Предварительным освящением и соединением святых Таин объясняется и значение обрядных действий при самом употреблении Преждеосвященных. Так как сии Тайны уже совершенны, то на великопостной Литургии не бывает еще никаких совершительных действий и молитв: «Божественные Дары, будучи совершенны, не приемлют благодати большей (на Литургии Преждеосвященных), но предлагаются только ради нас, дабы мы освятились чрез них и чрез молитвы». Так как Литургия Преждеосвященных тем только различается от полной Литургии, что на ней не бывает освящения Даров, то самое причащение должно совершаться на ней по образу обычной Литургии – от полного Агнца: «св. хлеб должен быть полный, чтобы мог быть разделен, преломлен и преподан по обычаю: ибо в сем нет различия от полной Литургии ». В чашу вливается вино и растворяется в свое время теплотою, но не для таинственного соединения с преждеосвященными Божественными Дарами: «На Литургии Преждеосвященных мы не совершаем нового соединения. Ибо по какой причине могло бы сие быть, когда хлеб уже совершен, жертвопринесен, воздвижен и напоен Божественною кровию? И теплота вливается не ради какого либо совершения, ибо и на полной Литургии вливается она не для какого-либо совершения», Посему причащение Таин Тела и Крови совершается на Литургии Преждеосвященных чрез самое вкушение животворящего хлеба, поколику он уже соединен с кровию, а внушение чаши бывает только обрядным действием: «во святую чашу вливается вино и вода без всякой молитвы, дабы по разделении Божественного хлеба и, как требует устав, по погружении частицы в чашу, от приобщения к оной прияло святость содержимое в чаше; и таким образом, по обычному чину Литургии, священник приобщается хлеба и чаши, и раздает другим: постановленным в священных чинах – внутри алтаря по обыкновению, мирянам же, имеющим нужду в приобщении – лжицего. И мы, когда хотим приобщить кого либо святых Таин без священнодействия, то отделяя частицу от соблюденного святого хлеба и совокупляя с вином и водою, а часто употребляя и один животворящий хлеб, поскольку он уже напоен кровию, исполняем приобщение. Но в Литургии Преждеосвященных это бывает таким образом, каким мы показали, чтобы сохранить принятый порядок приобщения» 162 . Так изображает значение обрядных действий, при употреблении Преждеосвященных,  Симеон Солунский  в ответах к Митрополиту Пентанольскому Гавриилу 163 . 3. В какие дни совершалась Литургия Преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Итак, видите, братья мои, что все христиане подлежат непременному отлучению и должны причащаться часто и что они обязаны делать это на каждой Литургии, чтобы не быть отлученными и святыми апостолами, и святым Собором?    3. Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней.    В молитве, которая называется молитвой верных, написано: «Даждь им (то есть верным), всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин». В молитве, которая следует за совершением Тайн, написано: «Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов». То есть чтобы послужили эти Святые Дары причащающимся верным для очищения души и прощения грехов. В молитве, которая находится перед Причащением, говорится: «И сподоби державною Твоею рукою преподать нам пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людем». То есть удостой нас, Господи, дать нам Своей крепкой рукой Твое Святое Тело и честную Кровь и посредством нас передай всему Твоему народу.    Это мы видим также и в возгласах, когда священник взывает как бы от Лица Господа к народу: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» и «пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя». И когда, держа в своих руках святую Чашу с животворящим Телом и Кровью, выходит из врат и показывает ее народу, тогда приглашает его к Божественному Причащению и громко взывает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». То есть подходите со страхом Божиим, верою и любовью причащаться Божественных Тайн.    После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостоились. Народ благодарит: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам», что значит: «О Господи, пусть уста наши наполнятся славословием Тебе, ибо Ты нас удостоил причаститься Святым и бессмертным Твоим Тайнам». А священник говорит: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых и животворящих Тайн достойно благодарим Господа», что значит: «Братья, поскольку с чистой совестью мы все причастились Святых и животворящих Тайн, давайте вместе благодарить Господа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

