священник Афанасий Гумеров Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Поучение в Неделю Всех святых, 1-ю по Пятидесятнице 69 Сия бо есть воля Божия святость ваша. 1Фес.4:3 Древнее сказание передает нам из жизни благочестивых христиан такой случай. К одному святому старцу, жившему и подвизавшемуся в пустыне, стекался народ из окружающих и дальних поселении. Всякий приходящий предлагал старцу тот или другой вопрос по поводу своих душевных тревог или жизненных затруднений. И каждому, и всем давал святой старец благодатные советы, уроки и наставления, всех поучал охотно. Только один юноша вел себя не как другие. Почти каждый день приходил он к старцу, сидел у его ног, внимательно слушал все, что говорилось, но сам никогда и ни о чем не спрашивал старца. Наконец святой старец обратил внимание на юного и на его необычайное поведение. Он спросил юношу-посетителя: «Скажи, отчего ты все молчишь? Разве у тебя нет ничего, о чем бы тебе хотелось спросить у меня?» – «Отче, – ответил юноша, – для меня довольно и того, чтобы всегда смотреть на тебя!» Братие! Святая Церковь поставляет нас в положение этого юноши, когда вспоминает того или другого святого, когда поставляет пред нами его жизнь, его духовный образ, когда изображает его на иконе или картине, когда восхваляет его богослужебными песнями, когда дает нам имя того или другого святого. Сегодня же Святая Церковь представляет нам всех святых, в честь которых и посвящено первое воскресенье после Пятидесятницы. Смотрите на это величественное собрание святых! Смотрите на древних патриархов, пророков, царей и праведников, смотрите на апостолов, подвижников, мучеников, преподобных, возсиявших в Новом Завете, из всех стран и народов, из всех возрастов, полов, званий и состояний. Какое великое множество и какое училище благочестия! Человек так устроен, что во всех случаях жизни нуждается в образцах и назидающих примерах. Средством к приобретению им познаний и умений в огромном большинстве случаев служит подражание. И вот в этом великом собрании святых каждый, сообразно своему положению, найдет себе то в одном, то в другом святом образец для подражания. Так, даже о величайшем подвижнике древности – об Антонии Великом 70 – нам известно, что он старательно изучал жизнь святых, и у одного учился кротости, у другого – молитве, у иного – трудолюбию, у иного же, наконец, – молчанию и терпению и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Церковь Христова пребывает не только здесь, на земле, но и на небе, и к Церкви, торжествующей на небесах, принадлежат не только небесные бесплотные силы, но и «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим» Божия Матерь, а также души усопших праведников. Между христианами, живущими на земле и отошедшими в иной мир, продолжается общение, которое выражается как в наших молитвах об усопших, так и в заступничестве за нас пред Престолом Вседержителя Его угодников в ответ на наше молитвенное обращение к ним. Святые, пребывая вместе с ангелами в Царстве Небесном, возносят молитвы Богу за чад церковных и за весь мир. Православная Церковь заповедует своим чадам призывать святых в своих молитвах, благоговейно почитать их иконы и мощи, но почитание святых не равнозначно поклонению и служению, которое воздается христианами единому только Богу. И восхваляя подвиги святых угодников, православные христиане относят воздаваемую ими честь самому Творцу, благодатию которого они достигли святости, стяжали дары Святого Духа. Суд над усопшими творит Господь, Он один ведает участь, уготованную каждому из нас. Но Церкви, которая является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ), открывается, что некоторые из почивших угодили Богу своим святым житием, достигли вечного блаженства и предстательствуют за нас перед Его Престолом. Прославленные Богом, они прославляются и Церковью . Признание Церковью того или иного из её усопших членов состоящим в сонме угодников Божиих и называется канонизацией. В область церковного права канонизация входит постольку, поскольку она подразумевает, как писал Е.Темниковский, «допущение или предписание чествовать в Церкви умершего её члена… иначе говоря, установление его культа» 1 . Известный русский церковный историк Е. Е. Голубинский , рассматривая вопрос об условиях причтения к лику святых в Древней Церкви, разделял древних святых на три разряда: первый разряд – это ветхозаветные патриархи и пророки и новозаветные апостолы; второй – мученики; третий – «святые, относительно которых необходимо думать, что Церковь признавала их не по причине принадлежности их к известному классу, а потому, что лично того или другого из них считали достойным сего признания. Это святые из подвижников (аскетов)» 2 . Ветхозаветных святых и новозаветных апостолов Церковь почитала изначально. Древние христианские мученики издревле почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. До обращения они могли, подобно благоразумному разбойнику, быть и закоренелыми грешниками,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

