Июль 1 июля Воскресение. Благодарение моего Сладчайшего Спасителя, загладившего иные грехи мои покаянием и омывшего оные Кровию Своею. Литургию служил с умилением и слезами от чувства множества грехов моих и безмерного милосердия и долготерпения Господа. Беседу сказал хорошо, со дерзновением. Благодарю Господа, погасившего вражду мою в самом начале третьего дня дома и нынешний день во время обедни, – тогда на сестру Анну К., ныне на отца диакона Петра. Благодарю и славлю и превозношу Господа, сподобляющего меня ежедневно причащаться Божественных и животворящих Таин и непреткновенно совершать все дневные службы, – иго Господне благо для меня и бремя Его легко. Слава Богу! Благодарю Господа, очистившего мой желудок и легкие и кровь поносом трехдневным и не расслабившего меня вконец. 3-го июля. Сильный жар, градусов 28. Июля 4-го Благодарю Господа, и ныне утешившего меня причащением святых и животворящих и страшных, пренебесных Своих Таин и исцелившего меня от поноса моего четверодневного. Согрешил тяжко пред Богом, ударив тростию нескольких нищих по ногам и по плечам из досады на них и мнения, что обманывают меня вымышленными нуждами. И словами обижал их, и неохотно и с досадою подавал. 4-го июля остановился мой понос благодатию и силою Животворящих Таин и чрез благодать венчания, ибо я проникся животворною силою молитв брачных; и доктору спасибо за капли. Понос продолжался до 8-го июля. Благодарю Господа за неизреченное Его долготерпение и милосердие ко мне, многогрешному, яко удостоивал меня всю седмицу животворно причащаться Божественных, животворящих и страшных Таин Его и совершать непреткновенно все дневные службы в сладость и крепость душевную. Так было и вчера, в воскресение, при совершении Божественной службы. Дерзаю умолять Господа, да смирит и покорит нам ради имени Его, имиже веси судьбами, гордых и самонадеянных и упрямых и своенравных и самоуправных чад моих духовных Филиппа Степанова и Николая Сидорова, озлобленных против своих духовных пастырей и ругательно и укоризненно об них отзывающихся. Но даждь мне, Господи, себе самого совершенно покорити воле Твоей – сердце мое, волю мою, весь живот мой предати Тебе, Господу Богу моему, и любити или не любити кого по Твоей, а не по моей воле. Господи! Отыми от души моей всякую неприязнь к сестре Анне и чадам ее, даждь мне видеть и ценить ее по временам доброту и не за благорасположение ее только ко мне любить ее, но если бы она была и врагом и недоброжелательницею моею и поносительницею и досадительницею. Да не вменится ей сие и да оставится ей сие благостию Твоею, ибо не весть, что творит. Если же в чем стужала она мне с чадами своими, прости ей и не вмени. Господи! Благодарю Тебя, яко отъемлеши чувство неприязни к сестре по молитве моей. Безопасно есть, Господи, любити Тебе ради всех. Даждь убо любити всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

СВЯТЫЕ ТАЙНЫ Слово Божие говорит, что в ЕВХАРИСТИИ истинное Тело и Кровь Христовы Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть Тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся святая церковь верует и исповедует (5:277). Размышление о Св. Тайнах вселяет в душу благоговение и страх Божий Уверися точно и утвердися, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в Святейшей Евхаристии, – и сие самое научит тебе, с коликим страхом, почитанием и БЛАГОГОВЕНИЕМ приступать должно к сему великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением и благоговением: к сей ли божественной трапезе приступая, не вострепещеши? Тогда не много будеши говорить в молитве, но едино сие повторять будеши: помилуй, Господи, очисти, Господи, да не опален буду, яко сено сухое огнем. Святая бо святым подаются, якоже иерей возглашает на литургии. И тут удивляться будеши благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь Пресвятая нам, бренным и недостойным, подается в духовную пищу; и от сердца будешь благословить и благодарить Его за сие великое таинство Его; и, поминая сие, будешь себе исправнее вести в житии твоем; не захощешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщатися жить так, как христианину достойно. Сие едино отвращать тебе будет от всякаго греха и подвигнет ко всякому добру (5:281–282). Причащение приносит пользу, если отстать от грехов Причащение Таин Христовых, если хощеши чтобы оно пользовало, тебе отвести от греха