епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия. В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым , еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) ( Aug. Confess. IX 7//PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых ( Idem. Serm. 286//PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий ). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.). Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Приведём для сравнения некоторые списки: ГИМ, Синодальное собр., 147, л. 230 об.−231 754 РНБ, собр. Титова, 3445, л. 332−332 об. Димитрий, киовлянин, из митрополии Сбрской, не быв в Сбри, переведен на Ростовскую, в лто 1702 ианнуариа в 4 день, иже б неделя пред Просвщением, меж патриаршества. А на престол в Ростов прииде марта в 1 день, иже б неделя вторая Великого Поста. Сей б списатель житий святых, во весь год почитаемых, и расположи дванадесять месяцей в четыри книги. Совершив же четвертую книгу, оконча сице: «В лто воплощения Бога Слова 1705 февраля мсяца в 9 день, на свят, мученика Никифора, сказуемаго Побдоносца, в отдание праздника Стртения Господня, изрекшу святому Симеону Богоприимцу послднее своё моление: „Нын отпущающе и раба Своего, Владыко“; в день страданий Господних пятничный, в онже на крест рече Христос: „Совершишася!“; пред Суботою поминания усопших и Недлею Страшнаго Суда, помощию Божию и Пречистыя Богоматере, и всх святых молитвами мсяцу августу написася. Аминь». И тако «Книга житий святых» четвертая в славу Божию и Божиа Матере, в честь всх святых угодников Божиих, в ползу же православным Христианом совершися в град Ростов. Димитрий, киовлянин, из митрополии Сибирской, не быв в Сибири, преведен на Ростовскую митрополию в лто 7210 ианнуариа в 4 день, в неделю пред Просвщением, меж патриаршества. А на престол прииде в Ростов марта в 1 день, в неделю вторую Великаго Поста. Се б списатель житий святых, во весь год почитаемых, миней, и расположи 12 мсяцов в 4 книги. Совершив же четвертую книгу, окончал сице: «В лто воплощения Бога Слова 1705 мсяца февруари в 9 день, на память святаго мученика Никифора, сказуемаго Побдоносца, во отдание праздника Сртения Господня, изрекшу святому Симеону Богоприимцу послднее слово своё и моление: „Нын отпущаеши раба твоего, Владыко“; в день страданий Господних пятничный, в онеже день на крест рече Христос: „Совершишася“; пред Суботою поминания усопших и Недли Страшнаго Суда, помощию Божиею и Пречистыя Богоматере, и всх святых молитвами августу написася. Аминь». И тако «Книга житий святых» четвертая в славу Божию и Божия Матере, в честь всх святых//угодников Божиих, в ползу же правоврным христианом совершися в град Ростов. Да егоже трудами архиерейскими писменной его Келейной лтописец сочинен, книги «Розыск на бринския расколщики» да 80 слов поучителных. Преставися сей митрополит Димитрий Ростовский и Ярославский в лто 7218, от Рождества Христова по плоти 1709-го, по завту его, в монастырю святаго Иакова, епископа ростовскаго, рязанским и муромским, ноемврия в 25 день, на память святых священномученик Климента, папы римскаго, и Петра Александрийскаго . Преставися в пятничный день во отдачу часов нощных. Всх лт жития его б в юности и в монашеств 60 лт, без шести недель и без двух дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, - объяснял архимандрит Ианнуарий. - Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения. Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально - ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, - писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, - ибо она есть путь к Царству Христову». Что означает «число зверя» В 13-й главе к людям выходят два чудовища - зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием - это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать. На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». - Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, - объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. - В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи - 600, кси - 60 и сигма - 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена. Самая загадочная глава Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/29/apoka...

И мне хочется закончить свой доклад словами этого замечательно пастыря, показывающими, что еще до наступления антирелигиозного террора с его нетерпимостью и жестокостью, наши мученики ясно видели грозные очертания грядущих гонений, видели и причины наступавших событий — в забвении Бога — и безбоязненно шли навстречу этим испытаниям, как и подобает это делать верным служителям Христовым. «В скоро грядущих страшных потрясениях жизни, — писал протоиерей Иоанн Восторгов, — многие из нас принесут кровавые жертвы: одни во искупление своих грехов, другие будут убиты, перерезаны, задушены как жертвы за Родину. Но все же многие уцелеют, жизнь не прекратится. И, обреченные, быть может, на смерть, приговоренные к казни, грядущим после нас потомкам мы самой нашей гибелью оставляем ныне урок — не пренебрегать Божественным законом, имеющим высшую обязательность для совести. Московская областная епархия /Патриархия.ru за темою Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] з ключовими словами новомученики XX   Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам «Духовна — у церковного життя». Про розвиток Предстоятеля Церкви Заснування аспект Виступ митрополита Волоколамського на у Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Науковий Як до поверталася вона нам тягар один одного. До святого праведного Мечова Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!» «И на светлом челе его нет пятна приспособляемости» Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5288510...

Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин. По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара . Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. 22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

В числе других наиболее примечательных агиографических публикаций 20-го тома — статьи об апостолах от Семидесяти: Зине, епископе Диоспольском (Лиддском), Иасоне и Сосипатре, а также о мучениках древней Церкви: Зинаиде и Филонилле Тарсийских (I в.), Зосиме Аполлонийском (нач. II в.), Зиновии (муж.) и Зиновии (жен.) (кон. III — нач. IV в.), Зиноне и Зине Филадельфийских (кон. III — нач. IV в.) и Зотике Сиропитателе (IV в.). Среди материалов, посвященных русским преподобным, наиболее примечательна статья о святых Зосиме и Савватии (XV в.) — основателях знаменитого Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря (авторы — О.В.Панченко и Т.М. Кольцова). Том также содержит жизнеописания двух русских преподобных, носивших имя Зосима и передавших его двум «Зосимовым пустыням», расположенным неподалеку от Москвы. Это преподобный старец Зосима (кон XVII — нач. XVIII в.), основатель Смоленской Зосимовой пустыни в Арсаках, близ Александрова, и прп. Зосима (Верховский), основавший в XVIII в. Зосимову пустынь в Верейском уезде Московской губернии. Из статей о других святых с именем Зосима необходимо отметить статьи о преподобных Зосиме Ворбозомском (XV в.) и Зосиме Палестинском, который фигурирует в знаменитом византийском житии преп. Марии Египетской. В комплексе агиографических материалов 20-го тома «Православной энциклопедии» отдельного упоминания заслуживают статьи о целом ряде святых Западной Церкви, подвизавшихся до Великого раскола 1054 г. и почитаемых также на православном Востоке. Это, прежде всего, святые епископы Рима — Папы Зеферин (III в.) и Зосима (V в.), св. Зиновий, епископ Флоренции (V в.), и знаменитый священномученик Ианнуарий Беневентский (IV в.), которого почитают своим покровителем жители Неаполя. Обширная статья посвящена епископу Веронскому Зинону (кон. III — IV в.) и его богословскому наследию. В сравнении с другими томами «Православной энциклопедии» 20-й том не богат статьями богословского содержания. Однако все же в нем присутствует весьма объемная и многоплановая статья «Зло», написанная А.Т. Казаряном. Вероучительные и философские аспекты также затронуты в статье «Здоровье», подготовленной архимандритом Платоном (Игумновым).

