Дивна Ты, Преблагосердая Владычица, в молитвах Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской у груди своей в класс – и премудрость Божия льется, как река, с языка моего; свободно и широко сердце мое, свободен и язык мой – не так, как прежде. Слава Тебе, Преблагосердная! К тебе приходят гости, и ты в скупости сердца говоришь: не имамы зде токмо пять хлеб и две рыбы – и готов выпроводить своих гостей. Но слышен глас тебе Господа: не требуют отъити 265 от тебе гости – даждь им ты ясти [ Мф. 14, 17,16 ]. Господь твой всемогущ: Он из ничего может увеличить быстро твое достояние, как некогда пять хлебов и две рыбы в пустыне; предлагай без сомнения, с щедростию дары Божии людям Божиим и всегда старайся иметь с ними общение любви; не скупись: скупость – дело врага бесплотного, который, нося вечную бедность, окаянство и нищету в духе своем, внушает и нам помыслы недовольства всем, мнимой нищеты вещественными благами и учит нас вечно бедниться, скупиться и жадничать. Чтобы с верою несомненною причащаться животворящих Таин и побеждать все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из Чаши есть Сый, то есть един Сущий, что всё пред тем, что в Чаше, есть яко ничтоже. Когда такое расположение мыслей и сердца будешь иметь, то вдруг успокоишься, возвеселишься и оживотворишься от принятия Святых Таин и сердцем познаешь, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь, и ты в Господе. Опыт. Аминь. 1861 г. Августа 12-го дня. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Ты, например, путешествуя по свету, желал бы, чтобы все иностранцы и иноверцы принимали тебя с радушием и угощали с щедростию и ласками и не делали тебе различия от них самих, не отделяли себя от тебя, как от русского и православного. Так и ты поступай с другими, кто бы они ни были – католики, лютеране, англикане, магометане, евреи или язычники: всех принимай с радостию, никого не чуждайся. Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым [ Деян. 10, 15 ]. За такой образ жизни и поведения ты стяжешь великую благодать Того, Кто сказал: молю... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 20–21 ]. Не будь только с ними едино по мыслям, которые разделяют их от нашей веры и Церкви. Ибо общение в таковом смысле есть единомыслие лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Затем священник снимает покров с дискоса и говорит: «Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, за то, что Ты сделал меня, недостойного, служителем и раздаятелем славных Твоих святых Животворящих и Божественных Таин. Сподоби мне, по Твоей благости, получить оставление моих грехов и «прощение моих беззаконий». «Слава Тебе, Боже Отче! Слава Тебе, вечный Сыне, Слава Тебе, все освящающий Душе. Аминь». Затем священник целует средину престола и говорит следующий Канон «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и причастие Св. Духа да будет со всеми нами во веки. Аминь». Чтец: »Аминь». Говоря это, священник возлагает на себе крестное знамение сверху на голове и назади каждого плеча, так, чтобы собрание видело конец его пальцев. (После этого длинное увещание, начинающееся словами: «Приступим все мы со страхом и благоговением» – читается диаконом. Но так как это не находится в связи с литургией, то я опускаю его). Затем священник про себя говорит: «Благословен Ты, Господи Боже Отец наших, велико и прославлено имя Твое во веки, потому что ты не сотворил с нами по грехам нашим, но, но множеству щедрот Твоих, избавил нас от власти тьмы и призвал нас в царство возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа». При этом священник разделяет тело и одну из лепешек окропляет несколькими каплями крови для детей. После чего диакон говорит: «Помолимся. Мир нам». Священник (про себя): Мир Твой, Господи, да почиет среди нас; Твой мир да обитает в наших сердцах, чтобы язык наш возвещал истину Твою, и огради нас Твоим Крестом в то время, как мы с просвещенными сердцами настраиваем устне наши на новую лиру. Сподоби нам, Господи, с дерзновением принести Тебе эту чистую и святую молитву, которой Твои Животворящие устне научили верных Твоих учеников, чад