Закон сам по себе не силен ни оправдать, ни осудить человека пред Богом, а лишь раскрывает, согласны или не согласны дела наши с законом». Об этом говорит и ап. Иаков. «Человек, – говорит он, – оправдывается делами, а не верою только». Что ж, апостолы Павел и Иаков противоречат друг другу? Ап. Павел говорит: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона», а ап. Иаков: «Человек оправдывается делами, а не верою только». Никак нет; нет в их словах противоречия. Обратим внимание у ап. Иакова на слово «только» – «не верою только». Ап. Иаков говорит о недостаточности в деле спасения рассудочной веры. Невозможно спастись, – говорит ап. Иаков, – только одним убеждением о Божестве Иисуса Христа, нужны еще и дела, вытекающие из этого убеждения, исходящие от веры: дела любви, милосердия, сострадания. «Не делами ли оправдался Авраам, отец, – говорит ап. Иаков, – возложив на жертвенник сына своего Исаака? Видишь, как вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства». Апостолы – и Павел, и Иаков – говорят о живой вере, о вере деятельной как начале и утверждении всей нашей жизни во Христе. Когда у человека есть вера в то, что Бог есть Любовь, что Иисус Христос есть Сын Божий – Спаситель мира и его личный Спаситель, тогда и дела следуют сами собой. Живая вера является источником добрых дел человека, исходящих из его сердца и совершаемых во имя и во славу Божию. А где нет добрых дел, во имя Божие верой совершаемых, там нет живой, деятельной, оправдывающей человека веры. Обладаем ли мы с вами этой живой верой? Она приобретается сердцем, желающим праведности и стремящимся к добру, источником которого является Бог, во Христе Иисусе явивший Себя и Свою Любовь к человеку. Аминь. Неделя 5-я по Пятидесятнице Мы только что выслушали евангельское повествование об исцелении Господом гадаринского бесноватого. Недавний «человек-зверь», которого даже цепи держать не могли, сидит у ног Спасителя – совершенно здоровый, разумный, радуясь тому, что снова стал человеком. Но вот подходит к Спасителю толпа жителей города Гадарина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Некоторые ученые западные видят в учении Апостола Иакова о значении в деле спасения веры и дел некоторое несогласие с учением о сем Апостола Павла; так как, говорят они, Апостол Иаков учит о спасении через дела, а Павел Апостол – через веру. Но это несогласие видится потому, что неверно представляется учение обоих Апостолов. Как в стихах 14 и 17, так равно в 19–20 и далее в стихе 24 и 26 Апостол Иаков говорит о вере, как бессердечном, рассудочном только признании истины Откровения, без живого проникновения ими; о той вере, какую имеют и бесы, и которую обличает Апостол в своих читателях, получивших ее как бы в наследство от своих отцов Иудеев, тщетно ожидавших спасения через холодную веру. Веру же истинную, живую Апостол Иаков одобряет, считает ее содействующею добрым делам и способствующею к оправданию пред Богом и приближению к Нему. Таким образом, Апостол Иаков говорит о спасении не через одни дела, а в связи с живою верою (24 ст.). То же видим и у Апостола Павла, который говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема ( Гал.5:6 ). Из указанных Апостолом Павлом дел видно, что он не придавал значения в деле спасения не делам вообще, а только делам обрядовым (обрезанию и т. п.), потерявшим свое значение с установлением Нового Завета. Должно заметить еще, что Апостол Павел в примере верующего указывает на того же Авраама, на которого указывает и Апостол Иаков. Перед Апостолом Иаковом были люди, принявшие веру Христову, но продолжавшие жить по-язычески; перед Апостолом Павлом были лжеучители, утверждавшие, что без соблюдения закона Моисеева и всех его установлений нельзя спастись, чем ниспровергалось самое существо учения об оправдании через веру во Христа. Поэтому святой Апостол Иаков в своем послании говорит о недостаточности холодной веры без дел; требует, чтобы вера была не мертвая, а живая; Апостол же Павел говорит о недостаточности дел закона без сердечной веры ( Рим.3:31; 9:31:32 ). Таким образом они вполне сходятся в требовании от христиан веры и дел благочестия. Одинаково также они говорят и о содействии веры делам и дел вере, сравн. ( Иак.2:22 ) и ( Евр.11:33–37 ). Апостол Иаков указывает даже такое место Писания, которое, по-видимому, более подходит к несправедливо предполагаемому исключительному учению Павла, а именно: на вменение Аврааму в праведность его сердечной веры, не перешедшей еще в дело (в жертвоприношении Исаака).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