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Несколько позже написания Книги Откровения церкви в Эфесе приблизительно в 107 году было направлено одно из семи дошедших до нас посланий священномученика Игнатия Богоносца , епископа Антиохийского, ученика Иоанна Богослова. Распоряжение «Ангелу… церкви напиши» всегда вызывало удивление. Вроде бы надо писать церкви, а не Ангелу. Объяснений этому было несколько. Первое. Ангелы – это люди, вестники семи церквей Асии. Они, мол, собрались на Патмосе, чтобы получить от Иоанна распоряжения для своих церквей. Но мы понимаем, что это маловероятно. Тем более что даже в таком случае пророческие послания были бы адресованы церквам, а не их вестникам. Второе. Существовала гипотеза, что ангелы – это руководители церквей (епископы или пресвитеры). Но это было бы крайне удивительно, ибо епископы больше нигде и никогда «ангелами» не называются. Третье. Ангелы – это именно духовные существа, ангелы, как это слово и употребляется везде в Новом Завете. Однако в этом случае нам требуется разумное объяснение такого необычного распоряжения «писать ангелу». И довольно разумным представляется следующее: Иоанн критикует существовавшую в асийских церквах тенденцию поклонения ангелам. О такой тенденции мы узнаем из Послания к Колоссянам, где поклонение ангелам упоминается как ересь ( Кол.2:18 ). Вообще в иудействе (и затем в христианстве) того времени существовало убеждение, что у всего в мире есть свой ангел-хранитель, как бы небесный двойник и представитель. Разумеется, так было и для любого народа, и для любой церковной общины. Религиозная литература того времени многократно свидетельствует о том, что ангелы часто понимались не просто как «хранители», но как высшие духовные силы и власти, которые управляют миром и людьми. Это объясняет удивительное отождествление ангелов церквей со звездами в деснице Сына Человеческого ( Откр.1:20 ). Дело в том, что в эллинистической среде звезды приравнивались к «божественным ангелам». От всех этих представлений был лишь шаг до признания того, что и церкви управляются ангелами 14 , которым поэтому подобает поклонение. Возможно, что не только апостол Павел, но и Иоанн критиковал такое убеждение, считая его суеверием. Сначала он пишет, что ангелы-звезды находятся в деснице Иисуса Христа, то есть подчиняются Ему, и поэтому не заслуживают оказываемого им почитания или поклонения. Затем в пророческих «посланиях» семи церквам он довольно резко критикует ангелов, которым эти «послания» адресованы. И в то же время от имени Иисуса гарантируется спасение «побеждающим», то есть тем, кто всяческое зло побеждает послушанием Богу и Христу, а не ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Николай Карминий Фальконий, митрополит церкви св. Северины в королевстве (бывшем) неаполитанском и монах базилианский, издал в 1712 г. Акты св. Ианнуария, которыми возбудил некоторый спор между учеными того времени. Поводом к нему послужило, между прочим, и утверждаемое Актами освящение священномученика еще в утробе матерней. Слышав подобное же утверждение и о св. Николае, Фальконий обратился в 1716 г. за справками к болландистам Соллерию и Янингу, как специалистам в подобном деле. Те прислали ему нужную выписку из жития св. Николая, составленного архимандритом Михаилом (патриархом константинопольским Мефодием – тоже) 2 . В 1720 г. Фальконий нарочно отправился в Рим, чтобы в библиотеке ватиканской рассмотреть самому рукописи, содержащие сказанное житие. Здесь он пересмотрел все, указанные болландистами рукописные сборники греческие, а именно 655, 803 и 866, и кроме того еще один неуказанный под 824, в котором также содержится жизнь святого, писанная Михаилом – Мефодием. Не удовлетворившись вполне никоторым из них, исследователь продолжал рыться, и напал на один сборник 821, в котором нашел Акты св. Николая, по его мнению первоначальные 3 , никому до него неведомые, ни самим болландистам, и доставившее славу ученому мужу. Затем он пересмотрел еще известный Метафрастов Панигирик св. Николаю в 7-ми рукописных списках 4 . О сих Актах и предлежит нам слово. Отыскавший их был в понятном восторге от своей находки. Он цены не знал им, или лучше – всю цену придавал только им одним, как единственно верным или подлинным. И так как Акты эти значительно расходятся со всеми известными сказаниями о мирликийском чудотворце, то естественно сказания сии ученый и самомнительный муж счел недостойными вероятия – выдумкой позднейших греков или гречков (graeculus) как он выражается. Также естественно, что и на открытеля Актов и на самые Акты востал потом целый сонм людей, интересующихся церковным делом. Чтобы понять всю многозначительность дела, достаточно сказать, например, что в новооткрытых Актах св. Николай оказывается жившим и почившим при императоре Юстиниане Великом , т. е. через 200 лет после Константина Великого , которому, по общему преданию, мирский святитель являлся во сне еще при своей жизни, и что он вовсе не был архиепископом мирликийским, а только одним из многих епископов ликийской области. О его исповедничестве и присутствии на первом вселенском соборе, следовательно, не может быть и речи. Повторилось то, что случается с учеными весьма нередко. Вместо того, чтобы поискать согласить между собою старые и новые Акты или разделить их на «акты» и «акты», предзанятый своей мыслью человек не пошел далее её, и оттого более затруднил, чем облегчил исследование о лице, столь замечательном в христианском мipe 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С докладами выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архимандрит Феогност, архимандрит Панкратий (Жердев), архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Андроник (Трубачев), архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), проректор МДА М.С. Иванов, профессор МДА А.И. Осипов, профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, редактор издательства «Даниловский благовестник» Алла Добросоцких, Константин Гордеев и другие. Расширенный пленум Синодальной Богословской рассмотрел вопросы, связанные с новыми формами и механизмами налогового учета граждан с различных точек зрения – богословской, духовно-нравственной, пастырской и церковно-практической. Прозвучали разные мнения, но в центре внимания всех выступавших была озабоченность разысканием истины и сохранением церковного единства. При обсуждении этого вопроса мы прежде всего стремились «сохранить единства духа в союзе мира» (Еф 4:3). В этом отношении весьма важным стало обращенное к собранию живое слово – архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина). Благодаря усилиям архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря, участники собрания смогли ознакомиться с видеозаписью обращения о. Иоанна, в котором он, отвечая на вопрос, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, в частности, сказал: «Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Не забыли при возведении Запасного двора и о культовых зданиях. Так, в главном корпусе, на втором этаже, устроили две церкви, освященные во имя мученика Севастиана и священномученика Ианнуария. Новое переустройство можно заметить уже на плане участка, относящегося к концу восемнадцатого столетия. Вновь построенное сооружение было выполнено в форме каре и состояло из ряда двухэтажных зданий. Внутреннее пространство занимал внушительный по размерам двор. Три стороны этого своеобразного каре представляли собой единое строение, а вот главный корпус, расположенный с северной стороны, вдоль современной Новой Басманной улицы, 2, стоял отдельно и был соединен с торцами других корпусов двумя проездными воротами. Фасад здания был декорирован с дворцовым размахом в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму ее украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников и филенок. На фасадной части, чтобы подчеркнуть принадлежность строения к государственному учреждению, был установлен барельеф двуглавого орла. За красоту строения Запасного двора начали именовать уже как Запасной дворец. В 1802 году фасадная часть Запасного дворца, которая была обращена на улицы Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную, оформили уже в классицистическом декоре. Пожар 1812 года пощадил архитектурный ансамбль. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти. В 1890 году в помещениях Запасного дворца был размещен носивший имя императрицы Екатерины II Институт благородных девиц. В период с 1902 по 1906 годы прошла очередная реконструкция дворца. В это время корпуса с восточной, западной, а также с северной стороны были надстроены дополнительным - третьим - этажом. Главное здание со стороны Новой Басманной, 2 расширили и добавили во внутреннее пространство двусветный парадный зал.

http://sobory.ru/article/?object=25789

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010