Разделы портала «Азбука веры» митрополит Амвросий (Ермаков) Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости (фрагмент) В Избранное ( 6  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Бог — ближе всех. Вместо предисловия О чтении Священного Писания Недавно я беседовал с одной пожилой женщиной о духовной жизни. Она давно ходит в церковь, христианка с молодых лет, и она рассказала мне, как с большим удивлением уже сейчас, в своем нынешнем возрасте, вновь открыла для себя Священное Писание. Она начала читать по вечерам все книги Библии, начиная с книги Бытия и далее, ничего не пропуская, и обнаружила, что тексты, которые она читала в молодости, теперь видны в совсем иных красках, приобретают совершенно новый смысл. Тексты Библии переосмысляются благодаря полученному жизненному опыту, знаниям, благодаря возможности проследить историю собственной жизни и жизни окружающих людей, сравнивая все это с библейским опытом. Мы все, за редким исключением, читаем Писание отрывочно. Кто-то читает Псалтирь, иные слышат евангельский текст и апостольские послания на богослужениях. Другие читают положенные Церковью Евангелия дня. Есть люди, которые перечитывают каждый день по главе из Евангелия или Апостола. Однако редко кто действительно берется за то, чтобы прочитать Священное Писание целиком, как одну Книгу, которая являет собой Слово Божие и Его Промысл о мире. Но ведь Священное Писание — неделимое целое, ткань, нити которой неразрывно связаны и переплетены друг с другом. Это пророчества и их исполнения, обещания Бога человечеству и ответ человечества на Божественный призыв. Невозможно понять отдельную главу или книгу Библии в отрыве от остальных. Хотя бы несколько раз в жизни Библию необходимо прочитывать целиком, восстанавливая ткань духовной истории мира, наблюдая за тем, что изменилось в собственном внутреннем мире и в восприятии священного текста. Порой кажется, что Писание трудно понять, особенно отдельные книги Ветхого Завета. Однако слабое знакомство со Священным Писанием и трудности его понимания как раз должны побудить нас пересмотреть наше отношение к чтению Библии. То, что понимали наши совсем еще недавние предки, должно быть еще более понятным нам, людям порой значительно более образованным и начитанным, владеющим большим количеством информации и научным знанием.

http://azbyka.ru/fiction/vgljadyvajas-v-...

Сейчас, во время Великого поста, в храмах ежедневно читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Почти на два месяца мы вживаемся в духовный опыт другого человека и обращаемся к Богу его словами словно своими. Но эта молитва — не единственное наследие святого Ефрема. В числе прочих творений до нас дошли его толкования на Священное Писание и его учение о том, как Писание нужно читать. Святой Ефрем Сирин считал, что без Священного Писания невозможно достигнуть святости и спасения. «Природа, — говорит он, — это земля, нами возделываемая; произволение — земледелатель; а Божественные Писания — советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки ему искоренять и какие благие добродетели насаждать. Сколько бы ни был наш земледелатель трезвен и ревностен, однако же без учения Божественных Писаний он и не силен и не сведущ; потому что законоположение Божественных Писаний дает ему разумение и силу, а вместе, от собственных ветвей своих и благие добродетели, чтобы привить их к древу природы, веру к неверию, надежду к безнадежности, любовь к ненависти, знание к неведению, прилежание к нерадению, славу и похвалу к бесславию, бессмертие к смертности, Божество к человечеству». Первые годы своего подвижничества преподобный Ефрем провел в Низибийской пустыне, под руководством святителя Иакова. Под его руководством изучал он Священное Писание, святитель брал его с собой на Первый Вселенский Никейский Собор (325 г.) После смерти святителя преподобный Ефрем отправился в Эдессу, как говорит Григорий Богослов, с тем, чтобы найти там ученого мужа, который научил бы его понимать Писание. Приближаясь к городу, Ефрем просил Бога, чтобы Он послал ему навстречу человека, с которым бы он для пользы своей души мог побеседовать от Священного Писания. В городских воротах ему встретилась женщина, которая выглядела как женщина легкого поведения. Святой Ефрем подумал, что Бог не внял его молитве. Между тем женщина, шедшая навстречу, остановилась и пристально смотрела на него. Поэтому он обратился к ней с упреком: «Зачем ты, забыв стыд, смотришь не в землю, как следовало бы стыдливой женщине?» Женщина ответила, что она должна смотреть на него, потому что жена от мужа взята, а ему надлежало бы смотреть не на нее, а в землю, потому что он как муж взят от земли. Ефрем удивился ответу женщины и прославил Бога, Который устами грешной женщины сделал ему наставление и вразумил, что не должно пренебрегать и грешниками.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-efr...

