В дошедших до нас исторических памятниках первых времен христианства не говорится о молении именем Господа отдельно, но лишь упоминается о нем при изложении других обстоятельств. В жизнеописании святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, увенчавшегося в Риме мученическою кончиною при императоре Траяне, повествуется следующее: «Когда его вели на съедение зверям, и он непрестанно имел в устах имя Иисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он непрестанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Иисуса Христа написанным, устами исповедует Того, Кого в сердце всегда носит. После того, как Святой съеден был зверями, при оставшихся его костях, по изволению Божию, сохранилось целым сердце. Неверные, нашедши его и вспомнив слова святого Игнатия, разрезали это сердце на две половины, желая узнать, справедливо ли сказанное святым. Они нашли внутри, на обеих половинах разрезанного сердца, надпись золотыми буквами: Иисус Христос. Таким образом, священномученик Игнатий был именем и делом Богоносец, всегда нося в сердце своем Христа Бога, написанного Богомыслием ума, как бы тростию». Богоносец был учеником святого апостола Евангелиста Иоанна Богослова и сподобился в детстве своем видеть Самого Господа Иисуса Христа. Это тот блаженный отрок, о котором сказано в Евангелии, что Господь поставил его среди Апостолов, препиравшихся о первенстве, обнял и сказал: аминь, глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное. Иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий в Царствии Небеснем [ 629 ]. Конечно, святой Игнатий научен был молитве Иисусовой святым Евангелистом и занимался ею в эти цветущие времена христианства подобно всем прочим христианам. Тогда молитве Иисусовой обучали всех христиан, во-первых, по великому значению этой молитвы, потом, по редкости и дороговизне рукописных священных книг, по редкости грамотности (большая часть Апостолов были неграмотные), по удобству, удовлетворительности, по особеннейшим действию и силе Иисусовой молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С большим трудом ему удалось охранить вверенные ему церковные общины от влияния яковитов. Он считается первым Сиро-католическим Антиохийским патриархом. В 1830 году сиро-католики получили наконец фирман от турецкого правительства 20 , обеспечив тем самым себе полную независимость от яковитов в политических вопросах, а с 1843 года римо-католический патриарх стал уже официальной гражданской властью для своей паствы. Кафедра патриарха неоднократно переносилась с одного места на другое. Так, патриарх Петр Гарвей (1820–1853), племянник Михаила, перенес свою резиденцию в 1831 году из Шарфея в Алеппо, а оттуда его преемник Григорий Гарвей перенес ее в 1854 г. в Мардин, центр яковитских христиан, дабы эффективнее вести прозелитскую деятельность. В результате большинство яковитов Дамаска и Южного Ливана присоединилось к Риму. Патриарх Мар Игнатий Ефрем II Рахмани (1898–1929), известный литургист, в годы первой мировой войны, когда Мардин был взят турками, перенес свою кафедру в Бейрут, где до сих пор и находится Сиро-католический Антиохийский патриарх. Его преемник Гавриил Таппуни (1929–1968) в 1935 г. был возведен в кардиналы. С марта 1968 г. главой Сиро-католической Церкви является патриарх Антоний-Игнатий (Хайек), бывший епископ Алеппский. Его кафедра, как уже было упомянуто, в Бейруте. Сиро-католический патриарх Антиохийский избирается епископами своей Церкви, а избрание его утверждается Святым Престолом, который посылает новоизбранному паллиум – знак его признания патриархом. Как и Яковитский патриарх, он вместе во своим именем носит имя Игнатий в память священномученика Игнатия Богоносца . Его юрисдикция простирается на сиро-католиков старой Турецкой империи и Египта. Согласно статистике 1932 г., число сиро-католических епископов достигает восьми (пять правящих и три титулярных), священников – 164. Епархии таковы: Мардинская и Амидская, управляемая патриаршим викарием, Багдадская, Мосульская, Алеппская и Дамаскская, которые являются митрополиями. Хомская, Бейрутская и Каирская епархии являются епископиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение,– особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе. Глава 21. Молитесь за меня и церковь сирскую Я жертва 35 от вас и от того, которого, во славу Божью, послали вы в Смирну, откуда и пишу вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божьей. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем. 1 Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с дьяконом Вурром и другими членами своей церкви для приветствия святого узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл. 1, 2, 21); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (3–6) и удаляться от ложных учений (7–10); далее излагает пространнее свои увещевания о том же. Приветственное вступление и первая глава этого послания сохранились, с небольшими выпусками, в сирском тексте. 2 Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребления этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью, и полагают, что оно внесено в них посторонней рукой. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к Магнез. гл. 1 и к Смирн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Послания святого священномученика Игнатия Богоносца имели большое влияние на творения отцов Церкви. На них ссылались святители Иоанн Златоуст , Григорий Двоеслов , Киприан Карфагенский , Кирилл Иерусалимский , Ириней Лионский и преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин . В Троаде святитель Игнатий был утешен радостной вестью, что гонение на христиан в Антиохийской Церкви прекратилось. Он отправил послание к Римским христианам, где убеждал их не предпринимать ничего в его защиту и просил их молитв, чтобы Господь укрепил в подвиге за Христа. Он писал: «Его ищу, за нас умершего, его желаю, за нас воскресшего...» 20 декабря 107 года, предстоя на арене римского цирка, святитель Игнатий обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовию к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть ему чистым хлебом». До последнего мгновения своей жизни священномученик Игнатий не переставал призывать имя Господа Иисуса Христа. Когда святой мученик был растерзан, сердце его оказалось нетронутым львами. Язычники рассекли сердце святителя и были изумлены, увидев в нем буквенно изображенное имя Иисуса Христа, отчего священномученик и получил наименование Богоносец. В ночь после казни святитель явился многим христианам во сне, утешая и укрепляя их на подвиг. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви святого Климента, Папы Римского. Святителя Даниила, архиепископа Сербскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры святаго, глас 1: Небесным чином поревновал еси, святителю Данииле,/на земли же, Богоносе, освящен сосуд явился еси/и жилище Святаго Духа,/темже тя ублажаем/и святое твое днесь честно, радующеся, празднуем успение. Небесных чинов радование/и на земли архиереем похвала,/священником слава, Данииле премудре,/монашествующим правило и Церкве утверждение./Тем тя молим:/не оскудей, спомоществуя нам,/притекающим и облобызающим раку мощей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сколько боголюбивый Епископ и София, вместе с дочерью, единственно из Христианского милосердия, ни просили военачальника, чтобы пощадить его жизнь, но тщетно. «Боюсь прогневить святых страстотерпцев, если помилую столь ужасного злодея», сказал воевода, и клятвопреступнику приказал отрубить голову 13 . Прихожанин. Ах! как страшно нарушать клятву, Господь Бог наказал меня временно за клятвопреступление, но я думаю, что сие сим не кончилось, думаю, что Он накажет меня в будущей жизни. Что мне делать, чтобы избегнуть Божиих наказаний? Священник. Несть грех побеждающий милосердие Божие, говорит священное Писание. Отцы Церкви говорят, что и «грехи целого мира против милосердия Божия значат то же, что капля воды против моря». Но я сие сказал не для того, чтобы ты был беспечен в деле своего спасения, а для того, чтобы ты усерднее каялся. Не унывай, кайся, твори добрые дела, проси, молись, надейся и будь уверен, что избегнешь вечных мук. 1177. Кто был Игнатий Богоносец и как он жил? Вопрос Прихожанина. Сегодня память священномученика Игнатия Богоносца , моего Ангела. Прошу тебя, отче, рассказать: кто он был и как он жил? Ответ Священника. Во славу Божию, в честь священномученика Игнатия Богоносца , на пользу душ наших, с любовью готов я рассказать тебе хоть нечто из жития его; слушай! Священномученик Игнатий, нарицаемый Богоносцем, был Епископом Антиохийской Церкви. Повествуют, что сей Архиерей Бога Вышнего, в младенчестве своем был это благословенное дитя, которого Спаситель мира, поучая народы о Царствии небесном, приняв на руки, сказал: аще не обратиться и будете яко дети, не войдёте в царство небесное ( Мф.18:23 ); иже аще примет отроча таковое во имя Мое, Мене приемлет ( Мк.9:37 ). С того же времени святой Игнатий, как носимый руками воплощённого Бога, наречен был Богоносцем. Сей священномученик не менее был Богоносцем и потому, что сам носил в сердце и в устах Бога и был избранный сосуд Христов, подобно святому Апостолу Павлу, что чудодействующая