Глава 33 Встреча Иакова с Исавом и прибытие первого в Ханаан Быт.33:1–2 . Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. Несмотря на благодатное ободрение свыше, Иаков опять, как в Быт. 32:3–8, 13–21 не пренебрегает человеческими мерами предосторожности: членов семьи своей он располагает, ввиду приближения Исава, в порядок по степени близости их к сердцу Иакова, – рабыни с их сыновьями, Лия с ее детьми, Рахиль с Иосифом. Не без цели, может быть, ставит он детей подле их матери, желая как бы разжалобить сердце Исава; во всяком случае, ставя любимцев своих позади, Иаков хочет дать им возможность спастись на тот случай, если бы гнев Исава обрушился на передние ряды семьи Иакова. Быт.33:3 . А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. Земные поклоны – обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов – господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения. Быт.33:4 . И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]. При воинственности и некоторой дикости духа, Исав имел доброе сердце и способен был к возвышенным проявлениям братской любви и самоотвержения, на что Иаков ответил полною взаимностью: оба, растроганные, плакали. Быт.33:5–8 . И взглянул [Исав] и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда Бог повелел Иакову идти в Вефиль и устроить жертвенник, исполняя данное Господу обещание. Тогда он повелел всем очиститься от всех идолов и очиститься от всех нечистот. У Сихема Иаков закопал всех истуканов под дубом, чтобы не навести гнева Божия на свою семью. Когда Иаков пришел в Вефиль, он исполнил свой обет, и Господь навел страх на всех хананеев, так что они не преследовали его. Бог явился снова ему в Вефиле и подтвердил те обещания, которые Он дал Аврааму и Исааку: – Я Бог Всемогущий. Отныне не будешь называться Иаковом, но Израилем. Плодись и умножайся; народ и множество народов произойдут от тебя, и цари выйдут из чресл твоих. Землю эту Я отдам тебе, как и обещал твоим отцам. Бог взошел от него, и на месте Богоявления Иаков поставил столп как памятник Творцу. Так же христиане ставят храмы в воспоминание о великих делах Бога. Оттуда Иаков пошел к башне Гадерской. По дороге, около Вифлеема, любимая его Рахиль умерла, рожая сына Венимамина. До сих пор около Вифлеема находится гробница Рахили, где рыдал безутешный Иаков. Вскоре старший сын Иакова Рувим лишился первородства, сблудив с Валлой, служанкой Рахили. И, наконец, Иаков вернулся к своему отцу Исааку, жившему в Хевроне, и он умер на руках у него и Исава. Его тело почивает вместе с Авраамом и Ревекой. Глава четырнадцатая. Иосиф Пекрасный Любимым сыном Иакова был Иосиф. Ему было семнадцать лет, и он пас овец вместе с братьями своими, доводя до отца плохие слухи о них. Иаков отличил Иосифа, подарив ему разноцветную одежду. Тогда братья позавидовали ему и не могли говорить с ним спокойно. Особенно ненависть их усилилась после того, как Иосиф увидел пророческие сны. Первый сон был такой: Иосиф с братьями жал поле, вдруг его сноп стал прямо, а снопы братьев поклонились ему. Во втором сне Иосиф увидел, как Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Тогда братья возмутились и сказали: неужели ты будешь господствовать над нами? И досада их еще усилилась. Братья пошли пасти овец к Сихему, а Иосиф остался у отца. Тогда Иаков послал его проведать своих детей, здоровы ли они. Когда он шел, встретился с ним Ангел-хранитель и указал путь к братьям в Дофан. Те, увидев его, сказали друг другу:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец по плоти был и отцом духовным. В Келлиях было две церкви, одна для православных, к которой он и принадлежал, а другая для апосхистов. Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что и был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты и не увлекли в общение с собою». И апосхисты также ему говорили: «Знай, авва Иаков, что ты с дифизитами погубляешь душу свою, ибо они несториане и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец, овладело им беспокойство, и он, заключившись в келье и надев на себя погребальные одежды, как бы перед смертью, наложил на себя подвиг сугубого поста и молитвы, дабы Господь Сам открыл и разрешил это недоумение. Рассказывал он потом, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней старец видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит: «Авва Иаков! Что ты здесь делаешь?» Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав силу в себе от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне – не оставляй Церкви Православной, другие же – дифизиты тебя прельщают. Находясь в затруднении, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты», – и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя перед дверьми святой церкви православных последователей Халкидонского Собора (97, 276–277). Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя и был православный, но по своей простоте мало обращал внимания на различие вер, часто выходил из кельи и отправлялся в церкви или египтян, или армян, или других еретиков и там до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Однажды ему явился Ангел и спросил: «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то как хочешь, чтобы над тобою был совершен обряд погребения: по-египетски ли, или по-армянски, или по другой какой еретической секте, или по-православному?» Старец отвечал: «Не знаю».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня! – так, теряя последние силы, говорит Иаков. – Ты хочешь силой затворить мои уста, а они взывают к Тебе и на послед­нем издыхании: – Благослови! Благослови... Исав, ты хочешь убить меня, а ты благо­слови... Тогда Бог (и ангел Исава) говорит этому страннику-пастуху, этому неуем­ному Богоборцу, постоянно вторгающемуся в дела Божии и людские тоже: – Слушай, а ты кто такой? Откуда ты такой взялся? Как имя твое? Бог знает имена людей, и Ему ли о них спрашивать? Но имя выражает су­щество именуемого. Как имя твое? – то есть, что ты за человек? Что движет тобою? Пораженный в бедро, уязвленный всей неправдой и несправедливостью этой жизни, отвечает: Иаков. Иаков я, «Запинатель». Все делал я, Господи, чтобы получить благословение Твое. И за пяту брата своего ухватился при рождении, ведь я, а не он, жаждут Твоих благословений. Я выкупил свое первородство у того, кто не ценил его. Я хитростью своей матери получил благословение отца, и неужели для того только, чтобы в этот наступающий день быть убитым своим братом, которому до Тебя, Господи, дела нет?! Где правда Твоя, Господи?... И сказал Боровшийся с Иаковом: Отныне имя тебе будет не Иаков, а Из­раиль; ибо ты боролся с Богом и с людьми – и выходил победителем 1097 . Этой ночью, здесь, на берегу Иавока ты боролся с Богом. Ранее, Иаков, ты боролся с людьми – с Исавом и Лаваном (так поясняется в Мидраше). И выходил ты победителем! Ни Исава, ни Лавана, ни Бога ты не отпустил, пока не полу­чил своего благословения! И вот потому отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль! (Исраэль) в контексте явно прочитывается, как «Богобо­рец». Лингвисты предлагают и несколько иные прочтения этого слова, но основным так и остается «Богоборец». О, дерзновенное имя! И не человеком оно было измышлено и дано. Это имя дал Сам Бог, Бог через Ангела Своего. – Иаков, ты хотел благословения? – Ты его получил. Возможно, ты хотел иного благословения. Но ты получил такое, какое по­лучил. В святой борьбе с Богом ты получаешь Божьи благословения. В свя­той борьбе с людьми ты получаешь благословение и благоволение их. Тебе иного не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель. На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни. Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев – Андрей – впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в Московскую Духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым) ; 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Иаков Укрываясь от Исава и идя в Харран, Иаков, застигнутый ночью, остановился на одном месте и ночевал под открытым небом, имея под головой своей камень. Во время этого сна он сподобился увидеть «Лествицу», с высоты которой Господь уверил патриарха в его полной безопасности со стороны врагов его 373 . «Бог предрекает ему всё, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: даёт обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведника и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью» 374 . «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» 375 . Поступая так, патриарх «хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным для потомков» 376 . – Лествица, соединившая расстоящиеся два естества – Божеское и человеческое, – камень, служивший возглавием Иакову, и камень, политый елеем, прознаменовали собою, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, Христа Спасителя 377 . Продолжая свой путь, Иаков дошёл, наконец, до Харрана. Перед городом, у колодца, встретил он Рахиль и помог ей напоить её стада, отваливши от колодца тяжёлый камень 378 . «Это событие, думаю я, говорит Св. Григорий Нисский , есть загадочное изображение и тень будущего... Долгое время лежал на кладезе разумный Камень – Христос, скрывая во глубине и тайне баню пакибытия, имея ещё нужду в цродолжительном времени, как бы в долгой верёвке, чтобы быть открытым. И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий Бога. Далее, он же и воду почерпает и напояет овец Рахили, т.е., открыв сокровенное таинство, подаёт живую воду стаду Церкви. Присовокупи к сему и то, что (сказано в Писании) о трёх жезлах Иакова. С того времени, как три жезла были положены при источнике, богатый Лаван стал бедным, а Иаков богатым и имеющим много овец ( Быт. ХХХ, 31–43 ). Иносказательно же Лаван знаменует диавола, а Иаков Христа. Ибо после крещения Христос взял всё стадо от сатаны и стал Сам богат» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Исследования. Nau E. ROC 15 (1910). P. 248−252, 233−239; Baumstark. S. 246−247. § 127. Севир, епископ Нисибинский Его не следует путать с Севиром Севохтом. Жил, вероятно, в VII или начале VIII в. и написал комментарий на Слова Григория Назианзина (не издан, рукопись Brit. Mus. Add. 14547, appendix Io IX в.), который адресовал игумену и пресвитеру Сергию из Шиггара. Исследование. Baumstark. S. 246−247. § 128. Симеон из Кеннешрина Пресвитер, который, по сведениям Михаила Сирийца, писал против Максима Исповедника . Симеон, весьма вероятно, является автором «Вопросов против сторонников Максима», составленных монофилитом. «Вопросы», которые, вероятно, были составлены в VII в., остаются неизданными (рукопись Brit. Mus. 7192 Rich. X в.). Исследование. Baumstark. S. 248−256. Глава 3. Монофизитские богословы середины VII – середины VIII в. Этот период открывает выдающаяся фигура Иакова Эдесского, благодаря которому монофизитское богословие достигает пика своего развития. Как Иаков, так и Георгий, епископ арабов, усердно занимались философией. Арабские захватчики с помощью этих сочинений изучили греческую философию и преподали ее затем Западу. § 129. Иаков Эдесский Иаков Эдесский выделялся среди сирийцев своей широкой эрудицией в науках светских и божественных, знанием греческого и еврейского языков, разносторонними дарованиями и способностями к ученым занятиям. За труды в области изучения текста Библии его сравнивали с Иеронимом, с которым у него была также общая сила духа. Своими исследованиями и переводами Иаков открыл двери сирийской словесности для греческой культуры. Родился Иаков в местечке Эндева в области Гумья. неподалеку от Антиохии, около 633 г. Учился сначала на родине у периодевта Кириака, а затем в монастыре, основанном Иоанном бар Афтоньей в Кеннешре, где, вероятно, у Севира Севохта обучался греческому языку и библеистике. Был в Александрии, где благодаря Иоанну Филопону процветала школа, в которой преподавалось учение Аристотеля. Приехав в Эдессу Иаков, в 684 г., был избран патриархом Афанасием I ее епископом. Строгий ревнитель дисциплины, он испытывал трудности при общении с клиром. В негодовании он сжег