Иоаннис Каравидопулос Ветхий Завет как Священное Писание Церкви Каким бы странным ни показалось это утверждение, но в первые годы своего существования и распространения Церковь жила не с Новым Заветом, который ещё не был написан, но с книгами Ветхого Завета. И они соответственно были её Священным Писанием. Господь наш Иисус Христос Сам неоднократно толковал это Писание и Сам же его исполнял («не нарушить пришёл Я, но исполнить»), прежде всего Своей жизнью, смертью и воскресением. Евангелист Лука, описывая первую проповедь Спасителя в субботу в синагоге Назаретской ( Лк. 4:16–28 ), обращает внимание на несколько характерных черт. Спаситель «по обыкновению» вошёл в синагогу, и Ему было предложено прочитать из книги пророка Исаии. Он развернул эту книгу (книга, естественно, имела форму свитка) и прочитал мессианское место: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим…» ( Ис. 61, 1 и след.). И к великому удивлению всех присутствовавших тотчас прибавил: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ). С этого самого момента Спаситель начал открыто и «со властью» ( Лк. 4:32 ) толковать Ветхий Завет, объясняя его христологически и христоцентрически. Подобное толкование, которое впервые облеклось в плоть и кровь с Рождеством Богомладенца в Вифлееме Иудейском – поскольку именно Рождеством Христовым исполнилось соответствующее ветхозаветное пророчество, – в будущем станет господствующим типом толкования в Церкви. Все книги Нового Завета усеяны такими фразами, как например: «ибо так написано», «по Писанию», «Писание говорит», «сказано», «а слово обетования таково», «Исаия же вопиет», «Что же говорит ему Божеский ответ?», «И Писание, провидя… предвозвестило Аврааму…» – и подобными им формулами, при помощи которых вводятся в повествование дословные цитаты или аллюзии на ветхозаветные тексты. И Господь Иисус Христос в книгах Ветхого Завета везде видит как в зеркале прообразы Себя Самого и Церкви. Этому же примеру будут следовать потом и апостолы в своих первых проповедях и писаниях. Апостол Павел толкует мессиански даже те места, которые на первый взгляд не относятся к Мессии. Один пример: обращаясь к повествованию книги Исход (17, 6), согласно которому Моисей в ответ на ропот народа по повелению Божию ударил своим жезлом в камень у горы Хорив и извёл оттуда воду, апостол Павел замечает: «Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Новое издание экзегетики святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Серия: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II. Евангелие от Марка. Тверь: Герменевтика, 2001 В Православии Писание и Предание не противопоставляются: Писание живет в Церкви и истолковывается Церковью. “Слово Божие реально живет в Церкви Христовой; Писание и Предание — это две стороны ее жизни, находящиеся во взаимной гармонии” 1 . Именно такой взгляд был в свое время избран редакцией журнала “Альфа и Омега” при разработке его программы. Именно благодаря такому воззрению в разделе “Библе­истика” журнал постоянно публикует церковные проповеди. Раздел этот в свое время открывался проповедью митрополита Сурожского Антония “О Священном Писании”, начинающейся словами: “Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим Библия родилась в человеческой общине; Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родились познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, а также состояния и судьбы, становления и призвания человека” 2 . Святоотеческое наследие, столь почитаемое в Православии, в том числе и экзегетика Отцов — это основание и стержень Предания, так сказать, ствол его вечно зеленеющей кроны. Поэтому истолкование Писания в проповеди — это и пояснение его, и доведение до церковного народа отеческой мысли и богословия святых Отцов, которое всегда опирается на Писание, а не является полетом богословствующего разума, свободного от Откровения. И поскольку очевидно, что церковное православное истолкование Писания прежде всего опирается на творения святых Отцов, то понятно, что Библейская экзегетика, занимающая в святоотеческом наследии совершенно особое место, образует ту неразрывную связь Писания и Предания, которая основополагающим образом характеризует учение Православия. Красота и стройность православного учения предопределяются именно гармонической связью Библии и проповеди, Писания и его церковного истолкования, укорененностью святоотеческих творений в Библейском богословии.