Твоих Таин, говоря: егда молитеся, благодарите и глаголите: «Отче наш » и проч. (Молитву Господню произносят все собща 129 ). Священник (громко): «Господи Боже наш, молим и просим милости у Твоей благости, не введи, не введи нас во искушение, Господи, но избавь нас от лукавого и от его власти, потому что Твое есть царство, власть, слава, держава и величество на небе и на земле ныне и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Истинное покаяние и новая жизнь во Христе Мария вновь искренне покаялась во всех своих грехах. Она купила три хлеба и направилась к Иордану. Поначалу она остановилась в монастыре и причастилась там Пречистых и Животворящих Таин Христовых. Переправившись через реку, она оказалась в пустынной местности. Сорок восемь лет провела она в дикой пустыне в непрестанной борьбе со страстными помыслами и желаниями. Противостоя многим искусительным воспоминаниям о прошлом, Мария трудилась над усовершенствованием своей духовной жизни, непрестанно молилась и питалась одними злаками. Первый человек, которого она встретила за все эти годы, был Зосима. Он увидел как во время молитвы она приподнялась над землею. Последнее причастие и смерть Мария умоляла Зосиму принести ей Святые Дары на следующий год. Через год он исполнил свое обещание. Вечером он пришел на берег Иордана и увидел ее подошедшую к дальнему берегу реки. Она сделала над водой крестное знамение и вдруг пошла по ней, словно по сухой земле. Причастившись, она попросила Зосиму не забывать ее и вновь прийти сюда ровно через год. Зосима выполнил обещание, но придя, нашел только ее мертвое тело, около головы которого лежала записка. Он прочел: «Авва Зосима, погреби на этом самом месте тело смиренной Марии. Предай прах праху. Я отошла первого апреля, в самый день Христовых страданий, после причастия Святых Таин. Таким образом, Зосима впервые узнал ее имя и сподобился похоронить тело великой святой. Она умерла в 530-м году и чтится Церковью как недосягаемый образец покаяния. 29. Пришел час Иисус Христос молится Отцу Иисус Христос знал, что конец близок. Он пошел в Гефсиманский сад, чтобы там помолиться. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью. Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира «. ( Ин.17:1–5 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как полезны животные в быту человека! Они доставляют пищу и одежду, и притом часто самые изысканные. Без шкуры кожи животного никто никуда и выйти не может, особенно зимою: у поселян есть поговорка, что зимою поселянин весь в овце, то есть в овечьей коже и шерсти. В учении о человеке развить мысль о совершенной зависимости его от Бога и по душе и по телу, и привести в подтверждение сего текст: не можешь ни одного волоса сделать белым или черным [ Мф. 5,36 ], или: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? [ Мф. 6,27 ]. В творении четвертого дня раскрыть: что такое наши дни и годы? Дни и годы растений, животных? Как все скоро проходит, изменяется! Проходит образ мира сего [ 1Кор. 7,31 ]. По причине скоротечности мира меньше нужно привязываться к благам мира: пользующиеся миром сим (живущие по-светски, по-мирскому) должны быть как не пользующиеся… и покупающие, как не приобретающие… имеющие жен должны быть, как не имеющие [ 1Кор. 7,29–31 ]. В достижении душевного мира и радости состоит главная цель жизни человека на земле и по достижении его – истинное счастие его, которого ищут все, но не теми средствами, какими должно; но молитва, с верою и с сердечным сокрушением произносимая, и причащение пречистых Таин доставляют человеку этот мир и эту радость; значит, молитва и причащение (разумеется, более или менее достойное) ведут человека к истинному счастию, и значит, когда ты достиг этого, ты достиг цели своей жизни. А научившись из опытов, не только из Писаний, что молитва и причащение животворящих Таин ведут тебя к истинному счастию, полюби от всей души и ту, и другое. Достойно удивления: Бога мы не видим, но ощущаем; живо ощущаем Его в Его действиях на нашу душу, например, во время молитвы, по принятии Святых Даров, так что свидетельства внешних чувств ниже по своей достоверности