Не всякая болезнь бывает к смерти, но каждая болезнь, особенно тяжелая, является напоминанием христианину о вечности, о неизбежном в его жизни переходе в загробную жизнь. «Помнить свой смертный час следует всякому христианину, тем более не следует смущаться этой мыслью больному». Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть в моем недуге отворяются мне врата вечности». Мы не знаем ни дня, ни часа, когда Господь нас призовет к Себе. Поэтому особенно важно, чтобы каждый христианин в тяжелой болезни исповедался и причастился Св. Таин. Тех больных, которые из-за сильного расслабления не могут быть в храме, священник причащает на дому.     Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовых производит в верующих, достойно причащающихся, исцеление, очищение, просвещение и освящение души и тела, делает наследниками Царствия Божия. Кто причащается Св. Таин с искренним покаянием и благоговением, тот после принятия святыни ощущает в сердце неземной мир и тишину, спокойствие совести, укрепление сил души и тела. Многие больные после причащения получают исцеление от тяжелых неисцелимых болезней. Для тяжелобольных и умирающих причащение Св. Таин служит благодатным напутствием в вечную жизнь и в ответ благоприятный на Страшном Суде Христовом.    Тяжелобольные должны приступать к причащению незамедлительно и как можно чаще. О. Макарий Оптинский советует таким больным причащаться один раз в месяц, а при усиливающейся болезни — и через 2 или 3 недели.    «Каждого больного, — пишет еп. Феофан Затворник, — как известно, более всего беспокоит и страшит мысль: не умереть бы (неготовым). Сознание вполне естественное, и благоразумие окружающих больного не должно бы, по-видимому, отвлекать его внимание от этой мысли. Но у нас, по обыкновению, в большинстве подобных случаев всячески стараются как бы разуверить (тяжело) больного в грозящей ему опасности, хотя нередко и сами сознают, что больной безнадежен. Понятно, что такое лицемерие у постели болящего, как и чем ни оправдывай его, кроме нравственного вреда, ничего не может ему принести, а нередко и самих, так неуместно лицемерящих, в случае неожиданно ускорившейся смерти больного без должного христианского напутствия подвергает тягчайшей скорби. Мало разве умирают у нас без надлежащего приготовления (без причащения) исключительно лишь по нерадению окружающих больного родственников? И допустившие такую неосмотрительность не убиваются ли горем, иногда целую жизнь, считая себя виновником в том, что допустили своего близкого человека умереть без христианского приготовления?» Благочестивые христиане в тяжелой болезни, а также перед тем, как отправиться в больницу (на операцию или др. лечение), считают первейшим своим долгом напутствовать себя принятием Божественной благодати, получаемой в Таинствах исповеди и св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Божественный Человеколюбец творит в нас чрез Святые Таины единство церковной любви чудным образом.    Он Сам находится в видах хлеба и вина, и чрез них «свет Его светит... и огнь испускает теплоту». «Каждая частица Животворящих Таин есть вся свет, теплота... и претворена в жизнь Божества». Она полагает закваску жизни святой в причастнике и проникает все силы души его святыней и любовию. Точнее, Сам Господь Спаситель во всякой частице Святых Таин огнем Божества влагает «великое побуждение к любви в сердце» человеческое и самую любовь, дабы «соделать некое Божественное сердце... из соединения земного сердца причастника со (Своим) — Небесным». После того порыв воспринявшего Святые Таины «не отходит от сердца вниманием и там непрестанно согревается лучами света, исходящего от Господа, (происходит) как бы чрез объятие дланей Господа». Некоторыми даже ощущается по причащении Святых Таин прикосновение души Христовой к (их) душе... (а отсюда) любовь ко всем, холодность к тленному и сочувствие будущему веку... Эти ощущения насаждаются в души из души Христа, которая «в Крови Христовой». От частого приобщения нельзя изъяснить, сколь много смягчается сердце. Огнь Божественный делает его полным любви к добру и святости или по меньшей мере сильнее и живее в любви к Богу и ближнему. Как в огне сгорает перо, так в пламени Таин Тела и Крови Христовых сердце наше как бы растопляется, и мы имеем побуждение восклицать с пророком Давидом: «Господи! все кости наши, воспламененные огнем любви Твоей, скажут: кто подобен Тебе»? (ср. Пс.34:10). Глава 2    Кратко сказать, Господь преобразует всякого достойного причастника «в Собственное свойство». Чрез Причащение «Он так существенно пребывает с нами, что всех нас проникает, и обдержит всю внутренность, и около нас находится... Когда извне бросают стрелы в нас, Он препятствует им коснуться нас, потому что отвсюду окружает нас, ибо Он есть обитель наша... Мы принимаем в свои души не луч какой-либо и свет, а Самое Солнце, так что и обитаем в Нем, и служим для Него обителью, и становимся единым с Ним духом...