должно. К Телу бо Христову и Крови Его Святой когда приступаем, и причащаемся страшных сих и животворящих Таин, когда надобно опасаться, чтобы «не в суд и осуждение» было причащение. Почему должно и прежде причащения и по причащении берещися греха, как змия, который душу поедает (1:109). Причащение святых животворящих Таин подвигает к удалению от ГРЕХА Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовыя должно подвигнуть нас, христиане, к удалению от греха к истинному покаянию. Како «Пречистое» Тело Христово дерзнеши приняти в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которыя хищением, граблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочиим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его «святую», в тыя уста, которыя злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, клеветою, осуждением, лестью, лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочиим смрадом не престаеши наполнять? Како приимешь «Христа» в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, похотию, сребролюбием и лихоиманием и прочиим злом преисполнено (3:271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Октябрь 2 октября Благодарю Господа за непреткновенное совершение Божественной литургии и препобеждение козней противника и за премирное причащение Святых Таин: враг строил козни, крепко теснил меня, но благодатию Божиею был побежден и прогнан; в гимназии сильно теснил, особенно нечистотою, – по молитве отошла нечистота. Благодарю Господа за отъятие злобы диавольской от сердца моего, объявшей меня дома и по входе в церковь , по молитве покаяния отшатнувшейся. Я вкусил глубокий мир и служил вечерню мирно. Слава Господу! Плотская, беззаконная любовь есть искоренение истинной любви и насаждение вражды и нечистоты в сердце. По благодати, премудрости, благости и всемогуществу Божию и теперь только, в сорок два года, начинаю приходить в силу и крепость – и всё благодаря священным трудам моим, по долгу священства совершаемым и осеняемым свыше, наипаче же по причине частого причащения пречистых, бессмертных и животворящих Таин Владыки и Бога моего, Источника жизни. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Завтра крестины в [мол.] Екатерины в доме Кизера. Всё себе. Всякое добро, искренно сделанное, принесет нам же самим благо, возвратится в недро 139 наше. Зачем я ласкаю эту змею, губительницу мою, изрыгающую столько смертельного яду в мое сердце? Я разумею плоть мою. Трудом, бдением, воздержанием, молитвою да усмиряю ее непрестанно. На ночь отнюдь не должен я есть ни рыбы, ни мяса: от ядения бывает ужасная теснота на следующий день (или от многоядения, быть может). Вчера (пятница) я поел с жадностию трески с брусничным вареньем и с булкою, и сегодня чувствую себя доселе нехорошо, тяжело, вяло; клонит сильно ко сну (погода весьма дождливая со вчерашнего вечера доселе); в горле першит. То ли бы дело удовольствоваться одним чаем, хотя с булкою. Вчера за обедом ел овсянку с прованским маслом да селедку с черным хлебом. 3 октября Благодарю Господа за благополучное, при содействии вседействующей благодати Его, совершение литургии и неосужденное причащение Божественных Его Таин. Во время литургии была немощь глупой боязни семейства Зеленых, в особенности к самой Софье Ивановне, по действию вражию, было какое-то нерасположение и отчуждение из-за мнимой или действительной гордости, которую я заметил при разъезде ее в коляске. Себя да врачую. Врачу, изцелися сам [ Лк. 4, 23 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ноябрь 1 ноября Благодарю Господа за помощь свыше при совершении утрени и литургии; благодарю Радость мою за живот, мир и радость, дарованные мне в причащении Святых Таин после бывшей тесноты; за животворящий огнь в устах и в сердце, за победу над врагами, теснившими и смущавшими меня. После обедни при столкновении с отцом Матфеем ужасно искусился: отец Матфей при здорованье не удостоил ни взгляда, ни слова и остался с полным пренебрежением: это возмутило меня, и я дал заметить отцу протоиерею Павлу Васильевичу Трачевскому с досадою, как сердит отец Матфей; но за это враги бесплотные напали на меня, вошли в мою храмину и совсем лишили меня мира, радости, свободы, дерзновения; я пошел из храма на молебен в стыде, тесноте, смущении и едва отслужил молебен; умолял Господа по дороге, да помилует меня. Вперед я не должен нападать на старшего