Пересчитать множество священномучеников, пострадавших тогда в каждой области, особенно же в Африке, Мавритании, Фиваиде и Египте, представлялось современникам делом невозможным 311 . Так пострадали, после Анфима епископа Никомидийского: римский епископ Марцеллин, сирмийский Ириней, ираклийский Филипп, путеольский Ианнуарий, формийский Еразм, егский в Киликии Зиновий, и за ними тысячи других славных лиц, о которых в последствии воспоминали областные и местные церкви 312 . Когда же эта война была объявлена всем христианам без исключения, то и паствы оказали себя достойными своих пастырей. Для исполнения последнего эдикта в каждом городе объявляемо было, чтобы все жители места, мужчины, женщины и даже дети, явились для принесения жертвы в языческий храм, где заседали судии. Здесь поочередно вызывали явившихся по составленным наперед спискам всего местного народонаселения, и таким образом каждый должен был или принести жертву, или оказаться христианином и подвергнуться суду. Бегство было почти невозможно и не всегда избавляло от опасности. В судах поставлены были так же жертвенники и, чтобы как-нибудь по недосмотру не упустить христианина, каждый приходящий прежде рассмотрения его дела должен был совершить жертву 313 . Не повелевая смертной казни за христианство, но узаконивая все роды мучений, эдикт открывал полную свободу фанатической жестокости; так что осуждение христианина на смерть было знаком снисходительности судии, или особенного уважения к богатству, благотворительности, знатности рода, наконец общественным заслугам, которыми отличался подсудимый. Для большинства же ежедневно были изобретаемы новые, медленные и ужаснейшие истязания. Одних распинали, терзали бичами, черепками, или железными крючьями, других скоблили, вешали вниз головой, морили голодом, обливали расплавленным свинцом; иным просверливали острыми тростями пальцы, медленно жгли, или, что был всего невыносимее, растягивали составы и члены, или обрезали ножами одну часть тела за другой: так что некоторые из мучеников имели самый бедственный конец жизни и, умирая таким образом, едва удерживали человеческий вид 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Белоз. 516. Печ. св. 1646. 1648. Мил. †. Житие писано в 1567 г. Унд. 276. Есть в службе Григория сузд. (1621 апр. 19). Мощи под спудом. Страдание Гавриила шестилетнего младенца, замученного жидами в 1690 г. в гродненском повете; ныне мощи его в слуцком монастыре. Словарь истор. о св. † См. 9 мая. Св. Ветрана , еп. малой Скифии-Добруджи, обличавшего арианского импер. Валента, † в конце IV в. Южные св. Филарета. Княжской иконы Божией Матери. Кипрской иконы Божией Матери. (См. 9 июля). IV. Муч. Феодоры . 51. Хрисиппа , пресвитера иерусалимского. Син. 1. Стахия . 1621. V. Иоанна палеолаврита. М. Гр. (19 апр.). Максимилиана , патриарха константинопольского. 240. (21 апр.). Феодора пергийского. Синод. 400. 240. Пар. 1 (21 апр.). Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина, Севериана. Сирм. Акад. и др. (18 апр.). Феоны, Христофора, Антонина . Акад. Шиф. Сирм. В Хлуд. 31 одного Христофора (19 апр.). Мучч. Агапия и Дионисия . 1621 (15 мар.). Закхея ап. М. Гр. 1429. (4 янв.). Георгия , еп. писидийского. Сирм. (19 апр.). Св. Елисаветы . 1621 (апр. 24). Трифона , патр. константинопольского. Клар. (19 апр.). Пафнутия священномученика. Иер. Нан. 2. Антон. УКр. (19 апр. МГр.). Пафнутия преподобного или монаха. Неап. Екл. и др. (25 сентября). Ианнуария и дружины. Синод. 400. 2. 240. Сирм. (21 апр.). Мучч. Максима, Дады и Кинтилиана . Пролог. 1345 и др. (28 апр.). 21 I. Св. священномуч. Ианнуария епископа и с ним Прокла, Соссия и Фавста (Феста) диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян в Путеолах ок. 305 г. Коал. 2. Муз. 13. Антон. Сирл. У. 1298. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа по греч. Минее 1870 г., что и у нас. Служба. (Неап. 13 апр. 7 сент. 19 сент. 23 сент. и 18 окт. 2. 240. Сирм. 20 апр. 1621 апр. 22. Вас. 239. Пролог. Иерон, Б. мР. Р. А У. М. Р. 19 сент. Р. втор. 7 сент. Соссия одного Б. и все еще 23 сент.). Св. муч. Феодора в Пергии во 2 веке или ок. 230 г. 43. Коал. 2. Петр. Мст. и др. Соф. М. 1400 г. По Феоктистовой минее канон Иосифа, что и у нас. Служба. (Муз. 13. 2. апр. 18. Иер. Кал. Нан. Акад. М. 11 и 12 в. М. Порф. и др. 19 апр. 240 апр. 20. 1621 апр. 22. Вас. Мст. Остр. Рум. 21 сент. Кал. втор. 18 сент. М. Р. 20 сент.). Из дружины его известны: Диоскор жрец, Сократ и Дионисий воины и Филиппия мать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

