Сколько раз каждый день Господь избавляет меня по тайной покаянной молитве от разных грехов ветхого моего человека: от гнева, неприязни, злобы, зависти, гордости, презорства к ближним, низшим или равным, или даже высшим нас или от нелепых, глумительных, гадких, блазнительных представлений относительно их! О, как глубоко растленно грехами сердце мое и как я мало радею или совсем не радею о исправлении, очищении, освящении, одуховлении, просвещении, утверждении его! Как я противоречу непрестанно сам себе и делаю не то, что хочу, а то, чего не хотел бы [ Рим.7:15 ]! Как я предан сладострастию плоти, дружу с нею, потворствую ей, лелею ее, вместо того чтобы нещадно распинать ее, враждовать против нее, враждебной Богу и душе моей и дружественной диаволу, исполнительницы воли его и похотей его! О окаянное сердце мое! О окаянная плоть моя, всестрастная, богопротивная! Когда я распну тебя, дьявольщицу? Угодницу диавола? Когда буду презирать все наслаждения плоти и возлюблю воздержание и самоотвержение? Помоги, Господи! 11 сентября 93. Каких опытов милосердия Божия и непобедимой силы благости над злобой нашей я удостаиваюсь всякий день от Господа по молитве веры и покаяния моего, столь многих – исчислить невозможно по множеству их: и в храме и по домам христианским, и на пароходе и паровозе, и едучи на лошадях! Сегодня в церкви во время служения утрени и литургии несколько раз был я спасен Господом по прикосновении с верою к святому престолу от диавольской злобы, а под конец причащения духовных моих чад, числом более пяти тысяч человек, я стал сердиться и показывать нетерпение и поспешность в преподавании Святых Таин и небрежность к столь великому, святому, пренебесному, животворящему Таинству, спеша кончить и ездить по домам приезжих в Кронштадте и Питере, чтобы собрать более денег на бедных и себе, – и вот я стал чувствовать в душе бодущее душу терние греха, огонь палящий, тесноту невыносимую, срамоту, смятение и всем сердцем воззвал тайно ко Господу в покаянии о помиловании – и сподобился прощения, и мира, и свободы. Благодарю Господа, скоро спасающего меня всегда за покаяние мое. Нравоучение для меня: никогда не тяготиться делом Божиим, но спокойно и с радостью исполнять его, как бы долго оно ни продолжалось, ибо им благоугождается Бог и приносится величайшая польза верующим и причастникам Святых Таин. Нет дела выше, святее, полезнее, плодотворнее, как дело причащения Святых Таин верующими, и ничем так не благоугождается Господь, как усердным, благоговейным причащением от священника Таин православных христиан. Ибо Кто преподающий? – Сам Бог . Кто приемлющие? – Члены Его, уды Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф.5:30 ]: они чрез причастие делаются причастниками Божественного естества [ 2Пет.1:4 ]. Слава Господу, даровавшему такую честь священникам – соделывать причастником Божественного естества человеческое существо, растленное грехом и обновляемое столь благостно, столь чудно и страшно в причащении Святых Таин Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

8 июля. Благодарю Господа за великую помощь при служении литургии (за дарование мира и отъятие смятения по случаю невежества и лености, неглижерства 96 дьячка, за победу над собою, над злом, горевшем в сердце) и наипаче за чудное оживотворение по причащении Святых, бессмертных и животворящих Таин, и за непреткновенный выговор отпуста и служение молебна водосвятного. Благодарю Господа за дарование новой победы над своею страстию раздражения и злобы на проспавшего дьячка и за помощь в служении вечерни (особенно произнесении всех ектений). Благодарю Тебя, Господи, яко каждый день посещаешь нищету мою, покрываешь наготу мою, отъемлешь гнусную одежду греховную и облекаешь в светлую и благоуханную ризу правды Твоей, яко отъемлешь мертвость мою и даришь жизнь, отъемлешь греховное безобразие и украшаешь меня благообразием святыни Твоей. Благодарю, яко даруешь мне ежедневно познавать мне крайнюю немощь мою, окаянство мое, слепоту и наготу мою и привлекаешь тем к Себе, искать всякого блага в Тебе – и никогда не тщетно, ибо всё благое обретаю в тебе невозбранно. Слава Тебе! Pulchritudo mea – Charitas; dulcitudo mea – ipsa Charitas. Pulchritudo mea – Trinitas; dulcitudo mea – ipsa Trinitas. Gloria Tibi. Λζα σοι. 97 9-го июля. Благодарю Господа за преестественное оживотворение умерщвленного грехами сердца моего, за очищение грехов и за дарование святыни чрез причащение божественных пречистых и животворящих Таин Его и за непреткновенное совершение литургии. 