Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иаков, кз скита святой Анны, «Иаковаккс»   Иаков, кз скита святой Анны, «Иаковаккс» Старец Иаков, насельник скита святой Анны, которого все звали Иаковакис, был родом из малоазийского города Врйула. Он пришёл на Афон , чтобы стать монахом, в каливу иеромонаха Саввы-духовника к старцу Онуфрию. Говорят, что отец Иаков спорил со своим старцем, намереваясь совершать по 2 000 поклонов в день, а старец ему не разрешал.   Когда пришло время, старец Онуфрий решил постричь своего послушника в монахи. Приготовились к постригу, пришли отцы из соседних келий, и старец решил обсудить с послушником его будущее монашеское имя. Послушник хотел, чтобы его назвали Анастасием, а старец собирался дать ему другое имя. Они не пришли к согласию, постриг так и не состоялся, послушник ушёл от старца и пошёл в скит святой Анны, в каливу Рождества Христова, к старцу Иосифу, певчему с острова Митилйни. Там он был пострижен в рясофор и получил имя Иаков.   Отцы этого братства были иконописцами, и отец Иаков тоже научился писать иконы. Однажды он начал ругаться с одним из своих духовных братьев, и тот сильно ударил отца Иакова по голове доской, предназначенной для иконы. Доска раскололась, и, говорят, после этого отец Иаков стал немного не в себе. Два этих события стали своего рода «печатями» его жизни, и он часто повторял: «Из-за какого-то имени я потерял монашескую жизнь» и «Икона раскололась, а вот голова не  раскололась». Он повторял эти слова очень часто. Кто знает боль его души и его плач от того, что он осознал своё прельщение в двух вышеупомянутых случаях?..  Как бы то ни было, правда то, что отец Иаков проводил  очень жёсткую, лишённую утешений жизнь. Он терпел холод, голод и совершенно не заботился о себе. Он бродил по афонским тропинкам босоногий, неся обувь под мышкой, и на вопрос, почему он босиком, отвечал: «Если обувь надевать, она испортится». Однажды отцы чуть ли не силой заставили его помыться и надели на него новую одежду. Отец Иаков сбросил с себя эту одежду и упросил, чтобы ему вернули его рваные тряпки.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Обласканный фараоном, Иаков поселился со всем своим семейством на лучшей земле Гесемской, весьма удобной для занятия скотоводством. Семнадцать лет он прожил в Египте, проводя счастливую жизнь в полном довольствии и вблизи от любимого сына. Незадолго до смерти своей Иаков призвал к себе Иосифа и обязал его клятвою не хоронить его (Иакова) в Египте. «Я хочу, говорил он, лечь с отцами моими, вынеси же меня из Египта и похорони меня в их гробе». Иосиф поклялся исполнить завещание ( Быт. 47:28–31 ). Заповедав перенести останки свои в отчизну, Иаков желал этого не без цели, но внушая своим сыновьям благие надежды, что и они некогда, хотя не скоро, возвратятся в землю обетования» 535 . Заручившись клятвой Иосифа в исполнении своего желания «поклонися Израиль на конец жезла его» (47:31) 536 . «Сим исполнил (Иаков) сон Иосифов, в котором Иосиф видел, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются ему” 537 . А «так как, по сказанному, муж и жена одно тело суть, то, когда Иаков, представленный в образе солнца, поклонился на верх жезла Иосифова, тогда в нем поклонилась и Рахиль, представленная под образом луны, хотя и не кланялась в действительности» 538 . По разумению св. ап. Павла, факт поклонения Иакова Иосифу, помимо исполнения сновидения Иосифа, имеет и более глубокое значение, по отношению к будущим судьбам потомства Иакова. св. апостол, по толкованию св. Иоанна Златоуста и бл. Феодорита, утверждает в Евр. 21:21 , что Иаков поклонился на верх жезла Иосифова, с одной стороны, «предзнаменуя царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен» 539 , а с другой – «предвидя, что Имевший родиться от семени его будет царского рода» 540 . Престарелый Иаков с каждым днем все более и более ослабевал, и вскоре после описанного свидания его с Иосифом последнему донесли, что отец его сильно