Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прежде бывшее и прославим Лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самаго родства Давидова: пошел также, — говорит он, — и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна, потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего, перворожденнаго всей твари, и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостиннице (Лук. 2:4–7). Спеленала одевающаго светом, как одеждою (Псал. 103:9). Спеленала создавшаго всю тварь. Положила в яслях седящаго на херувимах и воспеваемаго тмами ангелов. В ясдях безсловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по собственному произволению сдедавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать прдчастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостиннице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, будучи богат, Он обнищал ради нас (2 Кор. 8:9), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных таин домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца возсел, и в яслях, как на херувцмах, почил. По истине [это] Престол и именно херувимский, Престол царский, святый из святых, единый, славный на земле святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным н всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Беседа 2 Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Но вот однажды был случай с учениками Спасителя: один отец имел бесноватого сына и приводил его к ним для исцеления, но они не могли его исцелить. Отчего же? По неверию отца этого больного и – учеников Христовых. О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами. Доколе буду терпеть вас? сказал Господь этому отцу и предстоящим. Приведите мне его сюда. И воспретил ему Иисус, и бес вышел из него и отрок исцелился в тот час. «Ученики, приступив к Иисусу наедине, спросили Его: почему мы не могли выгнать его? Иисус сказал им: по неверию вашему», и присовокупил: «истинно говорю вам: ежели вы будете иметь веру с зерно горчичное и скажете горе сей: перейди отсюда туда, то она перейдет; и ничего не будет вам невозможного. Сей же род изгоняется только молитвою и постом» 250 . Впрочем, апостолы впадали иногда в искушение неверия только до сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы; а после сошествия Святого Духа они никогда уже не впадали в неверие, но всегда имели непоколебимую веру и ею творили бесчисленные чудеса: исцеляли всякие болезни, изгоняли словом демонов, воскрешали мертвых. Святые угодники Божии древних и новых времен верою творили множество чудес, как сами вы слыхали и читали. Сколь многие и в наши дни по вере своей получили многочисленные исцеления, дивное избавление от бед и напастей, от мучительства демонов! Сколь многие чудесно исцелялись через причащение животворящих Таин тела и крови Христовой! Сколько исцелений было и бывает от мощей святых угодников Божиих или от чудотворных святых икон, или просто от искренней, с верою в покаянии молитвы Господу и Пречистой Его Матери, или святым угодникам Божиим? Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвою веры, в простоте сердца, попросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и, в доказательство, готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. Я, – говорил он о себе, – обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, – но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии, за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот: и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления. Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь; если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения: и вера и упование не посрамляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Покланяйся и целуй с верою честное изображение воплотившегося за нас Слова Божия в той мысли, что ты видишь пред собою Самого изображенного. Ибо честь, воздаваемая иконе относится к тому, кто на ней изображен " ; как сказал один из наших богословов (св. Василий Великий). Так что мы в уме переносимся к живому, подлинному, истинному образу Того, Кто изображен на иконе. Мы не обожаем этих икон, но целуем их, как изображения воплотившегося за нас Бога, Который из любви к нам временно уничижил Себя. На том же основании мы лобзаем и поклоняемся изображениям Пречистой Его Матери и всех святых. Подобным образом, с верою целуй и поклоняйся изображению святого и Животворящего Креста ради Распятого на нем, распятого для спасения рода человеческого и давшего нам крест помощником для победы над диаволом, при виде которого диавол ужасается и дрожит, не перенося его силы. Следуя этому учению, прими св. крещение, сохраняя веру неизменной и чистой до последнего дыхания. Всякое же учение и мнение, противоречащее этой истинной вере, ты считай противным Богу, а потому отвергай его, ибо Апостол говорит: Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали мне, да будет анафема (Гал.1:8). Знай, что нет другого Евангелия, другой истинной веры, кроме возвещенной нам Апостолами и утвержденной на различных соборах Божественными Отцами и принятой кафолическою Церковью " . Св. крещение Иоасафа, последние наставления, прощание и удаление св. Варлаама в пустыню Сказав все это и передав царевичу Символ веры, изложенный на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, погрузив в водоем с водой, находящийся в царском саду. Тогда низошли на крещенного дары Святаго Духа. Возвратившись же в спальню Иоасафа и совершив бескровное священное жертвоприношение, старец преподал ему Святых Таин Христовых, возрадовался он духом, прославляя Христа, Бога нашего. После этого Варлаам сказал: " Да будет хвален Бог, Отец Господа нашего Иисус Христа, утвердивший тебя в надежде на жизнь в бессмертном, вечном, святом