10 июля. Благодарю и превозношу Господа за чудную жизнь небесную, премирную, пресвободную, излиявшуюся в сердце мое по причащении божественных, животворящих, пренебесных Таин и за непреткновенное совершение литургии благодатию Его. Господь Иисус Христос ежедневно и многократно, наипаче по причащении Святых Таин Тела и Крови Его державно, как Бог, разрушает во мне державу смертную и, как Бог и Живот Ипостасный, дарует мне жизнь, мир, радость, свободу, свет, силу, дерзновение, благословение. Дивны дела Его во мне! Слава державе Твоей, Христе!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Январь 1 января 1873 года Благодарю Господа, отъявшего беззакония моя и грехи мои очистившего и всего меня оживившего чрез причащение Божественных и животворящих Его Таин во время поздней в думской церкви литургии. Благодарю Господа, многократно помиловавшего душу мою, каявшуюся в содеянных внутренно грехах, отъявшего смятение и тесноту и даровавшего мир животворный и сладостный. Благодарю Господа и ныне поздним вечером, когда Он даровал мне слезы умиления и покаяния в напасти моей – глухоте и оживил душу мою прежде дарования слуха. Буду ожидать Его милости в отверзении у меня слуховых органов. 2 января Благодарю Господа, умирившего, свободившего и возвеселившего меня в причащении Божественных и животворящих Его Таин – Пречистого Тела и Крови. Благодарю Господа, спасшего меня от насилия бесчестия, гибельности страстей моих, когда я взываю к Нему сердечно. Так, сегодня спасен я от злого уныния и зависти сестре Анне К., покоящейся у меня без труда со своими птенцами и прислугой. За это я осудил сам себя. Силен был прилив зла к сердцу – потоп. 3 января Благодарю Господа, утешившего меня, непотребного, приобщением святых, животворящих Таин Своих. Параскева Ивановна, сестра печника Ковригина, дала мне вчера урок, сказав, что всякое доброе дело, если делается без любви, во вражде, не приемлется Богом, а я, окаянный, так делал нередко, например, по отношению к жениной сестре Анне К. и к некоторым нищим. Правое дело делается правильно. Да и отец Вас. Чернявский как-то на обеде сказал мне пред всеми, что милостыня моя вся гроша не стоит. И правда, иная милостыня такова, ибо подаю с смущением, молвою, горячностию, неохотно, презрительно. Исправи, Боже милосердия и щедрот! 4 января Господи Человеколюбче! Благодарю Тебя за утешение, свободу, пространство душевное, ниспосланные мне Тобою в причащении пречистых, животворящих и страшных Твоих Таинств. Последняя сорокоустная обедня за упокой Петра Григорьевича Сидорова. Господи! Что делать мне? Вот, всякий раз, когда я приду домой, мне приходит на ум и тяжело ложится на сердце ежедневное бездействие, каждодневная лень моей нахлебницы, Анны К., и возмущаюсь я духом, и мира нет у меня и любви в сердце. Рассуди, Господи, между мною и между сестрою сею. Или [предаждь] мне ее совершенно в волю Твою, во вразумление и наказание Твое! Ибо вот я не могу [видеть] спокойно праздности. Или я вижу сучец во оце сестры, бревна во оце своем не видя? Или это есть пакость диавола, ищущего внести вражду в дом наш чрез мое нетерпение? Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Даждь мне всё терпящую любовь, всё покрывающую, долготерпящую. И мне Ты, Господи, ежедневно долготерпиши! И я в лености житие мое иждих и иждиваю. Господи! Благоустрой жизнь нашу. Научи нас творить величайшее жизненное дело – дело любви взаимной, долготерпения, милосердия, беззавистности, доброжелательства, смирения, нестяжания. 4 января

