Передача «Апологет», ответ на упреки в адрес православия, которые предъявляют последователи других убеждений. Ведущий диакон Георгий Максимов. 09.07.2014 06:50:40 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры, сегодня в эфире снова наша передача «Апологет», ведущий - я, диакон Георгий Максимов. Мы рассмотрим православный ответ на те упреки в адрес православия, которые предъявляют нам последователи других убеждений. И, в частности, мы продолжим рассмотрение различий между православием и протестантизмом. В прошлый раз мы провели беседу, где рассмотрели статус Священного писания и Священного предания в православной церкви. Так же осветили тему почитания Богородицы и святых. А сейчас перейду к главному вопросу в нашем диалоге с протестантами, который они чаще всего не понимают. Это учение о Церкви. Что такое Церковь Христова? У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, была церковь апостольская. А затем, со II века, якобы появились искажения в учении Церкви. Фактически они говорят, что христианская церковь утратила апостольское вероучение, привнесла всякие ложные убеждения и взгляды в его чистоту. И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это учение чисто апостольское, чисто христианское будто бы вернули. Ну, с XVI века- понятно, старые протестанты, лютеране, каиниты. А более поздние: баптисты, адвентисты и так далее, пятидесятники-они возникли в еще более позднее время. И относительно этой идеи нужно сказать, что ее даже само Священное писание не только не подтверждает, но и прямо противоречит ей. Господь Иисус Христос сказал: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Евангелие от Матфея, 16 глава, 17 стих. То- есть Господь обещает, что силам зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Церковь всегда останется одной и той же. И конечно если мы верим, что Церковь поголовно уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолеют. Мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом. Что Он обещал и не сдержал Своего обещания.

http://radonezh.ru/text/peredacha-apolog...

Политические взгляды Ивана IV Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) В одной из предшествующих глав книги мы приводили обращенные к царю слова старца Артемия: «И сам измлада Священное Писание умееши». Не исключено, однако, что эти слова были простой любезностью. Все, что мы знаем о жизни царя до его встречи с Сильвестром, никак не говорит о его пристрастии к размышлениям над книгами. Однако после этой встречи положение должно было измениться. Сильвестр был, несомненно, образованным книжником. Об этом свидетельствуют уже его послания, полные цитат из Священного Писания и творений отцов церкви. Известны и принадлежавшие Сильвестру рукописи (большая их часть сохранилась в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря); среди них имелись и тексты Священного Писания (в их числе и «исторические» книги), и сочинения отцов церкви и византийских писателей более позднего времени, и труды русских книжников XV—XVI веков (в том числе и «Просветитель»). В его собрании были даже греческие рукописи — редкое явление в русских книжных собраниях этого времени. Несомненно, Сильвестр должен был приобщать воспитанника к чтению книг и в беседах с ним постоянно обсуждал прочитанное. Успеху наставлений Сильвестра способствовало то, что он не был единственным образованным человеком среди тех, с кем молодой царь постоянно общался в 50-е годы XVI века. Выдающимся знатоком древнерусской книжности был глава русской церкви митрополит Макарий (о чем речь пойдет ниже), высокообразованным человеком проявил себя и один из создателей крупнейшего памятника русской исторической мысли XVI века — «Степенной книги», духовник царя протопоп Благовещенского собора Андрей. Но и среди светских лиц в окружении царя имелись люди, чья ученость не уступала учености духовных эрудитов и книжников. Так, незаурядными богословскими познаниями обладал молодой в то время руководитель Посольского приказа, дьяк Иван Михайлович Висковатый, о чем достаточно ясно говорят его критические замечания по поводу иконографии кремлевских икон, заказанных Сильвестром. Несмотря на свой возраст, образованным книжником был и молодой аристократ, горячий почитатель Максима Грека, князь Андрей Михайлович Курбский, принадлежавший в 50-е годы к кругу близких друзей царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438926/

Протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове, Москва. Занятия по изучению Евангелия ЖМП 11 ноябрь 2021 /  25 ноября 2021 г. 17:00 Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего БИБЛЕЙСКИЕ ВСТРЕЧИ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. «Общение» — слово из Нового Завета Евангельские встречи в московском храме Ризоположения в Леонове проходят уже больше восьми лет. Существует несколько групп, которые занимаются по разным дням и отличаются принципами ведения. Как объясняет настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский, трое из шести священников прихода — сам отец Андрей, протоиерей Александр Тимофеев и иерей Анд­рей Выдрин — преподают на кафедре биб­леистики Московской духовной академии , поэтому есть потенциал для разнообразных Библейских встреч. Кто-то из священников ведет занятия по Ветхому Завету, кто-то — по Новому.  — В понедельник и в среду у нас проходят встречи лекционно-семинарского характера: ведущий читает на определенную тему доклад, а затем собравшиеся задают вопросы, — рассказывает отец Андрей. — Мы зовем всех, но, как правило, приходят люди от сорока и старше. И, кстати, не только наши прихожане, но также верующие из других храмов. А вот в пятницу у нас идут занятия в ином формате. Это уже не лекция, а беседа, в которой все присутствующие принимают участие, каждый может высказаться. И на эти встречи приходят в основном молодые люди.

http://e-vestnik.ru/db/prosveti_um_moy_s...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 13  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Как отличить истинную святость от ложной? Как создаются псевдоправославные мифы, чтобы прельстить духовно малоопытных людей? Что делать, чтобы не попасть к обманщикам? Об этом рассказывает книга, материалы которой подготовили специалисты — богословы, историки, психологи. Они развенчивают нарождающийся культ «святого отрока» Вячеслава Крашенинникова, которому приписываются способности «исцелять» и «пророчествовать». Челябинская епархия Русской Православной Церкви По благословению Высокопреосвященнейшего Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского Предисловие Когда стоит вопрос определения истинной или ложной святости, Церковь не регламентирует отношение верующих к тому или иному человеку, а руководствуется, в первую очередь, многовековым опытом. Истинная святость какого-либо подвижника — это не плод фантазии, выдумки, измышлений тех, кто о нем свидетельствует, а итог его реальной жизни, поступков, истинных добродетелей. На самом деле в каждом человеке, как существе духовно-телесном, есть духовная жизнь. Ведь для всех важны такие одухотворенные чувства как любовь, терпение, сострадание, искренность, — все то, что делает нас людьми. Но как для телесного человека всегда существует опасность — от ранения до полного физического уничтожения, — так и наши души постоянно подвергаются духовной опасности. Ведь как мы питаем тело? Смотрим, качественные ли продукты, трудимся, чтобы добыть средства для их приобретения. В духовной жизни перед человеком стоит такой же выбор. Он также должен питать душу, и также необходимы усилия, чтобы добыть пищу из чистых, а не отравленных источников. Для православного христианина этими источниками являются Священное Писание и священное Предание. На них основывается человеческий опыт тех подвижников, которые не просто рассказали нам о Христе, но всей своей жизнью, делами показали путь истинный, путь ко спасению души. Святость этих людей не подвергается сомнению, и потому Церковь их канонизировала.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Возвышенное и земное: дебаты о языке богослужения в Русской Православной Церкви Широко обсуждаемый в лоне Русской Православной Церкви вопрос о переводе богослужения на русский язык поднимается в истории христианства не впервые. С целью поспособствовать поиску решения упомянутого вопроса, Анна Гопенко анализирует опыт Римско-Католической, Немецкой Евангелической и Американской Православной Церквей, которые также столкнулись в свое время с проблемой языковой реформы богослужения. Статья Введение За последние десятилетия, перевод священных текстов в европейской традиции привлекал внимание многих исследователей . Большинство публикаций на эту тему исходит от богословов и библеистов, которые занимаются проблемами, связанными с уже имеющимися или потенциальными переводами. Главный объект их исследований – Писания . В свою очередь, литургический переводедва ли был затронут в научных кругах. В частности, в области теории перевода ему были посвящены лишь несколько случайных анализов . Взгляд же восточной Церкви на перевод богослужения был совершенно игнорирован на Западе . Однако специфика данного вида перевода очевидна: в отличие от других видов перевода (литературный, юридический, технический и др.), главная проблема литургического перевода более радикальна: переводить ли вообще тексты богослужения . В религиозном сознании православного человека центральное место занимает не Писание, но Божественная Литургия . Она является центром православного богослужения и поэтому представляет собой объект горячих дискуссий о ее переводе на современный язык. По этой причине она заслуживает анализа в рамках перевода священных текстов. Литургия находится в наименее гибкой зоне христианской доктрины. Она переводится в последнюю очередь и наиболее консервативным образом. Другой существенный элемент – это особенность самого богослужения: в отличие от других типов письменного или устного текста, содержание богослужения может восприниматься как относящееся к тайне, что сводит на нет необходимость быть полностью понятым и подавляет желание его изменять.

