. 8:39 ). Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386). Быть христианином – значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может. Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами – неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, биен будет много и, конечно, справедливо. Слово « Церковь » уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином – значило присоединиться к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6 Означенные скобками слова, коих нет в греческом тексте кодекса Медичи, вставлены Гефеле на основании древних переводов латинского, сирского и армянского. 10 Всей второй главы до половины 3-й гл. нет в сирском переводе. По мнению Гефеле, сирский сократитель Игнатиевых посланий опускал в них все, что казалось ему ненужным, мало идущим к цели назидания, например о лицах, в них упоминаемых; и преимущественно имел в виду нравственные наставления Игнатия. 18 Рожденный и не рожденный (γεητς κα γννητος); так в кодексе Медичи и по древнему латинскому переводу. Но издатели: Якобсон, Гефеле и Дрессель читают: γενητς χαι γνητος, factus et non factus, потому что так приводятся слова Игнатия во многих кодексах сочинения св. Афанасия (о соборах). 19 Таков смысл по чтению, удержанному Гефле на основании цитат у Афанасия и Феодорита; Дрессель предлагает чтение: θνατος ν ζω ληθχιν, бессмертный (Бог) в истинной жизни. 20 Глав IV, V, VI и VII нет сирском тексте; начальные слова VIII главы так же опущены, а следующие за ним непосредственно связаны в нем с местом, заимствованным из 3-й главы. 22 По-гречески стоит: κειθεν. Игнатий не указывает определенно города, откуда пришли лжеучители в Ефес. Гильгенфельд принимает глагол: παροδοω, в несобственном смысле, как уклонение от истинного пути (οδος); в таком случае это место значит: некоторые тамошние (в Ефесе) уклонились от истины. 26 Ульхорн (Das Verhaltniss der kurz. griech. Recens. der Ign. Br. zur Syr Uebers., p. 40) предлагает другое чтение, по которому выходит такой смысл: не окажемся, стараясь подражать им, братьями их, но в кротости будем подражателями Господа. 27 Здесь следуем чтению Дресселя. По чтению других, эти слова относятся ко Христу: «кто более его пострадал» и пр. 34 Сатана не мог не знать, что Христос Спаситель умер. Но Игнатий здесь говорит о рождении и смерти Спасителя, не как о событиях, на земле совершившихся, но как о таинствах, которые совершились в безмолвии Божием, т. е. в предвечном совете Божием, но после открылись миру, посредством звезды и других знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Не проводя специального разбирательства, используя процедуру дознания (cognitio), состоявшую в 3-кратном допросе обвиняемых, Плиний осуждал всех, кто упорно придерживались христианства, к смерти. «Я не сомневался,- писал Плиний,- что, в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Плиний приостановил расследование и обратился к императору с вопросами: наказывать ли обвиняемых только за то, что они называют себя христианами, даже если нет иных преступлений, или только за преступления, связанные с именованием себя христианами; прощать ли за раскаяние и отречение от веры и учитывать ли возраст обвиняемых? Траян поддержал своего наместника, но предоставил ему свободу действий, т. к. для такого рода дел «установить общее определенное правило невозможно». Император настаивал, чтобы действия в отношении христиан находились в рамках строгой законности: власть не должна брать на себя инициативу по розыску христиан, анонимные доносы строго запрещались, при открытом обвинении упорствующих христиан император приказывал казнить без различия возраста за одно то, что называли себя христианами, отпуская на свободу всякого, кто открыто отречется от веры. При этом обвиняемому достаточно совершить жертвоприношение римским богам. Помимо безымянных христиан в провинциях Вифиния и Понт, где действовал Плиний, при Траяне мученически скончался в возрасте 120 лет священномученик Симеон, сын Клеопы, родственник Господа и епископ Иерусалимский . Известно также о мученичестве Евстафия Плакиды и его семьи в Риме ок. 118 г. Центральной фигурой Гонений при императоре Траяне является священномученик Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. При императоре Адриане (117–138) Преемник Траяна Адриан в 124-125 гг. наставлял проконсула провинции Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывшый правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в котором отмечал, что «несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Священномученик Игнатий Богоносец Священномученик Игнатий Богоносец , родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова , вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти. Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: " Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " ( Мф. 18, 3 ). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа. В 106 г. император Траян (98-117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим. На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа: " Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: " Иди к Отцу " " . Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

http://patriarchia.ru/db/text/908861.htm...

