В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» ( Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» ( Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378). К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону , он был братом свт. Пия I , еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание , ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских . Общая характеристика сочинений М. а. По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс , «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

скорописец, этим именем назывались как императорские секретари, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний, так и секретари патриархов. сосуд, употребляемый при совершении таинства крещения. причислил к высшему сословию, соответствовавшему нашему родовитому дворянству. Григорий скончался около 552 г. Память святых мучеников Илии, Прова и Ариса юго-восточная береговая область Малой Азии. древний город Филистимский, в Палестине, при Средиземном море. сии мученики пострадали в 308 г. Память святых мучеников Полиевкта и Тимофея разумеется Кесария Каппадокийская, в восточной части Малой Азии. римская побережная провинция на севере Африки. мученики Полиевкт и Тимофей диакон пострадали в начале IV b. Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца Траян царствовал с 98 по 117 г. те времена Антиохия, великолепная столица Сирии, была величайшим городом после Рима в пределах Римской империи и имела около 200 000 жителей. Она была поприщем проповеднических трудов св. Апостолов Петра и Павла, а по смерти их ее коснулась и деятельность св. Апостола Иоанна в Малой Азии. Теперь Антиохия представляет собою бедный городок Антакиэ в Азиатской Турции, лежащий верстах в 10 от моря. — Св. Апостол Петр управлял Антиохийской церковью с 47 по 67 г. преемник его, св. Апостол Евод — по 68 г., св. Игнатий Богоносец с 68 по 107 гг. месте и времени рождения св. Игнатия и о его первоначальном воспитании нет определенных сведений. Родом он был сириец, сирийское его имя Нуроно означает «огненный», то же значит и Игнатий, имя считающееся производным от латинского слова ignis — огонь. Богоносец (θεοφρος), которое придавали святому Игнатию другие и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, «имеющего Христа в сердце». Сказание о том, что Иисус Христос держал святого Игнатия на руках, встречается впервые у Симеона Метафраста, откупа перешло и в Четьи Минеи святого Димитрия. Этим сказанием прозвание святого Игнатия yeoporos, т. е. носящий Бога, изменено в yeoporos, т. е. носимый Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Благослови же венец наступающего лета для нас благостью Твоею, Господи! Слово Архиепископа Аверкия новопостриженному иноку Игнатию.     (К совершенному в Св. Троицком монастыре 19 декабря 1963 года иноческому постригу.)    От всего сердца приветствуем тебя, новоначальный брат наш инок Игнатий! Какой великий день у тебя сегодня! Ты умер сейчас для греховного мipa и как бы заново родился для совершенно иной, новой жизни — жизни во Христе. В знак этого дано тебе и новое имя. И какое это прекрасное имя! Не говоря уже о том, что оно принадлежит одному из величайших угодников Божиих — священномученику Игнатию Богоносцу, Епископу Антиохийскому — оно само по себе должно воодушевлять тебя, постоянно напоминая тебе о самом главном в предстоящей тебе иноческой жизни. Имя «Игнатий» происходит от латинского слова «ignis», что значит «огонь», а «Игнатий» означает: «огненный». «Огня приидох воврещи на землю», так говорил во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос: «и как Я желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук. 12:49). Это — огонь Божественной ревности, которым должны гореть все истинные христиане, а тем более иноки. Да не угасает в тебе никогда, до конца жизни твоей, этот святой огонь, возжженный в тебе благодатию Божиею чрез твое пострижение! Глубоким назиданием для тебя и высоким воодушевляющим примером должна служить тебе и святая личность этого великого мужа апостольского и вся его дивная жизнь. Это он был то «отроча» — дитя, которое взял на руки Христос-Спаситель и, указывая на него Своим ученикам, сказал: «Если не обратитесь и не смиритесь, как это дитя, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Смирение это — главная христианская добродетель, особенно необходимая для инока. Все труды и подвиги не имеют никакого значения для спасения души, если нет смирения, и наоборот — можно спастись одним смирением. Св. Игнатий Богоносец был учеником возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника — «Апостола любви» Св. Иоанна Богослова. Это должно напоминать тебе о необходимости стяжать любовь, которая есть «союз совершенства»  (Колос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3:14) — любовь к Богу и любовь к ближним, памятуя, что Сам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает»  (1 Иоан. 4:16). Но при этом надо твердо помнить, что истинно-христианскую, чистую любовь невозможно стяжать без предварительного очищения себя от греховных страстей. Храни же до конца жизни твоей чистое девство — и не только по телу, но и по душе. Когда воины вели св. Игнатия Богоносца на место казни, где он должен был быть растерзан дикими зверями, он непрестанно призывал имя Христово. «Что ты повторяешь все время одно и то же имя?» — спросили его воины. «Оно написано у меня на сердце», отвечал Св. Игнатий: «а потому и повторяют его уста». Да будет и у тебя написано на сердце твоем, дорогой брат наш Игнатий, это Сладчайшее Имя Христово, и ты никогда во всю твою жизнь не переставай со вниманием и любовью призывать Его, о чем тебе постоянно должна напоминать данная тебе при пострижении «вервица», или четки. Чему еще должно поучать тебя замечательное житие и подвиги твоего отныне небесного покровителя св. священномученика Игнатия, Епископа Антиохийского? От него дошли до нас целых семь «посланий», каковые представляют собою одно из самых древнейших свидетельств об исповедуемой нашей св. Православной Христовой Церковью Истине, которая хранится в нашей св. Церкви вот уже почти два тысячелетия неизменно, как это видно из этих посланий, вопреки лжи протестантов и всевозможных сектантов, осмеливающихся утверждать, будто в IV столетии, при Императоре Константине Великом, в Церкви Христовой все изменилось. За эту святую Истину св. Игнатий, как истинный пастырь Церкви Христовой, принял мученическую смерть. Ныне мы переживаем страшные времена, когда эта святая Истина подвергается не только искажениям, но и поруганиям и, что особенно страшно, не только со стороны явных врагов христианства, но и со стороны людей, называющих себя «христианами» и даже «православными христианами», и еще страшнее — даже со стороны некоторых «пастырей» современной Церкви, в том числе и занимающих высокое иерархическое положение в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

После второго курса Джеффри поехал в Палестину, где все лето работал на раскопках. И тогда он впервые задался вопросом: а когда же началось отпадение верующих от библейских принципов, о котором говорили его учителя? Он решил провести собственное исследование. Каковым было первое поколение христиан после написания Нового Завета? Так Джеффри познакомился с посланиями ученика святого Иоанна Евангелиста — священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, одного из первых христианских богословов, принявшего мученическую кончину в царствование императора Траяна (107 г.). Епископа Игнатия арестовали в его родном городе, когда он был уже в весьма преклонном возрасте, и в узах повлекли в Рим, чтобы бросить на растерзание львам на арене цирка. По пути святой Игнатий писал послания церквам в тех городах, через которые его проводили. Джеффри придирчиво проштудировал эти письма и убедился, что по духу они ничем не отличаются от библейских текстов. Он перешел к следующему поколению и стал читать писания священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, младшего современника святого Игнатия, также казненного римскими властями на арене цирка в его родном городе Смирне в 155-156 годах в возрасте 86 лет. Проконсул предложил ему похулить Христа и идти с миром. «Восемьдесят шесть лет я служу Ему, — отвечал Поликарп, — и никакой обиды не претерпел от Него. Как же я могу похулить Царя моего, Который меня спас?» И в его писаниях даже самому взыскательному взгляду придраться было не к чему — мученик Поликарп ни в чем не отходил от библейского духа. Джеффри познакомился с трудами святого Иустина Мученика — первого христианского философа, интеллигента, который, получив блестящее образование, искал высшую мудрость по всему свету и нашел ее в христианстве. Он был казнен в Риме при императоре-философе Марке Аврелии между 162 и 168 годами. Далее мой друг стал читать труды священномученика Иринея Лионского — малоазийского грека, ученика святого Поликарпа, уехавшего в далекую Галлию и ставшего там епископом, миссионером и богословом. Он принял мученическую кончину в 202 году. И опять все эти писания были образцами библейской мысли, библейской веры и библейского духа.

http://azbyka.ru/fiction/moya-amerika-al...