http://bogoslov.ru/article/2643758

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян. Часть 1 Молитва лежит в основе жизни любого христианина, как монаха, так и мирянина. Однако аскетические произведения, которые учат молитве, ориентированы на монашествующих. Настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в деревне Ненимяки иерей Александр Заплетин приводит святоотеческую классификацию этапов совершенствования молитвы, а также разъясняет, как мирянам извлечь пользу из монашеских советов. Статья Введение Одна из основных задач священника – пастырское окормление своих прихожан, что не ограничивается заказными требами, совершением уставных богослужений и приемом исповеди. Кроме всего этого, окормление – это и учительство, руководство, ведение людей в Царствие Небесное (а уж за собой или только показывая вешки на дороге и пропуская путников впереди себя, это от самого священника зависит), указывая путь и поправляя ошибки прихожан на этом пути. И если о нравственных требованиях, милосердии, посте говорится во многих проповедях, в воскресных школах изучается богословие и Священное Писание, то о таком важном вопросе, как индивидуальная молитва, говорится достаточно мало. И это сложнейшее, по словам многих святых, искусство люди изучают по книгам разной полезности самостоятельно. Либо от них требуется выполнение некого обобщенного комплекса молитв, то что называется молитвенным правилом (утренним, вечерним, ко причащению и т.д.), часто без внимательного приспособления к духовной мере и образу жизни прихожанина, отвечая на вопрос «что читать», но не отвечая со всей обстоятельностью на вопрос «как читать». Это не очень хорошо, так как далеко не все прихожане способны к самостоятельному обучению по книгам, нет гарантированной обратной связи между пастырем и прихожанами, которая позволила бы вовремя скорректировать молитвенную практику.

http://bogoslov.ru/article/4699413

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXIV. СТРАШНЫЙ СУД ХРИСТОВ      Убежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное.       " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXV. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ      Приходилось ли вам, читатели, встречать людей, которые на вопрос о вечной жизни и воздаянии, уготованном от Бога праведным, пожимая плечами, говорили бы: " Как это можно знать? Разве кто был там? И рассуждать, и думать об этом нечего! " О человеческая гордыня, о плачевное невежество! Сбывается на таковых русская пословица: " На куче золота сидеть будешь - и от голода погибнешь " . Мы с вами действительно никогда не переступали за грань земного бытия и не сподоблялись откровения великих тайн. Но зато мы имеем Священное Писание, верного и неложного свидетеля того, что было и что будет. Все, что нам нужно знать для нашего спасения, запечатлено на страницах Ветхого и Нового Заветов. Какого же осуждения мы достойны, если, имея под руками Книгу жизни, остаемся во мраке неведения! Поистине не Господь в этом виноват! Напротив, он Духом Святым повелел апостолам записать все потребное для нас в Божественных книгах. Какими словами начинается святой Апокалипсис? " Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну... Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко " .      А что написано в завершении этой вещей Книги? Святой Иоанн Богослов получает повеление: " ...Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко " ; " Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей " .      Следовательно, нам с вами должно не только со тщанием вникать в содержание этой таинственной Книги, но и исполнять написанное в ней ради нашего спасения. А так как времени осталось мало, то, помолясь сердечно, приступим к изложению предметов, относящихся к блаженному и вечному пребыванию с Господом Богом помилованных и спасенных народов после Страшного Суда.      Откровение о последних судьбах человечества запечатлено, как вы уразумели, любимым учеником Господа, святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом.