Кондак и икосы свщмч. Игнатию Богоносцу . – Кондаки и икосы разных церковных песнописцев (…)/Перев. с греч. (…) диаконом Сергием Цветковым. М., 1883 (из ЧОЛДП 1882–1883), 77–79. Исследования Савваитов П. Св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский; – ДБ I860, [т. 9], 4, 97–114. Успенский Ив. О послании св. Игнатия Богоносца к Римлянам. – Орловские епархиальные ведомости 1870, 8, 486–496. Скворцов К. О посланиях св. Игнатия Богоносца . – ТКДА 1872, т. 2, 7, 545–558. Д–ский А. Подлинность посланий св. Игнатия Богоносца и учение св. Игнатия о лице Иисуса Христа и церковной иерархии. – ЧОЛДП 1873, 6, 753–775. Послания св. Игнатия Богоносца , Еп. Антиохийского [о них]. – Вятские епархиальные ведомости 1873, 15, 495–504; 16, 525–535 (неоф.). Смирнов А. А. Святый Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский, и 7 его посланий. – ПО 1881, т. 1, 2, 289–307; 3, 489–513. Попов Ф.[И.] Церковная иерархия по учению св. Игнатия Богоносца . Брянск, 1897. 68 с. (малого формата). Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 19023 (Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1995р) (СПб., 18601; Чернигов, 18642), 47–50. Св. Игнатий Антиохийский . – Фаррар 1891, 21–40, 845–850, 915–918. Петрушевский П.П. Св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский (Изложение его учения в применении к обличению еретиков нашего времени). – ПрилМО 1898, кн. 1 (янв.-март), 71–87 (пагин. 2-я); кн. 2 (апр.-июнь), 274–293. С.Т. Игнатий Богоносец . – Православная богословская энциклопедия. Т. 5. СПб., 1904, 781–785. Мышцин В.Н. Церковное устройство по посланиям Игнатия Антиохийского . – БВ 1908, т. 2, 7–8, 473–508. Лебедев Ал-р. Пресвитерий по посланиям св. Игнатия Антиохийского . Харьков, 1911. 22 с. (Отд. оттиск из ВиР 1911, 18). Рункевич С. [Г.] Св. священномученик Игнатий Богоносец и его творения. – ПрЧт 1913, 46, 1357–1364; Из посланий св. свщм. Игнатия Богоносца . – Там же, 47, 1401–1406. Отд. изд.: СПб., 1914, 44 с. Ястребов А. Святой Игнатий Богоносец . – ЖМП 1952, 5, 43–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Скачать epub pdf Св. священномученик Игнатий Богоносец Св. Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был тем ребенком, которого принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос и на которого указывая Своим ученикам, сказал: Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидите в Царство Небесное и: Аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет ( Мф.18:2–5 ; Мк.9:37 ). Св. Игнатий назван Богоносцем потому, что он был носим руками Бога воплощенного, и более потому, что он, как и сам объясняет в своей беседе с императором Траяном, всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви своей к Иисусу Христу и по благодати Духа Святого, которой исполнено было его сердце. Св. Игнатий долгое время был учеником апп. Петра и Иоанна, к которым в особенности питал пламенную любовь и уважение. Как неразлучный спутник свв. апостолов, св. Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении Церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями. Около 67 г. по Рождестве Христовом в Антиохии скончался первый епископ Антиохийской Церкви Евдокий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, которого потом рукоположил сам апостол Петр, как о том свидетельствует св. Златоуст. Поставленный во епископа, Игнатий всецело предался делу пастырского служения. Он с неутомимой ревностью и усердием исполнял все лежащие на нем обязанности, не щадил ни сил, ни трудов, явив в своем лице все достоинства епископа. Но успех, каким Господь благословил труды Своего верного служителя в обращении язычников, не раз подвергал его паству сильным гонениям, особенно при Домициане (в 81 г.). Несмотря на все свои достоинства, Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Главное достоинство последователя Иисуса Христа и высшее совершенство любви к Нему он полагал в мученической кончине за имя Спасителя. Когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, Игнатий радовался миру, обретенному Церковью, сам же скорбел о том, что не удостоился пролить кровь свою за имя Христово, печалился, что не достиг еще совершенной любви ко Христу и пламенно желал мученически умереть за Него. Господь услышал молитву Своего верного раба, и св. Игнатий украсился славой не только проповедника, но и мученика за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II век Святитель Игнатий Антиохийский (Богоносец) Антиохия сегодня – это один из захолустных городков на турецко-сирийской границе. Но в первые века нашей эры это был один из крупнейших городов Римской империи, стоявший на перекрестке Востока и Запада, второй после Иерусалима центр веры и христианской жизни. Как много было сделано в этом городе для сохранения и распространения христианства по всему миру! Антиохия стала наследницей духовного богатства Иерусалима после его разграбления. Именно здесь греческая философия начинает служить христианскому богословию. Первые христианские богословы находились под сильным влиянием еврейской литературы. Однако в Антиохии появляются произведения, в которых наследуется лишь библейский дух, а литературная форма и философские категории заимствуются у греков. И первым, кто стал использовать философию в качестве служанки богословия, был святитель Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. Игнатий стал епископом Антиохии в начале II века. К тому времени христианская Церковь существовала уже около пятидесяти лет. В Антиохии она была эллинского, то есть языческого, происхождения. Для самого Игнатия греческий язык был языком его души, его культуры. Именно поэтому, пользуясь образным строем греческой философии, он очень умело и точно выражал христианское вероучение. О его богословском наследии впоследствии говорили, что «в устах Игнатия Богоносца греческая философия получила наивысшее освящение, выражая чистейшую любовь ко Христу, Который Своей Кровью освятил языческий мир и его истинные ценности». Согласно преданию, прозвище «Богоносец» Игнатий получил еще ребенком. Будучи маленьким мальчиком, Игнатий стал участником событий, описанных в евангельской истории. Когда Иисус Христос беседовал со Своими учениками, Он вдруг посадил к Себе на колени одного из игравших неподалеку детей и, потрепав ребенка по голове, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Этим ребенком был будущий святитель Игнатий. На протяжении всей своей жизни святитель старался оправдать свое высокое прозвище, став действительно носителем Божественного духа и образцом для многих поколений христиан. Святитель Иоанн Златоуст , живший через триста лет после Игнатия, называет Богоносца «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства христианина и епископа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010