Хлеб черный с коровьим маслом и стакан баварского пива – великолепное дело и для груди, для голоса весьма полезное. 14 июня. Проклинаю невоздержание, оно усиливает плоть и страсти, душу делает бессильною для борьбы с вражьими прилогами, мутит духовное око, во сне оскверняет призраками нечистыми и производит истечения. Вчера с отцом Александром Перовым пили вино и пиво по случаю окончания экзаменов. За обедом ел скоромное (согрешил), вечером рыбу и немного черного хлеба с маслом. Сластолюбивая жизнь моя! Согрешил пред Господом! Тело от истечений слабеет, значит, сластопитание приводит к слабости, а пост укрепляет и душу и тело. 15-го июня Благодарю Господа, сподобившего меня совершить благопоспешно и легко утреню, молебен на военном судне, мониторе «Стрелец», и литургию и причаститься неосужденно святых, пречистых, животворящих и страшных Таин Тела и Крови Его во оживление меня, умерщвленного грехами, во очищение, освящение, умирение, здравие и спасение; благодарю Господа за благопоспешное совершение Таинства Крещения в доме Якова Алекс. Мурашова у солдата, бессрочно отпущенного, так что восприемник Эдуард Борисович Родде пленен был благодатными молитвами, читаемыми при заклинании и крещении. Благодарю Господа за неожиданный дар Его милосердия и щедрот, посланный сегодня для бедных в количестве ста пятидесяти пяти рублей от Алексея Васильевича Ложкина, бывшего здесь [...]. 16-го июня. Благодарю Господа за неизреченную милость – за облагодатствование во время служения утрени и литургии, за благопоспешество в служении и за неосужденное, дерзну так сказать, причащение Божественных святых, животворящих, бессмертных, небесных Таин во очищение, освящение, утверждение, умирение души и тела моего. Господи! Соблюди меня во святыне Твоей, отыми от боку моего поползновение ко греху, препояши чресла мои, да не расслабеют на грех и беззаконие, да буду я всегда подобен человекам, чающим Господа своего, когда придет с брака и постучит, чтобы тотчас отворить ему [ Лк. 12, 36 ]. Господи! Начатое дело благотворительности даруй мне бодро продолжить и совершить. Попечительство о бедных открыть и в действие привести. Господи! Плод сторичный да принесет он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая совеования, и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая. Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца седением почтый, сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити. Снитием Утешителя Твоего Духа сосуды честны священныя Твоя ученики соделавый, приятелище и мене покажи Того пришествия. Хотяй паки приити судити вселенней правдою, благоволи и мне усрести Тя на облацех, Судию и Создателя моего, со всеми святыми Твоими: да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1) “Едине чистый и нетленный Господи...” – именование Бога и обращение к Богу; 2) “Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый” – воспоминание о спасительных деяниях Божиих; 3) “...мя грехом поползшагося... моя душетленныя страсти телесныя... ” – именование собственных страстей по сути дела и есть познание греха и раскаяние в греховных делах; 4) “...сподоби мя причастием святых Твоих Таин десную часть спасаемых получити...” – непосредственно и есть молитвенное прошение; 5) “да безконечно славословлю и воспеваю Тя, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков” – тройческое славословие; 6) “Аминь”. Если священномученик Павел строит образ молитвы в виде креста, то приведенная структура молитвы видится мне как симметричная гора восхождения: Рис. 1. В православном богослужении такая молитва произносится соборно. Как правило, первый, второй и пятый (иногда и четвертый) члены произносятся священником в тот момент, когда третий и четвертый члены произносятся народом во главе с диаконом. Зто утверждение можно проиллюстрировать уставом молитвенных чинов на Божественной Литургии. В частности, просительная ектения возносится одновременно с чтением священником молитвы “Господи Боже Вседержителю ...”: Таблица 10 Просительная ектения (диакон – народ) Молитва приношения (священник) – Исполним молитву нашу Господеви. Господи Боже Вседержите-лю, Едине Святе, приемляй жертву хваления от призы-вающих Тя всем сердцем! Приими и нас, грешных, мо-ление, и принеси ко Свя-тому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовные о наших гресех и о людских неведениих: и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселитися Духу благодати Твоея Благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих, Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пре-святым и Благим и Живо-творящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еф. 4, 4 ). И никто да не вкушает это и не пьет к осуждению тела своего и души своей, и да не будет ему (это) в болезнь или немощь за грехи его, за то, что вкушал от этого хлеба и пил из этой чаши, быв недостойным (см. 1Кор. 11: 29–30 ). Но да укрепится он и утвердится во всем, что благоугодно Тебе, чтобы мы удостоились с чистой совестью причащаться Тела и Крови Христа Твоего, чтобы, когда предстанем перед Тобой на том страшном и славном суде перед престолом величества Твоего, нам обрести милость и благодать и наслаждаться будущими непреходящими благами со всеми, которые от века благоутодили Тебе, благодатью и щедротами Единородного Твоего (Сына), с Которым Тебе, Господи, слава, честь, держава и величание, с живым, святым и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Прочее совершается по литургии апостолов. Установленная (молитва) 1132 , произносимая вместо той молитвы, которая начинается: Сподоби нас, Господи 1133 , перед молитвой Господнею: Господи, сделай, чтобы покой Твой обитал между нами, мир Твой в умах наших, чтобы язык наш изрекал истину Твою, чтобы крест Твой был стражем душ наших; ибо мы делаем из уст наших новые цитры и воспеваем пламенными устами. Даруй нам, Господи, чтобы с дерзновением, которое от Тебя происходит, нам произносить перед Тобой ту чистую и святую молитву, которой научили животворящие уста Твои святых учеников Твоих, причастников Таин Твоих, в то время, как Ты сказал 1134 : когда будете молиться, то говорите так, молясь, благодаря, взывая и возглашая: Отче наш, сущий на небесах, и проч. (см. Мф. 6, 9 ). Молитва после принятия Таин Так как мы приняли Тело Твое явно, то да обитает в нас сила Твоя тайно, чтобы нам выйти навстречу Тебе радостно и трижды воспеть Тебе хвалу с истинными сынами Таин Твоих, Владыка всего. – Живое Тело Твое, Господи, которое мы вкушаем, и чистая Кровь Твоя, которую мы пьем, да не будет, Господи, нам во вред или в немощь, но в очищение прегрешений и оставление грехов, Владыка всего. Запечатление 1135 Таинств или последнее благословение, произносимое у врат решеток Тому, Который очищает прегрешения наши Телом Своим и истребляет грехи наши Кровию Своею, да будет хвала в Церкви Его; и на вас, рабов Господа и овец паствы Его, да изливает Он блага Свои и дождит на вас благодеяния Свои; да избавит вас от лукавого и властей его; да соделает вас прекрасными сосудами в честь Божества Своего, да отстранит от вас смятения и скорби этого мира; и милость и благодать Его да изливаются на вас постоянно, ныне и всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особенно не нужно брататься рюмками со всяким человеком. Вчера я пустил в мысленный дом свой – в сердце, неприязненных, злых, нечистых, хульных жильцов – бесов вселукавых – чрез свою алчность к мясам и вину (хересу), а может быть, и красивому лицу, к праху, гною; сердце мое было не мое, ибо я не имел над ним власти и силы: им овладели мысленные враги, в отместку и за вчерашнее (воскресенье) пропущение ектении за вечерней. 29 января Служил утреню с сердечным бессилием; горячая пища и питье горячее после долгого движения на прехолодном воздухе (морозы градусов в двадцать) имели на мои внутренности парализующее влияние вчера и сегодня. На будущее время надо есть и пить что-либо холодное, например молоко, сливки или пиво. Благодарю Господа и Богоматерь за дивную помощь, дарованную мне после слезной покаянной молитвы. Во внутренностях чувствовалось влияние горячего чаю, питого в довольном количестве, и вчерашнего варенья, убивающего нервы ([...] сильно). Селедки употреблять, отчасти треску. 