брата ни одним словом. Отец Матфей был спокоен при моих словах протоиерею. Просил Господа о мире и любви между нами, аще возможно. Предоставляю брата моего Матфея Богу. Да не попустит Господь быть между нами вражде диавольской. Девять лет я прослужил в гимназии при непрестанной Божией помощи, при непрестанном Его милосердии ко мне, одновременно с этим шестнадцать лет прослужил я священником в городском соборе, также при непрестанном Божием содействии и милосердии; шестнадцать лет я учился при непрестанной Божией помощи, при непрерывном Его ко мне милосердии; девять лет хранил меня Господь как зеницу ока со времени зачатия в утробе матери до отдания в училище. – Как я возблагодарю за всё это Господа моего, Творца, Промыслителя и Спасителя моего! О, Господи! да возлюблю я Тебя всем сердцем моим, всем помышлением моим, всею крепостию моею. 2 ноября Благодарю Господа за животворящий огнь и за небесный мир, дарованные мне благостию Божиею по причащении животворящих Таин Тела и Крови Господней и за отъятие греховной мертвости, тесноты. Благодарю Господа за дар слова, как река быстрая и чистая, излившегося в классах гимназии из уст моих. Сам Бог Слово говорил чрез меня, недостойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 5. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Тот есть пастырь добрый, который учит, и то, чему учит, сам делом показывает. Потому пастырям не только должно учить, но и самим являть пример добрых дел. Пастырь добрый подобен вождю, который и путь указует людям, и сам идет впереди, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал Лука святой: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, потому что учение свое подтверждает делом и житием своим. Святитель Тихон Задонский «Если ты пастырь, то наставь, убеди, укрепи, ободри, раньше всех встань, позже всех ляг – заботься о своей пастве, молись за нее горячо, долго молись, а о себе помолись после; если ты служишь, то служи благоговейно, со страхом и верой», – так говорил протоиерей Валентин Амфитеатров в одной из своих проповедей 31 . Несомненно, что и сам он по мере возможности, и даже сверх обыкновенных человеческих сил следовал этому идеалу. В чем же состояла и как совершалась пастырская деятельность о. Валентина, и каким средствам духовного воспитания батюшка уделял особое внимание? «Источника бессмертнаго вкусите» Частое Причащение жизни, сказал Василий Великий , что иное значит, как не частое оживление? Частое Причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке. Святитель Игнатий Ставропольский Одним из важнейших средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди. «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое», – писал свт. Иоанн Златоуст . О том же говорили свт. Василий Великий , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , прп. Серафим Саровский , свт. Иннокентий Херсонский , митр. Московский Платон и другие Святые Отцы и благочестивые проповедники. Едва ли можно найти хотя бы одного святого, который не упоминал бы о важности причащения. Однако в XIX веке в России была уже общепринятой практика редкого – вплоть до одного раза в год – причащения Святых Таин. То же касалось и Таинства покаяния. Такая практика не имела никакого основания в Церковной истории и учении Святых Отцов Православной Церкви и, думаем, возникла из нерадения. Однако она твердо укоренилась, и иной подход к этому вопросу считался неким новшеством, едва ли не ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Июль 1876 г. 2-го июля. Благодарю Господа, не возгнушавшегося мною, непотребным, и в сей день и сподобившего меня блаженства причаститься Божественных животворящих и страшных Его Таин. Страх вражий был во мне всю обедню, пакостник смущал и обессиливал меня внутренне; на великом входе запутал меня мыслию о деньгах в пользу нищих; не сказал ни одного имени; «ихже даруй святым Твоим церквам»... пропустил по страху вражию. Заамвонную молитву читал громко, торжественно, всю. Это благодатию Святых Таин. На отпусте не помянул святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Иоанна Златоустог о, святого Александра Невского, святых праведных Иокима и Анну. Перед обедней во время утрени допустил воскипеть в сердце неприязни и презорству к служащему отцу Александру за служение вместо меня панихид, отпевания и заупокойной обедни в соборе, хотя я сам дал Зрелову дьячку ответ, что все службы заупокойные пусть служит отец Александр: я еду в Петергоф на два дня. А вместо того приехал завтра же. Покаянием и сокрушением сердца и благодатию Господа изгнал из души эту змию, мучившую меня. Отсюда вижу, что сребролюбие во мне сильно, а любовь к брату, уважение к нему крайне слабы, ничтожны. Увы мне, грешнику окаянному! 