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа, давшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю и причаститься животворно, во оставление грехов и в жизнь вечную пречистых и животворящих Таин Тела и Крови Своея. Родительская суббота. Во время утрени и отчасти литургии чувствовал [сильную] тесноту во внутренностях от вчерашнего пресыщения. Голос на утрени был дребезжащий, пресекающийся, нечистый, а за обедней благодать очистила, укрепила, уяснила. Опять дело безумное сделал: покушал с жадностию после ранней обедни торту (сдобного пшеничного, на сахаре, легкого печенья) и отяготил себя. О, алчность! Лакомство, обжорство! И когда же? После принятия хлеба нетленного, хлеба жизни вечной, после принятия пречистых Таин Тела и Крови Христовой! Вот тебе и сласть: на минуту сладко, приятно, а потом надолго тяжко и неприятно! Таковы земные сладости! Не такова сладость богообщения в Тайне Тела и Крови Христовой! 22 октября. Благодарю Господа, долготерпевшего мне и вчерашний день и оживотворившего мою мертвенность причащением животворящих Таин за ранней литургией. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над грехом внутреннего любодеяния, когда я во время крестин, подавая ребенка восприемнице девице, нечаянно коснулся ее мягких грудей и мгновенно уязвился жалом [борца]. Благодарю Господа за дар умиления и доброго голоса, и славословия державы Его во время всенощной. 23 октября. Благодарю Господа, избавившего меня вчера от тяготы и тли пресыщения накануне чрез продолжительные молебные труды, особенно чрез служение литургии и причащение Святых Таин; чудно оживотворил меня Господь ими. Благодарю Господа за данное мне слово к народу во время литургии и за непреткновенное служение ее помощию Его. Благодарю за служение многих (двадцати) молебнов в домах прихожан. В братскую кружку достал тридцать два рубля. 24 . Благодарю Господа, явившего помощь и милость Свою мне вчера в служении литургии и оживотворившего чудно чрез причащение Божественных Таин, презревшего мое невоздержание, разрушившего тление и подавшего нетление и обновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа за небесную помощь при служении мною литургии и за чудное оживотворение и обновление причащением Святых Таин. 28 . Благодарю Господа за одоление чешуи сластолюбия, покрывавшей мое сердце, за одоление смятения, томления, страха бесовского, неприязни во время совершения утрени (я вчера был в гостях у Осетровой Матрены Федоровны и пил вино хорошее, чай сладкий с вином. Это было для меня крайне вредно). Благодарение за доброе совершение литургии и за причащение животворное Святых Таин. 29 . Благодарю Господа, явившего мне великую помощь при служении утрени, наипаче благодарю за помощь свыше при служении литургии, за животворное причащение Святых Таин и за победу дьявольских козней (злобы на Ольгу Мурашову, подносившую дитя к причастию) силою животворящих Таин и за непреткновенное совершение литургии. Благодарю Господа всем сердцем моим за великую помощь при одиночном, без диакона служении всенощной в Думской Успенской церкви и за услышание скорое молитвы моей о помощи. Голос был сильный, чистый, звучный благодатию Божиею. 30 октября. Благодарю Господа, паки услышавшего молитву мою и даровавшего мне благодать совершить одному, без диакона воскресную литургию и причаститься в мир душевный, и сказать поучение свое. Но служить было трудно в психическом, а не в физическом отношении. Чувственностью и алчностью демон едва не потопил меня, дело было так: взял я две просфоры в братский счет для раздачи после обедни, просфоры эти были малы и невзрачны; потом принесли просфоры от мирян, хорошие, красивые, мягкие; меня и взяла зависть, алчность – зачем они лучше моих? Хотел обменять – постыдился: нехорошо, недобросовестно, потом уже те вынуты. Демон так и мутит – возьми лучшие. А на что? Ведь я сам сыт-сытехонек всегда и без просфор. Поклонился Господу в покаянии до земли, сознавая безумство своей страсти, своей плоти, своего ветхого человека, коего я сам оживил, усилил своею алчностью и сластолюбием вчера и третьего дня и далее давно, давно. Едва одолел его благодатию Божиею, так свирепо восстал на меня. А тут надо молиться сердечно, действовать и говорить – беда, да и только! Тут-то я познал вполне вред для души и духа от сластолюбия и пресыщения! Гибель, да и только! Благодарю Господа, потребившего прелесть лютую, гибельную! Откликнулась вчерашняя алчность к щам, к мясу, к сладкому чаю, молоку! Потонула в них душа! Я это чувствовал. Благодарю Господа за сильную грудь и за сильный голос, за окончательную победу над бесплотными врагами!