болен. Встревоженный Иосиф немедленно явился к отцу вместе с своими сыновьями: Манассией и Ефремом. «Так как Иаков удалялся уже от мира, то намеревался благословить происшедших от Иосифа. И так как они рождены были от матери иноплеменной, Асенефы, дочери жреца Петефрия, то, дабы кто из сыновей Израилевых не стал ими гнушаться и считать поколением чуждым своему племени и различным от него, божественный Иаков мудро и осмотрительно пытается дать понять и самому Иосифу, и другим сыновьям своим, что, следуя божественным определениям, он всех происшедших от них, усвояет себе в родство. Ибо «явися мне» говорит он «Бог в земли Ханаани» ( Быт. 48:3 ) и ясно обетовал, что я буду отцем множества народов и что распространюсь в народы и «собрания языков» (–ст. 4) 541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ф ОБ АВВЕ ФОКЕ • Авва Фока, из Киновии аввы Феогния Иерусалимского, рассказывал: «Когда жил я в Скиту, в Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным. В Келлиях две церкви: одна для православных, к которой и он принадлежал, а другая для апосхистов. Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми — как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: “Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты и не увлекли в общение с собою!” И апосхисты также говорили ему: знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами, погубляешь душу свою; ибо они несториане и клевещут на истину!” Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келье, которая была в уединении вне лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Ибо отцы египетские имеют обыкновение сберегать до смерти своей левитон и куколь, в которых принимают святой монашеский образ, и в них погребаться; в продолжение жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин и тотчас же после скидают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келью и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит ему: “Авва Иаков! Что здесь ты делаешь?” Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав в себе силу от видения отрока, отвечал ему: “Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне: «Не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг»”. Господь отвечает ему: “Хорошо там, где ты”. И тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя пред дверьми Святой Церкви православных последователей Халкидонского Собора».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Елизавета Федоровна, вел. Княгиня 399 Елисеев А. 326 Елисей Плетенецкий, архим. 246 Епифаний, митроп. 235 Епифаний Славенецкий,иером.156, 187, 188, 201, 220, 222, 225, 226, 228, 255 Епифаний, епископ 305 Епифаний, «епископ» 348 Еразм, чернец 99 Ермак Тимофей 234 Еропкин, губернатор Ефрем, митроп. 35, 87, 127, 170, 171, 172 Ефрем II, митроп. 35 Ефрем Новоторжский, преп. 121 Ефрем Печерский, монах 127 Ефрем Потемкин, старец 205 Ефрем Сирии 115,183, 200 Еврем, преп. 98, 117, 119 Жако 296 Жарский, епископ 360 Железняков 400 Жидята Лука, еп. 35, 118, 127 Жижиленко М. 496 Жиров Софроний 351 Жолкевский, гетман 167, 168 Жужгов Н. 398 Журавлев Андрей, прот. 349 Жураковский Анатолий , свящ. 434 Заозерский А., прот. 410, 411, 425 Зарудный 295 Заруцкий, атаман 165 Захаров А. 293 Зерников Адам 251 Зиновий Отенский , преп. 120, 124 Златоуст Иоанн, свят. 9, 12 Знаменский П. В., проф. 5, 251, 280, 314,316,321 Зноско-Боровский Митрофан, протопресвитер, ныне епископ 494 Зонара Иоанн 44 Зосима, митроп. 68, 69, 85, 123 Зосима, монах 83 Зюзин Никита, боярин 189, 190 Иаков Блоницкий, иером. Иаков Вечерков, архиеп. 281 Иаков Железноборовский, преп. 106 Иаков Мних 12, 13, 97, 116 Иаков Святослав, болг. Иаков Черноризец 17 Иаков, свят. 128 Иаков, архиеп. 381 Иаков, архим. 380 Ивак, хан 68 Иван Данилович, князь 48 Иван Данилович Калита 49 Иван Наседка 178, 179 Иван Неронов, протопоп 182,183 Иван Федоров 148 Иванов Феодор, диакон 198, 203, 205 Иванов Фома 262 Иванов Ф. 299 Иваецов-Платонов А., проф.-прот. 317 Игнатий, патриарх 161, 161, 162, 164, 169, 172 Игнатий Смола, митроп. 269, 272 Игнатий, митроп. 234 Игнатий Брянчанинов , епископ 317 Игнатий, епископ 44, 88,128, 129, 263 Игнатий Иовлевич, архим. 187 Игнатий Корсаков, архим. 212 Игнатьев Иаков, протопоп 262 Игорь Константинович, князь 399 Игорь Рюрикович, князь 9 Игорь Черниговский, князь 87 Иевлев Клементий 205 Иеремия, патриарх 144, 153, 154, 155, 156, 237, 238, 241 Иеремия III, патриарх 265, 267 Иеремия, митроп. 163 Иеремия, епископ 246