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) III. Предание и писание Откровение включает события, осуществленные Богом, и слова, об ращенные Богом к людям. Вера – в принятии этих деяний и этих слов. Где человек находит их? Можно было бы предположить, что Бог обратил свое Слово к каждому человеку, независимо от человеческих авторитетов. Так считали реформаторы. В действительности Христос доверил Свою Истину одной группе людей, которой было поручено неустанно оберегать ее сохранность. Именно поэтому Церковь получила особый дар хранить в неприкосновенности эту Истину среди всех изменений, которым подвергалась цивилизация в течение веков, среди языковых модификаций, через эволюцию слов и понятий. Сильная этой особой благодатью, Церковь может уверенно предстать перед всеми народами всех времен, зная, что она верно передает Слово и наставления Христа: «Итак, идите, научите все народы. ...Я с вами во все дни до скончания века» [ Мф 28, 19–20 ]. Благодаря этому дару Священный залог Откровения, доверенный Церкви, реально пребывает среди людей. Размышляя над Откровением, Церковь осознала, что именно в ее природе верно хранить этот залог. Мы не могли бы видеть в Церкви посланницу Откровения, если бы каждый человек мог непосредственно получать его от Бога, минуя Церковь , которую Он создал и в лоне которой Он продолжает Свое действие и Свое наставление. Церковь – место и орудие Откровения. Предание и Писание, тесно связанные друг с другом, составляют эту уникальную сокровищницу. Они питаются из одного источника и образуют единое целое. Вся истина Откровения передана нам через Предание, даже Писание. Писание – это не просто первое звено в цепи Книг, составляющих письменное Предание, за которым следуют другие Книги, пользующиеся таким же авторитетом. Библия Богодухновенна и непогрешима; она – само Слово Божие. Но она зависима от Предания. Определить, какие Книги вдохновлены Богом, можно только благодаря живому Преданию, поскольку ни одна Книга не носит сама по себе знаки этого вдохновения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 2. Обличение раскола. Часть 3. О сектах рационалистических и мистических Источник Часть 2. Обличение раскола Введение. Источники для рассуждений с раскольниками о вере Для уяснения вопросов веры с инакомыслящими необходимо, прежде всего, установить общие источники; при различии же этих источников нужно решить вопрос: могут ли принимаемые одной стороной источники и не принимаемые другой считаться обязательными источниками вероучения. Раскольники-старообрядцы признают, в общем, те же источники вероучения, какие признает и православная церковь , именно: 1) Священное Писание Ветхого и Нового завета. Раскольники не отвергают, и отвергать не могут, значения этого источника вероучения, так как они считают себя последователями древней православной церкви. Но на деле они не любят оным пользоваться и весьма редко прибегают к доказательствам из св. евангелия или посланий апостольских. Между тем в евангелии заключается слово самого Бога, которое Иисус Христос заповедал проповедовать всем людям ( Мк.16:15 ). Это слово и будет судить нас в последний день ( Ин.12:47–48 ). Христово евангелие дано не на время; оно вечно (Апокал. толк., зач. 40, Благов. Лук. зач. 107). Посему неведение Писания, по учению св. Златоуста, есть причина всякого зла (Бес. на 14 посл. Колос. 9 нравоуч.). Те, которые не евангельской дверью входят, суть тати и разбойники (Кир. кн., л. 363. Толков. Еванг. 2, л. 165. Учит. Еванг. зач. 26 от Иоанна). В тех случаях, когда свящ. Писание прямо противоречит раскольническому учению, защитники раскола любят говорить, подобно последователям сект рационалистических, – что Писание нельзя понимать по букве: буква убивает, дух животворит; о духовном надобно и рассуждать духовно. Но такое заявление – крайнее и одностороннее. В Соборнике 1 , напечатанном при п. Иосифе, помещено толкование слова св. Григория Богослова на св. Пасху. В нём говорится, что средина есть добродетель, безмерие же или оскудение есть злоба. Посему, кто Писание толкует буквально, тот уподобляется иудеям, а кто всё Писание объясняет иносказательно, тот уподобляется человеку, находящемуся во сне (л. 373). В правиле 19 шестого вселенского собора говорится, что божественные Писания нужно толковать не по своему разумению (не от себя), а как св. отцы истолковали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Скачать epub pdf 1. Старое и новое в православном понимании Предания 1.1. Традиционное понимание. В 1915 году профессор Петербургской Духовной Академии Николай Сагарда издал книгу «Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви» 1 . Это сборник святоотеческих цитат, «по-профессорски» квалифицировано подобранных к различным богословским темам и, в том числе, к теме «Священное Предание». Тематическую классификацию учения святых отцов профессор Николай Сагарда провел на основе традиционного систематического или, что то же, схоластического богословия. При этом он исходит из понимания Предания как источника вероучения равного по достоинству Писанию, то есть исходит из того понимания, которое было традиционным для схоластического богословия. Согласно традиционному для школьного богословия представлению, многое из того, чему учил Христос, не было записано и передано апостолами устно 2 . Предание, тем не менее, не сделалось излишним и после появления Писаний, включивших в себя «все потребное для жизни и благочестия». Оно продолжало играть свою роль в жизни Церкви, не меньшую чем Писание. Да собственно, если Предание и Писание это одинаковые источники Христова учения, то удобнее считать (и к этому католицизм в схоластике пришел), что само Писание является частью более обширного, хотя менее концентрированного Предания. Предание, не вошедшее первоначально в Писание, впоследствии также было зафиксировано в различных формах церковной письменности. Проф. МДА канонист Владимир Иванович Талызин разделяет формы, в которых выкристаллизовалось устное Предание, на основные исторические источники учения Церкви 3 : 1) Древние символы веры , 2) Правила апостольские, записанные мужами апостольскими или их приемниками, 3) определения и правила Вселенских и некоторых поместных соборов, 4) Древние Литургии, 5) акты мученические, 6) древние церковные истории, 7) творения отцов и учителей, 8) древняя практика Церкви: посты, воскресные и праздничные дни, устройство храмов, богослужебные чинопоследования. 