наследии чрез Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Поэтому мы достойную всеобщего воспевания Богородицу и прославляем. Припев: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. (Поклон) Вкусите и убедитесь: Христос, Благой Господь, ради нас некогда уподобившийся нам и единожды принёсший Себя в жертву Отцу Своему, с тех пор постоянно закалается 48 , освящая причащающихся. Припев: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. (Поклон) Причащением священных Таин да освящусь я душою и телом, Владыка, да просвещусь, да спасусь, да сделаюсь домом Твоим, имея Тебя, Благодетель многомилостивый, живущим во мне с Отцем и Духом. Припев: Возврати мне радость надежды на спасение Тобою и владычественным Духом утверди меня. (Поклон) Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё и Кровь драгоценнейшая огнём, попаляющим грехи и сжигающим терния страстей, светом, всего меня просвещающим на поклонение Божеству Твоему. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Бог воплотился от чистой крови Твоей. Поэтому все народы воспевают Тебя, Владычица, и сонмы духов славят, так как через Тебя они ясно увидели Владыку вселенной в человеческом естестве. Окончание молитв Воистину достойно прославлять Тебя как Богородицу, всегда Блаженную и Пренепорочную, и Матерь нашего Бога. Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, безболезненно родившую Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых помилуй нас. Аминь.  Последование к Святому Причащению Божественнаго и Животворящаго Пречистаго Тела Христова и Крови Его 49 . Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Дух истины, Везде Сущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благий, наши души.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-mol...

Храни же себя, христианин, от греха, как от великого зла. 15. Соделанный грех мучит совесть, пока не будет очищен покаянием. Берегись же греха, как яда змей, хотя бы во избежание угрызений совести. 16. Если хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то избегай греха. Ибо кто грешит и от греха не отстает, того молитва не приемлется. 17. К причащению святых, страшных и животворящих Таин Тела, и Крови Христовых должны мы приступать со страхом и трепетом, опасаясь, чтобы не в суд и осуждение было причащение. Поэтому надо и прежде причащения и после него беречься греха, как змия, который душу поядает. 18. Наша забота и подвиг в борьбе с грехом не сильны без помощи Божией. Поэтому нам надо всегда заботиться и молиться, да поможет нам Господь в сем подвиге. 19. Молитва к Богу частая, смиренная, прилежная, с сокрушением сердца — весьма сильное пособие в борьбе с грехом. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», — сказал Христос (Мф.26:41). 20. Благочестивым Христос возглаголет во Втором Своем Пришествии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Об уготованных же праведным благах пророк говорит: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кромё Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (Ис.64:4).   Нераскаявшимся же грешникам скажет Господь: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). И пойдут сии в муку вечную; праведницы в живот вечный. И везде в слове Божием возвещается некающимся грешникам бедствие, а благочестивым блаженство. Слово Божие неложно, истинно, о чем говорит, то будет неизменно. Бог солгать не может. Внимай же сему, христианин, чтобы за временную сласть греха не лишиться вечного блаженства и не попасть в вечную муку, которой не будет конца. § 2. Виды греха    Мрачная природа греха станет очевиднее при более подробном рассмотрении видов греха.    Грех есть преступление заповеди, повелевающей или запрещающей что-либо делать, преступление произвольное, непринужденное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

А вот что говорил почти наш современник, святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия Святых Таин Господь подавал мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную вместо нечистой, унылой и вялой, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим». Действительно, неужели никто из нас не ощущал этого чудесного изменения, неужели мы не помним, как и наши близкие вдруг говорили, что мы какие-то необычные, как будто излучаем свет, какую-то силу, особую животворящую любовь, наполняющую смыслом весь мир. Это лучшее свидетельство того, насколько важно для нас таинство соединение с Господом нашим Иисусом Христом. Многие люди искали познания смысла, источника жизни. Великие ученые проводили исследования, изучали природу человека, открывали определенные законы и объясняли, как человек приходит в мир, чем он живет... Но давайте обратимся к Евангелию от Иоанна, вспомним бессмертные и вечные слова нашего Спасителя: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53–57). Послушайте: ядущий Меня жить будет Мною . Это обращено ко всякому из нас – мы будем жить Христом. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), — так и говорит апостол. Вот к чему мы призваны — есть хлеб сшедший с небес (Ин. 6, 51). Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли (Ин. 6, 49), а ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51). Вот какое великое нам дано обетование. Мы должны понимать, каких великих благВ сподобляемся. Это иногда бывает нам непонятно, и мы остаемся глухи. Это не должно нас пугать, не должно останавливать в нашем желании следовать за Христом. В этих сомнениях нет ничего удивительного. Давайте вспомним, как фарисеи спорили между собою, услышав эти странные слова, как они говорили: как Он может дать нам есть Плоть Свою ? (Ин. 6, 52). Как многие ученики, услышав об этом, отошли от него (см.: Ин. 6, 66), так поступают и многие христиане.