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Натура его болезненная, неуравновешенная, совмещающая в себе противоположности во всём, неспокойная, лихорадочная, надломленная, с необъяснимыми предчувствиями и позывами. Павел разряжается чувствами и мыслями. Писания его угловаты и причудливы в целом, неровны в частях. Из писателей к нему ближе всего подходит Ф. М. Достоевский. Павел – лирик, философ, диалектик. Он – мистик, созерцатель, апостол κατ ξοχν 870 и типичнейший представитель харизматической стороны Церкви. Напротив, Иаков – натура выдержанная, важная, величественная, пророческая; он – здоров, уравновешен, способен ко всей гамме чувств в их закономерном развитии, в их модуляциях, в их постепенном течении. Писание его кругло, закругленно в целом и в частях, циклично, проработано. Иаков – художник, эпик. Он – деятель церковный, представляющий вторую сторону церковной жизни, – епископство; он – епископ κατ ξοχν, представитель иерархии. Он мудр, медлителен, твёрд. Если Павел – романтик, то Иаков – классик. Если Павел заражает вдохновением, то Иаков воспитывает мудростью. В то время как приверженность к иудейству заставляла Павла гнать Христа, – не меньшая приверженность Иакова не вызывала в нём решительных действий: он молчал и смотрел. Павла нужно было ломать для обращения, Иаков тихо перешёл сам. В то время как Павел перешёл от номизма 871 к хулению закона, Иаков, не оставляя дел закона, центр тяжести перенёс в дела Христовы. В то время как Павел обошёл весь мир ради проповедания Христа, Иаков, оставаясь в стенах Иерусалима, был главою глав церковных – председателем Иерусалимского Собора и авторитетом для каждого. Одним словом, в то время как Павел вызывал веру, Иаков устраивал общину. Таковы черты различия этих антиподов церковной жизни, сделавшие Павла и Иакова безусловно необходимыми друг для друга, как взаимные дополнения. X Чтобы сделать характеристику Иакова более полной, приведу несколько данных о его жизни и личности из других источников. Кажется, не составляет сомнений, что Иаков был старшим из часто упоминаемых четырёх «Братьев Господних»: Иаков, Иосий, Симон, Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1 . Авва Фока, из Киновии аввы Феогния Иерусалимского, рассказывал: «Когда я жил в Скиту, в Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным. В Келлиях две церкви: одна для православных, к которой и он принадлежал, а другая для апосхистов 7 . Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты, и не увлекли в общение с собою!» И апосхисты также говорили ему: «Знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами 8 , губишь душу свою; ибо они несториане, и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, случая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келье, которая была в уединении вне лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью . Ибо отцы египетские имеют обыкновение сберегать до смерти своей левитон и куколь, в которых принимают святый монашеский образ, и в них погребаться; в продолжении жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин, и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келью и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит ему: «Авва Иаков! что ты делаешь здесь?» Иаков вдруг осиян был светом, и почувствовав в себе силу от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты». И тотчас при этом слове авва Иаков увидел себя пред дверьми Святой Церкви православных последователей Халкидонского собора». 