" - твой Бог, я его не знаю/. Дважды обманутый Исав возненавидел Иакова и собирается его убить сразу по смерти отца. Ревекка узнает об этом и решает отправить любимого сына к своему брату Лавану в Междуречье. Как это часто бывает в жизни, бездуховно живущий Иаков терпит поражение от более сильного, едва не погибает, и обманом взятое благословение превращает его жизнь в многолетнее изгнание, а жизнь Ревекки - в страдание (здесь нельзя не усмотреть аналогии с перволюдьми: " думали - боги, а узнали, что наги " ). Но Иаков - внук Авраама, и Бог замечает в нем удивительные упорство и изворотливость для достижения поставленной цели, и Он решает использовать эти качества Иакова в Своем плане, чтобы Иаков на самом деле понял, что это за благословение и от Кого оно исходит. Тернистый путь Иакова промыслительным образом становится путем святости, на котором хитрый молодой человек превратится в известнейшего праведника ВЗ. Во время бегства к Лавану, в местечке Вефиль, Иаков во сне увидел необычную картину: " лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и... ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я... Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде... и возвращу тебя в сию землю... " Иаков пробудился... и сказал:... как страшно сие место... это Дом Божий, это врата небесные "/28, 12-17/. Видение небесной лестницы, по которой между Богом и землей снуют ангелы - это прекрасный гимн заботе Творца, это древнеизраильский образ Божественного смотрения за своим народом. Но в христианской перспективе лестница Иакова стала двузначным прообразом: Христа, Который станет путем, ведущим во " врата небесные " , но более - Пресвятой Девы, ставшей " лествицей " , по которой в мир пришел с неба Спаситель, дабы нас на небо возвести. Это первое явление Бога Иакову, и он потрясен откровением. Дядя Иакова Лаван оказывается куда большим обманщиком, чем Иаков. Желая в своем доме быть старшим, Иаков попадает в семилетнюю кабалу, влюбившись в дочь Лавана красавицу Рахиль.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

И боролся Некто с ним, до появления зари. Прекрасно подобранное русскими переводчиками слово Некто на ев­рейском языке обозначено (иш), то есть «муж». Так и переводят немец­кие переводчики: «ein Mann» (Лютер, Elberfelder-nepeboд, Иерусалимская Библия). Кто это? Кто боролся с Иаковом? Кто напал на него в его ночном одиночестве? Лучшее и надежнейшее, даже богооткровенное толкование дает пророк Осия, согласно которому Иаков боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог 1087 . И Сам Боровшийся сказал Иакову: Ибо ты боролся с Богом 1088 . Страшно и непостижимо сие – человек, и человек далеко не совершенный, боролся с Богом! Разве это возможно? Возможно или невозможно, но это было! И это не греховное противоборство Богу денницы, демонов и людей-грешников, в силу свободной воли возмож­ное. Нет, это совсем другое! Кто же тогда Ангел, на которого указывает пророк Осия? Это или Малъах Ягве ( ) – в русской Библии «Ангел Господень», яв­ляющийся, согласно св. Иустину Философу и многим, следующим его пони­манию святым отцам, явленным Богом, Логосом, Сыном Божиим 1089 . Или это, согласно Мидрашам, ангел Едома, то есть Исава, – его ангел хранитель 1090 . Д. В. Щедровицкий отмечает, что в иудейском предании (ишим), буквально «мужи» – это один из ангельских чинов, подобно серафи­мам, херувимам, офанимам. Библейский текст, как книги Бытия, так и пророка Осии, явно заставляет склониться к первому мнению. Иаков боролся с Богом. По содержанию же своему эта борьба вполне позволяет думать об ангеле-хранителе Исава. Кстати, разве борющиеся с верующими не с Богом борются? Раз­ве гонители христиан не богоборцы? Не нечто ли подобное было и с Иаковом, боровшимся с некиим Мужем, Ангелом, Богом. Не дерзая дальше вступать в рассмотрение «механизма» этой борьбы, понимаем – Иаков с Богом боролся. Лютая, страшная борьба. Один на один. Ночью. Вырвавший благословение у старшего брата борется теперь еще и за его благоволение. Иначе Иаков не хочет. На меньше Иаков не согласен. А за что борется Бог? За что борется Ангел Лица Его? За что борется ан­гел Исава? – Не дать Иакову то, что он хочет? Не много ли Иаков восхотел? Или убить его?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лаван изменял награду Иакову раз десять. Но какого вида ягнят и козлят он назначал Иакову, такого вида они и рождались. Таким образом, Иаков в шесть лет, по благословению Божию, весьма разбогател. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют ему, Иаков с женами своими, детьми и имуществом, по повелению Божию, отправился в землю Ханаанскую к отцу своему Исааку. Приближаясь к Ханаанской земле, Иаков стал бояться своего брата Исава. Бог ободрил его явлением Ангелов, ополчившихся защищать его (он назвал это место: Маханаим – ополчение). После сего Иаков послал к Исаву вестников почтительно известить его о своем возвращениии и просить его благоволения. Возвратившись к Иакову, вестники сказали, что Исав идет ему навстречу и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался. Чтобы умилостивить Исава, Иаков отделил стада коз, овец, верблюдов, коров и ослов и послал перед собою эти стада в подарок ему. После этого ночью, когда Иаков был один, Некто приблизился к нему и боролся с ним до появления зари, и когда увидел, что не одолевает его, то повредил состав бедра его и сказал: «Отпусти Меня, уже взошла заря». Но Иаков отвечал: «Не отпущу, пока не благословишь меня». Неизвестный спросил его: «Как имя твое?» Он отвечал: «Иаков». Неизвестный сказал: «Отныне тебе имя будет Израиль (Богоборец), ибо ты боролся с Богом после этого и человеков одолевать будешь», – и благословил его 118 . С этого времени Иаков сделался хромым. Утром Иаков увидел: идет к нему Исав, и с ним четыреста человек. Он вышел вперед своего семейства и поклонился до земли семь раз, подходя к брату. Исав, тронутый смирением Иакова, побежал к нему навстречу, обнял его, бросился на шею, стал целовать его, и оба заплакали. После этого свидания Исав расстался мирно с Иаковом и возвратился в свою землю Сеир, а Иаков пошел по дороге к Хеврону, где жил его отец. Около Вифлеема Рахиль родила Вениамина и умерла. Наконец, Иаков пришел к отцу своему в Мамре, в окрестностях Хеврона, и жил при нем до самой его смерти 119 . Когда Исаак умер (180-и лет), Исав и Иаков похоронили его в одной пещере с Авраамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Но в ночь свадьбы в темноте Лаван подсовывает Иакову ее некрасивую сестру Лию, и наутро Иаков узнает об обмане/Иаков не раз на себе будет испытывать рецепты собственного прошлого/. " Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, - говорит Лаван и добавляет, - за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет " ./29, 27/. Т. о., Лаван решил " убить двух зайцев " : во- первых, пристроил в браке Лию/в этом - трогательная забота отца, чтобы ни одна дочь не осталась без сожития и потомства/, а во-вторых, закрепил за своим хозяйством ценного и выносливого работника. Иаков смиренно принимает испытание - видно, это уже во многом другой человек. Через много лет разбогатевший Иаков, устав от постоянных ссор со своим дядей, получает от Бога повеление возвратиться на родину. Иаков бежит от Лавана со всем своим семейством/две жены, четыре наложницы, дюжина детей, множество скота/, но он между Сциллой и Харибдой: дома его ждет свирепый брат. Иаков высылает навстречу Исаву гонцов с подарками, и в ночь перед встречей с ним в местечке, которое получит название Пенуэл, он испытывает присутствие Незримого: " остался Иаков один. И боролся некто с ним, до появления зари; и увидев, что не одолевает его... повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказа: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков... скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно. И благословил его там. И говорил/Иаков/... я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя (так выражено изумление древнего человека перед тем, что Бог, будучи Огнем сжигающим, позволяет человеку приблизиться к Себе). И хромал он на бедро свое... доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на суставе бедра, ибо Боровшийся коснулся/ее/./32, 24-32/. Некто борется с Иаковом, и этот Некто - Бог! Напряженная молитва Иакова описана как борьба с Богом, и борение это необычно: то Бог одолевает Иакова и повреждает ему бедро/Иаков " захромал " после встречи с Богом - образ выстраданного смирения: каждый жизненный шаг болью напоминает о Боге/, то Иаков не отпускает Бога, пока не получит Его благословения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Исав очень рассердился, узнав об коварном обмане младшего брата, и посему Иакову пришлось бежать в Харран к брату Ревекки Лавану. Иаков сам обманут Иаков был вынужден проделать путь Авраама по пустыне, только в обратную сторону. В гостях у Лавана Иаков полюбил его юную дочь Рахиль. Он согласился на протяжении многих лет пасти стада Лавана, лишь бы тот позволил ему жениться на Рахили. Но когда Иаков исполнил службу, хитрый Лаван обманул его и выдал за него замуж свою старшую Дочь