86. 1459 г. Его же послание новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов киевского митрополита Григория Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 101 об.–105; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 65. Послание от митрополита Ионы, Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, о прихожеи и Григория митрополита от Римских стран на Киевскую митрополию Благословение Ионы, митрополита всея Руси, о Святом Духе возлюбленному сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова: благодать и мир и милость от Вседержителя Бога и от пречистой Богоматери пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, и от нашего смирения благословение и молитва . О том тебе, своему сыну, воспоминаем, а и сам испытно веси, како божественные и священные правила святых и верховных Апостолов и святых и богоносных Отцов повелевают, а запрещают нашему смирению, сущим настоятелем и окормителем и учителем, от Бога устроенным святым Божьим великим и соборным церквам, и всему православному великому христианству, комуждо нас своей паствы, каково великое смотрение и попечение нам иметь о святой православной и христианской вере, еже прияхом от семи святых вселенских соборов, и от Царствующего града, и от нашей русской земли просветителя и учителя, святого равного Апостолам великого князя Владимира, просветившего русскую землю святым крещением; како нам святое предание соблюдать и иметь крепче, неподвижно, и душу свою полагать за то, а к новине не приставать никакоже, по великого святого верховного Апостола Павла словеси: «паче преданного от него, аще и ангел благовестит, или и сам той инно что возглаголет, анафема да будет», еже есть проклят. И того, сыну, нам велми надобе… 2798 и того ради осуждены. Еще же, сыну, и о том воспоминаю тебе, каково еси, сыну, исповедание и обещание Богови дал и нашему смирению в своем поставлении на святительство, сам ведаешь, еже и латинства остерегаться: и того ради тебе о сем вкратце пишу, занеже и сами вемы, что еси рассудный человек и божественное писание веси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

     «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс. 15: 3) – такими словами одна из самых любимых книг русского человека изображает значение святых для всего человечества. Через святых Господь открывает нам Свою волю о человеке, предоставляя нам пример того, каким человек должен быть по Его замыслу. Мудрое действие Промысла Божия во все времена являет человечеству живые примеры достижения замысла, ибо «слова назидают, а примеры влекут». А в нашей церковной истории таких примеров великое множество. Вокруг отшельников (вспомним хотя бы преподобного Сергия) всегда формировался монастырь, вокруг добрых пастырей – умножались «овцы», великие архиереи своими миссионерскими трудами и благочестием христианизировали целые области, а великие правители освобождали им для этого новые земли. Так и «собиралась» Святая Русь. Трудом, мечом, но главное – примером. Ибо лишь святой пример в деле распространения веры силен быть проводником Божественной благодати, созидающей и сообщающей семена веры ближнему. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – так говорил об этом великий подвижник преподобный Серафим Саровский , о котором у нас сегодня пойдет речь. В силу важности примера его всегда старались запечатлеть и сохранить для будущих поколений. Русские летописцы кропотливо описывали подвиги благочестия русских князей и монахов. Последователи великих аскетов вскоре после их блаженной кончины составляли и распространяли их жизнеописания. Так, например, ученики преподобного Сергия старательно переписывали и таким образом размножали его жизнеописание, составленное одним из них, преподобным Епифанием Премудрым. Кстати, сам Епифаний в предисловии к жизнеописанию преподобного описывает свои колебания перед написанием этого труда и тот совет, который он получил от мудрых мужей. Найдя старцев, мудрых в ответах, рассудительных и разумных, он спросил их о Сергии, чтобы разрешить свое сомнение, следует ли ему о нем писать. Старцы сказали ему в ответ: «Насколько плохо и не подобает спрашивать о жизни нечестивых, настолько же не подобает забывать жизнь святых мужей, не описывать ее, предавать молчанию и оставлять в забвении. Если будет написано житие мужа святого, то от этого будет большая польза и утешение и писателям, и рассказчикам, и слушателям; если же не будет написано житие святого старца, а знавшие и помнившие его умрут, то нужно ли такую полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, предавать молчанию? Если не будет написано его житие, то как узнать незнавшим его, каков он был или откуда происходил, как родился, как вырос, как постригся, как воздержанно подвизался, как он жил и каков был конец его жизни? Если же житие будет написано, то, услышав о жизни старца, кто-нибудь последует его примеру и от этого получит пользу» .