30 января Благодарю Господа за бездну щедрот и милость, излиянных на меня в причащении святых, пречистых и животворящих Таин вчерашнего дня в мире, животе духовном и телесном, в широте сердечной, в умилении и радости. Но вечером я тяжко согрешил пред Богом – неверен явился в распоряжении земными Его дарами и в расположении духа; я возроптал, восстенал и возревновал, когда нищие преследовали меня, на всех путях ловя меня и вымогая у меня денег на разные нужды; конечно, они от нужды, голода и холода преследовали меня, а мне это показалось обидным и несправедливым: я ли родил их, Господи, говорил я, что я должен их всех кормить, поить, одевать, упокоевать? И жаловался Господу на общество, на градоначальника, на главу, на протоиерея, на богатых людей в городе. Плакал и рыдал я малодушно, что одолевают меня ежедневно нищие. А надо бы радоваться, что служу тем Господу. Сверх сил не требует Господь. Подавай по силе с охотою, не принужденно. Благодарю Тебя, Господи, за чудную, преестественную, премирную, пренебесную Твою литургию и за животворное причащение животворящих Твоих Таин, за чудное действие их во мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И только покаянием да упованием на милосердие Божие, и наипаче причащением чудных Божественных животворящих Таин я избавился от ужасной духовной смерти. Святые Тайны соделали во мне дивное чудо избавления и силы Божией. Славлю и благодарю Господа. Был я у купца Ал. Васильевича Мурашова на именинах. Не стоит ходить: случаев к пьянству много, приманки много, вина очень хорошие (Рауля). Хозяину слишком много лести расточается. После утрени. Сильная бесовская буря и крайняя беда постигла меня во время утрени: я окружен и одолен был невидимыми врагами и не мог говорить ектении на полунощнице, в начале утрени и по шестопсалмии: полное бессилие почувствовал я в душе моей, хотя тело было здорово. Это Бог оставил меня Своею благодатию за нерадивое житие, за пьянство и чревоугодие на именинах у Ал.В.Мурашова и за ядение без молитвы. И это я делал после причащения Божественных Таин, сознательно, волею. Когда же я буду попирать плотские похоти? Доколе буду попирать Кровь Завета, которою я освятился и освящаюсь, обновляюсь, оживотворяюсь, воссоздаюсь? Ведь я знаю, что плоть моя блудная и всякому греху порабощена: как же я потворствую ей доселе, не удручаю ее, не распинаю её и бываю угодником диаволу и противником Христу! О, какое опустошение духовное делает во мне пьянство! Сегодня я испытал весь ужас его и оставление Божие [по достоянию]. Как много значит, что вчера вечерню не сам служил и заменился отцом Александром. Это для души моей потеря. (Вот тебе хваленое вино – тяжелое, дурманящее.) 25 ноября. Вчерашний день был для меня днем болезни и скорби, особенно время литургии: голова болела страшно от вчерашнего пирования у Ал. Мурашова, от его одуряющего вина, и после обедни болела она, и только после двух стаканов чаю у [...] Цветкова она перестала болеть. Но слава благодати причащения Святых Таин: они возродили меня паки, и я спасся от величайшей тли внутренностей моих, оживотворялся, победив благодатию Христовою лютые козни врага. Благодарю Господа, милостиво приявшего мое покаяние нынешним утром и многократно спасшим меня от прегрешений моих, от смерти возведшего меня к жизни, от скорби в радость, от тесноты в пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сын Божий, прими меня ныне, причастившегося Твоей таинственной пищи – Тела и Крови, потому что я не выдам врагам Твоим тайны Твоей и не поцелую Тебя, как целовал предатель Иуда, но как разбойник на кресте буду говорить: вспомни обо мне, Господи, в царстве Твоем. Пусть причащение Святых Таин будет мне не в осуждение и погибель, а на здоровье моей души и телу. Желающие причаститься повторяют эту молитву и, сделав земной поклон, подходят к св. чаше со сложенными крестообразно на груди руками. Подойдя близко к чаше, громко произносят свое имя и из рук священника со лжицы принимают Тело и Кровь Христову; после этого целуют край чаши, как бы ребро Господа Иисуса Христа. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». После причащения мирян священник ставит св. чашу на престол и, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое». Это благословение и слова священника напоминают нам благословение Господа перед Его вознесением на небо. В ответ на это клир прославляет Господа таким песнопением: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретахом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть. Перевод. Мы увидели истинный свет, приняли Святого Духа, нашли истинную веру, покланяемся нераздельной Троице; ибо Она спасла нас. После благословения народа совершается последнее явление Святых Даров. Священник тайно произнеся: «Благословен Бог наш» берет чашу с престола, выносит ее к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». После этого он переносит чашу на жертвенник. Верующие, кланяясь Святым Дарам как бы Господу, благодарят Его за причащение такими словами: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко сподобил еси причаститися Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам. Соблюди нас во Твоей, Святыни весь день поучатися правде Твоей, аллилуйя. Перевод. Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных бессмертных и подающих жизнь Таин, Сохрани нас достойными Твоей святыни, чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности. Аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Причастился Святых Таин со дерзновением, в мир душевных сил и во исцеление души и тела; благодатию Святых Таин весь день был я весел и покоен; крестины у Коршунова и у Афанасьева (в доме Калмыкова). Во время обедни при даче молитвы сорокового дня и у Коршунова говорил с трудом от усталости в груди, но после крестин Коршунов сделал угощение велие; после закуски, чаю и обеда (бланманже) грудь стала совершенно свободна (херес прекрасный), и у Афанасьева после вечерни, как и самую вечерню я совершал очень свободно. Голосом и душой свободный. Благодарю Господа, пославшего помощь с небесе при произнесении мною ектении великой, просительной и сугубой, и не дал посмеяться надо мною врагу бесплотному. Спал хорошо. 10 июля Понедельник. Утро. 6 часов. День очень теплый и ясный. Вчера опять согрешил – закусил за вечерним чаем, но долго гулял потом. Истинно мы напуганы грехом, как говорил вчера мой Василий Иванович, но в том не надо ему уступать, а мужественно бороться с ним. ...От страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству [ Евр. 2, 15 ] (врагу). Господь дает мужество, надо слезно просить о том Господа. 10 июля После литургии. Благодарю и славлю Господа, сотворившего со мною чудо Своего милосердия и Своей животворящей силы после причащения животворящих Таин. Божественная жизнь проникла меня, прошла во все составы, в утробу, в сердце, очистила прегрешения, освятила, обновила, оживила, укрепила, умиротворила меня, распространила сердце мое. После обедни заходил к Высоцкой Ольге Павловне и Евдокиму Дмитриевичу. Говорили о моем преткновении при чтении молитв. Пил чай. Говорили об отце Василии Чернявском, что он ни за что ставит посты и дозволяет себе есть-пить пред обедней, когда служит. Впрочем, не я говорил это, а они. Я слышал о том от других. Сам Богу даст ответ. Благодарю Господа, спасшего меня от тесноты и злобы пред началом вечерни, когда я воззвал о спасении, и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю вечерню голосом ясным и громким; пред ектениями я молил Господа и Царицу небесе и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сразу же после освящения Честных Даров священник продолжает чтение молитвы анафоры, в которой, среди прочего, говорится о «якоже быти причащающымся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение» . Целью освящения даров является участие верных в Евхаристии. Благодеяния, которые описывает молитва, приобретаются верными посредством причащения. Далее, в молитве перед «Отче наш», снова упоминается причащение: «(…) Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, Сея священныя и духовныя Трапезы (…)» . В данном месте подразумевается, что все присутствующие в собрании верные будут причащаться. После молитвы Господней, которая имеет евхаристический характер, такое же прошение произносится и в молитве перед возношением святого Хлеба. В этой молитве священник умоляет: «(…) И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем» . Здесь наиболее ярко показывается то, что весь народ будет причащаться. Кроме того, после возношения во время раздробления Ангца священник произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, Раздробляемый и Неразделяемый, всегда Ядомый и никогдаже Иждиваемый, но причащающыяся Освящаяй» . Побуждающее повеление священника «Со страхом Божиим и верою приступите»  обращено совершенно без всякого различия ко всем присутствующим мирянам и заявляет о том, что все приступают к Чаше. Сразу после причащения Пречистых Таин народ поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго (…)». И этот текст ясно свидетельствует, что все причастились. В завершение, последнее прошение «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа»  свидетельствует, что призываемые стать прямо, чтобы вознести благодарение, не иные от присуствовавших и причащавшихся верных собрания, к которым и обращена благодарственная молитва «Благодарим Тя (…), яко и в настоящий день сподобил еси нас Небесных Твоих и Безсмертных Таинств» .