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Скачать epub pdf Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти ( Мф.13:5 , Гал.1:19 ), был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» ( Мк.15:40 ). Его должно отличать от Иакова Заведеева, память которого празднуется 30 апреля, и от Иакова Алфеева, память которого 9 октября. Св. Иаков, принадлежащий к лику семидесяти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти, как сын обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. Предание к этому прибавляет, что когда еще Иисус Христос был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа не согласились на это, и только Иаков взял Христа сонаследником к своей части, после чего и стал известен под именем «брата Господня» 27 . Еще ранее этого Иаков вместе с своим отцом и святым семейством находился в Египте, когда, по повелению ангела, Иосиф удалился туда для сохранения божественного Младенца Иисуса от преследований царя Ирода. Св. апостол Иаков был назореем от самого рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. На сон он употреблял очень малое время, и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленях огрубела и стала, как верблюжья. Св. Иаков носил на теле своем жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина и сикера, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюдал до самой кончины своей. Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых св. Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По Воскресении Своем Господь удостоил Иакова Своего особенного явления ( 1Кор.15:7 ). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой св. апостол постился, с верою ожидая Воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм, и теперь ее еще показывают благочестивым паломникам, посетившим Святую Землю 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иаков. В числе подвижников Великой лавры был некоторый инок по имени Иаков, родом из Иерусалима. В одно время Иаков сильно был искушаем бесом блуда. Долго он и с усилием боролся с блудными мыслями, наконец ослабел. Неправильно поняв слова Спасителя: есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного ( Мф. 19:12 ), – он взял нож и исказил себя. Когда преподобный Савва узнал об этом поступке Иакова, выгнал его из лавры как самоубийцу. Не зная, что делать, Иаков бросился к преподобному Феодосию Киновиарху, со слезами умоляя святого отца принять его в свою обитель. Сжалился над несчастным св. Феодосий и вступил с ним в беседу. Рассмотрев его поступок, Феодосий сам привел падшего инока в лавру и упросил друга своего преподобного Савву принять его с надлежащею епитимией. Савва принял Иакова, но дал ему заповедь, чтобы он жил один в своей келье, никуда из нее не выходил, никого к себе не принимал, кроме брата, назначенного ему прислуживать. В точности выполнил Иаков заповедь старца: он долгое время неисходно пробыл в келье, постился и молился со слезами, оплакивая свое тяжкое грехопадение. Наконец св. Савве открыто было, что Бог принял покаяние Иакова и простил его грех . Великому старцу было видение: один светоносный муж указывал ему на некоторого мертвеца, который лежал перед Иаковом. Иаков, услышав слова: «Услышана молитва твоя, Иаков, теперь протяни руку твою и подними лежащего», воскресил лежащего. После сего светоносный муж сказал Савве: «Вот, мертвец воскрес, и ты разреши узы, возложенные на воскресившего». Старец понял это видение и позволил Иакову прийти в храм. Здесь Иаков облобызал старца и прочих отцов и сподобился причаститься Святых Таин. Потом он посетил и Феодосия, облобызал и его и благодарил за участие. В седьмой день после видения, бывшего Савве, Иаков в мире и радости отошел ко Господу 350 . Преподобный Анфим (память в субботу Сырной недели), подвизавшийся в Великой лавре Саввы Освященного, был родом из Вифинии. Целых тридцать лет провел он в иноческих подвигах в келье, находившейся за потоком против башни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Однако, иногда отец Иаков открывал отцам какие-то тайны их жизни или говорил о том, что им предстоит делать.  