http://pravoslavie.ru/81060.html

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святаго и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тождественную по воле и тождественную по уму, тождественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими – Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях. Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну, Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как «желание боящихся Его... исполняет» Бог ( Псал. 144, 19 ). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их, ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались. Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Konsta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский Бенедикт XVI причислил своего предшественника Кароля Войтылу к лику блаженных 02.05.2011 309 Папа Римский Иоанн Павел II , который в воскресенье был официально причислен к лику блаженных Римско-католической церкви, будет канонизирован в самом скором времени, сообщил государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, передает РИА Новости. «Для канонизации будет достаточно признания того факта, что есть научно доказанное чудо. Чудо, охарактеризованное как необъяснимое с научной точки зрения медицинской комиссией, теологической комиссией и собранием кардиналов и епископов, входящих в Конгрегацию по делам святых», - пояснил Бертоне, выступая в воскресенье вечером в популярной передаче итальянского государственного телевидения Rai. «Для этого потребуется всего несколько лет», - подчеркнул госсекретарь Ватикана. Процесс беатификации Иоанна Павла II, скончавшегося в Ватикане 2 апреля 2005 года, начался практически сразу после его смерти, в мае того же года. Провозглашение блаженным в католичестве является первой стадией прославления, после которой может последовать канонизация (причисление к лику святых). Мнения о скорой канонизации Иоанна Павла II придерживается и префект ватиканской Конгрегации по делам святых кардинал Анджело Амато. В интервью газете Corriere della Sera он пояснил, что в отношении Войтылы изначально было открыто «дело о беатификации и канонизации», так что начинать теперь новый процесс в связи с объявлением Иоанна Павла II святым не придется. «Для объявления святым необходимо признание еще одного чуда, а процедура останется прежней. Анализ поступившей информации, научная и теологическая оценка указанного случая. В конце будет созвана консистория, в ходе которой Папа Римский назовет дату канонизации», - рассказал кардинал. По его словам, сообщения о чудесах, совершенных Войтылой, поступают в Ватикан каждый день. «Но при канонизации будет приниматься во внимание лишь та информация, которая касается событий, происшедших после беатификации», - отметил Амато.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/02/pa...

Июль 1876 г. 2-го июля. Благодарю Господа, не возгнушавшегося мною, непотребным, и в сей день и сподобившего меня блаженства причаститься Божественных животворящих и страшных Его Таин. Страх вражий был во мне всю обедню, пакостник смущал и обессиливал меня внутренне; на великом входе запутал меня мыслию о деньгах в пользу нищих; не сказал ни одного имени; «ихже даруй святым Твоим церквам»... пропустил по страху вражию. Заамвонную молитву читал громко, торжественно, всю. Это благодатию Святых Таин. На отпусте не помянул святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Иоанна Златоустог о, святого Александра Невского, святых праведных Иокима и Анну. Перед обедней во время утрени допустил воскипеть в сердце неприязни и презорству к служащему отцу Александру за служение вместо меня панихид, отпевания и заупокойной обедни в соборе, хотя я сам дал Зрелову дьячку ответ, что все службы заупокойные пусть служит отец Александр: я еду в Петергоф на два дня. А вместо того приехал завтра же. Покаянием и сокрушением сердца и благодатию Господа изгнал из души эту змию, мучившую меня. Отсюда вижу, что сребролюбие во мне сильно, а любовь к брату, уважение к нему крайне слабы, ничтожны. Увы мне, грешнику окаянному! 4 июля. Согрешил, искушая долготерпение Господне 2-го июля вечером, покурив сигару 32 , когда давно я знал, что мне не должно осквернять уста свои прихотью. Вот теперь ко мне возвратилась глухота, сделался шум в голове. Согрешил и еще пред Господом и угодником Его святым Тихоном Задонским , сказав разносчику для уступки в цене, что сочинения святого Тихона много валяются и дешево продаются. Так не следовало говорить! Вот, каюсь в этих грехах и в других многих. Слух сердечный я утратил, потому в наказание и слуха телесного лишился, а слух сердечный я утратил чрез невоздержиение в пище и питии, особенно в мясоядении; мяса мне давно не надо было есть; еще прежде, болев ушами (года четыре назад), я дал обет не есть мяса и не исполнил его. Согрешил чревоугодием, идолопоклонствуя доселе. Окаянный я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