кодекс с канонами перед патриаршим домом в Антиохии, заявив, что каноны излишни и мертвы, если не применяются на практике. Через четыре года он оставил управление и бежал в монастырь Map Иакова в Кайсуме, между Германикией и Самосатой, в сопровождении учеников Даниила и Константина. Через некоторое время он явился к монахам в монастырь Евсевоны близ Антиохии, где в течение одиннадцати лет толковал Писание по греческому тексту. Однако из-за недовольства монахов Иаков был вынужден отправиться в монастырь Теледа близ горы Джебель-Баракат, в котором в течение девяти лет пересматривал греческий текст Ветхого Завета. По просьбе эдессян Иаков вернулся на кафедру, которой управлял в течение четырех месяцев, после чего вернулся в Теледу, где умер 3 июня 708 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

У Матфея и Марка в паре с Иудою Искариотом стоит Симон Кананей ( Καναναος В. С. др. мн. Итал. нек др.) или Хананей (Χαναναος D Итал. нек. Копт. изд. Оксф. 1898 г. но вар Καναναος, Vg нек. Word. Origint) или Кананит (Καναντης – . Е. др.), – причем нек. Латинские (a. b. др.) вместо thaddeus читают et iudas zelotes, где Симон Зилот называется также Иудою. Но у Луки и в Деяниях пару Иуды Искариота составляет Иуда Иаковлев. Такую же двойственность замечаем и во внеканонических списках апостолов. Одни согласны с Матфеем и Марком. Так в Постановлениях Апостольских VI, 14 ed. De Lagarde p. 173: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн сыновья Заведея, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей прозванием Фаддей, и Симон Кананит и Матфий, потом сюда же причисляется Павел Здесь пару Иакова Алфеева составляет (Иуда) Леввей–Фаддей, очевидно как его брат. В латинском Хронографе 354 г: сходно с Матфеем кроме: Филипп и Фома (как Деян.), Варфоломей и Матвей (Деян.), Иаков Алфеев и Иуда Зилот (Фаддей–Леввей его брат) и Симон Кананит. Здесь уже встречаем двух Иуд Симонов – Зилота или Кананита и Фаддея–Левия (также и Искариот носил имя кроме Иуды вероятно и Симона). Епифаний в Haer. 73, 3 Dind. III. 1. 550: Фаддей и Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев и Симон Кананей и Матфий. Epitome, 1, 240: Иуда и Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот. Схолия к Постан. Ап. у Lag. p. 282: Иаков Алфеев и Фаддей-Леввей он же Зилот, Симон Кананит и Матфий, – другая схолия р. 283: Иуда Иаковлев, Фаддей он же Леввей и Иуда, Иаков брат Господень, Симон Кананит или Зилот, Матфий. Пасх. Хрон. ed. Bonn 2, 142: Симон Кананит, Симон Зилот, Иуда Искариот. Другие соответствуют Луке и Деяниям. Διαταγα δι Κλημεντος (y Hilgenfeld " a Novum Testamentum extra canonem receptum IV. p. 95) имеет своеобразный список, но в конце стоит Иуда Иаковлев. Περοδοι Θωμ Tischendorf, Acta Aposfolorum apocrypha 190 sq: Иаков Алфеев и Симон Кананей и Иуда Иаковлев. Псевдо-Епифаний Περ τν γων ποστλων (по одному код.): Иаков Фаддей (Алфеев?), Фаддей или Иуда Иаковлев, Матфий. Лат. Breviarium Apostolorum по код. XIII в: Симон Зилот, Иуда брат Иакова (sic), Матфий (Lipsius, Die Apokrypheu Apostelgeschichten und Apostellegenden, 1, 20–25 212, –II. 2, 259, – Ergänzungsheft 2 sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Упомянув о принадлежности братьев Господних к числу 12-ти, автор «объяснения переходит к следующему доводу. 6) «Наконец, – говорит он, – что Иаков брат Божий был Апостол и следовательно тот же, что иначе называется Иаковом Алфеевым или младшим, – это показывает апостол Павел в словах к галатам ( Гал. 1:19 ). Иного от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Он прямо поставляет Иакова брата Господня в числе Апостолов: главная мысль его была показать, что он не учился у Апостолов, и он говорит, что за исключением Иакова, он не видался с Апостолами, великими наставниками в вере; о других лицах еще не нужно было и упоминать. Тоже показывают о Иакове свидетельства: Деян. 12:17 ; 1Кор. 15:17 . Притом в числе знаменитых Апостолов поставляется Иаков и ниже: Гал. 2:8,9 . Он же решил спор о законе Моисеевом. Деян. 