Лию. Лавану казалось, что по справедливости сначала нужно пристроить старшую дочь. Точно так же, как Иаков обманул Исава, самого его обманул Лаван. Еще семь долгих лет вынужден был трудиться Иаков, чтобы получить любимую Рахиль. У него стало две жены, в те далекие дни дело самое обыкновенное. Иаков получает новое имя Женившись, Иаков решил возвратиться в родной Хеврон. Однажды ночью, уже находясь в пути, он встретил странника, который стал с ним бороться. Странник был силен и могуч, но не мог одолеть Иакова. И боролись они до появления зари, и увидел Иаков, что перед ним Ангел, и попросил он у него благословение. Ангел благословил его и передал ему Божие повеление: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Продолжил Иаков свой путь, и трепетал, приближаясь к владениям брата, но Исав вышел к нему навстречу с братским объятием, и пал на шею его, и целовал, и плакали оба. Братья вместе были в Хевроне, когда умер Исаак. И погребли они его в той же самой пещере, где был погребен Авраам. В дальнейшем Иаков и Исав жили порознь, каждый в своем владении, но до конца дней своих хранили они между собой братскую любовь. Иосиф отправляется в Египет У Иакова было двенадцать сыновей, но больше всех из них он любил Иосифа. Однажды Иосиф рассказал своим братьям сон: ему приснилось, что все они склонились перед ним. Братья невзлюбили Иосифа, особенно после того, как Иаков подарил любимцу красивые разноцветные одежды. Когда представился случай, они бросили его в пустыне в ров, с намерением погубить его. Потом они закололи козла и разодрав разноцветные одежды Иосифа, запятнали их козлиной кровью. С лицемерным рыданием принесли они эти одежды Иакову, и тот поверил, что сына растерзали дикие звери. Горько оплакивал «смерть» сына безутешный Иаков. Он не знал, что Иосиф остался жив и был продан братьями в Египет в рабство. Иосиф весьма преуспел в новой жизни. Владельцы высоко оценили его ум и талант. Египтяне верили в сны, а Иосиф умел их толковать. Ему удалось даже истолковать сон фараона, всемогущего правителя Египта. Он объяснил фараону, что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к надвигающимся голодным годам. И когда они наступили, план Иосифа исполнился, он стал одним из самых могущественных людей во всем Египте. 2 – Значение имени

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Возложив крестообразно руки, Иаков благословил детей Иосифа призвав троекратно имя Господне. (Сказать все слова целиком). Иаков вспоминает жизнь свою, и жизнь отцов своих, и говорит: «Бог, перед Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак». Кто особенно ходил перед Богом? Энох, Иосиф. В чем заключалась эта главная черта характера Иосифа, которую мы называем «ходить перед Богом»? Все патриархи Ветхозаветные ходили перед Богом и за это Господь Бог хранил их. 1. Вот Иаков вспоминает, что Господь всегда хранил отцов его и его самого, и призывает Бога Хранителя или Бога Отца. Иаков говорит: «Бог, перед Которым ходили отцы мои». Кого призывает Иаков? Что значат эти слова? 2. Затем Иаков говорит: «Бог, питающий меня, с тех пор как я существую и до сего дня». – Этими словами Иаков призывает Бога Питателя, или другими словами, Бога Духа Святаго, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы. – Кого призывает Иаков после призвания имени Бога Отца? 3. Наконец, Иаков говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих». Эти слова целиком написать на доске. Последними словами Иаков призывает Бога-Избавителя, т. е. Спасителя, Который избавил весь мир от греха и смерти духовной. Иаков называет Сына Божия Ангелом, избавляющим от всякого зла. А что значит слово «Ангел»? – Вестник. Бог Отец послал Сына Своего, чтобы возвестить людям о воле Бога Отца. Значит, Иаков, благословляя внуков, призывает на них благословение Бога Отца или Бога-Хранителя, Бога-Питателя или как бы Духа Святаго и Бога-Избавителя или Сына Божия. Теперь, дети, выслушайте эти слова целиком и потом повторим хором. Я скажу громко и отчетливо: «Бог, перед Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак»; «Бог, питающий меня с тех пор, как я существую и до сего дня»; «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих». Дети все вместе повторят этот текст 2 или 3 раза. Урок 2, в 6 классе Благословив детей Иосифа, Иаков призвал своих 12 сыновей, чтобы благословить их перед смертью. Господь открыл Иакову будущую судьбу каждого из его сыновей, и потому Иаков, благословляя своих сыновей, каждому предсказал будущую судьбу и его самого и его потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иаков