прот. Константин Буфеев 5. Звери не причиняют вреда Святым Современного цивилизованного человека перед тайной дикой природы охватывает страх, боязнь быть ужаленным, укушенным, пораненным. Не только кобры, дикие слоны и тигры – людоеды представляют смертельную опасность для нас. Обычные дворовые собаки и даже насекомые (шершни, муравьи, клещи) иногда становятся причиной панического поведения и людского беснования. Мы порой теряем власть даже над комнатными питомцами и домашними животными (однажды хозяина на наших глазах укусил любимец всей семьи – хомячок). Не так было в первозданном Божьем мире. Адам имел власть над животными, которая проявлялась в том, что он нарекал им имена. Звери же находились в покорном служении своему господину и не смели восставать против него. В Житиях Святых мы встречаем множество удивительных примеров того, как благодать Божия, сопутствующая подвигу угодников Христовых, оказывает преображающее действие на животных, и они вместо агрессии проявляют покорность перед Святыми. 5.1. Змеи и прочие гады не причиняют вреда Святым Воскресший Христос, явившись Апостолам, назвал знамения, которые будут сопровождать верующих в Него как в Сына Божия. В числе этих знамений Он указал неуязвимость от змей – змия возмут ( Мк.16:18 ). Пример такой неуязвимости от укусов ядовитых гадов показал святой апостол Павел во время своего пребывания на острове Мелит. Книга Деяний святых Апостолов, гл. 28 3. Сгромаждшу же Павлу рождия множество и возложившу на огнь, ехидна от теплоты изшедши, секну в руку его. 4. И егда видеша варвари висящу змию от руки его, глаголаху друг ко другу: всяко убийца есть человек сей, его-же спасена от моря суд Божий жити не остави. 5. Той же убо, оттряс змию во огнь, ничтоже зло пострада . 6. Они же чаяху его имуща возгоретися, или пасти внезапу мертва: на мнозе же того чающым и ничтоже зло в нем бывшее видящим, претворшеся, глаголаху Бога того бытии. 3. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна , выйдя от жара, повисла на руке его. 4.Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. 5. Но он , стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда . 6. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадёт мёртвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Часть первая Тема, которой я хотел бы коснуться в этой статье, несмотря на свою многовековую историю, весьма актуальна и на сегодняшний день. Это тема почитания святых. Многим невоцерковленным людям зачастую бывает трудно понять, зачем молиться святым, когда есть Христос . Постараюсь показать различие между почитанием святых и служением Богу на одном примере. Однажды мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который, придя в храм, был очень возмущен наличием в церкви большого количества икон. Было видно, что молодой человек неплохо подкован в знании Священного Писания, имел понятие о некоторых христианских догматах, хотя несколько искаженное, но при этом был человеком абсолютно нецерковным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял человек, попавший под воздействие учения какой-то псевдохристианской секты. Тем более, что поведение парня было несколько агрессивным по отношению ко всему православному. Складывалось впечатление, что он был специально подослан в храм для какой-то провокации. Это мнение подкреплялось видом явно сдерживающей свои эмоции свечницы, которой молодой человек пытался «прочищать мозги». Я поспешил на помощь церковнице. Как и следовало ожидать, все внимание молодого человека сразу же переключилось на меня, т.к. он искренне надеялся доказать свою правоту хотя бы одному православному христианину, а тем паче, священнику. Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь , только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?» Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т.к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди. И, к сожалению, эти искатели истины довольно часто падают жертвами хорошо подкованных сектантов и сами становятся постоянными членами различного толка сект.

http://azbyka.ru/zachem-molitsya-svyatym...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010