4.04 . Преподобный Зосима Палестинский (ок. 560), возгордившийся аскет – Ж8, 72–73; П, 265; П-2, 68; ПМВ, 571; РМ, 309; ПЦК; Э (в Житии Марии Египетской). 14.04 Мученики Литовские Антоний, Иоанн , отступник и Евстафий (1347) – Ж8, 211–214; РС, 237–239; ПЦК; Э (мученики Виленские). Нет Жд2, РМ, П, П-1, ПМВ. Мученик Ардалион Мимский (305–311), гонитель-лицедей – Ж8, 219; П, 262; П-2, 88–88 об.; ПЦК; Э. Нет РМ, ПМВ. 16.04 Мученик Михаил Вурлиот (XVIII в.), отступник – только ПЦК и Э. 20.04 Праведный Закхей , бывший мытарь (I) – П-2, 92 об.–93; ПМВ, 573; Э (без Жития). Нет Ж8, РМ, П, ПЦК. 22.04 Преподобный Виталий (609–620), – Ж8, 352–357; ИЖС, 87–89; П-2, 97–98; ПЦК; Э. Нет РМ, ПМВ, П. 23.04 Мученики Анатолий и Протолеон (303), гонители-воины – Ж8 (без Жития); ИЖС, 93; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 28.04 Мученики Саторний , Иакисхол , Фавстиан , Ианнуарий , Марсалий , Евфрасий , Маммий , разбойники, Мурин , разбойник и блудник, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий (ок. 63) – ПЦК, Э; Ж8, 547 (внутри памяти апостолов Иасона и Сосипатра и Керкиры девы). В РМ, ПМВ, П и П-2 есть только обратившие их апостолы Иасон и Сосипатр. Май 6.05 Святой Варвар , разбойник (IX в.) – Ж9, 221–225; Э. Нет П, П-2, ПМВ, РМ, ПЦК. 10.05 Блаженная Таисия (V в.), блудница – Ж9, 304–307; Ф, 34–36; ИЖС, 110–111; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 13.05 Мученица Гликерия и с нею Лаодикий , страж темничный (ок. 77), гонитель-воин – Ж9, 440–441; П и П-2 (страж не назван по имени); РМ; ПМВ и Э только Гликерия. 24.05 Мученик Серапион и с ним прочие (в том числе Каллиник-волхв , гонитель) (218) – Ж9, 701; ПМВ (только Серапион); Э. Нет РМ, П, П-2, ПЦК. Преподобный Никита , Столпник Переяславский (1186), разбойник или мытарь – Ж9, 704–709; П, 270; РС, 495–496; ПЦК; Э. Нет П-2, РМ, ПМВ. 25.05 Мученик Панхарий (Пагхарий ), бывший прежде – П-2, 167 об.; ПМВ, 577. Нет Ж9, РМ, П, ПЦК, Э. Июнь 3.06 Мученик Лукиллиан , (270–275) – Ж10, 58; РМ, 258; П, 268; П-2, 185 («Лукиян»); ПМВ, 577; ПЦК; Э. 7.06 Священномученик Маркелл с прочими (в их числе начальник над тюрьмами Апрониан и воины Папий и Мавр , гонители) – Ж10, 125–129, Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ, ПЦК. Священномученик Маркеллин (кон. III в.), отступник – Ж10, 138–141; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ, ПЦК.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

19 См. напр., Киевское издание 1672 г., где помещены святцы с летописью; Полуустав Иннокентия Гизеля 1682 г.; издания 1690 и 1691 г., где памяти святых сопровождаются синаксарями (л. 297–482). 30 Для примера выпишем их хотя бы за некоторые месяцы: марта: 1-го –– память м. Антонины, «тояж се видется быти, яже и июля 13-го» (Пролог ч. III, л. 1 об.) 3-го –– м. Василиска, иже во Амасии, «тойжде мая 22, да иже во Амасии», «тойжде мая 22, да преминется убо ту»; и еще: «один то Василиск що и з Евтропием и Клеоником» (Пролог, л. 8); священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского, «марта 8-го тойжде» (л. 9-й), а 8 марта, где память того же святого, «марта 3-го тойжде» (л. 25); 4-го – мм. Павла и Иулиании, «августа 17-го тойжде» (л. 11-й); преп. Иакова монаха, «сей же октября 10-го» (л. 13-й); 9-го – св.м. Дионисия, иже в Коринфе, «зри о сем в житии св. Кондрата марта 10» (л. 30-й); 13-го – перенесение мощей Никифора, патр. Цареградского, «преставление его июня 2-го» (л. 46 об.); св.м. Савина, «сегож месяца 16 числа»; свв. мм. Африкана, Пуплия и Терентия, «сии апреля 10-го» (л. 47); преп. Анина, «сей же марта 18– го» (л. 47об.); 14-го – преп. Венедикта, «о том же святом слово февраля 1-го» (л. 49 об.); 15-го – св.м. Агапия и иже с ним, «августа 19-го» (л. 54-й); 16-го – св.м. Савина, «быв 13 числа» (л. 56 об.); 22-го – св. Василия, пресвитера Анкирского, «сегож мню святого ианнуария 1-го» (л. 121-й); 26-го – собор св. Архангела Гавриила, «зри июля 13-го» (л. 139 об.); 23-го – преп. Илариона, «сей же Иларион мая 5-го» (л. 152-й); 30-го – преп. Иоанна безмолвника, «сегож святого декабря 3-го» (л. 160 об.); преп. Евстафия Вифинийского, «а учораз сей був»; свв. апостолов Сосфена, Аполло, Кифы, Кесаря... сииж декабря 8-го» (л. 161 об.); Января: 1-го – св.м. Василия из Анкиры, «сей же святой мнится быти марта 22-го». (II ч., л. 526) и т.д. 34 Приведем здесь те ссылки на эти источники, которые относятся к святым, не имеющим в Четиих-Минеях полных житий: 1. На Макарьевские Четии-Минеи: марта 18-го – свв.мм.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