http://bogoslov.ru/article/3594846

Ноябрь 1 ноября Благодарю Тебя, Господи, за преестественное оживотворение моего грешного и немощного естества божественными и животворящими Твоими Тайнами: о, ощутил я, непотребный, Твое Божество, когда вкусил небесных, животворящих и страшных Твоих Таин! Жизнь Твоя проникла во все составы, во утробу, в сердце – терние всех прегрешений было попалено; душа очищена, помышления освящены; мир чудный водворился во всем существе. Слава о сем Господу! Благодарю Господа, примирившего по молитве моей жену мою, ругательницу, мне и меня ей. Терпение, великодушие, незлобие даруй мне и жене моей, Господи! 2 ноября Благодарю Господа за чудо всепрощения, исцеления, всеоживления животворящими и пренебесными Тайнами во время литургии и после и за благопоспешество в служении. Слава! 3 ноября Суббота. Славлю Господа за неиждеваемые Его щедроты ко мне грешному, явленные и нынешний день при служении литургии, и особенно по причащении Святых Таин, ибо опять обновил меня Господь, опять оживил чудно. Благодарю Господа, оживившего душу мою покаянием и умилением слезным во время всенощной. О, какая сладость в этих слезах покаяния! Что сладостнее богообщения? Даруй же нам, Господи, пребывать во святыне все дни живота нашего, да будем едино с Тобою – источником святыни. Даждь возлюбити всем сердцем правду и возненавидеть всякое беззаконие полной ненавистью. Вчера за всенощной вдруг пропал у меня голос: думаю оттого, что ел холодные яблоки пред самою всенощной; выпил, впрочем, хересу рюмку после того, затем лег в постель, очень согрелся и, согревшись сильно, вышел на холод. А еще думаю, что отрыгнули у меня сухари с кофе (у Семеновых), булка у Детпера и дома булка же со щами. В булке, вероятно, был поташ, – странно было: привалило к горлу и совсем застряло. После всенощной крестил у Ужикова, капитана, прижитого незаконно младенца Зиновия, больного животом. Вот и гражданский брак. Мать – девушка пятнадцати лет. Согрешили мы, беззаконничали пред Тобой, Господи! Не сотворили, не соблюли того, что от Тебя заповедано нам, – но не предай нас до конца погибнуть, Боже отцев наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

12-е. Благодарю Господа, воскресившего от смерти душу мою причащением животворящих Таин, умирившего, распространившего, дерзновенна мя сотворившего, не имевшего прежде дерзновения. Из-за новой камилавки сердце смутилось пред великим входом и на великом входе, и я не мог говорить царской фамилии, пред причащением взятый в пользу бедных рубль из дохода (хотя лично мне данного) долго смущал и колебал меня. О, мирские пристрастия! Бич и смерть вы душе нетленной, по образу Божию, уничижение, бессилие, мрак ее. Благодарю Тя, Господи, за спасение Твое, явленное во мне в час сей (9-й утра), когда я возблагодарил Тебя за блага временные, явил довольство вместо жажды большего и вместо обилия земных благ просил у Тебя обилия благодати: Ты даровал мне сие тотчас, то есть прощение грехов, мир, свободу, дерзновение, силу, свет, – славлю Тебя и Твою благодать. А прежде сего было томление и скорбь. 14 февраля. Благодарю Господа за Божественную литургию и за причащение Божественных и Животворящих Таин, чудно меня оживотворивших в моем греховном умерщвлении. Затем, в самом конце обедни, когда диакон, подавая кадило, не поцеловал мою руку, я вдруг смутился от духа неприязни к отцу диакону и, произнесши заамвонную молитву непреткновенно, отпуста не мог сказать спокойно и вполне. Потом на молебне и на панихиде был смущен. Затем же, благодатию Господа, победил неприязнь к отцу диакону. Оказалось, что отец диакон и не думал о неприязни какой-либо ко мне. Слава Господу! Вечером венчал четыре свадьбы: первую и последнюю читал непреткновенно, а вторую и третью, когда набралось много народу, венчал с крайними препятствиями от лукавого врага. Особенно последнюю с крайним затруднением, стеснением, недоговариванием, пропусками и, наконец, смехом: дьячок подал повод, после этого я не мог читать молитв и кончил скорее свадьбу. Вот как лукавый враг ворочает нами: всё собрание в церкви смеялось. О, окаянные мы! Причина слабости и пленения сердца от врагов бесплотных – это чревоугодие, несоблюдение поста в среды и пятки; сердце стало блудно, боязливо, пакостливо. Надо укрепить его постом, бдением, молитвою, чтением Евангелия, Библии , святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010