Но, брат возлюбленный, ведь Бог всегда готов прийти на помощь нам со Своей благодатью. «Живу Аз, – говорит Он, – не хощу смерти грешника... и Вскую умираете, доме Израилев?» ( Иез. 33:11 ). «Приидите ко Мне все труждающиися и обремененный», приидите все скорбящие, изнемогающие в тяжкой борьбе со грехом, приидите ко Мне, «и Аз упокою вы!..» ( Мф. 11:28 ). Итак, кто же виноват, если мы не можем одолеть своих греховных привычек? Ясно, что мы сами... Возьмем пример. Упал человек в воду, утопает, кричит о помощи; ему бросают с берега веревку, а он не хочет ухватиться за нее, – скажи, кто же виноват в его погибели? Конечно – сам он. Так и мы жалуемся, что не сладим с собой, что нет у нас сил расстаться с привычным грехом, бросить его; а когда Господь простирает нам руку помощи, мы от Него отвращаемся!.. Да, отвращаемся, потому что сами не хотим пользоваться теми благодатными средствами, какие Он предлагает нам, и чрез то оскорбляем Его милосердие. Одно из таких Божественных средств, укрепляющих нас в борьбе со грехом, есть причащение Святых Христовых Таин. «Не могу понять, – говорил один благоговейный инок, – как это люди мирские целый год живут без причащения Божественного Тела и Крови Христовой? Мы, грешные иноки, только и живем исповедью да этим спасительным Таинством. Говорю о жизни духовной: изнеможет душа, очерствеет сердце, осуетится ум – что делать тогда? Пойдешь к духовному отцу, откроешь перед ним всю душу, очистишь совесть Таинством покаяния; потом причастишься Святых Христовых Таин, и вот – опять станет легко, светло, отрадно на душе, и опять ободришься, обновишься духом, и легко гонишь прочь греховные помыслы... Поистине это – хлеб небесный, это – чаша жизни; вкушая от них, наша душа живет жизнью бессмертной... Вот почему на святой горе Афонской и положено за правило, чтобы монашествующие исповедались и причащались каждую неделю, а послушники – через неделю. Мудрое правило!...» О том же свидетельствуют и святые богомудрые Отцы. «Поистине ничто так не содействует очищению души, просвещению ума, освящению тела, – пишут преподобные Каллист и Игнатий, – ничто так не помогает усмирению страстей и отгнанию бесов, как возможно частое, от чистого сердца и усердия, приобщение святых и животворящих Таин Христовых».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Февраль 1 февраля Благодарю Господа, сподобившего меня вчера совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься чудных Его животворящих Таин во благо душе и телу моему. Двести десять поминаний было, и тридцать четыре рубля доходу Господь послал. За всё благодарение Господу. Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня (1 февраля) громогласно прославить Его и Пречистую Богородицу и святых Его; смелость несколько раз колебалась от прилогов вражиих – я смущался и опять восставал благодатию Божиею. Согрешил я пред Богом, пред законом Его и пред ближними, наипаче нищими, что кричал на них, что не вовремя подходят за милостыней; скорбь и теснота постигли меня: я ко Господу обратился с искренним покаянием, и Господь по троекратном исповедании помиловал меня. Слава Его долготерпению, Его милосердию и правде. 1 февраля Благодарю Господа за неизреченную милость ко мне грешному в бодром, громогласном, умилительном, непреткновенном служении литургии и в неосужденном причащении святых, пречистых, небесных, бессмертных и животворящих Таин. Опять я в Господе всё имею. Но зачем же еще я сержусь, ярюсь, кричу на нищих, во множестве подходящих ко мне в разных местах? Зачем не с кротостию, не с радостию, не с любовию встречаю их? Зачем сержусь на жену за неисправности или за траты денег против моего желания, за неугождение мне? Разве должна любовь отпадать? Зачем я не радуюсь иногда воспитанию у себя детей-сирот, за которых, как любезных и дорогих Господу, Он, Господь, конечно не оставит и меня и наградит меня? Зачем негодую, что, не спросясь меня, жена всё держит и держит их у нас в дому, во всяком преизбытке, во всякой неге? Если и за чашу воды Господь обещал воздать верующим [ Мф. 10, 42 ], то тем паче за множество благ, которые чрез меня Господь изливает на этих малюток! А посторонний человек в доме для меня – нож острый: я сильнее ярюсь. Помилуй, исправи, Господи! Прости, Господи, что