4 июля. Согрешил, искушая долготерпение Господне 2-го июля вечером, покурив сигару 32 , когда давно я знал, что мне не должно осквернять уста свои прихотью. Вот теперь ко мне возвратилась глухота, сделался шум в голове. Согрешил и еще пред Господом и угодником Его святым Тихоном Задонским , сказав разносчику для уступки в цене, что сочинения святого Тихона много валяются и дешево продаются. Так не следовало говорить! Вот, каюсь в этих грехах и в других многих. Слух сердечный я утратил, потому в наказание и слуха телесного лишился, а слух сердечный я утратил чрез невоздержиение в пище и питии, особенно в мясоядении; мяса мне давно не надо было есть; еще прежде, болев ушами (года четыре назад), я дал обет не есть мяса и не исполнил его. Согрешил чревоугодием, идолопоклонствуя доселе. Окаянный я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

составитель Терещенко Т. Н. ПРИЧАЩЕНИЕ Вы изволите писать… насчет вашего отлагательства Таинства Исповеди и святого приобщения, и что даже вам казался духовник страшен! Но, однако, Милосердый Всемогущий Господь изобличил томящего вас злокозненного врага, плевелы, всеваемые им в вашу незлобивую душу [мнения], и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными… А потому, обманувшись от такового коварника, да положим при помощи Господней начало впредь не отлагать время за время и день за день, но да с усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к Святым и Животворящим Таинам! А что вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду, довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостью преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается (прп. Лев, 20). Господа ради прошу и молю тебя – да потщимся по возможности слабых сил наших за молитвы батюшки отца Феодора не делать такой душевредной привычки, дабы отлагать время за время приуготовление к Святым Таинам Исповеди и Святого Причащения Животворящих Таин. Отлагать сего отнюдь не должно, но с твердым упованием, решимостью и благонадежием приступать к Всевышнему Господу Богу, в Таинстве Причащения присутствующему, помощи и покровительства себе от этого ожидать, и от всех наших немощей избавления и очищения да мним, ибо Он силен и всемогущ. Итак, и паки напоминаю: всячески да стараемся почаще приуготовляться к восприятию Святых и Животворящих Таинств, к очищению наших душ и телес (прп. Лев, 30). После исповеди, готовясь сообщаться Святых Таин, находишься в смущении, что будто не все грехи исповедала? Отвергай этот злой вражеский помысел верой, и смирением и надеждой на милосердие Божие успокаивай себя. А что кажется, что еще вновь много согрешаешь и потому недостойно приступаешь к Святым Таинам, – это оттого, что ты думаешь приступить безгрешной, а враг и имеет силу наводить смущение, а когда ты приступаешь с чувством своей греховности и надеждой на неизреченное милосердие Божие – ибо Он взял на

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается истинное Тело Христово и под видом вина истинная Кровь Господня I. В житии святителя Григория Двоеслова , папы римского, рассказывается о знаментальном чуде, которое совершилось в пречистых тайнах по молитве сего святителя. «Одна знатная римская женщина принесла просфоры для совершения таинства причащения; литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям Св. Причащение, то приступила и та женщина причаститься св. таин. При словах святителя: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», упомянутая женщина усмехнулась. Видя смех ее, святитель удержал свою руку и спросил женщину: «Почто ты рассмеялась?» – «Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь Телом Христовым, который я испекла моими руками». Святитель Григорий, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного тела человеческого. Это чудо увидала не только та женщина, но и все прочие, бывшие в храме, прославили Христа Бога и утвердились в вере относительно пречистых таин, что под видом хлеба преподается истинное Тело Христово, и под видом вина – истинная Кровь Господня. Святитель снова помолился – и вид тела человеческого претворился в вид хлеба. Со страхом и верою несомненно приняла женщина хлеб, как Тело Христово, также и вино – как Кровь Христову» («Чет.