Однажды отец Феодосии из монастыря святого Павла с  ещё одним монахом пошли в Новый скит. По дороге они встретили Иаковакиса, и тот сказал им, ради чего они идут.  Однажды в конце Божественной Литургии отец Иаков ска зал иеромонаху: «Ты разговариваешь на Божественной Литургии. А ещё батюшка!..» Иеромонах растерялся, так как отец Иаков не мог его ни видеть, ни, тем более, слышать. Конечно, обычный сумасшедший таких вещей говорить бы не стал. В молитве старец Иаков получал извещение о каких-то вещах, потом шёл к отцам и говорил, что произойдёт, но напускал такого туману, что сразу они не понимали. Однажды паломники ожидали катер, чтобы на следующий день уплыть из скита святой Анны, и не знали, прекратится ли шторм. Старец Иаков сидел возле них и часто повторял: «Будет хорошая погода, будет хорошая погода...» И действительно, на следующий день на море наступил штиль. В другой раз какие-то отцы поднимались по лестнице от морской пристани в скит святой Анны. сказал: «Кто знает, кто это такие?» А старец Иаков повторял: «Ну вот, опять из Симонопетра, опять из Симонопетра...» И на самом деле, когда отцы поднялись, оказалось, что они из монастыря Симонопетра.   Однажды, идя к нам, он вброд  перешёл реку и насквозь промок. Я дал ему сухую одежду, и он переоделся. Однако, уходя из нашего монастыря, он опять пошёл вброд через реку и перед тем, как в неё войти, снял сухую одежду, оставил её на берегу, надел свою мокрую и полез в воду».  Старец Иаков часто приходил к духовнику иеромонаху  Павлу в его келию. Когда к отцу Павлу приходил кто-то ещё, Иаковакис изображал из себя юродивого, но наедине с духовником разговаривал как обычный разумный человек. Отца Павла как-то спросили об отце Иакове, и тот ответил: «Не знаю, сынок, не знаю, юродствовать—он юродствует, но что там на самом деле—не знаю».   Старец Иаков не нанёс никому вреда, никого не обидел, наоборот: он помогал отцам собирать маслины, творил Иисусову молитву, а в среду и пятницу во весь год никогда не ел пищу с растительным маслом. Идя по тропинке, он обычно разговаривал сам с собой или творил Иисусову молитву.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

3.6. Поединок в Пенуэле Мы знаем, что у Иакова родились 12 сыновей, которые стали родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Почему предка звали Иаков, а народ называется Израилевым? В жизни Иакова было таинственное событие, когда он так же, как и Авраам – его предок, получил новое имя. На пути Иакова обратно в землю Ханаанскую, незадолго до рассвета «остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. [Иаков] сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:24-30) С кем боролся Иаков? На этот счет существует несколько мнений. Одно из них, которого придерживались Ориген и блаженный Августин, полагает, что это был ангел, как и вообще во всех подобных видениях Ветхого Завета. Об этих явлениях ангелов мы поговорим отдельно – эта тема очень интересная. Такие отцы, как св. Иустин мученик, святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст, св. Иларий Пиктавийский блаженный Феодорит, Климент Александрийский говорили о том, что боровшийся был Сыном Божиим ч. 3, c. 66]. Например, у блаженного Феодрита: «Иаков столько отличился подвигами добродетели, что привлек к себе Божие о нем промышление, и однажды, убоявшись присутствия Исавова, и возслав молитву к Богу, не просто получил от Него помощь, но вступил, как казалось, в борьбу с Явившимся ему ночью, и одержал над Ним победу, чтобы изгнать из сердца страх, рассудив, что преодолевший, как казалось ему, Бога не будет побежден людьми. Здесь один и тот же назван и Богом и ангелом: потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и Богом крепким и Ангелом великого совета (Ис. 9:6)» т. 29, с. 259].

http://sedmitza.ru/lib/text/430886/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010