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В мире, в театре – суета, в храме – самая Истина; в мире смятение страстей, служение страстям, в храме – мир и тишина Божественного Духа, служение Истине вечной; в мире непрестанно действует смерть духовная, в храме – Божественная жизнь, вечная жизнь, обновление, просвещение, освящение, обожение. В мире умираем, в храме оживаем; в мире оскверняемся, в храме очищаемся и освящаемся; в мире растрачиваем силы душевные и телесные, в храме – собираем и возобновляем. Окаянный я – умираю от сластей и продолжаю сластолюбствовать. Умерщвляю плоть и страсть, потому что она отторгает от Бога, Источника моей жизни и моего бессмертия, дух мой, умерщвляет его, расслабляет, омрачает, оскверняет, лишает веры, упования, дерзновения, искренней любви, всех бесценных добродетелей, всех бессмертных сокровищ бессмертной души моей. Горе, если не умерщвляю тела моего и не порабощаю, и благо, когда умерщвляю, ибо тогда получаю силу духовную. И возратися Иисус в силе духовней в Галилею [ Лк. 4, 14 ] после поста. 28 декабря Благодарю Господа, удостоившего оживить меня, укрепить, очистить, освятить причащением животворящих Таин, – так мне стало легко после ужасной тяготы. Я переродился, исцелился, ожил; весь день было легко на душе и легко служить. Слава не изнемогающим никогда Святым Тайнам Твоим. Слава неизменной державе, силе и славе их! 29 декабря Благодарю Господа, чудно оживившего меня причащением животворящих Своих Таин, но я неверен опять оказался, с жадностию евши мясного за обедом и у одной вдовы. Мы молимся, и на небе о нас молятся святые Ангелы и святые. Мы призываем и прославляем святых, а они ходатайствуют о нас пред Богом день и ночь. О, чудный какой порядок Божественного милосердия и Божественной правды! 30 декабря Благодарю Господа за пренебесный мир, дарованный мне по причащении Божественных Таин во время литургии в Соборе. 31 декабря Горек мне был настоящий день из-за вероломства протоиерея и диакона Ал. Таратина: первый своевольно взял этого диакона от обедни думской, а последний не известил меня, что не будет служить в Думе. Не мог я подавить огорчения и досады во время обедни на диакона и протоиерея, а оттого совсем расслабел душой, смутился, не мог говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5 февраля. Благодарю Господа, удивившего на мне и сегодня милость Свою – оживившего меня чудно чрез причащение Святых Таин, грехи мои очистившего и небесным меня соделавшего и благопоспешным в делах и победительным в борьбе с духами злобы и уныния, нападавшими на меня. Благоговей пред человеком-христианином как пред членом Христовым и храмом Духа Святого, особенно когда венчаешь жениха и невесту, исповедуешь или причащаешь Святых Таин; жалей людей, болей об них, молись, исправляй, паси усердно, жизнь полагай за них, снисходи к ним, терпи их. 6 февраля. Благодарю Тебя, Господи, за чудное оживотворение и умирение всего моего существа причащением Божественных, животворящих и страшных Твоих Таин и за служение Божественной литургии, за все милости, явленные во мне в течение утрени, обедни и доселе. Даруй мне всегда быть с Тобою. Радуйся о Господе, что терпишь неправду от людей, злословие, клевету; взирай на мздовоздаяние от Господа, люби врагов своих и молись за них. Господи! Соделай меня достойным сана священства, который ношу, ибо это превысочайшее достоинство; даждь мне достойно проходить его, соделай достойным приобщения пречистых, пренебесных, бессмертных и животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Твоей и соделай меня небесным, святым, превысшим мирскаго слития, неколеблемым, чуждым суетного мира. Если ты подобострастен к богатым и знатным мира сего, то ты еще земен, не небесен, не Христов, а диаволь: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? ( Иак. 2, 6 ). Если ты любишь всех духовною, христианскою любовью, то ты небесен, ты христианин, а если имеешь неприязнь к людям, например ко врагам или к тем, которые не делают угодного тебе, например обходят наградою и пр., то ты еще земен, страстен, ветхий человек, еще не возродился, не обновился, еще мертв духовно. А сколь многие из нас именно таковы еще! Ты сребролюбив и потому жестокосерд; ты тщеславен, чревоугодник, суетен в домашнем убранстве и в одежде. Грехи все связаны между собою тесно и все тянут во дно адово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, видите, братья мои, что все христиане подлежат непременному отлучению и должны причащаться часто и что они обязаны делать это на каждой Литургии, чтобы не быть отлученными и святыми апостолами, и святым Собором? 3. Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней. В молитве, которая называется молитвой верных, написано: " Даждь им (то есть верным), всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин " . В молитве, которая следует за совершением Тайн написано: " Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов " . То есть чтобы послужили эти Святые Дары причащающимся верным для очищения души и прощения грехов. В молитве, которая находится перед Причащением, говорится: " И сподоби державною Твоею рукою преподать нам пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людем " . То есть удостой нас, Господи, дать нам Своей крепкой рукой Твое Святое Тело и честную Кровь и посредством нас передай всему Твоему народу. Это мы видим также и в возгласах, когда священник взывает как бы от Лица Господа к народу: " Примите, ядите, сие есть Тело Мое " и " пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя " . И когда, держа в своих руках святую Чашу с животворящим Телом и Кровью, выходит из врат и показывает ее народу, тогда приглашает его к Божественному Причащению и громко взывает: " Со страхом Божиим, верою и любовию приступите " . То есть подходите со страхом Божиим, верою и любовью причащаться Божественных Тайн. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостоились. Народ благодарит: " Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам " , что значит: " О Господи, пусть уста наши наполнятся славословием Тебе, ибо Ты нас удостоил причаститься Святым и бессмертным Твоим Тайнам " . А священник говорит: " Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых и животворящих Тайн достойно благодарим Господа " , что значит: " Братья, поскольку с чистой совестью мы все причастились Святых и животворящих Тайн, давайте вместе благодарить Господа " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

Кто знает в совершенстве всю глубину, бездну и гибельность падения человеческого, кроме Господа? Кто знает все ужасные последствия этого падения и необходимость страшной и сверхъестественной жертвы искупления чрез воплощение, страдания и смерть Сына Божия воплощенного. Развить. Удивительны непокорность и своеволие ветхого человека: когда зовут для [священной] требы причащения больного – является неохота, озлобление на зовущих и самого болящего; когда зовут на обед – с радостью спешу; вообще, когда угодное плоти творишь – с радостью творишь, когда угодное Богу надо делать, ближнему во благое, бедному – с огорчением творю. Окаянен я! Меня поражает, с одной стороны, величие даров Божиих человечеству в обессмертвовании, очищении, освящении, обновлении и обожении его природы; с другой стороны, лукавство человека, гордость, неверие, неблагодарность пред Богом, легкомыслие намеренное, религиозное невежество, неверие, кощунство над верою и чудесами, погружение в чувственность, в пьянство, блудную нечистоту, злобу, зависть, непокорность родителям и властям, непочтение и презрение к старшим. Нужно решительное изменение, возрождение, обновление, иной образ мыслей, верований, чувств, дел. Нет выше, честнее и плодотворнее служения, как усердно, охотно, с любовью и смирением навещать больных, утешать их и причащать Божественных и животворящих Таин пречистого Тела и Крови Господней, и потому всегда благодушествуй, о иерей, приглашаемый к больному ради утешения и причащения. Непрестанно наблюдай за собою, чтобы при исправлении требы для людей бедных иметь всегда в душе смирение, усердие, доброжелательство и доброхотство к ним и никогда не огорчаться на них, даже за частое приглашение для исповеди и причащения Святых Таин, ибо для них это единственное утешение в их нужде, скорби и печали. Помни, что ты Господу служишь, а не человекам, и от Господа получишь воздаяние. Аминь. 