этого душевного ощущения. Какая надобность до того, что я не вижу или не слышу того, что по своей природе не подлежит грубым чувствам? Кристалловидный зрачок или слуховые органы, как вещество немощное и само по себе мертвое, конечно, весьма ограничено в своих действиях и служит только для зрения вещества или слуха, и то не всякого: есть вещи, которые по ничтожному своему объему или по отдаленности незримы, или некоторые малые сотрясения неслышимы. Достовернее гораздо ощущение души, которая имеет у себя в услужении и все чувства внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда ты достойно, с внутренним свидетельством, причастишься Животворящих Таин, тогда не думай о себе иначе, как так, что живет в тебе тогда Христос, как сказал апостол: уже не я живу, но живет во мне Христос [ Гал. 2,20 ]. И Сам Господь сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6,56 ]. Равно будь совершенно убежден, что и Дух Святой в тебе пребывает тогда, как сказал Спаситель апостолам: Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет [ Ин. 14,17 ]; а с Сыном и Духом Святым, как Вина Их, нераздельная всегда от Них, – и Бог Отец. К нему приидем и обитель у него сотворим [ Ин. 14,23 ]. Бесконечное могущество и бесконечная премудрость, явленные Богом в устройстве видимого мира и каждой особи его в частности. – Бесконечное могущество видно в бесконечном разнообразии, в котором является вещество: кто постигнет это изумляющее разнообразие? Вся тварь видимая сочинена 57 из четырех стихий, но посмотрите, как Всемогущий Творец умножил произведения из этих четырех стихий! Как послушно вещество воле Творца! Бесконечная премудрость видна в удивительной целесообразности всех вещей, в правильности и изяществе форм, в служении общей пользе целого творения. В каждой былинке, в каждом цветке можно и должно видеть особенное, целое сочинение, которое равно возвещает славу Творца премудрого и всемогущего, как солнце и звезды. И как бесконечно много этих сочинений и каждое из них бесконечно, непостижимо премудро (доселе никто не мог сделать ни одной былинки), то Творец, конечно, так же бесконечно премудр. (В бесконечном разнообразии вещества Господь показал нам, что Он творит из него, что Ему угодно: бесконечное разнообразие камней, растений всех родов и видов, животных тел всяких форм. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро [ Пс. 103,24 ].) Как слышат меня на молитве Пресвятая Богородица и святые? – Они в Боге и един дух с Ним, а Бог – везде. Кроме того, я член Церкви немощный – земной, а Она и они члены Церкви благородные – небесной; Глава у всех нас один – Христос, Бог вездесущий. Особенно Владычица и святые приклоняют милостиво слух к тем, которые достойно причащаются и часто Святых Таин. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Народ Каким оно и было и есть постоянно в роды родов и (будет) в будущем веке. Священник Мир вам. Народ И с духом твоим. Священник Милость великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами. Народ И с духом твоим. Священник преломляет (хлеб) и благословляет. Диакон провозглашает Кафолику. Священник Молитва Господня: Отче наш. Благословен Ты, Господи, наполняющий небо и землю славой Твоей, что сподобил нас теперь воспомянуть о святом завете Твоем и совершить это страшное бескровное жертвоприношение. Ты же, Боже наш, освящающий эти Таины, очисти нас от всякой скверны плоти и духа и научи нас совершать в страхе Твоем то, что свято, чтобы, став причастниками Даров Твоего освящения, с чистосердечным свидетельством совести нашей нам приобщиться Тела и Крови Христа Твоего и сделаться способными к тому, чтобы Он Сам обитал в нас по обетованию Его и чтобы наши сердца были жилищем для благого Его Духа. Ей, Боже наш, не попусти кому-либо из нас сделаться виновным против Тела и Крови Христа, Сына Твоего (см. 1Кор. 11, 27 ), ни немощным душой или телом от недостойного причащения нашего Святых Таин, но дай нам, чтобы мы до последнего нашего дыхания благоугождали Тебе и были достойными принятия спасительных Таин Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа и не были недостойными Святого