я скоромное блюдо (молочной каши с коровьим маслом) ел сегодня в пятницу. Это была прихоть моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный ( Ин. 6:54 ) Поистине великие и неоценённые обетования дарованы Христом Спасителем достойно причащающимся божественной трапезы. Достойных причастников св. таин Христовых ожидает неизреченная слава среди сонмов херувимов и серафимов пред лицом самого Бога Триипостасного, им уготована мзда многа на небесех, обилие нескончаемых духовных наслаждений, полнота блаженства, вечный живот! Но и кроме сего непостижимо высокого блага, проистекающего от достойного приобщения тела и крови Христовой и имеющего раскрыться в вечности, есть много радостотворных и спасительнейших следствий, ощущаемых благоговейными причастниками ещё здесь во времени. Несмотря на то, что вы, имеющие быть причастниками тела и крови Господней, быть может, знаете уже по опыту, многократно вкушая и видя, яко благ Господь, – несмотря на это, нелишне будет вникнуть в настоящие минуты, какие именно блага доставляет нам приобщение Христовых таин. 1. Достойное причащение святых и животворящих Христовых таин первее всего производит неизъяснимую святую радость в духе, соединённую с глубоким внутренним миром. И это очень естественно. Вы знаете, возлюбленные, что, вкушая плоть и кровь Христову, мы приемлем в недра свои источник всякой радости, приемлем самого Бога, Существо самоблаженнейшее. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, говорит Спаситель, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). А по причине столь тесного соединения с Богом, Существом блаженнейшим, душа достойных причастников Божественной трапезы становится небом, а сердце – таинственным престолом, на котором невидимо восседает Святой Святых, Владыка ангелов и человеков. И сие-то непостижимое и таинственное присутствие самого Бога внутрь нас, могущественно укрощая все порывы страстей и совершенно усмиряя вечную борьбу духа с плотию, производит в нас ту умилительную тишину, среди которой слышится одно лишь благодатное веяние Духа Божия, движущего сердца наши неизъяснимою радостию. Да и как не радоваться душе, приявшей в себя тело и кровь Христову, как не радоваться этой украшенной благодатною непорочностию невесте в присутствии вожделенного небесного Жениха своего? Как не упоеваться ей наслаждением духовным, когда после долговременных томлений и усилий она наконец обретает – подобно чистой голубице – обретает Того, к Кому на крылах молитвы выну воспаряла и восторгалась?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

    После того, если верующие готовились к приобщению св. Таин, священник, приняв из рук диакона святой потир, произносит молитву, которую за ним должны повторять все желающие приступить к таинству:     «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь».     «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзане Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».     После произнесения этой молитвы, верующие делают земной поклон святым Таинам и подходят с благоговением к чаше, сложив крестообразно руки на груди. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите».     После приобщения мирян священник относит святые Дары на св. престол и, обратясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Поющие от лица верующих благодарят Господа за это благословение хвалебной песнью, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: «Видехом свет истинный, прияхом (приняли) Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть».     Наконец, обращаясь со св. Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». указывая этим на Вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле. И как Апостолы при вознесении Господа поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон. Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя». После этого произносится краткая благодарственная ектения за приобщение святых Таин, и священник после возгласа: «С миром изыдем», — т. е. выйдем из храма с полным спокойствием душевным, произносит вслух молитву: «Благословляй благословящие Тя, Господи». И так как эта молитва произносится за амвоном, то она называется заамвонной. Священник произносит ее от лица всего народа, поэтому в это время он и должен встать со всеми молящимися в храме — «за амвоном».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2614...