7 мая 1897. По мере того, как стали усерднее к принятию животворящих Таин Тела и Крови Христовых мои духовные чада и пожелали часто причащаться их, я сделался для них в этом отношении скупее и сам жаднее до их причащения не духовно только, но и по телесному вкусу и жестокосерднее к частым причастникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   В борьбе со страстями, тем более со страстью блудной, иногда довольно длительной, необходимо укреплять душевные силы как можно частой исповедью и причащением Святых Таин Тела и Крови Христовых. Именно благодать Святых Таинств укрепляет волю и решимость бороться с грехом, укрепляет в душе неприязнь, ненависть к плотской страсти. Через частое причащение, через благодатные ощущения и воздействия душа постепенно приобретает сродство, как бы вкус, стремление ко всему чистому и духовному, святому и богоугодному. Этим полагается основание ненависти ко всему нечистому, порочному, греховному, гнездящемуся в душе или возбуждаемому в душе и теле извне бесами.    С самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставляли первейшим благом частое причащение с достойным к тому приготовлением (говением и исповедью). И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения и нет преуспевания в духовной жизни и в борьбе со страстями без частого причащения. (Как часто причащаться — это лучше всего решать по совету опытного духовника.)    Значение причащения для христианина глубоко и всесторонне указано в каноне и молитвах ко причащению и молитвах по причащении. Причащение божественных, святых и пречистых, животворящих Христовых Таин (Тела и Крови Христовых) производит в душе достойно причащающихся:    исцеление и очищение от всякой греховной скверны (нечистоты) плоти и духа; отчуждение от страстей, удаление, устранение страстей, особенно «душетленных» телесных страстей; укрепление сил души против греховных плотских влечений и вражеских искушений; бодрость духовную и телесную; исцеляет душу и тело; располагает к духовным подвигам, к чистоте и целомудрию и ко всякой добродетели.    В Таинстве причащения Тела и Крови Христовых верные преискренне соединяются с Самим Господом Иисусом Христом. Достойное причащение пречистых и животворящих Тела и Крови Христовых подает верующим:    отгнание и пресечение («возбранение») злых и лукавых (греховных) обычаев и навыков, очищение от всякой нечистоты и осквернения «похотью безместной (непристойной)» и «помышлениями бессловесными (неразумными»); истребление («потребление») и окончательное уничтожение («всесовершенное погубление») лукавых помыслов и помышлений, и предприятий, и ночных мечтаний, производимых темными и лукавыми духами; отгнание всякого греховного мечтания и лукавых (греховных) дел и охранение от всякого диавольского действия, злонамеренно проявляющегося через наши телесные члены («мысленно во удесех действуемаго»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Имея богатство благодати, чудеснее получаемое в причащении святых Таин, ты к сему непрестанно призывал еси люди вся; и ныне, сердцами, оживотренными сими тайнами, поют они тебе таковая: Радуйся, черпати богатство неизреченное в причащении святых Таин Христовых вся приглашаяй; Радуйся, всегда благодарение приносити о сих тайнах напоминаяй; Радуйся, к тем приступати с покаянием, верою и любовию призываяй; Радуйся, яко в тех находити источник животворящий указуяй; Радуйся, хладности избавляти научаяй; Радуйся, неверия при сем избегати предостерегаяй; Радуйся, отче наш Иоанне, земли Российския молитвенниче и чудотворче предивный. Кондак 4 Бурю злых напастей претерпел еси, отче наш Иоанне, егда супружница твоя и архиерей лету тому не имели веры в подвиг твой. Ты же благодушно о Господе вся сия терпел еси, не преставая шествовати стезею заповедей Господних и поя Ему велегласно: Аллилуия. ИКОС 4 Слышаше нецые о подвизех твоих и молитвах, недоумеваху, какова кончина будет твоя. Ты же, неизменно в творении заповедей пребывая, смиренно отвещал еси, да кончины пождут твоея. Мы же, дивящеся смирению твоему, вопием: Радуйся, непреклонне на камени заповедей Христовых стоявый; Радуйся, высокия чином удовлити человекоугодием не пожелавый; Радуйся, на суд архиерейский по навету призванный; Радуйся, яко клеветническая писания, тебе на суд вшедшу, листом белым обретошася; Радуйся, яко молитвою твоею писания на нем возобновишася; Радуйся, яко того ради познана бысть праведность жития твоего о Господе; Радуйся, отче наш Иоанне, земли Российския молитвенниче и чудотворче предивный. КОНДАК 5 Божественный свет озаряще душу, егда приобщашеся святых Таин Христовых, и той свет осияваше не токмо тебе самаго, но и всякую душу, из рук твоих причащенную. И тако облагодаствованная душа воспевала немолчно: Аллилуиа. ИКОС 5 Видя враг человеческаго рода ревность твою ко служению Божественныя литургии, смущающее душу твою при совершении службы сия; но ты имея в душе образ покаяния и крепкое борение с помыслами, глубиною молитвенною побеждал тоя; сего ради и мы тебе зовем:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2334...