сила Господня показала и по страдальческой кончине его; ибо когда, по злобному повелению Тирана, будучи предан на съедение зверям, непрестанно имел он в устах своих имя Иисуса Христа; то нечестивые спросили его: «почто немолчно творишь сие имя»? «Оно написано на сердце моем, отвечал святой, как же мне не исповедовать устами?» Наконец, когда праведник был растерзан и съеден зверями, и сердце его, Божиим произволением, между костями осталось цело и невредимо, тогда злочествые невежды, помня слова его, разрезали оное, и, к удивлению своему, увидели, что внутри сердца начертано золотыми буквами: Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах 8578 , будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8579 , вместе со святым Поликарпом , епископом Смирнским 8580 . Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское 8581 . Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях 8582 . Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 8583 , а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами 8584 царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, не повинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 8585 . Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предстоятель Антиохийской Церкви отметил день тезоименитства 20 декабря 2006 г. 17:31 В храме священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Русской Православной Церкви в столице Сирии состоялось чествование Блаженнейшего Патриарха Игнатия IV по случаю Дня его тезоименитства. В присутствии викариев Дамасского округа и многочисленного духовенства была совершена великая вечерня, сопровождавшаяся пением русского и арабского хоров. По окончании вечерни Представитель, по обычаю, поздравил Патриарха Игнатия с Днем Ангела и вручил дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия — образ Спасителя. Блаженнейший Патриарх Игнатий удостоил архимандрита Александра высокой награды Антиохийской Православной Церкви — ордена святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, отметив в своем слове труды Представительства по укреплению и развитию традиционно братских и конструктивных отношений между нашими Церквями и постоянные пастырские заботы о духовном окормлении русскоязычной паствы на территории Антиохийского Патриархата. По окончании богослужения был устроен прием. На торжествах присутствовали Президент университета Баламанд д-р И.Салем с представителями профессорской корпорации, сотрудники Отдела МП по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Серафим (Кравченко) и Д. Петров, Посол Белоруссии В.Н. Лопато-Загорский, Временный поверенный в делах России А.Н. Рудаков, украинские дипломаты и многочисленные гости. 20 декабря Блаженнейший Патриарх Игнатий совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Дамаска в сослужении епархиальных архиереев и многочисленных клириков. Среди сослужащих был Представитель Московского Патриарха архимандрит Александр и ответственный секретарь Отдела МП по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Серафим (Кравченко). Блаженнейшего Патриарха Игнатия прибыли поздравить Антиохийский Сиро-яковитский Патриарх Мар Игнатий Закка I Ивас, а также епископы других христианских конфессий и представители дипломатического корпуса. Патриархия.ru/Пресс-cлужба Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172994.htm...

После этих слов он встал с ложа и, взяв пастыря и дев, удалился, но обещал мне, что пастыря и дев отпустит обратно в дом мой. Священномученик Игнатий Антиохийский Послание к ефесянам Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединённую и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною. Глава I. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму Я принял о Боге ваше многолюбезное имя, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя и упование, [вы поспешили видеть меня], надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того, Кто Самого Себя принёс за нас в приношение и жертву Богу. И вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа. Глава II. Похвала прочим лицам посольства И о Вурре, моем сотруднике, о вашем о Боге дьяконе, во всём благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всём успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всём. Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Император Троян, проходя с войском чрез Антиохию, призвал его к себе и спросил: «ты ли, называющий себя Богоносцем, вопреки повелений наших, развращаешь всю Антиохию вслед твоего Христа»? – Я, отвечал Игнатий, и на другой вопрос, что значит Богоносец? опять ответствовал: «носящий Христа Бога в душе своей». «Или ты думаешь», возразил Царь, что и мы не носим в памяти своей богов наших, споспешников победы?» – «Боги ваши», сказал Игнатий, «идолы языческие! Один Бог истинный, Творец неба и земли, один Господь Иисус Христос, Его же царствию не будет конца». Троян велел отвести его в Рим на съедение зверям амфитеатра. На пути в Рим и в Риме, Игнатий словами и многими посланиями утверждал христиан в вере в божественность Христа, и убеждал пребывать в любви и единомыслии и писал: «хочу не только называться христианином, но и быть таким действительно; возвещаю всем церквам, что смерть моя не есть дело сетования; умираю добровольно, если только не возбраните: видимое временно, невидимое вечно. Молю вас, дозвольте мне быть снедью зверей, чрез которых достигну Бога; я Божия пшеница, зубами же зверей сотрен буду в чистый хлеб Господу; лучше возбуждайте их, дабы сделались мне гробом, и ничего не оставили бы тела моего в тягость погребателям. О, если бы я усладился зверями в Риме! Ныне только начинаю быть учеником Христовым, когда одного Его желаю: огнь, меч, крест, муки, зверей, все приготовьте ; да получу Христа». Тщетно христиане римские хотели спасти его; он только помолился с ними о прекращении гонений, и поспешил в амфитеатр. Там растерзали его звери, почти без остатка; не много костей собрано было в плащеницу для утешения Антиохийской церкви; ночью явился плачущим священномученик, молящийся об их спасении, и слезы иссякли. XX. Св. мученики: Епископ Поликарп Смирнский Епископ Поликарп был из учеников Св. Апостола Иоанна. В преклонной уже старости он пострадал вместе с христианами своей паствы, твердость которых не поколебали ни звери, ни пламя, ни пытки, ни терзания бичом или когтями, обнажавшими их кости.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

23 Священномученик Игнатий Антиохийский , Богоносец (ок. 50 – ок. 107) – один из апостольских мужей. Родом сириец; его имя Нуроно означало «огненный» (Игнатий – от латин. ignis – огонь). Полагают, что именно он был тем ребёнком, которого поставил Господь среди народа и сказал, что если не будем, как дети, то не войдём в Царство Небесное ( Мф. 18, 1 – 14 ). Сказание это впервые встречается у преподобного Симеона Метафраста (+ ок. 960). Святитель Григорий Двоеслов (590 – 604) утверждает, что священномученик входил в круг учеников апостола Петра ( 64/67), другие отцы считали, что – в круг апостолов Павла (+ 64/67) и Иоанна (+ ок. 104). Советом всех апостолов он был поставлен после святого Евода (57–86), преемника апостола Петра, епископом Антиохии Сирийской (по другой версии, был рукоположен самим апостолом Петром). Его писания относят к памятникам ранней христианской письменности – до нас дошло четырнадцать посланий, в некоторых из них он превозносит епископский сан и требует беспрекословного повиновения епископу. 24 Протоиерей Георгий Металлинос – профессор богословского факультета Афинского университета, известный современный богослов и выдающийся церковный писатель. 25 Аттика – префектура на юго-восточной оконечности Центральной Греции, расположенная на одноимённом полуострове, который глубоко вдаётся в Эгейское море и оканчивается мысом Суний. В Аттике находится столица Греции г. Афины. 26 Арий (260–ок. 336) – пресвитер в Александрии, учивший, что Христос не единосущен Богу Отцу, но подобосущен Ему и сотворён Им прежде всех вещей; сделав Его Богом, Отец через Него создал всё сущее, но Сын меньше Отца по Божеству, свойствам и славе, а Дух Святой меньше Сына, Который создал Его как орудие для сотворения мира. Учение Ария впервые было им сформулировано в 318 г. во время споров с Александрийским архиепископом Александром (312–326). Императоры Констанций II (337–361) и, особенно, Валент (364–378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление святого Феодосия I Великого (379 – 395) арианство было осуждено как ересь Вселенскими Соборами – I Никейским (325) и II Константинопольским (381), а сам Арий отлучён от Церкви и сослан. В Никее был принят Символ веры с антиарианским исповеданием Сына как «от Отца рожденного, несотворенного, единосущного (омоусиос) Отцу», таким образом восторжествовало омоусианство (единосущие Христа Богу Отцу) – учение противоположное арианству, утверждавшему омиусианство (подобосущие). Среди некоторых народов (остготов, вестготов, бургундов, вандалов и лангобардов) арианство сохранялось до VI – VII вв. из-за простоты и близости к понятиям язычников, так как триединство Божества оно, по сути, подменяло иерархией многобожия (Сын меньше Отца, а Дух Святой меньше Сына).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010