В этот же день празднуется память священномученика Игнатия Богоносца , древнего мужа апостольского, ученика святых апостолов. Святой Игнатий, бывший многие годы епископом Антиохии, пострадал в Риме в 107 году от Рождества Христова. Житие святителя Игнатия Антиохийского – еще один яркий пример стремления к совершенству, пример мученичества, исполненного духа искреннего и неподражаемого смирения. На пути в Рим, где его ожидала смерть от зверей на арене Колизея, святой написал несколько посланий в разные города к христианским общинам. Желание страданий за Христа было в нем настолько велико, что римлянам святитель написал: «Пожалуйста, не останавливайте меня, не будьте врагами моими. Я хочу пострадать за Господа. И даже если эти звери не захотят накинуться на меня, – как, бывало, они останавливались и ложились у ног христианских мучеников, начинали лизать им ноги, – я, – говорит святитель, – буду тогда раздражать их, чтобы они кинулись на меня и перемололи мое тело, потому что я хочу быть чистым хлебом, измолотым зубами зверей, чистой жертвой для Христа». При этом святителем двигало не тщеславие, а живая горячая любовь ко Господу и ощущение собственного несовершенства. Так, сравнивая себя с апостолами Петром и Павлом, принявшими мученичество в Риме чуть ранее, святитель писал: «они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб», и замечал, что теперь только начинает быть настоящим учеником Христа. Но, пожалуй, главным в душе священномученика была Любовь ко Спасителю, которая говорила его устами: «дайте мне быть подражателем страданий Бога моего... Моя Любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу " ». Еще одна важная мысль в творениях Священномученика Игнатия, которую он повторяет множество раз – это мысль о единстве Церкви. Защита единства Церкви как тела Христова от врагов внешних и внутренних для святого была самым важным делом жизни. В наше сложное время, когда огромное количество средств и усилий прикладывается врагами Церкви, чтоб расколоть ее изнутри, этот пункт наследия Святого Игнатия становится насущным и очень важным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Это происходило довольно долго и служило немалым чудом для зрителей, тем более, что когда первый зверь ничего не делал, выпускали другого и третьего на одного и того же мученика. Надобно было удивляться неослабному мужеству святых и непоколебимой твёрдости, оживлявшей юные тела их. Ты узрел бы, например, юношу, которому не было от роду ещё и двадцати лет, стоящего без оков и распростёршего крестообразно руки. Непоколебимый и бесстрашный духом, он усердно молился Богу и нимало не двигался, не уклонялся в сторону от того места, где находился – между тем как медведи и пантеры, дыша яростью и смертью, почти касались его тела. И только Божественная и неизреченная сила – не знаю как, замыкала пасть их, и они тотчас же отскакивали назад. Таков был этот мученик. Узрел бы ты и других, ибо всех их было пять, выставленных на жертву разъярённому быку. Иных, подходивших извне, он взбрасывал рогами на воздух, топтал ногами и оставлял полумёртвыми, а к святым мученикам, устремляясь на них с яростью и грозой, не мог даже и приблизиться, он топал ногами, воротил туда и сюда рогами, раздражаемый раскалённым железом, дышал яростью и угрозой, но святым провидением увлечён был назад. Поскольку же этот зверь ничего не причинил мученикам, то на них выпущены были какие-то другие. Выдержав страшные и различные нападения, все они, наконец, усечены были мечом и вместо земли и гробов, преданы морским волнам». Прекрасно выразил это торжество над смертью священномученик Игнатий Богоносец ( 107), первый освятивший своей кровью римский амфитеатр, когда сказал: «Лестно оставлять мир, чтобы вознестись к Богу и найти Его». Ученик апостола Иоанна, он в 60-м году посвящен был в Антиохийского епископа. Когда явился в Антиохию император Траян, святой Игнатий вышел к нему навстречу в надежде помочь этим своей общине. Он объявил императору, как гласит предание, что напрасно упрекают его в забвении Бога, так как он носит в своём сердце Христа. На возражение Траяна, что и в сердцах язычников, конечно, живут боги, он отвечал, что Траян заблуждается: «Ибо, – говорил он, – существует один только Бог, сотворивший небо и землю, и всё, что только существует, и Христос, Которого Царство – моё наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Между тем пред лицом Господним снова начался шум; блистающее облако, поднимаясь кверху, начало мало-помалу свиваться; наконец Господь стал невидим. Христиане долго вопияли вслед Его: «Господи, помилуй!». Святой архиепископ, приникнув лицом к земле, воссылал к Богу слёзные молитвы о людях своих. А иудеи, рыдая об утрате зрения, припадали к ногам его, да подаст им исцеление по слову Христа Спасителя; они поклялись, что от чистого сердца приемлют веру евангельскую, и в тот же день все, от Ервана до последнего младенца, крестились водой и Духом. Еллины последовали их