15:13–21 . Он же пользовался особенным уважением у обратившихся иудеев. Гал. 1:19 ; Деян. 21 :18. Насчет этого довода мы должны сказать, что из того, что апостол Павел называет Иакова брата Господня Апостолом, никаким образом не вытекает, будто Иаков брат Божий был именно сын Алфеев, один из 12-ти. Апостолами назывались, кроме 12-ти, и другие ученики Христовы, составлявшие лик 70-ти. 407 Так например в книге Деяний апостольских, где именем Апостолов обыкновенно называются 12-ть – тоже имя усвояется и Варнаве – одному из 70-ти, и Павлу: слышавши же, сказано, Апостоли Варнава и Павел ( Деян. 14:14 )... Почему же не мог называться Апостолом Иаков брат Божий, принадлежа не к лику 12-ти, а к лику 70-ти, меньших Апостолов? Будучи меньшим именно по этой причине, также, как и в отличие от соименных Апостолов из числа 12-ти, Иаков Праведный мог почитаться, и действительно почитался наравне с самыми знаменитыми Апостолами, как предстоятель матери Церквей, Церкви Иерусалимской, и как брат Господень. Этим и объясняется его авторитет в решении спора о законе Моисеевом, и особенное уважение к нему не только со стороны обратившихся иудеев, но и со стороны самих Апостолов; принадлежность же его к лику 12-ти все-таки остается недоказанной, а вместе и то, что он и Иаков Алфеев – одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

У патриарха Иакова было уже десять сыновей, когда Бог призрел и на Рахиль: услышал ее Бог, и отверз утробу ее (Быт 30, 22). Она родила сына, которого назвала Иосиф («прибавляющий, дающий еще»). Этому патриарху Божественный Промысл назначил особое место в судьбах Израиля. Проданный в рабство в Египет и прошедший через страдания, он спас избранный народ от гибели во время страшного голода. Многие обстоятельства жизни патриарха Иосифа прообразуют события земной жизни Иисуса Христа. Закончился второй семилетний срок договора Лавана и Иакова. Но Лаван, видя, что Божие благословение, пребывавшее на Иакове, пришло и на его дом, не захотел его отпустить. Прошло еще шесть лет. Иакову было тяжело. Лаван проявлял сильное недовольство, что его работник стал богаче его. Господь повелел Иакову возвратиться на родину и обещал: Я буду с тобою (Быт 31, 3). Когда Лаван удалился из дома, чтобы стричь скот, Иаков, получив согласие Лии и Рахили, вместе со всем многочисленным семейством, скотом и богатством ушел из Харрана. Лишь на третий день Лаван узнал об уходе зятя и начал погоню. Через семь дней он нагнал караван в Галааде, в Заиорданье. Ограждая неприкосновенность Своего избранника, Бог явился Лавану и предостерег его от насилия над Иаковом. Лаван и Иаков заключили союз, воздвигли во свидетельство соглашения памятник из камней. Когда Иаков отправился в дальнейший путь к дому отца своего, Господь укрепил его. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим (Быт 32, 1–2), что в переводе с еврейского значит двойной стан . Легко понять цель этого Божьего откровения. Иаков, уйдя от преследования Лавана, опасался того, чей гнев заставил его покинуть отчий дом двадцать лет назад. Когда Иаков узнал, что Исав, имея четыреста человек, идет ему навстречу, разделил стан надвое, чтобы мог спастись хотя бы один из них. Он обратился со смиренной молитвой к Богу. Он говорил, что недостоин всех милостей и благодеяний, но просил защитить его и всю его семью. Молитва успокоила его. Он отменил прежнее решение о бегстве и пошел навстречу Исаву, послав впереди богатые дары — скот. Когда подошли к речке Иавок, которая с востока впадает в Иордан, Иаков вброд перевел семью, а сам остался один. Как объясняют экзегеты — для молитвы. И явился ему, как сказано в Священном Писании, Некто и боролся с ним до зари. Это — одно из самых таинственных мест в библейских книгах. Ночное событие было предметом толкований и исследований многих экзегетов. «Из всего рассказа, — пишет блаженный Феодорит, — познаем — здесь явился Иакову Единородный Божий Сын Бог».

http://pravoslavie.ru/103643.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010