ВТОРАЯ ПРИЧИНА сумрака в Священном Писании такова. Если бы Писание было откровенно, ясно и понятно каждому, то не только верными внутри Церкви, но и неверными, то есть пребывающими вне Церкви, было бы полностью познано и понято. Что же из этого следует? То, что честь, цена, преизящество и величие Священного Пи­сания были бы малопочитаемы низко оценены. Итак, здесь исполняются Слова Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА сокровенности Священного Писания такова. Если бы оно было откровенно, то не только у неверных, но и у христиан пребывало бы в пренебреже­нии и уничижении. Скажу более того: многим это был бы повод для гордости. Видя, что написанное о непостижимых таинствах легко понять, многие бы возгордились, уповая на естественную быстроту своего ума и намереваясь измерить своим умом пучину неве­домых тайн. Ныне же происходит по-другому, ибо читающий Священное Писание обнаружи­вает в нем облака и туман, в котором туманятся зеницы человеческого ума и любопыт­ства. Поэтому есть необходимость в обращении к Богу и в наставлении и предводитель­стве других, кто мог бы просветить их мысленные очи и раскрыть сокровенные тайны. Так сделал Давид: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим ( Пс. 118, 18 ). И снова: Вразуми мя, да познаю закон Твой ( Пс. 118, 34 ). И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям твоим ( Пс. 118, 135 )! И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ, ибо смысл Священного Писания нельзя понять иначе, чем от Того, от Кого берет начало и само Священное Писание, то есть от Святого Духа, говорившего через Пророков, о чем говорит верховный Петр: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою ( 2Пет. 1, 20 ). И сами пророчества написаны не самовольно, но просвещением Святого Духа святых Божиих людей. Поэтому люди высо­коумные и гордые, чрезмерно надеющиеся на собственную гибельную мудрость, бывают лишены правильного понимания смысла Священного Писания, ибо Бог гордым проти­вится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ). Это именно то, о чем Христос говорит: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф. 11, 25 ). Апостол же говорит: называя себя мудрыми, обезу­мели ( Рим. 1, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Где содержится слово Божие, изреченное Богом через пророков и Единородного Сына Своего, Иисуса Христа и через Его апостолов? Как разделяется Священное Писание по времени своего происхождения? Как оно разделяется по своему содержанию? Чем доказывается, что Священное Писание содержит в себе истинное слово Божие? Как должно читать и слушать Священное Писание? 3. Священное Предание и разделение учения слова Божия об угождении Богу Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины 1Тим.3:15 . Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 1Кор.11:2 . Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. 2Фес.2:15 . Без веры угодить Богу невозможно. Евр.11:6 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк.16:16 . Вера без дел мертва. Иак.2:20 . Пребывающий в любви пребывает в Боге, ибо Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 1Тим.14:10 . А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. 1Кор.13:13 . Выше мы сказали, что слово Божие частью было записано пророками и апостолами, а частью не вошло в писания их. О слове Божием, записанном в священных книгах, мы уже говорили. Теперь скажем о слове Божием, не вошедшем в писания пророков и апостолов. Где содержится это слово? Для ответа на этот вопрос обратимся к священной истории. По свидетельству ее Божественное откровение началось с Адама. До грехопадения Бог беседовал с Адамом в раю, как Отец с сыном, и открывал ему волю Свою. Равным образом, по грехопадении его, Он дал ему обетование о будущем Спасителе и наставил его, как должно богоугодно жить и служить Ему. Но Адам не умел писать и потому не записал того, что открыл ему Бог. Однако в продолжение своей жизни он исполнял все Божественные наставления и словом, и примером, поучал и детей своих исполнять их. Дети его, в свою очередь, таким же точно образом поучали в этих наставлениях своих детей, эти – своих и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Как трудившийся, так и нуждающийся имеют равное право на пользование продуктами труда, и оно непререкаемо именно в силу заповеди и дара Божьего – заповеди трудиться и дара плодов труда. Таким образом, Священное Писание прямо и ясно говорит, что плоды труда и богатство принадлежат человеку, но не по праву труда и его тягот, а по дару Божию; человек же должен трудиться «для рта своего» и для того, чтобы накормить неимущего ближнего своего. Поэтому нет правды в социальных и политических теориях, провозглашающих «священное» право собственности на труд и вещи, – эти теории не имеют онтологического обоснования и явно противоречат богоустановленным принципам человеческого общежития. Итак, Священное Писание говорит о двух нравственных основаниях труда – трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Это вторая аксиома социального бытия человека в контексте христианского оправдания цивилизации. Кормить себя и нуждающегося – это вовсе не заслуга, за которой может последовать похвала от Бога, это заповедь, которую мы обязаны выполнять, помня, что «...когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). «Если кто праведен и творит суд и правду... никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет... то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» ( Иез.18:5–8 ). Право трудящегося пользоваться хлебом своих трудов все-таки непререкаемо, и непререкаемо именно в силу дара и завета Божьего – «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог ? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» ( 1Кор.9:9 ). Из всего сказанного возвращаю читателя к одной мысли – Священное Писание говорит о двух основаниях труда: а) трудиться, делая полезное, чтобы питаться самому, никого не отягощая, б) трудиться, делая полезное, чтобы подавать нуждающемуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . Священное Писание об обязанностях в отношении к начальникам разного рода учит так: Отдавайте всякому должное (то, что следует): кому подать (т. е. поземельный налог) – подать; кому оброк (т. е. разные подати), – оброк; кому страх – страх; а кому честь – честь ( Рим.13:7 ). 14 . Священное Писание так учит подчиненных и слуг в отношении их господ и хозяев: Рабы (слуги), повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу (относитесь к ним) , не с видимою только услужливостью (т. е. работайте не тогда только, когда следят за вами) , как человекоугодники, но (поступайте) как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф.6:5–6 ). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым ( 1Пет.2:18 ). Пример хороших слуг – Иосиф, когда был слугою у Потифара, так что тот поставил его своим домоправителем ( Быт.39:1–20 ). В житиях святых повествуется, что никто из святителей, увидев простолюдина, получившего высокое место блаженства в раю, спросил его: чем он мог заслужить такое место? Тот ответил, что он был слугою у злого господина, много терпел от него и жил у него до самой смерти. 15 . Священное Писание предписывает и должности родителям в отношении детей. Он учит: Отцы, не раздражайте детей своих (несправедливыми и неразумными требованиями, вспыльчивостью, неодинаковою любовью к ним) , но воспитывайте их в учении и наставлении Господним (т. е. учите, чтобы они знали и исполняли волю Божию) ( Еф.6:4 ). Пример наказания родителей за плохое воспитание – первосвященник еврейский Илий ( 1Цар.2:12–34 ). 16 . Об обязанностях пастырей так учит апостол Петр: Пасите (т. е. наставляйте в вере и добрых делах) Божие стадо, какое у вас (т. е. людей, порученных вашему попечению) , наблюдая за ним непринужденно, но охотою и богоугодно, не для гнусной корысти (т. е. не из-за личных выгод) , но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим (над паствою) , но подавая пример стаду ( 1Пет.5:2–3 ). Пример для пастырей – Сам Иисус Христос, который так говорит о Себе: Я – пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин.10:11 ); также все святые святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1) иногда злые дела человека называет делами дьявола, 2) иногда предлагает убеждения противиться дьяволу и правила, как противиться ему, 3) иногда прямо говорит, что дьявол располагает человека к совершению злых действий. 1) Священное Писание злые дела человека называет делами дьявола. Так, ереси в Священном Писании называются то учением бесовским 36 , то плевелами, всеянными дьяволом 37 . Людей, делающих злое, оно называет то сынами дьявола 38 , то рабами, принадлежащими к области сатаниной 39 , и дьявола называет их князем 40 . 2) И не потому только Священное Писание называет злые дела человека делами дьявола, и людей, совершающих таковые, сынами и рабами дьявола, что дьявол первый проложил путь греху в мир; но потому преимущественно, что он и ныне не перестает вводить человека в грех. Иначе что же будут значить все те убеждения противиться дьяволу, которые так часто внушает человеку Откровение? «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» 41 . Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной 42 . Что значат все средства, предлагаемые Откровением к успешному противоборству дьяволу: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» 43 . Что все это, как не доказательство того, что злые духи и ныне стараются преклонять человека к злу? 3) Наконец, Священное Писание и прямо свидетельствует об участии дьявола в наших грехопадениях. Так, оно говорит, что дьявол то ослепляет разумы неверных, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа 44 , то и принятое уже слово Божье уносит из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись 45 ; он вложил в сердце Иуды Искариотского мысль предать Иисуса Христа 46 , и он возбудил Ананию и Сапфиру солгать Духу Святому 47 . Он всегда и везде яко лев рыкая, ходит, ища, кого поглотить 48 . Итак, Откровение утверждает мысль о действительности участия злых духов в грехопадениях человека.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