119. См. выше, стр. 148. 120. См. выше стр. 58. 121. Luft, Liturgik II, 129. 122. Amalarius, De divimo otfic. I, 4. 123. Сократ. Церк. ист VI, 8. 124. Августин. Испов. IX, 7. 125. Пример антифонов в Римско-католической Церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из первых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в римско-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они главным образом приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3–4 на каждый праздник. 126. Тип. гл. 2 и др. 127. Тип. гл. 49, среда 1 седм. Великого поста. 128. Ефрем Сир. Гимн 53. Созомен, Церк. ист. III, 16. Блж. Феодорит, Церк. ист. IV, 29. 129. Афанасий Великий. Прот. ар. сл. 1. 130. Григ. Б. сл. 51. 131. Августин. Пис. Ианнуар. 132. Goar. Iac., Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 133. Pitra I. Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 134. Asscmani, Bibliotheca orientalis, Romae 1710–21, t. I, p. 59. 135. Asscmani, Bibliotheca orient. I, 47. 136. Kayser L. Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной римско-католич. церковной поэзией. 137. Сообщаемое у арх Филарема, Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 138. Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 139. Hauck. Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 (Tietschek G., Kirchenlieder der alten Kirce). 140. Benedictus, Regula, c. 11 (Migne, Patrol. s.1. t. 66) и др. 141. Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35–38. Chron. Dacii (XI b.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

66. Кассиан, Об уст. кин, III, 9. 67. Злат. Бес. 49, О мученик. 68. Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 69. Кассиан, Об установлении киновий. III, 11. 70. См. выше, стр.156–157. 71. Афанасий Великий. Hom. de semente, Тимоф. Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 72. Сократ. Церк. ист. V, 22. 73. Кассиан, Об установлении киновий. III, 2. 74. Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в Четыредесятницы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на Четыредесятницу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 75. Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 76. Васил. В. Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 77. Иоанн Златоуст. На 1 Тим. бес. 5. 78. Иоанн Златоуст. На посл. Евр. бес. 17. 79. Палладий еп. Еленоп., Лавсаик, гл. 18. 80. Блж. Иероним. Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию против Иовин. гл. 6. 81. Блж. Иероним. там же. Блж. Август. Пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 82. Псевдо-Амвросий. О тайнах (De mysteroos)V, 4. В Римско-католической Церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 83. В Римско-католической Церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и в большинстве храмов не совершаются. 84. Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона Аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A. Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Того же 13-го сентября память свв. мучеников Кронида, Леонтия, Серапиона, Стратоника и Селевка. Святитель на поле пишет: «сии септ. 11-го» и затем далее: «сей Леонтий Леонид есть, иже с св.м. Аскалоном воспоминается декабря 14-го в страдании св. м. Филимона и иже с ним. Тойжде Леонид мнится быти июня 5-го Martyrol. Romanum, iann. 28-го». А 5-го июня, когда память свв. мм. Маркиана, Никандра и между прочим Леонида, Святитель делает к его имени заметку: «Videtur is esse, qui cum s.m. Ascalono commemoratur Decem. 14-o in vita s.m. Филимона et idem videtur esse sept. 13 ibi Леонтием написан», – и опять та же ссылка на Мартиролог Римский 39 . Здесь установить тождество двух памятей помог Святителю Martyrologium Romanum, но в Четиих-Минеях эта работа не сказалась, и там 13-го сентября мы находим память м. Леонтия, а 5-го июня память м. Леонида, вероятно, потому, что Святитель не был вполне уверен в тождестве этих лиц. Первого января память св.м. Василия от Анкиры. Святитель сначала отождествил его с свящ.