1.2. Осмысление православными Предания в XX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Часть 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Почему нам дорого Священное Писание Цель этой и нескольких последующих брошюр о Библии дать православному читателю основные сведения о том – как, кем и когда писались книги Священного Писания , а также изложить вкратце их содержание. Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако, надо признать, что в то время, как многие инославные христиане усердно изучают Библию , православные люди, за редким исключением, мало ее читают, особенно ее ветхозаветную часть. Конечно, тысячелетия отделяют нас от времени, когда писались священные книги Библии, поэтому нелегко современному читателю перенестись в обстановку того времени. Однако, при ознакомлении с эпохой, с задачей пророков и с особенностями языка Библии, читатель начинает глубже понимать ее духовное богатство. Ему становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами. Одновременно с этим, читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, ХХ-го века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу. Исторические страницы Библии еще дороги нам потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу . В этом отношении с Библией не может равняться никакая другая светская древняя или современная книга. И это оттого, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом. Так, в свете слова Божия, ошибки или верные решения нравственных проблем прошлых поколений могут послужить руководством для решения современных личных и общественных проблем. Знакомясь с содержанием и значением священных книг, читатель постепенно начинает любить Священное Писание , находя при повторных чтениях все новые и новые жемчужины Божественной мудрости. Поэтому Священное Писание – это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» ( Нав. 1:8 ). Апостол Павел пишет свое ученику Тимофею: «С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение» ( 2Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Одним из наиболее актуальных вопросов современной русской библеистики протоиерей Дмитрий Юревич называет  «отношение православного толкователя к западным экзегетическим исследованиям,  в частности — к подходу, известному ныне под названием « историко-критический метод »» . Почему мы не вправе рассматривать этот метод как «последнее слово в библейской науке»? Почему дореволюционная русская библеистика не восприняла западную критику Священного Писания? Нет ли здесь, как некоторым людям может показаться, противостояния веры и науки? Было бы крайним заблуждением считать последнее правдой, потому что, во-первых, православная вера никогда не была во вражде с наукой. Скорее часть людей, прикрывшись наукой, высказывались по вопросам своего неверия. Во-вторых, использовать в своих работах факты исторические, филологические, археологические и др. это еще не наука. Необходима научная методология, научные принципы. Например, есть принцип описания части, с учетом ее места в целом (см. теорию системного анализа). Священное писание, есть часть Священного Предания. И было бы ненаучно не принимать в учет Предания Православной Церкви. Втретьих, чтобы изучать Священное Писание полноценно необходимо применить не только научные, но и церковные принципы. Это значит, признать  Богодухновенность  Священного Писания, признать либо опровергнуть тот факт, что библейский текст является Божественным Откровением, выраженным и зафиксированным на человеческом языке богодухновенными писателями библейских книг. Так же необходимо руководствоваться  церковной святоотеческой Традицией  православной Церкви при изъяснении трудных мест Священного Писания. Сталкиваясь с тем, что ему непонятно в Библии, православный исследователь не торопиться объявлять о том, что он якобы нашел «противоречия» или «ошибки» в священном тексте, но стремится подчинить свой ум разуму Церкви. И, наконец, необходимо иметь стремление осмыслить Священное Писание в свете церковной жизни и личного аскетического опыта.  Об этом прекрасно сказал проф. СПбДА Н. Н. Глубоковский : «Священное Писание — Слово Божие, и как такое, может быть понятно только тому, кто рожден от Бога.  Сообщенное от Бога и может быть раскрыто только Богом; экзегет постигает лишь в той мере и силе, в которой дает ему Господь,  так что ведение Писания есть, собственно, дар Святой Троицы».

http://azbyka.ru/o-metodah-i-principah-i...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ 1 Духовный листок " Дорога домой " , выпуск 45 Храм всех Святых в Земле Российской просиявших, Burlingame, США В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости. (3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания. 1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль). 2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей. 3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения: У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости: (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34). Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: 4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

http://zavet.ru/novo/duh/001.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010