3.  Неизменяемость есть такое свойство в Боге, которое обозначает, что Бог в Своем существе, Своих силах и совершенствах, в Своих определениях всегда пребывает один и тот же, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое – лучшего в худшее или худшего в лучшее. Это свойство Божие также является следствием самобытности. Почему все вещи и существа изменяются? Потому, что условия их существования лежат вне их. Улучшаются эти условия – вещи изменяются к лучшему, ухудшаются эти условия – вещи портятся, стареют. Пример – жизнь растения, животного, человека. Всякое тварное бытие подлежит развитию и в этом состоит его изменение. Жизнь Бога не развивается, следовательно, она не подлежит изменению. «Божество не подлежит превратностям и изменениям», – говорит святитель Григорий Нисский , – так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы приложиться». О вечности Божией так говорит Священное Писание: «Я первый и Я последний»; «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же» – неоднократно говорит Господь у пророка Исайи (48 : 12; 41:4; 44:6); «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» ( Ис. 43:10 ). В Новом Завете также Господь свидетельствует: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец » ( Апок. 1:8 ). У Псалмопевца читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89:2 ).Мысль этих изречений та, что куда бы человек не простирался умом своим при измерениях времени – к началу или концу, – он везде встречает Бога. Следовательно, Бог выше всяких измерений времени. Самый образ вечного бытия Священное Писание изображает совершенно отличным от образа бытия конечного. Псалмопевец говорит: «Тысяча лет пред глазами Твоими, Господи, как день вчерашний» ( Пс. 89:5 ), а апостол Петр, повторивши эти слова, прибавляет, что «у Господа один день, как тысяча лет» ( 2Петр. 3: 8 ). Изображая неизменяемость Божию, Священное Писание устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке, – «не яко человек Бог колеблется, ниже яко Сын Человеческий изменяется» ( Числ. 23:9 ) также устраняет всякую изменяемость замечаемую в природе: «в начале Ты землю основал, и небеса – дела рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их,– и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

5 . Воскресшие тела будут те же самые, какие люди имели, живя на земле, как и Иисус Христос воскрес в Своем собственном Теле; но по свойствам они изменятся – будут духовны и бессмертны. Духовны, т. е. будут иметь духовные свойства – будут тонкими, легкими, подобными Телу Иисуса Христа по Воскресении, в котором Он явился в дом сквозь затворенные двери, не будут иметь нужды в пище и питии и т.п. Бессмертны, т. е. не станут умирать и разрушаться в прах, но будут жить вечно. По словам Самого Иисуса Христа, по воскресении люди будут жить, как Ангелы на небесах ( Мф.22:30 ). 6 . Священное Писание так говорит о качествах тела человеческого, по воскресении: Сеется, т. е. погребается в землю, тело душевное (оживляемое душою), а восстает (воскреснет), тело духовное, т. е. имеющее духовные качества ( 1Кор.15:44 ). Тленному сему (т. е. разрушающемуся телу) надлежит облечься в нетление (сделаться нетленным), и смертному сему (умирающему телу) облечься в бессмертие (сделаться вечным) ( 1Кор.15:53 ). 7 . Воскресение мертвых последует при конце сего видимого мира. 8 . Сей мир кончится не тем, что совершенно уничтожится, а тем, что изменится в нетленный, сообразный с свойствами воскресших тел. 9 . Священное Писание так говорит об этом: Мы, по обетованию Его (Иисуса Христа), ожидаем нового неба и новой земли в которых обитает правда (т. е. не будет нестроений и неурядиц, а будет правда и добродетель) ( 2Пет.3:13 ). 10 . Слово Божие говорит, что мир сей преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом (Божиим, которым и сотворены), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). 11 . Священное Писание говорит, что по смерти человека тело его возвращается в землю, а дух (душа) возвращается к Богу ( Еккл.12:7 ). Так как смертью тела оканчивается время деятельности человека для приготовления себя к будущей жизни; то, при переходе в загробный мир, над душою его совершается суд Иисусом Христом чрез Ангелов, как учит о сем Слово Божие: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). На этом суде Ангелами воспоминается душе и оценивается пред нею вся ее прошедшая жизнь на земле, и затем назначается она или к предначатию блаженства или к предначатию мучения 43 . Суд сей называется частным в отличие от всеобщего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   В духовной жизни нет расстояний, если кто-то находится далеко от вас, то это ни в чем не затруднит (ден дисколеви) вашу молитву.    Оставьте телефоны, просьбы знакомых (епикинониас), зачем вам нужно это многословие с людьми? Если Господь не поможет, то какой смысл во всем этом, что значат наши собственные усилия? Нет, у нас остается только молитва, а точнее, молитва с любовью (агапи).    Когда мы находимся вдалеке, мы еще лучше (калитера) поможем людям своей молитвой. Тогда мы несравненно лучше (пьо кало) им поможем, более совершенным образом. Священное Писание    Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?     «Из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12:1).    И Христос разве не говорит:     «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38)?    И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни одного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отрицать преподобного Симеона Нового Богослова, то отречешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел… В общей молитве сила многих складывается    Молитесь о Церкви, о мире, о всех. Все христианское устроение души (хритсианосини) заключено в молитве (месса стин евхи). Если вы просите только о самих себе, то это скрывает корысть. Но когда вы молитесь о Церкви, то и вы внутри Церкви.    В Церкви Христос соединен с Церковью, а также с Отцом и Святым Духом. Святая Троица и Церковь едины.    Ваше пламенное стремление (лахтара) должна быть выше личной выгоды (пано с авто), ваша просьба должна состоять в том, чтобы весь мир освятился и стал Христовым.    Тогда вы входите в Церковь, живете в райской радости, в Боге, потому что вся полнота Божества живет в Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Это очень важно понять, что настоящий аскет уходит из этого мира (монастыря) не от разочарования.    Когда он живет в монастыре, он, конечно, страдает, но тем не менее он уходит не от отчаяния. Нет! Наоборот, настоящий монах — это человек, который и монастыре был утешенным (паригорименос), имел верных друзей (синтрофья).    (В р.п. этот абзац переведен так: «Живет там, страдает, но не убегает отчаянным из мира. Он уходит весьма утешенным и в окружении великих товарищей…» — Такой набор слов вызывает сожаление — исихазм. ру).    Его верные друзья — это вся природа, и птицы, и звери, и все святые, мученики и ангелы. А главное, вместе с ним — это Богородица со Своим Сыном.    Источник монашеской жизни — Священное Писание    Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?     «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12:1).    И Христос разве не говорит:     «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38)?    И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни одного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отрицать преподобного Симеона Нового Богослова, то отречешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел… Это нехорошо — зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом    Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто — все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной любовью, без корысти.    Это нехорошо — зажимать себя и накручивать (плиттис) себя, чтобы стать монахом!    Вместо этого лучше имей другую заботу. Лучше ты поучайся и молись, имей своею целью продвинуться (на прохорисис) в любви Бога и Церкви. Таким образом, живя в любви Божией, ты будешь жить в свободе, потому что, где любовь, там свобода. Все делай только по Божественной любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос прихожанина. Что значит надеяться или уповать на Бога? Ответ Священника. Значит, всегда, везде и во всем полагаться на Бога, во всех добрых делах и во всех честных трудах от него ожидать помощи и содействия; значит – всегда мыслить и говорить: сам по себе я, как человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не пособит мне. Засевать поле? Не говори: я тружусь, я хорошо обработал землю, вовремя посеял. Ничего не родится, если ты работал и сеял без надежды на Бога. Отправляешься в дорогу? Помышляй в себе: неудача, беда может на дороге случиться: но Бог мне помощник и покровитель; с Ним если пойду и посреди сени, тьмы смертной, не убоюсь зла. Заболел ты, или сын твой, или скот твой? не крушись как язычник, не ведающий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля твоя. Короче, где бы ты ни был, чтобы ни делал, чтобы не случилось с тобою, всегда помышляй: Господь есть со мною; все мое видит и знает – и что Ему угодно, то и сделает со мною. Будь Его святая воля на все. Это значит – надеяться на Бога. 1136. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Вопрос прихожанина. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Ответ Священника. Не только должно немедленно принять покаяние и твердо решиться убегать его впредь, но и стараться, по возможности загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей Мытарь, когда сказал Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидел, возвращу четверицею ( Лк.19:8 ). 1137. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Вопрос прихожанина. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Ответ Священника. Против объедения и пьянства Священное писание говорит следующее: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд; но паче исполняйтесь духом ( Еф.5:18 ). Не упивайтесь вином, но беседуйте к человекам праведным. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид ( Притч.23:31–32 ). Внемлите себе, да некогда отвечают сердца ваши объедением и пьянством, и печалями житейскими и найдет на вы внезапу день твой ( Лк.21:34 ). Имеющие пищу и одеяние, сим довольны будем ( 2Тим.6:8 ). 1138. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010