примеру. Вся Омиритская страна просветилась, о чём возрадовались не только царь и святой архиепископ, но и Ангелы Небесные. Богоносец Священномученик Игнатий, нарицаемый Богоносцем 284 , был епископ Антиохийской Церкви. Повествуют, что этот архиерей Бога Вышнего в младенчестве своём был то благословенное дитя, которого Спаситель мира, поучая народы о Царствии Небесном, восприяв на руки, сказал: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное... Иже аще примет отроча таково во имя Моё, Мене приемлет» ( Мф.18:2,3,5 ; Мк.9:36–37 ). С того времени святой Игнатий, как носимый руками воплощённого Бога, наречён был Богоносцем. Но этот священномученик не менее был Богоносцем и потому, что сам носил в сердце и в устах Бога и был избранный сосуд Христов, подобно святому апостолу Павлу, что чудодеющая десница Господня показала и по страдальческой кончине его. Ибо, будучи предан по повелению Траяна на съедение зверей, непрестанно имел он в устах своих имя Иисуса Христа, и когда нечестивые спросили у него, зачем он немолчно твердит имя это, святой отвечал: «Оно написано в сердце моём; как же мне не исповедовать его устами?» Наконец, когда праведник был растерзан и съеден зверями, а сердце его Божеским произволением осталось цело и невредимо между костями, тогда злочестивые невежды, помня слова его, разрезали оное и к изумлению своему увидели, что внутри сердца начертано золотыми буквами: «Иисус Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поклонился святыням храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве 29 января 2014 г. 09:46 28 января 2014 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , находящийся с официальным визитом в пределах Русской Православной Церкви, посетил московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви встречал настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Блаженнейшего Патриарха Иоанна сопровождали: митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян; от Русской Православной Церкви — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поклонился чтимой иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», главной святыне храма, и прошел в алтарь. Высокого гостя приветствовал митрополит Иларион: «Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн, Ваши Высокопреосвященства, досточтимые спутники, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую Ваше Блаженство в этом храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Русская Православная Церковь принимает Вас как высокого и дорогого гостя, человека, который возглавляет Церковь мучеников. Один из Ваших предшественников, священномученик Игнатий, епископ Антиохийский, которого мы называем Богоносцем, оставил нам свои послания, которые написал по пути в Рим, где его ждала смертная казнь. Ожидая того момента, когда будет отдан на растерзание диким зверям, он писал разным Церквам, что любовь Христова превыше всякого человеческого страдания и что он с нетерпением ждет того момента, когда звери набросятся на него, потому что хочет стать чистым хлебом Христовым, приносимым в жертву.

http://patriarchia.ru/db/text/3545567.ht...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Antiohiene s-a închinat relicvelor sfinte din bisercia în cinstea icoanei Maicii Domnului „Bucuria tuturor celor scârbii” de pe Bolaia Ordynka, or. Moscova 29 ianuarie 2014 09:46 28 января 2014 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , находящийся с официальным визитом в пределах Русской Православной Церкви, посетил московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви встречал настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Блаженнейшего Патриарха Иоанна сопровождали: митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян; от Русской Православной Церкви — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поклонился чтимой иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», главной святыне храма, и прошел в алтарь. Высокого гостя приветствовал митрополит Иларион: «Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн, Ваши Высокопреосвященства, досточтимые спутники, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую Ваше Блаженство в этом храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Русская Православная Церковь принимает Вас как высокого и дорогого гостя, человека, который возглавляет Церковь мучеников. Один из Ваших предшественников, священномученик Игнатий, епископ Антиохийский, которого мы называем Богоносцем, оставил нам свои послания, которые написал по пути в Рим, где его ждала смертная казнь. Ожидая того момента, когда будет отдан на растерзание диким зверям, он писал разным Церквам, что любовь Христова превыше всякого человеческого страдания и что он с нетерпением ждет того момента, когда звери набросятся на него, потому что хочет стать чистым хлебом Христовым, приносимым в жертву.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3547727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010