Это значит, что я и лицеприятен, и корыстолюбив, и самолюбив, и сластолюбив, и плотоугодлив, и ленив, и горд, и зол, и диавольский, а не Христов угодник. К богатым да знатным поспешаю с усердием и готовностью, а к бедным нет. О, лукавый я человек! О, сластолюбец паче нежели боголюбец [ 2Тим.3:4 ]! Так бывает со мною и при большом количестве причастников Святых Таин Тела и Крови Христовой. Сначала охотно и усердно причащаю народ всякого звания и состояния, а под конец начинаю предаваться нетерпению и огорчению, как бы забывая, какое великое дело я делаю, делая людей верных общниками Божеского естества чрез преподание им Животворящих Таин, и что нет ничего выше и важнее, как это дело. Куда я спешу и тороплюсь от этого дела? – К суете мирской, к удовлетворению корысти, к чревоугодию, к любви мира сего, которая есть вражда на Бога! Вот я обличаю себя, каюсь в моих грешных стремлениях, в моем плотоугодии и себяугодии и милости прошу у Господа и исправления жития моего. Сегодня я крепко рассердился на одну приезжую женщину за то, что она насильно меня удерживала в квартире Ухановой в Доме трудолюбия внизу, и ее и себя смутил, но потом тайно покаялся и получил прощение от Господа. Затем на Ксению (женщину-вдову) обиделся и ударил ее по лицу за то, что настойчиво просила у меня денег на приданое дочери в добавление к тем, которые были ей даны. И опять я сильно смутил и уязвил этим поступком, этим гневом и заушением душу свою и только многократным покаянием тайным исцелился, получив прощение от Господа. Согрешил я пред Богом и людьми, укорив горькими словами господина Параменского, часто приезжающего ко мне с прошением или разными просьбами и ходатайствами письменными к разным лицам. Согрешил я, выразив нетерпение и гнев мой отцу Андрею за допущение многих причастников и причастниц неблаговременно и на детей, подносимых к Святой Чаше, что их очень много. Согрешил я, прогневавшись на больную болгарку, требовавшую часто причащаться Святых Таин на квартире и на одре болезни. Согрешил – отпал от любви, в которой исполнение всего закона, и впал давно в самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, лакомство, сребролюбие, суетность, леность, ропот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Евангелие дает нам заповеди – делать добрые дела и угождать Богу, и пример – в Господе Иисусе Христе, а жития святых представляют осуществление евангельских добродетелей в жизни и деятельности множества святых, которые, быв подобострастны нам, своим непрестанным вниманием к себе и усердным исполнением христианских должностей исправили себя, очистили, достигли святости и угодили Богу, при содействии Его благодати. Настоятельная, вопиющая необходимость животворящих Таин Христовых для растленной грехами природы нашей. Убеждать народ приступать чаще к Чаше Завета Нового для обновления душевного и телесного. Когда я вспоминаю о чрезвычайных дарах (прозорливости, чудотворении) и о разных добродетелях, совершенных святыми, о их кротости, незлобии, поразительном терпении, милосердии, мужестве в борьбе с врагами невидимыми и видимыми, тогда приятно поражает и изумляет меня величие человеческого естества, сотворенного по образу и подобию Божию и, чрез воплощение Сына Божия, удостоенного теснейшего единения с Богом и в силу этого единения получившего столь много чрезвычайных дарований, делающих святых истинными богами. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси [ Пс. 81, 6 ]. Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам [ Еф. 4, 8 ]. Но эти добродетели святых должны пробуждать в нас пламенную ревность к подражанию им, ибо и мы обязаны делать те же дела добродетели, так как и мы имеем счастие называться именем Христа: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [ Гал. 3, 27 ]. 18 мая 1869. 