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержат ли и исполняют ли учение сие глаголемые старообрядцы беспоповского согласия? – Увы! Не последуют они мытареву смирению, ежебы с несомненной верой искати оставления грехов у приемших на сие власть священников, искати очищения в приятии бессмертных и животворящих Таин Тела и Крови Христовы. Поскольку не признают ныне быти на земли ни священству, ни Тайнам, чрез священные лица совершаемым, напротив, подражая фарисею, ценой своего покаяния и делами правыми, трудами и подвигами, надеются получити прощение и спасения достигнуть. Не фарисейское ли самонадеяние и гордыня – оставлять Богом указанный путь спасения и пролагать иные пути, по своему измышлению? – От Бога туне дарованными средствами оправдания и освящения не пользоваться, а надеяться точию на свои заслуги? У них и присловия существуют, подобные фарисейским. Как фарисей говорил: несмь, якоже прочии человецы, или якоже сей мытарь, и они также говорят о сынах Святой Церкви: «У вас как живут-то слабо! У вас только и надежды на Таинства!» Это значит: мы не такие, якоже прочие человецы, – мы воздержницы, подвижницы, и жизнью своей спасаемся! – Жизнью спасаемся! Пусть помянут они, какова была жизнь святых праотцев и пророков; однако и оных житие недостаточно было для оправдания их и спасения, но все они требовали Искупителя. Так и ныне, аще бы кто и в великих подвигах жизнь свою проводил, единым добрым житием своим разрешения грехов и оправдания получить не может, но, якоже и величайший из грешников, должен прибегнуть за получением прощения к имущему власть оставляти грехи законно поставленному иерею, и притещи ко источнику очищения и освящения, бессмертных и животворящих Таин Христовых приобщитися. Вси же, одними точию собственными подвигами и делами покаяния надеющиеся спастися, с самомненным фарисеем осуждение приимут. Скажут ли: мы по нужде, за неимением священства, лишаемся Таинств? – Тщетное оправдание, самомнительное, евангельскому и апостольскому учению противное! Учение слова Божия такой безтаинственной и безиерархической жизни не предало, и впредь быти не предрекало; дмяся фарисейском тщеславием, они сами себе жизнь узаконили. И провождающие такую жизнь, без священства, емуже дана власть оставляти кающимся грехи, и без причастия святых и освящающих Таин, неотменно должны пострадать едино от двух: или отчаяться спасения, или впасть в самонадеяние, якобы точию своими трудами и подвигами могут удовлиться во спасение. Обое купно зло есть, ведущее в погибель, от неяже да спасет их человеколюбец Бог, подав просвещение очесам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В обыкновенные дни 1090 : Господи, хвалу, честь, исповедание и благодарение мы должны возносить преславной Троице Твоей за дар Святых Таин Твоих, которые Ты даровал нам в очищение грехов наших, Владыка всего. Другая Да будет благословенно поклоняемое величество Твое в преславном жилище Твоем, Христе, Очиститель грехов наших и прегрешений наших, отпускающий заблуждения наши ради преславных, святых, животворящих и божественных Таин Твоих, Христе, надежда естества нашего, всегда и вовеки. Аминь. Запечатление 1091 , или последнее благословение Господь наш Иисус Христос, Которому мы послужили, Которого мы вкусили и почтили в преславных, святых, животворящих и божественных Тайнах Его, Сам да сподобит нас светлой славы Царства своего, и радости со святыми Ангелами Его, и дерзновения перед Ним, чтобы нам стать одесную Его. И на всё собрание наше да изливаются щедроты и милость Его непрестанно, ныне, и всегда, и вовеки. В дни воскресные и праздничные 1092 : Сам, благословивший нас всеми духовными благословениями на небесах через Иисуса Христа Господа нашего и уготовавший нас для Царства Своего и призвавший нас к вожделенным благам, которые не прекращаются и не погибают, как Он обетовал в животворящем Евангелии Своем и сказал благословенному сонму учеников Своих: истинно, истинно говорю вам, всякий, ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день, и на суд не приходит, но Я сделаю, что он перейдет от смерти к вечной жизни (см. Ин. 5, 24; 6: 54–56 ), Сам ныне да благословит собрание наше и сохранит состояние наше, и да прославит народ наш, который пришел и насладился принятием преславных, святых, животворящих и божественных Таин Его и живым знамением Креста Господнего да будете вы запечатлены и ограждены от всех козней тайных и явных, ныне и всегда... Литургия Нестория Предисловие Другая замечательнейшая