http://pravoslavie.ru/34741.html

Вместо того чтобы озаботиться принятием Его, побеседовать с Ним, ты занялся суетой, пустыми разговорами с другими твоими друзьями. Как же Он откроется тебе, когда ты отвращаешься от Него! Но ты испытай, останься дома, войди в клеть души твоей, стань мысленно пред Господом, молитвенно взывай к Нему – и Он, быть может, не умедлит возвестить о Себе по благости Своей, если найдет тебя достойным того. Если же Он не благоволит при этом скоро открыться тебе, то ты этим не смущайся: Он иногда медлит являться ищущим Его для того, чтобы возбудить в них большее усердие к исканию Его. Он приходит иногда как бы тайно к ищущим Его: говорит им, но они не узнают голоса Его. Так, по воскресении Он являлся эммаусским путникам, но они не узнали Его ( Лк.24:15–16 ). На горе Он явился пятистам братиям, и одни из них узнали и поклонились Ему, а другие усомнились ( Мф.28:16–17 ). Так и теперь бывает: верующие с радостью обретают Его, а сомневающиеся не узнают Его. Впрочем, да не подумает кто-либо, что Его можно найти одним напряжением мысли или усиленным желанием восчувствовать приближение Его. Он является не тогда, когда хотели бы этого вопрошающие Его, но когда Ему угодно. Притом не всем тем открывается, кто зовет Его: «Господи! Господи!» – но тем, кто любит Его и исполняет слово Его. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ), – сказал Он любившим Его ученикам Своим. Итак, Он Сам явится, Сам откроется, Сам скажет сердцу: «Вот Я!» – и ты узнаешь Его легко, без насилия мысли: сердце твое почувствует Его, как бы увидит Его, и возрадуется о Нем. Господь, сподобивший вас приять Его, да поможет вам и удержать Его, узреть Его и возрадоваться о Нем. Когда это будет так, тогда все другое будет казаться для вас ничтожным, постылым, а Он один будет желанным, прелюбезным, ненаглядным, ненасытимым, сладким Посетителем душ. Слово причастникам после святого причащения Вкусите и видите, яко благ Господь. ( Пс.33:9 ). Вы, братия, сподобившиеся причаститься Святых животворящих Таин Христовых, восприяли неоценимо великий дар: вы очистились покаянием, освятились кровью Агнца Пречистого – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Во всяком случае, курение табаку есть каждение многострастной плоти – этому многоглавому истукану – и равносильно курениям идольским. Благодарю Тя, Господи, яко восставил еси мя и помиловал мя еси, падшего люте в гнев и злобу на слугу Анну и брата Алексея. 12 октября Понедельник. Благодарю Господа, вразумившего мя не жалеть ястия и пития ближнему и не прилепляться сердцем к этому праху, но надеяться на Его милость, щедроты, никогда меня не оставлявшие; благодарю Господа за сокрушение сетей вражиих и за скорое от них избавление и мир душевный. 12 октября Благодарю Господа, сподобившего мя совершить непреткновенно утреню, раннюю литургию и общий молебен Царице Небесной, Архангелу Михаилу, святому апостолу Филиппу с водосвятием; благодарю за победу над невидимыми врагами, за неосужденное причащение Святых пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Таин. Благодарю Господа за скорую помощь и спасение, дарованные мне Господом в квартире моей, в зале, при твердом, с верою воззрении на нерукотворный образ Христа Спасителя, что в углу в зале, когда я сидел близ сестры Анны Константиновны родильницы и диавольская скрытая вражда теснила меня; я обратил к Господу умоляющий взор, да запретит злобе и исторгнет самый корень из сердца моего, – и Он исторг ее, и отошла теснота, и мне стало свободно и легко. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Господи! Научи брата моего Григория ревностно посещать храм святый Твой и прилежно молиться о себе, о жене своей и детище, и о нас, и о своих родственниках, и о всех близких и дальних. Сегодня (19-я Неделя по Пятидесятнице) читано было Евангелие о любви к врагам и о даянии взаймы без отдачи: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да не хулится твое благое. Это благое не твое, а Божие и твоих ближних – твое только частию. 