Если кто тунеядец, то это я, а не свояченица моя А.К., на которую я сержусь за даровое житье у меня с детьми и прислугой. И зачем сердиться? Если меня обижают, живя у меня против воли на моем иждивении, то за обидимого Бог и против обидящих – Бог, но мучить себя, беспокоить себя представлением праздности, лени сестры своей, беспорядками от ней и детей в квартире безрассудно, ибо к прочим беспорядкам прибавляется еще беспорядок в моей же душе, мука, смерть. Лучше махнуть на все рукой и предать живот свой Христу Богу, Который за изъян силен вознаградить сторицею и домашних обличить и вразумить. Если кому, то своим милостыню оказывать – дело должное, но и в любви жить с домашними – дело необходимое. Так повелевает Господь. Странное дело, что когда я пресыщен, я более беснуюсь, злюсь на домашних, и особенно после литургии, – значит, я недостойно причащаюсь животворящих Таин. Но что блаженнее и дороже причащения Святых Таин? Ради Святых Таин, ради их одних я должен всем земным пренебречь и жить во взаимной любви. Не говорю уже о том, что я сыт и пресыт всем, доволен и предоволен. О, плоть вселукавая, жадная, ненасытимая, злая, скупая, завистливая, унылая. Прочь, окаянная! Господи! Излей любовь. Радуйся, что ты не один, а в семействе, что жене твоей не скучно с сестрой и с детьми, не воздвигай на себя гнева Божия, гоня внутренно женину сестру с детьми. Своих детей не имеешь – способствуй воспитанию детей свояченицы, они – чада Божии. Бог тебя наградит за них, как и награждает. Благодарю Господа, спасшего меня спасением великим по молитве моей внутренней, когда терзала меня злоба на свояченицу мою Анну и вместе зависть даровому ее житью. Но не даром ли я сам живу? Сам живу праздно, только страстям своим угождаю и не презираю себя за то, а сестру ненавижу за праздность. Господи! Даруй мне туне любить сестру с чадами и питать их, как Ты любишь меня туне, милуешь и любишь, презирая мои прегрешения. Благодарю Тебя за освобождение от зла и тесноты адовой. Согрешил я пред Господом и пред собою, с жадностию обедавши после прогулки на кладбище; ходил для того более, чтобы сделать больший моцион после сытного ужина (четыре яйца), и, пришедши, опять не удержался от излишества. Грешен, безответен!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разруши царство диавола, царство чревоугодия, алчности, невоздержания, плотоугодия, блуда, пьянства, сребролюбия, гордости, зависти, злобы, тщеславия, ропота, нетерпения, хулы, неверия, непослушания, самочиния, боязни, малодушия, уныния, отчаяния. 15 мая. Троицын день. Славлю Твое долготерпение, Триипостасный Боже, яко меня, поработившегося чреву, в то время когда я причащаюсь очейь часто Святых Таин Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа, доселе не погубляешь, но щадиши и милуеши, хотя в каждый раз я достоин осуждения, муки, смерти. Благодарю Господа за вчерашнюю литургию, яко непреткновенно благодатию Его совершил ее и неосужденно причастился божественных и животворящих Таин Его ко оживотворению. Поминаний усопших было много. Просфир две полных корзины; от проскомидии тридцать один рубль, от ранней обедни четырнадцать. Везде сети вражии: вчера я зашел к священнику госпиталя отцу Владимиру Федоровичу Краснопольскому, а у него квартира сильно прокурена табачным дымом. Я побыл в ней полчаса, напился чаю, но от табачного смердящего, тяжелого воздуха, пропитанного скверной, безжизненной, мертвецкой кислотой, я ослабил крайне свои нервы, засорил грудь, легкие и с трудом служил всенощную в Успенской церкви (в Думе). Казалось, что лукавый и нечистый вошел в мою внутренность с этим дымом. Да он и вправду гнездится в таком воздухе – ему ведь курение приносится, живущему во плоти похотной. Прежде он обонял курение, живя в неодушевленных идолах, а теперь принимает курение себе, живя во плоти похотливых человеков. 15 мая. Вечер. Благодарю Господа за многократное избавление от многоразличных диавольских козней и насилий во время литургии поздней в Думской Успенской церкви, за животворное причащение Святых Таин и за одушевленное чтение молитвы Пятидесятницы во время вечерни. Благодарю Господа за избавление от насилия вражией злобы на неповинного ни в чем племянника Ивана Васильевича; я помолился дважды и трижды, и Господь избавил, а без Его помощи одолела бы злоба, и я был бы крайне повинен в том. Всё из-за тщеславия, что-де неказист, кривой, вялый, неречистый. О, Господи! И всё более при сторонних людях злоба забирает: стыжусь его. Но иже постыдится Господа в лице меньшей братии Его, сего Сын Человеческий постыдится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010