м. Василием, пресвитером Анкирские церкви, память которого 22 марта, и 1-го января пометил: «сей же святой мнится быти 22-го марта», а в марте 2-го: «сего-ж мню святого ианн. 1-го. Зри о нем Bollandum t. 1. iann. die 2-o, fol. 83 sed. t. 3 Mart, fol. 379 fuse et pulchre». Но потом ему удалось точнее определить личности обоих мучеников, и, сознав свою ошибку, он 22-го марта замечает: «инший то, що ианнуар 1-го et Bolland t. 1, а инший сей. Зри о тех в нашей книзе января 1-го». И в месяцеслове Четиих-Миней 1-го января мы, действительно, находим различение двух Василиев Анкирских, как результат тщательных поисков свят. Димитрия 40 . 21-го января св. Максима исповедника . На поле: «сегож св. августа 13-го зри и служба ему там». А августа 13-го новая заметка: «сегож святого ианнуария 21-го, там и житие его. Теперь перенесение мощей его, а ианнуария успение sic Acta SS. maj t. 1-u in Ephemerid.; iannuario graecorum metrico». Здесь замечательно старание точнее определить, почему дважды почитается память святого; в Прологе перенесение мощей не указано 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

650 Злат. Бес. 49, о мученик. 651 Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 652 Кассиан , Об уст. кинов. III, 11. 653 См. выше, стр.156—157. 654 Афан. В . Hom. de semente, Тимоф . Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 655 Сокр . Церк. ист. V, 22. 656 Кассиан, Об уст. кинов. III, 2. 657 Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в 40-цы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на 40-цу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 658 Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 659 Васил. В . Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 660 Злат . На 1 Тим. бес. 5. 661 Злат . На посл. Евр. бес. 17. 662 Палладий еп. Еленоп. , Лавсаик, гл. 18. 663 Бл. Иерон . Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию прот. Иовин. гл. 6. 664 Бл. Иерон . там же. Бл. Август. пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 665 Пс.-Амвр . О тайнах (De mysteroos)V, 4. В р.-католической церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 666 В р.-католической церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и большинстве храмов не совершаются. 667 Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A . Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ, ПАТРИЦИЯ И МОДЕСТА [Лат. Macedonius, Patricia et Modesta], мученики Никомидийские (пам. зап. 13 марта). В Иеронимовом Мартирологе под 13 марта упоминается пресв. М., его супруга П., их дочь Модеста, а также пресв. Кион (или Кирион), Сатурнин, Ианнуар(ий), Сальв(ий), Петроний, Модестин, Зосима, пресв. Евстак (или Евстас) и супруга его Вассила, а также диак. Еппод (или Еппепод) и еще 2 мученика, пострадавшие в Никомидии. Под этим же числом в Сирийском Мартирологе 411 г. отмечена память пресв. Модеста и 21 пострадавшего с ним (Un Martyrologe et douze ménologes Syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 14. (PO; 10. Fasc. 1)). По мнению болландистов, предположение о том, что в данном случае в обоих Мартирологах речь идет об одних и тех же святых, не имеет достаточных оснований (MartHieron. Comment. P. 141). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) и в зап. «исторических» Мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда) под 13 марта упоминаются только М., его супруга и дочь. Петр Наталис в «Перечне святых» (XIV в.) дополнил память М., П. и Модесты из Мартиролога Адона заметкой о мучениках из Никеи в Вифинии, почитаемых в тот же день, о которых сказано, что они были сожжены заживо ( Petr. Natal. CatSS. III 198). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память 3 Никомидийских мучеников. В современной редакции Римского Мартиролога ошибочно указывается, что святые пострадали в Вифинии (MartRom (Vat.). P. 178). Ист.: MartHieron. P. 141; MartRom. P. 95; ActaSS. Mart. T. 2. P. 260; Dubois J. Le Martyrologe d " Usuard. Brux., 1965. P. 193. (SH; 40); Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède de l " anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 49; iidem. Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions. P., 1984. P. 105. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 620, 652; Quentin H. Les martyrologes hist. du Moyen Âge. P., 1908. P. 50, 110, 421, 481; Sauget J.-M. Macedonio, Patrizia e Modesta//BiblSS. Vol. 8. Col. 444-445. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561504.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010