http://zavet.ru/book/07deti/001/025.htm

Эта книга представляет собой собрание выписок из творений Иоанна Златоуста на социально-экономические темы. Иоанн Златоуст — один из авторитетнейших отцов Православной Церкви и, наверное, самый авторитетный по социально-этическим вопросам. А православное учение имеет своим источником не только Священное Писание, но и Священное Предание (то есть творения святых отцов прежде всего). Чему же учит Златоуст (то есть Церковь в его лице)? Люди равны, во-первых, по своей природе, у всех людей одно естество; во-вторых, люди равны по отношению к миру: солнце, воздух, земля, вода — общие, даны Богом всем; в-третьих, люди равны перед Богом: Он — всем Отец, Иисус распят за всех и т. д. Если равенство столь всеобще, то откуда неравенство? — из-за «корня всех зол — сребролюбия». Златоуст утверждает — говоря современными терминами — что собственность и деньги — социальные конструкты, у них нет основания ни в природе, ни в богословии; собственность и деньги — условности, порожденные грехом и причиняющие неисчислимое количество зла. Как победить корень всех зол? С помощью «великой радости, добродетели и благодати» — общности имуществ. Здесь и сейчас надо, говорит Златоуст, отказаться от собственности и денег, все обобществить в братстве любви. Это не утопия: так было у первых христиан, так есть у монахов, ничего не мешает нам ввести общность имуществ прямо сейчас, считает Златоуст. Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не аскетично: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха. Замечательно также, что сребролюбие, будучи грехом, помрачает не только совесть, но и разум: Златоуст много раз говорит, что частная собственность неудобна, неполезна, вредна; общность же имуществ рациональна, удобна, полезна; только страсть сребролюбия мешает людям это увидеть. Поскольку у христиан сребролюбие, неравенство, собственность, деньги и пр. сохраняются, постольку еще не все обратились ко Христу: христиане живут не по-христиански; общность имуществ у христиан привлечет ко Христу всю вселенную, считает Златоуст. И это не просто слова: Златоуст предлагает все это как конкретную, реализуемую программу. Две цитаты: одна, обращенная к народу, вторая — к властям:

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

10.3. Книга пророка Малахии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк Малахия – последний по времени служения из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечи. Само имя Малахия означает «вестник» или «посланник Бога». На этом основании некоторые древние толкователи, в частности, Ориген, считали, что это был Ангел Божий, который только принял вид пророка и возвещал откровение Божие иудеям. Но святыми отцами это толкование отвергается. Малахия считается реальным человеком, причем имя Малахия считается собственным именем этого пророка, а не псевдонимом. Его пророчество возвещается уже после восстановления храма, причем через определенный промежуток времени. Мы видим здесь явно охладевшее благочестие и другие нравственные недостатки, которые очень близки к тем, о которых говорится в книгах Ездры и Неемии. В этой связи можно предположить, что этот пророк мог пророчествовать либо до их прихода и деятельности в Иерусалиме, либо, что тоже весьма вероятно, в тот период, когда Неемия временно отлучился из Иерусалима и отправился снова к Персидскому двору. Напомню, что это произошло в 433 году до Рождества Христова. Когда через некоторое время Неемия вернулся, то ему пришлось исправлять недостатки, которые весьма близки к тем, которые упоминает Малахия. Мы уже имели возможность заметить, что великие обетования, которые у допленных пророков связывались с возвращением из плена, видимым образом не исполнились. В этой связи началось некоторое брожение умов и падение благочестия среди израильтян. Под сомнение ставится даже истинность Слова Божия. Как только начинается охлаждение в плане религиозном, тут же вскрываются и разного рода нарушения в отношениях между людьми. В частности, это выражается в неверности. Одно из вопиющих нарушений, которые Малахия обличает, – это легкость разводов, браки с иноплеменниками. Неверность Богу неминуемо влечет за собой и неверность между людьми. Пророк Малахия возвещает суд, которым окончится история. Однако по милосердию Божию, этот суд приведет к очищению народа, а не к его уничтожению. Для приведения всех, и в первую очередь израильтян, к покаянию Господь, прежде этого суда, пришлет Илию-пророка, так что пришествие Христово будет предваряться проповедью покаяния.

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010