-Мин.» 12 марта). II. Один, живший в скиту, старец был великий подвижник; но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно тело Христово, а только вместообразное. Не смотря на все убеждения, старец отвечал: «Если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться». Св. подвижники сказали ему: «Помолимся Богу эту неделю о таинстве сем и Бог откроет нам». Старец с радостию согласился на это предложение, и молился Богу так: «Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но чтобы не заблуждаться по неведению; открой мне, Господи Иисусе!» Так молились и другие старцы подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» ЧИН ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО Церковнославянский Русский Приемлет иерей часть от Святых Таин, влагает в потир и вливает мало вина, якоже мощно больному удобь прияти то. Священник берет частицу Святых Таин, вкладывает в потир и вливает туда немного вина, чтобы больной мог легко приять то. И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И начинает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Трисвятое. По Отче наш: Господи, помилуй, 12. Приидите поклонимся: трижды. Затем Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) Символ веры Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. 1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. 3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. 4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5 И воскресшего в третий день, по Писаниям. 6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 7 И снова грядущего со славою, судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. 8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. 9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10 Признаю одно Крещение, для прощения грехов. 11 Ожидаю воскресения мёртвых, 12 и жизни будущего века. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chin-pric...

Апрель 2 апреля Сегодня прошел я сквозь огонь и воду сатанинские, и Ты, Христе, извел меня в покой чрез причащение животворящих Таин Твоих. О! Как сильно, яростно, убийственно было искушение сатанинское в движении злобы и раздражительности на ближнего. Я был омрачен, смущен, воспален, стеснен внутренно; поник совершенно духом и пришел в отчаяние от огня сатанинского, не преставая, впрочем, взывать к Богу о помощи; в довершение моего горя враг изрыгал во мне хулы на Пребожественную Троицу. Стал я читать в церкви на Часах Евангелие от Иоанна – и, увы! без малейшего сочувствия, мертвым сердцем, запинающимся языком, с желанием скорее кончить. Но вот я прочитал входные, или приготовительные к литургии молитвы, помолился Господу и Владычице – и полегче, полегче стало: не стало огня, и тесноты, и страха, и томления мучительного; во время обедни довольно сносно касался меня диавол, а после причащения – о, чудесе! я стал мирен, ясен, радостен, блажен, небесен, как из мертвых воскрес. Оле 82 благодеяний, оле чудес Владычних! На мне исполнились слова пророка Давида: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою [ Пс. 93, 19 ]. Почему крайне необходимо христианам держать пост или никогда не обременять чрева своего пищею и питием? – Потому что сердце христианина есть храм Божий, обитель Пресвятой Троицы, а Сердце и чрево совместны, и так как Пресвятая Троица есть Дух и ищет сродного Себе в человеке, то есть духа его (угождающий же чреву есть плотской человек, не имеющий духа), то Бог не может обитать в сердце чревоугодника. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане [рус.: потому что] суть плоть [ Быт. 6, 3 ]. Значит, чтобы соделаться христианину храмом Духа Святого, необходимо ему поститься. Причастившись Святых Таин, храни крепко кротость, смирение и незлобие сердца, беспристрастие к благам земным; будь воздержен в пище и питии; воздерживай язык, говори немного, особенно не празднословь, не смейся, не раздражайся. Будь искренен, простосердечен в любви; как себя уважаешь и любишь, так и других уважай и люби; чего себе желаешь, того и сам другим желай, – словом, от чиста сердца люби всех, как чад единого Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010