смиренно принимает испытание — видно, это уже во многом другой человек. Через много лет разбогатевший Иаков, устав от постоянных ссор со своим дядей, получает от Бога повеление возвратиться на родину. Иаков бежит от Лавана со всем своим семейством (две жены, четыре наложницы, дюжина детей, множество скота), но он между Сциллой и Харибдой: дома его ждет свирепый брат. Иаков высылает навстречу Исаву гонцов с подарками, и в ночь перед встречей с ним в местечке, которое получит название Пенуэл, он испытывает присутствие Незримого: «остался Иаков один. И боролся некто с ним, до появления зари; и увидев, что не одолевает его … повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказа: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков … скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно. И благословил его там. И говорил (Иаков) … я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя (так выражено изумление древнего человека перед тем, что Бог, будучи Огнем сжигающим, позволяет человеку приблизиться к Себе). И хромал он на бедро свое … доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на суставе бедра, ибо Боровшийся коснулся (ее)». (32, 24-32). Некто борется с Иаковом, и этот Некто — Бог! Напряженная молитва Иакова описана как борьба с Богом, и борение это необычно: то Бог одолевает Иакова и повреждает ему бедро (Иаков «захромал» после встречи с Богом — образ выстраданного смирения: каждый жизненный шаг болью напоминает о Боге), то Иаков не отпускает Бога, пока не получит Его благословения. Перед решающей встречей с братом, фактически перед лицом возможной смерти, Иаков испрашивает истинное Божие благословение. Иаков стал праведником, достойным продолжателем упования Ноя и Авраама; и в знак признания его праведности ему дается новое имя — Израиль, что одновременно можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «возлюбленный Божий».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Допросы продолжились и на следующий день. Следователь спрашивал: — Следствие не удовлетворено вашими показаниями, данными 9 февраля. В деле имеются материалы, уличающие вас в проводимой антисоветской агитации против партии и советской власти; требую ваших правдивых показаний. — Я подтверждаю свои показания, данные мною 9 февраля, о том, что антисоветской агитации против партии и советской власти я не проводил, И виновным в этом себя признать не могу. — Следствие настаивает на даче правдивых показаний о вашей контрреволюционной агитации против партии и советской власти. Расскажите по существу заданного вопроса. — Вторично отрицаю. Контрреволюционной агитации против партии и советской власти я не проводил, виновным себя в этом не признаю. — Признаете себя виновным в контрреволюционной агитации против проводимых советским правительством мероприятий на селе? — Нет, виновным в этом себя не признаю. После того, как священник отверг все возводимые на него обвинения, были вызваны и допрошены»дежурные свидетели», в том числе и осведомители. Они показали:«В июне 1937 года на базарной площади Бойков среди колхозников говорил:«Вот какая жизнь пришла. Церкви закрыли и разломали, религию притесняют, священников в тюрьмы сажают, а в колхозах что делается, колхозников голодом морят, все у них отбирают, что ни заработают, государству везут, а у коммунистов все ничего нет, денег сколько от займов собирают, куда только девается все». В августе, числа точно не помню, при встрече со мной Бойков в отношении конституции говорил:«Что дала эта новая конституция народу, — ничего, это пустая бумажка, по которой большевики рабочих да колхозников обирают, это не свободная жизнь, а хуже крепостного строя, по этой конституции додушат большевики народ разными налогами». По вопросу проводившихся выборов в Верховный Совет СССР говорил:«Ну прошли выборы. Коммунисты выбрали самих себя… За границей над этими выборами только смеются». На базаре города Бежецка среди колхозников Бойков предсказывал о предстоящем голоде в деревне, говорил, что скоро наступит сильный голод, это предсказывает Библия, да и как не быть, коммунисты нарочно до этого доводят, чтобы с голоду все умирали, колхозники и так уже голодные сидят, а с них еще берут хлеб и другие продукты, а им самим есть нечего и голые ходят». Все следствие продолжалось два дня, 9–10 февраля, и уже 10 февраля было составлено обвинительное заключение. 13 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно–трудовой лагерь, и он был сослан в Екатеринбургскую область.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010