Тела и умилостивительной Крови, но способными к принятию их, чтобы, укрепившись, очистившись и усовершившись через них, мы могли достойно умолять Тебя той молитвой, которой научил нас Единородный Сын Твой, с чистым сердцем взывая и говоря: Отче наш, сущий на небесах. Народ Да святится имя Твое и проч. Священник говорит: Господи Боже и Хранитель наш, не введи нас в искушения трудные или в нужды тяжкие; не введи нас в сети противника и врагов душ наших; не попусти нам впасть и в руки видимых обидчиков, и тех, кто захотел бы огорчить (нас и отягчить) нашу жизнь, но избавь нас от всяких покушений, тайных и явных, во все дни нашей жизни и спаси нас от всех зол, постигающих нас за наши беззакония, ибо Твое царство и Твоего Единородного Сына и Всесвятого, Благого, Достопоклоняемого, Животворящего и Равного Тебе по существу Твоего Духа ныне и всегда и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно взывать Тебе, небесному Богу-Отцу, и глаголати: ОТЧЕ НАШ Люди:   Отче наш, сущий на Небесах, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на Небесах, так и на земле. хлеб наш на(д)сущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не дай нам впасть во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник:   Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава – Отца и Сына и Святого Духа – ныне и во век, и во веки веков! Люди: Аминь. Священник:  Мир всем. Люди: И духу твоему. Диакон:    Главы ваши Господу преклоните! 257 Люди: Тебе, Господи! Главопреклонная молитва 258 Священник: Владыко Господи, Отец милости и всякого утешения! Склонивших перед Тобой главы свои Ты благослови, освяти, сохрани, укрепи, утверди, отведи от злых дел и направь на всякое деяние доброе. И удостой неповинно причаститься пречистым и животворящим Твоим Тайнам для прощения грехов и Общения Святого Духа. 259 Ради щедрот и человеколюбия Единородного Твоего Сына, с Коим Ты благословен со Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом – ныне и во век, и во веки веков! Люди: Аминь. Молитвы перед причащением Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в грешников спасти, среди коих  наигрешный аз!  Еще верую, что сей хлеб есть пречистое Тело Твое и сие вино есть драгоценная Кровь Твоя. Молю Тебя: помилуй меня и прости мне все прегрешения мои вольные и невольные, совершенные и в слове, и в деле, или по небрежению заповедей Твоих, или по их неведению. И сподоби мне неосужденно причаститься святых Твоих Таин (-Тела и Крови) во оставление грехов моих, в напутствие к жизни вечной! Вечери Твоея тайныя днесь (ныне), Сыне Божий, причастником мя приими, ибо врагам Твоим тайну (причастия) не расскажу, 265 и лобызания Тебе не дам, словно  Иуда, но как разбойник (при Кресте), исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!». И да будет мне Общение (Духа Святого) во святых Твоих Тайнах не в осуждение, но во исцеление души и тела моего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил Асмус. Поют ли Херувимы херувимскую песнь? В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6, 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его! Об этой-то «трисвятой» (поскольку слово свят повторяется трижды) ангельской песни, которая будет исполнена на Евхаристическом каноне, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение – «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…» Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу – жертвы хвалы и мира – во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента – подготовку к Причащению Святых Христовых Таин:

http://pravoslavie.ru/37272.html

" Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа... " 2 Сегодня я продолжу беседу о Божественной литургии. Вчера я сказал, что ангелы завидуют нам, что мы имеем такой чудный дар, такое сокровище, перл многоценный Животворящее Тело и Кровь Спасителя, что мы присутствуем за Божественной трапезой. Сегодня я покажу вам, как Церковь Ветхозаветная святые пророки, праотцы святые ветхозаветные предчувствовали только, воображали только, стремились только к этому величайшему дару. Христос сказал: " Блаженны очи, видящие то, что вы видите... " , блаженны уши, слышащие то, что вы слышите. Это сказал Он ученикам; как же блаженны мы, вкушающие Тело и Кровь Его. Ветхозаветные люди, пророки и праведники, этот наш дар видели только в гадании, видели в образах только и то в какой трепет повергались души их. Пророк Моисей, пася стадо, увидел купину, терновый куст, который горел и не сгорал. Он хотел приблизиться, но услышал голос: " Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята " . Купина, по толкованию отцов Церкви, означает Пресвятую Деву, в Которую вселился Бог Слово, Огонь Божественный, и оставил Ее нетленной и непорочной. Но купина означает и Тайны Божественные, которые, как огонь, попаляют наши страсти, не сжигая нас. И Моисей, предчувствуя эту тайну, полный благоговейного восторга, снял обувь с ног своих, показывая нам пример того святого страха, с которым мы должны приступать к Святым Тайнам. И еще более знаменательные слова говорит Господь Моисею: в скинии (это первоначальный храм) положи передо Мною хлебы предложения и полагай их во все дни жизни. Эти хлебы предложения лежали неделю, а после в субботу съедались священниками. Эти хлебы были прообразом Святых Таин. Соломон говорит: " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить... " идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное " . Видите, здесь повторяются слова те, которые мы слышим каждую Литургию. Соломон говорит здесь о Божественной Премудрости о Христе. Семь столбов семь таинств Церкви Православной. Трапеза это Божественная литургия, во время которой предлагается хлеб небесный и вино. Слуги это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на вечерю. Звон колокола церковного тот же зов на трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче тот хлеб и вино, которые здесь, в храме нашем, прелагаются страшным чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы. Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Испытавшие на себе многократно спасение Божие часто не иначе называют Бога, как Богом спасения своего, и говорят: Боже, Боже спасения моего [ Пс. 50,16 ], или Бог спасений наших. Бог... спасати [ Пс. 67,20 – 21 ]. Так говори чаще и ты сердцем и устами. Этим ты и славу Богу воздашь за неисчетные Его спасения души твоей. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся [ Пс. 19,6 ]. Так невольно часто я радуюсь о спасении Бога и величаюсь, хвалюсь именем Господа Бога моего – Спасителя моего. Чтобы тебе с дерзновением и великою верою призывать Святого Утешителя Духа, посмотри мысленными очами на святых Божиих человеков: смотри, какой благой и кроткий Дух наполнял [их], но вместе величественный и строгий; какими щедрыми дарами Своими Он обитал в них. Молись: щедроты Его готовы по достоянию 43 излиться и на тебя. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, ибо сие есть Кровь Моя... изливаемая во оставление грехов [ Мф. 26,26–28 ; Мк. 14,22–24 ]. Если пречистые Тайны оставляют мне грехи, значит, верно и то, что в них Тело и Кровь Спасителя. Если верно следствие, то и причина. Животворящие Тайны действительно очищают грехи мои, покоят, оживляют мою душу. Если я скажу, что не очищают, не покоят, не оживляют, то я буду подобен диаволу – ложь. Но я громогласно должен сказать и говорю, что они покоят, оживляют. А Сам Господь говорит, что Дух животворит [ Ин. 6,63 ]. Покой, Господи, усопшия праотцы, отцы и братию нашу, как Ты покоишь нас после достойного причащения Святых Таин Твоих; согрей, оживи их любовию Твоею, ослабу даруй им, легкое иго Твое возложи на них. О молитве. Что делает усердная общественная молитва? Примеры апостольской Церкви. Из житий святых. Грешники! Молитесь с надеждою: ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит нас, нового Израиля, от всех беззаконий наших. О Троице. За Таинство Пресвятой Троицы ручается Сам Христос. Истина. Мать моя – простая и кроткая агница. Смотря на нее, простую, необразованную, бедную, незнатную, прославляй немолчно от полноты благодарного сердца Человеколюбца Господа, удивившего на тебе великую милость Свою, и чти высоко родительницу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010