18 мая 1869. Еще сатанинское жало любви земной коренится во мне: еще любовь небесная не проникла меня, несмотря на частое причащение Святых Таин Христовых, и это – по моему нерадению, по моей нерассудительности, по моей наклонности к сластям, или к угождению плоти, к мирской чести, к мирскому блеску, изяществу. Еще я жалею сластей и вин брату; еще жалею одежд для брата; еще желаю себе того и другого; еще желаю сребра и жалею его для нуждающегося ближнего. Еще уязвляюсь жалом любви земной, как жалом змииным, смертоносным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. По причащении верующих, священник поставляет святую чашу на престол и слагает в нее части, вынутые из просфор, в память святых, живых и умерших, со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих. Помни же, православный христианин, что, когда священник опускает в чашу частицы, вынутые из принесенной тобою просфоры за живых и умерших твоих сродников, он молится Богу, чтобы Господь «омыл грехи поминаемых честною кровию Своею» и что таким образом все члены Церкви, живые и умершие, соединяются со Христом, как главою Церкви. Поставив святые Дары на престол, священник обращается к народу и благословляет его, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое! Предстоящие верующие, сознавая полученные благодеяния, поют: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть. По окончании этой песни, священник, окадив святые Дары и произнесши про себя: «Благословен Бог наш», в последний раз является со святою чашею народу и возглашает: Всегда, ныне и присно и во веки веков. Верующие, поклоняясь до земли святым Дарам, относимым на жертвенник, как бы возносящемуся на небо Спасителю, поют: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящым Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа. По отнесения святых Даров на жертвенник, священнослужащий (диакон, если есть) краткою ектеньею приглашает предстоящих к благодарению за причащение святых Таин, произнося: Прости приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Священник заключает ектенью возгласом: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. После этого, словами: «С миром изыдем», священник дает дозволение предстоящим на выход из храма. Хор от лица предстоящих изъявляет желание выйти из храма «о имени Господни», т. е. с благословением Божиим. Священник выходит за амвон и произносит так называемую заамвонную молитву:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Если замечаешь, что кто-либо без всякой видимой причины на тебя сердится, не сердись на него взаимно, но, вспомнив о своих бесчисленных немощах и беззакониях внутренних и внешних и о частом причащении Святых Таин Тела и Крови Христовой и неисправленности своей, несмотря на столь великую благодать, покрой снисхождением грех брата или сестры и помолись за них тут же сердечно Господу, сказав: Господи, помилуй его или ее и очисти грехи его, Сам его просвети и укрепи творити заповеди Твои, а я худой учитель, сам полный самолюбия и многоразличных страстей. Господи! Отпусти ему грех его, ибо если я, причастник Святых Твоих Таин, подвержен всяким грехам и не могу тотчас отражать их от сердца моего, то кольми паче брат мой или сестра моя сия, которые редко-редко удостаиваются причащения животворящих Твоих Таин. Для чего образуют 61 наше слово в училищах? Для того, чтобы мы умели приносить прежде всего словесную жертву свою Ипостасному Слову Божию, Господу нашему Иисусу Христу, посредством внутренней и наружной молитвы к Нему, посредством слова в храме Его или посредством проповеди святых истин веры словесным овцам Его и посредством слова мудрости, веры и любви при взаимном обращении друг с другом. Слово мудрое, доброе, простое животворно действует на сердца наши. Оно просвещает, очищает, умиротворяет, радует, оживотворяет наши души, ибо слово наше – образ Ипостасного Слова, создавшего мир словом повеления Своего. На отца 62 беда озлобляться: снисходи к немощам отца бесконечно много, потому что он отец, потому что он – образ Небесного Отца, Который бесконечно много тебе самому прощает; потому что ты бесконечно много своему отцу (хоть и женину) обязан; потому что он – старец. Благодарю Тя, Господи Спасе мой, яко от толикия бури злобы моея избавил еси и укрепил еси провести пятый класс с дерзновением. Бегай чревоугодия, этого бедствия душевного и телесного; бегай и благоуханий многих. Все братские немощи – мои немощи; за него, как за себя, я должен молиться Богу, ибо без Него не можем творити ничесоже [ Ин. 15, 5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010