литургия месопотамских христиан есть литургия Нестория, названная так по имени ересеначальника несториан, бывшего патриарха Константинопольского. Она считается третьей между их литургиями по древним и новым спискам, а в отличие от прочих по церковному употреблению – праздничной, потому что совершается в немногие праздничные дни 1093 . Само ее название показывает, что составление ее не восходит далее времен патриарха Нестория, но действительно ли составил ее этот исторически известный патриарх, и если составил, то в какое именно время своей жизни, и затем когда и каким образом он передал ее последователям своего учения. Это такие вопросы, на которые не находится определенных ответов ни в свидетельствах несторианских церковных учителей, ни в сочинениях других исторических писателей. Только отчасти и с большей или меньшей вероятностью они могут быть разрешены по соображению обстоятельств того времени с характером самой литургии и употреблением ее между месопотамскими христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ответ . Последнее явление Святых Даров народу и перенесение их с престола на жертвенник изображает вознесение Иисуса Христа на небо. Престол при сем действии означает гору Елеонскую, откуда Спаситель вознесся; жертвенник представляет самое небо и в нем сидящего Его одесную Бога Отца. Возглас священника: всегда, ныне и присно и во веки веков, — напоминает верующим как о всегдашнем благодатном пребывании с ними Иисуса Христа на земле, так и о вечном славном Царствии Его на небесах и заменяет собою те слова Спасителя, которые он сказал апостолам при вознесении: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). И как святые апостолы поклонились Господу, возносившемуся на небо, и возвратились в Иерусалим с радостью великою, хваля и благословляя Бога ( Лк.24:51-53 ), так и присутствующие в храме при последнем явлении Святых Даров, воздавая им поклонение, благодарят и славословят Господа за причащение Святых Таин песнию: да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи… Вопрос. Как оканчивается литургия? Ответ . Литургия оканчивается ектениею: прости приимше Божественных, Святых, Пречистых , Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа… Эта ектения, побуждающая причастившихся ко благодарению Господа за восприятие Таинства, установлена Церковью в подражание тому Божественному пению, которое Апостолы совершили вместе со Спасителем нашим, по окончании Тайной Вечери : и воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ). Вопрос. Какое действие совершается после благодарственной ектении перед исхождением народа из храма? Ответ . После благодарственной ектении за причащение Святых Таин совершается следующее действие. Подражая Самому Иисусу Христу, Который по совершении Тайной Вечери сказал ученикам Своим: востаните, идем отсюду ( Ин.14:31 ), — священник возглашает: с миром изыдем. Этими словами он извещает предстоящих об окончании Богослужения и вместе дает наставление, чтобы они пребывали в мире с Богом своею совестию и со всеми ближними, не только в храме, но и вне его.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 67 1079. Служение иерея больным, с преподанием им Причастия на дому, есть величайшее Служение больным с преподанием им Божественных Таин Тела и Крови Христовых есть величайшее служение, которое должно вменять себе в величайшую честь и делать всегда охотно, благоговейно, радостно, не тяготясь... – Если желаешь доказать преданность Господу Иисусу Христу от всей души и от всего сердца, – охотно и смиренно служи больным в их жилищах, – принося им и преподавая Святые Животворящие Тайны Пречистого Тела и Крови Господа. С больными, коих приходится причащать Святых Таин, обходись с нежностью и кротостью, как кормилица с чадами, памятуя, как возлюбил всех нас Господь, давши нам Себя в пищу и питие вечной жизни. Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 71 1080. Находящимся на нисших ступенях служения и проходящим его усердно и добросовестно, всегда желать повышения и поощрения Находящемуся на низшей ступени служения брату искренно желай высшей, или какого-либо существенного поощрения в служении, если он добросовестно и усердно, с знанием дела, проходит его, и не препятствуй по самолюбию и зависти, его повышению или поощрению, ибо любить ближнего надо как себя, – а себе ты всегда желал повышения или награды, соревнуя твоим братиям, сослужащим во Христе, или в обществе, и считал для себя обидой, если тебя обходили вниманием или поощрением. Между тем, совершенный ли ты человек и служитель, хотя и отличен многими преимуществами? Нет, в тебе есть много недостатков, несовершенств, немощей духовных и телесных, – а служащий на низшей ступени брат твой совершеннее тебя в иных делах и случаях, касающихся его службы; поэтому справедливость требует и для него, и семейства его поощрять и награждать его, чтобы с радостью проходил свое служение, а не воздыхая. Моя жизнь во Христе. Кн. IV. С. 84, 85 1081. Причащаясь Святых Таин, не иметь неприязни, ибо враг здесь искру превращает в пламя Крайне нужно беречься, особенно во время причащения Святых Таин, неприязни к кому-нибудь, огорчения, злобы, чтобы не оскорбить благости Господней... При Святой Чаше Тела и Крови Господней, да и вообще при совершении службы Богу, враг бесплотный одну искру негодования и гнева может превратить в пламя всепожирающее. А сколько у нас склонности к нетерпению, раздражению, злобе при малейшей неисправности или опрометчивости ближнего, совсем не злонамеренной, а вообще обычной и свойственной человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

19 августа. Благодарю Господа за чудную жизнь Божественную, излиянную в мое сердце и в мое существо всё чрез причащение Божественных Его Таин: я из мертвого стал живым, из больного здоровым, из немощного сильным, из унылого бодрым и веселым. Слава Его милосердию, помиловавшему меня, блудного. Благодарю Господа, избавившего меня в гимназии от великой тесноты бесовской и за легкую, непреткновенную службу в церкви и в магазине чайном, чего причиною было причащение Святых Таин. Славлю Господа, превозношу Господа, благодарю Господа за бесчисленные блага Его! Всегда буду благодарить и славить до последнего издыхания моего. Буди! Ей, аминь. 20-е. Благодарю Господа, и ныне утешившего меня утешением неизреченным чрез причащение Святых Таин Своих и немощь мою в силу, болезнь в здравие, смятение в мир, смерть в живот пременившего. Благодарю за легкое служение всех служб: вечерни, утрени, обедни. О, жизнь сладкая – Господь! 21-е. Не есть и не есть на ночь, ибо желудок мой с летами становится всё слабее и слабее. Согрешил пред Богом и пред собою, что вчера, в постный день, ел щи, грибной соус на молоке и масле, а вечером пил молоко с черным мягким хлебом: живот сильно расслабило сегодня поутру. О, животная алчность и невоздержание на беду себе! Вследствие молочной пищи ночью едва во сне не осквернился блудом, но вовремя я проснулся. Очисти, Господи, помилуй, Господи! Даждь мне, Господи, во здравие души и тела пост. Благодарю Господа, Бога чудес и ненадеющихся надежду, сотворившего со мною чудо милосердия, исцеления, очищения и освящения, мира, свободы, дерзновения, силы и в нынешний день во время и после литургии чрез причащение чудных, пренебесных, святых, бессмертных, животворящих и страшных Своих Таин. Моя душа чудно, внезапно оживилась вместе с телом. Но по дороге в гимназию я искусился помыслами, пожелал награды орденом за преподавание в гимназии в продолжение десяти лет, вознегодовал на директора и помощника попечителя за неправду их ко мне, и сам я крайне уязвился от того в сердце: возгорелся огнь палящий, греховный, стало мне крайне тесно в душе. Но потом я стал глубоко каяться в грехе, что я отступил от Господа, пожелав суетной чести и награды за дело, которое есть, во-первых, мой долг как священника, во-вторых, есть награда мне само в себе, которое выше всякой награды и за которое наградит Сам Бог как за слово Его и об Нем; я стал каяться, что нерадиво исполнял великое сие дело и достоин порицания, а не похвалы, что напрасно гневался на директора и помощника попечителя, лишившего меня должной будто бы награды. И благодарю Господа: видя мое покаяние усердное, Он помиловал и простил меня, даровав мне мир и дерзновение. Итак, Господь есть Сам величайшая мне награда – я Ему служу, пред лицем Его и от Него ожидаю себе воздаяния; не людям, а Богу я служу, Ему дам ответ и от Него должен ожидать последнего слова и суда. Ему и должен угождать, а не людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010