28 июня Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно и громогласно, свободно совершить раннюю литургию в думской церкви по усопшей рабе Божией Надежде Прокофьевой и причаститься к оживотворению, очищению, освящению и укреплению души моей, купно же и тела моего, причаститься, говорю, Святых, пречистых, животворящих Божественных Таин Тела и Крови Христа Бога моего. Пред обедней был понос, от которого я ослабел, но голос был чист и звучен. Значит, разрешение желудка способствует чистоте голоса, а когда крепит живот, тогда голос слабеет и бывает нечист. Согрешил пред Богом после обедни, когда пришел домой, скупостию: пожалел для домашних лишней четвертой бутылки молока в день – велел только три носить, по семь копеек за бутылку. Какая ужасная связь грехов: нельзя, жалея чего-либо земного, какого-либо блага для ближнего, в то же время вовсе не жалеть иногда ближнего, для которого Бог создал всё, нельзя не проникаться охлаждением, нелюблением, даже враждебным к нему расположением: там, где попал на среду кусок, там не миновать человеку плотскому вражды. Вот вам и христианство , проповедующее, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ], что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ], что не губи твоею пищею того, за кого Христос умер [ Рим. 14, 15 ], или: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную [ Ин. 6, 27 ], или: не ищите, что вам есть, или что пить... наипаче ищите Царствия Божия, и это все (внешние блага) приложится вам [ Лк. 12, 29; 31 ]. Пожалев лишней бутылки молока или лишнего куска сахару, я от Бога отпадаю, смущаюсь, бываю крайне стеснен, лишен свободы, мира, света, дерзновения, умираю духом. Имей уважение к своему высокому сану, сану Христову, и не смущайся духом ни пред какими высокопоставленными или богатыми лицами, ибо пред лицом Божиим они ничто, грешники, смердящие своими грехами; имей уважение и к своему человеческому достоинству, которое одинаково у тебя со всеми знатными, хотя ты и не высокой породы, родился в деревне и в бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Есть область, почти беспредельная по своему пространству, – область нужд и скорбей, недоступная для благотворительной деятельности живых людей, живущих в мире и не имеющих в себе дара духовного, небесного утешения. Вся эта область полна благодеяний невидимых, но действительных, ниспосылаемых от Бога, Его Пречистой Матери и святых Его. Велика важность небесной помощи, и многие не хотят прибегать к ней по гордости и неверию. Если я причащусь животворящих Таин недостойно, с усумнением, грех далеко отбросит меня от Бога, и много мне нужно слез и воздыханий, чтобы опять приблизиться к Богу и иметь дерзновение пред Ним. Но если достойно – тогда прилепляюсь к Нему крепче, становлюсь тверже в любви к Нему, легко и радостно тогда бывает у меня на сердце во все время от одной литургии до другой, до нового подкрепления, если буду бдеть над собою. При внушениях духа неверия говори ему: Я знаю Его (Бога) [ Ин. 7,29 ] и Его Таинства (то есть верю в Бога и в Его Таинства), и если скажу, что не знаю Его [ Ин. 8:55 ], буду, подобен тебе, ложь. Но как страшно быть подобным тебе: смерть с тобою, мучения страшные! Нет, я знаю Его, и слово Его соблюдаю! Смотри же: верь и соблюдай Его заповеди. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы [ Ин. 9,39 ]. Этот суд совершается и над тобою: к тебе приходит Христос в Своих животворящих Тайнах Тела и Крови и в других Таинствах, являет в тебе Свои Божественные чудеса мира и радости, прогоняя из тебя убийственные страсти или вообще – грехи, дает тебе Свою чудную Божественную свободу – и ты, видя, не видишь, имея такие опыты Божественного посещения, часто усумняешься. Если бы ты не видел этих посещений, ты не имел бы греха, но ты видишь: грех убо твой пребывает 33 . Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [ Ин. 10,10 ]. Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости [воли] и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, вера живая, упование паче 34 упования на милосердие Твое – наполняет тогда сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдною, надеждою известною и любовию нелицемерною. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благосостояния и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010